Главная страница
Навигация по странице:

  • Второе «Хождение в народ»: тактика, методы, участники;

  • «Земля и воля»: программа, устав.

  • «Земля и воля»: организаторская (чигирское дело) и дезорганизаторская (теракты) деятельность. Пропаганда и ее особенности. Террор и его особенности. Участники.

  • Раскол народников: Воронежский и Петербургский съезды.

  • «Чёрный передел» – программа, участники, деятельность.

  • История. практичка14. Тема 14 Революционнодемократическое движение в России 6090х гг. Xix века 6 часов


    Скачать 117.55 Kb.
    НазваниеТема 14 Революционнодемократическое движение в России 6090х гг. Xix века 6 часов
    АнкорИстория
    Дата13.05.2022
    Размер117.55 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлапрактичка14.docx
    ТипДокументы
    #526664
    страница3 из 6
    1   2   3   4   5   6
    Первое «Хождение в народ»: методы, районы, состав;

    Массовое «хождение в народ» 1874 г. было беспримерным до тех пор в русском освободительном движении по масштабам и энтузиазму участников. Оно охватило больше 50 губерний, от Крайнего Севера до Закавказья и от Прибалтики до Сибири. В народ пошли одновременно все революционные силы страны – примерно 2-3 тыс. активных деятелей (на 99 % – юношей и девушек), которым помогало вдвое или втрое большее число сочувствующих. Почти все они верили в революционную восприимчивость крестьян и в скорое восстание: лавристы ждали его через 2-3 года, а бакунисты – «по весне» или «по осени».4 Первой крупной акцией революционного народничества 70-х годов стало массовое "хождение в народ «летом 1874 г. Это было стихийное движение (летучая пропаганда) , хотя предварительно и велись разговоры о его организации и координации сил. В движении приняли участие несколько тысяч пропагандистов. В основном это была учащаяся молодежь, вдохновленная идеей Бакунина о возможности поднять народ на "всеобщий бунт". Толчком к походу "в народ" послужил голод 1873 - 1874 гг. в Среднем Поволжье. Именно туда и были направлены значительные силы пропагандистов. К тому же, как полагали народники, здесь были живы традиции Разина и Пугачева, крупных волнений крестьян в 1861 г., недовольных условиями реформы. Всего народнической "летучей пропагандой" было охвачено 37 губерний. Однако пропагандистов ожидало горькое разочарование. Они не знали ни настроений, ни психологии мужика, не имели опыта пропагандистской работы и конспирации. Мужик охотно слушал их разговоры об отмене податей, об отобрании у помещиков земли, но воспринимал настороженно, а порой и враждебно, призывы бунтовать против царя. Полиция легко вылавливала пропагандистов. Некоторых выдавали сами крестьяне. Аресту подверглось в 26 губерниях более 4 тысяч человек. Из них к дознанию было привлечено 770 пропагандистов. 193 чел. в 1877 г. предстали перед судом, который приговорил 28 подсудимых к каторге от 3 до 10 лет, 32 - к тюремному заключению до трех лет, 39 - к ссылке, остальные были оправданы. "Хождение в народ" в 1874 г. потерпело неудачу. Выступая во имя крестьянских интересов, народники не находили общего языка с крестьянами, которым были чужды внушаемые пропагандистами социалистические и антицарстские идеи. Не привлекала крестьян и идея "социальной революции". Участники "хождения в народ" признавали, что результат их пропаганды оказался "почти неуловим". Свой неуспех они объясняли абстрактностью пропаганды, препятствиями, чинимыми властями, кратковременностью пребывания в деревне. 5

    Второе «Хождение в народ»: тактика, методы, участники;

    Снова молодые люди, оставив семьи, университеты, гимназии, оделись в крестьянскую одежду, обучились кузнечному, плотницкому, столярному и прочим ремеслам, а также в качестве учителей и врачей, поселились в деревне. Это было "второе хождение в народ", теперь уже в виде постоянных поселений в деревне. Они пришли к заключению, что надо заменить "летучую пропаганду" планомерной, систематической работой в деревне: поселиться в ней и начать с бесед о повседневных, насущных, бытовых нуждах крестьян, исподволь внушая им в доступной для них форме свои идеи.Часть народников решила вести пропаганду среди рабочих, в которых видели тех же крестьян, лишь временно пришедших на фабрики и заводы, но более грамотных и, следовательно, более восприимчивых к революционным идеям. Их они рассматривали как посредников между интеллигенцией и крестьянами. Пропаганду среди рабочих поставил себе задачей оформившийся в феврале 1875 г. в Москве народнический кружок под названием "Все российская социально-революционная организация" (иначе ее называют "группой москвичей"). Ее участники приступили к пропаганде среди рабочих Москвы, Тулы, Серпухова, Иваново-вознесенская. Вскоре организация была раскрыта властями. Перед судом предстало 50 человек. Успех "второго хождения в народ" также был невелик. Только небольшая прослойка выходцев из народа, как например, крестьянин Андрей Желябов, рабочие Степан Халтурин и Петр Алексеева, нашли общий язык с народниками, став впоследствии активными участниками народнических и рабочих организаций.6
    «Земля и воля»: программа, устав.

    В 1876 была создана организация «Земля и воля». При создании "Земли и воли" была принята программа. Были разные указания о составлении программы «Земля и воля»:

    1) Аптекман относил выработку программы к началу 1877 года и она «в начале 1878 г. была в сохранности в нашем архиве».

    2) Михайлов говорил, что окончательная программа сложилась в 1878 г., а до этого времени он признавал существование только тезисов.

    3) Плеханов считал, что окончательная программа народников была выработана им весной 1878 г7. Первый вариант программы «Земли и воли» был литературно оформлен А. Д. Оболешевым, очевидно, после длительного предварительного обсуждения всех ее основных положений в среде землевольцев. Точное датирование этой программы весьма затруднительно. С. Н. Валк относит появление ее к 1876—1877 гг. Небольшая первая программа «Земли и воли» состояла из 5 пунктов. Принципы этой программы были основаны на народных требованиях и излагались следующим образом: «1) Переход всей земли в руки сельского рабочего сословия (мы убеждены, что две трети России будут ею владеть на общинном начале) и равномерное ее распределение. 2) Разделение Российской империи на части соответственно местным желаниям. 3) Перенесение всех общественных функций в руки общины, т. е. полное ее самоуправление...8 Второй вариант программы «Земли и воли» опубликован в сборнике «Архива «Земли и воли» и «Народной воли» по двум сохранившимся экземплярам: первый — черновик, написанный рукою А. Д. Оболешева, содержит первоначальную редакцию программы с поправками А. Д. Михайлова и других, а также пометкой: «Генерал — от конспирации». Второй экземпляр писан двумя почерками, с пометкой А. Д. Михайлова — 1878 год, май. Весной 1878 г. (апрель — май) были приняты про¬ грамма и устав «Земли и воли», при обсуждении окончательного варианта которых Михайлов вносил много поправок и дополнений. В окончательном варианте программы в неприкосновенности остались принципы бакунистского анархизма со всеми присущими ему чертами. И в то же время нашли отражение известные разногласия между Оболешевым и Михайловым, а возможно и другими землевольцами по вопросам организационного построения народнической социально-революционной партии. Как в первом, так и во втором вариантах программы экономическое освобождение народа при посредстве самого народа объявлялось главным условием реализации политической свободы. Всякие политические завоевания отрицались программой. Землевольцы отрицали борьбу за политическую свободу, как самостоятельную задачу9. Таким образом, окончательная программа «Земли и воли» 1878г. содержала в себе следующие основные требования: передача всей земли крестьянам с правом общинного ею пользования, введение мирского самоуправления, свобода слова, собраний, вероисповедания, создание производственных земледельческих и промышленных ассоциаций10.

    В начале 1877 г. Михайлов приготовил проект устава, обсуждение которого встретило значительную оппозицию со стороны группы землевольцев – сторонников авторитарной организации. Проект устава был подвергнут тщательному обсуждению. В результате такого обсуждения, по мнению С. Н. Валка, должен был явиться окончательный текст устава, но он не сохранился в архиве. Поэтому С. В. Валк допускал возможность существования недошедших до нас поправок и не решался по этой причине считать последнюю редакцию утвержденным уставом. В мемуарной литературе о содержании окончательного варианта устава почти ничего не сказано. Имеется лишь указание Плеханова о том, что при обсуждении устава было много споров: «Михайлов требовал радикального изменения устава в смысле большей централизации революционных сил и большей зависимости местных групп от центра». По воспоминаниям Г. В. Плеханова, весной 1878 г. А. Д. Михайлов предложил переделать устав. «Михайлов требовал радикального изменения устава в смысле большей централизации революционных сил и большей зависимости местных групп от Центра. После многих споров, почти все его предложения были приняты и ему поручено было написать проект нового устава». Этот проект был вынесен на широкое обсуждение Большого Совета «Земли и воли» и принимался весной 1878 года. Сохранившийся в архиве проект устава с тремя сводками поправок, дополнениями и протокольной записью обсуждения и голосования принимаемых поправок был опубликован в 1932 г. в сборнике «Архив «Земли и воли» и «Народной воли»11.
    «Земля и воля»: организаторская (чигирское дело) и дезорганизаторская (теракты) деятельность. Пропаганда и ее особенности. Террор и его особенности. Участники.
    Неудачи "хождений в народ" выдвинули необходимостъ создания централизованной революционной организации с четкой структурой и разработанной программой цели и действий. Такая организация была создана к концу 1876 г. Первоначально она именовалась "Северно-революционной народнической группой", а в 1878 г. получила название "Земли и воли" — в честь "Земли и воли" 60-х годов. Новая революционная организация заявила о себе политической демонстрацией 6 декабря 1876 г. на площади у Казанского собора в Петербурге ("казанская демонстрация"), на которую собралось до 400 студентов, курсисток, молодых рабочих. Сначала в Казанском соборе был отслужен молебен "во здравие" находившегося в сибирской ссылке Чернышевского. Затем студент-технолог Георгий Плеханов произнес страстную речь с призывом к борьбе с деспотизмом, а молодой рабочий Яков Потапов поднял над толпой красное знамя с надписью "Земля и воля". Полиция разогнала демонстрацию, подвергнув избиению ее участников (а заодно и переодетых шпиков, приняв их за демонстрантов). До 30 участников демонстрации были арестованы, преданы суду и отправлены на каторгу и в ссылку. Плеханову удалось скрыться. Членами-учредителями "Земли и воли" были Георгий Плеханов, Марк и Ольга Натансоны, Осип Аптекман, братья Александр и Адриан Михайловы. Позднее в нее вступили Вера Фигнер, Софья Перовская, Николай Морозов, Дмитрий Клеменц, Сергей Кравчинский (известный писатель Степняк-Кравчинский), Лев Тихомиров (впоследствии стал ренегатом). В отличие от прежних народнических кружков это была уже более широкая и хорошо законспирированная организация. Вместе со своими филиалами она насчитывала до 200 членов. Руководил ею "Центр" или "Администрация". Он избирался "основным кружком", который в количестве 30 человек составлял ядро организации. Остальные члены подразделялись на несколько групп по характеру своей деятельности. Группа "деревенщиков" (наиболее многочисленная) вела работу в деревне, "рабочая" группа — среди рабочих, "интеллигентская" группа — среди студентов. Особо были выделены "Дезорганизаторская" группа (в ее обязанности входили "разведка" и добыча сведений из карательных учреждений, привлечение на свою сторону чиновников и военных, а позднее — совершение террористических актов) и так называемая "Небесная канцелярия", в которой изготовлялись поддельные паспорта, виды на жительство и т. п. Вся организация состояла из пятерок. Каждый состоявший в пятерке знал только ее членов. В провинции были образованы отделения общества — территориальные "общины", автономные в своих действиях. Главными задачами провинциальных общин были подготовка крестьянского восстания и руководство им на местах. В 1878—1879 гг. издавались нелегальные газеты "Земля и воля" и "Листок "Земли и воли". При создании «Земли и воли» была создана программа. Главным тактическим средством борьбы авторы программы избрали пропаганду среди крестьян, рабочих, ремесленников, студентов, военных, а также воздействие на либерально-оппозиционные круги русского общества, чтобы привлечь их на свою сторону и таким образом объединить всех недовольных. Среди крестьян и рабочих велась и большая культурно-просветительская работа: в деревне распространялись популярные брошюры: "Хитрая механика" ("механика" ограбления правительством народа), "Царь-голод", рассказы о вожаках народных восстаний Разине и Пугачеве. В программе "Земли и воли" нашли отражение и бакунистские идеи отказа от захвата политической власти. Последнее обусловливалось неудачей "хождения в народ" и вынесенным из этого убеждением в том, что народные массы индифферентны к характеру политического строя и их нельзя поднять на борьбу во имя достижения политических свобод. Проблема террора как средства революционной борьбы тогда еще не ставилась — она выдвинулась только в 1879 г. и заняла важное место в деятельности "Народной воли". Совершавшиеся до этого террористические акты были вызваны жестокими действиями царских властей, являлись актами мести (например, выстрел Веры Засулич в петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова в 1878 г.) или самозащиты и не были еще направлены против царя. "Земле и воле" удалось наладить "разведку" в высших карательных органах. В январе 1879 г. по заданию "Земли и воли" на службу в III отделение поступил Н. В. Клеточников, который получил доступ к секретным материалам. После замены III отделения в 1880 г. Департаментом государственной полиции Клеточникову удалось перейти туда в качестве заведующего секретной частью 3-го делопроизводства, ведавшего полицейским сыском и дознаниями. В течение двух лет Клеточников доставлял революционерам сведения о планах полиции, готовившихся обысках и арестах, доносах, облавах, о засылаемых в среду организации шпионах, показаниях арестованных, имена многих агентов полиции. В конце января 1881 г. деятельность его была раскрыта. Суд приговорил Клеточникова к смертной казни, замененной "вечной каторгой". До отбывания ее он был заточен в Петропавловскую крепость, где через два года скончался, не выдержав жестокого тюремного режима. В 1877 г. группа "Южных бунтарей", связанная с "Землей и волей", но действовавшая независимо от нее, предприняла попытку создать тайную крестьянскую организацию и с ее помощью поднять крестьян на восстание. Был избран Чигиринский уезд Киевской губернии (отсюда эта попытка получила название "Чигиринского заговора"), где в 1875 г. происходили массовые волнения бывших государственных крестьян, недовольных малыми земельными наделами. Здесь народники решили использовать наивный монархизм крестьян. Я. В. Стефанович выступил в роли "царского уполномоченного" и побудил крестьян направить с ним их жалобу к царю. В конце 1876 г. он привез крестьянам в ответ на жалобу напечатанные в подпольной типографии "Высочайшую тайную грамоту", устав крестьянского общества "Тайная дружина" и текст "Обряда святой присяги", якобы утвержденные царем. К середине 1877 г. удалось вовлечь в "Тайную дружину" до 2 тыс. крестьян. Восстание было намечено начать 1 октября 1877 г., однако в июне организация была раскрыта полицией. К дознанию было привлечено до тысячи крестьян. Суду было предано 44 человека, в том числе Стефанович и его помощники Л. Г. Дейч и И. В. Бохановский, которые сумели бежать из тюрьмы до суда. Из числа подсудимых четверо крестьян были приговорены к каторге на разные сроки, остальные оправданы. В 1879 г. в "Земле и воле" выдвинулась значительная группа сторонников политической борьбы и признания тактики террора. Приверженцы этого направления в марте 1879 г. создали свой Исполнительный комитет "Земли и воли". 2 апреля 1879 г. один из его членов А. К. Соловьев совершил неудачное покушение на Александра II, когда он совершал прогулку на Дворцовой площади. Сделав несколько выстрелов в царя из пистолета, Соловьев промахнулся и был схвачен на месте. Вскоре он был повешен. Прокатилась волна арестов среди народников. Свернули свою деятельность народнические "поселения" в деревне12.
    Раскол народников: Воронежский и Петербургский съезды.
    В "Земле и воле" возникли острые разногласия о приемлемости тактики террора, а также о целесообразности политической борьбы. Сторонники террора весной 1879 г. образовали внутри "Земли и воли" свою тайную организацию под названием "Свобода или смерть". Возникла необходимость созыва съезда для разрешения назревших спорных вопросов. Съезд состоялся 18—24 июня 1879 г. в Воронеже. Но накануне съезда сторонники террора и политической борьбы тайно собрались в Липецке, чтобы предварительно обсудить программные действия и определить свою линию поведения. На воронежском съезде развернулась острая полемика между Андреем Желябовым, сторонником террора, и Плехановым, который настаивал на продолжении прежней пропагандистской работы в деревне. Большинство приняло сторону Желябова, и Плеханов покинул съезд. На Воронежском съезде еще пытались сохранить единство организации, приняв компромиссное решение продолжать работу в деревне, но вести и политическую борьбу, применяя террористические методы. На петербургском съезде общества 15 августа 1879 г. спорящие стороны поняли несовместимость своих принципов и договорились разделить "Землю и волю" на две организации — "Народную волю" (в нее вошло большинство членов "Земли и воли") и "Черный передел", стоявший на прежних землевольческих позициях13.

    «Чёрный передел» – программа, участники, деятельность.

    Народническая организация "Черный передел", возглавляемая Г. В. Плехановым, заявила о своем неприятии тактики индивидуального террора и поставила целью "пропаганду в народе" для подготовки "аграрного переворота". Он вел пропаганду в основном среди рабочих, студентов, военных. Программа "Черного передела" во многом повторяла программные положения "Земли и воли". "Черный передел", как и "Земля и воля", в организационном отношении строился по принципу "федерации кружков". Основная часть организации (40 человек) находилась в Петербурге. Провинциальные кружки существовали в Москве, Казани, Киеве, Минске, Харькове, Одессе и других городах, но они были слабо связаны с центром. К концу 1879 г. была уже своя типография. В 1880 г. она была выдана предателем. Арестам подвергся ряд членов "Черного передела". В январе 1880 г., опасаясь арестов, за границу с небольшой группой чернопередельцев эмигрировал Плеханов. Руководство организацией перешло к П. Б. Аксельроду, который попытался активизировать ее деятельность. В Минске была создана новая типография, которая выпустила несколько номеров газет "Черный передел" и "Зерно", но в конце 1881 г. она была выслежена полицией. Последовали новые аресты. После 1882 г. "Черный передел" распался на мелкие самостоятельные кружки. Часть их примкнула к "Народной воле", остальные прекратили свое существование14.
    «
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта