роль гипотезы в научном познании. роль гипотезы в научнои познании Алёшина РЛ-м-22. Тема 21. Роль гипотезы в научном познании. Ограниченность гипотетикодедуктивной концепции теоретических знаний. Роль интуиции в познании
Скачать 17.9 Kb.
|
Алёшина Р.К. РЛ-м-22. Тема 21. Роль гипотезы в научном познании. Ограниченность гипотетико-дедуктивной концепции теоретических знаний. Роль интуиции в познании. Гипотеза – проблематическое предположение, высказанное для объяснения совокупности фактов. Она выступает как важный этап создания научное теории . Это умозаключение, посредством которого происходит выдвижение предположения об основаниях и причинах явлений. Широко распространен вывод о том, что гипотеза является формой развития науки . Различают следующие виды гипотез: общая гипотеза. Выдвигается с целью объяснения всего класса описываемых явлений. Именно общая гипотеза в случае подтверждения становится теорией; частная гипотеза. Создается для выяснения причин возникновения закономерностей у некоторого подмножества элементов множества. В отличие от гипотезы ad hoc, выясняет в рамках общей гипотезы закономерности для отдельных элементов исходного множества; единичная гипотеза. Строится для совокупности единичных фактов, конкретных событий и явлений. В любом случае гипотеза выступает как форма доказательства, его первый этап. В методологии науки термин «гипотеза» используется в двух смыслах: как форма существования знания, характеризующаяся проблематичностью, недостоверностью, нуждаемостью в доказательстве; как метод формирования и обоснования объяснительных предложений, ведущий к установлению законов, принципов, теорий. Нужно сказать, что и в первом, и во втором случае гипотеза указывает на вероятный характер всякого знания. Но без этого свойства невозможно научное творчество, которое всегда допускает наличие иного толкования исследуемого объекта. Гипотетико-дедуктивный метод - метод научного познания и рассуждения, основанный на выведении дедукций (заключений) из гипотез и других посылок, истинностное значение которых неизвестно. Поскольку в дедуктивном рассуждении значение истинности переносится на заключение, а посылками служат гипотезы, то и заключение гипотетико-дедуктовного рассуждения имеет лишь вероятностный характер. С логической точки зрения гипотетико-дедуктивная система представляет собой иерархию гипотез, степень абстрактности и общности которых увеличивается по мере удаления от эмпирического базиса. На вершине располагаются гипотезы, имеющие наиболее общий характер и поэтому обладающие наибольшей логической силой. Из них как из посылок выводятся гипотезы более низкого уровня. На самом низшем уровне системы находятся гипотезы, которые можно сопоставить с эмпирическими данными. Если они подтверждаются этими данными, то это служит косвенным подтверждением и гипотез более высокого уровня, из которых логически выведены первые гипотезы. Гипотетико-дедуктивная концепция теоретических знаний обладает и определенного рода ограниченностью. Это связано с тем, что в ее рамках: 1) от области фактов к области гипотез нет логического пути. Данная модель не может отразить индуктивные рассуждения ученого, его стратегию движения от частного к общему. Мышление исследователя движется не только «сверху вниз», но и «снизу вверх», от фактуального базиса к общим законам! Но вопрос как это происходит гипотетико-дедуктивная модель оставляет без внимания. 2) от области гипотез к области фактов возможно множество логических путей. Для объяснения одних и тех же явлений часто выдвигается сразу несколько гипотез. Данная модель описывает отношения только между гипотезой; но отношения внутри самого множества гипотез остаются внелогическими. Модель остается безразличной к тому, что из различных альтернативных гипотез могут логически следовать одни и те же факты! Как факт знания каждый вид интуиции — непререкаемая реальность, существующая в сфере познания для всех познающих. Человеческий ум, озабоченный осмыслением вопросов, связанных с познавательной деятельностью, пытался разрешить и вопрос, каким образом из знания, порожденного опытом и обладающего относительной необходимостью и всеобщностью, может следовать знание, обладающее уже не относительной, а безусловной всеобщностью и необходимостью. Другой немаловажный вопрос: способен ли ум мыслить некоторые истины непосредственно, без помощи доказательства. Учение об интеллектуальной интуиции возникло как ответ на этот вопрос. Термин «интуиция» обычно встречается со словами «знание» и «познание»: 1) интуиция — это вид знания, специфика которого обусловлена способом его приобретения. Это непосредственное знание, не нуждающееся в доказательстве и воспринимаемое как достоверное. Такой позиции, к примеру, придерживались Платон, Декарт, Локк, Спиноза, Лейбниц, Гегель, Бергсон. Непосредственное и опосредованное знание свойственно всем наукам, однако разли- чие между ними было впервые отчетливо проведено в математике. 2) По способу получения интуиция — это прямое усмотрение истины, т.е. объективной связи вещей, не опирающееся на доказательство (интуиция, от лат. intueri — созерцать, — есть усмотрение внутренним зрением). Среди множества определений истины имеются общие положения: 1) непосредственность интуитивного познания, отсутствие предварительного рассуждения, 2) независимость от умозаключения и доказательства, 3) уверенность в правильности результата, причем она основана на определенных неосознанных психических данных, 4) значимость предшествующего накопления знаний. Интуитивное познание как непосредственное отличается от рассудочного, опирающегося на логический аппарат определений, силлогизмов и доказательств. Преимущества интуитивного познания перед рассудочным можно представить следующим образом: 1) возможность преодолеть ограниченность известных подходов к решению задачи и выйти за рамки привычных, одобряемых логикой и здравым смыслом представлений, увидеть задачу в целом; 2) интуитивное знание дает познаваемый предмет целиком, сразу «всю бесконечную содержательность предмета», позволяет «ухватить наибольшую полноту возможностей». При этом различные стороны предмета познаются на основе целого и из целого, тогда как рассудочное знание имеет дело только с частями (сторонами) предмета и из них пытается сложить целое, строить бесконечный ряд из общих понятий, присоединяемых друг к другу, но в силу того, что такой ряд неосуществим, рассудочное знание остается всегда неполным; 3) интуитивное знание имеет абсолютный характер, ибо созерцает вещь в ее сущности, рассудочное имеет относительный харак- тер, поскольку состоит только из символов; 4) в интуиции дана творческая изменчивость, текучесть действительности, тогда как в общих понятиях рассудочного знания мыслятся лишь неподвижные, общие положения вещей; 5) интуитивное знание — высшее проявление единства знания интеллектуального, ибо в акте интуиции разум одновременно и мыслит, и созерцает. Более того, это не есть лишь чувственное познание единичного, но интеллектуальное созерцание всеобщих и необходимых связей предмета. Поэтому, как считали рационалисты XVII в., интуиция — не просто один из видов интеллектуального познания, но его высший вид, наиболее совершенный. Благодаря основным психическим функциям (ощущению, мышлению, чувству и интуиции) сознание получает свою ориентацию. Особенность интуиции в том, что она участвует в восприятии бессознательным образом, иными словами, функция ее иррациональна. Отличаясь от других функций восприятия, интуиция может иметь и сходные с некоторыми из них черты, например, ощущение и интуиция имеют много общего, и, в целом, это две функции восприятия, взаимно компенсирующие друг друга, подобно мышлению и чувству. |