Главная страница

Тема 29. Зарубежные криминологические системы. 1


Скачать 65.64 Kb.
НазваниеТема 29. Зарубежные криминологические системы. 1
Анкорmodul_12_kont_voprosy.docx
Дата28.07.2018
Размер65.64 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаmodul_12_kont_voprosy.docx
ТипАнализ
#22134
страница1 из 4
  1   2   3   4




Тема 29.

Зарубежные криминологические системы.

1

Современное состояние и перспективы зарубежной криминологии.

Анализ современной зарубежной практики воздействия на преступность показывает, что к числу работающих криминологических концепций относятся:
- неоклассицизм (теории И. Бентама и П. Фейербаха с незначительными модификациями);
- теория уголовной политики Ф. Листа;
- психоаналитические концепции преступности;
- социобиологическая теория деструктивности;
- социологическая теория аномии (развитая на основе концепции Э. Дюркгейма);
- концепция контроля преступности (разработанная Э.Сатерлендом на основе положений Э. Дюркгейма);
- теория дифференциальной связи (предложенная Э. Сатерлендом и модифицированная его последователями);
- виктимологические теории.
Ряд криминологических теорий весьма популярны за рубежом, но их влияние на практику борьбы с преступностью минимально. Речь идет о концепции опасного состояния и социальной защиты, клинической криминологии, теории стигмы, радикальной криминологии. За рубежом стали достаточно ограниченно применять тюремное заключение, но в основе этого процесса лежит не принятие концепции стигмы, а экономический фактор (тюрьмы переполнены, пенитенциарная система переживает кризис). Краткосрочное заключение, противоречащее идеям интеракционистов, популярно во многих странах.
В зарубежной научной среде весьма скептично отношение к ломброзианству и его различным модификациям. За пределами достаточно узкого круга – ученых ломброзианские теории воспринимаются с интересом (как нечто экзотическое) и отношение к ним вполне лояльное. Несмотря на то, что рекомендации неоломброзианцев не востребованы современной практикой воздействия на преступность, их опосредованное влияние велико (во многих зарубежных фильмах о преступниках центральная фигура – именно ломброзианский тип). Теории прирожденного преступника популярны и среди обывателей, и среди практических работников (как правоохранительной, так и пенитенциарной системы). Соответственно и отношение к преступникам и преступности в немалой степени зависит от этих «скандальных» криминологических теорий.
Исследования в области клинической криминологии продолжаются, хотя от широкомасштабных пенитенциарных экспериментов давно отказались. Тем не менее общество с надеждой присматривается к результатам научных работ психологов, психофизиологов, психиатров, кибернетиков. Не исключено, что будущее в воздействии на преступность во многом будет принадлежать клиницистам, если им удастся найти радикальный гуманный способ модификации поведения.


2

Понятие криминологической системы, ее элементы.

В системе криминологических знаний следует, прежде всего, обозначить четыре основных учения: опреступности, ее детерминантах, личности преступника и о предупреждении преступности. Однако этим характеристика системы криминологических знаний не исчерпывается. В ней по различным основаниям выделяются и другие структурные элементы: частные теории, проблемы, концепции и т.д. К ним, в частности, относятся: науковедческие проблемы криминологии, история ее развития, криминологическая характеристика отдельных видов (групп) преступлений, организация и методика изучения преступности, криминологическое прогнозирование и планирование и т.д.

Необходимо отметить, что система криминологии, как и любой другой науки, не является застывшей, раз и навсегда заданной по всем параметрам, включая частные признаки. По мере развития этой науки она в определенных пределах может дополняться, уточняться и т.д.

Однако при любых условиях система криминологии должна соответствовать ее предмету, адекватно отражать его.


3

Основные виды зарубежных криминологических систем.

Англо-американская криминологическая система является воплощением социологического подхода к оценке преступности. Для нее характерны программы общесоциальной и специальной профилактики, особое внимание уделено восстановлению прав потерпевшего и ресоциализации осужденных.

Огромное число преступлений, увеличивавшееся из года в год, парализовало страхом немалую часть населения стран Западной Европы. Преступность инициировала недовольство капиталистической государственной системой не только У беднейших слоев "общества всеобщего благоденствия", но также у представителей среднего класса и даже элитарных групп, которым не удавалось найти безопасность за высокими стенами собственных замков и в бронированных автомобилях. Радикалы взяли на вооружение марксистский тезис о том, что в условиях капиталистического общества государство никогда, ни при каких условиях не сможет справиться с преступностью.

Восточноазиатский тип криминологической системы отражает особенности теории и практики предупреждения преступности в индустриально-развитых странах, расположенных в Восточной Азии (Япония, Южная Корея и др.).

Преступность в религиозной среде остается фактически латентной, так как жертвы преступлений, будучи подвергнутыми нетрадиционным технологиям воздействия со стороны лидеров религиозных организаций, не считают себя жертвами и не обращаются за защитой, сохраняя свое положение в секте в тайне от близких и общественности.

Социалистический тип криминологической системы (Китай, Куба, Северная Корея, а ранее – СССР и другие социалистические страны) является составной частью общественно-политической структуры социалистического общества, базирующегося на принципах социально-экономического равенства, всеобщей трудовой занятости и социальной обеспеченности (в минимальных пределах).

4

Характеристика англо-американского (или англо-саксонского – неконтинентального) типа криминологической системы, отличительные черты.
Англо-американская криминологическая система является воплощением социологического подхода к оценке преступности. Для нее характерны программы общесоциальной и специальной профилактики, особое внимание уделено восстановлению прав потерпевшего и ресоциализации осужденных.

Своеобразие американской модели проявляется в традиционно высоком уровне насильственной и корыстной преступности. Несмотря на снижение ее объема в период с 1991 года по 2006 год (в 1991 году был зафиксирован рекордный показатель индексной преступности - 14,8 млн.), Соединенные Штаты Америки имеют самые высокие показатели преступности на северо-американском континенте и в англо-американской криминологической системе в целом.

В стране сформирована особая психология вооруженной нации. Право на ношение оружия закреплено во второй поправке к Конституции США: "Поскольку хорошо организованная милиция необходима для безопасности свободного государства, право народа хранить и носить оружие не должно нарушаться". Национальная идея вооружения выражена в пословицах: "Господь Бог создал людей большими и маленькими, сильными и слабыми, а Сэм Кольт уравнял их шансы", "Одни человек, один голос, один пистолет".

Развитие американского законодательства в части гражданского оборота оружия на начальном этапе своего развития не имело системного характера и определялось политическими установками правящей партии.

Внесенная в 1791 году вторая поправка в Конституцию США на протяжении 143 лет была единственным федеральным актом, регулирующим оборот и использование оружия. В 1934 году был принят Закон "Об огнестрельном оружии", который определил правила его продажи и запретил приобретение гражданами отдельных видов и типов оружия, в частности, пулеметов. Поправки в закон от 1938 года ввели запрет на владение оружием отдельными категориями граждан и установили порядок лицензирования наиболее опасных видов вооружения.

5

Характеристика западноевропейского (или романо-германского – континентального) типа криминологической системы, отличительные черты.
К 70-м гг. криминология в западных странах достигла определенной зрелости, показателями которой можно считать:

— во-первых, значительный уровень теоретического осмысления сущности преступности. Западные криминологические теории раскрыли различные стороны этого явления, выявили его причины, показали возможные направления воздействия на криминальный феномен;

— во-вторых, государственные структуры стали серьезно относиться к криминологическим исследованиям: на их проведение начали выделять значительные денежные средства, во многих странах были созданы криминологические учреждения (институты, исследовательские центры и т. п.), немало рекомендаций криминологов реализовались в практической деятельности по воздействию на преступность.

Огромное число преступлений, увеличивавшееся из года в год, парализовало страхом немалую часть населения стран Западной Европы. Преступность инициировала недовольство капиталистической государственной системой не только У беднейших слоев "общества всеобщего благоденствия", но также у представителей среднего класса и даже элитарных групп, которым не удавалось найти безопасность за высокими стенами собственных замков и в бронированных автомобилях. Радикалы взяли на вооружение марксистский тезис о том, что в условиях капиталистического общества государство никогда, ни при каких условиях не сможет справиться с преступностью. Все больше и больше людей стали сомневаться в жизнеспособности капиталистической системы. В этих условиях поиск эффективных мер обуздания чреступности стал одним из условий выживания буржуазной государственности. Политики решились на проведение достаточно радикальных социальных реформ — благоприятным политическим фоном для таких реформации было то, что в ряде стран Европы к власти пришли социалисты,

а в Португалии президентом стал коммунист АлвароКуньял. Самые смелые и достаточно дорогостоящие рекомендации криминологов находили поддержку.


6

Характеристика восточноазиатского типа криминологической системы, отличительные черты.
Восточноазиатский тип криминологической системы отражает особенности теории и практики предупреждения преступности в индустриально-развитых странах, расположенных в Восточной Азии (Япония, Южная Корея и др.). Выделяется японская криминологическая модель, которая отличается своеобразным положением на криминологической карте мира, поскольку представляет собой сочетание западных идей и представление о причинах преступности и ее предупреждении с национально-самобытными формами их реализации. На протяжении нескольких десятков лет японская модель борьбы с преступностью считается одной из наиболее эффективных, поскольку уровень регистрируемых преступлений в стране (в 2006 г. – 1 604 преступления на 100 тыс. населения) в 5 - 6 раз ниже, чем в большинстве развитых западных государств. В структуре преступлений преобладают деяния, не являющиеся тяжкими (кражи), и сохраняется низкий уровень убийств: 1 преступление на 100 тыс. населения, в то время как в нашей стране, например, данный показатель в 19 раз выше!

Данные обстоятельства обусловливают повышенное внимание к японскому «феномену» со стороны российских и западных криминологов, рассматривающих опыт Японии как пример принципиальной возможности успешной борьбы с преступностью в условиях развитого индустриального общества. При этом большинство криминологов объясняют данный феномен не столько успехами уголовной политики, сколько национальными культурно – историческими и психологическими особенностями (трудолюбие, законопослушание, групповая солидарность). Вместе с тем, в современной Японии наблюдается активное усвоение "западного" образа жизни как проявление негативных последствий глобализации, что приводит к утрате традиционных ценностей и неблагоприятно отражается на состоянии преступности.

7

Характеристика религиозного типа криминологической системы, отличительные черты.
Преступность в религиозной среде остается фактически латентной, так как жертвы преступлений, будучи подвергнутыми нетрадиционным технологиям воздействия со стороны лидеров религиозных организаций, не считают себя жертвами и не обращаются за защитой, сохраняя свое положение в секте в тайне от близких и общественности. И только факты, ставшие предметом разбирательства мировой общественности и международной уголовной юстиции, дают криминальную статистику. В 1995 году религиозная секта «АумСинрике» отравила пять тысяч пассажиров токийского метро боевым отравляющим веществом, деятельность российского отделения секты была запрещена в судебном порядке, лидеры организации находятся под следствием. При расследовании этого злодеяния была выявлена масса иных преступлений, совершенных сектантами: убийства, отравления, шантаж между собакой и волком: государство, общество, церковь оказались перед липом серьезной угрозы. Эта угроза - религиозные секты. Некоторые религиозные организации тяготеют к подбору в свои ряды лиц из интеллектуальной элиты общества, проявляют интерес к химическим, биологическим и иным наукоемким средствам террора, в том числе и к ядерному оружию. К арсеналу средств террора могут быть отнесены также сами методы, приемы и технологии направленного воздействия на психику человека, применяемые в религиозной (квазирелигиозной) среде.

Такие «средства» могут стать с широким развитием Интернета компонентой пока гипотетического, но принципиально не невозможного психотропного оружия. И тогда терроризм обретет иное содержание и глобальные масштабы. Методики, технологии воздействия на адепта-верующего позволяют в кратчайшие сроки формировать многомиллионные структуры-организации (созданная в начале девяностых и запрещенная в прошлом году в Китае религиозная организация ФалунГун имела в своем составе 75 миллионов членов).

Латентный характер преступности в религиозной среде, применение нетрадиционных технологий подчинения адепта воле лидера организации, использование подобных технологий в террористических целях, умело организованная и своеобразная «закрытость» от общества религиозных (квазирелигиозных) организаций делают проблему противодействия преступности в такой среде задачей сложной и важной; эти же обстоятельства делают проблему изучения преступности в религиозной среде актуальной для исследования.

В нетрадиционных организациях рядовой член организации, ввиду умело применяемых лидерами организации методов управления сознанием, обманным путем лишается способности самостоятельно принимать жизненно важные для себя решения. Он становится неспособным поступать самостоятельно, согласно своих воззрений, на основе своих умозаключений, своих взглядов. Он лишается, из-за применения к нему методов воздействия на сознание, способности поступать по своей воле, становится психически несамостоятельным, «ведомым», отдавая добровольно роль «ведущего» лидеру своей организации. В свою очередь и сам лидер местной религиозной община ны является по этим же самым причинам в такой же зависимости, как и рядовой адепт организации, он тоже находится в зависимости от лидера, пребывающего на более высокой ступеньке должностной иерархии в религиозной организации.

Во всех религиозных (квазирелигиозных) организациях применяются, в общем-то, одни и те же в своей основе технологии, используются одни и те же принципы, одни и те же методы деформации сознания. Разница в «технологиях» очень небольшая и обусловлена она целевыми (идеологическими) установками лидеров организаций того или иного типа. Есть лидеры организаций тяготеющие к смешению религиозных взглядов с политическими, к смешению власти религиозной и светской, поэтому в их деятельности чаще проявляются элементы политики и борьбы за власть. Лидеры организаций другого типа преследуют сугубо экономические цели. Они ориентированы на «спокойный» вариант осторожного, неторопливого, профессионального, технологичного, многолетнего «выжимания пота» из своих адептов. Их мало интересует идеология и политика, их интересуют экономика, бизнес, финансовый результат. И они стремятся обеспечить себе комфортные материальные и психологические условия существования в обществе до конца дней своих. Лидеры «нетрадиционных» организаций другого типа тяготеют к действиям решительным и несколько поспешным, в том числе применяют и террор как средство достижения экономических и политических целей. Итак, опасность некоторых религиозных организаций для общества очевидна. История дает немало примеров, когда даже авторитетные и очень даже авторитетные религиозные организации поступали не совсем разумно, и последст-*Г вия эти был печальны (например, существование в системе католицизма инквизиции; хотя эта проблема не имеет однозначного ответа и до сих пор, несмотря на признание католицизмом некоторых своих ошибок). Опасные для общества религиозные организации существуют, их опасность возрастает. Угроза обществу от этих организаций состоит в том, что в них подавляется личность адепта, рядовой член общины лишается самостоятельности.

8


Характеристика социалистического типа криминологической системы, отличительные черты.

Социалистический тип криминологической системы (Китай, Куба, Северная Корея, а ранее – СССР и другие социалистические страны) является составной частью общественно-политической структуры социалистического общества, базирующегося на принципах социально-экономического равенства, всеобщей трудовой занятости и социальной обеспеченности (в минимальных пределах). Значимым фактором воздействия на преступность является социалистическая идеология, пропагандистско-воспитательная политика и организационная деятельность, осуществляемая под руководством основного органа власти – Коммунистической партии и ее аппарата.

Для такой модели характерны общегосударственные кампании против роста преступности, привлечение населения к профилактической деятельности, предупреждение рецидивной преступности, в том числе, путем бытового и жилищного устройства лиц, отбывших наказание. Но одновременно отмечается и другое: репрессии в отношении политической оппозиции, жесткие уголовно-правовые меры в отношении лиц, виновных в совершении общеуголовных преступлений, особенно, преступлений против государственной собственности.

  1   2   3   4


написать администратору сайта