Главная страница
Навигация по странице:

  • Общественно-политическое и культурное развитиеРеспублики Казахстан

  • Ррр. Тема 9. Тема 9 Современный Казахстан. Провозглашение независимости Казахстана и создание снг


    Скачать 97.7 Kb.
    НазваниеТема 9 Современный Казахстан. Провозглашение независимости Казахстана и создание снг
    Дата27.04.2023
    Размер97.7 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаТема 9.docx
    ТипДокументы
    #1093084
    страница3 из 5
    1   2   3   4   5
    Глава государства Н.А.Назарбаев ежегодно выступает на совмест­ном заседании палат Парламента с Посланием к народу Казахстана. Послание Президента Республики Казахстан 2008 года «Повышение благосостояния граждан Казахстана — главная цель государственной политики» было посвящено стратегии вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных государств мира и модернизации общества и инновационному развитию экономики страны.

    Анализируя усилия и достижения Республики Казахстан, можно с уверенностью констатировать: Казахстан выбрал эффективный и стратегически правильный путь, внес серьезные коррективы в эко­номический курс страны. В настоящее время Республика Казахстан считается по праву региональным лидером и стремится занять до­стойное место в числе 50 государств с наиболее конкурентоспособ­ной экономикой.

    1. Общественно-политическое и культурное развитие
      Республики Казахстан


    Кардинальные социально-экономические изменения привели к необходимости трансформации политической системы.

    В ходе экономических реформ в Казахстане особенно интенсивно развивались общественные и культурные процессы. Основная масса населения начала принимать активное участие в политических со­бытиях, происходивших на ее глазах.

    В 2001-м году Республика Казахстан отмечала 10 лет Независимости. В своем выступлении «Десять лет, равные столе­тию» на торжественном собрании, посвященном этому событию, состоявшемся 16 декабря 2001 года в Астане, Президент Казахстана Н.А.Назарбаев отмечал: «За эти годы, без сомнения, мы прошли путь, равный нескольким десятилетиям. Мы живем в многонациональном государстве. В нем — труд многих поколений казахстанцев, души и судьбы всех народов нашей страны. Мы добились независимости. Мы сообща построили новую страну. Мы выстрадали нашу незави­симость. Мы глубоко осознали ее».

    Важным показателем демократизации политической жизни в Казахстане стало развитие системы политических партий. Процесс обновления и демократизации в Казахстане развивался параллельно со становлением многопартийности, оказавшей значительное влия­ние на политическую жизнь республики. Конституция Республики Казахстан гарантирует равноправие партий, движений, ассоциаций, за исключением тех, чья деятельность направлена на «насильствен­ное изменение конституционного строя, нарушение целостности республики, подрыв безопасности государства, разжигание соци­альной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни». Вмешательство государства в дела партий и общественных объединений не допускается.

    С июля 1996 г. в стране действует Закон «О политических партиях в Республике Казахстан», который законодательно закрепил органи­зационное партийное строительство в стране по территориальному принципу, запретил создание в государственных органах политиче­ских партий, а также формирование и деятельность военизированных политических партий. В целях предотвращения сращения государ­ственного и партийного аппаратов в законе предусмотрено положение о том, что государственные служащие при исполнении должностных обязанностей руководствуются требованиями законодательства и не связаны с решениями политических партий и их органов.

    История развития общества в сторону демократических преобра­зований показывает, что главными демократическими институтами в обществе является объединение граждан. В феврале 1997 года было подписано соглашение 55 политических партий, общественных объ­единений и национально-культурных центров республики о сотруд­ничестве с органами государственной власти с целью преодоления социально-экономических и политических проблем.

    В 2004 году в Казахстане действовало 12 политических пар­тий, наиболее крупные из которых — Коммунистическая партия Казахстана (КПК), Партия возрождения Казахстана, Демократическая партия Казахстана «Азамат», Республиканская народная партия Казахстана (РНПК), Республиканская партия «Отан», Аграрная пар­тия Казахстана, Гражданская партия Казахстана, Партия патриотов Казахстана, Демократический выбор Казахстана, «Асар», «Ак Жол» и другие.

    В августе 2007 года проведены парламентские выборы на пропор­циональной основе. Такие партии, как «Отан», «Асар», Аграрная пар­тия и другие получили вполне заслуженное признание в голосовании по партийным спискам, а также в одномандатных округах. Победу на выборах одержала партия «Hyp-Отан», включающая в свои ряды «Асар», «Гражданскую партию Казахстана», которая впервые в исто­рии страны сформировала Правительство.

    Явка избирателей на выборах составила около 65 %. В избира­тельной кампании приняли участие семь партий, но ни одна из них не смогла преодолеть 7 процентный барьер для прохождения в парламент. В числе не сумевших преодолеть этот барьер оказались Общенациональная социал-демократическая партия — 4,62 % голо­сов, «Ак жол» — 3,27 %, партия «Ауыл» —1,58%, Коммунистическая народная партия Казахстана — 1,31 % и Партия патриотов Казахстана — 0,75 %. На последнем месте оказалась партия «Руханият», набрав­шая 0,41 %.

    На современном этапе модель с доминирующей партией «Нур- Отан» может рассматриваться как оптимальная форма политической системы Казахстана. Она открывает для всех других политических партий возможность участвовать в выборах, пройти в Парламент и быть активным участником всех политических процессов. Следует сказать, что демократические ценности в республике оставляют место для формирования законной оппозиции, что свидетельству­ет о политическом плюрализме в общественной жизни Казахстана. Последние выборы в парламент Республики Казахстан совершенно ясно показали, что те политические партии, которые являются близ­кими к нуждам и чаяниям народа, успешно работают на этих плат­формах, отражая те политические программы, которые позволили им достойно занять места в Мажилисе и Сенате.

    Помимо названных партий в общественно-политической жизни Казахстана принимают активное участие политические движения, как либерального толка, так и открыто оппозиционные партии, такие как, например, республиканское молодежное движение «За будущее Казахстана», движение «Поколение», электоратом которого являют­ся люди пенсионного возраста, общественное движение «Орлеу», Рабочее движение Казахстана, Конфедерация свободных профсою­зов, славянское движение «Лад», гражданское движение «Азат» и ряд казачьих организаций, пользующихся поддержкой в северных областях республики.

    Руководством страны за годы независимости проводилась по­следовательная политика по либерализации политической системы, предполагающая укрепление институтов гражданского общества, усиление роли политических партий в парламенте и общественной жизни, развитие институтов гражданского общества.

    Казахстан выбрал эволюционный путь развития и выступает про­тив форсированного внедрения демократии, тем более извне. Наш путь сравнительно недолгий, но по существу равняется целой исто­рической эпохе. На этом пути Республикой Казахстан было пройдено три этапа становления нашей государственности.

    На первом этапе — с 1991 года по август 1995 года — с момента обретения независимости до принятия второй Конституции незави­симого Казахстана 1995 года — руководство государства сосредото­чилось на формировании фундамента казахстанской государственно­сти, переходе от диктата однопартийности к политическому плюра­лизму, создании основ демократического развития. Объективно был сделан выбор в пользу концентрации властных полномочий по вер­тикали исполнительной власти, поскольку было необходимо принять решительные антикризисные меры.

    Этот период преподнес Казахстану весьма поучительные уроки, главным из которых стало осознание того, что без стабильной и силь­ной экономики политическое развитие будет протекать болезненно и медленно, может привести к всенародному недовольству и дестаби­лизации страны. Принцип — сначала экономика, а потом политика — полностью себя оправдал.

    На втором этапе — с сентября 1995 по 2000 гг.— основной забо­той республики стало создание и укрепление современных демокра­тических институтов, формирование новой политической культуры на основе Конституции 1995 года.

    Основной закон позволил пройти большой путь, связанный не только с глубокими экономическими, но и политическими преобра­зованиями. Именно с его помощью за эти годы были созданы пред­посылки для преобразования Казахстана в страну, в которой действу­ют реальные демократические институты, где гарантируются пра­ва и свободы граждан. Успех, несомненно, обеспечила реализация социально-экономической стратегии развития Казахстана до 2030 года.

    На третьем этапе — с 2001 по 2006 гг.— был обеспечен социально- экономический прорыв и Казахстан стал региональным лидером. Были утверждены первые демократические традиции казахстанского многоконфессионального общества. В этот период активно обсужда­лись и вырабатывались рекомендации по вопросам совершенствова­ния законодательства о выборах, политических партиях, СМИ, раз­граничения полномочий между уровнями государственного управле­ния, совершенствования судебной системы и статуса судей.

    С 2007 года наступил новый этап демократизации Казахстана — ускоренное развитие свободного демократического общества. Настала пора заложить законодательную основу, которая обеспечит успех начатым либеральным реформам и приведет к новому балансу общественных и государственных интересов, становлению новой си­стемы сдержек и противовесов в государственном устройстве.

    В настоящее время в Казахстане на паритетных условиях про­живает более 130 наций и народностей, поэтому в республике от­сутствуют межнациональные конфликты и напряжение, которые, к сожалению, имеют место в соседних государствах и в ряде стран СНГ. В начале 90-х годов в Казахстане были созданы и гармонично действуют национальные культурные центры, которые не только воз­рождают свои обычаи и традиции, но и вносят свой весомый вклад в дело интернационального единства и согласия, укрепления мира и взаимной интеграции в республике. Ярким примером этого явля­ется работа Национальной Ассамблеи народов Казахстана, которую возглавляет Президент Казахстана Н.А. Назарбаев. Идея создания ее впервые была высказана Н.А. Назарбаевым в декабре 1992 года на Форуме народов Казахстана. Созданная в марте 1995 года Ассамблея включала в себя 320 человек, представляющих 33 национальности. Ассамблея была образована как консультативно-совещательный ор­ган при главе государства. Республиканские и местные национально­культурные центры руководствуются провозглашенными в Указе «О стратегии Ассамблеи народов Казахстана» идеями национального согласия, безопасности и гражданского мира.

    У казахстанцев — общая история, где немало страниц, пронизан­ных болью и благодарной памятью. Здесь вместе отмечают Наурыз, Рождество и Хануку и понимают, что самое важное — это сохранить и укрепить золотое достояние государства — единство его народов. И для этого делается все. Например, осуществлена одна из последних идей Президента страны — строительство в Астане Дворца наций и Дворца культур и религий — «своеобразного символа единства наро­да нашей страны». Уникальное сооружение включает в себя мечеть, церковь, синагогу и буддистский храм, а также здания для размеще­ния каждого национально-культурного центра. Другая инициатива — избрание депутатов Мажилиса Парламента от Ассамблеи — также послужит еще одной гарантией того, что казахстанцы будут и дальше жить в единой семье на бескрайных просторах своей Родины.

    На сегодняшний день в республике действует более 350 респу­бликанских и местных национально-культурных центров: респу­бликанское общество «Казак тЫ», Всемирная ассоциация казахов, Русская община, Русский союз, русский национально-культурный центр «Согласие», славянское культурно-просветительское обще­ство «Истоки», Республиканский татарский культурный центр, Совет немцев Казахстана, Ассоциация развития культуры чеченского и ин­гушского народов «Вайнах», Ассоциация румын и молдаван и др. 25 августа 1994 года в Алматы был открыт Немецкий дом. Издаются журналы «Простор», «Нива», «Мысль», «Жулдыз», «Акикат», «Тамыр», «Евразия», «Нурбах», альманахи «Дидар», «Литературная Азия», книжное обозрение «Книголюб», республиканский бюлле­тень «Фикер» на татарском и русском языках, альманах «Феникс», газеты «Дойче альгемайне цайтунг», «Уйгур авази», «Коре ильбо» и другие.

    Главными явлениями, которые определяют ценностные направ­ления в общенациональном масштабе, стали культура, историческая память и духовность. Именно они формируют национальные и госу­дарственные ценности, направляют и определяют дальнейшую инте­грацию общества. В ходе реализации программы «Возрождение исто­рических центров Шелкового пути» основное внимание уделяется сохранению и преемственности развития культурного наследия тюр­коязычных государств, созданию инфраструктуры туризма, анализу и расчетам перспективных направлений социально-экономического развития исторических городов и других поселений казахстанского участка Шелкового пути.

    Основным событием в культурной жизни Казахстана 90-х годов XX века был прошедший в сентябре 1992 года Всемирный курултай казахов, объединивший известных писателей, поэтов, ученых, обще­ственных и религиозных деятелей со всего мира. Эта акция явилась началом масштабной работы по сохранению национальной культуры казахов за рубежом и ее интеграции в мировое культурное простран­ство.

    Первый Всемирный курултай казахов состоялся в городе Алматы. В работе Курултая приняло участие свыше 800 делегатов из 33 стран дальнего и ближнего зарубежья, в том числе Турции, Германии, Франции, Норвегии, Монголии, Китая, Австрии, а также предста­вители со всех областей Казахстана. Основными итогами Первого Всемирного курултая казахов стали создание Ассоциации, принятие Устава, избрание руководящего состава Всемирной ассоциации ка­захов.

    Кандидатура Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева на избрание Председателем Всемирной Ассоциации ка­захов была единогласно поддержана участниками заседания.

    Второй Всемирный курултай казахов был проведен в 2002 году в Туркестане. В его работе приняли участие свыше 400 соотечествен­ников из 32 стран мира.

    Третий Всемирный Курултай казахов состоялся в сентябре 2005 года в новой столице нашего государства — Астане, которая стала символом всестороннего бурного и прогрессивного роста Казахстана. Очередной Курултай явился свидетельством единства казахского на­рода и продемонстрировал перспективы сотрудничества его предста­вителей в новом тысячелетии.

    С целью реализации «Плана мероприятий по реализации Государственной программы поддержки соотечественников, прожи­вающих за рубежом, на 2005—2007 годы», утвержденного постанов­лением Правительства Республики Казахстан от 6 января 2006 года, в столице Франции городе Париже 2—6 июня 2006 года проведен «Малый курултай казахов Европы», в котором приняли участие пред­ставители казахской диаспоры, проживающие в Швеции, Англии, Голландии, Дании, Швейцарии, Австрии, Норвегии, Германии и дру­гих странах Европы. В рамках Курултая проведен «круглый стол» по вопросам казахской диаспоры, проживающей в странах Европы, со­стоялся традиционный турнир по футболу среди казахской молодеж­ной диаспоры, организована выставка картин и изделий прикладного искусства, а также состоялся фестиваль искусств и спорта казахской молодежи, проживающей в странах Европы, и большой концерт ма­стеров искусств Казахстана.

    Государственная политика в области культуры и национальных отношений проявляется, прежде всего, в уделении внимания деятель­ности музеев, выставочных площадок, вернисажей, театров, разви­тию кино и эстрадного искусства, в поддержке талантливых певцов, художников, музыкантов и других мастеров искусства и культуры.

    Государственную поддержку получают народные артисты Казахстана, такие как Алибек Днишев, Роза Багланова, Бибигуль Тулегенова и другие. Мировое признание получили лауреаты мно­гих престижных премий Парижа, Лондона и Рима пианистка Жания Аубакирова и скрипачка Айман Мусаходжаева, оперная певица Майра Мухаммедкызы, скрипач Марат Бисенгалиев, которые являют миру талант и культуру казахского народа.

    Классическое музыкально-драматическое направление в Казах­стане ярко представляет один из старейших коллективов республики Казахский Академический театр оперы и балета им. Абая, на под­мостках которого ставятся произведения мировой классической му­зыки и балета, такие как оперы «Абай», «Биржан и Сара», «Евгений Онегин», балеты «Лебединое озеро» и «Щелкунчик», а также поста­новки модернистских и современных авторов.

    Казахский академический театр драмы им. М. Ауэзова вошел в межнациональный рейтинг лучших драматических коллективов миро­вого искусства. В его репертуаре значатся выдающиеся произведения казахских драматургов и писателей, таких как Мухтар Ауэзов, Зеин Шашкин, Габит Мусрепов, Сабит Муканов, Калтай Мухамеджанов, Аким Тарази, Куандык Шангитбаев и многие другие. Театр осущест­вляет также постановки спектаклей зарубежных авторов, продолжая традиции казахской национальной школы театрального искусства.

    На протяжении десятилетий радует казахстанского зрителя сво­им неувядаемым мастерством и своими творческими находками Академический оркестр народных инструментов имени Курмангазы, эстрадный ансамбль «Гульдер», фольклорно-этнографический ор­кестр народных музыкальных инструментов «Отрар сазы», также успешно гастролирующие во многих странах Европы и Азии.

    Поскольку Республика Казахстан является полиэтническим госу­дарством, в котором в мире и межнациональном согласии прожива­ют более 100 наций и народностей, многие этносы имеют возмож­ность развивать свои народные этические и культурные потребности. Только в Алматы можно назвать множество таких коллективов, как Русский академический драматический театр им. М. Лермонтова, Немецкий национальный театр, музыкально-драматический уйгур­ский театр, Корейский театр эстрадно-драматического искусства и др. Все они вносят свой вклад в развитие и взаимообогащение меж­национальных культур казахстанского общества.

    Провозглашенные Президентом ценности — «национальное со­гласие, безопасность, гражданский мир» — являются приоритетны­ми в жизни нашего государства. В многонациональном Казахстане процесс взаимообмена, слияния творческих кровей способствует обогащению культур, в частности литератур. Наиболее плодотвор­на казахская литература, пережившая после распада Союза корен­ные изменения, но оставшаяся верной национальным традициям. Сегодня интересны и значимы произведения как маститых писа­телей: А. Нурпеисова («Последний долг»), 3. Кабдолова («Мой Ауэзов»), А. Кекильбаева (драма «Абылайхан»), Шерхана Муртазы («Луна и Айша»), Д. Исабекова («Истина Ай-Петри»), А. Нуршаихова («Писатель и его друзья»), так и молодых: Аскара Алтая, Алибека Аскарова, Айгуль Кемельбаевой, отмеченных Государственной пре­мией «Дарын».

    Русская литература Казахстана — не менее интересное и значимое явление в культуре нашей страны. Известные писатели Д. Снегин, М. Симашко, Г. Бельгер стали лауреатами Президентской премии мира и духовного согласия. В последние десятилетия XX века увидели свет произведения Н. Раевского, посвященные проблемам пушкини­стики, проза лауреатов Государственных премий РК А. Сергеева, В. Берденникова, М. Симашко («Дорога на Святую землю», «Четвертый Рим») и др. Феномен современной культуры Казахстана — творче­ство казахов, немцев, корейцев, татар и др., пишущих на русском языке (Б. Каирбеков, Б. Канапьянов, О. Жанайдаров, Д. Накипов, Е. Жумагулов; Г. Бельгер, Нора Пфеффер, А. Дебольский; Михаил Пак, В. Ким-Ли, Александр Каи и др.).

    Перенос столицы в Астану в 1998 году явился крупным политико- экономическим шагом, позволившим создать в географическом сердце страны предпосылки для более глубокого управления госу­дарством и сглаживания перекосов в региональном развитии. Регион Центрального Казахстана и севера республики с переносом столицы переживает как бы второе рождение: изменились областные центры, идет интенсивное строительство в них, создаются тысячи новых ра­бочих мест, развиваются смежные производства.

    Таким образом, можно отметить, что Республика Казахстан, об­ретая свою независимость, качественно перерождаясь, не стала изо­лироваться от внешнего мира, а, наоборот, начала активно интегри­роваться в общемировой социально-культурный процесс.

    1. 1   2   3   4   5


    написать администратору сайта