Тема Часть II. Культура как социологическое явление
Скачать 126 Kb.
|
Тема 4. Часть II. КУЛЬТУРА КАК СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ Будякова С. Н. — доцент, кандидат философских наук кафедры философии КрасГАУ
Основные понятия: социологическое культура, парадигма высокой культуры, культура как «образ жизни», культура как «репрессия», философское и социологическое понимание культуры, структура культуры, культура и личность, субкультура, функции культуры, культурный процесс, культурное единство, культурные универсалии, Многообразие культур, противоречия культуры. 1. Теоретические концепции культурыСодержанием данной лекции является анализ основных парадигм исследования культуры как социального явления. Естественно, мы рассмотрим не все существующие парадигмы, тем более концепции, принятые в современном научно-гуманитарном сообществе. Социология культуры - отрасль социологии достаточно молодая, и поэтому процесс первичных дискуссий, в которых вычленяется специфика социологического видения культуры и согласуется терминология, еще не завершен. До сих пор нет и однозначного определения самого понятия “культура”. Счет значений этого слова идет на сотни. В этих условиях дробность и множественность парадигм исследования культуры становится очевидным. Было бы неверно пытаться в данной лекции сказать “последнее окончательное слово” по поводу дефиниции “культура”. Теория культуры, как уже было сказано, имеет дело с множеством определений не потому, что нет желающих произнести “окончательный приговор”, а потому, что современное состояние проблем культуры ещё не позволяет безусловно и окончательно остановить свой выбор. Более того, стремясь выработать общее представление о культуре, нельзя “отметать” другие трактовки, причем именно потому, что культура как явление столь многообразно и разнообразно, что каждое определение культуры может иметь место, отражая тот или иной ее аспект. В данной лекции речь пойдет лишь о некоторых парадигмах, которые можно считать наиболее авторитетными. К их числу можно отнести парадигму высокой культуры, парадигму культуры как “образа жизни” и, наконец, парадигму культуры как “репрессии”. 1.1. Парадигма высокой культуры
Культура объемлет творения человеческого гения, исполненные красоты, веры и гармонии. Цивилизация - есть собрание продуктов человеческой деятельности, созданных и используемых для утилитарных целей. Культура и цивилизация находятся между собой в вечном конфликте. Рост цивилизации губит культуру, а вместе с ней ведет к краху и самого человека. Элементы цивилизации могут внешне походить на культурные творения. Так, детектив может заимствовать художественные приемы из высокой прозы. Тексты модных песенок часто обращаются к темам классической поэзии. Сходство это, однако, обманчиво. Продукты цивилизации лишь имитируют творения высокой культуры, опошляя их в угоду низменным вкусам толпы. Творения культуры, напротив, соответствуют божьему замыслу, а вместе с ним национальному духу и вечным эталонам красоты и добродетели. Если искусство, то классическое; если правила жизни, то благородные; если чувства, то религиозные, либо, в светском варианте, патриотические. Цивилизация доступна всем, культура – избранным, аристократии духа. Выход культуры из аристократического круга опошляет ее. Так, русский философ Иван Ильин порицал массовый выпуск радио и граммофонных аппаратов, поскольку они делают доступными для каждой горничной бессмертные творения музыкальных гениев. Парадигма высокой культуры своеобразно толкует термин “цивилизация”. Исторически он означает нечто иное, нежели скопище вещей, созданных на потребу людей, неспособных к созиданию и восприятию культуры. В иных парадигмах термин “цивилизация” описывает конкретные состояния культуры, сложившиеся в определенное историческое время и место: например, римская цивилизация, цивилизация Древнего Китая и т.п.; либо под термином “цивилизация” понимаются наиболее развитые, утонченные формы культуры: цивилизованный рынок, например. Парадигма высокой культуры в настоящее время большей частью принадлежит искусствоведам, рассматривающим художественную культуру человечества как большую галерею, наполненную шедеврами. Ее изучение напоминает неспешную экскурсию по залам музея, экскурсию, куда могут быть приглашены только посвящённые. 1.2. Культура как “образ жизни”В научном гуманитарном знании более распространена сегодня иная парадигма, толкующая культуру как образ жизни людей, принадлежащих различным народам и историческим эпохам.
Речь идёт о том, что парадигма “образа жизни” включает в себя концепцию социокультурных институтов. Согласно ей, социокультурный институт образует устойчивый и относительно самостоятельный (автономный) компонент образа жизни людей. Этот институт формирует сложную структуру. Ядро института – созданные людьми или (и) природой средства человеческой деятельности. Ими могут быть предметы (например, повозка, ткацкий станок, вечное перо, автомобиль, компьютер); организации (семья, дружеская компания, студенческая группа); обряды (как то, религиозная церемония, свадьба, экзамен); произведения искусства (живописное полотно, музыкальная или театральная пьеса, книга и т.д.). Вокруг ядра складывается система социальных ролей, исполняемых людьми по определенным правилам (ожиданиям). Причем в пределах этих социальных ролей, используемые людьми средства, последовательность и порядок действий, приобретают символическое значение. Символ – это знак, понятный для людей, объединенных социокультурным институтом, и только им одним. Люди, по правилам исполняющие социальные роли, приписывают своим действиям особую ценность, также являющуюся неотъемлемой чертой социокультурных институтов. При этом следует отметить, что люди взаимодействуют в разных социокультурных институтах, осваивая в них несовпадающие друг с другом нормы и ценности поведения. Институциональный подход к культуре позволяет выявить в ней устойчивые структурные образования, сочетающие в себе вещественные и духовные элементы культуры. В парадигме “образа жизни” главное не артефакты1 культуры, но сам процесс человеческой практики. В ней нет деления на высшие и низшие культуры, только на разнообразные. Носителями культуры, а точнее культур, являются все люди, строящие свою деятельность на основе созданных ими же и их предшественниками социальных технологий. В этой парадигме цивилизация – исторически сложившаяся у народов форма культуры. Именно в парадигме “образа жизни” исследуется культура в социологии. 1.3. Парадигма культура как “репрессия2”Понимание культуры как “репрессии” принадлежит З. Фрейду. Согласно его взглядам, человек – существо двумерное. Под тонкой оболочкой приличий, образования, эстетических идеалов, выработанных историей, волнуется океан бессознательного, полностью принадлежащий животному миру. Оно постоянно даёт о себе знать в сновидениях, случайных обмолвках, в невротических состояниях. По своей природе бессознательное – антиобщественно. В его основе лежит инстинкт обладания другим человеком, называемый либидо. Для того чтобы люди могли вести упорядоченную общественную жизнь, они изобрели культуру. Культура – это, прежде всего, система запретов, наказаний, всевозможных защитных средств от враждебных побуждений человека, и лишь во вторую очередь – орудия и инструменты, нужные для покорения внешней природы и производства материальных благ. Окультуривание человека предполагает формирование у него новой (вне природной) психической инстанции – super Ego, в которую он включает все эти запреты, делая их, таким образом, своей собственностью. Так складывается нравственность. Одним из продуктов super Ego можно считать сублимацию – перевод инстинктивных желаний и потребностей в иные формы, признанные обществом. Так, человек выражает свою любовную страсть в поэзии, танце, живописи и т.п. В этом смысле искусство – эрзац (заменитель) удовлетворения, которое человек, не принявший культуру, переживает в более простой форме. Чем более развита культура, чем изощреннее, сильнее она подавляет человеческие инстинкты, тем более она враждебна природе человека. Последний расплачивается душевными заболеваниями и спонтанной агрессией по отношению к себе и своим близким.
2. Культура и общество2.1. Итак, культура принадлежит миру человеческого общества, являясь обязательным атрибутом3 его и чтобы понять, что есть культура, необходимо, прежде всего, соотнести её с обществом. Определений термина “общество” множество. Но пока ограничимся простым указанием на то, что общество – множество людей, обладающих внутренним единством в определённых пространственных и временных границах. Источником этого единства служит взаимодействие людей. Можно сказать, что общество – множество людей, постоянно взаимодействующих друг с другом.
Актёра не следует отождествлять с личностью или тем более с человеком. Актёр – носитель определённых социальных функций, которые необходимо исполнять в определённых ситуациях. Поскольку функций и ситуаций много, то человек в обществе выступает в разных амплуа, иначе говоря, обладает множеством актёрских ролей. Постоянство социальных ролей, единство правил, сходство внешних ситуаций создают социальную связь между актерами. Эта связь устойчива, вновь и вновь повторяема и, что самое главное, институционализирована, т.е. оснащена внутренними регуляторами (нормами, правилами), обязательными для всех актёров. Взаимодействие между актёрами всегда предметно. Оно разворачивается вокруг определённых проблем, которые необходимо решать. Социальные связи группируются по темам: экономическим, политическим, военным, образовательным, семейным и т.п., образуя соответствующие социальные подсистемы общества. Каждая из подсистем обладает собственными институтами и, стало быть, функционирует по собственным правилам. В то же время внутреннее строение подсистем то же самое, что и у большой системы, те же элементы: актёры, цели, внешние ситуации, правила и нормы. Соединительным звеном между подсистемами является человек, который поочередно исполняет разные социальные роли то в экономике, то в политике, то в семье и т.п. Благодаря человеку, умеющему играть по различным правилам, общество сохраняет своё единство, не распадаясь на экономическое, политическое или семейное. Итак, общество – большая система, в основе которой – сложное взаимодействие людей, реализующих свои интересы в разных областях по согласованным правилам и нормам. 2.2. Исходя из понимания общества как большой социальной системы, попытаемся найти в ней место культуры. Задача непроста, ибо, как уже отмечалось, нет единого понимания того, что такое культура. Если исходить из институционального подхода, то здесь представляется возможным выделить культуру в отдельную подсистему, т.е. в некоторый набор институтов, объединенных общим характером деятельности, согласованных и составляющих единый ансамбль: образование, искусство, религия, мораль. Каждый из этих институтов предполагает взаимодействие актеров, совершаемое по строгим правилам: это – нравственные требования (императивы), религиозные каноны, дидактические принципы или эстетические идеалы. Таким образом, в обществе можно обнаружить то, что характеризует собственно культурный род деятельности и, следовательно, подсистему, подобную другим. Но тогда мы вступаем в противоречие с мыслью, высказанной ранее, что культура - есть атрибут всего человеческого мира, всей человеческой практики, всех социальных явлений. Культура – есть то, что отличает человеческий мир от природного. Замкнув культуру только на выше перечисленных институтах, мы оставляем в стороне такие сферы деятельности как экономика, политика, семья, что не может быть признано достоверным. Культура – есть особый вид деятельности, позволяющий человеку переходить от одной социальной роли к другой, менять свое амплуа в театре жизни: быть студентом и покупателем, сыном (дочерью) и партнером, женихом (невестой) и избирателем. Иными словами, культура, при определении ее структуры, должна быть соотнесена не просто с деятельностью, а с определенной стороной этой деятельности, с ее специфическим свойством - человеческой деятельностью. Специфическим является то, что эта деятельность – есть творческое приспособление к внешнему миру (прежде всего, через труд). Культура – есть творческое преобразующее воздействие общественного человека (группы, общества) на окружающий мир и на свою собственную сущность. 3. Культура как социологическое явлениеКак уже отмечалось ранее, культура есть принадлежность любого социального явления: нет общества вне культуры, нет культуры вне общества. Но как связаны между собой культура и общество? Ответ на этот вопрос непрост и требует особого рассмотрения. Прежде всего, нужно обратиться к проблеме структуры культуры. Общество – явление структурное, как уже отмечалось, оно есть совокупность групп взаимодействующих людей, которые живут и работают вместе и мыслят себя как некую социальную единицу. Где же здесь место культуре? Вот мы и переходим от философского понимания культуры к ее социологической интерпретации. Сам «переход» от философского к социологическому пониманию сложен и труден. В учебных целях я «опускаю» этот переход и сразу даю социологическое понимание культуры, введенное Маркареном. Культура есть вне биологический механизм и средства, обеспечивающие функционирование и развитие общественной жизни, которые актуализируются и становятся общепризнанными (в пределах данной социальной системы) путём научения, благодаря свойству закрепляться в традициях. Иными словами, культура – это способ человеческого существования, способ человеческой деятельности, объективированный в различных продуктах (орудиях труда, обычаях, системе представлений добра и зла, прекрасного и уродливого, средствах коммуникации и др.), результатах этой деятельности. При этом, присутствуя в человеческой практике, культура обязательно отражается в сознании. См. схему.
3.1. Структура культурыИсходя из этого попытаемся выделить эти компоненты в структуре общества. Напомню общество можно структурировать по-разному, но чаще всего, как более авторитетную, используют следующую структуру.
Итак, выделенные структурные компоненты культуры в структуре общества, можно представить в виде следующей схемы.
Таким образом, культура не какой-либо горизонтальный пласт общества, она имеет вертикальное строение, пронизывая своим присутствием все без исключения социальные явления. При этом следует отметить, что «объёмная» часть культурного компонента в структурных различных единицах общества различна. Наиболее наглядно, ощутимо культурный компонент присутствует в надстроечных явлениях. Это последнее подчас и формирует у людей обыденное представление - культура есть горизонтальный срез общества, тождественный духовной сфере. 3.2. Многообразие и единство культурыОпределение сущности культуры и ее структуры есть несомненная абстракция. В реальной жизни культура, как и общество, исторически конкретна и представляет собой исторический результат приспособления человека к определенной социальной среде, всей совокупности явлений по объяснению своего существования на каждом отрезке времени. Следовательно, исторические изменения в культуре совпадают с изменениями в структуре общества. А точнее было бы говорить не о культуре вообще, а об историческом типе культуры. Трактовка того или иного исторического типа культуры в «чистом» виде тоже несомненная ступень абстракции. В реальном историческом процессе не существует культуры в некотором рафинированном виде. Исторический процесс идет во времени и пространстве. Историческое отрицание старого предполагает необходимые элементы преемственности: старое и новое сосуществуют в противоречивом взаимодействии. Поэтому любой новый исторический тип культуры всегда взаимодействует с какими-то остаточными явлениями предшествующих исторических типов. Это первое. Второе: культура реального общества всегда отражает специфические свойства особенностей территориальной или этнической общности (разнообразие культур – этноцентризм, культурный релятивизм). Третье: в культуре каждого общества (этноса, территории) всегда присутствуют особенности локальной и региональной общности (субкультуры). Четвертое: особенности культуры реального общества всегда окрашиваются единичными свойствами, вытекающими из индивидуальных особенностей человека, т.е. его личности (тип культуры - личность). При этом взаимодействие культуры и личности осуществляется в процессе социализации, или:
Так образуется многообразие культурных комплексов, как с точки зрения времени, так и пространства. Ни один аспект социальной жизни не свободен от культурного разнообразия, начиная от языка и кончая позой, от понятия собственности до способов любви, от великих идей до хороших манер. Однако, вопреки огромному разнообразию между культурами, между ними существует поразительное единство. Так, Мердок насчитывает более 80 элементов для всех культур (универсалии). Существование культурных универсалий объясняется следующим:
3.3. Динамика культурыРассматривая морфологию культуры как неотъемлемый элемент общества, мы рассматриваем это общество как устойчивую систему, обладающую внутренней завершенностью, пребывающей в состоянии покоя. О. Конт сказал бы, что общество находится в состоянии статики. И такой подход правомерен, когда речь идет о выяснении структурной композиции общества и культуры. Но он ограничен и неполон, т.к. не учитывает, что общество и его культура динамичны. Следовательно, можно констатировать:
Возникновение таких ситуаций неслучайно. Социальные процессы в обществе неравномерны и подчиняются своим собственным ритмам. Но ритм (темп) изменений в культуре более замедлен. Это ведет к порождению противоречий и, как следствие, к конфликтам между культурой и другими системами общества, например, экономикой, политикой. Общественный вызов может принимать разные формы, но он всегда конфликтен. Примеры: оппозиция культуры – экономике или политике (и наоборот); встреча с иной культурой, созданной другой цивилизацией. Оба эти случая ведут за собой культурный шок или ослабление влияния культуры. Но может быть и другой выход – культурное обновление. Выбор здесь уже зависит от содержания культуры:
Напомню, что культура обладает автономностью, поэтому развитие и изменения в ней должны быть объяснены с точки зрения ее саморазвития, самодвижения. Этот вопрос еще слабо изучен. Понятно, что источником развития любого явления являются противоречия. Попытаемся назвать некоторые противоречия внутри самой культуры, являющиеся источником ее самодвижения:
Отсюда мы можем позволить себе выделить основные функции культуры в обществе, которые дихотомны по своей сущности.
Итак, подведём итог всему выше сказанному. 1. Культура - это сложное образование, вбирающее в себя искусство, систему знаний, освоенных обществом, нравы, способы (технологии) поведения, принятые в разных сферах человеческой деятельности: в труде, экономике, политике, военном деле, семейной жизни и т.д. Культура представляет собой целостное образование, в котором все его составляющие объединены системными связями. Культура – это всеобъемлющее явление по отношению к миру человека с его артефактами, практикой и институтами. Естественно, что термин «культура» относится к трудно определяемым. Счёт значений этого слова идёт на сотни (А. Моль). Научные дискуссии (споры), ведущиеся внутри сообщества социологов культуры, своим продуктом имеют создание парадигм (Т. Кун). В парадигме немецкой философской традиции (конец XIX - начало XX вв.) культура рассматривается как совокупность творений человеческого гения, наполненных эталонами красоты, веры, гармонии. Они соответствуют божьему замыслу, национальному духу сообщества. Культура – это явление избранных, аристократов духа. Под натиском цивилизации культура гибнет, что может привести к краху и человека (О. Шпенглер). В парадигме «культура как репрессия», принадлежащая З. Фрейду, термин «культура» трактуется как система запретов, наказаний, всевозможных защитных средств от враждебных побуждений человека, и лишь во вторую очередь, как орудие и инструмент, нужный для покорения внешней природы и производства материальных благ. И, наконец, парадигма «как образ жизни», в которой, прежде всего, и работают социологи культуры. Главные принципы этой социологической парадигмы можно свести к следующим:
2. Культура существует в связи с обществом, образуя в нём особую подсистему. Особенность ее состоит в том, что культура представлена во всех иных подсистемах общества, сообщая смысл и организацию человеческой деятельности. Строение культуры включает в себя компоненты, необходимые для того, чтобы состоялась человеческая практика. 3. Культура как динамическое явление переживает процесс исторических перемен вместе с обществом, но по своим особым правилам. Состояние и содержание культуры в определенной пространственно-временной протяженности, с присущим ей стилем (стилями) характеризуется как культурная эпоха. Источником культурного процесса является вызов общества, принимающий разные исторические формы. Культурный процесс осуществляется путем возникновения, распространения и интеграции культурных инноваций (изобретений и заимствований). План семинара
Темы докладов, сообщений
Контрольные вопросы
Литература
1 Артефакт – здесь созданный человеком объект. 2 Репрессия – здесь подавление, принуждение, которому общество подвергает человека за его животную природу. 3 Атрибут – здесь сущностное, неотъемлемое свойство предмета или явления. |