Данильян_Тараненко_Философия. Учебник москва эксмо 2005
Скачать 7.94 Mb.
|
О.Г. Данильян, ЕМ. Тараненко ФИЛОСОФИЯ Учебник МОСКВА ЭКСМО 2005 УДК 373.167.1:1/14 Б Б К я ДР е цензе н ты Лоз о вой ВО. — доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой куаътурологиы Национальной юридической академии Украины имени Ярослава Мудрого Паюс о в КА. — доктор философских наук, профессор кафедры философии Харьковского военного университета Шт ан ь ко В.И. — доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой философии Харьковского национального университета радиоэлектроники. Данильян О.Г., Тараненко В . М . Д 18 Философия. Учебник. — М Изд-во Эксмо, 2005. — 512 с. — Образовательный стандарт XXI). ISBN 5-699-08775-3 В учебнике освещается предмет философии, ее основные функции, показывается ее роль и значение в жизни общества. Дается развернутая характеристика истории развития философской мысли, основных философских направлений и школ. Сжато, доступно и содержательно преподносятся основные разделы философии онтология, феноменология, философия развития, эпистемология, методология, социальная философия, антропология, философия истории Для студентов, аспирантов и преподавателей вузов, а также для всех, кто интересуется философскими проблемами. УДК 373.167.1:1/14 ББК я © Данильян О.Г., Тараненко В.М. ISBN 5-699-08775-3 © ООО Издательство «Эксмо», 2005 СОДЕРЖАНИЕ Предисловие . 6 ЧАСТЬ I. СУЩНОСТЬ ФИЛОСОФИИ, ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ РАЗВИТИЯ Раздел 1. Сущность философии, круг ее проблем и роль в обществе 9 § 1. Мировоззрение, его суть, структура и исторические типы. Предмет философии и крут ее основных проблем Раздел 2. История развития философской мысли общая характеристика 36 § 1. Античная философия. Философия средневековой Европы. Философия западноевропейского Ренессанса. Философия Нового времени. Немецкая классическая философия Раздел 3. Современная мировая философия 96 § 1. Общая характеристика современной философской парадигмы. Ир рационалист и чес ко- гуманистическое направление в современной философии. Позитивистская тенденция в современной мировой философии. Современная религиозная философия. Марксистская философия классический и современный этапы Содержание Раздел 4. Русская философия традиции и особенности . . . . 133 § 1. Философская мысль Киевской Руси 133 § 2. Социально-духовные искания русских философов X V - X I X B B 138 § 3. Российская философия второй половины X I X - X X B B 150 ЧАСТЬ II. БЫТИЕ, СОЗНАНИЕ, ПОЗНАНИЕ Раздел 5. Бытие, материя как исходные понятия философии 163 § 1. Философский смысл категории бытие 163 § 2. Формирование и развитие научно-философского понятия материи 168 § 3. Способы и формы существования материи 175 Раздел 6. Сознание онтологический статус 184 § 1. Проблема сознания в философии. Генезис сознания и его сущность 184 § 2. Структура и функции сознания 200 Раздел 7. Философия развития 211 § 1. Исторические формы и особенности диалектики. . . 211 § 2. Диалектические принципы всеобщей взаимосвязи и развития 216 § 3. Общие законы развития 222 § 4. Категории диалектики 233 § 5. Альтернативы диалектики 244 Раздел 8. Сущность и структура познавательного процесса . . 256 § 1. Сущность и структура познания 256 § 2. Диалектика познания. Проблема истины 265 Раздел 9. Логика и методология научного познания 277 § 1. Специфика, уровни и формы научного познания 277 § 2. Понятие метода. Классификация методов научного познания и их характеристика 286 ЧАСТЬ III. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ Раздел 10. Природа как основа человеческого бытия 297 § 1. Понятие природы. Общество как часть природы . . . 297 § 2. Взаимодействие природы и общества 305 Раздел 11. Философский анализ общества 316 § 1. Основные подходы к пониманию общества 316 Содержание § 2. Общество как саморазвивающаяся система 324 § 3. Развитие общества и динамика социальных процессов 332 Раздел 12. Человек как предмет философского анализа . . . . 341 § 1. Проблема человека в истории философии . . . . . . 341 § 2. Сущность человека и смысл его жизни 351 Раздел 13. Личность и общество 365 § 1. Понятия человек, индивид, индивидуальность, . . личность и их взаимосвязь 365 § 2. Исторические типы взаимоотношений человека и общества 375 § 3. Проблема свободы и ответственности человека. . . . 378 Раздел 14. Духовная жизнь общества и культура 385 § 1. Сущность духовной жизни общества. Общественное сознание 385 § 2. Культура как специфическая социальная реальность 398 Раздел 15. Ценности в жизни человека и общества 407 § 1. Понятие ценности и ее общая характеристика. Ценности и оценки 407 § 2. Классификация ценностей. Ценностные ориентации и их социальная обусловленность . . . . 417 Раздел 16. Смысли направленность истории 425 § 1. Предмет, структура и функции философии истории . 425 § 2. Современные концепции философии истории . . . . 430 § 3. Проблема смысла и направленности исторического процесса 437 Раздел 17. Социальное прогнозирование и глобальные проблемы современности 448 § 1. Социальное предвидение виды, типы, методы . . . . 449 § 2. Глобальные проблемы современности и пути их решения 459 Словарь 473 Предисловие Человечество вступило в третье тысячелетие, отягощенное множеством проблем. Среди них наиболее острыми являются международный терроризм, многочисленные региональные и межэтнические конфликты, экологическая, сырьевая, продовольственная проблемы, распространение наркомании и СПИДа, которые вместе с другими глобальными проблемами ставят человечество на грань выживания. В этой ситуации мировоззренческая ориентация человека, осознание им своего места и роли в жизни общества, его ответственность за свои дела и поступки становятся определяющими. В формировании мировоззренческой культуры человека решающая роль принадлежит философии. Именно философия выполняет функцию выяснения проблем его бытия, смысла существования, обосновывает приоритетные ценности в жизни общества, определяет приемлемые пути и средства их достижения. В XXI столетии жизненно важное влияние на судьбы мира, человеческой цивилизации в целом могут оказать результаты социальной и политической трансформации стран (в том числе и России, совершающих трудный переход от тоталитаризма к демократии. В процессе посттоталитарной трансформации сейчас находится четвертая часть территории планеты, располагающая гигантским человеческим, промышленным, культурными военным потенциалом, который может быть использован как во благо, таки во зло человечества. Это также требует все Предисловие стороннего философского осмысления, глубокого философского анализа. Неслучайно Г е гель писал Философия особенно н р кн авт е периоды, когда происходит переворот в политической жизни общества, ибо мысль всегда предшествует деятельности и преобразует ее. Все этого вор и тот ом, что потребность в философских знаниях для современного человека нет о ль коне снижается, нона оборот, возрастает, а философская культура становится важнейшей составной частью общей культуры, формирование которой в современных условиях приобретает особое значение. Однако, несмотря на особую важность и актуальность философии, поэт ой дисциплине не хватает современной учебной и учебном е то д и ческой литературы. Учебники призван в определенной мере заполнить существующий пробели помочь студентам визу ч е ни и философии. В учебнике выделены три части. Впервой рассматриваются содержание и назначение философии, многовековая история развития философской мысли, в том числе ив России, раскрывается методологический потенциал основных направлений мировой философии. Повышенное внимание кис тории развития философской мысли оправдано тем, что изучение философии необходимо начинать сиз учения ее истории. Ведь известно, чтоб е з истории нет и теории, поэтому любая наука, которая стремится к творческому развитию, немо же т быть равнодушной к своему прошлому, кис тории идей, открытий, выводов. Во второй части внимание акцентируется на вечных проблемах философии онтологии, феноменологии, философии развития, гносеологии, методологии и т . п . Каждую из этих проблема в торы рассматривают исторически, раскрывая ее развитие отд ревности дона ш их дней. Последняя, третья часть работы, посвящена социально- философской проблематике, вопросам философской антропологии и философии истории. Среди них природа как основа человеческого бытия, общество и его сферы, человек как предмет философского анализа, личность и общество, смысли напр а в - Предисловие ленность истории и ряд других. Рассматривая эти проблемы, авторы стремились подчеркнуть, что философия по своей сути полифонична и ни одна философская школа не имеет монополии на истину. Поэтому только плюралистический подход к рассмотрению любых философских проблем позволяет избежать односторонности и получить их объемное изображение. В каждый раздел включены несколько схем, список литературы, а также контрольные вопросы. К учебнику прилагается терминологический словарь. Все это будет способствовать более углубленному овладению студентами философскими знаниями как входе практических занятий, таки в процессе самостоятельной работы. Разумеется, авторы учебника не претендуют на исчерпывающий анализ поставленных проблем, поэтому будут признательны за полезные замечания и предложения, способные улучшить содержание работы. Авторы также выражают искреннюю признательность всем, кто помогал в подготовке и опубликовании этой работы. Часть I СУЩНОСТЬ ФИЛОСОФИИ, ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ РАЗВИТИЯ Раздел 1 СУЩНОСТЬ ФИЛОСОФИИ, КРУГ ЕЕ ПРОБЛЕМ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ Термин философия приблизительно в VI столетии дон. э. ввел знаменитый математики мыслитель Пифагор. Образовано это слово отсоединения двух греческих слов phileo — любовь и sophia — мудрость, те. философия — это любовь к мудрости, или, как говорили в древние времена на Руси, любомудрие. Объяснение и закрепление в европейской культуре слова философия связано с именем Платона (427—347 гг. дон. э. Философы - это, по его мнению, люди, которые открывают тайны природы и человеческой жизни, учат действовать и жить в согласии с природой и требованиями самой жизни. Итак, философия является особым видом знания — это «софийное», мудрое знание и поучения на его основе. К тому же это непросто абстрактная теория, но и практическая мораль. Часто ее связывают с мировоззрением, называют его основой. Чтобы такая характеристика философии была понятной, нужно разобраться в том, какое место в системе человеческих знаний занимает мировоззрение, а какое - философия. Целью данного раздела является анализ феномена мировоззрения, его структуры, исторических типов ив особенности, философии, ее собственной природы и значения в личной и общественной жизни человека. 9 ЧАСТЬ /. Сущность философии и этапы ее развития § 1. Мировоззрение, его суть, структура и исторические типы В систему человеческих знаний термин мировоззрение был введен немецким философом Иммануилом Кантом. Мировоззрение неотъемлемый атрибут человеческого сознания. Каждый человек имеет мировоззрение, и у каждого человека оно индиви¬ дуально-специфическое. Но есть ли между ними что-то общее И что такое мировоззрение вообще Далее, изменяется ли содержание мировоззрения на протяжении жизни отдельной личности или же поколений людей, исторически отдаленных между собою То есть развивается ли мировоззрение Итак, перед нами одна извечных философских проблем что такое мировоззрение человека, как его понимать, каково его социальное значение В наипростейшем понимании слова мировоззрение — это совокупность взглядов человека на мири смысл жизни. Если конкретизировать, то мировоззрение — это совокупность обобщенных представлений о действительности, которые отображают, раскрывают и предопределяют практическое и теоретическое отношение человека к миру, способ восприятия, осмысления и оценки им окружающей действительности и самого себя как конкретно-ис¬ торического субъекта познания и практики Следует понимать, что мировоззрение — непросто обобщенное представление о мире, а форма самосознания человека, узловыми категориями которого выступают понятия мири человек. Через эти понятия субъект мировоззрения осознает свое назначение в мире и формирует жизненные установки. Отношение мир — человек — это основной вопрос мировоззрения. Мировоззрение представляет собой сложное духовное явление, для которого характерна целостность, единство всех компонентов. Структуру мировоззрения составляют и выполняют в нем важную роль такие элементы. Обобщенные знания Они являются основной, информационной базой мировоззрения. Чем больше знаний у того или иного народа либо у того или иного человека, тем более серьезное обоснование получает соответствующее мировоззрение. Следует заметить, что к мировоззрению относятся не все, да и нелюбые знания, а лишь те, которые являются жизненно важными для человека, которые практически и теоретически раскрывают РАЗДЕЛ 1. Сущность философии, круг ее проблем сущность отношений между человеком ими ром в каждую историческую эпоху. Убеждения Это внутренние социально- психологические элементы духовности, благодаря которым воспринимаются или жена оборот, отбрасываются мировоззренческие знания. Убеждения это нет о ль кои н тел л е к ту аль на я позиция, но и эмоциональное состояние, стойкая психологическая установка, уверенность в справедливости своих принципов, идей, взглядов. Поэтому убеждения являются одними з необходимых структурных элементов мировоззрения. Ценности Это положительное или отрицательное отношение к явлениям окружающего мира, которое основывается на потребностях и интересах людей, культуре определенного социума. Их человеку сваи в а е т в процессе жизни. Пос мыс л у и сущности ценности отличаются от знаний. Знаниям присуще стремление кисти необъективному познанию реального мира, ценности же воплощают в себе особое отношение людей ко всему окружающему в соответствии сих стремлениями, потребностями, интересами. Идеалы Этом и ров о з з ре н ческа я форма целенаправленного отображения действительности, мысленный образец совершенства, норма, к которой следует стремиться как к конечной цели. Важная особенность идеалов заключается в том, что они представляют собой опережающее отображение действительности. Следует подчеркнуть, что общественный идеал выполняет нет о ль ко целен а прав ля ю щ у юно и оценочную аксиологическую) функцию по отношению социального субъекта к объекту иксам ому себе. Мировоззренческие ценности это наивысшие ценности жизни и культуры, которые определяют жизненную ориентацию субъекта во всех сферах его деятельности. Верования Это форма исп особ восприятия социальной информации, норм, ценностей и идеалов общественной жизни. Не являясь результатом собственного практического или познавательного опыта, они принимаются как очевидные факты или характеристики объективной действительности средство освоения опыта предшествующих поколений, восприятие ожиданий и надежд относительно будущего. Принципы деятельности Они являются нормативно- регулятивным компонентом мировоззрения, определяют сознательное ЧАСТЬ I. Сущность философии и этапы ее развития практическое и теоретическое отношение социального субъекта к объекту и к самому себе. Жизненные нормы Это образцы, стандарты деятельности, которые сложились исторически или установились как определенные правила поведения, их выполнение отдельным человеком или группой людей является необходимым условием подчинения личной деятельности общественным требованиям. Следует также назвать еще один вариант структуры мировоззрения, который имеет значение для понимания его полифунк¬ циональности. В основе этой полифункциональности лежат присущие человеку физиолого-психологические механизмы и средства познания мира и ориентации. Речь идет о таких элементах духовного мира человека, как чувства, ум, воля и их взаимодействие. Исходя из этого, в структуре мировоззрения выделяют такие подструктуры: а мироощущение или эмоционально-психологи¬ ческий уровень мировоззрения б мировосприятие или опыт формирования познавательных представлений о мире с использованием наглядных образов в) миропонимание, или познава¬ тельно-интеллектуальный уровень. Синтез знаний людей о природе и социальной реальности образует общую картину мира, совокупность естественных наук создает естественнонаучную картину мира, а общественных — социально-историческую картину действительности. Создание общей картины мира — задача всех областей знания. Итак, мировоззрение — это своеобразная интегративная целостность знаний и ценностей, разума и чувств, интеллекта и действия, критического сомнения и сознательной убежденности. Общее функционирование названных элементов и создает ту целостную систему духовного мира человека, которая побуждает к практическому действию, к определенному образу жизни и мысли. Функционирование мировоззрения должно а) обеспечить эффективность познавательно-ориентационной деятельности человека и б) быть духовным побудителем его социально-практиче¬ ской деятельности. Таким образом, мировоззрение выполняет две взаимосвязанные функции познавательно-ориентационную которая обеспечивается мировоззренческими знаниями и оценками) и социально-практическую (которая основывается нами ровоззренческих убеждениях и принципах деятельности. Мировоззрение в целом возникает как общечеловеческое явление, те. оно присуще каждому человеку в нормальном состоя РАЗДЕЛ 1. Сущность философии, круг ее проблем Схема 1.1. Классификация мировоззрения ни и . Но именно общечеловеческий характер мировоззрения предопределяет его чрезвычайное разнообразие, ведь люди очень пора з ному представляли и представляют мири себя вне м . Если бы мы поставили задачу перечислить основные виды мировоззрения, нам, наверное, понадобилось бы много времени, поэтому ив о з ник а е т необходимость в классификации мировоззрения. Существует несколько критериев классификации мировоззрения (схема 1.1). По критерию всеобщности можно выделить такие типы мировоззрения, как индивидуальное, групповое профессиональное, национальное, классовое, общечеловеческое и др. Однако вне личности и безличности немо же т существовать ни одна мировоззренческая система. Посте пении сто р и чес кого развития выделяют такие типы мировоззрения, как античное, средневековое, современное и др. Посте пените орет и ческой зрелости — жизненно- практическое и теоретическое. Жизненно-практическое мировоззрение представляет собой совокупность разнообразных, иногда взаимоисключающих мировоззренческих понятий, идей, взглядов, целей социального субъекта. Такое мировоззрение порождается непосредственными ЧАСТЬ /. Сущность философии и этапы ее развития условиями жизни и опытом людей, передающимся из поколения в поколение. Оно носит стихийный, несистематизированный характер, составляя набор сентенций житейской мудрости, выраженных в пословицах, поговорках, притчах и других фольклорных формах. Этот уровень мировоззрения существует в форме здравого смысла. Теоретическое мирово прение является более сложным здесь осознаются мировоззренческие проблемы, дается их развернутое обоснование и решение. Это могут быть различные концепции пространства, времени, общественного развития, человека и т. д. Теоретическое мировоззрение существует в форме логически упорядоченных систем, в основе которых лежат определенный категориальный аппарат и логические процедуры обоснования. Мировоззрение носит исторический характер. Это означает, что индивидуальное мировоззрение меняется в течение жизни отдельного человека, а общественное мировоззрение эволюционирует вместе с развитием социальной общности, человечества. Такое понимание мировоззрения порождает необходимость выделения его исторических типов. На протяжении истории человеческой цивили гации сформировались такие типы мировоззрения мифологический, религиозный и философский. Обычно эти типы мировоззрения не отделены друг от друга какой-либо четкой границей или исторической датой. В реальности, особенно в современном мировоззрении, всегда можно отыскать элементы всех его исторических форм. Тем не менее такая классификация дает возможность обнаружить определенную закономерность социального функционирования и развития мировоззрения как определенной реальности. Рассмотрим исторические типы мировоззрения детальнее. Мифологическое мировоззрение. Мифология (от греч mifos -сказание и loqos — слово, понятие, учение) является универсальным типом мировоззрения первобытных обществу всех этносов первоначальным мировоззрением была мифология, содержащая в своей основе миф — выдуманный рассказ, плод народной фантазии, в котором явления природы или культуры представлены в наивно-антропоморфной форме. Сравнительное изучение мифов разных народов показало, что, во-первых, очень похожие мифы существуют у разных народов, в разных частях мира и, во-вторых, миф был единой универсальной формой сознания. Он отображал 14 РАЗДЕЛ 1. Сущность философии, круг ее проблем мироощущение, мировосприятие и миропонимание той эпохи, в которую создавался. В мифологическом сознании закреплены поэтическое богатство и мудрость разных народов. Почему же восприятие мира первобытным человеком приобрело такую странную форму, как мифология Следует, очевидно, учесть некоторые предпосылки а) первобытный человек еще не выделял себя из окружающей среды — природной и социальной б) первобытное мышление еще четко не отделилось от эмоциональной сферы. Следствием этих предпосылок стало наивное очеловечивание окружающей среды. Человек перенес на объекты природы свои личные свойства, приписывая им жизнь, человеческие чувства. В мифе невозможно отделить реальное от фантастического, существующее от желаемого, духовное от материального, зло от добра и т. д. Поэтому миф приобрел такую форму целостности, которая для других форм сознания является невозможной. Кроме того, миф для носителей мифологического сознания был невымышленным рассказом, а самой реальностью. В мифах также отсутствуют представления о природных закономерностях, поскольку человек не осознавал отличия собственного образа действия от действия естественных сил. В них доминирует идея целесообразного взаимодействия разных формообразований жизни в природе и обществе, выявление отношений естественной и культурно-исторической реальностей через противоположные определения явлений тождественность — отличие, общее — частное, постоянное — переменное, хаос — космос. Итак, неспособность провести различие между естественными сверхъестественным, слабое развитие абстрактных понятий, а также чувствен но-конкретный, метафорический, эмоциональный характер первичного сознания — эти и прочие особенности превращают мифологию в своеобразную символическую (знаковую) систему, в понятиях которой воспринимался и описывался весь мир. С развитием и усложнением форм жизни мифологическая мудрость перестает удовлетворять человека. Миф как специфическая степень общественного сознания постепенно изживает себя, разлагается, и из него выделяется целый ряд направлений духовной деятельности, которые характерны уже для цивилиза- ционно развитых обществ (схема 1.2). Религиозное мировоззрение Это второй исторический тип мировоззрения. Условиями для его формирования стали переход от первобытного строя к рабовладельческому обществу и опреде- 15 ЧАСТЬ I. Сущность философии и этапы ее развития Схема 1.2. Сферы духовной деятельности, выделившиеся из мифа ленные достижения вор га низа ц и и общественного производства, впер в у ю очередь враз делении труда, в частности выделении умственного труда. Как социально- историческое явление религия изменялась вместе сиз мене ни ем форм общественной жизни, которые она отображала. Этапами ее эволюции были первобытные верования тотемизм, магия, фетишизма ними з мн а ц иона ль н ы е ( иудаизм, индуизм, синтоизм, даосизм, конфуцианство) ими ров ы ере лиги и (буддизм, христианство, ислам. Религия является более зрелой формой мировоззрения, чем мифология. В ней бытие постигается нем и фи чески ми, аи н ы ми средствами. Выделим такие а) в религиозном сознании уже четко разделяются субъект и объект, следовательно, преодолевается характерная для мифа неразделимое ль человека и природы б) мирра з два ива ел с я над ухо в но е и телесное, земное и небесное, естественный и сверхъестественный миры, ив добавок земной начинает рассматриваться как следствие сверхъестественного. Мифологические же персонажи живут в феномена ш ном мире (на горе Олимп, на горе Мэру и г. п в) в религии сверхъестественный мир недоступен органам чувства потому вобл екты этого мира следует верить. Вера ивы ступает главным средством постижения бытия гос обе н нос т ь юре лиги о з ног ом и ров о з зрения является также его практичность, поскольку вера без дел мертва. В связи с РАЗАЕЛ 1. Сущность философии, круг ее проблем этим вера в Бога и сверхъестественный мир вообще вызывает своеобразный энтузиазм, те. жизненную энергию, которая придает пониманию этого мира жизненный характер д) если для мифа главным является обоснование связи индивида с родом, то для религии главное — достижение единения человека с Богом как воплощением святости и абсолютной ценностью. Религия — явление многоплановое и многозначное. Сегодня, несмотря на научные достижения, которые, казалось бы, отрицают ее мировоззренческие положения, религия продолжает быть большой социально организованной и организующей силой в мире. Это в значительной мере связано стем, что она по-своему отображает большой жизненный опыт человечества, сохраняет систему эмоционально-образных представлений и переживаний, ценностей, норм жизни, моральных идеалов, которые так нужны современному человечеству. С помощью обрядности религия культивирует человеческие чувства любви, добра, терпимости, сочувствия, милосердия, долга, справедливости. Нов религиозном мировоззрении могут отражаться и противоположные настроения, идеи фанатизм, враждебное отношение к людям другой веры и т. п. Философское мировоззрение Этот тип мировоззрения в современных условиях рассматривается как один из влиятельных и действенных типов. Он, как и религия, развился из первичной мифологии, унаследовав ее мировоззренческие функции. Но что же роднит философию с рассмотренными типами мировоззрения и что от них отличает Объединяет их общая направленность — дать картину мира, включая человека сего отношением к окружающей реальности, и выяснить смысл человеческого бытия. Тем не менее ответы на эти вопросы представители различных видов мировоззрения ищут своими путями. Что же касается современного философского мировоззрения, то необходимо обратить внимание на такие его особенности а) философскому мировоззрению присуща не чувственно-об¬ разная, как в предшествующих типах мировоззрения, форма постижения действительности, а абстрактно-понятийная. У него предельно широкий уровень обобщения (категории, принципы, которые выходят на границу бытия и небытия б) философское мировоззрение — это теоретическая форма мировоззрения, исторически возникшая и первая форма систе- 17 ЧАСТЬ I. Сущность философии и этапы ее развития мат из и ров ан ног от е орет и чес кого мышления вообще. Оно направлено на критическое исследование и решение мировоззренческих проблем с целью повышения степени достоверности и надежности таких решений вот ли ч и е философского мировоззрения от мифологического и религиозною состоит в том, что религия ими ф о логи я сов па -Схема 1.3. Мировоззрение, философия, наука дают с соответствующим мировоззрением, тогда как философия составляет ядро научного мировосприятия и обеспечивает ему целостность, взаимосвязь и определенность (схема 1.3); г) вот ли ч и е от религии ими ф о логи и , философия в осмыслении мира систематически опирается на научные знания. Но если вначале своего существования философское мировоззрение базировалось нач ас т и ч н ы хне систематизированных знаниях, то современное мировоззрение имеет возможность полного использования, как теперь говорят, Большой науки. Вместе стем философия оказывает огромное влияние нар аз в и т иена у к и . Она выступает общей методологией научного познания д) философия стремится ставить и решать предельные, абсолютные проблемы человеческого бытия е ) философия исследует познавательное, ценностное, социально- политическое, моральное и эстетическое отношение человека км и р увы раба ты в а е топ редел е н н ы е критерии и принципы общественной и индивидуальной деятельности, опираясь не на авторитета наз на ни его с под ст в у ю щей в мирен е обходим ости РАЗДЕЛ 1. Сущность философии, круг ее проблем Таким образом, философское мировоззрение закономерный лап в духовном развитии человечества, которое было обусловлено как изменениями во б щ ест вен ном бытии людей, таки развитием различных областей общественного сознания. Перечисленные исторические типы мировоззрения есть нечто иное, как типизированные и абстрагированные формы деятельности человека во пределен н ы е исторические промежутки времени в соответствии с развитием культуры и познания. Эти формы деятельности выступают проявлением ивы раже ни ем сознания и самосознания человека, практически ориентированных напр е образованием и р аи самого себя в соответствии с нормами культуры и цивилизации. ВЫВОДЫ \. Мировоззрение это система взглядов нами р и место в нем человека, на отношение человека к той действительности, которая его окружает, и к себе самому, те. наиболее обобщенные взгляды нас мыс лжи з ни, нацель человеческой деятельности. Вист ори и человечества ранее всех возникло мифологическое мировоззрение, в котором человек предстает слитым воедино сокр ужа ю щей средой и не отделяется ни от природы, ни от своего рода. Религиозному мировоззрению присуще разделение мира наземной, естественный и сверхъестественный, небесный. Основа религии вера в высшие творящие силы. Философия от мифологических и религиозных форм мировоззрения отличается тем, что реализует свою мировоззренческую функцию на основе критического отношения к действительности, обращаясь к фактам логических построений, вырабатывая гносеологические ил о г и чески е категории икр и тер и и для сознательного поиска и отбора истинных взглядов. |