Главная страница

Данильян_Тараненко_Философия. Учебник москва эксмо 2005


Скачать 7.94 Mb.
НазваниеУчебник москва эксмо 2005
АнкорДанильян_Тараненко_Философия.pdf
Дата20.09.2017
Размер7.94 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаДанильян_Тараненко_Философия.pdf
ТипУчебник
#8855
страница5 из 33
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33
томизм, как стали называть это учение по имени его творца (в латинской транскрипции имя Фома произносится как Томас, отсюда «то­
мизм»). При жизни Фомы Аквинского его философия не очень поддерживалась теологами. Общее признание и слава пришли к нему лишь после смерти, как и почетное звание ангельский доктора в 1323 г. основателя томизма причислили клику святых. Учение же Фомы фактически стало официальной философской доктриной католической церкви. В центре томизма — учение о том, что Вселенная представляет собой иерархию ступеней бытия. Низшую ступень этой иерархии составляет природа, материя, высшую — Бог, абсолютное Божественное сознание, которое создает мири руководит им. Конечной целью человеческой жизни является Бог. Но умом он не познается. Бог есть высочайшая истина, недоступная слабому человеческому разуму. Эта истина дается людям через посланные Богом истины откровения. Однако доказательства бытия Бога можно найти путем осмысления идей, заложенных Богом в естественном мире. На этих исходных основаниях Фома вводит концепцию двойной истины есть истины разума и высшие истины — истины откровения. Первые даются нам в науке и философии, вторые — через теологию, в частности через Святое письмо (Библию. Итак, философия и теология не противоречат друг другу, потому что постигают разные миры — природу и Бога. Задачу философии схоласты усматривали в познании Бога через природу, в доказательстве того, что все догматы церкви не противоречат разуму. Центральными они считали проблемы соотношения знания и веры, воли и разума, единичного и общего. Последняя проблема известна как спор об универсалиях — природе общих понятий. В соответствии стем, как толковался вопрос о существовании универсалий, средневековая философия представлена двумя основными направлениями — реализмом и номинализмом (схема 2.5). Реализм — это направление, которое считает, что общие понятия (универсалии) не являются отображением
Схема 2.5.
Борьба номинализма и реализма в средневековой философии предметов и явлений, а существуют как реальные духовные сущности и составляют субстанцию вещей. Наиболее рельефно реализм представлен в учении архиепископа Ансельма Кентерберийского и у Фомы Аквинского. Номинализм (от лат nomen — имя, название) — направление, сторонники которого считали, что реально существуют лишь единичные реальные вещи, а общие понятия — это только их названия или имена. Видными представителями номинализма являются Иоанн Росцелин
ив определенный период Пьер Абеляр.
Согласно учению номиналистов, универсалии существуют не до, а после вещей. Такое утверждение сближается с материалистической линией в философии. Общие понятия здесь — второстепенны. А поскольку понятие Бога — наиболее общее, то, по логике номинализма, оно и должно попасть в разряд второстепенного, производного от мира индивидуальных вещей. В конце XIII — начале XIV в. классическая средневековая философия (и реалистическая, и номиналистическая), исчерпав свои исторические позитивные возможности, постепенно вступила в период кризиса. Он начинался с распутья, на которое привела проблема вера — знание, теология — философия образного воря, схоластика развалилась иа развилке религия — наука.
РАЗДЕЛ 2. История развития философской мысли Это выразительно демонстрирует учение Роджера Бэкона
(1214—1294). Философ раскрывал ненужность и даже вредность далекого от реальности схоластического метода, призывал изучать природу путем наблюдения и опыта. В науках, заявлял он, наиболее ценной является практическая польза- Защищая идею единства философии и теологии, Бэкон отмечал, что они не противоречат друг другу теология учит, для какой цели все предметы предназначены Богом, а наука — как и посредством чего выполняется это назначение. Однако это единство мыслится ученым не как подчинение, а как признание рациональной необходимости философии, которая раскрывает свойства внешнего мира. Против рациональной теологии выступал британский схоласт Иоанн Дуне Скотт (1265—1308). В своих произведениях Оксфордское произведение, О первом начале всех вещей напер вый план сущности Бога он выводил не разум или идеи, а волю, поскольку она способна определять себя не только идеально, но и реально. Поэтому теология, по Скотту, есть наука практическая дает установки для жизни, а философия — теоретическая. Развивая идеи Дунса Скотта, еще один представитель поздней схоластики Вильям Оккам (1285—1349) делал акцент на возможности изучения природы и человека независимо от теологии. Он призывал к их научному исследованию путем опыта и логики. А чтобы сделать логику более приспособленной для познания конкретных явлений, нужно ее очистить от лишних понятий схоластического теоретизирования. Оккам сформулировал эту мысль в афоризме, который известен как «оккамова бритва Сущности ненужно приумножать без необходимости. Этот афоризм в итоге был направлен против схоластики с ее стремлением к бесконечным логическим построениям. Считается, что именно благодаря ему произошел отход от схоластического теоретизирования. Завершился кризис философии Средневековья утверждением мистического учения Мистика (таинственное) — вера в тайные сверхъестественные силы. Она исходит из того, что Божественное, Бог присутствует во всем, но только человек замечает это с помощью внерациональных, внутрисозерцательных средств (путем заглядывания в глубину себя самого. Мистическое мировосприятие основывается наследующих утверждениях 1) цель христианина — достичь единства с Духом через слияние своей
ЧАСТЬ 1. Сущность философии и этапы ее развития человеческой сути с Божественной сутью при помощи внерацио- нального экстаза (болезненно-восторженного состояния 2) формула единства с Божественной сутью — Бог может стать мной, а я — Богом, что не означает равенства человека с Богом, а лишь свидетельствует о его желании слиться с Божественным Духом 3) внутреннее ощущение и видение Бога важнее участия в богослужении. Родоначальником средневековой мистики был немецкий философ Йоган Экхарт, которого чаще называли Мастерили Учитель (1260—1327). В работе Проповеди и рассуждения он изложил свою позицию мистического пантеизма. Ее суть такова. Ни одна вещь, в которой Бог всегда присутствует, не осознает его присутствия — это дано лишь внутреннему человеку, наделенному душой. Божественность тождественна с глубинами человеческого духа В моей душе есть сила, которая воспринимает Бога. Ничто мне неблизко так, как Бог. Бог мне ближе, чем я сам себе. Душа — это существо Божие в человеке она единственно сущая с Божеством, несотворенная, а потому вечная. Глубинная связь человеческой души и Бога делает возможным соединение любого человека с Богом через отказ от обычного познания в образах и понятиях, которые дают лишь представления о Боге и Личности.
Йогана Экхарта недаром называли Учителем. Он действительно имел многих последователей, среди которых были Йоган
Таулер (1300—1361) и Йоган Рейсбрук (1293—1381), известные тем, что, мастерски владея словом, они особо акцентировали внимание назначении человеческой активности в вопросах выбора жизненного пути и приобщении к Божественной благодати. Они утверждали отталкиваясь оттого, что даровано Богом, человек сам формирует себя собственными поступками, так как способен раздуть пламя из заложенной в нем Божией искры. Оценивая общий вклад средневековой философии в развитие философской мысли, следует учитывать ее противоречивость, но, безусловно, нельзя считать Средние века темными, какой-то пропастью, остановкой в развитии культуры человечества. В эпоху Средневековья было накоплено огромное философское наследие, послужившее дальнейшему'развитию мысли и общественного бытия во времена Возрождения.
РАЗДЕЛ 2. История развития философской мысли Схема 2.6.
Философский Ренессанс
§ 3. Философия западноевропейского Ренессанса Движение Возрождения (Ренессанс) начинается в XIV в. в Северной и Центральной Италии, в XV в. оно достигает апогея развития, а в XVI в. становится общеевропейским явлением. Это время зарождения капиталистического способа производства, великих технических и географических открытий, которые приводят к бурному развитию торговли и производства, к изменениям в социально-классовой структуре общества, ослаблению корпоративных и других связей между людьми. Характерные признаки культуры этого периода следующие
1. Движение к освобождению от господства религии и церкви во всех сферах общественной жизни — так называемая секуляризация.
2. Возвращение к античному культурному наследию, которое было почти полностью забыто в Средние века. Отсюда и название — Возрождение.
3. В центре внимания — проблема человека. Если во времена античности предметом изучения была природно-космическая жизнь, в Средние века — Боги связанная с ним идея спасения, тов эпоху Возрождения в центре философских исканий оказывает
ЧАСТЬ I. Сущность философии и этапы ее развития
ся человек. Поэтому философское мышление этой эпохи характеризуется как антропоцентрическое (схема 2.6).
4. Появление гуманизма как идейного движения.
5. Возрастание интереса к природе. Развитие натурфилософии. Обратим внимание на последние два признака. Что такое гуманизм В эпоху Возрождения этот термин означал нецерковное, светское знание, а гуманистами называли просто представителей светской интеллигенции, возникшей вследствие быстрого возрастания роли умственного труда и появления таких умственных занятий, которые выходили за рамки официальных, преимущественно теологических исследований. Со временем термин гуманизм стал приобретать современное значение, которое состоит в понимании человека как высшей ценности. Таким образом, гуманизм эпохи Возрождения — это идейное движение, в котором вызревала новая светская философия, ориентированная на человека как высшую ценность. Первым гуманистом принято считать выдающегося поэта и мыслителя Данте Алигьери (1265—1321), который жили творил во Флоренции — столице итальянского Возрождения. Данте одним из первых провозгласил человека величественнейшим чудом из всех проявлений Божественной мудрости. Но настоящим основателем, отцом гуманизма считается Франческо Петрарка
(1304—1374). Он стремился донести до современников достижения античности наиболее точно и понятно. Одним из ведущих философов раннего гуманизма был римский филолог Лоренцо Валла (1407—1457), в своих многочисленных произведениях подвергавший критике клерикальную идеологию и схоластическую философию. Гуманистическое мышление было характерными для итальянского философа, основателя платоновской Академии во Флоренции Марсилио Фичино
(1433—1499). Этот ученый перевел на латинский язык произведения Платона и многих других античных философов. Продолжателем идей Фичино был Джованни Пико делла Мирандола
(1463—1494). Он подготовил для диспута со схоластами трактат Речь о достоинстве человека, который содержал 900 тезисов о том, что было уже познано. Однако дискуссия не состоялась — Папа Римский большинство тезисов запретил, признав их еретическими. Еще одним представителем гуманизма был профессор Болонского университета Пьетро Помпонацци (1462—1525), стоявший на позициях противопоставления философской истины истине религиозной. Типичной для эпохи Возрождения была философская позиция выдающегося французского гуманиста Мишеля де Рафаэле (1533—1592), творчество которого обращено к человеку и его достоинству. Он призывал к самостоятельности суждений, образцом для него было вольнодумство античной философии.
Ренессансно-гуманистические идеи вызвали важные деформационные процессы в римско-католической церкви, привели к ее реформе, или так называемой Реформации (от лат reformart — превращать, исправлять. Реформацию и Ренессанс объединяет то, что это явления одной исторической эпохи, с общей антифеодальной направленностью, в их основе лежит антифеодальное движение, носителями которого были городские прослойки общества. Если Ренессанс выдвигал требование преобразовать общество путем расширения светского образования, то Реформация была направлена против монопольного положения католической церкви и ее учения в политике, в идеологической системе тогдашнего европейского общества. Она практически оставалась на уровне средневекового мировоззрения, но предлагала новый путь к Богу. Реформация стала международным движением, которое достигло апогея в XVI в. Во многих европейских странах был осуществлен переход к протестантской вере (Англия, Шотландия, Дания, Швеция, Норвегия, Нидерланды, Финляндия, Швейцария, частично Германия, Чехия, Венгрия. Реформация демократизировала церковь, поставив внутреннюю личную веру выше внешних проявлений религиозности. В некоторых странах церковь попала в зависимость от государства, которое в свою очередь облегчило развитие науки и светской культуры. Выдающимися представителями реформаторского движения были Мартин Лютер (1483—1546), Филипп Меланхтон (1497— 1560), Ульрих
Цвингли (1484—1531), Жан Кшьвин (1509—1564), Томас Мюнцер
(1490-1525). Видное место в философии Возрождения принадлежит натурфилософии. Она сыграла большую роль в борьбе против схоластики в естествознании. Выдающимися натурфилософами того времени были Николай Кузанский (1401—1464) — немецкий философ, кардинал. Главное его произведение — Об ученом незнании (1440); Филипп Теофраст Гогенгейм (1493—1541) — немецкий философ, врач, алхимик, астролог. Это он соединил медицину с химией и получил всеобщее признание под псевдонимом
ЧАСТЬ I. Сущность философии и этапы ее развития
Парацельс; Бернардшю Телезио (1509—1588) — основатель академии вблизи Неаполя, где велись исследования человека и природы Джералсшо Кардано (1501—1576) — разносторонний итальянский ученый, философ, астроном, изобретатель, который предложил карданный вал задолго до появления автомобиля
Франческо Патрици (1529—1597) — итальянский ученый, философ, профессор Римского университета Томмазо Кампанелла
(1568—1639) — итальянский философ, поэт, политический деятель, автор таких произведений, как Город солнца, О христианской монархии, О церковной власти Джордано Бруно
(1548—1600) — итальянский ученый, философ, поэт. За свои передовые взгляды был обвинен в ереси и отлучен от церкви, а 17 февраля 1600 г. сожжен на Площади Цветов в Риме. Все эти ученые создали целый ряд натурфилософских концепций. Их главными чертами были
1) пантеизм (от греч pan — все theos — Бог, всебожие). Это философско-религиозное учение, согласно которому Бог есть безличное начало, разлитое по всей природе и тождественное с ней. Особенно заметно это учение пронизывало произведения Николая Кузанского, Джордано Бруно и др. Пантеизм сего тезисом природа — это Бог, разлитый в вещах был обычной формой борьбы с религией (схема 2.7);
2) осознание бесконечности природы, Вселенной Эта позиция прослеживается во многих работах натурфилософов. Однако если у Николая Кузанского учение о бесконечности Вселенной было полутеологическим, то у Бруно оно натуралистическое. Вдобавок у него идея о бесконечности природы становится одной из главных идей натурфилософии. Вселенная, по Бруно, не имеет центра, она не порождается и не уничтожается, не может уменьшаться или увеличиваться
3) органический взгляд на Вселенную В натурфилософских концепциях мир видится как живое существо, которое в полной мере наделено душой. Такая позиция носила название гилозоизма;
4) взаимосвязь микрокосма и макрокосма Микрокосм — это малый мирили человек. Макрокосм — это Вселенная, или природа. Человек (микрокосм) толковался как часть природы (макрокосма) и приобретал идентичные ей свойства. Такая идея получила развитие в работах Кузанского, Кардано, Кампа- неллы, Бруно, Парацельса и др
5) наличие элементов диалектики Диалектические тенденции были присущи, в частности, Кузанскому (принцип единства про
РАЗДЕЛ 2. История развития философской мысли Схема 2.
7. Бог — мир — человек тивоположностей), Берыардино Телизио (все в мире происходит как борьба противоположностей. Джордано Бруно развивал положение Кузанского о совпадении противоположностей. Он видел их в природе и человеческой деятельности в реальном мире одна противоположность есть начало другой, и наоборот
6) обращение к магии, алхимии, астрологии Это было обусловлено недостаточностью реальных знаний, которые подменялись поэтическими аналогиями, мистическими догадками. В известной легенде о Фаусте, которая появилась в конце эпохи Возрождения, был увековечен тогдашний тип полуученого-полу­
фантаста, навеянный авантюрным духом времени. Таковы общие черты натурфилософии эпохи Возрождения. Новые тенденции появились ив природоведческой науке. Они
ЧАСТЬ I. Сущность философии и этапы ее развития были связаны с творчеством Леонардо да Винчи, Николая Коперника, Галилео Галилея.
Леонардо да Винчи (1452—1519) — знаменитый художник, пионер современного ему природоведения, мыслитель, который применил экспериментально-математический метод исследования природы, а также выдающийся представитель эстетической мысли своей эпохи. Враждебно относясь к астрологии, магии и алхимии, Леонардо да Винчи видел смысл научной деятельности в ее практической пользе для человечества и обосновал идею о необходимости соединения практического опыта и его научного осмысления как главного пути открытия новых истин. Математику он считал достовернейшей из наук при осмыслении и обобщении опыта. Реалистическое искусство Леонардо да Винчи Тайная вечеря, портрет Моны Лизы и др) свидетельствует о значительном развитии художественно-эстетической мысли эпохи Возрождения. По его мнению, искусство, как и наука, служит познанию реального мира. Подчеркивая мудрость природы, индивидуальность, красоту души и тела человека, Леонардо выступил как большой ученый-анатом, психологи замечательный живописец. Настоящий мировоззренческий переворот эпохи Возрождения отражен во взглядах на мироздание Николая Коперника

(1473—1543). Он создал гелиоцентрическую систему, которая противоречила геоцентрической системе христианских взглядов на мир. В книге Об обращении небесных сфер Коперник сделал такие выводы 1) Земляне находится неподвижно в центре Вселенной, как считали Аристотель, Птолемей, а также все схоласты и церковники, а вращается вокруг своей оси 2) Земля вращается вокруг Солнца, которое является центром Вселенной
3) обращением Земли вокруг своей оси Коперник объяснил смену дня и ночи. Эти выводы Коперника открывали принципиально новые пути для развития астрономии (схема 2.8). Большое значение для эпохи Возрождения имело творчество титанической личности Галилео Галилея (1564—1642). Рассматривая вопрос об отношении Бога и природы, Галилей отошел от пантеизма и создал деистическоую модель мира. Бог согласно его рассуждениям создал природу, наделив ее определенным порядком и закономерностями. Однако после этого создатель не вмешивается в природу, она живет и развивается самостоятельно. На
РАЗДЕЛ 2. История развития философской мысли Схема 2
.8. «Коперниканский переворот основании вывода о независимом существовании природы Галилей разработал свои принципы ее познания. Он ввел экспери­
ментально-математический метод исследования природы — Космоса. А его астрономические открытия, прежде всего спутников Юпитера, стали наглядным доказательством истинности гелиоцентрической теории Коперника. Эпоха Ренессанса известна не только новыми подходами к проблеме человека и природы, аи социально-политическими теориями. Социальными вопросами занимались мыслители Ник-
>коло Макиавелли, Жан Воден, Туго Гроций, Томас Мор, Томмазо
Кампанелла. Таким образом, философская мысль эпохи Возрождения свидетельствует о возникновении нового мировоззрения, основными чертами которого являются натурализм и рационализм. Основной признак философии Возрождения — светская, земная ее направленность. Она создала основу и условия для перехода от средневекового философского наследия к философии Нового времени. В этом состоит ее значение и этапный, исторический характер.
§ 4. Философия Нового времени Термин Новое время такой же условный, как и термин Возрождение. Мы будем понимать под ним время зарождения и утверждения нового общественного строя — буржуазного, который выдвинул новые ценности и основы человеческого бытия
ЧАСТЬ I. Сущность философии и этапы ее развития по сравнению с феодализмом. Машинное производство, которое постепенно вытесняло ремесло, требовало развития точных знаний о закономерностях природы. Вследствие этого перед обществом встала проблема разработки методов, путей и приемов изучения природы. На этой основе и сформулировались в философии
XVII в. два противоположных направления эмпиризм и рационализм. Приверженцы эмпиризма (от греч empeiria
— опыт) считали единственным источником познания чувственный опыт (данные органов чувств человека, справедливо утверждая, что процесс познания начинается с ощущений. Своеобразной модификацией эмпиризма выступает сенсуализм (от лат sensus — чувство. Приверженцы сенсуализма стремились вывести все содержание познания уже непросто из опыта, а из деятельности органов чувств. В XVII—XVIII вв. эмпиризм и сенсуализм развивали Френсис
Бэкон, Томас Гоббс, Джон Локк, представители французского материализма. Последовательное продолжение сенсуализма Джона Локка привело Джорджа Берклии Давида Юма к субъек­
тивно-идеалистическим выводам. Приверженцы рационализма (от лат rationalis — разумный) считали источником познания разум, логическое мышление и утверждали, что чувственный опыт не может обеспечить достоверность и глубину знания. В отличие от средневековой схоластики и религиозного догматизма классический рационализм (Декарт,
Спиноза, Лейбниц) исходил из идеи естественного порядка — неограниченной причинной последовательности, которая пронизывает мирте. имеет форму детерминизма. Рационализм, провозгласивший определяющую роль Разума не только в познании, но ив деятельности людей, стал философским фундаментом идеологии Просвещения. Однако позиция рационализма, как и позиция эмпиризма (сенсуализма, страдала односторонностью, абсолютизацией одной из познавательных способностей человека, что стало причиной утверждения в философии метафизического, механистического способа мышления. Первым философом Нового времени, основателем эмпиризма считается Френсис Бэкон (1561—1626). По своим политическим взглядам он был идеологом буржуазии. Основные философские идеи Бэкона изложены в работах Опыты, или Наставления нравственные и политические (1597), Новый Органон (1620),
РАЗДЕЛ 2. История развития философской мысли О достоинстве и приумножении науки Новая Атлантида (изданная посмертно в 1627 г. Основное произведение Ф. Бэкона — Новый Органон. В то время органоном называли сборник трактатов по логике Аристотеля. Понятие органон (орудие, инструмент) равнозначно понятию метод. Поэтому, называя произведение Новым Органоном, ученый противопоставил свой метод методу Аристотеля, разработал индуктивный метод познания и обосновал основные принципы эмпиризма. Главной задачей философии
Бэкон считал формирование метода науки — познание природы и овладение ею силой всех наук, те. усиление власти человека над природой. Наука должна была стать не самоцелью, а средством. В известном афоризме Знание — это сила подчеркивается практическая направленность науки. Но для того чтобы овладеть природой и поставить ее на службу человеку, необходимо принципиально обновить научные исследовательские приемы. Бэкон различал два вида опытов плодоносные и светоносные. Плодоносными он называет опыты, цель которых — принесение непосредственной пользы человеку, светоносными — опыты, ведущие к познанию законов, явлений и свойств вещей. Но эти знания должны основываться на фактах, от которых следует идти к широким обобщениям. Такой метод получил название индуктивного схема 2.9). Индукция (от лат inductio — наведение) — форма умозаключения, согласно которой на основании знания о единичном делается вывод об общем способ размышления, с помощью которого устанавливается обоснованность выдвинутого предположения.
Френсис Бэкон считал, что метод индукции может дать достоверное знание только тогда, когда сознание будет освобождено от ошибочных суждений (идолов, призраков. Таких идолов он выделил четыре группы идолы рода, идолы пещеры, идолы площади, идолы театра. Идолы рода — это препятствия, обусловленные общей для всех людей природой, несовершенством человеческого ума идолы пещеры — искажения, источником которых являются индивидуальные особенности ума идолы площади — препятствия, возникающие вследствие общения людей идолы театра — препятствия, рожденные слепой верой людей в авторитеты, их приверженностью старинным традициям, ошибочным мнениям. Человеку освободиться от таких идо­
лов-ошибок очень тяжело, в этом ему должна помочь филосо-
ЧАСТЬ I. Сущность философии и этапы ее развития Схема 2
.9. Теория познания Френсиса Бэкона фия. Творчество Френсиса Бэкона оказало большое влияние на развитие философии и науки, однако он делал весьма большой акцент на эмпирических исследовательских приемах, недооценивая роль рационального момента в познании человека и окружающего мира. Линию Бэкона продолжил Томас Гоббс (1588—1679), основные идеи которого изложены в работах Левиафан (1651), Отеле, О человеке (1658). Томас Гоббс создал первую в истории философии завершенную картину механистического материализма, отрицая существование души как особой субстанции тела. Такая позиция привела его к механистическому пониманию человека. По Гоббсу, люди, как и животные, — сложные механизмы, действия которых определяются внешними воздействиями. Развивая эмпирическую традицию, заложенную Бэконом,
Гоббс считал истинным источником познания чувства. Нов отличие от Бэкона, Гоббс выдвигал на первый план проблемы научного понимания общества, государства, права, религиозной веротерпимости. Именно эти вопросы привлекали наибольшее внимание мыслителей в эпоху буржуазной революции в Англии,
РАЗДЕЛ 2. История развития философской мысли современником которой был философ. Учение Томаса Гоббса о государстве и праве стало широко известным. Это учение базируется на отличии двух состояний человеческого общества — естественного и гражданского. Естественное состояние — исходное, здесь любой имеет право на все, что может захватить, те. право совпадает с силой. Поэтому естественное состояние есть состояние войны всех против всех. Томас Гоббс не жалел красок для изображения жестокости людей в их естественном виде, выражая эту мрачную картину известной древнеримской пословицей Человек человеку — волк. Такое положение, по Гоббсу, грозит человеку самоуничтожением. Отсюда следовал вывод о необходимости для всех людей изменить естественное состояние на состояние гражданское, государственное. Люди вынуждены заключать общественное соглашение для обеспечения всеобщего мира и безопасности, на основе которого и возникает государство. И хотя с положением Томаса Гоббса о первичной агрессивности человека едва ли можно согласиться, его идеи о естественном, а не сверхъестественном происхождении государства стали, безусловно, шагом вперед на пути исследования проблемы. Углубить и конкретизировать эмпирическую методологию попробовал выдающийся философ-материалист XVII в Джон
Локк (1632—1704) в работах Опыт о человеческом разумении
(1690), Два трактата о государственном правлении (1690), Разумность христианства (1695). Проблеме метода познания и комплексу вопросов гносеологии посвящено основное философское произведение Локка Опыт о человеческом разумении. Трактат начинается критикой учения о врожденных идеях. Локк доказывал, что врожденных идей нет нив теоретическом мышлении, нив моральных убеждениях, всечеловеческое знание происходит из опыта — внешнего (ощущений) и внутреннего (рефлексии. Идея ощущений — основа наших знаний о мире. Локк распределил их на два класса на идею первичных и вторичных качеств. Идеи первичных качеств (плотность, протяжность, фи- jypa, движение и др) — копии самих этих качеств, в то время как идеи вторичных качеств (цвет, запах, вкус, звуки др) непохожи на качества самих вещей. Учение Локка о различии первичных и вторичных качеств опирается на противопоставление объектив
ЧАСТЬ I, Сущность философии и этапы ее развития него и субъективного. Его развитие позднее привело к формированию субъективного идеализма. Также как и Гоббс, Локк выводил необходимость государственной власти с позиций теории естественного права и общественного соглашения, нов собственной политической философии высказывали ряд принципиально новых, прогрессивных идей. Он впервые выдвинул принципы разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и федеративную (внешних сношений. Политическая философия Локка стала основой буржуазного либерализма в Англии, отразилась в политических теориях французской и американской буржуазных революций. Далее развитие эмпирико-сенсуалистической гносеологии уже в XVIII в. продолжили Джордж Берклии Давид
Юм (1711 — 1776). Джордж Беркли — основатель субъективного идеализма Для него характерно субъективно-идеалистическое толкование природы ощущений. Философ отождествлял свойства вещей с ощущениями этих свойств, выдавал ощущения за единственную реальность, а вещи трактовал как комбинацию ощущений и идей. Сущность этой концепции воплощена виз вестном высказывании Беркли Существовать — значит восприниматься чувствами. Вслед за Беркли последовательную субъек­
тивно-идеалистическую концепцию развил Юм. В отличие от Беркли, Юм — скептик, агностик. Он считал, что основа наших знаний есть ощущения, и все, что мы знаем и можем знать, — это содержание наших ощущений. Основоположником рационалистического направления в философии Нового времени был французский философ Репе Декарт
(1596—1650), латинизированное имя которого Ренатус Картези- ус. Основные его взгляды изложены в работах Рассуждение о методе (1637), Метафизические рассуждения (1641), Начала философии (1643). Характерной особенностью философского мировоззрения Декарта является дуализм (схема 2.10). Он допускал существование двух независимых друг от друга субстанций — материальной и духовной. Основным свойством материальной субстанции является протяженность, а духовной — мышление. Материальную субстанцию Декарт отождествлял с природой и считал, что все в природе подчиняется сугубо механическим законам, которые могут быть открыты с помощью математической науки — механики.
РАЗДЕЛ 2. История развития философской мысли Схема 2.10. Дуалистическая концепция Рене Декарта Вслед за Бэконом и Гоббсом Декарт уделял большое внимание разработке научного метода познания. Если предшествующие философы уделяли внимание методам эмпирического исследования природы, то Декарт старался разработать универсальный метод всех наук. Таким методом он считал рациональную дедукцию Дедукция (от лат deductio — выведение) — это переход от общего к частному одна из форм умозаключения, при которой на основе общего правила логическим путем из одних положений как истинных с необходимостью выводятся новые истинные положения. В трактате Рассуждения о методе Рене Декарт выделил четыре правила, которых следует придерживаться в процессе познания, а именно
— не принимать ни единой вещи за истину, покаты ее не познал как очевидную истину
— избегать всякой поспешности и заинтересованности разделять каждый вопрос настолько частей, сколько необходимо для его решения
••' — осуществлять такие полные расчеты и такие полные обзоры, чтобы быть уверенным, что ничего не оставлено без внимания
— свои идеи размещать в нужной последовательности, начиная с предметов простейших и наиболее легко познаваемых.
ЧАСТЬ I. Сущность философии и этапы ее развития Первое правило — концентрированное выражение методологического скептицизма Декарта. Его можно считать главным основанием для использования последующих. Второе правило — потребность в аналитичности. Оно, как и остальные, также имеет методологический характер. Третье правило касается выводов из мыслей. И последнее подчеркивает необходимость определенной систематизации как познанного, таки познаваемого. Декарт конечной целью познания считал господство человека над природой, открытие и изобретение технических средств и усовершенствование самой природы человека. Для достижения этой цели Декарт выдвинул известный метод сомнения, который является исходным тезисом при получении достоверного знания. Последователем и критиком учения Декарта был нидерландский философ Бенедикт (Барух) Спиноза (1632—1677). Основные произведения Спинозы такие Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье (1658—1660), «Богословско-политический трактат
(1670), Трактат об усовершенствовании разума (1662), Этика, доказанная в геометрическом порядке (1677). В основе его философской системы лежит учение о единой субстанции — природе. Субстанция — причина самой себя. Философ отрицал существование сверхъестественного, отождествлял Бога с природой, стоял на позициях пантеизма. Природа, по мнению Спинозы, существует вечно, не имеет конца, она есть причина и следствие, сущность и явление. Природа, субстанция, материя и Бог составляют, согласно Спинозе, неразрывное единство. Такое понимание субстанции содержало как диалектическую идею взаимодействия между конкретными материальными образованиями, так одновременно и идею их материального единства. Однако Спи­
ноза отвергал атрибут движения по его мнению, движение является не неотъемлемым свойством материального мира, а лишь его модусом (вторичной, производной характеристикой. Это было антидиалектическим моментом в философии Спинозы. Труд Спинозы Этика состоит из пяти частей О Боге, О природе и происхождении души, О происхождении и природе аффектов, О человеческой зависимости, или О силе аффектов, О могуществе разума, или О человеческой свободе. Автор прибегает к геометрическому способу изложения каждая часть начинается с фиксации главных понятий, а затем идет их доказательство. Впервой и второй частях своей работы Спиноза раскрывает свое учение о единой субстанции, которая отождествляется с Богом и природой, и строит онтологическую систему,
РАЗДЕЛ 2. История развития философской мысли рассматривая природу души, ее взаимоотношение с телома также познавательные способности человека. В третьей и четвертой частях работы изложено учение об аффектах (страстях. В этих частях, которые носят этический характер, трактуется понимание воли человека, руководствующегося в вопросах этики лишь разумом. Принцип гедонизма и утилитаризма объединяется у Спинозы с положениями аскетически умозрительной этики. Как представитель теории естественного права и общественного договора он вывел закономерности общества из особенностей неизменной человеческой природы и считал возможным гармоническое объединение собственных эгоистических интересов граждан с интересами всего общества. В пятой части Спиноза описывал путь к свободе. Этот путь — любовь к Богу, в которой душа находит блаженство и вечность, становится частью бесконечной любви, какой Бог любит самого себя. В теории познания Спиноза развивал рационализм. Чувственное познание, сего точки зрения, дает поверхностное знание, истинные знания мы получаем лишь с помощью разума. Высшей формой познания, по мнению Спинозы, является интуиция. Критерием истины является четкость. Последним представителем европейского рационализма XVII в. считается немецкий философ-идеалист Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646—1716). Рассуждения о метафизике (1686), Новая система природы (1695), Новые опыты о человеческом разуме
(1704), Теодицея (1710), Монадология (1714) — это далеко неполный перечень его основных философских произведений он также известен как математик, физик, изобретатель, историк, юрист, языковед. Ядром философской системы Лейбница является учение о монадах — монадология Монада — это простая неделимая духовная субстанция. Монады находятся между собой в отношении предустановленной гармонии изначально установленной между ними Богом. В силу этой гармонии монады не могут влиять друг на друга, тем не менее развитие каждой из них и мира в целом пребывает в полном соответствии с развитием других монад и всего мира. Первоначальное качество монады — самодеятельность. Поэтому благодаря монадам материя имеет способность к вечному самодвижению. Сознание присуще лишь тем монадам, которые имеют способность к самосознанию, те. человеку. С ос
ЧАСТЬ I. Сущность философии и этапы ее развития
новными идеями монадологии связана и теория познания Лейбница. В ней ученый старался найти компромисс между рационализмом и сенсуализмом. Философ убедительно доказывал, что человеческое познание всегда требует определенных принципов, которые делают его осмысленным. К основному принципу сенсуализма он сделал точное дополнение нет ничего в разуме, чего бы раньше не было в чувствах. кроме самого разума (который нельзя вывести из каких-либо чувств. Во второй четверти XVIII в. во Франции сформировалось широкое и мощное движение, получившее название Просвещения. Это не было только политическое или философское явление, хотя философия, в особенности материалистическая, играла в нем важную роль. Просвещение объединило всех прогрессивно мыслящих представителей третьего сословия юристов, философов, буржуазию, природоведов. Просветители подвергали критике феодальный порядок и его культуру, требовали установления новых, прогрессивных общественных порядков, выступали в защиту народных масс за их право на образование и культуру. Они верили в человека, его ум и высокое призвание. В этом просветители продолжали гуманистические традиции Возрождения. Классическим философом французского Просвещения был Франсуа Мари Аруэ Вольтер
(1694—1778), основные идеи которого изложены в работах Философские письма (1734), Трактат о метафизике (1733), Философский словарь (1764—1769), Философия истории (и др. Главную задачу своей философии Вольтер усматривал враз венчании религиозной догматики, которая мешает людям строить счастливую жизнь, культивируя невежество, необразованность, фанатизм, ложь. В философии природы Вольтер — последователь Ньютона. Он развивал идею общей закономерности природы, а также отстаивал преимущество принципа причинной обусловленности явлений природы перед принципом целесообразности. В теории познания Вольтер стремился соединить сенсуали­
стический эмпиризм с некоторыми элементами рационализма. Основой для него был тезис о происхождении всех знаний из ощущений. В тоже время он утверждал, что существуют еще и абсолютное знание — логико-математическое, — и знание, относящееся к морали.
РАЗДЕЛ 2. История развития философской мысли
Вольтер обосновал идею равенства людей и это равенство понимал как равенство политическое, равенство перед законом и правом. Социальное и имущественное неравенство он рассматривал как условие социального равновесия и морального развития общества. Младшим современником Вольтера был Жан Жак Руссо
(1712—1778). Центральная проблема творчества Руссо — неравенство между людьми и пути его преодоления. Именно этому вопросу посвящена его работа Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми (1755). Руссо исследовал возникновение имущественного и социального неравенства людей и стремился найти пути его ликвидации. Он считал, что неравенство между людьми не извечно, в его возникновении виновна частная собственность. По мнению Руссо, первоначально человеческое общество находилось в естественном состоянии и человек был существом самодостаточным, материально независимым от других людей. Частная собственность, возникающая вследствие разногласий между интересами людей, приводит к несправедливости. К материалистическому направлению философии французского Просвещения принадлежат Жюльен Офре де Ламе/при
(1709—1751), ПольАнри Гольбах (1723—1789), Клод Адриан Гельве­
ций (1715—1771), Де ни Дидро (1713—1784). Хотя их философские взгляды значительно различались между собой, нов целом в материализме французских мыслителей было много общего. Общие особенности материализма XV11I в. следующие
1) он был механистическим, те. все формы движения материи сводились к механической и объяснялись на основе законов механики, которые отвечали тогда духу эпохи Просвещения, поскольку из всех наук наиболее развитой считалась механика. (Ла- метри даже применил механистический подход к человеку человек, по его мнению, — это своеобразный сложный механизм
2) он носил метафизический характер предметы и явления рассматривались вне их внутренней связи и развития, без учета внутренних противоречий как источника самодвижения, без постижения непрерывности и скачкообразности развития в их органическом единстве. (Но уже Дени Дидро стремился преодолеть механицизм и метафизичность в понимании развития, утверждая, что и неподвижное в пространстве тело находится в движе-
ЧАСТЬ I. Сущность философии и этапы ее развития
нии, те. развивается, изменяется отстаивал идею самодвижения материи, стараясь объяснить это явление внутренней противоречивостью. Дени Дидро распространял идею непрерывности развития и изменений на всю природу, в частности и на человека, высказал мысль о единстве материи и сознания
3) в теории познания французские материалисты были приверженцами сенсуализма. Исходным источником познания они считали чувство, но отдавали должное и работе ума (мышления, подчеркивали их взаимосвязь.
4) французские материалисты большое внимание уделяли критике религии. Анализируя особенности религиозной веры, они делали вывод, что религия не ведет человека к настоящим истинам, а подчиняет его предрассудкам
5) в вопросе о возникновении общества французские материалисты склонялись к натурализму, те. причину тех или иных общественных явлений искали в окружающем мире, среде ив биологической природе человека. Они развивали также теорию общественного договора и естественного происхождения государства. Таким образом, французские материалисты вместе с другими философами-просветителями сыграли большую прогрессивную роль в преодолении пережитков феодализма и религиозного клерикализма, в утверждении принципов гуманизма, в решении философских и практических проблем человека и условий его жизни.
§ 5. Немецкая классическая философия Важная роль в истории философии принадлежит немецкой классической философии, возникшей на рубеже XVIII—XIX вв. На ее развитие существенно повлияли три фактора прогресс в естествознании, достижения философии Нового времени, в частности идеи Просвещения, и Французская революция XVIII в. Немецкая классическая философия представлена такими оригинальными мыслителями, как Иммануил Кант (1724—1804), Иоганн Готлиб Фихте (1762—1814), Фридрих Вильгельм Шеллинг
(1775—1854), Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831), Людвиг
Андреас Фейербах (1804—1872). Несмотря на своеобразие философских взглядов, они представляют собой определенную идей
РАЗДЕЛ 2. История развития философской мысли
ную общность. Именно поэтому их объединили в общее философское направление. В своем творчестве все представители немецкой классической философии опирались на новоевропейскую традицию. Отсюда общность проблем, способов их постановки и решения. Можно выделить следующие общие черты немецкой классической философии
1) рационализм, унаследованный от философов эпохи Просвещения. Для всех немецких философов-идеалистов XIX в. характерным было убеждение, согласно которому достаточно глубоко познать и переосмыслить действительность, чтобы ее оправдать философским переосмыслением может быть оправдана и религия
2) критика всеми представителями немецкой классики материализма XVIII в. за его механицизм
3) разработка диалектического метода мышления в процессе критики метафизического метода с использованием диалектической традиции, всегда очень влиятельной в Германии (Кузан- ский, Лейбниц, Гете);
4) критика созерцательного характера предшествующего материализма и разработка принципа деятельности, активности. Подчеркивание творческой активности теоретического мышления
5) стремление преодолеть антиисторизм предшествующей философии, разработка философии истории и поиск объективных оснований для периодизации истории
6) критика традиционной рассудочной метафизики, стремление превратить философию в науку, построить универсальную, законченную наукоподобную систему. Это нашло отражение даже в названиях работ немецких классиков «Наукоучение» Фихте, Энциклопедия философских наук Гегеля;
7) непосредственная преемственность в развитии философских идей. В немецкой классической философии происходил переход от материалистических идей докритического Канта к субъективному и трансцендентальному идеализму критического Канта, через субъективный идеализм Фихте к субъективному идеализму Шеллинга и объективному идеализму Гегеля и, наконец, к материализму Фейербаха. Родоначальником классической немецкой философии является Иммануил Кант.
Его философское наследие разделяют натри периода до- критический, критический и антропологический. В докри-
тичесшй период заслуживают внимания идеи Канта относительно возникновения мира. В работе Всеобщая естественная история и теория неба (1775) он разработал космогоническую гипотезу, с помощью которой раскрыл механизм возникновения Вселенной и изложил новые принципы ее формирования. В соответствии с этой гипотезой Солнечная система является продуктом постепенного охлаждения газовой туманности. Здесь впервые понятие эволюции было распространено на космические явления. В создании Вселенной принимали участие две силы — притяжения и отталкивания. Взаимодействие этих сил, по Канту, является основной причиной образования планет. Но это не помешало Канту утверждать, что существует внешняя сила, которая изменяет Вселенную. Процесс возникновения, развития и гибели миров постоянен. Отсюда вывод об относительности понятия покоя. В критический период (название связано с первым словом его главных работ критика, что означает исследование устоев) Кант создал философские труды, ставшие событием в истории человеческой культуры Критика чистого разума (1781), Критика практического разума (1788), Критика способности суждения (1790). Впервой изложена теория познания философа, во второй — его этические, в третьей — эстетические взгляды. На первом плане в этот период находилась идея «коперни- канского переворота в философии. До Канта считали, что познание является результатом воздействия на человека внешних факторов. При этом человек воспринимает это воздействие (те. пассивен, а мир действует на него. Кант перевернул это соотношение он провозгласил, что познание и знания возникают в результате человеческой (прежде всего — умственной) активности. Человек познает лишь в той мере, в коей сам подвергает испытанию природу, ставя ей вопросы. Аналогия с «коперниканским переворотом здесь вполне очевидна Коперник как бы сдвинул Землю (которую в его время рассматривали как неподвижный центр Вселенной, а Кант сдвинул человека, положив конец его пассивности. В чем состоит значение этого переворота
РАЗДЕЛ 2. История развития философской мысли Схема 2.11. Источники познания по И. Канту
Во-первых, Кант дал более обоснованную картину познания познание не является дублированием реальности, перенесением вещей в человеческий интеллекта является деятельностью по созданию интеллектуальных средств человеческого взаимодействия с миром.
Во-вторых, человеческий разум может признать надежным лишь такое знание, которое он сам получил на понятных ему принципиальных началах.
В-третьих, в концепции И. Канта человек является творческими деятельным при этом чем он активней, тем более широкими будут его связи с действительностью и, соответственно, более обширным — знание (схема 2.11). В теории познания Иммануил Кант также а) раскрыл взаимосвязь чувственного и рационального в процессе познания б) выдвинул концепцию трех ступеней познания чувственности (чувственного созерцания, рассудка и разума в) отстаивал позиции агностицизма. По Канту, человеческие ощущения являются лишь субъективными впечатлениями, которые не дают полного знания об объективных вещах, в силу чего последние суть непознаваемые вещи в себе.
ЧАСТЬ I. Сущность философии и этапы ее развития Имеют большую ценность также этические, эстетические и социологические идеи Канта. В сфере морали Кант исходил из признания исходного равенства разума всех людей как суверенных факторов сознательного выбора поведения. Из такого равенства следует, что каждый отдельный разум должен в принятии решений действовать как общий разум. На этой основе формулируется знаменитый кантовский категорический императив настоятельное требование, долженствование поступай только согласно такой максиме (основное правило, принцип, руководствуясь которой ты в тоже время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом. Это означает, что человек, избирая определенный тип поведения, должен предполагать возможность такого же поведения для любого другого человека. В работе Критика практического разума Кант утверждал категорический императив — необходимый и общезначимый моральный закон практического разума, который должен предопределять поведение человека, повелевать вести себя так, чтобы его поступки могли служить основой и руководящим началом всеобщего законодательства. В сфере эстетики Кант пришел к выводу, что там, где речь идет о художественном вкусе человека, бездействуют законы логического обоснования. Поэтому эстетические восприятия являются целостными, неаналитическими, непрагматическими, а эстетические суждения строятся как ценностные, оценочные. В трактате Идея всемирной истории с всемирно-обществен­
ной точки зрения И. Кант размышляет над историческим процессом. Он считал, что в основе исторического процесса лежат естественные потребности человека, а также противоречия между ними, и это необходимое условие усовершенствования человеческого рода, — но их можно и нужно разрешать. Философия Канта стала своеобразным исходным пунктом, на основе ив полемике с которой происходило дальнейшее развитие немецкой классической философии. Так Иоганн Фихте рассматривал свое учение как прямое продолжение философии Канта. В тоже время Фихте считал, что из концепции Канта можно без особых потерь изъять вещь в себе, ведь она все равно не имеет никаких определений. Опираясь на положения Канта о примате практического разума по отношению к разуму теоретическому, он любую теорию, любое созерцание считал вторич-
РАЗДЕЛ 2. История развития философской мысли н ь ш , производным от практически-деятельностного отношения к предмету. Сознание, по его утверждению, само порождает себя. Оно никогда не завершено, всегда остается процессом. Атак как идеализм Фихте — субъективный, то сознание творит не только себя, но и весь мир — бессознательной силой воображения. Исходя из этого Фихте устанавливает три уровня деятельности Я 1) Я полагает себя 2) Я полагает «не-Я»; 3) Я противополагает делимому Я делимое «не-Я». Я для Фихте — понятие духа, воли, нравственности, веры «не-Я» — понятие природы и материи отношение между ними — понятие воли человека, борющейся против косности. Роль Фихте в немецкой классической философии состоит в том, что он закрепил идею активности субъекта в познании. Мыслитель отстаивал идеалы свободы, поднимал достоинство человека как автономного лица. Для Фихте достоинство человека — наивысший идеал. Тот, кто посягает на достоинство человека, не может быть свободен, а является рабом. Свободен только тот, кто желает всех сделать свободными, подчеркивал Иоганн
Фихте. Фридрих Шеллинг в своем учении развил теорию Фихте. Он отверг абсолютное Я и заменил его на Абсолют, который создает природу, а через развитие природы — человека. Если для
Фихте природа — это пассивный объект, который Я пытается познать, то для Шеллинга природа — форма жизни разума, иона же порождает сознание. Сам процесс возникновения мира из Абсолюта таков сначала существует бескачественный, беспредметный дух, о котором мы ничего не можем сказать далее этот дух порождает объективный мир. Узнать о существовании Абсолюта можно лишь с помощью интеллектуальной интуиции. В этом плане Шеллинг не отходит от идей Фихте, хотя имеет все необходимые предпосылки развитие духа через природу и возможность таким образом ее познать. Стечением времени взгляды Шеллинга на философию кардинально изменились. В работах Философия и религия, Мировые эпохи его Абсолют отождествляется с Богом. Абсолют уже не реализует себя через развитие природы. Природа из момента отождествления Абсолюта и Бога становится тенью Бога. В конце жизни Шеллинг негативную философию отождествлял с
логикой и разумом, а основное средство познания мира усматривал в религии. Высшим достижением классической немецкой философии является учение Георга Гегеля. Оно характеризуется исключительной широтой и глубиной содержания, важностью и многогранностью поставленных проблем. Основные работы Гегеля: Феноменология духа (1807), Наука логики (1812—1816), Энциклопедия философских наук (1817), Философия природы (1817), Философия права (1821). Философскую систему Гегеля называют системой объективного идеализма. В основе мира, по Гегелю, лежит ограниченно существующее мышление, которое он называл абсолютной иде-
Схема 2.12. Этапы развития абсолютной идеи Гегеля
РАЗДЕЛ 2. История развития философской мысли ей, абсолютным духом или абсолютным разумом. Абсолютная идея активна и деятельна, она мыслит и познает себя, проходя в этом развитии три состояния (схема 2.12): а) до возникновения природы и человека, когда абсолютная идея находится вне времени и пространства в стихии чистого мышления и выступает как мир понятий, система логики б) это духовное начало из самого себя порождает природу, которую Гегель называл инобытием абсолютной идеи в) переход идеи от чуждой для нее природы к сфере развития духа. Состояние перехода идеи от чуждой для нее природы к сфере развития духа является той же абсолютной идеей, но обогащенной в процессе своего диалектического развития. Дух воплощается не только в человеческом духе, сознании, но ив различных формах взаимоотношений людей. Как же реализуется механизм диалектического движения понятий и категорий у Гегеля? Он представляет собой логическое движение понятий, категорий, таких, например, как качество, количество и мера. Для материалиста они являются отражением объективных сторон действительности, те. качеств, количеств, мер объектов, процессов мира. Однако, по Гегелю, эти категории — и доестест- венные, и дообщественные сущности, перед которыми в исходном пункте Абсолютной идеи как предшествующие развиваются еще более абстрактные сущности — бытие, ничто, становление. Три ступени развития — это триада, которой вместе с богатым диалектическим содержанием присуще и догматическое требование идеалистической системы немецкого философа. С одной стороны, в триаде обрела выражение такая важная черта движения понятий, как взаимное отрицание и взаимное обогащение рационального содержания тезиса и антитезиса. То есть на уровне синтеза осуществлено становление качественно нового этапа диалектического развития, которое включает предшествующие элементы как свои собственные. Категория снятия выражает взаимообусловленные в процессе развития моменты наследственности и отрицания. С другой стороны, парадокс понимания развития Гегелем состоит в том, что в соответствии сего системой именно на этапе естественных процессов отсутствует становление, поскольку
ЧАСТЬ I. Сущность философии и этапы ее развития природа не развивается во времени, а лишь проявляет свое разнообразие в пространстве. Таким образом, философская система
Гегеля превратилась в метафизические кандалы, которые не дали возможности его гениальным диалектическим идеями положениям в полной мере развернуться и адекватно выразиться во всем своем богатстве. К таким идеям принадлежат и законы диалектики. В законе перехода количества в качество чрезвычайно глубоким как в мировоззренческом, таки в методологическом плане было раскрытие и обоснование механизма развития, содержания так называемых скачков — качественных переходов в процессе развития. Закон отрицания отрицания показывает направление развития. В законе единства и борьбы противоположностей всесторонне раскрываются противоречия как источник саморазвития явлений, предметов, процессов. Вообще, противоречия являются душой всей конструкции гегелевской философии. Если противоположности дают нам целостное очертание предмета, то это означает, что все его промежуточные состояния представляют собой определенное соотношение, определенную пропорцию единства противоположных качеств. То есть предмет возникает как противоречивый, непостоянный, подвижный. В противоположных проявлениях и очертаниях он как бы сам от себя отличается, оставаясь единым, но разнообразными противоречивым явлением. Именно такое видение основ мира называется диалектикой. Вследствие этого гегелевскую философию характеризуют как диалектическую, а самого Гегеля — как выдающегося теоретика диалектики, поскольку он не только утверждал, что мир подвижен и изменчив вследствии борьбы противоположностей, но и впервые раскрыл содержание и значение противоположных сторон, тенденций, явлений реальности, создал учение о противоположностях. Вместе стем в учении о логике очевидным компромиссом с консервативной философской системой был вывод о том, что противоположные стороны в противоречии примиряются. В философии истории, уступая требованиям своей философской системы, в которой имманентно было изложено признание конечных, окончательных результатов как познания, таки истории, Гегель фактически не смог избежать умозаключения подобно тому, как человеческое познание исчерпывает себя в познании Абсолтотного
РАЗДЕЛ 2. История развития философской мысли духа (те. в содержании философии Гегеля), также и социаль­
но-политическая история человечества завершает себя в современном Гегелю Прусском государстве. К числу безусловных философских достижений Гегеля можно отнести такие
1) он дал развернутую критику метафизического метода мышления и противопоставил ему собственный диалектический метод
2) изложил на идеалистической основе главные законы и категории диалектики и по новому методу построил энциклопедию философских наук, стараясь в любой из них проследить возникновение, развитие и разрешение противоречий
3) составил философскую систему, которая вобрала в себя основные сферы жизнедеятельности и познания (схема 2.13). Тем не менее философия Гегеля не лишена определенных не
ЧАСТЬ I. Сущность философии и этапы ее развития
достатков. Главный из них — это противоречивость между его системой и методом а) если диалектический метод Гегеля требует рассматривать все в движении и развитии, то его философская система отрицает всеобщность развития. Природа, по Гегелю, не развивается во времени, а имеет лишь разнообразие в пространстве б) если диалектика Гегеля считает, что процесс познания бесконечен, то консервативная система призвана дать законченное абсолютное знание действительности в) если диалектика утверждает, что развитие общества не имеет границ, то система ограничивает это развитие прусской монархией, которая считалась высшим этапом такого развития.
Гегель оставил большое философское наследие, но его идеи были восприняты неоднозначно. Он имеет много последователей и противников. Рассматривая саморазвитие духа, Гегель практически с позиций объективного идеализма исследовал механизм развития природы, человека, общества, проанализировал наиболее общие законы и логику этого развития. Период немецкой классической философии заканчивается философской системой Людвига Андреаса Фейербаха. В молодости он был учеником и последователем Гегеля. Но уже в
1827—1828 гг. начал сомневаться в истинности гегелевского учения и разрабатывать свою философию. Основные его работы К критике философии Гегеля» (1839), Сущность христианства
(1841), Тезисы к реформированию философии (1842), Основные положения философии будущего (1843). Философия Фейербаха нетрадиционна как в самой постановке проблем, таки в их решении, ив этом состоит ее своеобразие. Выделим следующие черты учения Фейербаха (схема 2.14).
1. Основой философии Фейербаха является учение о природе. Он утверждает, что нет ничего высшего, чем природа, как нет ничего низшего, чем она. Природа вечна. Она бесконечна в пространстве только человеческая ограниченность ставит рамки ее протяженности. Фейербах отвергает взгляд на природу как на условие развития духа, как на что-то производное, зависимое от сознания и воли.
2. Материализм Фейербаха был антропологическим. Дело в том, что в центре его философии — учение о человеке (антропос).
РАЗДЕЛ 2. История развития философской мысли Схема 2.14. Философия Л.А. Фейербаха Человек рассматривался им как естественное существо, как высшая ступень естественного саморазвития. Чувство и сознание человека есть тоже естественные явления. Поэтому он говорило человеке как о чем-то абстрактном, а не как о конкретном историческом человеке. В сферу исследований Фейербаха не попадали ни настоящий мир человека, ни его реальные отношения с другими людьми, ни духовная, ни производственная деятельность. Человек в толковании Фейербаха выступает как внеисторическое и внеобщественное существо, ив этом состоит существенный недостаток философии Фейербаха.
3. Антропологический материализм Фейербаха был метафизическим. Ученый не смог преодолеть созерцательного характера предшествующего материализма и осознать роль практики в процессе познания и общественного развития. Из-за созерцательных позиций он не сумел понять гегелевской диалектики, отвергнув ее вместе с идеалистической системой.
ЧАСТЬ I, Сущность философии и этапы ее развития
4. В теории познания Фейербах стоял на позициях сенсуализма. Свою философию он назвал чувственной философией, ноне отрицал взаимосвязи чувственного и рационального. Он подчеркивал, что чувственное должно дополняться рациональным, ара циональное — чувственным. Фейербах решительно выступал против агностицизма.
5. Философия Фейербаха носила атеистический характер. Он вел непримиримую борьбу с религией. Ее источник, также как и источник идеализма, он усматривал в отрыве отбытия. Тем не менее, выступая против ортодоксальной религии, Фейербах предлагал создать новую религию, которая обожествляла бы силу любви человека.
6. В понимании общественной жизни Фейербах был идеалистом. Философ не пришел к пониманию того, что сознание людей определяется не только их положением в окружающей природе, но и, главным образом, материальными условиями жизни, общественным бытием. Несмотря на все недостатки, присущие философии Фейерба­
ха, ее бесспорное достижение заключается в том, что она обратилась к человеку, воссоздала материалистические принципы и таким образом оказала значительное влияние на развитие философской мысли. В целом классическая немецкая философия — важный вклад в сокровищницу мировой философской мысли. Она характеризуется системным изложением философских проблем, изучением их в динамике развития, стремлением соединить абстрактные философские концепции с политикой, правом, моралью, искусством, те. практически со всеми формами человеческой деятельности. ВЫВОДЫ Каждая эпоха в развитии человечества своеобразно ставила традиционные философские проблемы, выдвигала новые и по-своему их решала. Историю философии можно сравнить с ростом дерева, количество веток которого постоянно увеличивается, и каждая ветка, имея собственную форму и цвет листьев, непохожа на все остальные. Однако при всей многоветвистости, многообразии философских учений и направлений в них про
РАЗДЕЛ 2. История развития философской мысли Контрольные вопросы
1. В чем проявляется космоцентризм философии Древнего мира
2. Какие философы античности вам известны
3. Как философы Милетской школы отвечали на вопрос Что служит основой и первоначалом всего сущего
4. Кто из античных философов переориентировал философию с познания природы на познание человека
5. В чем состоит особенность философии Платона Раскройте сущность его философии.
6. Учению каких античных философов присущи элементы диалектики
7. В какой связи, по Аристотелю, находятся материя и форма
8. Назовите определяющие признаки средневековой философии.
9. Какие философы Средневековья вам известны
10. Что такое схоластика
11. Какие положительные идеи были разработаны средневековыми мыслителями
12. В чем суть спора о природе универсалий, который имел место в схоластической философии
13. В чем состоит гуманизм философии Возрождения
14. Что такое пантеизм Назовите его представителей.
15. Каковы особенности натурфилософии эпохи Возрождения
16. Какие методы познания развивали Ф. Бэкон и Р. Декарт
17. В чем состоит значение ив чем крайности эмпиризма и рационализма
18. Охарактеризуйте особенности и сущность пантеизма Б. Спи­
нозы.
19. Определите ключевые моменты французской философии
XVIII в.
20. Назовите основных представителей классической немецкой философии и что присуще их учениям. сматривается единство, общий корень — проблема взаимосвязи человека и мира, общая укорененность в общественную и личную жизнь человека. Поиски этих общих корней помогают лучше понять значение философии как основы мировоззренческой культуры человека.

21. На каком основании И. Кант сделал вывод о непознаваемости мира
22. Как следует понимать слова Маркса У Гегеля диалектика стоит на голове, надо ее поставить на ноги, чтобы раскрыть под мистической скорлупой рациональное зерно
23. Каковы, по Гегелю, основные этапы развития Абсолютной идеи
24. Определите и обоснуйте сущность диалектики Гегеля.
25. В чем состоит антропологизм материалистической философии Людвига Фейербаха? РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Аристотель О душе // Соч Вт. М, 1983. Т. С. 18—122.
2. Асмус В.Ф. Античная философия. М Высш. школа, 1976.
3. Антология мировой философии Сб. филос. текстов. В 2 ч. Киев,
1991-1992.
4. Бекон Ф Новый Органон // Соч Вт. М, 1972. Т. С. 5-222.
5. Богомолов АС Античная философия. МС Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук Вт. М, 1974. Т. 1. Наука логики. С. 123—480.
7. Гельвеций КО человеке // Соч Вт. М, 1974. Т. С. 5-568.
8. Гоббс Т Левиафан // Избр.произв.: Вт. М, 1964. Т. С. 6-232.
9. Горфункель АХ Философия эпохи Возрождения. МС Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. МС Данильян О.Г., Тараненко В.М.
История развития философской мысли общая характеристика. Харьков, 1995.
12. Декарт Р Рассуждение о методе // Избр.произв.: Вт. М,
1989. Т. С. 17-112.
13. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М Мысль, 1986.
14. История философии в кратком изложении / Перс чешек.
И.И. Богута. М, 1991.
15. История философии Вт. М, 1959. Т. 1,2.
16. Кант И Критика чистого разума // Соч Вт. М, 1964. Т. 3. С. 118-541.
РАЗДЕЛ 2. История развития философской мысли
17. Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязное А.Ф. Западноевропейская философия XVIII века. МС ЛамешриЖ.
Человек-машина // Соч МС Лейбниц Г Монадология // Соч Вт. М, 1982. Т. 1. С. 313-429.
20. Лосев А.Ф. История античной философии. М Мысль, 1989.
(
21. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. МС Нарский И.С.
Западноевропейская философия XVII века. МС Платон Государство // Соч Вт. М, 1972. Т. 3. С. 18-112.
24. Руссо Ж. Ж Об общечеловеческом договоре // Антология мировой философии. М, 1970. Т. 2. С. 21-108.
25. Соколов В.Ф. Средневековая философия. М Высш. школа,
1979.
26. Спиноза Б Этика // Избр. произв Вт. М, 1964. Т. 2. С. 359-618.
27. Фейербах Л Основные положения философии будущего // Избр. философ, произв. М, 1955. Т. 1. С. 16-48.
28. Фихте И Наукоучение // Избр. соч. МС Чанышев АН Курс лекций по древней и средневековой философии. М, 1991.
30. Энгельс Ф Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии // Маркс К, Энгельс Ф. Соч. е изд. Т. 21. Гл. 3.
Раздел 3 СОВРЕМЕННАЯ МИРОВАЯ ФИАОСОФИЯ Под современной философией понимают совокупность философских учений, которые возникли в XX в. и основные идеи которых разрабатываются поныне. Этот период отмечается динамичными социально-политическими, научно-техническими и экономическими процессами. Развитие разных социально-поли­
тических режимов, противоречия между ними привели к двум мировым войнами поставили мир перед угрозой ядерной катастрофы. Наконец, наступило время порождения глобальных проблем. Все это не могло не сказаться на характере тех вопросов, которые формулируют философы современности. В духовной жизни западного общества философия вместе с наукой, религией, искусством искала пути преодоления кризисных ситуаций, стремилась быть духовной опорой для человека. Изучение современной философии позволяет ознакомиться с интеллектуальной культурой Запада, ассимилировать ее достижения и использовать их для развития духовной культуры России.
§ 1. Общая характеристика современной философской парадигмы Философию, которая сложилась к середине XIX в, называют классической Она была значительным шагом в становлении теоретической мысли по сравнению совсем предшествующим философским развитием. Характерным признаком этой философии стала безграничная вера в разум. Философам-классикам присущ познавательный оптимизм, уверенность в том, что рациональное познание, наука являются силой, которая со временем даст возможность решить все проблемы, стоящие перед человечеством.
РАЗДЕЛ 3.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33


написать администратору сайта