Главная страница
Навигация по странице:

  • Константин Сергеевич Аксаков

  • Константин Николаевич Леонтьев

  • В-четвертых

  • Данильян_Тараненко_Философия. Учебник москва эксмо 2005


    Скачать 7.94 Mb.
    НазваниеУчебник москва эксмо 2005
    АнкорДанильян_Тараненко_Философия.pdf
    Дата20.09.2017
    Размер7.94 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаДанильян_Тараненко_Философия.pdf
    ТипУчебник
    #8855
    страница9 из 33
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   33
    § 2. Социально-духовные искания русских философов вв. В XV—XVI вв. постепенно образовалось Российское государство, сложилась русская, или великорусская, народность. В неоднородной структуре феодального общества усилилась поляризация социальных сил. Началось противоборство политических группировок, соперничество различных идейных тенденций схема 4.2). В области духовной культуры эти процессы проявились прежде всего в полемике нестяжателей с иосифлянами и борьбе официальной церкви с ересями. Полемика нестяжательства и иосифлянства как двух ведущих идейных течений отражала качественно новое состояние общества, когда на смену соперничеству одиночек, небольших групп приходит борьба многочисленных и сложных по своему составу направлений, имевших лидеров и подражателей. Идейным основателем нестяжательства был Нил Сорский (1433—1508). Строгий подвижник Нил Сорский и его сторонники (заволжские старцы) начали движение за отказ монастырей от права владения собственной землей (стяжания, заведение монахами аскетического образа жизни, за недопущение вмешательства церкви в деятельность государства. Он проповедовал идею восхождения личности по ступеням совершенства своего духовного мира. К числу наибольших грехов относились гневи алчность, блуд, печаль и уныние, тщеславие и гордость. Все эти грехи, по его мнению, означали ту или иную степень отхода от Бога и перехода на позицию сатаны. К нестяжателям, развивая различные стороны их учения, примкнули такие видные деятели отечественной культуры, как Вассиан Патрикеев (ок. 1470—1545), Максим Грек
    (ок. 1475—1555), Ермолай (Ерасм) (ок. 1510—1565). Влиятельному и разнообразному в своих проявлениях нестя­
    жательству противостояло иосифлянство,
    ставшее господствующим течением в официальной идеологии, закрепившее союз государства и церкви на длительный период существования Российской монархии. Основателем и духовным вождем ортодок-
    РАЗДЕЛ 4. Русская философия традиции и особенности Схема 4.2. Русская социальная философия XV—XVII вв. сального и охранительного по своей сути иосифлянского учения был Иосиф Волоцкий (ок. 1439—1515). Он отстаивал идею богоус- тановленности великокняжеской власти и признавал за ней первенство в решении не только гражданских, но и церковных вопросов. Решающее столкновение сторонников двух направлений произошло на церковном Соборе 1503 г. Собор осудил нестяжа­
    тельство и высказался за сохранение церковной земельной собственности. Однако борьба нестяжателей с иосифлянами не прекратилась. Лишь на церковном Соборе 1531 г. нестяжательство потерпело окончательное поражение. Под влиянием иосифлянства в XVI в. монах Филофей (ок.
    1465—1542) создал религиозную теорию о Москве — третьем Риме, которая должна была не только обосновать мировое значение Русского государства, но и доказать правомерность притязаний Русской православной церкви на патриаршую форму правления, аналогичную римской и константинопольской. Учение
    ЧАСТЬ I. Сущность философии и этапы ее развития
    Филофея идеологически обосновывало притязания Москвы на роль великой державы и ее особое место в мире. Рассматривая нестяжательство и иосифлянство как важные идейные течения XVI в, необходимо обратить внимание на еще одно явление в духовной жизни того времени — на религиозные ереси Ереси — проявление вольнодумства, направленное против официальной религии. На Руси ереси существовали в различных видах и имели Несколько причин Во-первых, серьезным источником вольнодумства являлось (особенно в первоначальный период) влияние языческих традиций Во-вторых, постоянные контакты с носителями других религиозных идеологий католицизма, протестантизма, ислама, иудаизма — неизбежно приводили к возникновению религиозного скептицизма и увлечению иными верованиями В-третьих, на Русь, особенно в западные земли, начинают проникать имевшие широкое распространение в Европе ереси реформаторского толка. В середине XVI в. особенно проявили себя еретики Матвей Башкин и Феодосии Косой Они критиковали некоторые христианские догматы и обряды, осуждали церковников за их стяжательство и нравственную распущенность. Ими выдвигалась идея равенства всех людей перед Богом и светской властью.
    XVII столетие стало заметной вехой в истории русской философской мысли и культуры. По сути дела, это был век начала русского Просвещения Среди видных деятелей данной эпохи писатель и мыслитель Симеон Полоцкий (1629—1680), крупный деятель отечественной культуры Епифаний Славинецкий (1600—
    1675), магистр философии Юрий Крижант (1617—1683). Важным шагом в развитии Просвещения в России стало создание в Киеве в 1632 г Киево-Могилянской академии а в Москве в
    1687 г Славяно-греко-латинской академии Они были организованы по образу западных католических университетов. Первую возглавил Петр Могила (ока вторую — греческие монахи братья Иоанникий (1633—1717) и Софроний (1652—1730) Ли-
    худы. Основой обучения в академиях были латинский и греческий языки, философия, риторика, богословие. Кроме того, изучались психология, математика, естествознание. Схоластическая философия, преподававшаяся в академиях, полностью опиралась на авторитет Аристотеля. Она делилась натри части
    1) логику 2) физику 3) метафизику. Окончившие академию слу-
    РАЗДЕЛ 4. Русская философия традиции и особенности
    шатели часто становились священниками, государственными служащими, послами, учеными. Философия начала XVIII в. в России выходит на новые рубежи, тяготеет к теоретическому отделению от религии. Мысль освобождается от официального религиозного культа и государственной идеологии, становится более самостоятельной, частично ориентируясь на западные идейные образцы и традиции, делая первые шаги на пути автономного философствования. В теоретическом сознании начинают формироваться два исследовательских направления естественнонаучное и фшософ-
    ско-гуманистическое. Первое направление нашло всестороннее выражение в научной деятельности Михаила Васильевича Ломоносова (1711—1765) — российского ученого-естествоиспытателя мирового значения, поэта, художника, мыслителя. Будучи сторонником деизма, с материалистических позиций трактовал явления природы. Развивал атомо-молекулярные представления о строении вещества, сформулировал принцип сохранения вещества и движения. Одним из его разносторонних научных интересов была материя и ее свойства. Материя, — по его мнению, — есть то, из чего состоит тело и отчего зависит его сущность. Материя вечна и неуничтожима. Природа же совершенно проста, изначально сотворена во всей своей необходимой полноте и действует на основании естественных законов. Ломоносов считал, что научное познание должно опираться как на данные органов чувств и опыта, таки насилу разума. По его убеждению, большое значение в научном познании играют гипотезы, которые стимулируют познавательный процесс. Прогресс общества Ломоносов связывал с развитием образования, просвещения и ремесел. Он был сторонником светского государства, свободного от диктата церкви. Вторая ветвь наиболее точно и оригинально представлена в творчестве Григория Саввича Сковороды (1722—1794) и Александра Николаевича Радищева (1749—1802). Выпускник Киево-Могилян- ской академии, Сковорода был продолжателем ее просветительных традиций. Из академии он вынес хорошее знание языков, античной философии, идей Средневековья и Ренессанса. Здесь он научился любить человека и его свободомыслие. Однако Сковорода воспринимает философию не догматически, а критически. Так, если ведущей тенденцией философских курсов академии был ари- стотелизм, то у Сковороды наблюдается четкая склонность куче ЧАСТЬ I. Сущность философии и этапы ее развития
    нию Платона. Если в центре внимания профессоров академии был внешний мири проблема его познания, то у Сковороды на первом месте — человек, этико-гуманистические проблемы. Всего Сковородой было написано 18 произведений, сделано
    7 переводов с латинского на русский и украинский языки. Кос новным философским произведениям Сковороды относятся Начальная дверь по христианскому благонравию (1766); Диалог о древнем мире (1772); Дружеский разговор о душевном мире (1775); Алфавит мира (1775); Борьба архистратига Михаила с сатаною (1783). Именно в этих работах и изложена философская система Сковороды. В ее основе учение о двух натурах и трех мирах. Сущность учения о двух натурах заключается в том, что все существующее в мире, по мнению Сковороды, имеет две стороны натуры внешнюю — видимую и внутреннюю — невидимую. Этот тезис Сковорода повторяет в своих произведениях десятки раз с различными оттенками. Причем видимая натура изменчива, преходяща, а невидимая — существует вечно. Это духовное начало, или Бог. Он является неизменной первопричиной всего существующего и самого себя. Бог есть истина, природа в природе, живое в живом, человек в человеке — закон, глас сущего. Такое миропонимание носит четко выраженный пантеистический характер. Противоположную Богу видимую натуру Сковорода определяет как тварь, как равнозначные употребляются также понятия вещество, материя, стихия, природа и др. Учение о трех мирах выражает идею о том, что вся окружающая действительность — это три взаимосвязанных мира макрокосм, микрокосм и мир символов Макрокосм — это большой мирили мир природы. Второй мир, согласно учению Сковороды, это микрокосм, или человек. Философ считал, что естественная природа макрокосма преломляется и продолжается в микрокосме. Общие закономерности всей природы свойственны также и человеку. Другими словами, человек — это малый мир, копирующий большой мир. Специфическим миром в учении Сковороды является мир символов. Символы — это образы, воплощающие какую-либо идею. Например, Сковорода за символ единого брал кольцо или Солнце, выводга символы опасности, зависти, самопознания, вечности, истины, благодарности и т. д. Наивысшей тайной сим
    РАЗДЕЛ 4. Русская философия традиции и особенности вола у Сковороды обладает слово. Оно является истиной и единым началом, есть зерном и плодом, центром и гаванью, началом и концом человеческого духа. В Библии записано Вначале было слово. Воистину оно начало и конец человеческой культуры и духовности. А поэтому книга книг для Сковороды есть Библия. Это совершенный образ мира символов. Благодаря этим символам невидимый мирте. естество Божье, превращается в видимый и достижимый для восприятия. Другими словами, Библия является средством познания духовного начала, внутренней натуры «макро-» и микрокосма, те. Бога. Важную роль в русском Просвещении сыграли Александр Николаевич Радищев — мыслитель-философ, решавший сложные теоретические задачи своего времени. В 1790 гон нелегально выпустил книгу Путешествие из Петербурга в Москву, где впервые в истории русской общественной мысли наряду с критикой самодержавия и крепостничества было выдвинуто требование революционных изменений в обществе. Книга сразу приобрела широкую известность, но уже через несколько дней была изъята из продажи. Екатерина II, приговорившая Радищева сначала к смертной казни, воскликнула после прочтения Путешествия Бунтовщик хуже Пугачева». Смертная казнь была заменена ему десятилетней ссылкой в Сибирь. Там был написан главный философский труд Радищева О человеке, его смертности и бессмертии. Философские воззрения Радищева носят в основном материалистический характер. Он решительно отстаивает реальный характер материи. Природа, по его мнению, состоит из множества предметов, каждый из которых обладает формой, делимостью, твердостью, движением и иными свойствами. Лестницу развития живых существ, по Радищеву, венчает человек. Ему присущи наличие разума и речи, способность к общественной жизни. Большую роль в становлении человека и его последующей эволюции сыграла рука как орудие деятельности. Наряду с вещественностью у человека есть и духовное начало. Его отличительным свойством является мысль, чувственность и т. д. Душа не сводится к примитивно-материалистическому истолкованию, не ограничивается материальными телесным. Философ склоняется к выводу о бессмертии души. Основную мощь своего философского дара Радищев направил на поиски путей решения социаль­
    но-философских проблем. Он радикально критиковал общест-
    ЧАСТЬ I. Сущность философии и этапы ее развития
    венное неравенство, политическое и бюрократическое самоуправство. Дело Радищева продолжили декабристы Николай Александрович Крюков, Иван Дмитриевич Якушкин, Петр Иванович Борисов, Кондратий Федорович Рылеев, Александр Петрович Барятинский, Владимир Федосеевич Раевский и другие разделяли материалистические традиции, они прославляли свойственное человеку могущество разума, сильный дух, свободолюбие, которые возносят его надземной тьмой. В период реакции, наступившей после разгрома восстания декабристов, заявило себе выдающийся русский философ и социальный мыслитель Петр Яковлевич Чаадаев (J794—1856). Основным трудом жизни Чаадаева являются Философические письма. Этот труд, состоящий из восьми писем, был закончен в
    1831 г. Письма адресуются некой даме, которая, по-видимому, желала посоветоваться с Чаадаевым о том, как упорядочить свою духовную жизнь. По отношению к России Чаадаев был настроен крайне критически мы не принадлежим ник Западу, ник Востоку, и у нас нет традиций ни того, ни другого. Одинокие в мире, мы ничего не дали миру, ничему не научили его мы не внесли ни одной идеи в массу идей человеческих Если бы мы не раскинулись от Берингова пролива до Одера, нас и не заметили бы. Ив общем, мы жили и продолжаем жить для того, чтобы послужить каким-то важным уроком для отдаленных поколений В 1836 г. журналом Телескоп было опубликовано первое письмо (от 01.12.1829 г. Цензор, давший разрешение напечатать, был смещен со своего поста, журнал запрещена его редактор сослан. Сам же Чаадаев был объявлен сумасшедшими посажен под домашний арест. Лишь через полтора года философ вернулся к нормальной жизни, а в 1837 г. дал подписку ничего не писать и не печатать. В сочинениях П.Я. Чаадаева присутствует не только тема России, но и философские проблемы, включая онтологию и гносеологию. В основе онтологических представлений Чаадаева лежат принципы объективности и единства. Их взаимодействие порождает логику причини следствий. Его взгляд на мир совпадает с ньютонианской картиной мира в ее атомистическом варианте. Духовный мир также составляет совокупность элементов духовных идей. Жизнь духовного мира аналогична жизни природы.
    РАЗДЕЛ 4. Русская философия традиции и особенности Схема 4.3. Основные направления российской философии Гносеология Чаадаева опирается всецело на его онтологические представления. Ключевой выступает идея объективной обусловленности сознания. Постижение бытия осуществляется с помощью естественных средств — опытности и рассуждения. Философия Чаадаева дала толчок к расколу в русской философской мысли XIX в. и возникновению в ней в е годы
    XIX в. двух противоположных течений — славянофшштва и западничества (схема 4.3). Между ними возник острый спор об исторической судьбе России, ее прошлом, настоящем и будущем, о ее призвании в мире. Суть полемики заключалась в том, должна ли Россия идти вслед за Западом по пути общечеловеческого единого для всех) прогресса и усваивать достижения мировой цивилизации или же у нее должен быть свой особый (самобытный) путь развития. Рассмотрим эти течения. Славянофильство — направление в общественной и философской мысли России середины XIX в, ратовавшее за исконно славянский, неповторимый путь развития русской культуры, за
    Схема 4.4.
    Русский либерализм начала и середины XIX в. полное неприятие Россией пути западноевропейского развития. Его виднейшие представители Алексей Степанович Хомяков

    (J804—1860), Константин Сергеевич Аксаков (1817—1860), Иван Васильевич Киреевский (1806—1856), Юрий Федорович Самарин
    (1819-1876) и др. К так называемым поздним славянофилам принадлежат Николай Яковлевич Данилевский
    (1822—1885), Константин Николаевич Леонтьев (1831—1891), Федор Иванович Тютчев (1803—
    1873). Взглядам основных представителей славянофильской философии присущи следующие общие черты (схема 4.4).
    Во-первых, старания славянофилов были направлены на разработку христианского миропонимания, опирающегося научение отцов восточной церкви и православия в той самобытной форме, которую ему придал русский народ. Они чрезмерно идеа-
    РАЗДЕЛ 4. Русская философия традиции и особенности
    лизировали политическое прошлое России и русский национальный характер. Славянофилы высоко ценили самобытные особенности русской культуры и утверждали, что русская политическая и общественная жизнь развивалась и будет развиваться по своему собственному пути, отличному от пути западных народов.
    Во-вторых, для славянофильства как мировоззрения свойственна критика западной цивилизации как якобы безбожной, низменной и бездушной, в которой господствует дух эгоизма, наживы и прагматизма. В этом мире все продается и все покупается, включая и самого человека. По мнению славянофилов, Россия призвана оздоровить Западную Европу духом православия и русских общественных идеалов, а таюке помочь Европе в разрешении ее внутренних и внешних политических проблем в соответствии с христианскими принципами.
    В-третьих, славянофилы критиковали феодально-крепост­
    ническую действительность, выдвигали положение о том, что сила власти — царю, сила мнения — народу, высказывались за свободу слова и гласный суд, за созыв земского собора, который имел бы совещательный голос, и освобождение крестьян сверху с выкупом и небольшим наделом земли. В целом они считали самодержавие исконной формой правления русского народа, основанного на соглашении между народом и правительством, исключающем противоречия и вражду, классовую борьбу и революцию.
    В-четвертых, славянофилы были убеждены, что социальной ячейкой русского общества должна стать патриархальная семья, они идеализировали допетровскую Русь, где мораль и традиции народа еще небыли разрушены западной культурой. В рамках этого мировоззрения выделялась идея соборности. Соборность — это множество, объединенное в свободное и органическое единство силой любви. Только в соборном единении личность обретает свою подлинную духовную самостоятельность. Соборность противоположна индивидуализму, разобщенности и отрицает подчинение какому-либо авторитету, включая и авторитет церковных иерархов, ибо ее неотъемлемым признаком является свобода личности, ее добровольное и свободное вхождение в церковь. Поскольку истина дается только соборному сознанию, то и истинная вера, по мнению славянофилов, сохраняется лишь в народном соборном сознании. Они полагали,
    ЧАСТЬ I. Сущность философии и этапы ее развития что в конечном счете вера определяет и движение истории, и быт, и мораль, и мышление. Поэтому идея истинной веры и истинной церкви лежала в основе всех их философских построений. В целом же мировоззрение славянофилов было основано на трех принципах православие, самодержавие и народность По сути дела, славянофильство — это философия религиозно окрашенного коллективизма. Это философия, опирающаяся на самобытность России, ее историческое и культурное своеобразие. Противоположный тип философствования был характерен для западников Это представители направления общественной мысли России середины XIX в, связывавшие культурно-истори­
    ческое развитие России с безоговорочным усвоением и повторением западноевропейского опыта. Термин западники впервые употребил Н.В. Гоголь в Выбранных местах из переписки с друзьями. Сторонники западничества предпочитали говорить о себе как о противниках славянофильства. Впервые они заявили о себе в апреле 1841 г, когда в журнале Отечественные записки были опубликованы две статьи Виссариона Григорьевича Белинско­

    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   33


    написать администратору сайта