Главная страница
Навигация по странице:

  • Бердяев И.А.

  • Горський B.C.

  • Ищенко Ю Классическое и неклассическое в философии Маркса // Философская и социологическая мысль. 1995. № 1—2. 9. Куванин В.Н

  • Лосев А.Ф.

  • Ойзерман Т.Н.

  • Данильян_Тараненко_Философия. Учебник москва эксмо 2005


    Скачать 7.94 Mb.
    НазваниеУчебник москва эксмо 2005
    АнкорДанильян_Тараненко_Философия.pdf
    Дата20.09.2017
    Размер7.94 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаДанильян_Тараненко_Философия.pdf
    ТипУчебник
    #8855
    страница11 из 33
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   33
    НА. Бердяев (1874—
    1948), философ-экзистенциалист ЛИ. Шестов (1866—1938),
    В.Ф. Эрн (1882-1917) и др. Из этой плеяды последователей B.C. Соловьева выделяется прежде всего Николай Александрович Бердяев.
    Главной идеей его творчества была антропозиция, те. оправдание человека в творчестве и через творчество. Он упраздняет откровения Ветхого Завета и возвещает о наступлении «творческойрелигиозной эпохи. Однако, по Бердяеву, нельзя ждать третьего откровения, его должен совершить сам человек, это будет делом его свободы и творчества. Творчество само является религией, его целью становится поиск смысла, который всегда находится за пределами мировой данности. Смысл есть ценность, поэтому всякое творческое стремление ценностно окрашено. Творчество создает особый мир, оно уподобляет человека Богу-Творцу. Главное в человеке определяется его внутренним миром, но личность — категория религиозного сознания сущность человека — в ее отношении к Богу. Религиозный персонализм здесь дополняется учением о коммюнитарности — мистической разновидности коллективизма, наработанной русской народной жизнью и философской культурой России, которая противопоставлена западной теории и практике индивидуализма. Творчество НА. Бердяева сложно, многогранно и противоречиво. Всего известно более 100 его работ. В России многие работы не печатались. С философией НА. Бердяева солидаризуется Лев Исаакович Шестов Главной задачей философии Шестов считал выявление основ человеческой" жизни. Пытаясь осмыслить трагическое положение человека в мире, он, разрабатывая философию трагедии обращается к Священному Писанию. Считая, что разум и наука равнодушны к страданиям человека и поэтому не представляют подлинной ценности для личности, он в религии, в откровении видит путь к личному спасению, к подлинной истине и свободе.
    Религиозно-идеалистическое направление русской философии просуществовало дог, когда большинство его наиболее видных представителей было выслано из Советской России по
    РАЗДЕЛ 4. Русская философия традиции и особенности
    блем России (прежде всего крестьянского вопроса) с помощью движения самих народных масс. Русские материалисты х годов XIX в. оказали прямое воздействие на мировоззрение таких философов, как Г.В. Плеха­
    нов (1856-1918), В.И. Ульянов (Ленин (1870-1924), А.А. Богданов
    (1873-1928), И.И. Бухарин (1888-1938). С именем Григория Валентиновича Плеханова
    принято связывать распространение марксистской теории в России. Он был сторонником монистического понимания истории. Идею Маркса об определяющей роли экономических отношений он корректировал путем выделения основания этих отношений в виде географической среды. Географическая среда, по его мнению, определяет характер производительных сил, создает объективные предпосылки для скачкообразного развития социальной надстройки. Отстаивая монистический принцип в диалектике материализма,
    Плеханов в качестве основания берет материю с атрибутами протяженности и мышления. В теории познания он осуществил деление материи на вещь в себе и чувственные впечатления, или иероглифы. Вид объекта зависит от организации субъекта — вот вывод из этой позиции. Созданная Плехановым модель исторического материализма существенно отличалась от марксистского учения. Он не допускал мысли, что в России совершится революция, пока капитализм не наберет полной силы и пролетариат не составит большинства населения. Если с именем Г.В. Плеханова связана пропаганда марксизма, то с именем Владимира Ильича Ленина — новый этап в развитии философии марксизма. Сфера его научных интересов теория и практика политической деятельности, теория государственного устройства, революция как социальная технология. В области философии он существенно обогатил концепцию материализма, обосновал теорию отражения, предпринял методологический анализ взаимосвязи естествознания и философии. Большое внимание В.И. Ленин уделял проблемам социальной философии, что было органически связано с революционной ситуацией в России. Однако эта философия у него приобрела откровенно по­
    литизированный характер, с ярко выраженной ориентацией на насилие как повивальную бабку истории Такую логику борьбы во многом диктовала острота классовых противоречий в России.
    ЧАСТЬ I. Сущность философии и этапы ее развития Оппонентом В.И. Ленина выступал Александр Александрович Богданов по мнению которого диалектика якобы не показала свою эффективность в освоении мира, да и не стала алгеброй революции. В 1913 г. Богданов выпустил книгу Всеобщая организационная наука. Основную движущую силу развития в классовом антагонистическом обществе организационная наука видит не в классовой борьбе, а в установлении равновесия между обществом и природой, в организации производительных сил. Производительные силы Богданов рассматривает внепроизводственных отношений, как технологию. В советское время (1917—1991) русская философия развивалась под непосредственным влиянием политических институтов общества — коммунистической партии и государства. При отсутствии необходимых»элементов демократии (свободы слова, политического выбора, многопартийности) философская мысль не имела достаточных возможностей для самостоятельного существования и со временем фактически превратилась в служанку политики. Ее важнейшей функцией стало идеологическое обоснование необходимости и закономерности существования советского строя и раскрытие его якобы бесспорных преимуществ перед буржуазным образом жизни на Западе. Современный этап развития духовной культуры России характеризуется возрождением национальной философской традиции, которая оказывается созвучной переходному характеру отечественной и мировой истории, подтверждая изначально зафиксированный этический характер русской философии. ВЫВОДЫ
    1. Русская философия — органическая часть мировой философии и культуры, которая обращается к тем же проблемам, что и западноевропейская, однако подход к ним, способы их осмысления носят глубоко национальный характер.
    2. Основными особенностями русской философии является то, что она не теоцентрична (хотя в ней сильно религиозное начало, не космоцентрична (хотя в ней имеются и натурфилософские искания, но антропоцентрична, историософична и привержена социальной проблематике.
    РАЗДЕЛ 4. Русская философия традиции и особенности
    3. Несмотря на то что в русской философии можно выделить самые различные направления, ориентации и школы, в ней при решении философских проблем доминировали творчески деятельный характер, ярко выраженная моральная установка, постоянная обращенность к историческим судьбам России. Контрольные вопросы
    1. Почему мы начинаем изучать историю русской философской мысли с периода Киевской Руси
    2. Какое влияние оказала христианская идеология на развитие философской мысли Киевской Руси
    3. Назовите характерные особенности философского мышления периода Киевской Руси.
    4. В чем сущность противоборства нестяжателей и иосифлян?
    5. Что характерно для философии русского Просветительства
    6. Что представляла собой философия в Киево-Могилянской академии и Славяно-греко-латинской академии
    7. В чем сущность концепции двух натур и трех миров в философии ГС. Сковороды
    8. В чем заключаются предпосылки появления славянофильства и западничества как течений общественной жизни в России
    9. Дайте характеристику основных идей русского космизма.
    10. Назовите основные направления русской религиозной философии начала XX в, дайте их характеристику.
    11. В чем заключается сущность философии всеединства
    12. В чем была сложность развития философии в России в е годы XX в
    РЕКОМЕНЛОВАННАЯ АИТЕРАТУРА
    1. Бердяев И.А. О русской философии. Свердловск, 1992.
    2. Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество // Вехи. Из глубины. М, 1991.
    3. Горский B.C. Философские идеи в культуре Киевской Руси (XI— начало XII вв.). Киев, 1988.
    4. Горський B.C. IcTopifl украшсы
    <01
    фиюсофп: Курс лекцш. Киев,
    1997.
    ЧАСТЬ I. Сущность философии и этапы ее развития
    5. Громов МН, Козлов НС Русская философская мысль X—XVII вв. М, 1990.
    6. Данилъян О.Г., Тараненко В.М. Развитие философской мысли в Украине Учебное пособие. Харьков, 1994.
    7. Зеньковский В.В. История русской философии. Л, 1991.
    8. Ищенко Ю Классическое и неклассическое в философии Маркса // Философская и социологическая мысль. 1995. № 1—2.
    9. Куванин В.Н, Религиозная философия в России начало XX в. М, 1980.
    10. Лосев А.Ф. В. Соловьев и его эпоха. М, 1991.
    11. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М, 1991.
    12. Лосский НО История русской философии. М, 1991.
    13. Марксистско-ленинская философия в свете последних решений // Философская и социологическая мысль. 1995. № 3—4.
    14. Носов С.Н. Идея сверхчеловечества и философия В. Соловьева // Философские науки. 1991. № 7.
    15. Ойзерман Т.Н. Марксизм и немарксистская философия го века // Философские науки. 1991. № 7.
    16. Русский космизм: Антология философской мысли. М, 1993.
    17. Соловьев B.C. Чтение о Богочеловечестве. Русская идея. М,
    1989.
    18. Франк СЛ. Смысл жизни // Вопросы философии. 1990. № 5.
    19. Флоренский ПА Столп и утверждение истины. М, 1990.
    20. Чаадаев ПА Философические письма. М, 1989.
    Часть II БЫТИЕ, СОЗНАНИЕ, ПОЗНАНИЕ Раздел 5 БЫТИЕ, МАТЕРИЯ КАК ИСХОДНЫЕ ПОНЯТИЯ ФИЛОСОФИИ В арсенал любой науки входят основные, определяющие понятия, категории, те. наиболее общие мысленные абстракции, в которых раскрываются направления и тенденции развития внешнего мира. Для философии такими исходными понятиями являются бытие и материя. Они включают в себя широкое философское обобщенное знание об окружающем мире. Определение этих понятий и раскрытие их содержания всегда были в центре внимания мыслителей разных эпох. Ведь именно они позволяют осознать, каким образом сочетаются естественные знания о материи, движении, пространстве, времени и пр. с философскими представлениями о природе, с картиной мира, создаваемой в философии. Посредством понятий бытие, материя раскрывается сущность окружающей действительности, ее отражение в мыслях и действиях человека. На этом основании строятся формы отношения человека к окружающей действительности. Итак, цель этого раздела рассмотреть философские категории бытие и материя с позиций их содержательности, методологического и мировоззренческого значения.
    § 1. Философский смысл категории бытие Учение о бытии получило название онтология (от греч.
    ontos — сущее и logos —
    учение. Этот термин ввел в XVII вне мецкий философ Г. Гоклениус. Под онтологией понимают от
    ЧАСТЬ II. Бытие, сознание, познание Схема 5.1. Философский смысл категории бытие дельную отрасль философского знания, суть которой обнаруживается при анализе отношений, связей и взаимодействий между такими категориями и понятиями, как человек, мир, бытие, материя, сознание, пространство, время, движение и др. (схема 5.1). Все эти категории и их отношения мы рассмотрим в этом и следующих разделах. А начнем с категории бытие. Глагол быть в прошедшем, настоящем, будущем времени, а также связка есть принадлежат к числу наиболее употребительных слов во многих языках (есть — в русском, «1st» — немецком,
    «is» — английском, «est» — французском. Философия использует термин быть, бытие для определения непросто существования, а того, что гарантирует существование. Поэтому слово бытие получает в философии особое содержание, понять которое
    РАЗДЕЛ 5. Бытие, материя как исходные понятия философ возможно, только обратившись к философской проблеме бытия. Проблема бытия принадлежит к так называемым вечным вопросам философии, поскольку она касается наиболее существенных параметров человеческой жизни, а следовательно, ими ровоззрения человека. Вопрос о сущности бытия, способах и формах его существования рассматривался уже философами Древнего мира. Так, древнегреческий философ Парменид считал, что бытие существует, оно неизменно, однородно и абсолютно неподвижно. Ничего другого, кроме бытия, нет. Все эти идеи содержатся в его утверждении Следует говорить и думать, что сущее есть, ибо бытие есть, в то время как ничего другого нет. Платон обосновал другую, прямо противоположную традицию в толковании бытия. Бытие — это мир идей, являющихся истинными, неизменными, вечно существующими. Истинное бытие противопоставляется Платоном неистинному, под которым имеются ввиду доступные человеческим чувствам вещи и явления. Иную мысль высказал Гера/слит. Он считал, что стабильного, устойчивого бытия нет вообще, сущность бытия в вечном становлении, в единстве бытия и небытия. Космический огонь Гераклита основа мира) в наглядно-образной форме выражает бытие как вечное становление. В современной философской мысли также существуют противоположные взгляды относительно сущности бытия. Так экзистенциализм который обрел значительное влияние в его ды XX в, объектом философии признает внутреннее бытие человека, которое имеет название экзистенция. Экзистенция — это иррациональное в мире человека, составляющее его неповторимость и противостоящее предметному бытию Неотомисты высшей реальностью признают чистое бытие, понимая его как божественное первоначало, имеющее духовное содержание. Представители неопозитивизма считают, что отношение мышления к бытию является псевдопроблемным, поскольку философский анализ не распространяется на объективную реальность, а ограничивается лишь непосредственным опытом или языком. Современная материалистическая философия понимает бытие как такую категорию, которая охватывает все сущее — как материальные, таки духовные феномены. Бытие не отождествляется и не сводится лишь к материальным образованиям, а включает в
    ЧАСТЬ II. Бытие, сознание, познание Схема 5,2, Основные формы бытия себя и мир человеческого духа, все духовные явления, которые по своей сути являются идеальными. Вместе стем следует помнить, что бытие не является чем-то аморфным, а всегда имеет определенную структуру, оно структурировано. Вследствие этого можно выделить следующие, относительно самостоятельные, формы бытия (схема 5.2):
    1) бытие природы которое детализируется ив свою очередь разделяется на бытие девственной природы (те. бытие вещей и процессов, которые существуют независимо от человека и его деятельности) и на бытие рукотворной природы (или бытие вещей и процессов, созданных людьми. Природа безгранична в пространстве, времени и вечна. Вторая, или очеловеченная природа зависима от первой. С одной стороны, во второй природе воплощен материал первой, иными словами объективная, первичная реальность, с другой — в ней воплощены труд, воля и знания человека, его душа. Вторая природа — это орудия и условия работы, средства
    РАЗДЕЛ 5. Бытие, материя как исходные понятия философии связи, потребности человеческого духа — все то, что составляет цивилизованное бытие, материальную и духовную культуру
    2) бытие человека в котором для удобства анализа следует выделить телесное существование человека как части природы и специфическое человеческое бытие. Человек является частью природы ив этом отношении подчиняется действию ее законов. Наличие тела предопределяет смертность человека, он втянут в диалектику бытия — небытия и, как все тела природы, проходит состояния возникновения, становления и гибели. Человеческое тело, как и все тела природы, подвержено действию закона сохранения вещества и энергии, те. его составляющие переходят в другие состояния естественной природы. Для существования человеческого тела необходимо повседневное его воспроизведение (питание, защита от холода и других опасностей. Материализм уделяет этим фактам первоочередное внимание, считая, что материя первична, а дух, сознание — вторично. Для того чтобы мыслить, необходимо обеспечить жизнь человеческому телу. Отсюда — необходимость сохранения жизни, самосохранения человека и выживания человечества, а это выражается в потребности иметь питание, одежду, жилье, чистую окружающую среду
    3) бытие духовного которое существует как индивидуализированное духовное и объективное (внеиндивидуальное) духовное. Бытие индивидуализированное духовное — это внутренний мир человека. Он охватывает сознательное и бессознательное. При таком подходе (который, кстати, не является единственным) дух — понятие, тождественное индивидуальному сознанию, а в узком понимании — это мышление. Сознание — это способность головного мозга человека целенаправленно отражать бытие мира, преобразовывать его в образы и понятия. Оно существует как невидимый процесс впечатлений, ощущений, переживаний, мыслей, а также идей, убеждений, ценностей, установок, стереотипов. Сознание имеет необратимый характер, быстротечный и неоднородный. По форме этот процесс хаотичен, но вместе стему него есть определенный порядок, устойчивость, структура, таили иная степень дисциплины и воли. Сознание человека является одновременно и его самосознанием, те. осознанием своего тела, мыслей и чувств, своего отношения к другим людям и своего положения в обществе, теса ЧАСТЬ П. Бытие, сознание, познание
    мопознания. Самосознание — это своеобразный центр нашего сознания. Специфика индивидуального сознания — в его смертности, но некоторые его части преобразуются во внеиндивидуальную духовную форму, а также становятся достоянием других людей. В поступках объективируются фрагменты человеческого сознания, по ним судят о замыслах, мотивах, целях, идеях людей. Специфика внеиндивидуалыюго духовного бытия состоит в том, что его элементы сохраняются, совершенствуются и свободно перемещаются в социальном пространстве и времени
    4) бытие социального которое делится на бытие отдельного человека в обществе и бытие самого общества. Каждый человек непрерывно вступает в контакт с другими людьми, является членом разных социальных групп семьи, производственной общности (коллектива, нации. Таким образом, он существует в тесной связи с другими индивидами. Вся деятельность людей осуществляется в рамках, присущих данному социуму общественных отношений политических, правовых, экономических, моральных и др. Диалектика социального бытия более детально будет рассмотрена в теме Философский анализ общества. Итак категория бытие — это предельно общая философская абстракция, которая объединяет по признаку существования разнообразнейшие явления и процессы природы, человеческие общности и отдельных людей, социальные институты, уровни, формы и состояния человеческого сознания И хотя эти явления и процессы относятся к различным сферам бытия, все они объединены определенной общей основой. Но можно ли говорить о единстве беспредельно разнообразного мира Отвечая утвердительно на этот вопрос, мы приходим к представлению об общей основе всего сущего. Об этой основе и пойдет речь в следующем параграфе.
    § 2. Формирование и развитие научно-философского понятия материи Попытки решить вопрос об общей основе всего сущего исторически привели к возникновению понятия субстанции (от лат.
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   33


    написать администратору сайта