Главная страница
Навигация по странице:

  • Гегель Г Наука логики Вт. М, 1970. Т. 1. С. 123-256. 5. Гегель Г Энциклопедия философских наук Вт. М, 1974. Т. 1. С. 107-263. 6. Доброхотов А.А.

  • Левич А.П.

  • ЛукачД.

  • Тейяра де Шардена.

  • Жан-Поля Сартра, Мориса Мерло-Понти)

  • сознание отражает мир не в чувственно-нагляд­

  • Данильян_Тараненко_Философия. Учебник москва эксмо 2005


    Скачать 7.94 Mb.
    НазваниеУчебник москва эксмо 2005
    АнкорДанильян_Тараненко_Философия.pdf
    Дата20.09.2017
    Размер7.94 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаДанильян_Тараненко_Философия.pdf
    ТипУчебник
    #8855
    страница13 из 33
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   33
    Авдеев РФ Философия информационной цивилизации Учебное пособие. М, 1994. Гл. 2, 5.
    2. Аверьянов АН Системное познание мира. М, 1985.
    3. Алексеев П.В. Понятие материи // Философские науки. 1990.
    № 12. С. 3 - 1 1 .
    4. Гегель Г Наука логики Вт. М, 1970. Т. 1. С. 123-256.
    5. Гегель Г Энциклопедия философских наук Вт. М, 1974. Т. 1. С. 107-263.
    6. Доброхотов А.А. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М, 1986.
    7. Левич А.П. Научное постижение времени // Вопросы философии. 1999. № 4.
    8. Лой A.M. Социально-историческое содержание категорий время и пространство. К, 1978.
    9. ЛукачД. К онтологии общественного бытия. Пролигомены. МС Молчанов Ю.В.
    Четыре концепции времени в философии и физике. М, 1977.
    11. Разумный В.П. Драматизм бытия истоки бесперспективности. МС Трубников Н.Н.
    Время человеческого бытия. МС Урманцев АО формах постижения бытия // Вопросы философии. 1993. № 4.
    14. Хайдеггер М Время и бытие. М, 1993.
    15. Цехмистро ИЗ Холистическая философия науки. Сумы, 2002..
    Раздел 6 СОЗНАНИЕ ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС Человеку присуще замечательное свойство способность не только воспринимать разнообразные явления внешнего мира и собственные переживания, но и осмысливать их. Входе такого осмысления человек обобщает свой практический опыт, изучает объективные свойства предметов окружающего мира и самого себя. На этой основе он составляет программу своих действий, предусматривает их последствия и, главное, отвечает за них. Это первые штрихи к характеристике прекрасного дара, присущего только человеку, который мы называем сознанием. Проблема сознания многогранна. Она находится в центре внимания многих наук. Сознательную деятельность человека изучают физиология, медицина, психология, кибернетика и некоторые другие науки. По-особому осмысливают ее искусство и религия. Анализом же сознания в целом, в контексте других видов деятельности человека и общества занимается философия. Она старается ответить на вопросы что такое сознание сточки зрения философии как возникло сознание человека каковы его основные свойства, функции и структура.
    § 1, Проблема сознания в философии. Генезис сознания и его сущность Проблема сознания — одна из самых трудных и загадочных. Первейшая сложность ее понимания и изучения связана в значительной мере стем, что мы не можем наблюдать явления сознания непосредственно, чувственно, не можем их измерять, исследовать с помощью различных приборов. Поэтому на протяжении многих столетии сознание оставалось тайной. Это всегда порож-
    РАЗДЕЛ 6.
    Сознание онтологический статус дало мистификации относительно его природы и сущности. Так, еще в древности возникло представление осознании как проявлении души — таинственном «чувственно-сверхчувствительном», сущности, которая считалась ответственной за человеческую жизнь и некоторые важные состояния человеческого тела. Характерным для этих взглядов было то, что душа не отделялась от тела, еще не существовало разделения на материальное и идеальное. Это касается также первых философских теорий. На начальных стадиях своего развития греческая философская мысль не знала понятия идеального как особой противоположности чувственно-предметному материальному. Стечением времени душу стали рассматривать как некую нематериальную субстанцию, независимую от материи, способную вести самостоятельное существование, бессмертную и вечную. Впервые эти взгляды получили свое теоретическое обоснование и закрепление в философии Сократа и его ученика Платона. Гераклит
    основу сознательных действий человека определял понятием логос, которое понималось как слово, мысль, сущность самих вещей. Ценность человеческого разума определялась в зависимости от степени принадлежности к этому логосу — объективному мирозданию. В дальнейшем историко-философском процессе проблема сознания толковалась по-разному. Причем многие философы объясняли сознание в зависимости оттого, какую они занимали позицию в вопросе соотношения материи и сознания. Охарактеризуем кратко эти позиции в основных направлениях философии схема 6.1). Идеалистические взгляды на природу сознания на протяжении столетий приобретали разное содержание, но сводились к следующему сознание — первично, материя — вторична (СМ. Так, объективный идеализм наделял сознание сверхматериаль­
    ным, сверхъестественным характером оно существует независимо от мира, где-то вне мира и вне человека, не имеет никакого отношения к мозгу дух не рождается и не возникает, он живет своей собственной жизнью, развивается, порождает явления природы и истории. Такое утверждение идеализма о существовании сознания тесно смыкается с теологией, которая утверждала, что сознание человека является Божьим даром создавая человека, Бог вдохнул в него дух живой, наделив частицей божественного света. Значит — это дар божественного разума, который
    ЧАСТЬ II. Бытие, сознание, познание Схема 6.1. Проблема сознания в философии живет собственной жизнью ив своем развитии порождает явления природы и руководит историей общества. Сточки зрения дуалистов материя и срзнание — самостоятельные, равноценные начала (МС. А это означает, что за сознанием признавалась полная независимость от материи. Как и материя, сознание вечно, оно не возникало и не рождалось. Соответственно, отпадала и необходимость решения вопроса о его происхождении. Одним из выдающихся представителей дуализма был Декарт, который считал, что в основе мира лежат две субстанции духовная (мыслящая) и телесная (протяженная. Дуализм был присущи философии Иммануила Канта. Близкой к дуалистической трактовке сознания является концепция французского философа, ученого и богослова Пьера
    Тейяра де Шардена. Он считал, что в земной материи была заключена определенная масса элементарного сознания, психической энергии. Ведь сознание также первоначально, как и материя. Поэтому неудивительно, что оно пробилось в мир из тьмы подсознания. Никто, в том числе наши предки, не заметил появления разума на земле, человек вошел в мир бесшумно. Диалектическая концепция может быть оправдана на том основании, что между сознанием и бытием в самом деле пролегают настоль-
    РАЗДЕЛ 6.
    Сознание онтологический статус ко четкие границы, что свести их одно к другому или к како­
    му-либо общему корню почти невозможно. Кант поэтому поводу писал Существуют два основных ствола человеческого познания, которые произрастают, возможно, из единого, общего, нонам неизвестного корня В е годы XIX в. довольно широко распространился вуль­

    гарно-материалистический взгляд на сознание. Это название объясняется тем, что его приверженцы (немецкие философы Фогт,
    Бюхнер, Молешот) рассматривали сознание грубо, упрощенно, вульгарно. Они считали, что сознание, мысль выделяется мозгом точно так, как желчь выделяется печенью или моча почками
    ( МС. Климат, пища и т. п, по их мнению, непосредственно определяют образ мышления человека. Несмотря на то что вуль­
    гарно-материалистическая точка зрения отвергнута достижениями современной науки, попытки свести сознание к определенному виду материи предпринимаются до сих пор. Например, в связи с успехами электрофизиологии было выдвинуто положение, будто мысль является просто электромагнитными колебания, излучаемыми мозгом Действительно, мозг беспрерывно излучает электромагнитные волны, которые изменяют свой характер, если мозг начинает активно работать. Исследование этих волн в случае болезни человека позволяет обнаружить, какие участки мозга повреждены. Однако содержание мыслей по записям на пленке определить невозможно, так как они не являются материей. Механистически толковал сознание и гилозоизм (от греч.
    hy'W вещество и zoe — жизнь. Приверженцы гилозоизма предполагали наличие ощущений также и у неживых предметов (МС. В подтверждение этой мысли французский материалист Дени
    Дидро ссылался, например, на куриное яйцо и цыпленка. Откуда у цыплят способность воспринимать и отражать мир, если яйцо таких свойств не имеет Значит, эта способность, размышлял он, была заложена в самом яйце. Такие утверждения привели некоторых французских материалистов к гилозоизму, который одухотворяет все материальные предметы. Поскольку предметы наделялись душой, то отсюда логически следовало, что сознание — это дар, которым человек владеет с рождения. Непонятно только, куда сознание исчезает после смерти и где оно находится у психически больных. Несмотря на общую ошибочность гилозоизма, он все-таки содержит рациональную мысль о том, что носителем
    ЧАСТЬ II. Бытие, сознание, познание сознания может быть только материя, что сознание следует считать свойством материи. Новая эпоха в понимании сознания была связана с возникновением диалектического материализма Сточки зрения этого направления сознание производно от материи, оно вторично и активно по отношению к ней (МС. Истоки как всего живого, таки сознания находятся в материи, которая способна двигаться и саморазвиваться. Диалектический материализм рассматривал сознание как продукт закономерного исторического развития материи, его социальной формы движения как функцию, особое свойство не всей материи, а лишь особым образом социально-ор­
    ганизованной материи (человеческого мозга как субъективный образ объективного мира, который нужен человеку для адекватной практической деятельности. Что касается современной мировой философии, то изучением сознания занимается такая область философии, как феноменология Возникла она в Германии вначале в. и имела несколько вариантов {Эдмунда Гуссерля, Мартина Хайдеггера, Макса Шелера,
    Жан-Поля Сартра, Мориса Мерло-Понти), среди которых основным считается теория Гуссерля. Термин феноменология образован из двух понятий, имеющих греческое происхождение логос переводится как учение, феномен — это то, что самопро­
    является, демонстрирует себя. В границах феноменологии сознание рассматривается как специфическая область бытия, которую нельзя сводить ник каким отношениям ник предметным, ник специальным, ни бессознательной основе самого сознания. У Гуссерля речь идет о разнообразных феноменах сознания, у Хайдеггера — о феномене человеческого бытия, у Сартра — о рефлексивном (для себя-бытие), у Мерло-Понти — об одухотворенном человеческом теле. Представители феноменологии старались противостоять наивному натуралистическому взгляду на сознание и мир, который сводит сознание к предмету, к объекту и устанавливает между ними лишь причинные и функциональные связи. По Гуссерлю, бытие сознания принципиально отличается от предметного мира как сугубо осознанность. Хайдеггер говорило различии человеческого существования и сущего. Но и сознание, и человеческое бытие существуют только в единстве с миром. Значит, имеется ввиду абсолютное, поток сознания, который формирует феномены — значения предметного мира.
    РАЗДЕЛ 6.
    Сознание онтологический статус Проблема сознания занимает важное место ив других зарубежных философских направлениях. Среди них герменевтика, экзистенциализм, психоанализ, лингвистическая философия, структурализм, философия жизни и др. Они'достигли значительных результатов в процессе исследования различных содержательных аспектов сознания, его внутренней логики. Сегодня исследования философов сосредоточились на соотношении духа и тела, физических и психических состояний и т. п. Много внимания отводится вопросам, которые возникают на границе философии и языка, когнитивной психологии и компьютерного моделирования сознания. Актуальной остается проблема происхождения сознания. Материалистический подход к этой проблеме не изменился материя в процессе развития под влиянием определенных обстоятельств порождает разум. Рассмотрим эту точку зрения детальнее. И для начала зададимся вопросом благодаря каким свойствам материя приходит к вершине своего развития — порождению духа что это за внутренняя сила в фундаменте материи, которая закономерно побуждает к возникновению мышления, воли, эмоций и т. п Современная наука на это отвечает однозначно таким свойством материи является свойство отражения. Итак, отражение — это та ниточка, держась за которую можно выйти на решение проблемы сознания. Что же такое отражение Отражение — это универсальное качество материи, процесс и результат взаимодействия, при котором особенности однагр объекта виной форме воссоздаются в особенностях другого объекта Поскольку взаимодействие присуще всем материальным объектам, то и отражение следует рассматривать как всеобщее свойство материи. Взаимодействие предметов никогда не проходит бесследно, обязательно остаются последствия. Причем необходимым условием отражения является похожесть, соответствие с отражением. В развитии отражения как общего свойства материи можно условно выделить три больших этапа отражение в неживой природе, отражение в живой природе и отражение на социальном уровне. Этим этапам отвечают следующие формы отражения схема 6.2).
    Физико-химическое отражение происходит по законам механики, физики, химии. Такое отражение имеет пассивный характер. След не оценивается объектом, на котором он появился.
    ЧАСТЬ И. Бытие, сознание, познание Схема 6.2. Эволюция форм отражения Особенность физико-химического отражения состоит в том, что оно может осуществляться только в непосредственном контакте. Следствия таких контактов содержат определенную информацию о характере взаимодействия. Годовые кольца на срезе дерева, например, могут рассказать о климатических условиях в разные годы. Поэтому важная черта любого отражения — это информативность. Один объект оставляет о себе память в другом, и этапа мять сохраняется определенное время. Итак отражение — это
    оощее свойство материи, которое состоит в информационном воспроизведении особенностей отражаемого предмета. Физиологическое отражение возникает на начальной стадии развития живой природы и присуще одноклеточным структурам. Более простой формой отражения является раздражимость. Это свойство живых организмов выборочно реагировать на физи­
    ко-химическое воздействие и обнаруживаться в активных реакциях на факторы, имеющие непосредственное биологическое значение для организма. Вместе стем организм не замечает их, если действие не направлено прямо на него. На основе раздражимости возможно лишь пассивное приспособление к среде. Это означает, что простейший организм лишь выбирает более благоприятные условия существования среди имеющихся, носам их не ищет и тем более не создает.
    РАЗДЕЛ 6.
    Сознание онтологический статус Психическое отражение возникает на более высоком этапе развития живой природы. Особое значение имеет возникновение нервных клеток, которые принимают сигналы от внешних раз­
    дражений. Постепенно происходит дифференциация функций между нервными клетками. Одни специализируются на восприятии сигналов света, другие — звуковых, третьи — вкусовых и т. д. Таким образом, возникают отдельные специализированные органы ощущений и разветвленная нервная система, которая согласовывает их работу. Это знаменует появление отдельной формы отражения — чувствительности, те. отражения в форме ощущений, восприятий и представлений. Появление чувствительности означает переход от пассивного приспособления к активно-поис­
    ковой ориентационной деятельности, которая осуществляется в форме наследственного инстинктивного или личностно-приоб- ретенного поведения. Инстинктивное отражение характерно для всех бесхребетных. Оно состоит в том, что в стереотипных ситуациях все представители определенного биологического вида ведут себя одинаково. На первый взгляд, их действия кажутся сознательными и целенаправленными, нона самом деле они обусловлены наследственными механизмами и теряют всякий смысл, если изменить условия. На качественно высшую ступень поднимается отражение позвоночных, у которых появляется головной мозги центральная нервная система. Способ отражения окружающего мира с помощью головного мозга называется психикой. Ее суть состоит в том, что у высокоорганизованных животных кроме безусловных рефлексов (инстинктов) существуют также условные рефлексы, которые становятся основой более сложного личностно-приоб- ретенного и ориентационного поведения. Условные рефлексы — это временные нервные связи, возникающие в результате того, что организм на протяжении определенного времени подвергается действию одних и тех же или похожих факторов. Механизм их действия основан на открытом И.П. Павловым принципе обратной связи, задача которого — постоянно ставить в известность мозг о том, что происходит в управляемой им системе и окружающей среде. Причем идет оповещение не только о работе того или иного органа, но и об эффекте этой работы, которая дает возможность корректировать поведение. Итак, условные рефлексы выполняют роль сигнализатора, предупреждая о событиях,
    которые должны произойти, что является необходимым условием опережающего отражения. Носителем отражения в форме сознания является человек, который вышел из недр животного царства. Психика животных выступала той биологической предпосылкой, на основе которой развилось человеческое сознание. Несмотря на генетическую общность психики человека с психикой животных, их отражение не следует отождествлять. Сознание — это высшая форма отражения. Оно имеет принципиально иной характер и находит свое проявление во-первых, в том, что чувственное отражение наполняется более глубокими осознанным содержанием Возникает своеобразная надстройка над ним — абстрагирование, которое состоит в мысленном выделении отдельного предмета, отношения, свойства из совокупности предметов, отношений, свойств. Абстрагирование является способом превращения наблюдений и представлений в понятия. Оно расчленяет, разрывает, схематизирует целостную подвижную действительность. В отдельно взятой абстракции субъект отходит от действительности. Но именно это обеспечивает изучение отдельных сторон предмета в чистом виде и, таким образом, проникновение в их сущность во-вторых, сознание отражает мир не в чувственно-нагляд­
    ных, а в идеальных образах Что это за образы Что такое идеальное При рассмотрении категории идеальное надо иметь ввиду, что идеальное характеризует, во-первых, гносеологическое отношение сознания к бытию, выявляя принципиальное отличие между отражением и отражаемым, образом и объектом. Это отличие состоит в том, что идеальные образы, отражая свойства реальных объектов, сами этих свойств не имеют. Идеальному образу несвойственны какие бы тони было физические, химические и прочие признаки материальных объектов. Они не имеют ни пространственных размеров, ни геометрических форм, ни объема, ни массы и т. п. Образ розы не пахнет, а от образа огня даже папиросу не прикуришь. Идеальное — это то, что существует и не существует одновременно. Его нет как особой субстанции, которая существует наряду с материей, но оно есть как субъективная реальность. Субъективность означает, что идеальное всегда принадлежит субъекту, человеку или группе людей и не существует без своего носителя, поэтому в содержании образов и понятий сознания отражаются особенности жизненного опыта его носи
    РАЗДЕЛ 6. Сознание онтологический статус
    теля, его интересы, чувства, расположение духа, переживания и т. д. Субъективность также означает неполноту отражения, которая связана стем, что в ощущениях дается не зеркальная копия, а более или менее приближенное воспроизведение свойств предмета. Следует заметить, что в понимании проблемы идеального сложились два взаимосвязанных подхода. Первый условно обозначают как деятельное толкование идеального. Связан он с именем Эвопьда Ильенкова.
    Сторонники этого подхода выводят свойства идеального из неотъемлемых свойств материи. Психологизм, или информационный подход, становление которого связано с именем Давида Дубровского,
    рассматривает идеальное как особое свойство субъективности, духовности, относительно независимой от материального, нейронального, предметно-прак­
    тического. Оба подхода имеют положительные и отрицательные моменты в-третьих,
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   33


    написать администратору сайта