Главная страница
Навигация по странице:

  • \. Арлычеа АН Саморегуляция, деятельность, сознание. СПб., 1992. 2. Велихов Е, Зинченко В.П., Лекторский В.А.

  • Делъгадо X.

  • Морозов КМ Природа интуиции. Минск, 1990. 10. Проблема сознания в современной западной философии. М, 1989. 11. Тайны сознания и бессознательного. М, 1998. 12. Тейяр де Шарден.

  • Депи Дидро

  • Данильян_Тараненко_Философия. Учебник москва эксмо 2005


    Скачать 7.94 Mb.
    НазваниеУчебник москва эксмо 2005
    АнкорДанильян_Тараненко_Философия.pdf
    Дата20.09.2017
    Размер7.94 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаДанильян_Тараненко_Философия.pdf
    ТипУчебник
    #8855
    страница15 из 33
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   33
    аксиологическая (оценочная Человек не только получает данные о внешнем мире, но и оценивает их сточки зрения своих потребностей и интересов. Сознание, с одной стороны, является формой объективного отражения, формой познания действительности, независимой от человеческих стремлений и интересов. Результатом и целью сознания как познавательной деятельности становится получение знаний, объективной истины. С другой стороны, сознание включает в себя проявление субъективного отношения к действительности, ее оценку, осознание своего знания и себя. Результатом и целью ценностного отношения к миру является постижение сущего, степени соответствия мира и его проявлений человеческим интересами потребностям, смысла собственной жизни. Если мышление, познавательная деятельность требует в основном только ясного выражения знания, соблюдения логических схем, оперирования ими, то ценностное отношение к миру и его осознание требует личных усилий, собственных раздумий и переживания истины. Оценочная функция непосредственно переходит в функцию целенаправленности (формирования цели Целеустремленность — это сугубо человеческая способность, которая является кардинальной характеристикой сознания. Цель — это идеализированная потребность человека, нашедшего свой предмет это такой субъективный образ предмета деятельности, в идеальной форме
    РАЗДЕЛ 6.
    Сознание онтологический статус которого предполагается результат деятельности человека. Цели формируются на базе всего совокупного опыта человечества и восходят к высшим формам проявления в виде социальных, этических, эстетических и других идеалов. Целенаправленная деятельность объясняется неудовлетворенностью человека миром и потребностью изменить его, придать ему такую форму, которая необходима человеку, обществу. Высшие возможности сознания обнаруживаются в творческой (конструктивной) функции Целеустремленность, те. осознание того, для чего и ради чего человек осуществляет свои действия, — необходимое условие любого сознательного поступка. Реализация цели предусматривает применение определенных средств, те. того, что создается и существует ради достижения цели. Человек создает то, чего природа до него не порождала. Он создает принципиально новое, строит новый мир. Поэт Николай
    Заболоцкий поэтому поводу сказал так Два мира есть у человека — Один, который нас творил, Другой, который мы от века Творим по мере наших сил. Масштабы, формы и свойства преобразованных и созданных людьми вещей продиктованы потребностями людей, их целями в них воплощены человеческие замыслы, идеи. Еще одна функция — коммуникативная (связи Она обусловлена тем, что люди принимают участие в общем труде и нуждаются в постоянном общении. Эта связь мыслей осуществляется с помощью речи (звуковая) и технических средств (тексты, закодированная информация. Следует иметь ввиду, что в письменных текстах (книгах, журналах, газетах и т. п) сохраняется незнание, а лишь информация. Чтобы информация стала знанием, она должна быть субъективирована. Вот почему распространение печатного слова является условием, ноне гарантией того, что изложенная информация станет знанием. Необходимы дополнительные усилия, направленные на превращение информации в знание, те. субъективное достояние. Завершает логический цикл сознания личности регулятивная управленческая) функция На основании оценки факторов ив соответствии с поставленной целью сознание регулирует, приводит
    ЧАСТЬ II. Бытие, сознание, познание в порядок действия человека, а затем и действия коллективов. Регулятивная функция сознания зависит от взаимодействия человека с окружающей средой и выступает в двух формах побудительной и исполнительной регуляции. Идейное содержание побудительных мотивов поведения и деятельности людей имеет важное значение. По мере того как идеи приобретают побудительную силу, человек осуществляет поступки сознательно, целеустремленно, по своему убеждению. Исполнительная регуляция приводит деятельность людей в соответствие сих потребностями, обеспечивает соразмерность цели и реальных средств ее регуляции. Таковы главные функции сознания. Лишь гармоничное их развитие дает в конечном итоге поистине целостную в интеллектуальном и духовном плане личность. К началу XXI в. ученые много сделали для того, чтобы переложить отдельные функции интеллекта на информационные машины. Уже сегодня компьютеры выполняют сложные работы переводят с одной языка на другой, руководят самолетами, ведут поезда, играют в шахматы, даже осуществляют некоторые логические операции, присущие человеческому мозгу. Возникает вопрос нельзя ли создать такую машину, которая была бы способна заменить человеческий разум Сточки зрения технических возможностей, действительно, не следует устанавливать пределы усовершенствования информационных машин. Тем не менее аналогия между операциями, которые осуществляют машины, и теми, что происходят в мозгу человека, не дает оснований считать машины способными к мышлению. По сути, машина воссоздает лишь один аспект нашего мышления — формально-логический, в то время как реальное мышление человека — это воля, эмоции, интуиция, мечта, фантазия и прочие составляющие. Богатство внутреннего мира человека является следствием богатства и разносторонности его общественных связей. Поэтому, чтобы полностью смоделировать сознание человека, его структуру и все функции, недостаточно воспроизвести только структуру мозга. Для этого нужно было бы воссоздать весь исторический путь развития человека, обеспечить его всеми потребностями, в том числе и потребностями политическими, моральными, эстетическими. Все это свидетельствует об ограниченных возможностях современных кибернетических устройств в решении сложных познавательных задач. Они являются не более чем средствами механизации и автоматизации тех сторон интеллектуальной деятельности, которые связаны с четкими правилами переработки информации. Нов этом и состоит их огромное значение. ВЫВОДЫ
    1. Возникновение и функционирование сознания является сложными продолжительным процессом, который связан, с одной стороны, с эволюцией форм отражения в живой природе, ас другой — с социальной формой движения материи, благодаря которой сознание приобретает социальною сущность. Она может быть раскрыта лишь путем анализа общественных факторов, способствующих становлению такого явления, как сознание.
    2. Сознание является идеальным (в отличие от физического, чувственно-материального). Это означает, что оно формирует завершенные, конечные и эталонные предметные характеристики реальности, обретая способность измерять и оценивать все что угодно. С другой стороны, это означает, что сознание не имеет пространственно-временных измерений.
    3. Могущество и уникальность сознания ярко проявляются в его сложном строении, которое раскрывается через систему функций, единство которых в итоге и обеспечивает человеку особый способ бытия. Контрольные вопросы

    1. В чем трудность решения проблемы сознания
    2. Что такое сознание, каково его соотношение с материей
    3. Что такое гилозоизм и вульгарный материализм
    4. Можно ли понять природу человеческого сознания, если изучать только мозг
    5. Как вы понимаете соотношение отражения и сознания
    6. Каким является соотношение сознания и идеального
    7. В чем состоит роль труда в возникновении и развитии сознания
    8. Определите историческую роль речи, общения и коллективной деятельности в формировании и развитии сознания.
    ЧАСТЬ П. Бытие, сознание, познание
    9. Как нужно понимать общественно-историческую сущность сознания
    10. Что характерно для сознания как отражения действительности и активной внутренней деятельности
    11. Раскройте положение о том, что сознание не только отражает мирно и создает его.
    12. В чем проявляется активность сознания, его творческий характер
    13. Что такое психика Какие структурные идеальные элементы входят в психику человека
    14. Какую роль в жизни человека играет бессознательное
    15. Охарактеризуйте структуру сознания.
    16. Что такое самосознание
    17. Каковы основные функции сознания РЕКОМЕНДОВАННАЯ АИТЕРАТУРА
    \. Арлычеа АН Саморегуляция, деятельность, сознание. СПб., 1992.
    2. Велихов Е, Зинченко В.П., Лекторский В.А. Сознание опыт дисциплинарного подхода // Вопросы философии. 1988. № 2.
    3. Делъгадо X. Мозги сознание. МС. А. Дубровский Д.И.
    Проблема идеального. М, 1983.
    5. Жуков НИ Проблема сознания. Минск, 1987.
    6. Леонтьев АН Деятельность. Сознание. Личность. М, 1975.
    7. Марголис Дж Личность и сознание. М, 1986.
    8. Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема // Вопросы философии. 1990. № 10.
    9. Морозов КМ Природа интуиции. Минск, 1990.
    10. Проблема сознания в современной западной философии. М,
    1989.
    11. Тайны сознания и бессознательного. М, 1998.
    12. Тейяр де Шарден. Феномен человека. МС Фрейд 3.
    Психология бессознательного. М, 1990.
    14. Фромм Э Душа человека. М, 1992.
    15. Юнг КГ Архетип и символ. М, 1991.
    Раздел 7 ФИЛОСОФИЯ РАЗВИТИЯ Для современного человека, вступающего в эру информационной цивилизации, представление о быстроменяющемся мире — неотъемлемая составная часть его мировоззрения. Но создать целостный теоретический образ многомерного развивающегося мира — задача сложная и трудоемкая. Философский путь ее решения насчитывает два с половиной тысячелетия, в течение которых формировалась и шаг за шагом детально разрабатывалась философия развития. Данный раздел философии включает в себя концепции, по-разному рассматривающие проблему развития. Среди них диалектика, метафизика, синергетика и др. Наиболее признанной и разработанной из них является диалектика. Поэтому в данном разделе ей будет уделено основное внимание. Знание диалектики, творческое использование ее принципов, законов и категорий является важным условием четкой мировоззренческой и методологической дисциплины специалиста любого профиля. Что же такое диалектика, в чем состоит ее содержание, какие существуют альтернативные ей концепции развития Ответ на эти вопросы и является целью данного раздела.
    § 1. Исторические формы и особенности диалектики Слово диалектика (от греч dialektike —
    искусство вести беседу) имеет много общего со словом диалог (от греч dialogos — разговор двух или нескольких собеседников. Сначала диалектику понимали как искусство вести дискуссию, имея ввиду дискуссию, направленную на взаимозаинтересованное обсуждение про
    ЧАСТЬ П. Бытие, сознание, познание
    блемы с целью достижения истины путем противоборства мыслей, взглядов. Считалось, что диалектик — это человек, который умеет спрашивать и отвечать. Затем древние мыслители заметили, что противоречивость и изменчивость имеют место не только в мыслях, но ив реальном бытии. Одним из первооткрывателей этого факта был Гераклит из Эфеса. Мир представлялся ему в виде живого огня или течения реки, в которую невозможно войти дважды. В подвижном мире стечением времени все теряет предшествующие черты, переходя в свою противоположность влажное высыхает, а сухое становится влажным, переходят одно в другое холодное в горячее, живое в мертвое. В этих мыслях заложены основы диалектики в современном ее понимании. Поэтому принято считать, что исторически первой формой диалектики является стихийная диалектика древних философов (схема 7.1). Это наивная диалектика бытия и познания без проникновения в суть процессов. Схема 7.1.
    Исторические формы диалектики
    РАЗДЕЛ 7.
    Философия развития В эпоху Средневековья диалектика была вытеснена метафизикой, превратившись в софистику и схоластику, которые активно использовались господствующими классами для насаждения и закрепления в сознании людей религиозного мировоззрения. Возврат к диалектике с элементами метафизики произошел в философии Нового времени (Репе Декарт, Бенедикт Спиноза,
    Депи Дидро и др. Тем не менее наиболее цельная концепция диалектики была сформулирована в классической немецкой философии Георгом Гегелем, Ее называют второй формой диалектики.
    Гегель впервые представил мир как процесс всеобщего развития от низшего к высшему, указал на источник развития — борьбу противоположностей, сформулировал основные законы и категории диалектики. Однако диалектика Гегеля носила идеалистический характер. Моделью гегелевской диалектики служила необъективная реальность, а отражающее ее мышление. Эта теория противоречила основам естествознания, в рамках которого были выдвинуты глубокие диалектические идеи теория развития применительно к геологии (Ч. Лойелъ), эволюционные идеи Ла-
    марка, космологические идеи Канта — Лапласа и др. Диалектика Гегеля создала предпосылки для возникновения следующей формы диалектики, в которой немецкие философы Карл Маркс и Фридрих Энгельс попробовали сделать новый шаг — соединить материализм с диалектической логикой. Результатом стало создание третьей исторической формы диалектики (вторая половина XIX в. Она была объективно подготовлена развитием научного познания. Дох годов XIX в. появились новые открытия в различных областях науки, которые дали естественнонаучное обоснование диалектико-материалистического взгляда на природу. Среди них особенно выделяют три в физике — открытие закона сохранения и преобразования энергии, который обосновал взаимосвязь различных форм движения материи в биологии — создание клеточной теории, которая раскрыла структурное единство всей живой природы (как растительного, таки животного мира и эволюционной теории Дарвина которая разработала идею развития применительно к живой природе. В этих условиях материалистическая диалектика оказалась формой философского мышления, наиболее адекватной науке, представляя
    ЧАСТЬ II. Бытие, сознание, познание собой аналог самой действительности, те. возможность мыслить и познавать действительность в соответствии с ней самой. В создании исторической формы диалектики важную роль сыграло открытое Марксом материалистическое понимание истории, благодаря чему был осуществлен синтез диалектики не только с материализмом, но и с гуманизмом. Диалектика стала рассматриваться не сама по себе, безотносительно к человеку, ас точки зрения конкретно-исторических проблем человеческой жизнедеятельности. В последние годы некоторые исследователи, характеризуя диалектику Гегеля и материалистическую диалектику как классическую, выделяют и четвертую, неклассическую форму диалектики В современной западной философии наиболее существенные элементы указанной формы диалектики обнаруживаются в присущем ей герменевтическом способе философствования. Однако здесь диалектический метод применяется прежде всего для обнаружения смысла посредством интерпретации (П. Рикер), а также для ситуативного анализа познаваемого объекта. Определим характерные особенности классической диалектики.
    Во-первых, классическая диалектика является таким способом понимания мира, при котором действительность осмысливается с позиции всеобщей взаимосвязи предметов и явлений, их взаимообусловленности и постоянного изменения. Однако следует помнить, что диалектика является теорией нелюбых изменений, не всякого движения, а лишь одной формы изменений — развития. Диалектика представляет собой глубокую, всестороннюю и богатую по содержанию теорию развития. Она учит, что нив природе, нив обществе, нив мышлении нет ничего, что не находилось бы в состоянии изменения, так как все сущее имеет свои внутренние противоречия, которые вынуждают его изменяться, приобретать новые формы, развиваться.
    Во-вторых, диалектика признает существование диалектики объективной и субъективной. Объективная диалектика — это взаимосвязь и развитие природных и социальных явлений. Она существует независимо от субъекта, от человека и человечества. Субъективная диалектика — это диалектика мышления субъекта и познание им объективного мира. Каково же их соотношение С позиции материалистического периода субъективная диалектика отражает объектив
    РАЗДЕЛ 7.
    Философия развития
    ную. Объективная и субъективная диалектика совпадают по смыслу (общим у них является содержание — единая диалектическая закономерность развития действительности. Нов тоже время они различаются по форме, так как мышление имеет свои особенности по сравнению с другими сферами действительности, свою внутреннюю логику развития. Объективная диалектика отражается в мышлении в субъективной и идеальной формах. Объективная и субъективная диалектика — противоположности, но их противоположность снимается в сфере обществен­
    но-исторической практики. Поскольку субъективная диалектика отражает объективную, человек способен познать объективную диалектику и на основе этого знания строить свою целенаправленную практическую деятельность, входе которой он изменяет объективный мири самого себя. В практике человека и общества знания превращаются из формы отражения в форму деятельности.
    В-третьих, внутреннее содержание, логический каркас диалектики как пауки создают ее принципы, законы и категории. Диалектика определяется как система принципов, законов и категорий, которые в своей совокупности отражают целостность объективного мира и его познание в беспрерывном изменении и развитии. При этом под принципами подразумевают общие и универсальные, основополагающие идеи, критерии, определяющие смысли роль всех других элементов в системе. В современных концепциях диалектики наиболее весомая роль принадлежит принципу связи и принципу развития. Законы диалектики выражают всеобщие существенные связи в процессе развития. Они выполняют важную методологическую функцию в создании ее теории. Всеобщих законов в диалектике три закон диалектической противоречивости, закон взаимного перехода количественных и качественных изменений и закон отрицания отрицания. Категории диалектики — это наиболее фундаментальные, узловые понятия, в которых и с помощью которых осуществляется философское мышление. Принципы, законы и категории диалектики мы рассмотрим ниже. И в-четвертых, особенностью диалектики является то, что она выполняет роль и теории, и методологии. На основании содержания законов, категорий диалектики и закономерностей функционирования и развития процесса познания формируются соответствующие требования к мыслящему субъекту, ориентируя
    ЧАСТЬ II. Бытие, сознание, познание его в познавательной деятельности. Вырабатываются также соответствующие нормы и правила, которых он вынужден придерживаться в вопросах познания и практического преобразования действительности. Методологически правильные ориентиры, данные диалектикой, помогают избрать верный путь исследования, избежать многих ошибок, отклонений, не тратить напрасно силы и драгоценное время на бесперспективные усилия и ненужные действия. Итак, диалектика в современном понимании это а) обьективный процесс развития явлений на основании возникновения, взаимодействия и разрешения присущих им противоречий б) философская концепция об универсальных законах движения и развития природы, общества и мышления метод познания и преобразования мира. Знание общих законов развития, которые входят в ее систему, дает возможность разобраться в прошедшем, правильно понять процессы, происходящие в современном мире, и предвидеть будущее.
    § 2. Диалектические принципы всеобщей взаимосвязи и развития Исходным моментом в раскрытии содержания любой концепции, и диалектика в этом плане не является исключением, является анализ ее принципов. Что же такое принципы В философском плане понятие принцип означает фундаментальное положение, первоначало, наиболее существенное основание какой-либо концепции или теории. Диалектике как философской теории принципы придают характер единого целого, превращают ее законы и категории в стройную систему. В современных концепциях диалектики наиболее весомая роль принадлежит принципу всеобщей связи и принципу развития. Рассмотрим эти принципы. Мир чрезвычайно разнообразен. Каждый объект имеет множество свойств, которые раскрываются при взаимодействии с другими объектами. Иначе говоря, всякое образование проявляется через связь с другими образованиями. Итак, каждый объект находится в закономерной связи с иными объектами и принимает участие во взаимодействии с таковыми. Не существует объек-
    РАЗДЕЛ 7.
    Философия развития тов, которые бы существовали вне каких-либо связей и взаимодействий. Именно в учете всесторонних взаимосвязей и взаимодействия объектов между собой и состоит один из существенных признаков диалектики и содержание принципа всеобщей связи. Таким образом, диалекшка требует определения всеобщей связи, господствующей в материальном мире. Связи характеризуются такими чертами. Схема 7.2. Классификация и характер связей
    Во-первых, они имеют объективный характер, те. существуют независимо от сознания людей, как объективная закономерность.
    Во-вторых, связи универсальны, так как обнаруживаются повсюду и всегда, во всех явлениях, на всех уровнях и ступенях.
    В-третьих, взаимосвязь многогранна по своей сути и природе, ведь каждый предмет, любое явление тысячами нитей связаны с другими, и эта связь характеризуется неисчерпаемой сетью отношений между явлениями и процессами материального и духовного мира.
    В-четвертых, реальные связи бесконечно разнообразны по характеру, степени глубины и сложности, по формам проявления схема 7.2). Диалектика предусматривает дифференцированный
    ЧАСТЬ II. Бытие, сознание, познание подход к анализу разнообразных связей действительности, выделяя среди них
    — связи, присущие основным видам материи и формам ее движения (механические, физические, химические, биологические, общественные
    — связи, присущие основным формам существования материи (пространственные, временные, структурные, генетические, причинные, функциональные. Однако среди множества конкретных форм связей диалектику интересуют наиболее характерные (характер связей, которые обнаруживаются во всех явлениях и процессах действительности. К таким формам связей относятся внутренние и внешние существенные и несущественные необходимые и случайные устойчивые и неустойчивые общие и единичные. Роль этих связей в развитии неодинакова благодаря одним предмет реализует свою природу, те. они играют главную роль, другие — второстепенны. На этом основании появилось выражение закон есть связь. Правильно ли это Правильно, если добавить, что закон — это не всякая связь. Какая же связь является законом Законом называется такая взаимосвязь, которая имеет целый ряд необходимых признаков
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   33


    написать администратору сайта