Главная страница
Навигация по странице:

  • способ закономерной связи между составными частями предметов и явлений. Система (от греч systema

  • Данильян_Тараненко_Философия. Учебник москва эксмо 2005


    Скачать 7.94 Mb.
    НазваниеУчебник москва эксмо 2005
    АнкорДанильян_Тараненко_Философия.pdf
    Дата20.09.2017
    Размер7.94 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаДанильян_Тараненко_Философия.pdf
    ТипУчебник
    #8855
    страница17 из 33
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   33
    щему. Приведем пример статья (закона) — единичное закон — особенное право — общее. Понятие закон является общим по отношению к понятию статья. В свою очередь понятие закон является единичным относительно понятия право. Категории единичного, особенного и общего в процессе познания играют роль его опорных пунктов, ступенек от незнания к знанию. Явление и сущность Это категории, определяющие разные ступени познания, каждая из которых отражает реальный уровень глубины постижения объекта Сущность — ото философская категория для обозначения внутренней, относительно скрытой и устойчивой стороны объективной действительности, которая определяет природу предмета, процесса и присущие им закономерности развития. Явление — это категория для обозначения в предмете, процессе того, что непосредственно обнаруживается, проявляется перед нами. Диалектическая взаимосвязь между сущностью и явлением обнаруживается в следующем а) сущность и явление неразрывно связаны между собой. Явление не может существовать без того, что в нем есть, те. без сущности. В сущности нет ничего, что не обнаруживалось бы так или иначе б) единство сущности и явления не означает их совпадения, тождественности. Сущность всегда скрыта заявлением. Если бы форма проявления и сущность предметов непосредственно совпадали, то наука была бы ненужной в) явление более динамично и непостоянно, чем сущность, а сущность более устойчива, менее непостоянна — она сохраняется во всех изменениях. Но, будучи устойчивой по отношению к явлению, сущность не остается абсолютно неизменной г) явление богаче, чем сущность. Оно содержит в себе не только проявление внутреннего содержания существенных связей объекта, но и всякие случайные отношения, особые черты этого объекта. Специфической формой взаимоотношений сущности и явления, которая фиксирует их противоречивую связь между собой, выступает видимость Это одностороннее неадекватное отражение нашими ощущениями проявления сущности предметов, точнее, каких-либо сторон сущности. Цель научного познания и со
    ЧАСТЬ U. Бытие, сознание, познание стоит в том, чтобы за видимостью раскрыть сущность предметов и явлений. Содержание и его форма Эти категории являются дальнейшей конкретизацией сущности и явления Содержание — это совокупность элементов, сторон, свойств, связей и тенденций, составляющих данный предмет, процесс, явление. Может ли содержание существовать само по себе Рассмотрим пример. Каждый, кто был на заводе, знает, что перед сборкой машины всегда имеются все детали, все ее содержание. Но можно ли сказать, что перед нами машина Конечно нет. Машина с конвейера сойдет тогда, когда все детали будут правильно собраны, те. обретут соответствующую форму. Содержание всегда должно быть оформлено — в противном случае его нет, как нет машины, хотя рядом лежит груда всего того, из чего она собирается. Итак, любому предмету, явлению присущи не только содержание, но и форма Форма — это способ организации предметов и процессов, которые составляют их содержание. Иными словами, форма предмета — это организация устойчивых внутренних связей между элементами, которые позволяют ей предстать как единое целое ивы biibполнять все присущие функции. Диалектическое взаимодействие между содержанием и формой состоит в следующем.
    1. Содержание и форма находятся в тесной взаимосвязи между собой. В реальных условиях нигде и никогда не существует неоформленного содержания и бессодержательной формы. Попытка отделить форму от содержания, приписать форме самостоятельное значение ведет к формализму (от лат formalis —
    то, что относится к форме.
    2. В единстве содержания и формы главенствует содержание. Форма всегда меняется вследствие изменения содержания. Не какая-то внешняя сила, а именно содержание формирует себя. К примеру, развитие науки, открытие новых законов, объективных истин требует и новых, соответствующих представлений, формул, теорий, которые оформляют содержание этих новых законов.
    3. Единство формы и содержания предполагает относительную самостоятельность, активную роль формы относительно содержания. Относительная самостоятельность формы проявляется в следующем
    РАЗДЕЛ 7.
    Философия развития а) в отставании формы от развития содержания. Содержание никогда не остается на одном уровне. Оно изменяется. Форма также не остается неизменной. И все-таки по сравнению с содержанием она более устойчива, менее подвижна. Это объясняется тем, что содержание имеет собственное движение, в то время как форма от него Зависит. Форма, в отличие от содержания, выступает как более консервативная сторона явления. Она неизбежно отстает от своего содержания б) в обратном действии формы на содержание. Это действие двоякое форма или способствует изменению содержания, или тормозит его. Конечно, если форма соответствует изменению содержания, она создает условия для его ускоренного развития. А если возникает противоречие между ними, — содержание не может развиваться должным образом, так как ему мешает старая форма. Поэтому рано или поздно наступает момент разрешения противоречия. В соответствии с новым содержанием создается новая форма. Итак, противоречие между содержанием и формой выступает как одна из причин изменения предметов и явлений, преобразования их в другие предметы и явления. Часть и целое элемент, структура, система Часть и целое — категории, отражающие отношения между совокупностью предметов или их сторон, элементов и связей, которые их объединяют и приводят к появлению в этой совокупности новых свойств и закономерностей, не присущих предметам, сторонам, элементам по отдельности (схема 7.6). Так, например, частями молекул НО как единого целого являются два атома водорода и один атом кислорода. Целое жене сводится к простой совокупности его частей. Хорошо известно, что водород горит, кислород поддерживает горение, но вода, конечно, горению препятствует. Диалектика рассматривает часть и целое в их диалектическом единстве. При образовании целого возникает новое качество, которое не сводится к сумме свойств частей тем не менее оно определяется частями — их количеством и определенным типом взаимодействия. Поэтому диалектика считает, что познание целого может быть успешным лишь при условии знания свойств, частей, и наоборот, исследование частей должно опираться на предшествующее знание целого. Известны три типа целого
    ЧАСТЬ П. Бытие, сознание, познание Схема 7.6.
    Диалектика целого и части а) механическое целое (груда песка, камней, так каких части входят в целое и выходят из него, практически не изменяясь б) организованное целое, если части видоизменяются в) органическое целое, если части саморазвиваются (живые организмы. Категории целое, часть схожи и взаимосвязаны с понятиями система, структура, элемент Элемент (от лат.
    elementum — первичное вещество) — относительно неделимая часть целого Понятие части более широкое по своему объему, чем понятие элемент, поскольку это нелюбая часть, а только относительно неделимая. Причем часть соотносится с понятием целого, а элемент — с понятием структуры Структура (от лат struktura — строение, размещение, порядок) — способ закономерной связи между составными частями предметов и явлений. Система (от греч systema — объединение, творение) — совокупность определенных элементов, между которыми существует закономерная связь или взаимодействие Структура любой системы прежде всего зависит от ее составных элементов. В свою очередь, и свойства элементов в значительной степени обусловлены структурой той системы, которую они образовывают. По характеру элементов и структуры выделяют разные виды систем. Наиболее распространенным является деление систем на материальные, существующие в объективной реальности, и идеальные, которые являются отражением ее в человеческом созна-
    РАЗДЕЛ 7.
    Философия развития
    ыии. По количеству элементов и связей различают простые и сложные сиогемы. Причина и следствие Практика показывает, что возникновение любого явления обусловлено каким-либо фактором или факторами, порождающими его Явление, действие которого приводит к возникновению нового явления, называется причиной. А явление, возникающее под влиянием причины, называется следствием. Все явления в мире, все изменения, процессы непременно возникают вследствие определенных причин. В мире нет и немо жет быть беспричинных явлений. Положение о том, что все явления в мире причинно обусловлены, фиксирует закон причинности. Философов, которые признают этот закон и распространяют его действие на все явления действительности, называют детерминистами а философов, отрицающих закон причинности индетерминистами. Между причиной и следствием существует сложная диалектическая взаимосвязь (схема 7.7). Она обнаруживается в следующем
    1) причина во времени предшествует следствию. Следствие не возникает раньше действия причины. Но это не означает, что любое явление, которое предшествует последующему, находится с ним в причинной связи. Например, ночь предшествует утру, но она не является причиной утра Схема 7.7.
    Причинно-следственная связь
    ЧАСТЬ II. Бытие, сознание, познание
    2) причина при определенных условиях обязательно порождает следствие. Причина и следствие связаны так, что, если возникает причина и имеются достаточные условия, неминуемо возникает и следствие
    3) причина и следствие взаимодействуют между собой. В этом взаимодействии не только причина активна, но и следствие. Оно осуществляет обратное влияние на причину, К примеру, идеи отражают бытие, но, возникнув, активно влияют на изменение общественного бытия через практическую деятельность людей
    4) одно и тоже явление водном отношении выступает как причина, а в другом — как следствие, Скажем, дождь — следствие определенных метеорологических условий, но он сам становится причиной большого урожая урожай — причиной укрепления экономического могущества государства. Так возникает причин­
    но-следственная связь явлений. Однако если мы рассматриваем только два частных явления, они не могут меняться местами
    5) на взаимодействие причины и следствия влияют соответствующие условия Условия — это такие явления, которые необходимы для наступления данного события, носами по себе его не предопределяют Среди условий могут быть и благоприятствующие возникновению следствия, а могут быть и предотвращающие действие причины. Одна и та же причина при определенных условиях вызывает разные формы следствия
    6) причину не следует отождествлять с поводом Повод — это событие, которое непосредственно предшествует другому событию, делает возможным его возникновение, ноне порождает и не предопределяет его Повод скорее провоцирует действие, нежели создает его. Понятие причинно-следственной связи выполняет важную методологическую функцию. Зная причины и условия, при которых возникает определенное следствие, человек не только предвидит его возникновение, но и порождает необходимое следствие. Это позволяет человеку познать прошлое и заглянуть в будущее. Необходимость и случайность Эти философские категории отражают разные типы связей предметов и явлений друг с другом Необходимость — это внутренние, устойчивые, существенные связи между явлениями, которые определяют их закономерные изменения и развитие Необходимость проистекает из сущности явления, процесса и неминуемо происходит в данных условиях.
    РАЗДЕЛ 7. Философия развития Так, смерть любого живого организма неминуема, поскольку она обусловлена его природой и внутренними процессами, которые в нем проходят Но всели что появляется в мире, возникает как необходимое Нет, в мире есть и случайные явления, события Случайность — категория, которая определяет проблематичность или необязательность возникновения или существования объектов случайным являете то, что при определенных условиях может быть, а может и не быть Случайность отражает моменты действительности, которые появляются преимущественно благодаря внешним условиям, поверхностным, неустойчивым связями побочным для данного явления обстоятельствам. На проблему необходимости или случайности существования предметов сложились две точки зрения. Одна из них абсолютизирует необходимость никакой случайности в мире нет, все осуществляется с неизбежностью. Отрицая случайность, эта точка зрения открывает дорогу фатализму Это вера в судьбу, в предопределение. Другая точка зрения гипертрофирует случайность. Здесь, наоборот, из действительности исключаются любые внутренние зависимости, объективная обусловленность явлений в мире властвует только случайность. Научное мировоззрение не признает ни первую, ни вторую точки зрения. Необходимость и случайность не существуют по отдельности. Их взаимосвязь состоит в том, что случайность выступает как форма проявления необходимости и как ее дополнение. Например, реформы, осуществляемые в стране, имеют необходимый характер. Случайным элементом в них являются конкретные политические деятели, которые направляют эти реформы. Диалектика необходимости и случайности предполагает два существенных момента. Во-первых, случайность входе развития может превращаться в необходимость (закономерные признаки того или иного биологического вида сначала появляются как случайные отклонения и накапливаются, затем на их основе формируются необходимые качества живого организма. Во-вторых, необходимость пробивает себе путь через массу случайностей. Например, развитие общества состоит из деятельности многих людей, которые имеют разные цели, характеры. Переплетение, перекрещивание и столкновение всех этих стремлений приводит
    ЧАСТЬ II. Бытие, сознание, познание Схема 7.8. Переход возможности в действительность в результате к определенной линии развития, которая имеет строго необходимый, обязательный характер. . Как все законы и категории диалектики, необходимость и случайность являются узловыми пунктами познания объективной действительности. Функции этих категорий неравноценны. Случайное в познании всегда выступает как начальная инстанция, необходимость — как цель. Познавательная деятельность разворачивается как восхождение от случайного к необходимому. Возможность и действительность Эти категории подчеркивают процессуальность, те. становление бытия. Как известно, из ничего не возникает что-то новое, оно может возникнуть только из определенных предпосылок, заложенных в лоне старого. Бытие нового в его потенциальном состоянии и является возможностью Возможность — это философское понятие, которое отражает объективно существующее и внутренне обусловленное состояние предмета в его незавершенном, потенциальном развитии. Действительность — это философская категория, которая характеризует реализованное, актуализированное бытие действительность является реализованной возможностью (схема 7.8). аиажкава» • '
    В каждой ситуации существует определенный набор возможностей, реализация одной из которых означает устранение других. На противоборство и характер реализации возможностей накладывают отпечаток условия, которые являются внешними и случайными относительно внутренне необходимых тенденций. Поэтому действительность всегда представляет собой диалектическое единство внешнего и внутреннего, сущности и явления, необходимого и случайного. В сфере общественного развития и преобразования природы преобразование возможности в действительность упорядочивается сознательным выбором и деятельностью людей. Зрелость возможности может изменяться в пределах от невозможности к действительности. Характеристику возможности в этом плане можно произвести с учетом ее качественной и количественной меры. Качественно возможности делятся на формальные и реальные. Формальная — это возможность с низкой вероятностью осуществления, которая приближается к нулю. Такая возможность допускается законами природного и социального развития. В этом понимании она коренным образом отличается от невозможности, идущей вразрез с законами природного и социального бытия невозможным является то, что противоречит законам объективного мира Невозможно например, построить вечный двигатель, невозможно бессмертие человека и т. п. Высшую меру осуществления имеет реальная возможность, для реализации которой сложились все необходимые условия. Например, возможность полета человека в космос была когда-то только формальной, а теперь она стала реальной. Намного точнее будет количественная характеристика возможности. Если невозможность определить через О, а действительность через «1», то все промежуточные значения от О добудут характеризовать степень возможности. Мера возможности называется вероятностью. Вокруг условной оси вероятности можно показать весь спектр возможности. Завершая рассмотрение категорий диалектики, сделаем общий вывод
    1) категории диалектики — универсальные формы мышления, в которых отражаются общие связи, свойства и отношения, имеющие место в объективной действительности
    ЧАСТЬ П. Бытие, сознание, познание
    § 5. Альтернативы диалектики Когда речь идет об альтернативах диалектики, имеются ввиду противоположные или несхожие с диалектикой концепции развития, методы познания, способы духовного освоения мира, те. отличные от диалектики мировоззренческие и методологические установки. Одной из таких альтернатив диалектики является метафизика или метафизический метод мышления. В этом плане метафизика рассматривается как антидиалектика. В значении
    «антидиалектики» термин метафизика ввел в философию в XIX в. Георг Гегель. Альтернативность диалектики и метафизики как двух концепций развития и методов познания состоит (схема 7.9): а в понимании связей предметов и явлений Диалектика признает взаимосвязь и взаимообусловленность явлений, для метафизики характерно разъединение, размежевание отдельных элементов, свойств предметов и явлений друг от друга и их осмысление как изолированных. Вследствие этого в метафизике отражаются лишь непосредственные, внешне очевидные взаимосвязи, в то время как глубинные, внутренние остаются без внимания б в понимании источника и движуща сил развития Диалектика усматривает источник движения и развития во внутренних противоречиях вещей и явлений, в единстве и противодействии противоположностей. Метафизика отрицает внутренний источник развития — саморазвитие. Причину развития природы и общества она видит в каком-то внешнем толчке, те. находит ее вне самих предметов и явлений в в понимании характера развития, механизма перехода от старого к новому качеству Сточки зрения диалектики, таким механизмом является единство постепенного, количественного и скачкообразного, качественного развития. Метафизика рас) в категориях диалектики сковдентрированы опыт идея тельность многих поколений человеческого общества. Без понятий и категорий, в которых находят свое отражение результаты познания, самопознание сегодня было бы невозможно
    3) особенностями категорий диалектики являются объективность, определенность, связь с практикой, историчность, изменчивость и т . п.
    РАЗДЕЛ 7.
    Философия развития Схема 7.9. Противоположность диалектики и метафизики сматривает развитие или как скачок качества, или только как простое, количественное возрастание одного итого же, только как уменьшение или увеличение, как повторение одних и тех же состояний
    г в понимании направленности развития происходит развитие всего сущего по прямой, по кругу или каким-то другим путем Диалектика, как известно, исходит из того, что развитие происходит по спирали, поскольку в процессе развития есть повторы, возвращение назад, воспроизведение того, что было, нона высшей основе. Метафизика и здесь занимает одностороннюю позицию, абсолютизирует или всеобщий подъем, или всеобщий упадок (регресс, или круговой, застойный характер всякого развития, тем самым фактически отрицая его д в понимании метода познания Сточки зрения диалектики, чтобы познать предмет, необходимо охватить, изучить все его стороны, связи и опосредования. Нужно рассматривать предмет в развитии, самодвижении, изменении. Для метафизики характерна односторонность, абсолютизация, прямолинейность, схематизация познаваемого объекта. Итак метафизика — это такое понимание мира и такой способ мышления, при котором игнорируются или упрощенно рассматриваются взаимосвязи и взаимодействия явлений и предметов, а процесс развития трактуется прежде всего как количественное увеличение объектов без их качественного изменения. Одним из проявлений метафизического способа мышления, которому свойственна подмена анализа живой действительности закостенелыми, неизменными формулами, является догматизм от греч dogma — положение, принимаемое некритически, вот рыве от практики. Это способ усвоения и применения знаний, в котором то или иное учение или положение воспринимается как законченная вечная истина, как догма, применяемая без учета конкретных условий жизни. Догматизм исходит из неизменных, рази навсегда данных формул, знаний, которые не могут обогащаться в процессе развития познания. Раз есть определенная истина, то она в соответствии с догматизмом верна для любого случая, для любых условий развития. Известно, какую злую шутку сыграл догматизм с физикой на рубеже XIX и XX столетий, когда она столкнулась с принципиально новой естественнонаучной картиной мира, но продолжала цепляться за классическую механику, с позиций которой новую картину мира понять было невозможно. Большой вред догматические стереотипы наносят сегодня, когда кое-кто пытается сих помощью объяснить сложные процессы социально-политической жизни с позиций вчерашнего дня.
    РАЗДЕЛ 7.
    Философия развития Противоположностью догматизму является релятивизм (от лат relativus — относительный. Релятивизм исходит из тезиса о постоянной изменчивости действительности и отрицает устойчивость вещей и явлений. Если догматизм основывается на преувеличении значения абсолютной истины, игнорируя момент ее конкретности, то релятивизм, наоборот, преувеличивает значение относительной истины, отвергая момент ее абсолютности. Конечно, здесь релятивизм выступает как разновидность метафизического толкования истины. Итак, релятивизм имеет непосредственное отношение к диалектике как теории познания ив этом он — ее альтернатива. Альтернативой диалектики является также софистика поскольку она выступает как разновидность метафизики. Софистика (от греч sophismal — утверждение, основанное на преднамеренном нарушении законов логики) проявляется в форме аргументации, которая основана на субъективистском толковании фактов, событий ради сохранения существующих теоретических положений или оправдания существующего порядка вещей. В своих построениях софистика использует различные логические ошибки, подмену понятий, неверные формы выводов, атак же языковые ухищрения, многозначность понятий. Распространенным видом софистики является манипулирование фактами, с помощью которого можно доказать что угодно. В наше время софистика широко используется для того, чтобы доказать, что в истории советского общества вообще нет ни единого светлого пятна, а есть лишь ошибки. Метафизичность такого подхода очевидна, ведь подобный подход односторонний, а значит антидиа­
    лектический. Критикуя софистику, следует иметь ввиду, что в истории развития науки она сыграла и положительную роль, содействуя становлению научной критики устаревших положений сознания. В процессе познания метафизика нередко проявляется ив форме эклектики Эклектика (от греч eklego — выбираю) — это механическое объединение водном учении разнородных, несовместимых элементов, которые беспринципно заимствованы из противоположных концепций использование и подтасовка с определенной тенденциозной целью вырванных из контекста фактов, формулировок, цитат и т. п. Эклектика — это, образно говоря, смесь, поэтому она не является ни теорией развития, ни
    теорией познания, ни методом, ни мировоззрением. Опасность эклектики состоит в том, что она нередко маскируется под диалектику. Мы дали краткую характеристику традиционным (классическим) альтернативам диалектики. Нов в. возник целый спектр неклассических концепций диалектики. К ним относятся а) трагическая диалектика. Ее автор французский философ
    Раймон Арон (1905—1983), анализируя диалектику современной эпохи в книге с характерным названием Разочарование в прогрессе, приходит к выводу о том, что современное общество неспособно использовать прогресс в интересах человечества б диалектическая теология, или теология кризиса Авторами ее были швейцарский протестантский теологи философ Карл
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   33


    написать администратору сайта