Главная страница

Данильян_Тараненко_Философия. Учебник москва эксмо 2005


Скачать 7.94 Mb.
НазваниеУчебник москва эксмо 2005
АнкорДанильян_Тараненко_Философия.pdf
Дата20.09.2017
Размер7.94 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаДанильян_Тараненко_Философия.pdf
ТипУчебник
#8855
страница25 из 33
1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   ...   33
Конвенционализм. Элементы конвенционализма свойственны философии науки, или позитивной философии. Ее сторонники Карл Поппер, Томас Кун, Имре Лакатос, Пауль Фейерабенд и другие считают, что вся наука имеет определенный конвенциональный характер, те. характер определенного согласования, договора между учеными. Это относится и к науке о человеке. Жизнь человека и его поведение обусловлены нормами, которые являются следствием конвенций (соглашений) между учеными, произвольно принятыми в обществах различного типа. Такие нормы можно описывать и конструировать, но вряд ли стоит давать им сравнительную оценку. Социологизм Это вульгарно-материалистическая концепция. Она, как и предыдущая, игнорирует природную основу человека. Представители этой концепции не замечают его «надсоциаль-
РАЗДЕЛ 12. Человек как предмет философского анализа ной, духовной сущности. Отсюда берет свое начало известный тезис о формировании нового человека, согласно которому при определенных социальных обстоятельствах из человека можно вылепить все что угодно, а совершенствование человека зависит только от совершенствования общества.
Панлогизм. Сторонники этой концепции считают, что существует мировая логика, или мировой разум. Законы логики мышления) являются универсальными закономерностями становления мира. Человек — это средство воплощения в жизнь замыслов мирового разума. Высшая честь для человека — быть сознательным орудием в реализации этой цели. Социологический дуализм В современной антропологии вариантом социологического дуализма является учение Зигмунда
Фрейда. Человеческую психику он рассматривал как сложное явление, в содержание которого входят бессознательное (сфера вытесненных аффективных взглядов, подсознательное (выполняет функции цензуры, которая выборочно пропускает в сознание то, что для нее приемлемо) и сознательное (сфера знаний о себе самом и о внешней среде. Основную же ее массу составляют заряженные огромной энергией бессознательные психические импульсы активности людей. Эти динамичные источники инстинктивного заряда мотивационной энергии несдерживаемы и аморальны, а также полностью иррациональны по своей природе. Именно они, а не разум, не сознание являются главными стимулами поведения и деятельности человека — вот главный вывод
З.Фрейда. Третья группа современных концепций человека — спиритуализм (от лат spiritualis —
духовный. Она объединяет в себе взгляды, согласно которым в основе сущности человека лежит его внутренний духовный мир (бескорыстный поиск истины, способность к моральному выбору, к переживанию прекрасного, к творчеству наличие свободы воли и глубинного самосознания, и провозглашает первичность индивидуального Я как духовного стержня личности. К этой группе принадлежат такие течения. Субъективный антропологизм Его формы очень личны. Наиболее влиятельной является экзистенциализм Карл Ясперс, Мартин Хайдеггер, Жан-Поль Сартр, Альберт Камю, Габриэль Марсель Представители экзистенциализма считали, что нет заданной человеческой природы, никакая внешняя сила, кроме данного индивида, не может за него осуществить превращение в человека. И именно он несет ответственность, если превращение это таки не произошло. Человек является своего рода проектом, который живет, реализуется или не реализуется, и процесс обретения человеческой сущности продолжается всю жизнь, не теряя остроты, напряжения, драматизма. Свободный выбор индивида — его судьба, ответственность и его трагедия. Антропологический материализм апеллирует к чувственности. Человек — универсальное существо, которому свойственны чувства, разум и воля. И этой универсальностью он отличается от других живых существ. Важным для данного учения является так называемый «туизм», те. понимание человека как существа, связанного с другим, себе подобным существом. Человеческая сущность выражается только в общении, единении человека с человеком, в единстве, которое лишь опирается на реальность отличия между Я и Ты. Антропологизму недостает исторического взгляда на человека, поэтому он имеет абстрактный характер. Религиозный антропологизм Его содержание раскрывается в следующих положениях. Человек есть существо-двойник: он содержит в себе и божественное начало, и природное бытие, но ни темни другим не определяется полностью. Божественное начало освобождает человека от природной зависимости, а природа, в свою очередь, делает человека свободным относительно божества. Человек получает свободу только ценой полного покорения Богу. Счастье человека невозможно без веры в Бога. А его назначение — свободное совершенствование мира на пути к идеалу, данному Богом. Спиритуалистический дуализм Эта концепция трактует человека в космическом понимании. Человек — средство космической эволюции, точка пересечения мировых потоков. Только через космическую эволюцию, благодаря ряду космических превращений человеческая личность приобщается к абсолютному бытию. Приобщение, по мнению сторонников этой концепции, наблюдается благодаря наличию у человека особых, сверхъестественных свойств, сих помощью становится реальностью общение с якобы существующим миром духов. Космическая эволюция, в свою очередь, функционирует только благодаря деянию Бога, ив тоже время Бог является всего лишь моментом космической эволюции.
РАЗДЕЛ 12. Человек как предмет философского анализа Таково краткое содержание современных концепций человека. Они содержат в себе как позитивные, таки негативные моменты. К позитивным следует отнести а) конкретно-научное направление исследования человека б) объективность научных исследований в) утверждение принципиального значения основных факторов существования человека. Но негативные моменты односторонних подходов, особенно на современном этапе научного познания человека, причиняют больший вред его объективно-научному изучению. К таковым можно отнести прежде всего односторонность биологизаторско- го, социологизаторского и спиритуалистического подходов, разрывающих целостность изучения человека, что приводит к абсолютизации одной из сторон из составных частей человеческой сущности. Известно, что человека невозможно познать, если подходить к нему как к автономному организму, существующему независимо от природы и общества. Он является природными социальным, потому что одновременно — продукт природы и общества и их главное действующее лицо. Задача состоит в том, чтобы синтезировать позитивный философский опыт исследования человека. Как же возник человек Откуда он берет свое начало Эти вопросы чрезвычайно сложны. Несмотря на достаточно широкую систему исследований, проблему происхождения человека, впрочем, как и возникновения жизни на Земле, нельзя считать разрешенной. Собственно говоря, сегодня не существует убедительной теории, которая была бы подкреплена бесспорными фактами и могла объяснить предысторию человечества. Размышления поэтому поводу можно классифицировать как гипотезы. Чаще всего выделяют три гипотезы религиозную, космическую, эволюционную. Религиозная (теологическая) гипотеза происхождения человека основана на библейских историях о создании Богом мира и человека, о грехопадении Адама и Евы, о Всемирном потопе, о том, что завещал Бог людям, и регламентации жизнедеятельности человека, изложенной в его заповедях. Обратим внимание на то, что в Библии сказано человек создан из праха земного ведь это можно прочесть итак он имеет земную природу, а не занесен на Землю из Космоса.
ЧАСТЬ III. Социальная философия кв й ' Космическая гипотеза происхождения человека основана на предположении о том, что жизнь привнесена на Землю из Космоса, в том числе в ее цивилизованных проявлениях. Под Космосом здесь имеется ввиду Вселенная, находящаяся за пределами нашей планетарной среды. Разновидностью космической гипотезы является предположение о том, что жизнь на Землю могла быть занесена космической пылью через атмосферу, которая благодаря благоприятным условиям географии и биологии планеты превратилась в современные формы живого. Еще есть предположение о существовании внеземных цивилизаций, уровень развития которых позволяет преодолевать космическое пространство и время. Они былина Земле, оставили своих представителей, которые со временем превратились в землян и достигли нынешнего цивилизованного развития. Однако все эти предположения остаются гипотезами, так как не имеют экспериментально-практиче­
ского подтверждения. Эволюционная гипотеза происхождения жизни и человека появилась во второй половине X I X в. Сначала Чарльз Дарвин

(1809—1882) предложил описание биологической предыстории человека, создав теорию естественного отбора. В соответствии с этой теорией, под воздействием естественных факторов отбора, вследствие потребности адаптации к среде Homo sapiens возник как прямое следствие эволюционного совершенствования живых существ. Затем Льюис Морган (1818—1881) исследовал процесс становления человеческого общества и человека как общественного существа. Он дал такую картину поэтапного становления человечества
1) стадия австралопитеков (обезьянолюдей), способных к деятельности с помощью орудий (3—2 млн. лет дон. э
2) стадия питекантропов — период начальных производственных отношений (2 млн. — 200 тыс. лет дон. э
3) стадия неандертальцев, которым присущи развитие языка как средства обмена информацией, формирование логико-поня­
тийной формы отражения действительности (от 200 тыс. до 40 тыс. лет дон. э
4) начало стадии человека современного типа (кроманьонца, связанной с развитием предметного сознания, родовой общности, частного хозяйства. На основе этих исследований Фридрих Энгельс (1820—1895) выдвинул теорию происхождения человека и общества. Он утвер-
РАЗДЕЛ 12. Человек как предмет философского анализа ждал, что решающую роль в этом процессе сыграл труд как целенаправленная деятельность. Начальный труд привел к тому, что а) организм предков человека начал приспосабливаться не только к условиям среды, но и к трудовой деятельности. В процессе продолжительного освоения трудовых операций у человеческого существа появилась прямая походка, произошла дифференциация функций передних и задних конечностей, развились руки, головной мозг б) труд, который был совместной деятельностью, обусловил появление и развитие различных видов общения, членораздельного языка как средства общения и передачи трудового и социального опыта в) благодаря трудовой деятельности сложились производственные отношения. Люди не могут производить материальные блага, не объединившись. На основе производственных отношений появились разнообразные идеологические отношения, формы общественного сознания и соответствующие учреждения и организации. Это означало, что сформировалось человеческое общество. Эта схема в определенной мере удовлетворяет научную любознательность, хотя, без сомнения, требует уточнений и является открытой для новых выводов антропологов, археологов, историков и других специалистов.
§ 2. Сущность человека и смысл его жизни Теперь перейдем к рассмотрению понятия сущность человека. И здесь следует вспомнить, что такое сущность вообще. Категория сущность соотносится с категорией явление. Обе выражают моменты, уровни движения познания двух различных, но взаимосвязанных сторон действительности. Категория явление отражает внешние свойства, процессы, связи предмета, которые даются познанию непосредственно в форме живого созерцания. Категория сущность выражает главное, основное, определяющее в предмете — то, что обусловлено глубинными, необходимыми, внутренними связями и тенденциями развития и познается на уровне теоретического мышления. Сущность всегда выступает как внутреннее содержание явлений, скрытое от непосредственного восприятия. Сущность неоднозначна. В зависимости от глубины познания она может быть первого уровня, второго уровня и т. д. Это положение применимо и к анализу сущности человека. Процесс его познания начинается с явления, те. чувственного воспри-
ЧАСТЬ Ш. Социальная философия
тиииыииш
ятия конкретных индивидов, реальной жизнедеятельности людей. Далее познается то общее, совместное, что определяет их существование и развитие, — те. сущность. В человеке условно выделяют сущность пяти уровней Рассмотрим их. Прежде чем перейти к характеристике этих уровней, необходимо выяснить, во-первых, что общего между человеком как живым существом и миром, и, во-вторых, определить то главное, что отличает человека от животного. Общего между человеком и миром всего живого очень много. Но главное то, что и для человека, и для всего живого исходным импульсом жизнедеятельности является потребность Потребность — это состояние живого как открытой сложной системы, обусловленное нарушением внутреннего равновесия организма, направляющее и побуждающее к действиям по восстановлению этого равновесия Безусловно, потребности животных и людей неодинаковы. Потребности животных, которые являются сугубо биологическими, возникают на основе инстинктов и условных рефлексов и довольствуются предметами, данными природой в готовом виде. Потребности генетически обуславливают активность животных. Возникновение и удовлетворение человеком потребностей имеет более сложный характер. Благодаря сознанию человек высвечивает объект потребности. От эмоционального момента происходит переход к рациональному — поиску путей реализации стремления, разрешения противоречия между имеющимися в наличии и необходимыми условиями жизнедеятельности. Это противоречие разрешается с помощью целенаправленной деятельности. Необходимо подчеркнуть, что человеческая деятельность не тождественна активности биологических систем. Активность является отражением биологической эволюции и функцией определенных нервно-психологических систем организма, те. биологическая активность однозначно детерминирована генами, инстинктами, рефлексами (миграция птиц, охота хищников. Деятельность человека имеет творческий характер, это поиск наиболее эффективных путей достижения целей и удовлетворения своих потребностей. Человеческая деятельность — это
1) принципиально новый, свойственный только человеку способ взаимодействия с природной средой, который состоит в создании человеком условий своего существования в связи стем, что он не находит их готовыми в природе
РАЗДЕЛ 12. Человек как предмет философского анализа Схема 12.2. Сущность человека
2) особый способ существования и развития самого человека, его жизненных сил и способностей
3) особое свойство и способность человека, специфический вид и форма его жизненной активности, существенно отличающиеся от всех процессов тем, что человек целесообразно изменяет и превращает мир посредством освоения и развития имеющихся в наличии форм культуры. Таким образом, человеческую деятельность можно определить так деятельность — это сущностная определенность способа бытия человека в мире, способность его вносить в действительность изменения, опосредованные идеальным Человеческая деятельность, как и активность животного, осуществляется ради потребности. Потребность и деятельность — это то, что сближает человека с миром живого. Именно в этом состоит сущность человека как сущность первого порядка. Человек как живое существо, часть природы, удовлетворяет свои потребности за счет природной среды. Это можно показать наглядно Пж. —> Д —> П — потребность жизненная (Пж.) удовлетворяется деятельностью (Д, которая порождает новую потребность (П) (схема 12.2).
ЧАСТЬ III. Социальная философия На этой формуле будут строиться наши дальнейшие рассуждения. Дело в том, что, каких бы высот ни достиг человек, его жизнедеятельность в наиболее общем виде всегда найдет свое проявление в деятельности. Сущность человека первого уровня не раскрывает специфику его жизнедеятельности, его качественное отличие от жизнедеятельности животных. Нам же необходимо установить границу, за которой человек собственно становится человеком. Началом перехода от животного к человеку некоторые ученые считают изготовление простейших орудий труда. Но, конечно, трудно согласиться с такой точкой зрения, поскольку у животных можно наблюдать элементы примитивного труда. Где же тогда это начало Настоящим человеческим началом следует считать превращение труда в главное условие бытия человека, когда труд стал особой потребностью, без удовлетворения которой невозможна сама жизнь. Такое понимание труда характерно для многих философских систем, в частности для материалистической традиции. Так, Фридрих Энгельс в своей работе Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека сделал вывод о том, что виз вестном смысле труд создал человека. Прямохождение изменило анатомию предчеловека, освободило отхождения передние конечности, вследствие чего он научился сих помощью постепенно, шаг за шагом, изготавливать орудия труда, те. труд для человека стал источником и средством выделения из природы. Человек свои потребности стал удовлетворять непутем приспособления к природе, как животные, а посредством материаль­
но-производственной деятельности. Под влиянием нового образа жизнедеятельности произошло изменение потребностей. Даже биологические потребности человека (веде, воде и т. п) существенно отличаются по способу удовлетворения от соответствующих потребностей животных. Таким образом, можно сделать вывод, что человек — существо деятельное, ведь он изготавливает средства для существования, а это характеризует его как существо более высокого уровня по сравнению с другими. Поэтому сущность человека второго уровня заключается в том, что жизненная потребность опосреду­
ется потребностью в орудиях труда (Пота потребность вору диях труда можно удовлетворить только через деятельность как труд (Дт.). Но труд, возникший как следствие и средство, превращается в причину для создания новой потребности. А эта новая
РАЗДЕЛ 12. Человек как предмет философского анализа потребность объединяет в себе и совершенствует и жизненную потребность, и потребность в новом орудии труда (на схеме
Пж. -» Пот. -> Дт. —> Пж., от. В сущности человека второго уровня акцентируется внимание на том, что человек — деятельное существо, ведь он производит средства для существования.
I Мы установили, что человек — не только живое, но идея тельное существо. Однако сущность человека заключается ив том, что его труд требует труда других людей. Они могут осуществлять производство только совместно, вступая в качественно новые, по сравнению с животным миром, взаимосвязи и связи с природой. Определяющими в системе общественных отношений являются производственные отношения. Но, кроме них, в эту систему входят еще, например, брачно-семейные, бытовые, межличностные отношения, отношения между личностью и обществом и др. Посредством общественных отношений налаживаются и осмысливаются необходимые для деятельности связи, обмен информацией, закрепление приобретенного опыта, передача его из поколения в поколение. Вступая в общественные отношения, люди и физически, и духовно создают друг друга, те. формируют и воспроизводят качественное своеобразие своей жизни как общественной. Благодаря общественным отношениям происходит взаимовлияние и взаимодействие индивидов, появляется и формируется общность взглядов, мыслей, настроений, достигается взаимопонимание, осуществляется передача и усвоение привычек, появляется сплоченность и солидарность. Без этих отношений человек просто не может существовать. Поэтому для человека важно не только удовлетворять жизненные потребности, но и иметь систему общественных отношений. Воссоздание этих отношений впоследствии становится особой потребностью жизнедеятельности людей и превращается в относительно самостоятельную сферу жизнедеятельности. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что возникновение и развитие общественных отношений в большой степени влияет на формирование человека. А это дает нам право утверждать, что становление человека как бы углубляется, продвигаясь от сущности второго уровня к сущности третьего уровня. Условно этот процесс можно сформулировать так жизненная потребность, опосредованная потребностью в орудиях труда идея тельностью как труда, обуславливает потребность в общественных отношениях (По.о.) и деятельности по их воспроизводству
ЧАСТЬ 111.
Социальная философия Схема 12.3. Типы поведения
(Дв.о.), а это ведет к рождению новой потребности, которая включает в себя потребности жизненные, потребности в орудиях труда и общественных отношениях (на схеме Пж. —> Пот. —> Дт.
—> По.о. -> м Дв.в. —> Пж., от, о.о.). Из этого следует, что человек — общественное существо, которое общается с себе подобными существами. Следовательно, мы установили, что человек — деятельное, общественное существо. Но и этого мало для раскрытия его сущности. Необходимо обратить внимание еще на такое обстоятельство. Появление материального производства и системы общественных отношений обусловило потребность в новом типе поведения. Поведение — это внешнее проявление деятельности, система действий биологического индивида, направленная на поддержание своего существования (схема 12.3). Животный тип поведения характеризуется тем, что потребности удовлетворяются здесь путем приспосабливания к природе и сбора продуктов природы, он основан на системе условных и безусловных рефлексов, инстинктах. Животные взаимодействуют с природной средой прямо, не опосредованно. Для человека такой тип поведения стал недостаточным вот почему. Отношения человека с природой и удовлетворение его жизнедеятельности
РАЗДЕЛ 12. Человек как предмет философского анализа опосредованы социальными условиями, те. процессом производства и системой общественных отношений. Сих помощью человек не приспосабливается к среде, а изменяет ее. Усложнение взаимосвязей между обществом и природой породило необходимость осознания человеком опосредования своей жизнедеятельности социальными условиями. Появляется речь как средство общения с другими людьми. Зависимость жизнедеятельности человека от социальных условий вызвала к жизни такой феномен, как интерес (от лат.
interest — то, что имеет значение Интерес — это способ отношения человека к необходимым условиям существования и развития, который выражается в стремлении создавать и использовать эти условия Если потребности ориентируют человека на объект их удовлетворения, то интерес ориентирует человека нате условия, которые обеспечивают возможность поиска объекта и определяют способ удовлетворения потребности. Осознание людьми своего отношения к природе и социальным условиям жизни сквозь призму интересов находит свое выражение в целях Цель — это идеализированная потребность человека, которая нашла свой предмет это такой субъективный образ предмета деятельности, в идеальной форме которого предполагается результат деятельности человека Цели формируются на базе совокупного опыта человечества и поднимаются к высшим формам своего проявления в виде социальных, этических, эстетических и других идеалов. Способность к целеустремлению — специфически человеческая способность, которая является кардинальной характеристикой сознания. Постановка целей и их реализация приобретают относительно самостоятельную сферу жизнедеятельности, сферу, которая, с одной стороны, предстает как результат предыдущей жизнедеятельности, ас другой — как его предпосылка. На этой основе можно сделать вывод, что сущность человека четвертого уровня заключается в том, что его жизнедеятельность является процессом сознательной, целесообразной деятельности, направленной на осознание индивидом своего отношения к миру и к себе, на познание и изменение мира для обеспечения своего существования процессом, в котором создание и постановка новых целей становится особой социальной потребностью. Этот порядок сущности человека проявляет себя в диалектике потребностей, в целях (Пц.) и деятельности по ее реализации (Др.ц.). А новая потребность включает в себя все преды-
ЧАСТЬ III. Социальная философия
дущие (на схеме Пж, -> Пот. -> Дт. -» По.о. -» Дв.о. —>Пц. —>
Др.ц. —> Пж., от, о.о., ц. В сущности человека четвертого уровня акцентируется внимание на том, что человек — мыслящее существо, ибо сознательно относится к своему бытию, познает мир. Но человеческая мысль не только отражает непосредственно существующее, а может и отрываться от него. В сознании человека возникают и правильные, верные, и вероятные представления. Мысль движется как по готовым шаблонам, таки прокладывает новые пути, разрушая старые нормы. Ей присуща способность к новаторству, творчеству. Творческая активность сознания тесно связана с такой категорией, как свобода — способность принимать решения в рамках возможного. Творчество невозможно там, где свобода зажата в своих проявлениях. Сознательная свободная деятельность — это способ самореализации человека. Свобода расширяет возможности творческого влияния на окружающий мири на самого себя. Это положение приводит нас к пониманию сущности человека пятого уровня. На этом уровне у человека появляется новая потребность — потребность в свободе и творческой деятельности. Следовательно, сущность человека пятого уровня заключается в том, что его жизнедеятельность является процессом свободного творческого воздействия на окружающий мири на самого человека для обеспечения своего существования, функционирования и развития процессом, в котором потребность свободы Пс) — необходимое условие жизнедеятельности. Этот процесс реализуется в диалектике свободы и творческой деятельности
(Дтв.). Предыдущая диалектика потребностей и деятельности обуславливает потребности в свободе и деятельности как творчестве. А это ведет к рождению новой потребности, которая объединяет в себе все предыдущие (на схеме Пж. —> Пот. -> Дт. —>
По.о. —> Дв.о. -> Пц. -> Др.ц. —> Пс Дтв. -» Пж., от, о.о, ц, с ) . Таким образом, мы рассмотрели в человеке сущности пяти уровней. Они представляют собой различные стороны единого взаимосвязанного процесса. В своем единстве они характеризуют человека как внутреннюю структурируемую целостную систему, составляющую основу его бытия и определяющую его качественные отличия от всего живого. Следовательно человек — живое существо, имеющее определенные потребности, удовлетворяющее их в
РАЗДЕЛ 12. Человек как предмет философского анализа процессе производства благодаря общению и способности сознательно, целеустремленно изменять мир, самого себя. Важным аспектом философского осмысления человека является учет его природного движения по замкнутому кругу рождение — жизнь — смерть. С давних времен человек пытался как-то постичь этот вечный круговорот жизни. В чем смысл природного процесса рождения, развития, зрелости, старения и смерти человека, да и любого другого организма Этот вопрос возникает как потребность оправдать свое присутствие на Земле, свою судьбу и назначение. Найдя такое оправдание, человек может смириться с мыслью оконечности индивидуального бытия. Тайна человеческого существования заключается не в том, чтобы только жить, а в том, как и для чего (или для кого) жить. Итак в чем заключается смысл жизни Смысл жизни — это понятие, которое отражает постоянное и динамичное стремление человека соотносить свои поступки с системой общественных ценностей, с высшим благом, чтобы таким образом получить возможность оправдать себя в собственных глазах, перед лицом других людей или перед каким-либо авторитетом, Богом. Иными словами — это объяснение себе и другим, для чего живешь. Смысл жизни каждого человека уникален и неповторим, как и его жизнь. Человек всегда свободен в своем выборе ив его реализации. Но свободу нельзя отождествлять со своеволием. Ее стоит воспринимать сточки зрения ответственности. Человек отвечает за правильно найденный и реализованный смысл своей жизни, жизненных ситуаций, в которые он попадает. Человек должен следовать своему призванию, в котором жизнь обретает смысл. Почувствовать и найти свое призвание человеку помогают самопознание, ответственность за реализацию своего предназначения, которая на Земле помогает согласовать универсальные жизненные ценности с конкретными жизненными ситуациями. Сточки зрения содержания высшего блага выделяют следующие типы обоснования смысла жизни (схема 12.4): гедонизм, аскетизм, эвдемонизм, корпоративизм, прагматизм, пер- фекционализм, гуманизм. Представители гедонизма целью жизни и ее наивысшим благом считают наслаждение. Представители аскетизма наоборот, смысл жизни видят в крайнем ограничении потребностей челове-
ЧАСТЬ III. Социальная философия
| Схема 12.4. Типы обоснования смысла жизни
1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   ...   33


написать администратору сайта