Главная страница

Данильян_Тараненко_Философия. Учебник москва эксмо 2005


Скачать 7.94 Mb.
НазваниеУчебник москва эксмо 2005
АнкорДанильян_Тараненко_Философия.pdf
Дата20.09.2017
Размер7.94 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаДанильян_Тараненко_Философия.pdf
ТипУчебник
#8855
страница24 из 33
1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   33
2
Князева Е Н . , Курдюмов С. П Синергетика как новое мировидеиие: Диалог с И. Пригожиным // Вопросы философии. — 1992 — № 1,2.— С . 9.
ЕВЯШ мыслью И. Пригожина, что неустойчивость может выступать условием стабильного и динамического развития. Только системы, далекие от равновесия. способны спонтанно организовывать себя и развиваться. Стало быть, без неустойчивости нет развития. Предполагается, что чрезмерная неустойчивость присуща не всей системе, а локализована в части, обеспечивающей саморазвитие
2
С позиции нелинейной термодинамики устойчивость стационарного состояния системы может быть нарушена только наста диях, содержащих автокаталитические петли (где продукт реакции участвует в синтезе самого себя. Такие стадии (на языке социальной философии — структурные сдвиги макроуровня) индуцируются организацией (те. недостатками управления, регулирования социальных процессов, так как именно она (организация) в виде автокаталитичности способна периодически обретать неравновесиость, неустойчивость. Это, в свою очередь, предполагает, что какие-либо проводимые в обществе организации (реорганизации, которые обладают свойством амбивалентности, те. способностью как упорядочивать, таки усиливать хаос, должны проходить тщательную и разностороннюю экспертизу. Такая экспертиза призвана ставить заслон любым волюнтаристским вмешательствам в живую ткань социума, которые ведут не к повышению здоровой устойчивости социальной системы, а к усилению в ней неустойчивости — дисгармонических тенденций, диспропорций, возникновению субъективных противоречий, конфликтов. Центральное место в теории динамических систем, которая в последнее время все шире используется при анализе социальных и политических процессов, в том числе ив переходный период, занимают категории аттрактор и бифуркация. Под аттрактором (от лат attractio
— притяжение) в литературе, посвященной самоорганизующимся системам, подразумевается сила, направляющая развитие системы по определенной траектории (временной последовательности. В тоже время аттракторы не являются силами в классическом смысле этого слова, так каких действие, изменяющее динамические качества системы, распространяется на систему в целом, а также за пределы
ЧАСТЬ Ш. Социальная философия этой системы. При выходе системы за пределы определенных величин она с одного набора аттракторов переходит на другой, те. входит в новый динамический режим. В точке перехода системы от одного динамического режима на другой происходит бифуркация (от лат bifurcatio — раздвоение, разделение. Один из крупнейших специалистов поданной проблеме, автор книги Век бифуркации Эрвин Ласло, под бифуркацией понимает некую фундаментальную характеристику в поведении сложных систем, испытывающих высокие степени давления и напряжения. Под влиянием этих факторов системы переходят от динамического режима одного набора аттракторов, обычно более устойчивых и простых, к динамическому режиму набора более сложных и хаотических аттракторов. Процесс бифуркации, подчеркивает Ласло, показывает, что, когда система выталкивается за свой порог стабильности, она входит в фазу хаоса — необязательно фатального для нее это может быть и прелюдией к новому развитию. В жизнеспособных системах хаос отступает перед более высокими формами порядка. Однако отношение между докризисными послекризисным порядком никогда не бывает линейным — это не отношение просто причины и следствия. Развитие неравновесных систем, поскольку оно проходит через процесс бифуркации, является скачкообразными нелинейным. Раскрывая далее свою концепцию, Ласло делает важный вывод о том, что социальные, экономические и политические системы современности сложны, нестабильны и пути их развития должны рано или поздно бифуркировать. Причем бифуркации более четко выражены, происходят чаще и развиваются драматичнее, когда системы, их переживающие, близки к пороговым, предельным значениям своей стабильности, те. ведут опасный образ жизни. Причин перехода к такому пороговому, а затем и нестабильному, хаотическому состоянию может быть несколько во-первых, это воздействие недостаточно усвоенных или неудачно применяемых технических новшеств во-вторых, их могут спровоцировать и внутренние, и внешние социальные конфликты (войны, завоевания, революции, классовые и этнические коллизии в-третьих, явления нестабильности могут быть вызваны резким упадком социально-экономического порядка в данном обществе под воздействием нарастающих кризисов. В XX в. человечество пережило две крупнейшие волны бифуркации, первая из которых была вызвана деколонизацией стран Азии, Африки и Латинской Америки, а вторая — политикой гласности М.
Горбачева. Такие подходы современных философов к динамике социальных явлений особенно важны при рассмотрении процессов, характерных для переходных обществ. ВЫВОДЫ
1. Общество в широком смысле — это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей, основой которой является человеческий труд, общественное производство. В узком смысле — это определенный период человеческой истории.
2. Общество представляет собой сложнейшую из известных систем объективной реальности, которая охватывает совокупность социальных объектов и субъектов, их свойств и отношений, образующих целостный социальный организм.
3. Как один из элементов объективной действительности общество подчиняется всем общим закономерностям ее развития. Это с одной стороны. Ас другой — это особая, специфическая часть действительности, имеющая и свои собственные закономерности. Значит, познание общества, общественных явлений также имеет свою специфику. Контрольные вопросы

1. Какие теоретические модели общества существуют в социальной философии и чем они отличаются
2. Какие вызнаете методологические принципы познания общества
3. Какова структура общества как социальной системы
4. Поясните содержание основных понятий, раскрывающих характер структуры общества элемент, отношение, субъект, объект и др.
5. В чем состоит разница между понятиями деятельность, труд, производство
ЧАСТЬ 111.
Социальная философия
6. Охарактеризуйте основные закономерности развития современного общества.
7. Раскройте своеобразие основных сфер общественной жизни.
8. Что понимается под статикой общества и его динамикой
9. Определите основные понятия, раскрывающие динамику общества процесс, функционирование, изменение, развитие и др.
10. Раскройте содержание основных понятий, характеризующих социальные процессы в переходном обществе диссипатйвная структура, нестабильность, хаос, аттрактор, бифуркация и др. РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Васшъчук Ю.А. Эпоха НТР новые основы массового производства и общество // Полис. 1996. № 2.
2. Вебер М Избранные произведен В х ч. М, 1990.
3. Гоббс Т Левиафан // Соч В х т. М, 199J. Т. 2.
4. Дюркгейм Э. О Разделение общественного труда. Метод социологии. М, 1990.
5. Зотов А.В., Шевченко В.Н. Очерки социальной философии. М,
1994.
6. Поппер К Открытое общество и его враги В х т. М, 1994.
7. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре // Антология мировой философии В х т. М, 1970. Т. 2.
8. Ручка А.А., Танчер В.В. Очерки истории социологической мысли. Киев, 1992.
9. Сорокин П Человек. Цивилизация. Общество. М, 1992.
10. Энгельс Ф Происхождение семьи, частной собственности иго сударства // Маркс К, Энгельс Ф. Соч. Т. 21.
Раздел 12 ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА Проблема человека относится к числу вечных проблем философии С различного рода толкованиями сущности человека мы встречаемся практически во всех значительных философских произведениях Это убедительное свидетельство того, что вопросы понимания и изучения себя и себе подобных с давних времен были предметом постоянного внимания человека На протяжении веков расширялся круг практической деятельности человека, все новые сферы объективной действительности становились ареной этой деятельности, все полнее овладевал он законами действительности, учился использовать их в своей практике. И вместе стем перед человеком постоянно в той или иной форме возникали вопросы о сущности его бытия, о смысле жизни, о целях существования в этом мире, о системе жизненных ценностей и многие другие, требующие убедительных, четких ответов И человек настойчиво искал их. Исходя из того, что проблема человека чрезвычайно широка и сложна, сосредоточим в этом разделе внимание на том, как ставилась и решалась она в истории философской мысли, рассмотрим категорию сущность человека, вопросы его социализации и смысла жизни человека и человечества.
§ 1. Проблема человека вист ори и философии Один древний мудрец сказал для человека нет более интересного объекта, чем сам человек Что же есть человек На первый взгляд, этот вопрос кажется до смешного простым — кто не знает, что такое человек Но это мнение глубоко ошибочно Ведь человек является сложнейшим созданием природы, общества и самого себя Это и разум, и воля, и характер, и эмоции, и труд, и

ЧАСТЬ III. Социальная философия общение. Вот почему его изучают такие науки, как генетика, физиология, медицина, психология, социология, антропология и многие другие. Сегодня упомянутые науки объединены в систему комплексного обществоведения. Важное место в этой системе занимает и философия. Сформировалась даже специальная дисциплина — философская антропология — философское учение о человеке. Обсуждению проблемы философского понимания человека был посвящен X V I I I Всемирный философский конгресс, состоявшийся в середине 1988 г. в городе Брайтоне (Англия) и собравший почти 2 тысячи ученых из 70 стран мира. В комплексном обществоведении философия выполняет во-первых, мировоззренческую функцию, те. обосновывает сугубо философские проблемы о природе (сущности) человека, его происхождении, о смысле жизни, судьбе и назначении, о возможностях и границах его свободы и творчества во-вторых, методологическую функцию, те. создает оптимальную стратегию изучения и совершенствования человека. История познания человека свидетельствует о сложности и противоречивости данной проблемы. Каждая философская концепция (несмотря на определенные недостатки и историческую ограниченность) добавляла новые черты, открывала новые грани в познании человека. В философии Древней Греции господствовал космологизм в понимании человека. Философы Милетской школы утверждали человек содержит в себе все основные элементы стихии, космоса.
Демокрит подчеркивал в какой мере Вселенная является макро­
космосом, в такой же мере и человек является микрокосмосом. Во второй половине V в. дон. э. в Греции появились софисты. Они сохранили унаследованный от древней философии целостный взгляд на человека и видение его как части природы, но уже начали рассматривать его в условиях социокультурного бытия. Устами Протагора они провозгласили тезис Человек — мера всех вещей. Вслед за софистами проблему человека разрабатывал Сократ Он поставил ее в центр своей философии. Девизом Сократа стал призыв, который был вычеканен на вратах храма Аполлона в Дельфах: Человек, познай самого себя Ученик Сократа Платон различал в человеке бессмертную душу (проявление мира вечного и идеального) и тело (проявление всего временного и суетного.
РАЗДЕЛ 12. Человек как предмет философского анализа Иначе понимал природу человека Аристотель рассматривая его как политическое животное, вершину мировой иерархии с одной стороны, он внутренне связан с природой, ас другой — противостоит ей, поскольку в нем есть душа — причина и начало человеческого тела. Европейская средневековая философия опираясь на христианскую традицию, выдвигала на первый план религиозно-мораль­
ные проблемы человеческого существования, разрабатывала проблему соотношения между Богом и человеком. Что же главное в этом соотношении Важнейшим для человека является спасение, которое христианство понимает как восхождение несовершенной личности к совершенной — Богу. Понятие личности было введено Августином Блаженным Он подчеркивал, что Бог есть сама личность, персона (от лат. — persona). А значит и человек, созданный по образу и подобию Творца, тоже является личностью. Правда, вследствие грехопадения она утратила совершенство и целостность. Существенными составными, или ипостасью, личности являются воля, интеллект и память. Через них пролегают пути совершенствования человеческой души и единения ее с Богом. Оригинальность эпохи Возрождения состоит в отбрасывании каких-либо принципов ограничения земного развития человека. Бог сместился на периферию человеческой жизни. Человек оторвался от него и теперь верит в себя. На место Бога он ставит «че- ловекобога» (Федор Достоевский. Приобретая статус действительно богоподобного существа, человек становится главным предметом духовных поисков. Он ищет опоры прежде всего все бе, в своей душе и своем теле. Превыше всего он ставит своеобразие и уникальность индивидуума. Оригинальность и отличие от других выступают важнейшими проявлениями личности. Поэтому смысловым стержнем Ренессанса является преисполненная пафоса идея о самодостаточности и автономности личности, вера в ее безграничные творческие возможности. Ренессанс — это вместе взятые теория и практика гуманизма. Философия Нового времени считала истинно человеческим в человеке то, что делает его представителем всего человечества, поэтому сконцентрировала внимание на его всеобщей природе, социальной сущности, универсальности и т. п. Так, новоевропей­
ская философия X V I I в. особое внимание уделяла разуму как специфической особенности человека. Например Рене Декарт связывал сущность человека сего мышлением Мыслю — следова-
ЧАСТЬ III. Социальная философия
тельио, существую. Рационалистический подход к человеку объединялся у Декарта с натуралистическим он рассматривал человека как реальную связь бездушного и мертвого телесного механизма с разумной душой, которая обладает волей и мыслит. Много внимания проблеме человека уделяли и такие философы Нового времени, как Бенедикт Спиноза. Томас Гоббс, Дени Дидро,

Кпод Гельвеций, Жюльен Ламетри. Для немецкой классической философии определяющим являлось представление о человеке как субъекте духовной деятельности, который создает мир культуры и является носителем общего идеального начала, духа, разума Иммануил Кант подчеркивал моральный характер природы человека Иоганн Фихте — роль деятельности в жизни человека Георг Гегель — духовность Людвиг Фейербах — любовь к ближнему. Людвиг Фейербах рассматривал человека как природное существо, высшую ступень природного саморазвития. Чувства и сознание человека являются также природными явлениями. Поэтому он говорило человеке как о чем-то неизменном, абсолютном, а не как о конкретном историческом человеке. Исходным пунктом марксистского понимания человека является трактовка его как производной от общества, он — продукт и субъект общественно-практической деятельности. Сущностью человека Карл Маркс считал именно совокупность всех общественных отношений. Марксизм обосновал принципиальную незавершенность человека, его открытость миру, «незапрограмми­
рованность» рази навсегда его сущности. Человек самосоздает и саморазвивает себя в процессе исторической и культурной жизни. Марксизму принадлежит трудовая теория происхождения человека, которая анализирует механизм трансформации биологического в социальное. Вначале е в философии осуществился своеобразный антропологический поворот — проблема человека стала неотъемлемой частью исследований практически всех философских направлений, в частности и тех, которые раньше выводили ее за свои пределы. Появилось множество концепций человека. В зависимости оттого, что следует считать сугубо человеческим в человеке (природное, социальное или духовное, их условно объединили в три группы (схема 12.1). Первая группа — биологизаторские концепции. Доминирующей чертой этих концепций является представление о человеке как
РАЗДЕЛ 12. Человек как предмет философского анализа Схема 72 7. Философские концепции человека преимущественно природном существе, жизнь и поведение, индивидуальные и общественные качества, духовные качества которого обусловлены природными (биологическими) факторами. К таким концепциям относятся психологизм, натурализм, волюнтаризм, натуралистический дуализм. Психологизм. Здесь преувеличивается психологическая природа человека. Она рассматривается вне связи с конкретно-исто­
рической системой общественных отношений. Например, сторонник этого направления австрийский философ Альфред Щгоц утверждал, что люди по своей природе разные. Их необходимо рассматривать такими, какие они есть, не навязывая им один, общий для всех идеал. Натурализм пытался объяснить сущность человека законами природы (климатическими условиями, географической средой, биологическими и расовыми особенностями. Преувеличение роли природных факторов характерно для современного социо- биологизма. Его исповедовали такие известные ученые, как нобелевский лауреат Жан Моно (Франция, профессор Гарвардского университета Беррес Скжнер, австрийский физиолог, лауреат Нобелевской премии Конрад Лоренц и др. Совершенствование человека, сих точки зрения, сводится к совершенствованию его генетических начал.
ЧАСТЬ III. Социальная философия Волюнтаризм провозглашает первоосновой человеческого бытия волю. Как философская концепция волюнтаризм сформировался в трудах Артура Шопенгауэра, который провозглашал основой мира иррациональную свободу, недосягаемую для познания разумом. Его последователь Фридрих Ницше утверждал, что сущность человека — в неудержимой воле к власти. Воля к власти — основа права сильного, наиболее значимый критерий любого типа поведения. Именно ею должен руководствоваться настоящий человек. На этой основе Ницше провозгласил культ сверхчеловека. Натуралистический дуализм Сюда относятся религиозные учения, согласно которым человек состоит из двух уровней, обеспечивающих его существование в двух разных мирах — материальном и духовном. Например, в таком учении, как индуизм, души выступают самостоятельными сущностями по отношению к своим телесным оболочкам. Они способны после смерти переходить из одной оболочки в другую. Этот переход (реинкарнация) связывается с общим законом (кармой, который по совокупности добрых и плохих поступков определяет будущую судьбу человека. Вторая группа — социологизаторские концепции Они игнорируют природно-биологические факторы человеческого существования, которым отводится роль только предпосылки социальной жизни и которые не оказывают никакого влияния на особенности поведения, интеллект, творческие способности, социальные ориентации человека. К таким концепциям относятся
1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   33


написать администратору сайта