Главная страница
Навигация по странице:

  • Духовная жизнь общества и культура

  • Персоналистический онтологизм.

  • Данильян_Тараненко_Философия. Учебник москва эксмо 2005


    Скачать 7.94 Mb.
    НазваниеУчебник москва эксмо 2005
    АнкорДанильян_Тараненко_Философия.pdf
    Дата20.09.2017
    Размер7.94 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаДанильян_Тараненко_Философия.pdf
    ТипУчебник
    #8855
    страница27 из 33
    1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   ...   33
    § 2. Культура как специфическая социальная реальность Термин культура является одним из наиболее распространенных в философии. Он употребляется в политическом лексиконе и публицистике, в области духовной жизни ив быту, при анализе художественных явлений ив философских исследованиях. Специалисты занимают разные, нередко противоположные позиции относительно содержания этого термина. Первые его определения относят кг. и связывают с именем английского ученого Эдуарда Тейлора В е годы XX в. американские культурологи Анри Кребер и Антоне Клакхом насчитали 164 определения понятия культуры и приблизительно 100 попыток теоретического обоснования культуры. Через 20 лет французский культуролог Анри Моль приводил уже 250 вариантов определений культуры. В современной философии их около 500. Это обстоятельство свидетельствует о пристальном внимании исследователей к проблемам, связанным с культурой, а заодно и об отсутствии среди них согласия относительно трактовки ее проблем.
    Этимологически термин культура происходит от латинского слова cultivire — обрабатывать, возделывать, усовершенствовать, улучшать. Поначалу оно и означало обработка почвы, ее культивирование. Отсюда — «агрокультура». Позднее слово культура приобрело более обобщенное значение это все, что создано человечеством, те. вторая природа, надстроенная над природой естественной. В этом плане культуру и все разнообразие относящегося к ней противопоставляют природе, составные части которой имеют естественное происхождение, не созданы человеком и не могут быть созданы им. Итак, слово культура формировалось в прямой оппозиции к слову натура. И такое
    РАЗДЕЛ 14. Духовная жизнь общества и культура понимание культуры на обыденном уровне сознания остается поныне. Но оно требует важных уточнений.
    Во-первых, недостаток приведенного определения состоит в том, что далеко не все созданное человеком можно отнести к культуре. Замена стрелы огнестрельным оружием или изобретение газовой камеры для уничтожения людей не может быть культурой. Ведь в этом понятии должен присутствовать ценностный критерий. Что это за критерий Что такое ценность Содержание этого слова очень простое и целиком отвечает самому термину ценность — это все то, что люди ценят. Но смысл его надо уточнить. И сделать это лучше всего с помощью понятия значимость — более широкого, чем ценность. Оно включает в себя не только явления полезные, но и вредные. Войны, преступления, болезни очень значимы для общества и личности, но никто эти явления не называет ценностями. Ценность — это положительная значимость. Таким образом, культура — это совокупность созданных человеком ценностей. Мир культуры — это мир ценностей. Мир антикультуры — это мир антиценностей.
    Во-вторых, приведенная трактовка культуры непригодна для философского анализа, поскольку культура при этом отождествляется с обществом в целом и не отражает собственной специфики. Дело в том, что общество — тоже результат деятельности человека, в готовом виде его в природе не существует. Вот почему понятие культура сводят к совокупности материальных иду ховных ценностей, созданных благодаря человеческой деятельности. Понимание культуры как системы материальных и духовных ценностей отделяет ее от природы и одновременно не позволяет отождествлять ее с обществом. При таком подходе культура выступает как определенный аспект общества.
    В-третьих, понимание культуры как ценностей, созданных человеком, воспринимается односторонне, как что-то внешнее относительно человека. Носам человек, сумма его знаний, привычек — это тоже элемент культуры. Одной стороной человеческой деятельности является контакт с природой, а другой — контакт с людьми. Еще выдающийся римский оратор и философ Марк Туллий Цицерон высказал мысль о том, что дух, разум нужно обрабатывать также, как крестьянин обрабатывает землю. Культурный человек в отличие от дикаря — это человеку которого внутренняя жизнь, поведение, манеры и внешность
    ЧАСТЬ III. Социальная философия обтесаны, обработаны. Поэтому не будет преувеличением сказать, что культура представляет собой меру человеческого в человеке, характеристику развития человека как общественного существа.
    В-четвертых, недостаток определения культуры как всего созданного человеком состоит ив том, что ученые упускают из виду саму деятельность человека. Известно, что человеческая деятельность отличается от способов животной жизнедеятельности. Она включает в себя сложную и разнообразную систему механизмов, созданных вне биологических форм. Их в природе тоже не существует, они обработаны человеком. Вот почему предметное понимание культуры необходимо дополнить процессуальным. В таком случае культура будет рассматриваться как способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в предметах материального и духовного труда. Тем не менее такой подход к рассмотрению культуры как способа деятельности порождает вопрос всякое ли действие человека является культурным История человечества знает немало действий, которые выполнялись человеческими способами, но их невозможно отнести к культурным (скажем, сталинский геноцид против небольших этносов, фашистская политика и практика Гитлера, политический геноцид, терроризм и разные формы расизма. Прошлое и современность дают немало примеров ан­
    тикультурного содержания. В наше время все более необходимым становится размежевание деятельности людей на культурную и антикультурную. Таким образом культуру можно определить как совокупность всех видов творческой деятельности человека и общества, а также результатов этой деятельности, воплощенных в материальных и духовных ценностях. Поскольку к сфере культуры относятся результаты человеческой деятельности (определенные материальные ценности, чрезвычайно разнообразные по своей материальной форме) и способы, средства, методы самой человеческой деятельности, которые также очень разнообразны и имеют не только материальную, но и духовную форму, то различают культуру материальную и культуру духовную (схема 14.4). Материальная культура охватывает очень широкий круг вещей, среди которых, собственно, протекает вся жизнь как каждо-
    РАЗДЕЛ 14. Духовная жизнь общества и культура Схема 14.4. Структура культуры го отдельного человека, таки общества в целом. Под материальной культурой понимают совокупность любых материальных ценностей, когда-либо созданных человечеством на протяжении своей истории и сохранившихся поныне. К материальной культуре относят орудия и средства производства, технику, технологию культуру труда и производства материальную сторону быта материальную сторону окружающей среды. К духовной культуре относится сфера производства, распределения и потребления разнообразнейших духовных ценностей. Область духовной культуры включает в себя все результаты духовной деятельности человечества, науку, философию, искусство, мораль, политику, право, образование, религию, сферу руководства обществом и управления им. К духовной культуре принадлежат также и соответствующие учреждения, организации (научные институты, вузы, школы, театры, музеи, библиотеки, концертные залы и др, которые в совокупности обеспечивают функционирование духовной культуры.
    ' -мняимат
    ЧАСТЬ III. Социальная философия Разделение культуры на духовную и материальную относительно. Очень часто невозможно однозначно отнести те или иные явления к области материальной или же духовной культуры. Одними своими гранями они принадлежат к культуре материальной, другими — к культуре духовной. Так, в частности, изготовление орудий труда или каких-либо предметов, удовлетворяющих материальные потребности людей и общества (а это элементы материальной культуры, невозможно безучастия человеческой мысли, таким образом, этот процесс относится и к сфере духовной культуры. С другой стороны продукты духовной жизни — идеи, художественные произведения, общественные нормы — находят свое выражение в определенной вещественной, материализованной форме, те. в рукописях, книгах, картинах, нотах. Уже поэтому они включаются вкруг элементов материальной культуры. Духовная культура — важный фактор общественного прогресса. Ее уровень определяет степень интеллектуального, эстетического, художественного и морального развития общества. С понятием культура связан процесс приобретения знаний и опыта в той или иной области деятельности, усвоения человеком определенной системы ценностей, выбора собственной линии поведения. Каждый человек уже с детства находится под влиянием культуры, а точнее — культурной среды стем или иным (высоким или низким) уровнем культуры, опредмеченной в соответствующих ценностях или антиценностях. Воспитание и обучение человека состоит в его приобщении к культуре, в усвоении накопленных обществом знаний, умений, привычек, а также духовных ценностей и норм поведения той страны, в которой он живет. Характер воспитания и образования, присущий обществу на определенной ступени его развития, является показателем уровня культуры данного общества. Существует определенная типология культур В частности, выделяют культуру национальную (украинскую, русскую, французскую и др региональную (славянскую, американскую, африканскую и т. д культуру отдельных социальных субъектов. Выделяют также культурные эпохи Античности, Средневековья, Возрождения определенные формы культуры политическая, социальная, правовая, экономическая, экологическая, этническая,
    РАЗДЕЛ 14. Духовная жизнь общества и культура вшита Схема 14.5. Функции культуры физическая, моральная и т. д, В литературе называют также специфические культурные пласты и культурные подразделы массовая, элитарная, молодежная, маргинальная культура и др, атак же официальная культура. Культура как общественное явление выполняет определенные функции Среди основных функций можно выделить следующие преобразовательная, познавательная (гносеологическая, коммуникативная, регулятивная (или нормативная, функция эмоционального регулирования жизнедеятельности человека, ценностно-ориентационная. Все они органически взаимосвязаны. Но, пом не ни ю многих культурологов, интегрирующей функцией культуры является человекотворческая (гуманистическая) функция (схема 14.5). Преобразовательная функция Культура служит орудием творческой деятельности людей с целью удовлетворения разнообразных потребностей человека и общества. Эта функция осуществляется с помощью различных средств производства, научных исследований и т. п.
    ЧАСТЬ III. Социальная философия Познавательная, или гносеологическая, функция Культура, концентрирующая в себе опыт многих поколений людей, имманентно накапливает знания о мире, содействуя таким образом его познанию и освоению. Коммуникативная функция Культура — это единый механизм передачи общественного опыта от одного поколения другому, от эпохи к эпохе, от одного государства другому. Поэтому неслучайно культуру считают общественной памятью человечества. Наследование культурных традиций не должно прерываться, ибо это приводит к потере общественной памяти. Регулятивная, или нормативная, функция В сфере труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры опирается на такие нормативные системы, как мораль и право. Функция эмоционального регулирования жизнедеятельности человека Она проявляется в создании и использовании различных форм эмоционального настроя и снятии психологических напряжений, возникающих в процессе умственного и физического труда, бытовых отношений людей. Средствами эмоционального регулирования служат пение, танцы, игры, кино, телевидение и т. п.
    Ценностно-ориентационная функция Культура как система ценностей формирует у человека определенные ценностные потребности и ориентации. По уровню и качеству знаний, а также по моральным свойствам оценивают уровень культуры человека. Моральное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.
    Человекотворческая, или гуманистическая, функция Это интегрирующая функция. Культура является способом и средством саморазвития способностей индивида, его материального иду ховного мира. Она становится мерой очеловечения самого человека, мерой человечности его отношения к природе, к обществу, к другим людям, к самому себе. Культура является тем измерением человеческого бытия, которое отвечает за развитие человека как человека. Все созданное, любой предмет цивилиза-
    РАЗДЕЛ 14.
    Духовная жизнь общества и культура
    ции хранит в себе способности и свойства человека, отражает его исторический опыт, потребности, ценности. Именно в процессе предметной деятельности, в историческом процессе социальной жизни создается тело цивилизации и культуры — мир человека, мир его сил, возможностей. Таким образом, культура неотделима от человека как социального существа. Обыденное выражение с философской точки зрения неверно. Правильно было бы сказать, что человек плохо воспитан или недостаточно просвещен. Человек всегда культурен, потому что он является социальным существом, а общества без культуры не бывает. Степень же развитости культуры может быть разной в зависимости от условий, в которых пребывает человечество, от имеющихся возможностей. Следовательно, культура служит мерой развития человека. ВЫВОДЫ

    1. Культура — это сфера специфической деятельности человека, то, что отличает очеловеченный, гуманный мир от всего иного, нечеловеческого.
    2. С каких бы позиций ни подходили мы к определению путей развития общества — экономической, социальной, политической или духовной сфер, — определяющим фактором всегда будет сам человек и прежде всего его культурное развитие.
    3. Культура — это исторически сложившаяся система созданных человеком материальных и духовных ценностей, социокультурных норм, способов организации поведения и общения, атак же обусловленный способом материального производства процесс развития производительных сил. Контрольные вопросы
    1. Каковы основные составляющие духовной жизни общества
    2. Что такое общественное сознание и как оно соотносится с общественным бытием
    3. Какова структура общественного сознания
    4. Что такое обыденное и теоретическое сознание
    5. Какие критерии лежат в основе разграничения форм общественного сознания
    ЧАСТЬ HI, Социальная философия
    6. Какие формы общественного сознания были доминирующими в различные исторические эпохи
    7. В чем состоят гносеологические и психологические причины существования религии
    8. Какую роль в жизни общества и человека играет искусство
    9. В чем состоит специфика массового сознания
    10. В каком соотношении находятся индивидуальное и общественное сознание
    11. Определите культуру как философскую категорию.
    12. Что такое духовная культура, каково ее основное содержание
    13. Как категории образованность, интеллигентность иду ховность соотносятся с понятием культуры
    14. В чем проявляются социальные функции культуры
    РЕКОМЕНАОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
    1. Анищеико АИ Структура общественного сознания. М . , 1973.
    2. Барулин B.C. Диалектика сфер общественной жизни. М . , 1982.
    3. Бергсон А Два источника морали и религии Перс фр. М . , 1994.
    4. Бердяев НА О назначении человека. М . , 1993.
    5. Грушин В.А. Массовое сознание. М . , 1987.
    6. Ильин И.Н. Путь к очевидности. М . , 1993.
    7. Ксенофонтов В. И Духовность как экзистенциальная проблема // Философские науки. 1991. № 12.
    8. Маркс К, Энгельс Ф Немецкая идеология. // Соч. Т. 3.
    9. Никитин В.П. Духовный мир органичный космос или разбегающаяся Вселенная // Вопросы философии. 1991. № 8.
    10. Общественное сознание и его формы / Под общ. ред. В . И . Толстых. М . , 1986.
    11. Пролеев B.C. Духовность и бытие человека. Киев, 1992.
    12. Уледов А.К. Духовная жизнь общества Проблемы методологического исследования. М . , 1980.
    13. Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. М . , 1989.
    14. Франк СЛ. Духовные основы общества. М . , 1991.
    Раздел 15 ЦЕННОСТИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА ИО Б Щ ЕСТ В А Ценности занимают важнейшее место в жизни человека и общества, так как именно ценности характеризуют собственно человеческий образ жизни, уровень выделения человека из животного мира. Особую значимость проблема ценностей приобретает в переходные периоды общественного развития, когда кардинальные социальные преобразования ведут к резкой смене существовавших в нем систем ценностей, тем самым ставя людей перед дилеммой либо сохранять устоявшиеся, привычные ценности, либо приспосабливаться к новым, которые широко предлагаются, даже навязываются представителями различных партий, общественных и религиозных организаций, движений. Поэтому вопросы что такое ценности каково соотношение ценности и оценки какие ценности являются для человека главными, а какие второстепенными — являются сегодня жизненно важными.
    § 1. Понятие ценности и ее общая характеристика. Ценности и оценки Принято считать, что учение о ценностях возникло недавно. Однако это не так. В истории философии нетрудно обнаружить довольно сильную ценностную традицию, которая уходит своими корнями в ранние философские системы. Так, уже в эпоху Античности философов интересовала проблема ценностей. Однако ценность в тот период отождествлялась с бытием, а ценностные характеристики включались в его понятие. Например, для Сократа и Платона такие ценности, как благо и справедливость, являлись главными критериями истинного бытия. Кроме того, ван ЧАСТЬ III, Социальная философия

    тичной философии предпринималась попытка классифицировать ценности. В частности, Аристотель выделял самодостаточные ценности, или самоценности, к которым он относил человека, счастье, справедливость, и ценности, имеющие относительный характер, постижение которых зависит от мудрости человека. Различные философские эпохи и существовавшие в них философские школы накладывали свой отпечаток на понимание ценностей. В Средние века например, ценности приобретали религиозный характер и связывались с божественной сущностью. В эпоху Возрождения на первый план выступали ценности гуманизма и свободомыслия. В Новое время подходы к учению о ценностях начали определять с позиций рационализма, что объясняется развитием науки и формированием новых общественных отношений. В этот период проблема ценностей и их критериев нашла свое отражение в трудах Рене Декарта, Бенедикта (Баруха)

    Спинозы, Клода Адриана Гельвеция, Нот Анри Гольбаха и др. Поворотным моментом в развитии учения о ценностях стала философия Иммануила Канта который первым разграничил понятия сущего и должного, реальности и идеала, бытия и блага, противопоставил проблему моральности как свободы сфере природы, которая находится под воздействием закона необходимости, и т. д. В конце XIX в проблема ценностей достаточно широко обсуждалась и разрабатывалась в грудах таких видных представителей отечественной философии, как Сергей Булгаков, Николай Бердяев, Владимир Соловьев, Николай Федоров, Семен Франки др. Собственно теория ценностей как научная система философских знаний начала формироваться во второй половине XIX в в трудах немецких философов Вильгельма Виндельбанда, Рудольфа
    Лотце, Германа Когена, Генриха Риккерта. Именно в этот период было впервые дано философское определение понятия ценности как значения объекта (в отличие от его существования) Р. Лотце и Г. Ко геном. Вначале в. для обозначения теории ценностей французский философ П. Лапи ввел термин аксиология (греч.
    axios — ценный учение. В последующем аксиологическую проблематику активно рассматривали в своих исследованиях представители феноменологии, герменевтики, экзистенциализма и других философских направлений. В нашей стране аксиология как наука о ценностях долгое время игнорировалась только потому, что ее теоретической основой
    РАЗДЕЛ 15, Ценности в жизни человека и общества являлась идеалистическая философия. Или ш ь сначала х годов XX в. эта теория стала развиваться. Что же является предметом изучения аксиологии ? Предметом аксиологии являются ценности всех типов, их природа, связь различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности. Ценности, согласно аксиологии, — это определённая нормативная категория, объемлющая все то, что может быть целью, идеалом, предметом влечения, стремления, интереса. Основными понятиями и категориями этой теории являются благо, достоинство, значение, оценка, польза, победа, смысл жизни, счастье, уважение и т. д. Существует несколько подходов к пониманию природы и сущности ценности, которые сформировались после выделения аксиологии в самостоятельную область философских исследований. Рассмотрим некоторые из них.
    1. Натуралистический психологизм {Алексиус фон Мейнонг,
    Ральф Бартон Перри, Джон Дьюи, Кларенс Ирвинг Льюис) рассматривает цент-юсти как объективные факторы, источник которых заключается в биологических и психологических потребностях человека. Такой подход позволяет отнести к ценностям любые предметы и действия, с помощью которых человек удовлетворяет какие-либо свои потребности.
    2. Персоналистический онтологизм. Наиболее видный представитель данного направления Маркс Шелер также обосновывал объективный характер ценностей. Однако, согласно концепции Шел ера, ценность каких-либо предметов, явлений нельзя отождествлять сих эмпирической природой. Также, как, например, цвет может существовать независимо от предметов, которым он принадлежит, таки ценности (красивое, доброе, трагическое) могут восприниматься независимо от тех вещей, свойствами которых они являются. Мир ценностей, по Шелеру, имеет определенную иерархию. Нижнюю ступеньку этой иерархии занимают ценности, связанные с удовлетворением чувственных желаний и с материальными благами более высокие ценности — это ценности прекрасного и познавательные ценности наивысшей ценностью является ценность святого и идея Бога. Реальность всего этого ценностного мира основывается на ценности божественной личности. Тип же личности человека определяется свойственной ей иерар-
    ЧАСТЬ III. Социальная философия
    хией ценностей, которая и образует онтологическую основу данной личности.
    3. Аксиологический трансцендентализм (Вильгельм Виндельбанд, Генрих Риккерт) понимает ценности не как объективную реальность, а как идеальное бытие, независящее от человеческих потребностей и желаний. К таким ценностям относятся истина, добро, справедливость, красота, которые имеют самодостаточное значение и существуют в виде идеальных норм. Таким образом, ценность в данной концепции — это нереальность, а идеал, носителем которого является какое-то трансцендентальное, те. потустороннее, запредельное, сознание.
    4. Культурно-исторический релятивизм Основателем данного направления аксиологии был Вильгельм Дильтей, положивший в его основу идею аксиологического плюрализма. Под аксиологическим плюрализмом Дельтей понимал множественность равноправных ценностных систем, которые различаются и анализируются при помощи исторического метода. По существу данный подход означал критику попыток создания абсолютной, единственно правильной концепции ценностей, которая была бы абстрагирована от реального культурно-исторического контекста.
    5. Социологическая концепция ценностей Родоначальником данной концепции является Макс Вебер который ввел понятие ценностей в социологию и применил его для интерпретации социального действия и социального знания. Пом не ни ю Вебера, ценность — это норма, которая имеет определенную значимость для социального субъекта. В последующем данный подход Вебера развили американский социолог Уильям Томас и польский социолог Флориан Зна-
    нецкий, которые стали определять ценности не только через их социальную значимость, но и через социальные установки. По их представлению, ценностью выступает любой предмет, который обладает поддающимся определению содержанием и значением для членов какой-либо социальной группы. Установки же являются субъективной ориентацией членов группы по отношению к ценности. В современной философской и социологической литературе тоже нет однозначного подхода к пониманию природы и сущности ценностей. Одни исследователи рассматривают ценность как предмет, способный удовлетворять какую-либо потребность человека или приносить ему определенную пользу другие — как
    РАЗДЕЛ 15. Ценности в жизни человека и общества идеал, норму третьи — как значимость чего-либо для человека или социальной группы и т. д. Каждый из названных подходов имеет право на существование, так как все они отражают определенный аспект ценностей их необходимо рассматривать не как взаимоисключающие, а как взаимодополняющие. Синтез данных подходов и представляет собой современную общую теорию ценностей. Рассмотрим в самых крупных чертах проблематику общей теории ценностей и ее наиболее важные категории. Прежде всего разберемся в смысле основного понятия данной теории — категории ценность Этимологический смысл этого слова весьма прости вполне соответствует самому термину ценность есть то, что люди ценят. Это могут быть и предметы или вещи, и явления природы, и общественные явления, и человеческие поступки, и явления культуры. Однако содержание понятия ценность, его природа не такие уж простые, как это может показаться с позиции обыденного сознания. В чем же философский смысл понятия ценность Основные характеристики сущности и природы ценности можно свести к следующему (схема 15.1).
    1. Ценность социальна по своей сути и имеет объектно-субъ­
    ектный характер Известно, что там, где нет общества, нет и оснований говорить о существовании ценностей. Ведь сами по себе вещи, события без их связи с человеком, с жизнью социума не имеют отношения к ценностям. Таким образом, ценности всегда являются человеческими ценностями и носят социальный характер. Это относится не только к очеловеченной природе, те. ко всей цивилизации в многообразии ее проявлений, но даже к многочисленным природным объектам. Например, атмосфера, содержащая кислород, существовала на Земле задолго до появления человека, однако лишь с возникновением человеческого общества стало возможно говорить об огромной ценности атмосферы для жизни людей.
    2. Ценность возникает входе практической деятельности человека Любая деятельность человека начинается с определения цели, достижению которой и будет посвящена эта деятельность. Цель это представление человека оконечном результате деятельности, достижение которой позволило бы индивиду удовлетворить какие-то свои потребности. Таким образом, уже изначально индивид относится к предполагаемому результату своей
    ЧАСТЬ III. Социальная философия Схема 15.1. Сущность ценностей деятельности как к ценности. Поэтому человек и сам процесс деятельности, направленный на достижение результата, рассматривает как значимый, ценностный для него. Конечно, не все результаты и не всякой человеческой деятельности становятся ценностями, а только те, которые являются социально значимыми, отвечающими общественным потребностями интересам людей. Причем сюда относятся не только вещи, но и идеи, отношения, способы деятельности. Мы ценим и материальные блага, и доброту человеческих поступков, и справедливость государственных законов, и красоту мира, и величие разума, и полноту чувств, и многое другое.
    3. Понятие ценность необходимо отличать от понятия значимость Ценность соотносится с понятием значимость, однако не тождественна ему. Значимость характеризует степень интенсивности, напряженности ценностного отношения. Что-то настрогает больше, что-то меньше, что-то оставляет безразличными. Более того, значимость может иметь характер не только ценности, но и «антиценности», те. вреда. Зло, социальная не
    РАЗДЕЛ 15. Ценности в жизни человека и общества справедливость, войны, преступления и болезни имеют большую значимость для общества и личности, но эти явления не принято называть ценностями. Следовательно, понятие значимость более широкое, чем ценность. Ценность — это положительная значимость. Явления, играющие отрицательную роль в общественном развитии, могут интерпретироваться как отрицательные значимости. Итак, ценность — это не всякая значимость, али ш ь та, которая играет положительную роль в жизни человека, его объединений или общества в целом.
    4. Всякая ценность характеризуется двумя свойствами функциональным значением и личностным смыслом Что это за свойства Функциональное значение ценности — это совокупность общественно значимых свойств, функций предмета или идей, которые делают их ценными в данном обществе. Например, для ка­
    кой-либо идеи характерно определенное информационное содержание и степень его достоверности. Личностный смысл ценности —
    это ее отношение к потребностям человека. Личностный смысл ценности, с одной стороны, определяется объектом, выполняющим функции ценности, ас другой стороны, зависит от самого человека. Постигая смысл вещи, человек исходит не из своей чисто природной потребности в ней, а из потребности, воспитанной обществом, к которому он принадлежит, те. из родовой общественной потребности. Он как бы смотрит на вещь глазами других людей, общества и видит в ней то, что имеет значение для его жизни в рамках этого общества. Человек как существо родовое ищет в вещах их родовую сущность, идею вещи, которая и выступает для него смыслом. В тоже время следует отметить, что смысл ценностей для людей неоднозначен, он зависит от их положения в обществе и решаемых ими задач. Например, личный автомобиль может быть средством передвижения и престижным предметом, который в таком случае важен как объект обладания, создающий владельцу определенную репутацию в глазах других людей, или средством получения дополнительного заработка и т. п. Во всех этих случаях один и тот же предмет связан с различными потребностями.
    5. Ценности по природе своей объективны Это положение может вызвать возражение. Ведь ранее отмечалось, что там, где нет субъекта, бессмысленно говорить о ценности. Ценность зависит
    от человека, его чувств, желаний, эмоций, те. рассматривается как нечто субъективное. Кроме того, для индивида вещь утрачивает ценность, как только она перестает интересовать его, служить удовлетворению его потребностей. Иными словами, вне субъекта, вне связи вещи сего потребностями, желаниями, интересами ценности быть не может. И тем не менее субъективизация ценности, превращение ее в нечто односторонне зависимое от сознания человека неоправданны. Ценность, как и значимость вообще, объективна, и это ее свойство коренится в предметно-практической деятельности субъекта. Именно в процессе такой деятельности и формируются у людей специфически ценностные отношения к окружающему миру. Иначе говоря предметно-практическая деятельность — основа того, что вещи, предметы окружающего мира, сами люди, их отношения обретают для человека, общества определенное объективное значение, те. ценность. Необходимо учитывать также и то, что субъектом ценностного отношения выступает прежде всего общество, большие социальные группы. Например, к проблеме озоновых дыр может быть безразличен тот или иной индивидуум, ноне общество. Это лишний раз свидетельствует об объективной природе ценности. Такова общая характеристика ценности. Учитывая все сказанное, можно дать следующее общее определение ценности. Ценность — это объективная значимость многообразных компонентов действительности, содержание которых определяется потребностями и интересами субъектов общества. Отношение к ценностям — это ценностное отношение. В категориальное ядро аксиологии, наряду с ценностью, входит и оценка — очень широкое по объему понятие Оценка есть средство осознания значимости вещи для деятельности человека, удовлетворения его потребностей Для того чтобы лучше разобраться в сущности оценки, ее следует сравнить с ценностью. Оценка и ценность — это тесно связанные понятия, однако между ними есть и существенная разница. В чем она
    Во-первых, если ценность есть то, что мы оцениваем, те. предмет оценки, то оценка — это процесс оценивания, те. умственный акт, результатом которого является определение ценности для нас конкретного предмета действительности. Найдя предмет или его свойство полезным, приятным, добрым, красивыми т . п, мы совершаем оценку.
    РАЗДЕЛ 15. Ценности в жизни человека и общества
    Во-вторых, в отличие от ценности, которая имеет только положительный знак (не может быть отрицательных ценностей, оценка может быть как положительной, таки отрицательной. Мы можем найти определенный предмет или его свойство не полезным, а вредным, оценить чей-либо поступок как плохой, безнравственный, осудить просмотренный фильм как пустой, бессодержательный, пошлый и т. п. Все подобные суждения являются оценками.
    В-третьих, мы уже знаем, что ценность объективна как порождение практического отношения. Оценка же субъективна. Она зависит не только от качества самой объективной ценности, но и от социальных и индивидуальных качеств оценивающего субъекта. Отсюда следует возможность различной оценки одного итого же явления людьми, живущими водно и тоже время. Здесь может возникнуть вопрос об истинных и ложных оценках. Оценка может опираться как на научные знания, таки на обыденные, на социальный опыт, воплощенный в традициях, обычаях, и даже на различного рода суеверия и предрассудки. Причем необходимо заметить, что простая принадлежность оценки к науке еще не свидетельствует о ее обязательной истинности, также как оценка на уровне обыденного сознания не означает автоматически ее ложности. Важно понять, что истинность оценки заключается в томна сколько адекватно субъект осознает объективное значение ценности. Критерием здесь, как и вообще в вопросе об истине, является практика. Теперь о структуре оценки. В структуре оценки можно условно выделить две стороны. Если первая сторона оценки — это фиксация некоторых объективных характеристик предметов, свойств, процессов и т. д, то вторая сторона —
    отношение субъекта к объекту одобрение или осуждение, расположение или неприязнь и др. И если оценка первой стороной тяготеет к знанию, то второй стороной — к норме. Норма это общепризнанное правило, направляющее и контролирующее деятельность человека, ее соответствие интересами ценностям общества или отдельных групп людей. Норма выступает как требование, предписывающее или запрещающее определенные действия, исходя из существующих в обществе представлений о должном. Следовательно, норма включает в себя момент оценки. Сложившиеся в обществе нормы обретают отно-
    ЧАСТЬ III. Социальная философия Схема 15.2. Функции оценки сительную устойчивость ив свою очередь, воздействуют на процессы оценочной деятельности. Субъект осуществляет оценку, исходя не только из осознания реальной ценности объекта, но и из тех норм, которыми руководствуется в жизни. Изменение социальной значимости явлений в процессе развития общества и соответственно изменение оценок ведет к критике старых норм и формированию новых. Внутренне противоречивая природа оценки обуславливает и ее функции. В современной теории ценностей выделяют, как правило, следующие функции оценки (схема 15.2).
    1. Мировоззренческая функция В соответствии сданной функцией оценка является необходимым условием формирования, функционирования и развития самосознания субъекта, поскольку всегда связана с выяснением значимости для него окружающего мира.
    2. Будучи отражением действительности, осознанием социальной значимости объектов, оценка выполняет гносеологическую функцию и является специфическим моментом познания.
    3. Оценка выражает направленность познания на практическое использование знаний, формирует активную установку и ориентацию на практическую деятельность. Это свойство оценки получило название активизирующей функции.

    РАЗДЕЛ 15. Ценности в жизни человека и общества
    4. Вариативная функция Оценка предполагает выбор, предпочтение субъектом каких-либо объектов, их свойств, отношений. Формирование оценки происходит на основе сравнения явлений и соотношения их с существующими в обществе нормами, идеалами и пр. Итак, произведенный анализ сущности ценности и ее взаимосвязи с оценкой позволяет перейти к рассмотрению классификации ценностей, что и предполагается сделать во втором параграфе.
    1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   ...   33


    написать администратору сайта