Данильян_Тараненко_Философия. Учебник москва эксмо 2005
Скачать 7.94 Mb.
|
§ 2. Современные концепции философии истории Хотя термин философия истории появился не так давно, первые философско-исторические идеи возникли еще в древности. Поэтому для того чтобы лучше понять суть современных концепций философии истории, необходимо рассмотреть процесс эволюции исторического самосознания, важнейшими составными частями которого всегда выступали представления о единстве и многообразии исторического процесса, о периодизации и структурировании его форма также вопрос о движущих силах и направленности исторического развития человечества. Проблема осмысления путей исторического движения, тенденций и направленности исторического процесса вызывала пристальный интерес еще античных мыслителей, прежде всего говорот, поступки людей подчиняются судьбе или воле богов. Решающим же фактором человеческого поведения являются неизменные по своей природе страсти и воля, присущие выдающимся личностям — вождям, политическим деятелям, героям. В Средние века представители христианской философской мысли (Аврелий Августин, Фома Аквинский и др, синтезируя библейскую и греко-римскую философско-историческую мысль, создали новую теологическую концепцию истории выдвинули новые представления о смысле исторических событий, о назначении и задачах исторических трудов. В соответствии сданной концепцией, христианские авторы, стремясь через историю понять божественный замысел, отвергли идею круговорота и представляли исторический процесс как линейное движение от прошлого к будущему (будущему спасению, приходу мессии. Кризис феодализма, развитие капиталистических отношений, рост свободомыслия способствовали освобождению общественного сознания от теологического взгляда на историю, что положительно сказалось на развитии науки. Мыслители эпохи Возрождения ( X I V — X V I вв.) стремились, в отличие от христианских историков, объяснить исторический процесс, исходя из земных условий, из природы человека. Например Никколо Макиа велли (1469—1527) в своих работах обосновал идею цикличного развития, доказывая, что движущей силой развития общества является материальный интерес, стремление к сохранению и приумножению частной собственности. В ряде его работ содержатся и догадки о закономерности общественных явлений, однако сформулировать эти закономерности ему не удалось. X V I I — X V I I I века для Европы стали эпохой промышленных и социально-политических революций, которая привела к утверждению буржуазной индустриальной цивилизации и ускорению общественного развития. Огромную роль в формировании взглядов мыслителей Нового времени сыграли естественные науки. Воздействие естествознания на развитие общественных наук было столь велико, что история часто объяснялась с естественнонаучных позиций. Именно в этот период под воздействием вышеперечисленных причин возникло несколько натуралистических концепций философии истории которые получили название от латинского слова naturalis — естественный, натуральный. Представители данных концепций рассматривали природу как универсальный принцип ЧАСТЬ III. Социальная философия объяснения всего сущего, в том числе и исторического процесса. А поскольку понятие натурализма при этом трактовалось по-раз ному, то выделились направления географический натурализм Шарль Луи Монтескье, Иоганн Гердер и др, в котором общественные явления объяснялись воздействием природной среды демографический натурализм (Томас Мальтус), в котором исторические процессы объяснялись с помощью демографического детерминизма идеалистический натурализм (Клод Гельвеций, Жан Жак Руссо), в котором изменения в обществе связывались прежде всего с разумом, и др. Значительное влияние на развитие исторического самосознания оказали также работы Вольтера (1694—1778), сделавшего акцент в своих исследованиях на философском осмыслении истории как особой предметной реальности, связанной с эволюцией и развитием разумной природы человека, а таюке Мари Жана Кондорсе (1743—1794), который одним из первых обосновал идею исторического прогресса, и других философов. Новый шаг в осмыслении своеобразия общественного развития с позиции объективного идеализма был сделан Г.В.Ф. Гегелем (1770—1831). Он рассматривал историю как единый закономерный процесс, в котором каждая эпоха, будучи неповторимо многообразной, представляет собой в тоже время закономерную ступень в развитии человечества. Это развитие имеет несколько иной характер, чем сфера природных закономерностей. Исторические законы здесь реализуются посредством сознательной деятельности людей, но вместе стем в истории осуществляется некая объективная логика, и исторический процесс — лишь бесконечное саморазвитие, саморазвертывание мирового разума, абсолютной идеи. Значительный вклад в развитие философии истории этого периода внесли немецкие мыслители Карл Маркс (1818—1883) и Фридрих Энгельс (1820—1895), создавшие диалектико-материали- стическое учение в котором были развиты рационалистические и диалектические идеи Гегеля. Однако философия истории марксизма существенно отличается от философии истории Гегеля. В частности, КМ ар к с значительно расширил сферу действия материализма и распространил его на область общественных явлений. (Более подробно взгляды Маркса на исторический процесс будут рассмотрены в следующем параграфе) швш Во второй половине X I X — начале X X в . историческое знание поднялось на качественно новую ступень. Благодаря совершенствованию методов исторического и лингвистического анализа различных текстов, развитию археологии, более критическому отношению к свидетельствам прошлого оно обрело статус науки. Вместе стем возникло и осознание того, что историческое и естественнонаучное знания непросто относятся к качественно различным объектам, носами качественно различаются. Представленный обзор эволюции исторического самосознания позволяет нам рассмотреть современные концепции философии истории среди которых наиболее влиятельными являются гносеологическое направление (критическая философия истории, онтологическая концепция, аксиологическая концепция, техно- кратичные концепции истории и др. Давайте рассмотрим их более подробно на схеме 16.3. Гносеологическое направление философии истории стало выделяться в качестве самостоятельного, начиная со второй половины X I X в. Представители данного подхода (Вильгельм Дильтей, Бене- детто Кроче, Георг Зиммель, Робин Коллингвуд, Раймон Арон и др) Схема 16.3. Основные направления современной мировой философии истории ко-теоретические и методологические проблемы исследования исторического прошлого, его теоретическая реконструкция и установление истинности исторических фактов. Основателем данного направления философии истории по праву считается немецкий философ культуры Вильгельм Дилыпей (1833—1911). Центральным в его теории является понятие жизни как способа бытия человека, культурно-исторической реальности поэтому часто позицию Дильтея называют историцистским вариантом философии жизни. Человек, пом не ни ю ученого, не имеет своей истории, но он сам есть история, и именно в этом раскрывается его сущность. Иными словами, жизнь и история для Дильтея тождественны. Для философии истории Дильтея характерно резкое противопоставление социальных' неестественных наук. Природу, считало н , мы объясняем, а общественную жизнь только понимаем. Причем это понимание различно, потому что каждый человек к историческим событиям подходит со своими собственными оценочными суждениями. Отсюда следует, что установление научной истины, объективное научное познание исторического процесса, вообще говоря, невозможно. Что же тогда должна познавать философия истории По мнению Коллингвуда — последователя Дильтея, философия истории изучает одновременно мысли историка и объект его мыслей. Поэтому из задач философии истории исключается рассмотрение исторического процесса самого по себе исторический процесс касается философа лишь постольку, поскольку речь идет о тех характеристиках явлений, которые определяют сущность исторического знания. Гносеологическое направление, как уже отмечалось, часто также называют критической философией истории. Это связано стем, что ее представители настаивали на такой идее только критическое рассмотрение истории дает возможность создать модель человеческой истории, оценить степень истинности исторических фактов и теоретически воспроизвести картину исторической действительности. Истоки данного подхода следует искать в баденской школе неокантианства, занимавшейся методологическими проблемами исторического познания, изучением специфики истории человечества. Основателем ее большинство иссле- ' ' — т в д в я дователей признает французского философа Раймона Арона (1905—1983), одна из работ которого таки называется — Критическая философия истории. Представители онтологической концепции под предметом философии истории понимали совокупность исследований, направленных на выяснение специфических особенностей социальных явлений, процессов. Данные исследования связаны с такими общефилософскими онтологическими проблемами, при решении которых необходимо учитывать отличия истории общества от остальных социальных явлений. Представители данного подхода Р. Мель, Р. Рамон, Э. Калло и др) утверждали, что в центре внимания философии истории должны находиться прежде всего онтологические проблемы, такие, как смысли становление истории человечества, сущность исторического процесса, возможности предвидения будущего, роль и место н человека в историческом процессе и т. д. Например, при рассмотрении вопроса о движущих силах общественного развития возникает вопрос о роли сознания, свободы человека в историческом процессе. Но поскольку науке неизвестно о других существах с развитым сознанием, кроме людей, то вопросы о роли сознания в развитии общества являются вопросами об обществе, исторических процессах. Аксиологическая концепция философии истории особое внимание уделяет проблеме ценности истории, а также выяснению рациональных оснований для суждений, объявляющих некоторые явления исторического знания ценными или неценными. Значительный вклад в развитие данной концепции внесли немецкие философы представители баденской школы неокантианства Вильгельм Виндельбанд (1848—1915) и Генрих Риккерт (1863—1936). Эти исследователи определяли философию как всеобщую науку о ценностях, которые, как писал Риккерт, образуют совершенно самостоятельное царство, лежащее поту сторону субъекта и объекта. Исходя из кантовского различия теоретического и практического разума, Виндельбанд и Риккерт противопоставляли философию истории как нормативное учение, основанное на ценностных суждениях и познании должного, опытным наукам, опирающимся на теоретические суждения и эмпирические данные о сущем. Отвергая закономерность как основной принцип исторического познания, они заменяли его процедурой отнесения к ценностям. Пом не ни ю Виндельбанда и Риккерта, ценности имеют надысторический характер и обра- зуют в своей совокупности идеальный, независимый от людей трансцендентальный (потусторонний) мир. Из этого мира исходят соответствующие идеи, прежде всего идея трансцендентального долженствования. Она указывает на безусловное, неограниченное временем и пространством абсолютное значение этих ценностей. По мере их осознания люди вырабатывают соответствующие ценностные установки и требования, которыми руководствуются в жизни, поведении, повседневной и исторической деятельности. Рассматривая соотношение общественного бытия и духовной жизни, Виндельбанд и Риккерт сделали вывод о ведущей роли духовной жизни в истории общества по отношению к бытию, поэтому критически отнеслись к предложенному КМ ар к сом материалистическому пониманию истории, в котором обосновывалось определяющее значение экономического фактора (те. бытия) в развитии общества. Такой подход, пом не ни ю Риккерта, является ненаучным, так как он определяется политической программой марксизма, в которой победа пролетариата объявляется абсолютной ценностью. Исходя из этих рассуждений, философия истории выступает как учение о ценностях, раскрывающее их природу и сущность, а также их значение и воплощение в жизни и деятельности людей. Технократические концепции в современной западной социальной философии и философии истории представляют собой одно из направлений общественной мысли, приписывающее технике решающую роль в общественной жизни, прогрессе общества и утверждающее, что только индустриализация способна рациональным образом регулировать и совершенствовать жизнь общества и личности. К данным концепциям можно отнести концепцию постиндустриального, или информационного, общества (Даниел Белл, Олеин Тоффлер), концепцию технотронного общества (Збигнев Бжезинский), концепцию нового индустриального общества (Джон Гэлбрейт) и ряд других. Подобный технологический детерминизм к основным факторам развития общества относит прежде всего уровень развития производительных сил, техники, науки и информатики. Например, концепция постиндустриализма исходит из того, что в современном обществе преобладает не первичная сфера экономики сельское хозяйство, не вторичная (промышленность, а третичная (сфера услуг, в которой определяющую роль играет инфор- § 3. Проблема смысла и направленности исторического процесса Одной из важнейших проблем философии истории является проблема смысла и направленности исторического процесса. Ее суть состоит в получении ответа на вопросы изменяется ли человеческое общество, а если да, тов каком направлении и какова периодизация этих изменений Данная проблема вызывала интерес еще у мыслителей древнего мира. Фактически античные философы выделяли три важнейших направления линейной философии истории прогрессивное, регрессивное и цикличное (схема 16.4). Важно отметить, что все эти направления имеют своих последователей ив настоящее время, хотя указанные представления уже не являются единственными. В конце X I X — начале X X столетия была обоснована так называемая нелинейная концепция исторического развития. Рассмотрим эти направления более подробно. Демокрит, придерживались точки зрения, что общество развивается во снов ном по восходящей, от дикости к золотому веку. Их можно считать родоначальниками прогрессивного направления. Другие мыслители (Тесиод, Сенека), напротив, утверждали, что развитие общества имеет регрессивную направленность — от золотого века к железному, для которого характерна полная деградация общества, падение нравственности и т. д. Третьи философы (среди них Платон, Аристотель, Полибий) считали, что общество движется по восходящей, но по замкнутому кругу, с постоянным возвращением вспять, к исходному этапу. Философы Средневековья, не отвергая идею, будто история является направленным процессом, считали, что его направленность задана Богом. Одним из первых исследователей, который в своих работах наиболее полно охватил проблемы направленности, а также соотношения единства и многообразия в историческом процессе, был итальянский философ Джамбаттиста Вико (1668—1744). В своем трактате Основания новой науки об общей природе наций он представил светскую концепцию всемирной истории как исторического круговорота, единого для всех народов. По мнению В и ко, все народы в своем развитии проходят одинаковые стадии — от первобытного варварства (век богов) через феодализм (век героев) к эпохе демократической республики или конституционной монархии (век цивилизации. Каждый цикл завершается общим кризисом и распадом данного общества. По завершении цикла развитие возобновляется и проходит те жеста дии, нона более высоком уровне. Таким образом, идеи В и ко лежат в основе теорий цикличности в развитии культур и цивилизаций (Данилевский, Ш пе н гл ер, Той н б и ) . В современной философии истории сосуществуют два основных подхода к объяснению логики и направленности исторического процесса формационный и цивилизациог-шый. Остановимся на них более подробно. Формационный подход основывается на монистическом, уни версалистском понимании истории. Он трактует всемирную историю как единый, линейно-поступательный естественно-исто рический процесс последовательной смены общественно-эконо мических формаций РАЗДЕЛ 16, Смысли направленность истории Учение об общественно-экономических формациях было разработано Карлом Марксом в трудах Капитал, К критике политической экономии и ряде других. Суть его теории можно выразить через ряд положений 1) общественно-экономическая формация это качествен но-определенная, целостная социальная система, важнейшим элементом которой являются материальные (экономические, духовные (идеологические) и другие связи и отношения, которые устанавливаются между людьми в процессе их жизнедеятельности. Во взаимосвязи материальных и духовных отношений определяющая роль принадлежит материальным отношениям, сердцевину которых составляют производственные отношения. Именно производственные отношения, пом не ни ю КМ ар к с а , являются той основой, на базе которой функционирует социальная система 2) общественно-экономическая формация отражает то общее, что присуще общественной жизни в различных странах на определенном этапе их развития. Исследуя капитализм и сравнивая материальные и духовные отношения внутри различных стран, КМ ар к с увидел повторяемость многих сторон этих отношений и пришел к заключению, что данные страны находятся на одной стадии социального развития — капиталистической 3) общественно-экономическая формация представляет собой этап в развитии общества. Выделение производственных отношений из всей массы остальных социальных связей позволило Марксу одновременно выявить и существование нескольких их основных типов выяснилось, что различные социальные организмы могут иметь как одинаковую социально-экономическую структуру, таки различную (те. производственные отношения различных типов. Таким образом было установлено, что каждый тип производственных отношений определяет этап, период истории, а развитие и смена этих типов — суть истории общества. Исходя из этих положений, можно сделать вывод, что обще ственно-экономическая формация — это конкретный исторический тип общества, цельная социальная система, основанная на определенном способе производства и выступающая как ступень общественного прогресса. Обоснование категории «общественно-экономическая формация позволило КМ ар к су произвести периодизацию исторического процесса. Всего он выделил пять типов формаций ЧАСТЬ III. Социальная философия первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую. А мировой процесс был представлен им как линейное восхождение от одной формации к другой. Формационный подход, разработанный Марксом, имеет много достоинств и большое число сторонников. Однако у него есть и определенные недостатки. Причем ошибочным оказался не сам подход Маркса к объяснению исторического развития, а его догматизация и абсолютизация. Ряд исследователей, анализируя формационный подход, выделяют такие его слабые места. Во-первых, неправомерно утверждать, что'на любом этапе истории только социально-экономические отношения определяют жизнь общества. Во-вторых, монистическое представление о закономерном восхождении от одной формации к другой не оставляет места для свободы человека, для выбора альтернативных путей развития человечества. В-третьих, реальная история народов, обществ, государств не укладывается в тесные рамки формационного развития по восходящей линии. При таком подходе теряется своеобразие и самобытность каждого народа и цивилизации, которые в данном случае выступают лишь в качестве предпосылки для совершенного общества будущего. Таким образом, в современных условиях односторонность толкования исторического процесса как линейной схемы, которая состоит из пяти общественно-экономических формаций, становится все более очевидной. Всемирно-исторический процесс гораздо богаче данной теоретической модели. Поэтому становится необходимым дополнение этого толкования иным нелинейным подходом к пониманию истории, которым является так называемый цивилизационный подход. Цивилизационный, или культурологический подход к пониманию философии сложился в X I X — X X вв. Его главной чертой является утверждение идеи о существовании множества культур и цивилизаций, их локальности и разнокачественное. Здесь отрицается жесткая однолинейная схема общественного прогресса. Одним из основоположников такого подхода был русский социологи естествоиспытатель Николай Данилевский (1822—1885), который выдвинул концепцию обособленно существующих куль турно-исторических типов (цивилизаций, проявляющихся через четыре важнейшие формы деятельности, или основы (самопроявления) цивилизаций — религиозную, культурную, политиче- 1 ИВН^Н скую, социально-экономическую. Подобно биологическим организмам, культурно-исторические типы находятся в процессе непрерывной борьбы с внешней средой и друг с другом и проходят стадии зарождения, возмужания, дряхления и гибели (вымирания, или деградации до уровня аморфного этнографического сырья для других культурно-исторических типов. Смысл всемирной истории Данилевский видел в выявлении особенностей самопроявления культурно-исторических типов народов, которые развиваются по своим особым законам. Данилевский определил некоторые законы развития культурно-исторических типов 1) народы, говорящие на одном или близких языках, составляют один культурно-исторический тип 2) для возникновения и развития культурно-исторического типа необходима определенная политическая независимость 3) успехи цивилизации зависят от различных элементов культурно-исторического типа 4) процесс формирования цивилизации длителен а период их расцвета краток 5) цивилизации развиваются замкнуто и изолированно, однако это не значит, что они не влияют друг на друга. Выделив тринадцать культурно-исторических типов, Дани левский наибольшее внимание уделил славянскому типу — молодому и качественно новому, призванному привнести подлинный смысл в будущее человечества. Продолжили развил взгляды Данилевского немецкий мыслитель Освальд Шпенглер (1880—1936), который также критически относился к европоцентристской однолинейной схеме общественного прогресса. Основной категорией в философии Шпенгле ра является культура, которую он понимал как особый организм, который обособлен от других, подобных ему организмов. Отсюда следовал вывод, что единой общечеловеческой культуры нет и быть не может. Поэтому Ш пе н гл ер отрицал целостность и единство всемирной истории, наличие в ней постоянного и общего. Он выделил в истории человечества восемь культур египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, гре ко-римскую, византийско-арабскую, западноевропейскую и культуру народа майя. Ожидал они появления русско-сибирской культуры. Каждый культурный организм, по Шпенглеру, существует определенный жизненный срок (около тысячи лет, после чего перерождается в цивилизацию и погибает. Каждая из культур имеет свой глубинный смысли одинаковое значение в исто- рическом процессе. Смысл же истории ученый видел в постижении судьбы, души и языка культур. Еще одним сторонником теории локальных цивилизаций является английский историки социолог Арнолд Тойнби (1889—1975), который, развивая мысли Данилевского и Шпенг лера о цикличности истории, понимал ее как совокупность историй отдельных, своеобразных и относительно замкнутых цивилизаций (в первоначальном варианте он насчитывал их 23, а затем сократил до 13). Рассматривая цивилизации как динамичные образования эволюционного типа, Той н б и выделял в каждой цивилизации основные стадии исторического существования возникновение, развитие, надломи разложение. После прохождения этих основных фаз цивилизация, как правило, погибает, уступая место другой цивилизации. Считая социальные процессы, последовательно происходящие в этих цивилизация, аналогичными, Той н б и пытался вывести на этом основании некоторые формальные эмпирические законы повторяемости общественного развития, которые позволили бы предвидеть глобальные события в обозримом будущем. Смысл всемирной истории Той н б и видел в религиозной эволюции и духовном совершенствовании человечества. Цивилизация, пом не ни ю историка, возникает из примитивных обществ в результате жизненного вызова, порождаемого исключительными обстоятельствами разного характера и успешного ответа на этот вызов. Вызовы могут быть как природными, таки человеческими. Движущей силой развития цивилизаций является творческое меньшинство, которое, удачно отвечая навозника ю щи е вызовы, увлекает за собой инертное меньшинство. Таким образом, с позиции цивилизационного подхода исторический процесс предстает как последовательно нелинейный процесс, поступательный характер которого определяется не характеристиками выше — ниже, а тем, что каждая цивилизация в своем процессе саморазвития и самоопределения проходит все основные ступени филогенетического пути человечества и рассматривается как уникальное социальное образование, со своей историей и неповторимой индивидуальностью. Сравнение формационного и цивилизационного подходов позволяет сделать следующие выводы 1) формационный подход стремится в процессе анализа охватить все общество и акцентирует внимание на его динамике цивилизационный же подходи с - мов). Причем формационная составляющая монадного подхода фиксирует внимание на общих моментах для различных стран, переживающих одну и туже ступень-Исторического развития, а цивилизационная составляющая акцентирует внимание на особенностях социальных организмов, их неповторимости. Таким образом, в монадном подходе учитываются и реализуются обобщающие возможности формационного подхода и индивидуали зирующие возможности цивилизационного подхода не на основе их противопоставления, а на основе единства и взаимодополняемости. Как уже отмечалось выше, проблема смысла истории занимает видное место в большинстве направлений философии истории. В тоже время появились концепции, в которых проблема смысла истории является центральной. Коротко рассмотрим суть этих концепций. Теория видного немецкого философа Карла Ясперса (1883—1969) утверждает, что смысл истории находится за пределами самой истории. Смыслом и основой истории является вера, общая для всего человечества, которая его не разъединяет, а сплачивает. Такую веру человечеству не может предложить ни одна мировая или национальная религия. Я спер с считал, что общей для человечества верой может стать только философская вера, которая возникла в так называемое осевое время мировой истории. Осевым временем, которое выявило универсальный смысл истории, он предлагает считать период между 800 и 200 гг. дон. э . , когда одновременно творили древнегреческие философы, пророки еврейского народа, основа ЧАСТЬ III. Социальная философия тели зороастризма в Иране, конфуцианства и даосизма в Китае, буддизма и джайнизма в Индии. Эпохе осевого времени мы обязаны рождением мировых религий, пришедших на смену язычеству, и возникновением философии, которая сменила мифологическое мировоззрение на планете почти одновременно возникло несколько мощных духовных центров, внутренне родственных друг другу. Эпоха осевого времени помогла человеку ощутить себя человеком, пробудила его дух, приобщила косно вам культуры и нравственности, поставила передним вопросы о смысле человеческого существования и смысле бытия Осознание человеком самого себя, пробуждение его духовности, считал Я спер с , стало началом общей истории человечества, которое до сих пор было разделено на локальные, несвязанные между собой культуры. С тех пор человечество обречено на общность судьбы и единую веру. В противном случае его история может закончиться катастрофой. Для объединения людей на общих духовных началах, установления между ними согласия и взаимопонимания огромную роль у Я спер с а играет коммуникация, поэтому его философию истории часто называют коммуникативной. Проблему смысла и направленности исторического процесса рассматривали американский философ Френсис Фукуяма, предлагая свою теорию конца истории. « Конец истории он видел в том, что человечество когда-нибудь таки найдет оптимальную форму общества и государства. Общечеловеческий идеал он видел в либеральных идеях и взглядах, на основе которых должны быть удовлетворены все потребности человека и разрешены основные противоречия общества. Либерализм, по его мнению, представляет собой рациональную форму организации общества, которая не имеет альтернативы, поэтому человечеству ничего не остается, как распространять эту идеологию на другие страны и тем самым создавать общечеловеческое государство — либеральную демократию в политической сфере. В этом Фукуяма и видел смысл истории человечества. Существуют и другие точки зрения на смысл истории. Например, некоторые философы считали, что история лишена всякого смысла, является загадкой для людей, и пессимистически оценивали будущее человечества (Артур Шопен га у эр, Яков Бургхардт). Другие утверждают, что история есть иррациональный поток событий, которые не поддаются рациональному объяснению Фридрих Ниц ш е , Эдуард Гартман) и др. РАЗДЕЛ 16. Смысли направленность истории Важное место в философии истории занимает также идея исторического прогресса. Прогресс (от лат progressus — движение вперед, успех) означает направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. О прогрессе можно говорить применительно к обществу (в этом случае мы имеем ввиду социальный прогресс или к отдельным его элементам, к структуре или иным параметрам общества (и тогда мы имеем ввиду научно-технический прогресс, прогресс в духовной сфере, в сфере образования, здравоохранения, защиты окруокающей среды и т. д. Основные концепции прогресса мы уже рассмотрели. Здесь же важно отметить, что прогресс по своей сути противоречив, так как имеет обратной стороной регресс те. переход от высшего к низшему, от более совершенного к менее совершенному. И если человечество что-либо обретает, то с такой же неизбежностью и теряет. Каждый шаг вперед является и определенным шагом назад. Поэтому только в самом общем смысле можно говорить о движении человечества в направлении прогресса либо регресса. Анализируя историю обществам о ж но сказать, что до сих пор она двигалась в основном по пути прогресса, и с этим утверждением согласно большинство современных философов истории. Но далеко не все ученые верят в идею общественного прогресса, некоторые даже говорят о губительном влиянии прогресса на развитие. Так Аурелио Печчеи настаивает на опасности прогресса — этого анархического, по его словам, процесса, который не поддается никакому внешнему регулированию и осуществляет новые шаги вперед без какой-либо реальной связи с потребностями общества, не обращая внимания на возможные губительные последствия для развития жизни на планете. В этом же убежден и Олеин Тоффлер (род. в 1928 г. Он предупреждает, что прогресс приносит поток изменений, который разрушает институты, изменяет ценности и подрывает наши жизненные корни. Спорным вопросом теории социального прогресса является выяснение его критериев Просветители X V I I в. критерием прогресса считали человеческий разум. Позже таким критерием стал считаться уровень развития производительных сил и производственных отношений. В настоящее время в качестве основных критериев прогресса часто выделяют социально-политический, идеологический, гуманистический критерии и др. Сих помощью ЧАСТЬ III. Социальная философия ЕВВШ можно определить прогрессивность тех или иных социальных систем, политических режимов, общественных движений. Однако все названные критерии характеризуют лишь отдельные стороны общественной жизни и не дают полного представления о прогрессе общества в целом. Общим, или общефилософским, критерием развития общества, очевидном о ж но считать уровень гуманизации общества, место в нем личности, уровень ее духовной и социальной свободы, качество удовлетворения ее материальных и духовных потребностей. Этот критерий показывает, в какой степени человек в данном обществе имеет возможности для развития. С позиции этого критерия каждое общество настолько прогрессивно, насколько оно расширяет круг прав и свобод личности, создает условия для ее самореализации, развития потребностей и их удовлетворения. ВЫВОДЫ 1. Философия истории — это раздел философии, занимающийся объяснением смысла, закономерностей, основных направлений исторического процесса, а также обосновывающий методы его познания. Ее составными частями являются онтология философии истории, гносеология философии истории, история философии истории и антропология философии истории, а функциями мировоззренческая, теоретическая, методологическая и прогностическая. 2. Среди современных концепций философии истории наиболее влиятельными являются гносеологическое направление критическая философия истории, онтологическая концепция, аксиологическая концепция, технократичные концепции истории и некоторые другие. 3. Наиболее полно и глубоко направленность исторического процесса раскрывают формационный и цивилизационный подходы, на основании которых некоторые исследователи предполагают монадный подход. Контрольные вопросы 1. Что является предметом философии истории 2, Каковы основные направления формирования философского осмысления истории В чем состоит своеобразие любого из них РАЗДЕЛ 16. Смысли направленность истории 3. Кто ввел понятие «общественно-экономическая формация и заложил основы формационной теории исторического процесса 4. В каких основных значениях употребляется термин формация 5. Что такое цивилизация 6. Какие изменения происходят в цивилизационном подходе кис тории на неклассическом этапе развития 7. Охарактеризуйте особенности монадологического понимания цивилизаций. 8. Какие социально-философские модели общества существуют в современном теоретическом знании 9. В чем состоит сущность общественного прогресса Каковы истоки, движущие силы, факторы общественного прогресса 10. В чем, по-вашему, смысл истории РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Бердяев НА Смысл истории. М . , 1990. 2. Бойченко В, Бойченко М. . Фшософ1я icTopi'i: предмет, напрям- ки, детермшютсыа та IrpoBi концепца. Киев, 1995. 3. Вико Д Основания новой науки об общей природе наций. М Киев, 1994. 4. Вольтер. Философия и методология истории // Историки и история Жизнь, судьба, творчество В х т. М , , 1998. 5. Гегель Г Лекции по философии истории. С П б . , 1993. 6. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М . , 1991. 7. Жекин Т.В. Социальная философия истории. Киев, 1996. 8. Памфилова Э Развивается ли наше общество // Общественные науки и современность. 1993. № 1. 9. Полибий. Всеобщая история. С П б . , 1995. 10. Фукуяма Ф Конец истории // Вопросы философии. 1990. № 3. 11. Шпенглер О Закат Европы Очерки морфологии истории В х т. М . , 1998. 12. Ясперс К Смысли назначение истории. М . , 1991. Раздел 17 СОЦИАЛЬНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ИГЛ ОБА ЛЬ Н Ы Е ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ Наверное, нет и не было человека, которому не хотелось бы узнать о своем будущем, будущем своих детей, страны, в которой он живет Поэтому неслучайно с глубокой древности у самых различных народов почетом и уважением пользовались люди, способные заглянуть за горизонты текущего дня поднять завесу над будущим У персов они назывались магами, у вавилонян и ассирийцев — халдеями, у жителей Древнего Египта — жрецами, у предков славян — волхвами, ведунами и духовидцами. Особое место провидцы будущего занимали у жителей античной Греции. Особое внимание предвидению будущего в различных формах отводилось ив истории философии, ив общественной мысли в целом Значение предвидения возрастало в переходные эпохи истории, в периоды острых социальных конфликтов Это характерно и для современной эпохи с ее глубокими глобальными трансформациями во всех сферах жизни человечества В сложившихся условиях вопросы социального предвидения приобретают исключительно важное теоретическое и методологическое значение, а их разработка становится одной из актуальных задач философской мысли Действительно философия, которая не занимается будущим, будущего не имеет. Цель данного раздела такова охарактеризовать предвидение в самом общем виде, рассмотреть основные его виды определить, что такое социальное прогнозирование, каковы его методы и типы проанализировать основные футурологические концепции нашего времени, обусловленные глобальными проблемами современности. РАЗДЕЛ 17. Социальное прогнозирование и проблемы современности |