Данильян_Тараненко_Философия. Учебник москва эксмо 2005
Скачать 7.94 Mb.
|
§ 2. Классификация ценностей. Ценностные ориентации и их социальная обусловленность В окружающей действительности мало явлений, безразличных для людей, явлений, к которым они не выражают никакого ценностного отношения. Поэтому ценностей также много, как явлений природы, общества, человеческих поступков и чувств. Однако это справедливо, если мы имеем ввиду не отдельного человека, а все человечество. У отдельного же человека диапазон ценностей, те. интересующих его явлений, может быть и очень узким, ограниченным. Ограниченность личности выражается в ограниченном числе и характере ее жизненных ценностей, жизненных интересов. Многообразие ценностей, существующих в обществе, вызывает необходимость в их определенной классификации. Следует отметить, что единого подхода кр е ш е ни ю этой проблемы в современной аксиологии также нет. Поэтому, обобщая имеющиеся в различных концепциях подходы к этой проблеме, можно провести классификацию ценностей последующим основаниям по сферам общественной жизни по субъектам, или носителям ценностей пороли ценностей в жизни общества. В соответствии с основными сферами общественной жизни обычно различают три группы ценностей материальные, соци ально-политические и духовные. Материальные ценности — это ценностно значимые природные объекты и предметы, те. средства труда и вещи непосредственного потребления. К природным ценностям относятся естественные блага, заключенные в природных богатствах. А к предметным ценностям — предметы материального мира, созданные ЧАСТЬ III. Социальная философия в результате человеческого труда, а также предметы культурного наследия прошлого. Социально-политические ценности — это ценностное значение социальных и политических явлений, событий, политических актов и действий. К социально-политическим ценностям, как правило, относят социальное благо, содержащееся в политических и социальных движениях, а также прогрессивное значение исторических событий, способствующих процветанию общества, укреплению мира и сотрудничества между народами и т. д. Духовные ценности — это нормативно-оценочная сторона явлений общественного сознания, выраженная в соответствующих формах. Духовными ценностями принято считать ценности науки, морали, искусства, философии, права и т. д. При всем своем различии материальные, социально-полити ческие и духовные ценности тесно взаимосвязаны, ив каждом из видов имеется аспект другого вида ценностей. Более того, есть ценности, которые можно отнести и к материальными к соци ально-политическим, и к духовным. Это прежде всего ценности, имеющие общечеловеческую значимость. Среди таковых — жизнь, здоровье, свобода и т. п. Второе основание классификации ценностей — по субъектам. Здесь различают ценности индивидуальные, групповые и общечеловеческие. Индивидуальная, или личностная, ценность — это ценностная значимость предмета, явления, идеи для конкретного человека. Любая ценность по своей сути индивидуальна, ведь только человек способен оценивать предмет, явление, идею. Личные ценности порождаются потребностями и интересами индивида. Они определяются склонностями, вкусами, привычками, уровнем знаний и другими индивидуальными особенностями людей. Если же мы говорим о групповых или общечеловеческих ценностях, то этим подчеркиваем, что данный предмет, явление положительно оценивает не один индивида некая их совокупность. Групповые ценности — это ценностная значимость предметов, явлений, идей для какой-либо общности людей (класса, нации, трудового коллектива и пр. Групповые ценности имеют большое значение для жизнедеятельности того или иного коллектива, сплачивая входящих в него индивидов едиными интересами, ценностными ориентациями. РАЗДЕЛ 15. Ценности в жизни человека и общества Общечеловеческие ценности — это ценностная значимость предметов, явлений, идей для мирового сообщества. К общечеловеческим ценностям относятся во-первых, социально-политиче ские и нравственные принципы, разделяемые большинством населения мирового сообщества. Во-вторых, к таковым относятся общечеловеческие идеалы, общенародные цели и основные средства их достижения (социальная справедливость, человеческое достоинство, гражданский долги т. п. К общечеловеческим ценностям относятся также природные ценности и ценности, которые по своей сути и значимости имеют глобальный характер проблемы сохранения мира, разоружения, международного экономического порядка и др. Сточки зрения той роли которую ценности играют в жизни общества и человека, их можно разделить натри следующие группы J. Ценности, имеющие второстепенное значение для человека и общества Это те ценности, без которых нормальное функционирование общества и человека не нарушается. 2. Ценности повседневного спроса и повседневного обихода. К этой группе относится большинство как материальных, таки духовных ценностей. Это все то, что необходимо для нормального удовлетворения материальных и духовных потребностей человека, без чего общество не может функционировать и развиваться. 3. Высшие ценности — это предельные по своей значимости ценности, отражающие фундаментальные отношения и потребности людей. Без высших ценностей не только не может состояться личность, но и невозможна нормальная жизнь общества в целом. Существование высших ценностей всегда связано с выходом за рамки частной жизни индивида, они приобщают к тому, что выше его самого, чем определяется его собственная жизнь, с чем неразрывно связана его судьба. Вот почему высшие ценности, как правило, носят общечеловеческий характер. Кв ы с ш им ценностям относится часть материальных, духовных и социально-политических ценностей. Это прежде всего мир, жизнь человечества представления о справедливости, свободе, правах и обязанностях людей, дружбе и любви родственные связи ценности деятельности (труд, творчество, созидание, познание истины ценности самосохранения (жизнь, здоровье ЧАСТЬ 111, Социальная философия ценности самоутверждения, самореализации ценности, характеризующие выбор личных качеств (честность, храбрость, верность, справедливость, добро) и др. Классификация ценностей по разным основаниям диалектична, те. она не является жесткой и неподвижной Во-первых, с изменением условий ценности могут переходить из одного вида, из одного ряда значимости в другие Во-вторых, с развитием общества могут возникать новые ценности, и наоборот, утрачивают значимость или вообще уходят в небытие прежние ценности. В-третьих, ценности находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии друг с другом не только в рамках какого-либо видано и между видами, в группах и между группами. Наконец, в каждом из видов ценностей, в свою очередь, следует различать множество разновидностей. Например, в группе духовных ценностей можно четко выделить моральные ценности, эстетические, познавательные (гносеологические) и др. Среди группы высших ценностей всегда особо выделяют жизнь как ценность (ценности жизни, здоровье как ценность и свободу как ценность. Жизнь относится к наивысшим ценностям потому, что вне жизни человека вообще нет и не может быть ценностей. Для индивида жизнь выступает как самая высокая ценность, благо безотносительно к чему бы тони было. В свою очередь, ценность жизни является своеобразным фундаментом и вершиной для всех других ценностей. В зависимости от понимания ценности жизни будут формироваться также отношения между людьми и общества к человеку. Если в первом случае ценность жизни рассматривается вин дивидуальном аспекте, то во втором — в социальном аспекте, те. здесь значимость жизни определяется не для самого индивида, а для общества. Вопрос о том, является лисам человек ценностью, имеет две стороны 1) в чем для него состоит ценность другого человека и человека вообще 2) в чем ценность его собственной жизни Не вдаваясь в подробности, отметим, что ответ на эти вопросы не может быть однозначным. Дело в том, что интерес индивида к другим людям зависит не только оттого, каковы люди, но и оттого, каков он сам. К этому следует добавить, что постановка вопроса о ценности человеческой жизни и самого человека нахо- РАЗДЕЛ 15. Ценности в жизни человека и общества дится в прямой зависимости от исторических условий. Например, в Средние века убийство феодалом своего крепостного не считалось грехом и не каралось. В настоящее же время право на жизнь признано за каждыми нет страны, в которой бы убийство не каралось так или иначе. Итак, человек — это особая, абсолютная ценность. Сего интересами соотносятся все иные ценности. Теперь о здоровье как ценности Здоровье — естественная, абсолютная и непреходящая ценность, занимающая одну из верхних ступеней в иерархической лестнице ценностей. От степени обладания здоровьем зависит уровень удовлетворения практически всех потребностей человека. Потребность в здоровье имеет всеобщий характер, она присуща как отдельным индивидам, таки обществу в целом. В силу этого различают индивидуальное личное) здоровье и общественное здоровье, или здоровье населения. Состояние здоровья сказывается на всех сферах жизни человека и общества. Так, полнота и интенсивность жизни конкретного человека находятся в непосредственной зависимости от уровня его здоровья, его качественных характеристик. В свою очередь, здоровье населения оказывает большое влияние на качество трудовых ресурсов, производительность общественного труда и тем самым на динамику экономического развития общества. Большое значение для человека имеет свобода как ценность. Философское понимание этой категории можно выразить вслед у ю щ ем определении свобода — это способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. Свобода всегда и всюду остается величайшей ценностью. Как ив других случаях, свобода становится ценностью, если человек ее осознает. Там, где нет осознания ценности свободы, осознания себя как равного с другими людьми, там нет ни подлинной самооценки, ни человеческого достоинства. Понимание своей несвободы и осознание ценности свободы наиболее полно проявляется в период резких социальных трансформаций. Свобода — право всех людей в равной мере пользоваться достижениями цивилизации и распоряжаться плодами своего труда и своей судьбой. Свобода есть выбор. И как каждый выбор, осуществляемый сознательно, она связана для личности с предпочтением одной из альтернативных возможностей и отказом от дру- ЧАСТЬ III. Социальная философия той А чтобы выбор не становился ограничителем последующей деятельности личности, она должна руководствоваться важным правилом всякий раз, делая выбор, следует стремиться к тому, чтобы перспектива последующих выборов не снижалась, а расширялась, позволяя человеку выявлять свои новые профессиональные, нравственные и интеллектуальные потенции. Итак, мы установили, что существует большое многообразие ценностей, и произвели их классификацию. Теперь необходимо выяснить, всели реальные ценности становятся фактором человеческого сознания Безусловно, нет Иногда это происходит по объективным причинам, зависящим от самого человека. Те ценности, которые осознаются и переходят в убеждения индивида, превращаются в ориентации, определяющие образ его действий. Иначе говоря, осмысленные ценности становятся ценностными ориентациями личности. Кратко рассмотрим проблему ценностных ориентации личности Данное понятие было введено в научный лексикон в его д ы X X в . социологами У . Томасом и Ф . З на не ц к им, которые рассматривали ценностные ориентации как социальную установку личности, регулирующую ее поведение. В качестве таковой ценностная ориентация стала предметом исследований. Появилось множество различных толкований. Мы будем ориентироваться наследующее определение. Ценностные ориентации — это важнейшие элементы структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отделяющие значимое, существенное для данного индивида от незначимого, несущественного. Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных ориентации образует своего рода ось сознания, которая обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного вида поведения и деятельности, выражающуюся в направленности его потребностей и интересов. В силу этого ценностные ориентации выступают важнейшим фактором, регулирующим, детерминирую щи м мотивацию личности. Развитые ценностные ориентации — признак зрелости личности, показатель меры ее социальности. Важнейшими ценност- РАЗДЕЛ 15. Ценности в жизни человека и общества ными ориентациями личности являются патриотизм, коллективизм, гуманизм, творчество. Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентации определяет такие качества личности, как ценность, надежность, верность определенным принципами идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции, упорство в достижении цели. Противоречивость в ценностных ориентациях порождает непоследовательность в поведении. Неразвитость ценностных ориентации — признак инфантилизма (свойства детского возраста, господства внешних стимулов над внутренней структурой личности. выводы 1. Ценности занимают важнейшее место в жизни человека и общества, ноне сами по себе, али ш ь на фоне сложившейся системы ценностных ориентации. 2. Все многообразие ценностей можно классифицировать потрем основаниям по сферам общественной жизни, по субъектам, пороли в жизни общества. 3. Наивысшими ценностями для человека являются жизнь как ценность, здоровье как ценность и свобода как ценность. Контрольные вопросы J. Что означает термин ценность Какова роль ценностей в жизни человека, общества' 2. Назовите основные аксиологические концепции и покажите их различия. 3. Дайте определения таких понятий, как цель, ценностная ориентация, оценка, норма. 4. В чем отличия ценности от значимости 5. Назовите основные функции оценки. 6. Как соотносятся понятия ценность и культура 7. Как классифицируются ценности 8. Какое место занимают ценности в структуре человеческой деятельности ЧАСТЬ Ш. Социальная философия 9. В чем отличие индивидуальных и общественных ценностей 10. Одинаковы ли ценности у различных людей 11. Назовите высшие ценности человека и дайте их краткую характеристику. 12. Что такое ценностные ориентации Назовите основные типы ценностных ориентации. 13. Перед каким ценностным выбором стоит современное человечество 14. Какими, на ваш взгляд, являются пути становления собственно человеческих ценностных ориентации в условиях современности РЕКОМЕНДОВАННАЯ АИТЕРАТУРА 1. Авопиани С.Ш. Природа знания и ценности. Тбилиси, 1989. 2. Блюмкин ВАМ и р моральных ценностей. М . , 1981. 3. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М . , 1990. 4. Давидович В.Е. Теория идеала. Ростов н/Д., 1983. 5. Дробницкий О.Г. Понятие морали. М . , 1974. 6. Золошухина-Аболина Е.В. О специфике высших духовных ценностей Философские науки. 1987. № 1. С. 11—18. 7. Малахов В.А. Цшшсть як категор1я культури // Фшософська думка. 1982. № 5. С. 76-85. 8. Ручка А.А. Социальные нормы и ценности. Киев, 1976. 9. Сшолович ЛИ Природа эстетической ценности. М . , 1972. 10. Философские и ценностные формы сознания. М . , 1978. 11. Шитов И.П. Природа художественной ценности. Киев, 1982. Раздел 16 СМЫСЛИ НАПРАВЛЕННОСТЬ ИСТОРИИ Известно что сущность и место любого социального явления в развитии обществам о ж но понять только в'том случае, если рассматривать его в единстве с развитием всего общества, те. в рамках всеобщего исторического процесса. Отсюда неизбежно возникают вопросы, касающиеся всей человеческой истории существует ли какая-либо цель исторического развития в каком направлении движется всемирная история имеет ли история ка кой-то определенный смысл. На все эти вопросы дает ответы раздел философии, который получил название философия истории. Учитывая, что в современных учебниках недостаточно внимания уделяется раскрытию предмета философии истории, ее структуры и функций, данный раздел начинается с рассмотрения именно этих проблем. § 1. Предмет, структура и функции философии истории Что такое философия истории ив чем ее предмет Отвечая на этот вопрос, приведем определение философии истории, которое дается авторами « Философского энциклопедического словаря « Философия истории — раздел философии, связанный с интерпретацией исторического процесса и исторического познания. Итак, философия истории представляет собой составную часть философии. Предметом же философии истории является интерпретация, раскрытие смысла исторического процесса и исторического познания. Однако такой подход к определению фи Философский энциклопедический словарь. М . : Сов. энциклопедия, 1989. С . 700. ЧАСТЬ 111. Социальная философия л ос о фи и истории является далеко не единственным, поскольку входе исторического развития предмет, проблематика философии истории существенно изменялись ив настоящее время воспринимаются различными направлениями философии истории далеко неоднозначно. Так, например, исследования историков и философов античного периода (Геродот, Платон, Фукидид, Аристотель, Плутархи др) сводились к кропотливому собиранию сведений одеяниях людей прошлого и настоящего, о взаимодействии природы и человека, тек описанию и рассмотрению сырых исторических фактов без их теоретического осмысления и сведения в единую философско-историческую систему. Предметом философии истории Средневековья (Августин и др) выступала прежде всего проблема взаимодействия Бога и человека, определение смысла исторического процесса, движущей силой которого считалось божественное провидение, исследование назначения и задач исторических трудов. В эпоху Возрождения ив Новое время (Пикколо Макиавелли, Джамбаттиста Вико, Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс и др) предметом философии истории стало определение цели, направленности истории, а также роли человека, классов в историческом процессе (Огюстен Тьерри, Франсуа Гизо, Огюст Минье). Новое время породило и сам термин философия истории, который впервые употребил в 1765 г. французский просветитель Вольтер, считавший, что историк должен непросто описывать исторические события, а философски осмысливать исторический процесс. Позднее для Георга Гегеля и основоположников диалектического материализма Карла Маркса и Фридриха Энгельса основным предметом философии истории стал поиск общих закономерностей и диалектики исторического прогресса. В конце X I X — начале XX в. возникло много новых направлений философии истории, каждое из которых, в свою очередь, имело собственный предмет исследования. Например, представители теории исторического круговорота (Николай Данилевский, Освальд Шпенглер, Арнолд Тойнби), как и их предшественники, ставили задачу выявления закономерностей исторического процесса. Представители многочисленных направлений христианской философии истории неотомизма (Жак Маритен, Этьен Анри Жильсон и др, неоавгустизма (Морис Блондель, Габриель Марсель, Жан Лакруа), тейярдизма (Пьер Тейяр де Шарден) и отчасти РАЗДЕЛ 16. Смысли направленность истории экзистенциализма (Карл Ясперс) — центральной проблемой считали проблему смысла истории. Последователи же гносеологической теории и критики исторического познания (Вильгельм Диль- тей, Бенедетто Кроче) не ограничивались рамками собственно историографии, а анализировали также историческое сознание вши роком смысле слова. Свой специфический предмет имеют также неокантианская философия истории (Вильгельм Виндельбанд, Генрих Риккерт) и аналитическая философия истории (Эрнест Нагель, Карл Гемпель и др. Важной особенностью многих современных направлений философии истории X X в . является то, что их предметом стали глобальные проблемы всемирной истории, современной цивилизации и т. п. Как видно из этого небольшого обзора, в различных фило- софско-исторических школах нет единого подхода к проблеме предмета исследования. Это связано прежде всего стем, что различное понимание сути исторической реальности разными исследователями закономерно порождает множество философских интерпретаций исторического процесса, те. философии истории. Однако обобщение этих подходов позволяет заключить, что философия истории — это раздел философии, занимающийся объяснением смысла, закономерностей, основных направлений исторического процесса, а также обосновывающий методы его познания. Общая характеристика предмета философии истории позволяет перейти к рассмотрению ее структуры и функций. Структура философии истории Определяя структуру философии истории, мы можем сделать вывод, что этот компонент тесно зависит от методологических установок последователей того или иного направления философии истории. В тоже время, если не обращать внимания на несущественные расхождениям о ж но выделить основные проблемы, которые рассматриваются в большинстве направлений. Назовем и коротко рассмотрим основные составные части философии истории (схема J6.1). Онтология философии истории — это составная часть философии истории, которая занимается рассмотрением проблем собственно исторического бытия смысла и направленности истории, социального прогресса, социального детерминизма, становления единого исторического пространства, определения основ единства всемирной истории, места человека в мироздании, вопроса исторического времени и т. д. Важное место в данном разделе зани- ЧАСТЬ III. Социальная философия Схема 16.1. Структура философии истории мает также изучение логики развития общества, взаимосвязи и взаимозависимости его различных сторон и т. д. Гносеология философии истории главное внимание уделяет проблемам исторического познания, аи м е н но изучению, анализу и объяснению исторических фактов и событий, определению специфики исторического знания, а также поиску истины в историческом познании и пр. История философии истории исследует проблемы возникновения и развития философии истории, формирования ее предмета, процесс внутренней дифференциации философии истории, входе которого возникли различные направления и течения. Важными проблемами данного раздела философии истории являются также вопросы периодизации исторического процесса, определения места философии истории среди других общественных науки др. Антропология философии истории определяет место человека в историческом процессе, роль в этом процессе субъектов истории и отвечает на вопрос Кто делает историю Как правило, различные направления философии истории к субъектам исторического процесса относят народна ц и ю , массу, толпу, социальные классы и выдающихся личностей и по-разному отвечают на поставленный вопрос. Функции философии истории Предмет исп е ц и фи ку философии истории невозможно раскрыть полностью, не рассматривая вопрос о ее функциях. Основываясь на том, что философия исто- РАЗДЕЛ 16. Смысли направленность истории рии является составной частью философии, можно предположить, что функции философии истории в основном те же, что и функции философии вообще. В тоже время нельзя забывать, что философия истории имеет свои специфические объект, предмет, методы, цели и задачи исследования, что говорит о наличии определенных особенностей. Давайте их рассмотрим (схема 16.2). Мировоззренческая функция философии истории заключается в том, что она формирует у человека общий взгляд на историю, те. на существование и развитие общества, единство и многообразие исторического процесса, на его смысли направленность, на место и роль в нем человека и т. д. Теоретическая функция философии истории состоит в том, что она позволяет проникнуть вглубь исторического процесса и судить о нем на уровне теории, те. системы взглядов о его сущности, содержании, направлении развития. Она дает возможность осуществить теоретическую реконструкцию исторического прошлого, установить истинность исторических фактов и событий. Методологическая функция философии истории заключается в возможности применения ее положений при исследовании отдельных явлений и событий исторического прошлого, изучаемых теми или иными общественными науками. В этом случае положения и выводы философии истории играют роль мощного методологического инструмента в исследованиях, осуществляемых в ЧАСТЬ III. Социальная философия области истории, социологии, экономики, политологии, философии права, психологии и других наук. Прогностическая функция философии истории состоит в том, что познание закономерностей исторического процесса помогает предвидеть тенденции развития общества, его отдельных подсистем, ближайших и более отдаленных последствий событий истории, деятельности людей. На основе такого предвидения возможно прогнозировать развитие тех или иных социальных явлений и общества в целом. Необходимо отметить, что все рассмотренные функции философии истории тесно взаимосвязаны и взаимопроникают друг в друга. Каждая из них предполагает остальные итак или иначе включает их в свое содержание. Уяснив предмет, структуру и функции философии истории, мы переходим к рассмотрению следующего вопроса. |