Главная страница

Данильян_Тараненко_Философия. Учебник москва эксмо 2005


Скачать 7.94 Mb.
НазваниеУчебник москва эксмо 2005
АнкорДанильян_Тараненко_Философия.pdf
Дата20.09.2017
Размер7.94 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаДанильян_Тараненко_Философия.pdf
ТипУчебник
#8855
страница32 из 33
1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   33
. _ ТИЙ88Й к их основополагающих гуманистических принципов, как свобода выбора народами собственного будущего, возрастающая многовариантность социального прогресса и т, дно и их практической реализации. Свое будущее человек создает сам. Размышляя о перспективах развития человеческой цивилизации, следует нет о ль кора з виват ь существующие, но илом ать старые догматы и стереотипы. Если не будет нового в современности, если человечество не решит сегодняшних глобальных проблем, то оно лишено будущего. Контрольные вопросы
1. Как соотносятся понятия предвидение, прогнозирование, прогноз
2. Что такое обыденное, интуитивное и научное предвидение
3. В чем состоит объективная возможность получения знаний о будущем
4. Что такое футурология
5. Какими методами пользуется прогностика
6. Какие типы прогнозов вам известны
7. Что такое непосредственное, обозримое и отдаленное будущее Какие возможны контуры обозримого будущего
8. Что такое Римский клуб С какой целью он создан
9. Какие функции выполняет социальное прогнозирование
10. Какие прогнозы вы можете высказать по поводу будущего нашей страны
11. Каковы потребности, производственные возможности и ресурсы современного человечества
12. В чем вы видите основную причину глобальных кризисов Что угрожает современному человечеству
13. Какие проблемы относят к числу глобальных По каким критериям они определяются
14. Имеет ли человечество шанс на выживание
15. Каковы предпосылки для выхода человечества из глобального кризиса
ЧАСТЬ III. Социальная философия РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Амосов КМ Разум, человек, общество, будущее. Киев, 1994.
2. Вол/сов Г Эра роботов и эра человека. М, 1991.
3. Волкогонова ОД Приоткрывая завесу времени о социальном предвидении будущего. М, 1989.
4. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности Перс англ. и фр. М, 1990.
5. Горохов В.Г., Розни В.М. Введение в философию техники. М,
1998.
6. Гулям Наби Сакхеб. Будущее человечества. Исламский прогноз // Свободная мысль. 1992. № 6.
7. Данильян О.Г., Тараненко В.М. Социальное прогнозирование и глобальные проблемы современности. Харьков, 1992.
8. Каике В.А. Этика. Техника. Символ. Обнинск, 1996.
9. Карпенко АС Фатализм и случайность будущего. М, 1990.
10. Князев ВЫ Человек и технология. Киев, 1990.
11. Научное предвидение общественных процессов. Киев, 1991.
12. Футурологические концепции эволюции цивилизации // Современные социально-политические теории. МС Словарь А АБСОЛЮТНЫЙ безусловный, неограниченный, безотносительный, наивысший. АБСОЛЮТНАЯ ИДЕЯ (лат absolutus
— безусловный) — основная категория философской системы Гегеля, определяющая безусловную, нематериальную и объективную всеобщность, которая в процессе развития воплощается в природе, человеке, обществе и сознании людей. АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА (лат absolutus
— безусловный) — истина, которая дает полное, всестороннее, исчерпывающее знание объективной действительности. АБСТРАКТНОЕ (лат abstractio
— отвлечение) — сторона действительности, ее одностороннее проявление как отдельное, оторванное от общего, таки общее, оторванное от отдельного одностороннее знание. АБСТРАКТНАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ (лат abstractio -
отвлечение) — такая возможность, которая, в принципе, вероятна, ноне имеет условий на данном этапе для ее преобразования в действительность. АБСТРАКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ (лат abstractio
— отвлечение) - целенаправленное, опосредствованное и обобщенное отражение в человеческом сознании предметов материального мира, их существенных сторон, связей и отношений. АВТАРКИЯ (греч autarkeia — самоудовлетворение) — 1) независимость, самодостаточность, позиция самоизоляции государства от экономических, социальных и других связей с другими государствами
2) внутренняя самоуспокоенность, самоудовлетворенность и самоизоляция духа, осознающего себя независимым от внешнего мира и других людей. АВТОНОМИЯ (греч autonomia, от autos — сам + nomos — закон) — самозаконие, определенная самостоятельность 1) самоуправление определенной части государства, которое осуществляется в пределах, предусмотренных конституцией 2) автономия нравственная — способность человека быть господином себе самому (И. Кант, те. способность личности к моральному, законопослушному поведению, которое обусловлено не внешними факторами, а внутренними мотивами и убеждениями.
Словарь АВТОРИТАРИЗМ (франц autoritarisme, от лат auctoritas — власть, влияние) — антидемократическая система власти, основанная наличной диктатуре и внешнем принуждении. АВТОРИТЕТ (нем autoritat, от лат auctoritas — власть, влияние) —
1) общепризнанное неформальное влияние какого-нибудь лица или организации в различных сферах общественной жизни) одна из форм власти, которая состоит в признании за кем-нибудь права принимать решения. АГНОСТИЦИЗМ (греч a — отрицание gnosis — знание) — философское учение, отрицающее возможность познания сущности вещей и закономерностей развития действительности. АКСИОЛОГИЯ (греч axios — ценный учение) — теория ценностей — обобщенные представления о предпочитаемых благах, объектах, значимых для человека, являющихся предметом его желания, стремления, интереса. АКСИОМА (греч axiotna) — исходное положение, которое не нуждается в доказательстве, так как является совершенно очевидными лежит в основе доказательства иных положений. АКЦИДЕНЦИЯ (от лат accidentia — случайность) — несущественное, случайное свойство субстанции, в противоположность атрибуту — субстанциальному свойству, существенному признаку вещи. АЛЬТЕРНАТИВА (франц alternative, от лат alter — один из двух) — необходимость выбора одной из двух или нескольких возможностей, которые взаимоисключают друг друга любая из таких возможностей. АЛЬТРУИЗМ (франц altruisme, от лат alter — другой) — бескорыстная забота о благе других, готовность жертвовать для других своими личными интересами. АЛЬТЕРНАТИВЫ ДИАЛЕКТИКИ противоположные диалектике концепции развития, способы духовного освоения мира, те. противоположные диалектике мировоззренческие и методологические установки (синергетика, метафизика, негативная диалектика, не­
отомистская аналектика). АМБИВАЛЕНТНЫЙ (от лат атЫ — с обеих сторон + valentia — сила) — двойственный, характеризующийся одновременным проявлением противоположных качеств. АНТАГОНИЗМ (греч antagonisma — спор, борьба) — непримиримое противоречие. АНТАГОНИСТИЧЕСКИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ (греч antagonis­
ma — борьба, спор) — это противоречия между субъектами, коренные свойства (интересы) которых не совпадают, диаметрально противоположны.
Словарь АНТИНОМИЯ (греч anti — против и nomas — закон) — противоречие между двумя положениями, каждое из которых в одинаковой мере признается логически доказуемым. АНТИТЕЗИС (греч antithesis — противоположение) — 1) положение, суждение, противопоставляемое тезису 2) в философии Гегеля — вторая из трех ступеней триады (тезис, антитезис, синтез. АНТРОПОГЕНЕЗ (греч anthropos — человек и genesis — происхождение, возникновение) — процесс возникновения и развития человека как общественного существа. АНТРОПОЛОГИЗМ (греч anthropos — человек и logos — учение, слово) — философская концепция, представители которой усматривают в понятии человек основную мировоззренческую категорию и утверждают, что только исходя из нее можно создать систему представлений о природе, обществе и мышлении. АНТРОПОЛОГИЯ ФИЛОСОФСКАЯ (греч anthropos — человек +
logos — учение) — учение о природе и сущности человека. Центральная ее проблема — что есть человек. Термин философская антропология ввел И. Кант как раздел философии, интерес которой был прикован к проблеме автономности человека. Как философское направление возникает в конце XIX в. и занимается разработкой идеи человека на основе знаний, накопленных в разных науках о человеке. АНТРОПОМОРФИЗМ (греч anthropos — человек и morphe — форма) — наделение предметов и явлений природы, а также выдуманных мифических существ (богов, духов) человеческими свойствами. АН ТРОП ОС О Ц ИО ГЕНЕЗ продолжительный исторический процесс возникновения социальной формы движения материи, становления И формирования человека и общества. АН ТРОПОСФЕРА (греч anthropos — человек и sphaira — шар) — люди, человечество, основная подсистема социосферы. АНТРОПОЦЕНТРИЗМ (греч anthropos — человек + лат centrum — центр) — философский принцип, согласно которому человек является центром Вселенной и конечной целью мироздания. АПАТИЯ (греч apatheia — бесстрастие) — одно из главных понятий этики стоицизма, которое означает состояние душевного покоя, полной невозмутимости, когда чувства и страсти не мешают деятельности ума. А ЛЕЙ РО Н (греч apeiron — бесконечное, безграничное) — термин философии Древней Греции. У ранних философов — свойство первоэлементов, у Платона и пифагорейцев — синоним материи. АПОСТЕРИОРНЫЙ (от лат a posteriori — из последующего) — приобретенный опытным путем, основанный на данных опыта.
АПРИОРНЫЙ (от лат a priori — из предшествующего) — независимый от опыта, предшествующий опыту. АРТЕФАКТ (лат arte — искусство + factus — сделанный) — искусственное создание человека, структурный элемент в системе цивилизация — культура.
АРХЕ (греч arche — начало) — в древнегреческой философии универсальное начало всего сущего. АРХЕТИП (греч arche — начало и typos — образ) — 1) в позднеантичной философии прообраз, идея 2) в аналитической психологии КГ. Юнга — врожденные психические структуры, образы, мотивы, составляющие содержание так называемого коллективного бессознательного и лежащие в основе общечеловеческой символики, мифов, сказок, фантазий 3) древний, неизвестный текст, от которого берут начало другие письменные тексты. АРХИТЕКТУРА (греч architekton — строитель) — 1) вид искусства, целью которого является создание сооружений, отвечающих утилитарными духовным потребностям людей, включая их эстетические потребности 2) деятельность относительно проектирования и руководства процессом возведения сооружений, которая синтезирует в себе художественные, научные и творческие начала 3) совокупность характерных признаков сооружений какого-нибудь периода общей истории или истории национальной культуры. АСКЕТИЗМ (греч askeo — выполнять упражнения) — моральный принцип, который указывает людям на необходимость самоотречения, отказ от мирских благ и наслаждений, подавление чувственных стремлений ради достижения каких-либо социальных целей или морального самосохранения.
АТАРАКСИЯ (греч ataraxia) — в древнегреческой философии — невозмутимость, состояние душевного покоя, к которому должен стремиться мудрец. АТОМИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ (от греч atomos - неделимый) - обособление, разъединение, отчуждение людей друг от друга. АТОМИЗМ учение философии Древней Греции об атомарной природе всего сущего. Основоположником научно оформленного атомизма считается Демокрит, который утверждал, что материя состоит из самих мелких частиц — атомов. АТРИБУТ (от лат attributum — данное, приписанное) — неотъемлемое свойство субстанции. АУТЕНТИЧНЫЙ (греч authentikos) — подлинный соответствующий подлинному, исходящий из первоисточника аутентичное толкование закона — толкование, даваемое тем органом государственной власти, который издал соответствующий акт.
Б БАЗИС (греч basis — основа) — совокупность производственных отношений, которые составляют экономическую структуру данного общества. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ скрытые глубинные слои человеческой психики, результат проявлений в ней действия глубочайших инстинктов жизни бессознательное ощутимо влияет на процессы сознания, особенно — на творчество, представление о ценностях, жизненный выбор, мотивацию действий. БИОГЕОЦЕНОЗ (греч bio — жизнь ge — Земля koinos — общий) — сложная естественная система, компонентами которой являются организмы и неорганические факторы, связанные между собой обменом вещества и энергии. БИОЛОГИЧЕСКОЕ (греч bio — жизнь) — понятие, которое характеризует способность живой природы приспосабливаться к изменяющимся условиям. БИОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ (греч bio - жизнь) - течение в философии второй половины XX ст, общим признаком которого является перенесение биологических законов на общественную жизнь. БИОСФЕРА (греч bio — жизнь sphaira — шар) — земная оболочка, охваченная жизнью и имеющая в связи с этим своеобразную геологическую и физико-химическую организованность (известняки, горючее, ископаемые, кислород и т. п. БЫТИЕ философская категория, обозначающая реальность, которая существует объективно, вне и независимо от сознания человека. В ВЕНСКИЙ КРУЖОК философский кружок, положивший начало логическому позитивизму. Возник в 1922 г. в Вене на основе философского семинара, который действовал при университете под руководством австрийского физика Морица Шлика. ВЕРА — форма и способ восприятия социальной информации, норм, ценностей и идеалов общественной жизни, при которых они, не будучи собственным практическим или познавательным опытом, принимаются как очевидные факты или характеристики объективной действительности. ВЕРИФИКАЦИЯ (лат verus — истинный и facio — делаю) — один из исходных принципов логического позитивизма, согласно которому
истинность всякого утверждения о мире должна устанавливаться путем эмпирической проверки. ВЕЩЕСТВО вид материи, представляющий собой совокупность дискретных образований, которые имеют массу покоя. ВЗАИМОСВЯЗЬ категория, отражающая взаимоотношение и взаимодействие предметов и явлений в процессе движения и развития, возникновения и исчезновения. ВИДИМОСТЬ то, что искажает представления о сущности предмета, процесса. ВИТАЛЬНЫЙ (лат vitalis) — жизненный, имеющий отношение к жизненным явлениям. ВНЕШНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ противоречия между различными предметами, процессами или явлениями. ВНУТРЕННИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ противоречия, выражающие взаимоотношение между противоположными тенденциями внутри предмета или явления. Это противоречия внутри одной сущности. ВОЗМОЖНОСТЬ философская категория для обозначения того, чего нет в действительности, но что может появиться в силу действия объективных законов материального мира. ВОЛЮНТАРИЗМ (лат voluntas — воля) — направление в философии, которое провозглашает первоосновой бытия волю. ВОЛЯ — способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. ВОСПРИЯТИЕ отражение предмета, явления в виде целостного чувственного образа, включающего в себя всю совокупность его свойств, качеств, сторон, которые отражены в ощущениях. ВРЕМЯ — одна из основных объективных форм существования материи. Время характеризует продолжительность существования процессов и явлений, последовательность изменения состояний враз витии всех материальных систем. В понятии времени отражаются такие свойства объектов, каких устойчивость и изменчивость, существование до, после и одновременно по отношению к другим объектам. Время характеризует необратимость оно течет от прошлого через настоящее к будущему. ВСЕЕДИНСТВО единство Вселенной, всего сущего — высший онтологический принцип организации бытия, означающий взаимопроникновение и вместе стем взаиморазделенность всех вещей и явлений мира. ВСЕЛЕННАЯ — окружающий мир, безграничный во времени и пространстве, бесконечно разнообразный в тех формах, которые приобретает материя в процессе своего развития.
ВСЕОБЩЕЕ предельно широкое общее, характерное для всех явлений действительности. ВСЕОБЩИЕ ЗАКОНЫ законы, действующие всегда и во всех без исключения явлениях и процессах мира — в природе, обществе ив мышлении. ВУЛЬГАРНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ (лат vulgaris - простой) - философское течение середины XIX в, упрощавшее и огрублявшее основные принципы материализма ив частности, сводившее сознание к физиологическим процессам, протекающим в головном мозге. Г ГАРМОНИЯ (греч harmonia — созвучность, согласие, противоположность хаоса) — философско-эстетичная категория, означающая высокий уровень упорядоченной многообразности, оптимальное взаимосоответствие разного в составе целого, которое отвечает эстетичным критериям совершенства, красоты. ГЕДОНИЗМ (греч hedone — удовлетворение) — направление в этике, утверждающее наслаждение, удовлетворение как высшую цель и основной мотив человеческого поведения. ГЕЛИОЦЕНТРИЗМ (греч helios — Солнце) — представление о том, что центральным телом Солнечной системы является Солнце. ГЕНЕЗИС (греч genesis — происхождение, возникновение) — процесс зарождения и становления. ГЕНЕЗИС ФИЛОСОФИИ (греч genesis — происхождение, возникновение) — происхождение, возникновение философии В более широком смысле — зарождение и последующий процесс развития философии, который приводит к определенному ее состоянию, виду ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СРЕДА — часть земного естественного окружения, включенного на данном историческом этапе в процесс общественного производства и являющегося необходимым условием существования и развития человеческого общества. ГЕОПОЛИТИКА концепция, которая использует толкование данных физической и экономической географии для обоснования политики государств. ГЕРМЕНЕВТИКА (греч hermeneutikos — объясняющий, толковый) — в современном словоупотреблении герменевтика употребляется в трех значениях' 1) теория и практика толкования текстов 2) течение в современной философии 3) методология наук о духе, главная задача которых — познание смысла. В XX в. герменевтика оформляется в одну из основных методологических процедур философии, сначала в границах экзистенциализма, затем собственно в философской
герменевтике. Герменевтика призвана уже не столько понять текст, сколько вложить в него новые интерпретации. Г ИЛЕ МОРФ ИЗ М (греч hyle — вещество + morfe — форма) — учение Аристотеля, согласно которому исходным составляющим любого сущего является материя — неопределенный пассивный материал и форма — активное упорядочение материи. Г ИЛ О З О ИЗ М (греч hyle — материя и zoe — жизнь) — философское учение об универсальной одушевленности материи, признающее, что всем формам материи свойственны способность к ощущению, восприятию и мышлению. ГИПОТЕЗА (греч hypothesis — основание, предположение) — способ познавательной деятельности, построения возможного, проблемного знания, в процессе которого формулируется один из возможных ответов на вопрос, который возник в процессе исследования. ГИПОТЕТИЧЕСКИЙ (греч hypothetikos) — основанный на гипотезе, предположениях. ГНОСЕОЛОГИЯ (греч gnosis — знание и logos — понятие, учение) — одна из фундаментальных философских дисциплин, изучающая познание, его роль в человеческой жизнедеятельности, движущие силы, противоречивость познания, критерии и признаки истинных знаний. ГУМАНИЗМ (лат humanus — человеческий, человечный) — взгляды, рассматривающие человека как высшую ценность, защищающие его свободу и всестороннее развитие. ДАРВИНИЗМ научная теория происхождения видов животных и исторического развития живой природы Земли, основоположником которой является Ч. Дарвин. ДВИЖЕНИЕ способ существования материи, ее всеобщий атрибут. Движение — это любое изменение в природе и обществе. Материи без движения не существует, поскольку не существует и движения без материи. ДЕЙСТВИЕ деятельность, которая рассматривается сточки зрения ее практического содержания и достигнутого результата. ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ философская категория для обозначения реализованной возможности, те. того, что реально существует. ДЕМОГРАФИЯ (греч demos — народи пишу) — наука о народонаселении, его структуре (возрастной, профессиональной, региональной, этнической) и динамике (рождаемость, смертность, миграция и т. п.
ДЕОНТОЛОГИЯ (греч cleon — нужное и logos — учение) — раздел этики, в котором рассматриваются проблемы долга, моральных требований и нормативов и вообще долженствования как специфической для нравственной формы проявления социальной необходимости. ДЕСКРИПТИВНАЯ ЭТИКА особая область этической науки, которая занимается конкретно-социологическим и историческим анализом морали того или иного общества. ДЕТЕРМИНИЗМ (лат determine — определяю) — материалистическое учение об общей диалектической обусловленности явлений природы, общества и человеческой психики, в частности воли. Главным в детерминизме является положение о причинной обусловленности всех явлений, при которой одно явление (причина) при определенных условиях порождает другое (действие. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержанием которою является его целенаправленное изменение и преобразование. ДИАЛЕКТИКА (греч dialektike (techne) — искусство вести беседу, спор) — наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления метод познания действительности в ее противоречивости, целостности, развитии процесс развития чего-либо во всем многообразии его форм и во всей его противоречивости. ДИАСПОРА (греч diaspora — рассеяние) — религиозная или этническая группа людей, которая живет в новых для себя районах на положении национально-культурного меньшинства. ДИНАМИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ законы, которые могут применяться как к отдельному объекту, таки к совокупности объектов. ДИСКУРС (лат discursus — рассуждение) — логически стройное, обоснованное суждение понятие, особенно популярное в постструк­
турализме и коммуникативной философии. ДИСКУРСИВНЫЙ (лат discursus — рассуждение) — рассудочный, обоснованный предшествующими суждениями (противоп. — интуитивный. ДИХОТОМИЯ (греч dichotomia, от dicha — на две части +
1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   33


написать администратору сайта