Данильян_Тараненко_Философия. Учебник москва эксмо 2005
Скачать 7.94 Mb.
|
I ка, самоотречении, в отказе его от жизненных благ и наслаждений с целью самоусовершенствования, достижения морального или религиозного идеала. В основе эвдемонизма лежит стремление человека к счастью, которое является главной целью жизни. Корпоративизм исповедует групповой эгоизм, провозгласивший смысл жизни в принадлежности к ограниченному сообществу, для которого главное — личные интересы Прагматизм выражает стремление человека к выгоде, благу Перфещионализм связывает смысл жизни с личным самоусовершенствованием, даже если оно осуществляется за счет интересов других людей. Представители гуманизма направляют свои усилия на утверждение достоинства и разума человека, его права наземное счастье, свободное проявление природных человеческих чувств и способностей. Сточки зрения веры в осуществление смысла жизни выделяют оптимизм, скептицизм, пессимизм. И не существует ситуаций, которые были бы напрочь лишены смысла — даже само РАЗДЕЛ 12. Человек как предмет философского анализа убийца верит в смысл если не жизни, то смерти. Жизнь и смерть, любовь и эгоцентризм, этика и аморальность, осмысленность и абсурд, нигилизм и самопожертвование — эти противоположные, но взаимосвязанные «абсолюты» человеческого бытия явно или опосредованно детерминируют выбор человеком самого себя. Схематически и довольно условно можно определить такие варианты разрешения проблемы смысла жизни в истории человеческой культуры. 1. Смысл жизни исконно существует в глубинах самой жизни. Для этого варианта наиболее характерно религиозное толкование жизни. Единственное, что делает осмысленной жизнь и имеет для человека абсолютный смысл, есть нечто иное, как активное соучастие в богочеловеческой жизни. Не изменение мира на принципах добра, но взращивание в себе субстанциального добра, стремление жить с Христом и во Христе. Бог создал человека по своему образу и подобию. И мы своей жизнью должны проявить его, потому что эмпирическая жизнь мира, как писал Семен Франк бессмысленна, как беспорядочно вырванные из книги страницы. 2. Смысл жизни находится за пределами жизни Его можно назвать жизнью ради других людей. Для человека жизнь становится осмысленной, если он служит интересам семьи, нации, общества, если он живет ради счастья будущих поколений. Для человека небезразлично, что он оставит после себя. Не зря прожить жизнь — это значит продлиться в своих потомках, передать им результаты своей материальной и духовной деятельности. Нона этом пути существует опасность оказаться в ситуации, когда вся твоя неповторимая жизнь превращается в средство для создания какой-либо идеи или идеала (это может быть идея коммунизма, светлого будущего и т. п. Если такая позиция не связана с духовной эволюцией человеческой личности, человек становится на путь фанатизма (история знает множество вариантов и классового, и национального, и религиозного фанатизма. 3. Смысл жизни создается самим субъектом Этот вариант можно понимать как жизнь ради жизни. Его основателем был древнегреческий философ Эпикур. Жить нужно так, считал он, чтобы наслаждаться самой жизнью, получать удовлетворение от жизненных благ и не думать о смерти. Ценность эпикурейской ЧАСТЬ III, Социальная философия позиции в том, что она предостерегает нас от ситуации, при которой поиск смысла жизни отодвигает на второй план саму жизнь. Жизнь сама по себе является ценностью, редким подарком, и человек должен относиться к ней с благодарностью и любовью. Ведь ему дана возможность переживать неповторимость собственного существования во всех его проявлениях — от радостей, взлетов и побед до падений, отчаяния и страданий. Вместе стем само эпикурейское отношение к жизни, если оно лишено ответственности за подарок жизни, утверждает в человеке эгоистическую позицию жизни ради себя и ведет к потере ощущения полноценности жизни. Объективная логика развития будущей цивилизации предполагает дальнейший социальный, духовный прогресс человека, утверждение более достойного человека гуманного смысла бытия. Немецко-французский мыслитель Альберт Швейцер (1875—1965) неоднократно подчеркивал Задача современников — достичь настоящей доброты, жить в согласии с самим собой. Только победа гуманного мировоззрения над антигуманизмом даст нам возможность с надеждой смотреть в будущее. ВЫВОДЫ 1. Философское познание имеет гуманистическую направленность, те. главным предметом философских рассуждений есть человек и его существование в мире. Все философские проблемы, какими бы абстрактными они ни казались, так или иначе связаны с проблемой человека. Неслучайно И. Кант вопрос Что такое человек считал основным вопросом философии. 2. Человек — это биосоциальное единство, в котором через социальное, биологическое и духовное реализуется человеческое, находящее свое проявление в психологическом, моральном, религиозном, политическом. Все эти формы проявления человеческого естества сосуществуют в органическом единстве, взаимодействии, взаимопроникновении. 3. Человек — это существо, способное своей деятельностью создавать собственную историю, в процессе которой формируется, изменяется и развивается его сущность. То есть сущность человека не является исторически неизменной. Она развивается вместе с развитием человека, человечества, аккумулируя в себе РАЗДЕЛ 12. Человек как предмет философского анализа содержание человеческого, содержание культуры, социальных ценностей. 4. Человек — единственное существо, осознающее свою смертность. С этим связан вопрос о содержании и смысле жизни, размышления над которыми являются для многих исходным пунктом в выработке линии жизни. Контрольные вопросы 1. Что такое комплексное человековедение и какова роль философии в его становлении 2. Какие вызнаете основные черты господствующего понимания человека в эпохи Античности, Средневековья и Нового времени 3. Какие современные концепции человека вам известны 4. Как вы относитесь к положению Библии И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдохнул в лице его дыхание жизни, и стал человек душей живою Насколько оно совпадает с принятой в науке концепцией антропосоциогенеза? 5. Что такое антропосоциогенез? 6. В чем состоят сущность и предназначение человека 7. Как соотносятся в человеке природное, общественное и духовное начала 8. Объясните известное положение о том, что человек одновременно является объектом и субъектом исторического процесса. 9. Почему следует рассматривать человека как целостное явление В чем выражается его целостность 10. Возможно ли выработать завершенное, исчерпывающее представление о человеке 11. Некоторые высокоорганизованные животные используют предметы как орудия труда, у них наблюдаются инстинктивные формы трудовой деятельности. В чем же тогда разница между животными человеком 12. Какова роль потребностей и интересов личности в ее деятельности 13. Как соотносятся понятия деятельность и активность 14. Что такое социализация 15. В чем состоит значение рассуждений о смерти ЧАСТЬ III. Социальная философия РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Аббаньяно И Экзистенция как свобода // Вопросы философии. 1992. № 8. 2. Бердяев НА О назначении человека. М, 1993. 3. Бубер М Проблема человека // Два образа веры. М, 1995. 4. Дюркгейм Э Самоубийство Социологический этюд. М, 1994. 5. Казначеев В.П., Спирин Е.А. Космопланетарный феномен человека. М, 1991. 6. Касирер Э Опыт о человеке // Проблематика человека в западной философии. М, 1988. 7. О человеческом в человеке. М, 1991. 8. Проблема человека в западной философии. М, 1988. 9. Сегеда С Основи антропологи Навч. пос1бник. Киев, 1995. 10. Тейяр де Шарден. Феномен человека. М, 1987. 11. Человек Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир — эпоха Просвещения. М, 1991. 12. Человек Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. X I X в. М, 1995. 13. Человек как философская проблема. М, 1991. 14. Это человек Антология. М, 1995. Раздел 13 ЛИЧНОСТЬ ИО Б Щ ЕСТ ВО Составной частью философской проблемы человека является проблема личности и ее взаимосвязи с обществом. Это объясняется тем, что проблему человека невозможно рассматривать в отрыве от социально-политических, экономических, культур но-информативных условий его существования. Ведь без гармонизации отношений в системе человек — общество — государство сложно говорить о возможности выживания не только отдельного индивида, но и общества в целом. Причем, рассматривая человека во взаимосвязи с общественной средой, следует не только акцентировать внимание насущности человека как такового, но и исходить из взаимовлияния общества наличность и личности на общество. Важной проблемой также является и диалектика свободы и ответственности личности в общественном развитии, их взаимная обусловленность. Такая постановка вопроса позволит раскрыть природу человека еще под одним углом зрения. § 1. Понятия человек, « индивид индивидуальность личность и их взаимосвязь Для того чтобы определить место человека в современном мире, а также выяснить взаимоотношения в системе личность — общество, необходимо остановиться на некоторых общих определениях и характеристиках, показывающих человека с различных сторон. Человек, как уже говорилось в предыдущей теме, имеет био социально-духовную природу. С одной стороны, это живое суще- ЧАСТЬ 111. Социальная философия ство со свойственными ему общими чертами, присущими человеческому роду, обладающее в тоже время собственным внутренним духовным миром, которому свойственны чувство, воля. С другой стороны, в онтологическом аспекте человек — существо социальное, раскрывающее свои сущностные черты именно в коллективе, в процессе общения. Посредством целенаправленной деятельности (труд, коммуникации (речь, системы оценки критика) и самооценки (самокритика) человек становится общественным животным, уникальным представителем биосферы, создавшим, по мнению Владимира Вернадского, свою собственную среду обитания — ноосферу. Таким образом человек — живое существо, которое имеет определенные потребности, удовлетворяет их в процессе производства благодаря общению и способности сознательно, целеустремленно преобразовывать мири самого себя. Однако, выяснив многоаспектность природы человека, невозможно ответить на вопрос, почему люди, которые принадлежат к одной этнической общности, отличаются друг от друга, почему одни люди известны всей стране, а о существовании других знает только ограниченный круг. Иными словами, для отображения всех аспектов многогранной человеческой личности используются различные качественные характеристики. Это такие понятия, как человек, индивид, индивидуальность, личность (схема 13.1). Рассмотрим эти понятия более подробно. Смысловым мостиком от биологического (человек) к социальному (личность, индивидуальность) является понятие индивид (от лат individuum — неделимое. Под понятием индивид, как правило, понимают конкретного человека. Наряду с общими чертами, которые присущи всему человеческому роду, индивид имеет свои особые качества, благодаря которым он отличается от других. Здесь и физические данные (рост, цвет глаз, кожи, волос, особенности строения тела, и природные задатки, и особенности его мышления и психики (свойства памяти, воображения, темперамента, характера, а также специфические потребности и интересы. В этом смысле мы говорим об индивидуальности человека. Итак, индивид — это отдельно взятый представитель человеческого рода, с присущими ему неповторимыми индивидуальными качествами. Понятие индивид тесно связано с понятием индивидуальность. Оно, как правило, означает совокупность свойств, способно РАЗДЕЛ 13. Личность и общество Схема 13.1. Соотношение содержания понятий человек, индивид, индивидуальность, личность emeu, особенностей и опыта личности, отличающих данного индивида от многих других Эта неповторимость вытекает из совокупности отношений конкретного человека с миром природы, обществом, другими людьми и зависит от его жизненной позиции, характера деятельности и уровня оригинальности. Индивидуальные оттенки имеет осознанная деятельность человека, в частности его суждения, поступки, культурные потребности. И хотя они не очень сильно отличаются от присущих другим людям — представителям одной и той же социальной группы, однако в индивидуальности есть что-то свое, свойственное только ей. Например, один человек воспринимает известие об определенном событии в обществе спокойно, другой — с улыбкой, а третий — с цинизмом. Таким образом, в отличие от индивида, ха ЧАСТЬ III. Социальная философия растеризующегося единичностью, индивидуальность отличается своей особенностью. Следующая, более высокая степень характеристики общественных свойств человека, — понятие личность Личность — это наивысшая степень духовного развития человека, представляющая собой устойчивую совокупность социально значимых качеств, характеризующих индивида как уникальную субъективность, способную осваивать и изменять мир Иначе говоря, каждая личность — человек, ноне каждый человек является личностью. Человеческим индивидом рождаются, а личностью — становятся. Ничего обидного для людей в этом высказывании нет, и используется оно лишь для того, чтобы в очень краткой форме раскрыть степень общественного различия между человеком и личностью. В отличие от индивида и индивидуальности, сущность которых формируется преимущественно на основе биологической природы человека, сущность личности опирается главным образом на ее духовные и социальные качества. Понятие личность содержит в себе совокупность всех социальных ролей данного человека, всех общественных отношений, важнейшими среди которых являются отношение к общественному долгу, а также к установкам общественной морали. Личность, таким образом, представляет собой системное качество. Ее индивид приобретает в своей практической деятельности, в частности в работе и общении с другими людьми. Индивид только в том случае становится личностью, если он задействован в общественных отношениях, в общении с людьми. Поэтому понятие личность следует раскрывать через практическую деятельность, поскольку именно она представляет собой основу формирования и развития личности. Чем полнее мы изучаем общение между людьми, межличностные отношения, тем глубже познаем суть и структуру любого, кто вступает в эти отношения. Следовательно, основу личности составляет стойкая система общественно значимых черт, которые проявляются в активном участии в общественно-экономической и культурной жизни общества и возможности определенного влияния на события, происходящие в обществе, а иногда ив мире. Такое понимание личности говорит о сложной внутренней структуре этого феномена, включающей в себя физическую, социальную и духовную составляющие (схема 13.2). РАЗДЕЛ 13. Личность и общество Схема 13.2. Структура личности Физическая составляющая личности — это тело, или телесная организация человека, самый устойчивый компонент личности, основанный на телесных свойствах и самоощущениях. К физической составляющей личности часто относят одежду и домашний очаг, которые являются важной характеристикой сущности личности. Не зря поэтому поводу в пословице говорится, что человека встречают по одежке. К компонентам физической личности можно отнести все, что создано ее руками, а также интеллектом, — бытовые украшения, коллекции, рукописи, письма и т. д. Социальная структура личности формируется в процессе общения людей, начина с первичных форм общения материи ребенка. По сути, она представляет собой систему социальных ролей человека в разных группах, частью которых он является. Существует теория социальных ролей американского социолога Толкотта Парсонса. В соответствии с этой теорией каждая личность в системе отношений играет определенную роль отца, руководителя, подчиненного, сына, мужа и т. д. Все формы самоутверждения в профессиональной и общественной деятельности, в дружбе, любви, соперничестве формируют социальную структуру личности. Духовная составляющая личности представляет собой тот невидимый стержень, ядро нашего Яна котором базируется вся структура личности человека. Это внутренние, духовные состояния, отражающие устремленность личности к определенным ценностями идеалам. Духовность человека не является чем-то внешним, ее нельзя приобрести путем образования или подражания лучшим примерам духовности. История знает массу примеров того, как интенсивная духовная жизнь (мудрецов, ученых, ЧАСТЬ III, Социальная философия деятелей литературы и искусства) была залогом не только физического выживания, но и активного долголетия. Названные компоненты личности образуют целостную систему, и каждый из этих компонентов на различных этапах жизни человека приобретает доминирующее значение. Человек не рождается личностью, а становится ею входе своего индивидуального развития путем усвоения опыта и ценностных ориентации общества, в котором он живет, и это становление и развитие является для нее важнейшей проблемой. Процесс становления личности обусловлен как биологическими особенностями человека, таки социальной средой. По мнению некоторых ученых, умственные способности человека на 70—80 % детерминированы биологическими особенностями человека те. генетически. Так, в семье Баха было 16 композиторов и 29 профессиональных музыкантов, а Александр Пушкин и Лев Толстой являлись родственниками (исследователями установлено, что прабабушка Пушкина и прапрабабушка Толстого были родными сестрами. Таких примеров влияния генетической предрасположенности на формирование личности можно привести множество. При этом важное место в процессе социализации играют воспитание, пример родителей, а также собственная настойчивость и трудолюбие в развитии природных задатков. В тоже время важным условием для реализации человеком своих способностей и качеств личности является его востребованность обществом. К сожалению, мы часто наблюдаем эффект невостребованности, когда уровень развития личности значительно выше уровня развития общества в целом. Еще одним важным фактором, оказывающим существенное влияние на формирование личности, является социальная среда. Социальная среда — это совокупность экономических, политических, духовных, информационных условий, в которых происходит жизнедеятельность человека. Это не только само общество, его социальная структура, но и семья, коллективы, группы общения (соседи, друзья, оказывающие влияние на развитие личности и формирующие своеобразие его духовного мира. Важным компонентом социальной среды является тип политической системы общества, в котором формируется личность. Известно, что открытое, демократическое общество, в котором отношения между личностью и обществом строятся на основах социального партнерства и взаимоуважения, более РАЗДЕЛ 13. Личность и общество предпочтительно для развития личности и раскрытия всех ее способностей, чем закрытое, тоталитарное (авторитарное, в котором отношения в системе личность — общество деформированы. Если, например, в США делают ставку на инициативных людей и практикуют модель интереса во взаимоотношениях власти и личности, тов СССР ценились прежде всего исполнительские качества, послушание и отрабатывалась модель принуждения на уровне власть — личность. Поэтому неудивительно, что в соревновании этих двух противоположных социальных систем более жизнеспособной оказалась демократическая модель США. Таким образом, личность формируется под влиянием среды на основе своих индивидуальных биологических задатков. Важным вопросом для понимания проблемы личности является вопрос о типологии личностей Существует целый ряд типо логий, берущих за основу определенный критерий, среди которых настроенность личности на социальные роли, социальные факторы, психоэнергетические качества личности, цивилизационные особенности общества и ряд других (схема 13.3). Немецкий философ, психолог Эдуард Шпрангер (1882—1963) в зависимости от настроенности личности на социально-ролевые отношения выделил несколько типов личности, которые прослеживаются на всем историческом пути развития человечества теоретический, экономический (прагматический, эстетический, социальный, политический, религиозный. Политический тип личности символизирует стремление к господству, к распределению социальных ролей, осуществляемому через прямое навязывание своего нормативного поля или мнения другим личностям. Эстетический тип тяготеет к неролевой деятельности. Общение для него — средство самовыражения. Однако индивидуализм эстетической личности порой может привести к закреплению собственного мироощущения в знаково-ролевой форме. Социальный тип личности основывается на установке, согласно которой общение является формой самоотдачи, растворения себя в другом. Любовь — основная форма жизни социального человека. Этот тип не признает нормативных рамок собственной активности, однако в зависимости от объекта любви (отдельный человек, семья, группа, человечество) он может быть склонен к патриархально-ролевому или к анархическому поведению, по ЧАСТЬ III. Социальная философия Схема J3.3. Типология личностей скольку вживание в объект любви для социальной личности означает безусловное принятие всех форм его жизнедеятельности. Основой для выделения экономического типа личности выступает ее прагматическая ориентация, поскольку ролевое поведение для экономической личности является необходимым условием достижения пользы. РАЗДЕЛ 13. Личность и общество Для религиозного типа личности главное — общение с Абсолютом, Богом, в котором сливаются два типа личностной активности, два типа общения. Роль превращается в призвание. Теоретический тип личности воплощает всепоглощающую страсть к познанию, ему несвойственна условно-ролевая деятельность. Теоретический тип личности далек от вхождения, транс- цендирования, характерных для экзистенциальной формы личностной активности. Теоретическая личность может лишь превратить оба способа в объект исследования. По мнению российского исследователя Леонида Жарова, можно выделить несколько крупных социальных типов личности деятели, мыслители, люди чувств и эмоций, гуманисты и подвижники. К первому социальному типу личности — деятелям — он относит охотников и рыболовов, воинов и ремесленников, рабочих и инженеров, педагогов и медиков, менеджеров и т. п. Для таких личностей главное — активное действие, изменение мира и себя самого вместе с ним. Ко второму социальному типу личности относятся мыслители — это люди, которые, по словам Пифагора, приходят в мир не для того, чтобы соревноваться и торговать, а для того, чтобы смотреть и размышлять. Образ мудреца, мыслителя, воплощающего традиции рода и его историческую память, всегда пользовался у народа авторитетом. К третьему социальному типу личностей относятся люди чувств и эмоций Это прежде всего деятели литературы и искусства, гениальные прозрения которых зачастую опережают самые смелые прогнозы и прорицания мудрецов. Четвертый социальный тип, поданной классификации, — гуманисты и подвижники для которых характерно обостренное чувство сострадания. Они способны облегчать душевные и телесные страдания других людей. Их сила — в вере в свое предназначение, в любви к людям и ко всему живому, в активном творении добра. Личностей типологизируют и по такому критерию, как психоэнергетическая составляющая В соответствии с этой типологией, предложенной Петром Ганнушкиным (1875—1933), выделяются следующие личностные психотипы: 1. Высокоэнергетические (агрессивные) : ЧАСТЬ III, Социальная философия — эпилептоидный (доминирует стремление к порядку — паранойяльный (предельно выражена целеустремленность — гипертимный (преобладает повышенное настроение, общительность — истероидный (имеет выраженную демонстративность поведения. 2. Низкоэнергетические: — шизоидный (погруженность в свой внутренний мир, необщительность — психостеноидный (явно выражена неуверенность в себе — гипотимный (преобладает пониженное настроение — сенситивный (характерна повышенная чувствительность. 3. Непостоянные типы — циклоидный (характерна периодическая смена настроения — конформный (доминирует зависимость от социального окружения, стремление приспособиться к нему. Данная классификация берет за основу определенные психические конструкции, энергетический потенциал человека, активно влияющие на поведение личности, ее настроение и особенности духовного мира. Рассматривая типы личности, нельзя не учитывать ментальные особенности западного и восточного человека которые, в свою очередь, могут стать основой для типологии личности. В европейской модели личность в различных ситуациях сохраняет свой стержень, так как это определенная целостность. Для восточной модели личности ключевыми понятиями являются долги уважение к традициям. Европеец наделен склонностью выделиться и завоевать окружающий мира восточный человек стремится слиться с природой, осознает себя ее неотъемлемой частью. Подводя итоги, необходимо отметить, что в реальной жизни понятия индивид, индивидуальность и личность взаимосвязаны, внутренне едины. Поэтому, когда мы говорим о личности, имеем ввиду личность-индивидуальность, те. такую структуру поведения единичного участника, для которой одновременно характерны самостоятельность и самобытность, ответственность и одаренность, сознательность и разносторонность. § 2. Исторические типы взаимоотношений человека и общества Богатство и сложность социального содержания личности обусловлены многообразием ее связей с общественным целым, степенью преобразования в ее сознании и деятельности различных сфер жизни общества. Вот почему уровень развития личности является показателем уровня развития общества, и наоборот. Но личность не растворяется в обществе. Она сохраняет значение неповторимой и самостоятельной индивидуальности, формирующей общественное целое. В каждую историческую эпоху складывается совокупность условий — материальных, социальных, духовных, — определяющих социальный тип человека и характер его взаимоотношений с обществом, что в социальной философии называется историческим типом социальности Основы учения об исторических типах социальности были заложены еще Карлом Марксом который на основе формационного подхода к истории выделил три основных типа социальности отношения личной зависимости, отношения вещной зависимости приличной независимости и отношения свободных индивидуальностей Позднее идеи Маркса развили и дополнили в своих трудах социологи Чейз Рейч, Эрих Фромм, Джон Рисмен. Так, по мнению американского социолога Д. Рисмена (1909—1950), можно выделить следующие социальные характеры личности на разных этапах развития общества 1) личность традиционно ориентированная (архаическое общество 2) личность ориентированная изнутри (активный субъект конкурентной борьбы эпохи свободного предпринимательства 3) личность ориентированная извне (субъект подчинен бюрократической организации, связан с усложнением промышленного производства и урбанизацией общества 4) автономная личность (субъект отвергает конформизм во имя независимости своих суждений, своего призвания и осознания своей ответственности перед обществом. За основу своей типологии взаимоотношений личности и общества Эрих Фромм (1900—1980) взял различные исторические типы самоотчуждения человека. В соответствии с этим подходом ЧАСТЬ 111, Социальная философия им выделяются четыре типа социального характера накопитель ский, эксплуататорский, «рецептивный» (пассивный, рыночный. Рассмотрим более подробно типы взаимоотношений между личностью и обществом, основываясь на формационном подходе к истории (схема 13.4). Первым историческим типом взаимоотношений между личностью и обществом являются отношения личной зависимости. Такой тип характерен для всех доиндустриальных видов обществ, как доклассовых, таки классовых. Для индивидов этого типа характерна полная зависимость от жестко регламентированной системы общественных связей, которая может принимать вид рода, общины, сословия, касты и т. д. Различия же между доклассовыми и классовыми обществами проявляются в том, что в доклассовых обществах еще отсутствует эксплуатация человека человеком, а личная зависимость проявляется как непосредственная зависимость человека от первобытного рода, который был в те времена единственным субъектом права, В силу накопления Схема J3.4. Исторические типы взаимоотношений человека и общества РАЗДЕЛ 13, Личность и общество общественных функций интересы личности еще не выделены из интересов коллектива. Человек, составляя одно целое с родом, не выделяет себя из него. Все его права и обязанности являются не личными, а родовыми. Таким образом, личности в архаичном обществе не существовало. В процессе развития труда и обогащения на его основе общественных отношений произошла дифференциация социальных функций людей. Приобретая личные права и обязанности, понимая определенную степень личной ответственности, человек все больше начинает выделяться из рода и развивает в себе качества субъекта. Так постепенно человек становится личностью. Второй исторический тип взаимоотношений между личностью и обществом связан с развитием капиталистического товарного производства и ликвидацией системы внеэкономического принуждения к труду (этот период в современном обществоведении принято называть индустриальным обществом. Следствием этого стало крушение отсталых социальных структур, сословных и иных преград между людьми. Это, в свою очередь, послужило причиной своеобразной атомизации общества, те. его разделения на множество независимых индивидов, уже несвязанных отношениями личной зависимости. Формальное равенство между людьми, обладающими различным имущественным положением, привело к тому, что одни из них вынуждены были продавать, а другие — заинтересованы покупать рабочую силу. В связи с этим отношения между людьми в своей основе стали отношениями товаропроизводителей, частных собственников, те. вещными отношениями. Возник совершенно новый тип социальных отношений, в которых главной формой социальных связей выступает меновая стоимость и капитал. Это отношения вешной зависимости людей при их личной независимости. Развитие личности и ее взаимоотношения с обществом в этот период представляли собой противоречивый процесс. С одной стороны, индустриализация общества способствовала преодолению местечковой замкнутости, человек освобождался от сословных связей и передним открывались невиданные ранее возможности общения и саморазвития. С другой стороны, все эти возможности определялись частной собственностью, порождающей неравенство людей, и различными формами отчуждения личностей от общества и друг от друга. ЧАСТЬ III. Социальная философия Переход развитых странна стадию постиндустриального общества создал возможности для формирования третьего типа взаимоотношений между личностью и обществом. Это — отношения свободной личности. Характерным для постиндустриального общества является то, что в нем определяющими стали знания и информация, классовое разделение уступило место профессиональной дифференциации, сфера услуг постепенно начала преобладать над сферой производства. Развивая мощные производительные силы и всемирные общественные связи, эта эпоха сформировала материальные и духовные предпосылки для использования всех богатств культуры, приобретенных человечеством на протяжении истории, в интересах развития личности. Такое открытое, свободное общество впервые в истории создало условия для возникновения действительно свободной личности, которая имеет право и, главное, экономические и правовые возможности свободно выбирать в соответствии со своими способностями и призванием профессию, место и образ жизни. Действительно, личность может быть свободной только в свободном обществе. Только высокоорганизованное общество создает условия для формирования активной, всесторонне развитой, самостоятельной личности и именно эти качества делает мерой оценки достоинств человека. Примером такого общества является правовое общество, где каждый человек представляет собой самоцель и высшую ценность. Именно в таком обществе преодолевается отчуждение человека от собственности и власти, в полной мере реализуются принципы демократии и гуманизма во взаимоотношениях между его субъектами, обеспечивается четкий баланс между свободой и ответственностью личности. § 3. Проблема свободы и ответственности человека Анализ исторических типов взаимоотношения личности и общества убедительно доказывает, что в условиях ускоренного развития цивилизации роль личности в обществе, уровень ее свободы существенно возрастают. В связи с этим становится все более актуальной проблема соотношения свободы личности и ее ответственности перед другими людьми и обществом. РАЗДЕЛ 13. Личность и общество Какую же смысловую нагрузку несут категории свобода и ответственность и какое соотношение существует между ними Свобода — одна из основных, сложнейших философских категорий, которая характеризует сущность человека, состоящую в его способности мыслить и действовать в соответствии со своими намерениями, желаниями и интересами, а не вследствие какого-либо принуждения Со времен Античности до наших дней идея свободы была присуща практически всем развитым философским системам. Так что в определенном смысле философия — это учение о свободе. Необходимо отметить, что в истории философской мысли существовали различные подходы к определению свободы, путей и средств ее достижения. Так, для большинства представителей античной философии — Сократа, Диогена, Эпикура и Сенеки — свобода является смыслом и целью человеческого существования. Для представителей средневековой схоластики — Ансельма Кентерберийского, Альберта Великого и Фомы Аквинского — свобода разума и поступков возможна только в рамках церковных догматов, аза их пределами свобода представляет собой ересь, тяжкий грех. В Новое время преобладающей стала точка зрения на свободу как на естественное состояние человека, путь к социальному равенству и справедливости Томас Гоббс, Поль Анри Голь бах, Пьер Симон Лаплас Большое внимание проблеме свободы уделяли и представители немецкой классической философии Им мануил Кант, например, под свободой понимал интеллигибельную (те. недоступную чувственному познанию) сущность человека для Иоганна Готлиба Фихте свобода — единственная абсолютная реальность а Георг Вильгельм Фридрих Гегель понимал под свободой многоплановую реальность, которая во всех своих проявлениях есть форма объективации абсолютного духа. Значительный вклад в развитие данной категории внесли также Бенедикт Спиноза, Жан Жак Руссо, Мари Франсуа Аруэ Воль тер, Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Артур Шопенгауэр, Фридрих Ницше, Жан-Поль Сартр, Карл Ясперс, Николай Бердяев, Владимир Соловьев, Григорий Сковорода, Пантелеймон Кулиш и многие другие философы и мыслители. Как видим, подходов к понятию свобода действительно много, и это еще раз доказывает, что свобода — необычайно сложный, многоаспектный феномен. Какой же из этих подходов мог бы стать стержневым при анализе категории свобода ЧАСТЬ 111. Социальная философия По мнению многих исследователей, одной из наиболее разработанных концепций свободы является концепция марксизма. Чтобы лучше уяснить особенности марксистского понимания свободы в ее диалектическом взаимодействии с необходимостью, рассмотрим трактование свободы с позиций волюнтаризма и фатализма. Волюнтаризм (от лат voluntas — воля) — это идеалистическое направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия. Предпосылкой современного волюнтаризма являются идеи Августина и Иоанна Дунса Скотта о преобладании воли над интеллектом, а также учения Канта и Фихте о примате практического разума. Как самостоятельное направление волюнтаризм был разработан Шопенгауэром, для которого воля — это лишь слепое, неразумное первоначало, диктующее свои законы человеку. В социально-политической практике волюнтаризм нашел выражение в деятельности, которая не основывается на объективных законах исторического развития, а руководствуется субъективными желаниями осуществляющих ее субъектов. Действовать в духе волюнтаризма — значит не считаться с исторической необходимостью, с законами природы и общества и выдавать свой произвол, свободу за высшую мудрость, Следовательно, волюнтаризм абсолютизирует свободу и отвергает необходимость вис тории общества и жизни отдельного человека. Примером волюнтаризма может являться политическая практика — как из жизни нашей страны, таки других стран. Вспомним хотя бы проводимую руководством маоистского Китая политику большого скачка (1958—1960) и культурной революции (1966—1976), принесшую много страданий китайскому народу. По мнению же сторонников фатализма (от лат fatalis — роковой, история человечества и жизнь каждого человека изначально предопределены судьбой (мифология и обыденный фатализм, Божественной волей (теология) или же неотвратимым стечением причинно-следственных связей внутри замкнутой каузальной системы (рационализм Гоббса, Спинозы). Таким образом, фатализм абсолютизирует предопределенность социальных процессов и отвергает свободу выбора. Данная позиция приводит к представлениям о безальтернативное™ социальных процессов, а следовательно, невозможности что-либо изменить человеческими РАЗДЕЛ 13. Личность и общество усилиями. Фатализм неизбежно приводит к смирению человека перед своею судьбой и тем самым обрекает людей на пассивность и покорность, на отказ от деятельности по совершенствованию общества. Из истории известно, что всплески фатализма в виде различных оккультных доктрин (астрологии, спиритуализма и т. д) наблюдаются в кризисные или переходные периоды развития общества. Марксизм понимает свободу в диалектическом взаимодействии с необходимостью. Он отвергает и волюнтаризм сего идеей произвольности человеческих поступков, и фатализм, рассматривающий их как предопределенные. Известно, что в повседневной жизни люди сталкиваются нес абстрактной необходимостью, ас ее конкретно-историческим воплощением в виде реально существующих условий, социальных отношений, а также имеющихся средств для достижения поставленной цели. Люди не в состоянии изменить условия своей жизни, однако они обладают известной свободой воли в выборе целей и путей их достижения, поскольку в каждый момент обычно существует не одна, а несколько реальных возможностей для действий. Кроме того, они в определенной мере свободны в выборе средств для достижения выбранных целей. Свобода, следовательно, не абсолютна, а относительна и претворяется в жизнь путем выбора определенного плана действий. Чем четче люди осознают свои реальные возможности, чем больше средств для достижения поставленной цели они имеют, тем большей является свобода. В этом и состоит объективность свободы как феномена человеческой жизни. Отсюда следует, что выбор варианта деятельности сопряжен с большой моральной и социальной ответственностью за последствия этого выбора. Поэтому подлинный выбор отличается от произвола тем, что он является результатом сложного синтеза объективных возможностей внешней действительности и субъективного богатства внутреннего мира человека, накопленного им социального опыта. В процессе выбора раскрывается подлинное содержание, духовное и нравственное богатство личности. Именно свободный выбор является испытанием на прочность таких компонентов личности, как совесть, достоинство, честь, ответственность и т. п. ЧАСТЬ III. Социальная философия ищет Итак, что же представляет собой ответственность с позиции социальной философии Ответственность — это социольно-фи- лософское понятие, отражающее объективно-исторический характер взаимоотношений между личностью и обществом, личностью и социальной группой, сформировавшихся входе удовлетворения взаимных требований Как правило, в зависимости от сферы деятельности различают политическую, правовую (юридическую, моральную ответственность, а в зависимости от субъекта определенных действий — индивидуальную, групповую, коллективную и т. д. Ответственность формируется как результат требований, которые предъявляет к личности общество, социальная группа, коллектив. Усвоенные личностью, они становятся основой мотивации ее поведения. Формирование личности предполагает воспитание у нее чувства ответственности, которое становится важнейшей чертой. Особое значение приобретает ответственность за определенную деятельность в переходных обществах, находящихся в состоянии максимальной неустойчивости, когда незначительные флуктуации (даже действия одной личности) могут привести к нежелательным социальным бифуркациям. Важным вопросом для понимания соотношения свободы и ответственности является определение границ свободы деятельности человека. Свобода является фундаментальной ценностью для человека, но она должна иметь свои границы, пределы, чтобы не стать произволом, насилием над другими людьми, те. не превратиться в неволю. Таким образом, границами свободы являются интересы другого человека, социальных групп и общества в целом, а также природы как естественной основы существования общества. Свобода личности ограничивается интересами общества. Однако желания и интересы человека далеко не всегда совпадают с интересами общества. В данном случае личность под воздействием общественных законов принуждается к поступкам, не нарушающим интересов общества. При совпадении интересов личности и общества в состоянии свободы понятие свобода следует дополнить идеей урегулирования деятельности людей. Возрастание степени свободы личности может служить критерием общественного прогресса. Хорошо известно, что на различных этапах истории человечества возможность свободного выбора личности была далеко неодинаковой. По мере развития общества, с каждой новой эпохой открывались новые возможно РАЗДЕЛ 13. Личность и общество сти возрастания степени свободы личности. Это положение в современном обществоведении, как на Западе, таки на Востоке, стало общепризнанным. Поэтому сегодня основным критерием общественного прогресса является уровень гуманизации общества, положение в нем личности — уровень ее экономической, политической, социальной и духовной свободы. Каждая общественная формация или цивилизация прогрессивны настолько, насколько они расширяют круг прав и свобод личности, создают условия для ее самореализации. Однако не стоит забывать, что свобода может быть критерием общественного прогресса лишь в том случае, если ее рост происходит в разумных пределах. Если же она выходит за эти пределы, в обществе неизбежно начинается анархия, что с понятием свобода абсолютно несовместимо. ВЫВОДЫ 1. Личность и общество — это две взаимосвязанные, взаимодополняющие стороны способа восприятия действительности человеком. Нет личности без общества, как нет и общества безличности. В каждую историческую эпоху существует свой тип отношений между личностью и обществом. Мера свободы, которую определяют люди в каждую конкретную эпоху, зависит от уровня развития экономики, от социальных отношений и политического строя того или иного государства. 3. Свобода и ответственность — неразделимые понятия. Свобода невозможна безответственности и долга человека перед миром, в котором он существует. Ответственность — это неизбежная цена свободы, плата за нее. Контрольные вопросы 1. Раскройте содержание понятий человек, индивид, индивидуальность, личность и покажите их взаимосвязь. 2. Какова, на ваш взгляд, роль личности в общественных процессах Проиллюстрируйте ответ примерами. 3. Охарактеризуйте типы личности. Дайте им сравнительную характеристику. 4. Проанализируйте внутреннюю структуру личности. 5. Какие исторические типы взаимоотношений человека и общества вызнаете Охарактеризуйте каждый из них. 6. В чем проявляется влияние общества на человека и человека на общество 7. Какова роль государства в преодолении отчуждения личности от власти, в обеспечении свободы личности 8. Раскройте смысл категорий свобода, ответственность, необходимость, выбор. Покажите их взаимосвязь. 9. Какие разновидности свободы и ответственности вызнаете. Прокомментируйте выражение Свобода одного человека заканчивается там, где начинаются права другого человека. 11. Каковы особенности реализации прав и свобод гражданина в демократическом и переходном обществах РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Арсентьев АС Философские основы понимания личности. М, 2001. 2. Батай Ж Внутренний опыт. СПб., 1997. 3. Бердяев НА Философия свободы. Смысл творчества. М, 1989. 4. Бубер М Я и Ты. М, 1991. 5. Ильенков ЭВ Что же такое личность // Ильенков ЭВ. Философия и культура. М, 1991. 6. Камю А Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М, 1990. 7. Маркузе Г Одномерный человек. М, 1994. 8. Маслоу А Новые рубежи человеческой природы. М, 1999. 9. Мунье Э Персонализм. М, 1992. 10. О человеческом в человеке. М, 1991. 11. Соловьев B.C. Личность и общество // Соловьев B.C. Оправдание добра Соч. в х т. МС Франк СЛ. Духовные основы общества. МС Хабермас Ю Понятие индивидуальности // Вопросы философии. 1989. № 2. * 14. Шаронов В.В. Основы социальной антропологии. С П б , 1997. 15. Хьелл Л, ЗиглерД. Теории личности. С П б , 2000. Раздел 1 4 ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА ИК УЛ Ь ТУРА Во всех общественных явлениях в той или иной мере принимает участие духовность, представленная различными сторонами, видами и т . п. Поэтому определение места и роли духовного фактора в общественных, явлениях и процессах является необходимым моментом познания закономерностей общественной жизни. Теоретическая разработка проблем духовной жизни общества и его культуры наиболее важна для тех сфер практической деятельности, в которых духовные элементы играют заметную, иногда решающую роль. Методологическое значение этих понятий обусловлено их принадлежностью к системе фундаментальных категорий социальной философии, которые отражают основные явления общества в целом и раскрывают отношения между ними. Эта роль проявляется как при изучении исторического процесса в общем, таки в конкретном исследовании отдельных общественных явлений, когда необходимо выяснить соотношение между субъективной и объективной сторонами. Каково же содержание духовной жизни общества и его культуры Об этом пойдет речь в данном разделе. § 1. Сущность духовной жизни общества. Общественное сознание Жизнь общества — это реальный жизненный процесс социального субъекга (лица, социальной группы, класса, общества, который происходит в конкретно-исторических условиях и характеризуется определенной системой видов и форм деятельности как способ освоения и преобразования действительности человеком. В реальной жизни общества в равной мере необходимы ЧАСТЬ III. Социальная философия как материальное, вещественное, таки идеальное, духовное. Для характеристики духовного в современной литературе используют категории духовная жизнь общества, духовное производство, общественное сознание, духовная культура. Эти категории очень близки по содержанию, но между ними существуют и определенные отличия. Духовная жизнь общества — наиболее широкое понятие из всех вышеупомянутых. Оно охватывает многогранные процессы, явления, связанные с духовной сферой жизнедеятельности людей, совокупность их взглядов, чувств, представлений, а также процессы производства общественных и индивидуальных идей и их восприятие. Духовная жизнь — это не только идеальные явления, но и ее субъекты, имеющие определенные потребности, интересы, идеалы а также социальные институты, которые занимаются производством, распределением и сохранением духовных ценностей (клубы, библиотеки, театры, музеи, учебные заведения, религиозные и общественные организации и т. п. Духовное производство — это вид трудовой деятельности, сущностью которой является создание предметов для удовлетворения духовных потребностей людей. Духовное производство развивается на основе материального производства и имеет с ним общие черты. Однако духовному производству присущи и специфические черты. Основными среди них считаются такие а) если результатом материального производства являются материальные ценности, мир вещей, то результат духовного производства — духовные ценности, мир идей б) если материальное производство направлено на создание непосредственно значимых ценностей, то производство духовное — это ценности, которые только в конечном результате становятся общественно полезными в) если в материальном производстве предмет используется как вещественная форма — поглощается или добавляется к че му-либо, те. исчезает как самостоятельный, тов процессе духовного производства происходит информационное использование предмета безотносительно к его материальной форме, те. предмет не только не исчезает, а может приобретать больший объем. Как важная составляющая общественного производства духовное производство выступает производством общественного сознания, в котором сосредоточено основное содержание духовной жизни общества. Это ядро, квинтэссенция духовной жизни. РАЗДЕЛ 14. Духовная жизнь общества и культура Общественное сознание представляет собой совокупность идеальных образов, а именно понятий, идей, взглядов, представлений, чувств, переживаний, настроений, возникающих в процессе отображения социальным субъектом окружающего мира, в частности и общественного сознания. Иными словами, это понимание действительности соответствующими социальными группами или обществом в целом на данном этапе их развития (Франция эпохи Наполеона I; советское общество х годов или периода Великой Отечественной войны общество в Украине после 1991 г. Общественное сознание — это не эмпирически существующее, самостоятельное духовное образование, а философская категория, обозначающая особенности отображения социальными субъектами социальной и природной действительности при определяющем влиянии общественного бытия, а общественное бытие как реальный процесс жизни людей. Общественное сознание и общественное бытие — наиболее общие категории, используемые для выявления того, что является преимущественно определяющим в общественной жизни. За этими пределами их противопоставление не имеет смысла. Идеальные, духовные компоненты в тесном переплетении пронизывают общественную жизнь. Общественное сознание — частица общественного бытия, а именно бытие является общественным, поскольку в нем функционирует общественное сознание. Общественное сознание имеет чрезвычайно сложную, динамичную структуру, которая предопределяется структурой общественного бытия. Анализ этой структуры, как правило, осуществляется в двух аспектах гносеологическом (познавательном) и социологическом По гносеологическим (познавательным) возможностями особенностям отражения общественного бытия выделяют уровни общественного сознания обыденный и теоретический. Социологический аспект общественного сознания — это момент его деятельности, неотделимый от системы отношений, в которой эта деятельность осуществляется. В таком аспекте общественное сознание дифференцируется по сферами представлено социальной психологией и идеологией Кроме того, выделяют формы общественного сознания, являющиеся формами познания действительности и вместе стем духовно-практическими формами осознания мира и человека (схема 14.1). ЧАСТЬ 111. Социальная философия Схема 14.1. Структура общественного сознания Рассмотрим эти элементы общественного сознания подробнее Обыденный уровень общественного сознания представляет собой отображение действительности в рамках повседневной жизни. Часто обыденное сознание называют здравым смыслом. Обыденное сознание формируется стихийно, в процессе непосредственной жизни. Оно включает в себя накопленные веками эмпирические знания, нормы и образцы поведения, представления, традиции. Это разрозненные и несистематизированные представления и знания о явлениях, лежащих на поверхности жизни и потому не требующих обоснования и доказательства. Теоретический же уровень общественного сознания выходит за пределы эмпирических условий бытия людей и выступает в виде определенной системы взглядов. Он стремится проникнуть в суть явлений объективной действительности, раскрыть закономерности их развития и функционирования. Только теоретическое сознание может выявлять закономерные тенденции и диалектику развития общественной жизни во всей ее сложности и многогранности. Оно направлено на выявление наиболее существенных черт названных процессов. Творцом теоретических знаний РАЗДЕЛ 14. Духовная жизнь общества и культура выступает относительно незначительная, профессионально подготовленная часть общества — научная интеллигенция. Необходимо ли обыденное сознание при наличии теоретического Да, необходимо. Теоретическое сознание способно видоизменять, модифицировать, окультуривать повседневное сознание. Однако, как бы ни развивались знания и наука, обыденное сознание всегда будет необходимо. В тоже время абсолютизация обыденного сознания ведет к возникновению иллюзий и ошибок в общественном сознании. Важно, чтобы науки, в том числе и общественные, оставались на теоретическом уровне, чтобы научные понятия не подменялись обыденными понятиями и представлениями, поскольку в таком случае система знаний теряет свой научный статус. Рассмотрим теперь социологический аспект структуры общественного сознания. Относительно данного аспекта в структуре общественного сознания выделяют две сферы — общественную психологию и идеологию Общественная психология — это совокупность социальных настроений и чувств, обычаев, традиций и т. д, которые складываются стихийно, в процессе повседневной жизни общества. Общественная психология и эмпирические знания находятся на одном уровне общественного сознания. Нов общественной психологии доминирующим является не само по себе знание о действительности, а отношение к этому знанию, оценка действительности. Общественная психология осуществляет регулятивную функцию непосредственной жизни людей. В ней отражаются психологические черты и чувственные состояния социальных групп и общества в целом. Можно говорить об особенностях национальной, классовой психологии, психологии религиозных групп и т. п. Общественная психология с ее эмоциональной окраской играет важную роль в общественных движениях, побуждая людей к разнообразным видам деятельности. Поэтому государственным деятелям, политическим партиям, политикам важно изучать настроения людей, прогнозировать их реакцию нате или иные события. Идеология — это система взглядов, идей, теорий, принципов, которые отражают общественное бытие сквозь призму интересов, идеалов, целей социальных групп, классов, нации, общества в целом. Идеология также, как и общественная психология, направлена на регулирование общественных отношений. Между ЧАСТЬ 111. Социальная философия ними существует единство и взаимодополнение. Тем не менее эти сферы общественного сознания имеют и некоторые отличия, а именно 1) общественная психология является непосредственной и стихийно сформировавшейся формой выражения интересов определенного класса или социальной группы идеология же создается целенаправленно, определенными группами людей, занятых в сфере духовного производства 2) в отличие от общественной психологии, идеология является упорядоченной и теоретически оформленной системой, те. в познавательном плане выступает на уровне теоретического сознания 3) общественная психология охватывает всю совокупность взглядов людей, имеющих гомогенный, те. нерасчлененный, характер. Идеология же распадается на отдельные виды — политические, правовые, эстетичные, религиозные и другие убеждения людей 4) общественная психология проявляет себя при решении практических задач обыденной жизни, идеология же направлена на решение глобальных социальных задач. Следует различать идеологию прогрессивную и консервативную, реакционную, научную, относительно истинную и ненаучную, иллюзорную. Характер идеологии зависит оттого, чьим социальным интересам она служит и как соотносится с потребностями общественного развития. Никакая идеология не должна приобретать характер государственной, официальной, принудительной, носить монистический характер, необходим идеологический плюрализм, соперничество различных идеологий. Как свидетельствует практика, полная деидеологизация общества, те. устранение идеологии из жизни общества, невозможна. В структуре общественного сознания ведущее место принадлежит его формам Формы общественного сознания — это относительно самостоятельные, более или менее систематизированные духовные образования, отражающие определенные стороны объективного мира и общественного бытия. Каждая форма общественного сознания отражает мир во всей его целостности, нов соответствии со своей спецификой и своим назначением. Выделяют такие формы общественного сознания, как политическая, РАЗДЕЛ 14. Духовная жизнь общества и культура Схема 14.2. Основные признаки разграничения форм общественного сознания правовая, моральная, эстетическая, религиозная, философская, научная и т. п. Какого-либо одного признака, по которому можно было бы отличить одни формы общественного сознания от других, несу ществует. Исследователи, которые занимаются изучением форм общественного сознания, выделяют четыре основных принципа, которые в совокупности могли бы служить таким критерием. Они считают, что формы общественного сознания отличаются схема 14.2): а по предмету отображения Их предметом выступают так называемые идеологические или надстроенные общественные отношения, складывающиеся при непосредственном участии сознания. В политических взглядах, например, отображаются отношения субъектов политических процессов, в морали — отношение человека к человеку, к коллективу, обществу б по формам отображения Они могут быть теоретико-поня тийными, нормативно-оценочными, художественно-образными. Наука и философия отражают бытие в форме абстрактных логических понятий материя, сознание, движение, масса, притяжение, инерция, ускорение, валентность и т. д. Мораль и религия пользуются нормативными оценочными понятиями добро, зло, ЧАСТЬ Ш. Социальная философия справедливость, совесть и др. Искусство отображает действительность в художественных образах в по особенностям своего происхождения и развития Возникновение и развитие каждой из форм связано с определенными общественными условиями и потребностями. Первой нерасчле- иешюй формой сознания была мифология. Она возникла и служила единой формой духовности на начальных этапах развития общества. Мифология содержала зародыш всех будущих форм и способов духовного освоения мира. С разделением труда на материальный и духовный произошла дифференциация мифологического сознания. Возникли система морали, религия, искусство, философия, политическое и правовое сознание, наука г по выполняемым социальным функциям Разные формы сознания обслуживают разные формы социальной деятельности, удовлетворяют различные социальные потребности и потому выполняют различные функции. Наука и философия несут познавательную и мировоззренческую нагрузку. Политическое и правовое сознание выражают и защищают интересы определенных социальных групп в вопросах о власти, государстве и праве. Мораль выступает в роли неофициального регулятора отношений между людьми в нематериальной сфере, опираясь при этом не насилу закона, а на авторитет общественной мысли. Искусство удовлетворяет высокие духовные и культурные потребности, присущие только человеку. Формы общественного сознания имеют не только отличия, но и общие черты. Все формы имеют один объект отображения — материальную жизнь общества, общественное бытие все они выступают в качестве отдельных видов единого духовного комплекса — общественного сознания все формы формируются и функционируют на обоих уровнях (за исключением научного сознания и обыденном, и теоретическом, причем на теоретическом уровне они проявляются более ярко. Все формы находятся в тесной взаимосвязи между собой, взаимно проникая и взаимно обогащая друг друга. В любом современном обществе чрезвычайно важной формой общественного сознания является политическое сознание. Это совокупность идей, взглядов, учений, политических установок, отражающих социально-групповые, классовые отношения в обществе, центром которых является определенное отношение к РАЗДЕЛ 14. Духовная жизнь общества и культура власти. Само понятие власти — ключевое для политического сознания. Политическое сознание включает в себя идеологический и психологический аспекты. Идеологический аспект связан с идеологией как системой взглядов, идей, отражающих коренные интересы определенных социальных слоев, групп и т. п. Второй аспект связан с психологией, которая основана на несистемати зированных взглядах, чувствах, настроениях определенных субъектов политических отношений. С политическим сознанием тесно связано правовое сознание. Правосознание — это совокупность идей и взглядов относительно правомерности или неправомерности действий, прав и обязанностей членов общества, справедливости или несправедливости юридических законов. Правовое сознание обеспечивает общественный порядок, регулирует общественные отношения, исходя из сформулированных и утвержденных правовыми учреждениями требований надлежащего, сточки зрения закона, поведения. Правосознание на уровне индивида является осознанием и отстаиванием своих прав путем определения и соблюдения соответствующих обязанностей. Право не может регулировать все без исключения общественные отношения, оно регулирует лишь важнейшие сточки зрения государства отношения. Остальные общественные отношения регулируются моралью (а также обычаями, традициями, ритуалами, которые частично входят в мораль. Моральное сознание является суммой правил общественно одобренного поведения индивидов. Оно охватывает действительность в форме моральных норм — требований, которых должен придерживаться человек в соответствии с установками общества и сточки зрения собственных представлений о добре и зле. Требования морали не имеют закрепления в определенных учреждениях и заведениях. Они поддерживаются общественным мнением, властью обычаев, установленными нормами, оценками общества и социальных групп. Моральное сознание на уровне общества — это требования, предписываемые индивиду, которые он должен выполнять в силу своих социальных обязательств. Таким образом, общественная мораль является способом адаптации к общественной среде, сферой общественной необходимости. Потребности людей в восприятии и создании совершенного, возвышенного, что давало бы им духовное наслаждение, вызвали ЧАСТЬ III. Социальная философия к жизни искусство и эстетическое сознание Они возникли, как и другие отношения и формы сознания, отвечающие им, на основе общественно-исторической, прежде всего производственной, практики людей. Специфика эстетического сознания определяется его предметом, художественно-образным способом отражения действительности и функциями. Эстетическое сознание включает вкусы, представления, мысли, идеалы, взгляды и теории, отражающие эстетическую ценность предметов и явлений объективной действительности, а также предметов и явлений, созданных самим человеком. Отображение действительности в эстетическом сознании осуществляется через понятия прекрасного и безобразного, возвышенного и подлого, комичного и трагичного. Это отражение осуществляется на идеологическом и обыденно-психологическом уровнях. Важную роль в духовной жизни общества играют религия и религиозное сознание охватывающее религиозную идеологию и религиозную психологию. Религиозная идеология представляет собой более или менее четкую систему религиозных идей, взглядов на мир. Религиозная идеология, как правило, разрабатывается и развивается теологами. Религиозная психология складывается главным образом стихийно, непосредственно в процессе отражения повседневных условий жизни людей. Она включает в себя несистематизированные религиозные чувства, настроения, обычаи, представления, связанные с верой в сверхъестественное. Существенное место в обыденном религиозном сознании играет процесс религиозного поклонения, или культ, который представляет собой наиболее консервативный элемент любой религии. В процессе осуществления такого поклонения человек поддается значительному и разностороннему духовно-эмоциональному, психологическому влиянию. Между религиозными философским сознанием есть нечто общее. И религия, и философия направлены на осознание предельного смысла человеческого бытия, на поиск глубинного единства и связей человека с мировым универсумом. Но это осознание осуществляется разными способами, разными путями. Так, философия — это теоретические, понятийные размышления над проблемами смысла человеческого существования. Это приближает ее к науке. Однако, в отличие от науки, философия служит не только целям теоретического познания, но прежде всего РАЗДЕЛ 14. Духовная жизнь общества и культура целям человеческого самоопределения в мире, целям согласия между человеком и миром его бытия. Поэтому высшей ценностью философского познания является мудрость как переживание и осознание истины, как личное постижение смысла и знания сущего, путей творческого саморазвития человека. Религия же опирается не на знание, а на религиозную веру и указывает человеку духовно-практический путь постижения смысла жизни. Она дает человеку духовные ориентиры для достижения бессмертия, используя специфические формы осознания единства человека и Вселенной. Наука как форма общественного сознания направлена на отображение объективных закономерностей и связей природного и социального миров. Она систематизирует объективные знания о действительности интеллектуально-понятийным (рациональным) способом. Результатом и основной ее ценностью является истина. Наука имеет теоретический и эмпирический (экспери ментально-исследовательский) уровни исследования и организации знаний, опирается на специально созданную систему научных методов познания и передачи знаний людям. Как социальный институт наука оформилась в X V I I — X V I I I вв. По видам 'наука делится на общественные, гуманитарные, технические науки и природоведение. Важное место в структуре общественного сознания принадлежит его носителям массовому, коллективному и индивидуальному сознанию. Массовое сознание — это уровень общественного сознания, субъектами которого выступают большие человеческие общности, составляющие большинство населения. Массовое сознание возникает на основе общности социально-экономических, идейно-политических и культурно-этнических условий жизни многих людей и включает наиболее распространенные, типичные представления, взгляды, устремления, идеалы, настроения и эмоции, обычаи и традиции, которые формируются в процессе ду ховно-практического освоения мира и непосредственно включены в повседневную практическую деятельность. Массовое сознание является интегрирующим проявлением взаимодействия индивидуального и группового уровней общественного сознания. Оно формируется под влиянием научно-теоретического и обыденного сознания, идеологии и социальной психологии. Массовое сознание выступает непосредственной побудительной силой ЧАСТЬ 111. Социальная философия социальных действий масс, их социально-преобразующей деятельности. Индивидуальное сознание — это духовный мир каждой личности. Человек как общественное существо видит мир сквозь призму определенного социума — общества, нации, класса, эпохи в целом. В индивидуальном сознании отображаются общественные идеи, цели, идеалы, знания, верования, которые рождаются и существуют в социальной среде. Сознание является отражением общественного бытия индивидов, оно всегда проявляется в общественной форме. Водном случае человек отображает мири осознает свое бытие в форме мифологического сознания, в другом — философского, научного сознания, в третьем — художественного, религиозного и т. п. Сознания как такового, вне и независимо от конкретной общественной формы, просто не существует. Общественное сознание и является формой существования индивидуального сознания в общественной форме, в виде определенного совокупного результата человеческой деятельности, в форме общего достояния, достижений общества (схема 14.3). Общественное сознание не является простой совокупностью индивидуальных сознаний. Особенностью общественного сознания выступает то, что оно, пронизывая индивидуальное сознание, формируя его, обретает объективную, независимую от индивидов и их сознания форму существования. Оно воплощается в разнообразных объективных формах духовной культуры человечества — в языке, науке, философии, искусстве, в политике и праве, морали, религии и мифах, в народной мудрости, в социальных нормах и представлениях социальных групп, наций, человечества. Все эти элементы существуют относительно независимо от индивидуального сознания и общественного бытия, они более или менее самостоятельны, имеют собственные особенности развития, наследуются, передаются от поколения к поколению. Каждый индивид формирует свое сознание путем освоения общественного сознания. Но индивидуальное сознание, также как и общественное, является относительно самостоятельной системой. Оно не может абсолютно определяться общественным сознанием. Духовный мир человека имеет личностно-неповторимую форму. Индивидуальные черты сознания индивида не только связаны с конкретными особенностями его жизнедеятельности, но и зависят от его РАЗДЕЛ 14. Духовная жизнь общества и культура Схема 14.3. Соотношение общественного и индивидуального сознания нейрофизиологической структуры, особенностей психики, генетической организации, от уровня его собственных сил и способностей. В своем развитии индивидуальное и общественное сознание опосредуют друг друга каждый индивид развивает свое сознание через творческое постижение духовных достижений минувших поколений и современности, а развитие духовности человечества осуществляется благодаря индивидуальным достижениями духовным открытиям отдельных личностей. Итак. Духовная жизнь общества является чрезвычайно важным элементом его жизнедеятельности, от оптимального развития которого зависит общий процесс развития. В основе развития духовной жизни общества лежит духовное производство, которое осуществляется в неразрывной взаимосвязи с другими видами общественного производства, те. духов ЧАСТЬ Ш. Социальная философия ное производство изначально является формированием духовных потребностей людей наряду сих другими потребностями, является производством общественного сознания. Общественное сознание — это совокупность идеальных форм, охватывающая и воссоздающая общественное бытие ивы работанная человечеством в процессе освоения природы и истории. |