Данильян_Тараненко_Философия. Учебник москва эксмо 2005
Скачать 7.94 Mb.
|
Барское А. Г Научный метод познания возможности и иллюзии. М, 1994. 2. Гадамер Х.-Г. Истина и метод Основы философской герменевтики. М, 1988. 3. Границы науки о возможности альтернативных моделей познания. М . 1991. 4. Декарт Р Рассуждение о методе // Избр. произв В х т. М, 1989. Т. 1. 5. Жоль К.К. Методы научного познания и логика. Киев, 2001. 6. Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М, 1994. 7. Ильин В.В., Калинкин АТ Природа науки. М, 1985. 8. Межуев В.Н. Суверенность философского знания // Философские науки. 2001. № 3. 9. Познание в социальном контексте. М, 1994. 10. Поппер К Логика и рост научного знания. М, 1989. 11. Руткевич МИ Диалектика и теория познания. М, 1994. 12. Рыбаков И. С. Факт. Бытие. Познание. М, 1994. 13. Современные теории познания М, 1992. 14. Фейерабенд П Избранные работы по методологии науки. МВ каких науках используются описательные методы 17. Назовите методы, используемые на теоретическом уровнена учного познания. 18. Какие типы моделирования вам известны Что им присуще 19. Какие общенаучные методы применяются как на эмпирическом, таки на теоретическом уровнях научного познания Часть III Раздел 10 ПРИРОДА КАК ОСНОВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ Одним из объектов исследования философии выступает общество в его непрерывном изменении и развитии Но общество не существует само по себе Выделившись из природы, оно взаимодействует с ней Природа выступает как среда существования, постоянное условие бытия человека Поэтому понятен теоретический и практический интерес человека к природе, которая стала предметом изучения многих наук (космологии, географии, биологии, физики, химии и др Философия исследует природу под особым углом зрения, выделяя ряд социально-философских и собственно соц и о л о 1 и чески х проблема именно в чем состоят сходство и отличия природы и общества каков характер взаимосвязи между ними каковы основные направления и перспективы такой взаимосвязи Эти проблемы, а также ряд других (современная демографическая и экологическая ситуация, методы и пути ее разрешения) предлагается рассмотреть в этом разделе. § 1. Понятие природы. Общество как часть природы Важной особенностью человеческого самосознания вовсе времена было стремление найти свое место среди окружающих вещей, определить собственное положение в природной иерархии Что такое природа В каком отношении с ней находятся человек, общество Ответы на эти и другие вопросы различные философы давали разные. ЧАСТЬ III. Социальная философия Одно из первых упоминаний о природе сохранили и донесли до нас памятники Античности В то время формировалось общее представление о Вселенной, ее строении, месте Земли во Вселенной, роли человека и общества, его связи с Космосом. От Пифагора идет представление о Земле как шарообразном теле. Аристотель накрыл Землю хрустальным куполом, на котором находятся звезды. Природа здесь не противопоставлялась человеку, а трактовалась как центр логоса, эталон организации, мерило мудрости. Существенно меняется отношение к природе с утверждением христианства которое рассматривает ее как воплощение материального первоначала, как низ, противостоящий духовному Абсолюту, те. Богу. Схоластическая философия, опираясь научение греческого астронома, математика и географа Клавдия Птолемея, считала Землю неподвижным центром Вселенной. В эпоху Возрождения одним из главных достижений философской мысли было развитие натурфилософии. Она выдвинула ряд глубоких материалистических и диалектических идей. Выдающимся научным открытием, которое способствовало освобождению естествознания из-под власти религии, было создание Николаем Коперником (1473—1543) гелиоцентрической системы мира. Он обосновывал, что Земля — одна из рядовых планет и вращается как вокруг своей оси, таки вокруг Солнца. Таким образом, была поставлена под сомнение теория геоцентризма. Итальянский философ Джордано Бруно (1548—1600) выдвинул идею о бесконечности природы и бесчисленности миров. Его соотечественник физик, астроном и математик Галилео Галилей (1564—1642) подтвердил гипотезу об аналогичности строения земных и небесных космических тел, открыл планеты Солнечной системы. В Новое время природа впервые стала объектом тщательного научного анализа. Объектом науки считалась природа, а ее целью — превращение природы в царство человека. Природу начали понимать как объект интенсивной преобразовательной деятельности и как кладовую, из которой человек может брать без меры и без конца. Такое мнение высказано в известных словах тургеневского Базарова Природа — не храма мастерская, а человек в ней — работник. Во второй половине XX столетия под влиянием научно-техни ческой революции значительно выросли масштабы и изменился РАЗДЕЛ ТО Природа как основа человеческого бытия Схема 10.1. Понятие природы сам характер взаимодействия природы и человека. Это нарушило относительное равновесие, сложившееся между ними, и привело к возникновению ситуации, которая таит в себе опасность как для природы, таки для человека. Вот почему эта проблема стоит в центре внимания не только так называемых природоведческих наук, но и философии. Что же такое природа сточки зрения современной философии Термин природа в научной литературе употребляется в двух значениях — в широком и узком (схема 10.J). В широком понимании слова природа — это бытие, Вселенная, объективный мир в бесконечном многообразии его форм. В этом значении общество является частью природы. В более узком понимании природа — это часть объективного мира, с которой взаимодействует общество. В философии ее преимущественно называют природной (географической) средой. Понятие природная среда имеет важный практический смысл, потому что акцентирует внимание на той части природы, в центре которой находится человек и которая является средой его обитания. Объем природной среды не остается постоянным. Он увеличивается по мере углубления познания и расширения масштабов преобразующей деятельности человека. Сегодня природная среда включает в себя земную кору, почвенный покров, воду, расти ЧАСТЬ Ш. Социальная философия тельный и животный мир, нижние слои атмосферы и ближний космос. Формирование представлений о природной среде, непосредственно окружающей человека, привело к созданию учения о биосфере Оно было создано трудом многих исследователей природы. Сам термин биосфера (от греч bio — жизнь и sphaira — шар) впервые применил австрийский геолог Эдуард Зюсс (1831 — 1914), называя им оболочку Земли, наполненную жизнью. Особый вклад в разработку учения о биосфере внес первый президент Украинской академии наук Владимир Вернадский (1863— 1945). В 1926 гон написал книгу под названием Биосфера. В этом труде Вернадский показал, что биосфера это оболочка земного шара, в которой существует или существовала жизнь. Толщина биосферы на полюсах Земли составляет около 10 км, на экваторе — 28 км. Масса биосферы — около 0,05 массы Земли. Наличие жизни в биосфере предопределяет ряд ее физико-хими ческих, геологических и других особенностей. Изучение биосферы выявило единство химического состава живых организмов и их неорганического окружения, дало возможность установить значение живого вещества для геологических процессов вверх них слоях земной коры, для образования почвы, изменений в химическом составе атмосферы и т. д. С х годов XX в. в философии существует система измерений видения биосферы. Первое измерение геологическое, второе — геохимическое, третье — экологическое, четвертое — биотическое (схема 10.2). Геологическое измерение биосферы охватывает три оболочки литосферу (верхняя оболочка земного шара толщиной 3—11 км на суше и 0,5—10 км под дном океана гидросферу (совокупность вод планеты — 1,6 млрд. куб. км атмосферу (газообразная оболочка Земли. Геохимическое измерение включает такие компоненты биоко стное вещество (почва, вода биогенное вещество (уголь, нефть, торф и др живое вещество Экологическое измерение охватывает экологические системы, или биогеоценозы (болота, водоемы, поля, луга, леса Биотическое измерение структуры биосферы включает такие компоненты животный мир (1,5 млн. видов, растительный мир (500 тыс. видов. Все названные компоненты биосферы существуют не изолированно, а во взаимосвязи, образуя единую систему. Зная историю формирования биосферы, законы, которые управляют жиз- РАЗДЕЛ 10. Природа как основа человеческого бытия Схема 10.2. Структура биосферы нью природных компонентов, а также учитывая взаимное влияние живого вещества и энергии, ученые с полным основанием рассматривают природу как единую систему. Конечно, биосфера никогда не пребывала в статическом состоянии растения, животные, биогеоценозы постепенно эволюционировали, меняли свою структуру. Изменения климата и условий жизни приводили к возникновению многих новых видов. С появлением человека в истории биосферы начался новый период. (Более подробно проблемы возникновения человека и общества будут рассмотрены в следующих разделах) Таким образом, природа — это все досоциальные ступени развития материи, а общество ее наивысшая ступень Общество — это часть материального мира, отделившаяся от природы и представляющая собой форму исторически развивающейся жизнедеятельности людей Но, став особой формой движения материи, общество не порывает своих отношений с природной средой. Они пребывают в органической связи и единстве. Это проявляется, во-первых, в том, что общество возникло как продукт приро- ЧАСТЬ III, Социальная философия ды, в результате ее длительной эволюции. Единство природы и общества заключено в самом генезисе общества. Фактически это доказывается принципиальной общностью строения многих органов человека и животного, общностью их биологических и физиологических функций (дыхание, пищеварение, размножение, ассимиляция, диссимиляция и др во-вторых, общество немо жет существовать отдельно и независимо от природы. Человек живет природой, она -- его часть, с ней человек, чтобы не умереть, должен оставаться в процессе постоянного общения. В-третьих, единство природы и общества заключается в их материальности. Материальность находит свое выражение в общей связи процессов и предметов все формы движения материи развиваются в пространстве и времени. Природа и общество существуют объективно, вне сознания человека и независимо от него. В-четвертых, единство между обществом и природой подтверждается тем, что в обществе, как ив природе, действуют единые, общие законы развития. Таким образом, между природой и обществом существует диалектическое единство. Но между ними есть и глубокое качественное отличие. Оно проявляется в том, что общество представляет собой качественно более высокую форму организации материи. В силу этого законы природы и законы общества, невзирая на объективный характер и тех и других, существенно отличаются друг от друга а) если законы природы действуют как слепая необходимость, то законы общественного развития реализуются через сознательную, целеустремленную деятельность людей б) если законы природы вечны, то законы общества ограничены временем существования человеческого общества, а некоторые — рамками одной или нескольких общественно-экономических формаций в) если в природе действуют и динамические, и статические закономерности, то общественные законы носят только статический характер и представляют собой законы-тенденции, в которых историческая необходимость пробивает себе путь через массу случайностей г) общественные законы познавать сложнее, чем законы природы, потому что они действуют более скрыто, через людей, внешне, случайно. Важнейшее различие общества и природы находит свое выражение в принципиальном отличии человеческого труда от дея- РАЗДЕЛ 10. Природа как основа человеческого бытия телъности животных. Первыми главным здесь является то, что человек активно влияет на природу, а непросто приспосабливается к ней, что характерно для животных. Человеческий труд предусматривает системное использование орудий труда, самое главное — производство для удовлетворения постоянно возрастающих потребностей. Следующее отличие человеческого труда заключается в его целенаправленности. Животное строит так, как генетически побуждает его природа. Человек же сначала моделирует будущий результат творчества в сознании, а затем благодаря труду переносит его в реальность. Еще одно отличие человеческого труда заключается в том, что он с самого начала имеет общественный характер и немыслим вне общества. Всю историю взаимодействия общества и природы подразделяют на четыре периода 1) присвоения 2) аграрный 3) индустриальный 4) ноосферный. Первый период — присвоения — определяется способом добывания средств существования. Второй и третий отвечают доминирующему виду производства — сельскохозяйственному или промышленному. Четвертый связывается с возникновением ноосферы. А что такое ноосфера Мы выяснили, что биосфера является сферой жизни, те. частью Земли, заполненной жизнью или продуктами жизнедеятельности. С появлением человека и общества возникает своеобразное ускорение эволюционных процессов. Разум человека вносит качественные изменения в характер земной эволюции. Человек создает новые технологии, привлекает к жизнедеятельности новые ресурсы планеты и одновременно изымает из круговорота химических элементов в природе все большее количество веществ. Таким образом, человек предстает как геолого-производительная сила, могучий фактор дальнейшего развития планеты. С появлением человека и его рационально-технологической деятельности биосфера приобретает новое качество — ноосферы, в которой жизненные процессы происходят как рациональные, технологически обоснованные, морально выверенные. Следовательно, ноосфера — это сфера разума (от греч noos — разум, сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность выступает определяющим фактором развития. Схема 10.3. Элементы ноосферы Понятие ноосфера впервые ввели в науку французские ученые Эдуард Леруа и Пьер Тейяр де Шарден в е годы XX в. Важная роль в теоретическом обосновании идеи ноосферы на материалистической основе принадлежит академику Владимиру Вернадскому Он считал, что к формированию ноосферы приводят два относительно самостоятельных и одновременно взаимосвязанных процесса эволюция биосферы и эволюция социума. В теоретическом измерении ноосфера предстает как сочетание наук о природе с науками о человеке в практическом измерении — это сфера бытия природы и человека. Важнейшими элементами ноосферы являются (схема 10.3): а) люди и их деятельность, человеческий разум во всех формах проявления б) техника, транспортная связь, различные виды электростанций и др в) культурно-экономические комплексы г) часть живой и неживой природы, которая служит объектом вмешательства человека. Например, вмешательство в генофонд растений, животных и самого человека, влияние на изменение климата, изменения течения рек, уровня воды в мировом океане, загрязнение атмосферы, води почвы канцерогенными веществами, радиоактивным излучением и т. п. Как видим, структура ноосферы сложная. Но главный ее элемент — человек, взаимодействующий с многоликой природной средой и изменяющий ее. Несмотря на то что ноосфера получает начальное развитие в географической среде, она не ограничена рамками нашей планеты. Ноосфера имеет тенденцию к постоянному расширению, превращаясь в структурный элемент космоса. Из вышеизложенного можно сделать такие выводы 1. Природа — объективная материальная действительность во всем многообразии и единстве ее форм. Она первично дана, не создана человеком, предшествует обществу и человеческой жизнедеятельности, являясь их всеобщей и необходимой предпосылкой. 2. Оболочкой Земли, в которой существует или существовала жизнь, является биосфера. Ноосфера представляет собой высшую стадию биосферы и связана с возникновением и развитием в ней человечества, которое, познавая законы природы и совершенствуя технику, трансформирует природу в соответствии со своими потребностями. Этот процесс характеризуется возникновением новых форм обмена веществ и энергии между обществом и природой, растущим биогеохимическими иным влиянием человека на биосферу. § 2„ Взаимодействие природы и общества Связь общества с природой, как уже отмечалось, состоит не только в их общем существовании, в активном взаимодействии друг с другом. В системе природа — общество более подвижным является второй элемент, причем темп исторического развития общества непрерывно ускоряется. Сама же природа за время пребывания на Земле человеческого общества существенных изменений не претерпела. Поэтому коренные причины каких-либо изменений во взаимодействии природы и общества нужно искать прежде всего в тех новых процессах, которые возникают в промышленной, социально-политической и духовной сферах общественной жизни. Более того, характерная черта современного этапа взаимодействия природы и общества заключается в том, что общество оказывает настолько значительное влияние на природу, совершает в ней настолько характерные изменения, что именно это в большинстве случаев определяет и характер обратного процесса — влияния природы на развитие общества. Значит, и саму ЧАСТЬ 111. Социальная философия проблему взаимодействия природы и общества следует рассматривать в первую очередь как проблему социальную. Сначала рассмотрим основные направления влияния природы на общество (схема 10. 4): 1) природа дает средства к существованию. Она предоставляет материалы и энергию, необходимые для жизнедеятельности людей. Общество находит в природе пресную воду для жизни, потребностей сельского хозяйства и промышленности, воздух — для дыхания и горения, а также природные пути сообщения, строительные материалы и т. п 2) природа влияет на размещение производительных сил общества и специализацию экономики. Например, неслучайно население Исландии и Норвегии в своем абсолютном большинстве традиционно занималось рыбным промыслом, а население Египта — выращиванием хлопка трудовая деятельность в Чили связана с добычей меди, в Венесуэле — с нефтью. Наличие гидроресурсов накладывает отпечаток на характер энергетики Схема 10.4. Взаимодействие природы и общества РАЗДЕЛ 10. Природа как основа человеческого бытия 3) природа ускоряет или замедляет развитие производительных сил. Влияние этого фактора было особенно значительным на ранних стадиях общества, хотя он важен и поныне. Со временем, с развитием производительных сил и увеличением власти человека над природой, значение его будет неуклонно снижаться 4) природа может уничтожать результаты человеческой деятельности. Такие естественные явления, как засухи, наводнения, извержения вулканов, землетрясения, способны затормозить развитие общества 5) природа влияет на формирование и развитие общественного сознания. Например, с открытием теории относительности существенно изменились взгляды на пространственно-временную организацию объектов природы развитие современной космологии обогатило представление о направленности природных процессов достижения физики микромира служат значительному распространению принципа причинности прогресс экологии привел к пониманию глубинных принципов целостности природы как единой системы. Следовательно, природная среда оказывает разнообразное влияние на развитие общества. Однако переоценивать его не следует. Есть ученые, которые абсолютизируют роль природной среды или отдельных ее элементов в жизни общества. Это представители натуралистических концепций развития общества и последователи так называемого географического детерминизма Эти концепции были очень распространены в X I X в. В XX в. получило развитие еще одно течение географического детерминизма — геополитика Эта доктрина пыталась оправдать захватническую политику государств особенностями природной среды, в частности, их географическим положением, богатством или бедностью недр, темпами прироста населения и т. п. Особенно распространилась геополитика в фашистской Германии (наряду с расизмом она стала ведущей доктриной фашизма) ив Японии. Анализируя роль в жизни общества географической среды как части природы, которая на данный исторический момент включена в процесс общественного производства, не следует ни пренебрегать ее влиянием, ни абсолютизировать его. Роль климатических условий, полезных ископаемых, водных ресурсов и т. п. чрезвычайно велика. Однако нельзя не отметить и другого води наковых климатических поясах различные народы живут совсем ЧАСТЬ III. Социальная философия Схема 10.5. Зависимость влияния природы на общество от уровня развития производительных сил по-разному. Очевидно, дело не в географии, хотя ее не следует сбрасывать со счетов, а в экономике, системе производства, организации деятельности, управлении, политической системе и культуре. Нужно принимать во внимание все факторы общественного развития ив первую очередь — уровень развития производительных сил. В зависимости от их совершенствования меняются роль и значение природных факторов в общественном процессе. Это положение можно проследить на схеме 10.5, где условно между природой и обществом размещены в виде треугольника производительные силы. Параллельные линии от природы до производительных сил выражают относительную неизменность действия природных условий на всех этапах истории общества. Это влияние на жизнь людей детерминировано уровнем развития производительных сил. По мере их совершенствования происходит вовлечение в процесс производства новых компонентов природной среды и уменьшается зависимость общества от естественных факторов. Следовательно, материальное благосостояние общества создается прежде всего трудом, а уже потом — географическими условиями и иными-факторами. РАЗДЕЛ 10. Природа как основа человеческого бытия Мы рассмотрели влияние природной среды на общество. Но взаимодействие общества с природой осуществляется и путем его обратного влияния Это проявляется в таких направлениях (схема 10.4): 1) общество расширяет объем и пределы использования природной среды. Современная наука утверждает, что человек разумный возник в некоторых отдельных районах нашей планеты и постепенно расселился по всему миру. Теперь уже вся поверхность земного шара освоена человеком. Недавно он вышел в космос и начал использовать его в своих целях 2) общество изучает и осваивает природу вглубь. Это проявляется, с одной стороны, в изучении уже известных естественных явлений на уровне микропроцессов, ас другой — в открытии и промышленном использовании неизвестных раньше свойств и законов природы 3) общество усиливает интенсивность использования природных ресурсов путем а) увеличения объема использования природных ресурсов (увеличивается добыча полезных ископаемых, расширяются посевные площади и др б) вовлечения в производственную деятельность природных процессов, которые раньше не использовались (энергия приливов, геотермальных источников, естественные свойства вечной мерзлоты в) повышения эффективности использования природных ресурсов (культивация земли, более полное использование минерального сырья и др 4) общество влияет на структуру окружающей природной среды. Под влиянием производственной деятельности человека не только существенно меняется ландшафт, но происходят также изменения в тепловом и энергетическом балансе среды, меняется состав веществ, которые участвуют в геологических и особенно биологических круговоротах, а также сам характер этих кругово ротов; 5) общество направляет свои усилия на воссоздание природы. Это вызвано так называемыми социально-экологическими проблемами, к которым относятся проблема исчерпаемости природных ресурсов проблема опасного для здоровья людей загрязнения окружающей среды проблема роста народонаселения планеты. Кратко остановимся на этих проблемах. Интенсивное развитие промышленности вначале столетия быстро ив больших масштабах втянуло человечество в при ЧАСТЬ III. Социальная философия родотрансформирующую деятельность. Стали заметными не только позитивные, но и негативные последствия научно-техно логического прогресса. Тогда же, в х годах X I X в, немецкий натуралист Эрнст Генкелъ (1834—1919) ввел понятие экология, объектами исследования которой являются организм, популяция и экосистема в неразрывном единстве с природной средой — все, что составляет биосферу. Во второй половине XX в. вследствие бурного развития науч но-технического прогресса в сотни раз увеличилась техногенная нагрузка на окружающую среду. Человечество включило в сферу производства 70% всей плодородной земли, 70% основных популяций индустриально развитых стран, ежегодно из недр добывается около 30 млрд. тонн полезных ископаемых 1-1,5% этого сырья принимает форму потребляемого продукта, а 98,5% составляют отходы производства, большинство из которых вредны для человека, Ученые подсчитали, что если производство будет наращиваться такими же темпами, то железа человечеству хватит на 250, олова — на 35, меди — налет. Дог. человечество использует запасы всех металлов, которые есть на нашей планете. Угрожающих масштабов на Земле достиг парниковый эффект — концентрация углекислого газа и других химических веществ в атмосфере. Идет разрушение озонового слоя — тонкой оболочки, которая содержится в стратосфере и предохраняет жизнь от гибельной ультрафиолетовой радиации Солнца истощаются источники воздуха — за последние 500 лет человечество уничтожило 60% лесов. Вследствие загрязнения Мирового океана нефтью и нефтепродуктами меняются его свойства. Человечество вступило вострый конфликт с условиями своего существования. Мы все воюем с природой, а нам необходимо мирное сосуществование с ней. И не только в узкопрактическом смысле, но ив широком моральном плане. Ведьмы призваны не господствовать над природой (и, безусловно, не подчинять ее, а, будучи ее детьми, должны любить ее, как родную мать. Острое осознание возможного кризиса между обществом и природой диктует необходимость проведения умной экологической политики. Эта политика должна быть направлена на охрану и оздоровление окружающей природной среды, рациональное использование и восстановление природных ресурсов, сохранение социосферы, обеспечивающей нормальную жизнедеятельность и экологическую безопасность человека. РАЗДЕЛ 10. Природа как основа человеческого бытия Основные направления экологической политики таковы а) усиление охраны вод, воздуха, земли, недр, растений б) совершенствование управления охраны природы в) внедрение безотходных и малоотходных технологий г) улучшение экологического образования и воспитания. Что касается последнего направления, следует подчеркнуть, что экологическое образование должно предоставить человеку соответствующую сумму знаний о законах природного развития и помочь осознать свое место в этом процессе. Экологическое образование имеет непрерывный характер и обязательно дополняется экологическим воспитанием. Комплекс экологического воспитания формирует не только экологическую сознательность, а прежде всего — действия человека, которые должны быть направлены на сохранение и улучшение природной среды, нагар монию с ней и с обществом. Необходимо сформировать такое философское мировоззрение, которое бы могло достичь цели — помочь человеку осознать свое место в окружающей среде и понять свою роль относительно нее. Особенно важно в современных условиях научить каждого человека отвечать за последствия своих действий, понимать и ощущать, что он является частью природной среды и от него зависит, как будет действовать система общество — человек — природа. Важным природным условием существования и развития общества является народонаселение. Это совокупность людей, живущих в пределах определенной территории, страны или всего земного шара. Оно характеризуется рядом динамичных качеств численностью, густотой и частотой заселенности, темпами роста, составом по полу, возрасту, национальности, языку, семейному положению, культурному уровню и т. д. Все эти качества играют свою роль в жизни общества. Ведь для его развития необходим определенный минимум людей, без которого невозможна ни материальная, ни социальная, ни духовная деятельность. Динамику населения Земли изучает специальная наука — демография (греч demos — народи пишу. Она исследует процессы воспроизводства народонаселения, под которым понимают конкретно-исторический процесс жизни населения, его непрерывное бытие, восстановление, существование в виде совокупности отдельных индивидов и различных социальных общно- ЧАСТЬ Ш. Социальная философия Схема J0.6. Динамика численности населения мира млн. человек) стей, являющихся субъектами соответствующих общественных отношений. Основная задача современной демографии — выяснение причин изменений численности населения в связи сколе банием рождаемости и смерти, процессами миграции, урбанизации, распределением населения по социально-классовой структуре, расовому, языковому, национальному составу. Данные демографических исследований используются при разработке эффективной демографической политики, направленной на дальнейшее улучшение условий воспроизводства народонаселения. По демографическим данным человечество на Земле существует уже один, а по другим — даже два миллиона лет. Сколько же нас было До начала неолита (каменного века) население планеты составляло 10 млн. человек, в конце неолита (3000 лет дон. э) — 50 млн, к началу второго века н. э. — 230 млн. человек, к концу первого тысячелетия н. э. — 276 млн, в 1850 г. — 1 млрд, в 1930 г. — 2 млрд, в 1976 г. — 4 млрд, в 1987 г. — 5 млрд, в 1999 г. — 6 млрд. человек. Сейчас ежедневно рождается 220 тыс. младенцев. По прогнозу демографов, в 2025 г. ожидается 8 млрд. человек (схема 10.6). Учитывая, что ресурсы Земли ограничены, а во многих регионах возникает перенаселение, встает вопрос Как относиться к РАЗДЕЛ 10. Природа как основа человеческого бытия росту населения Это волновало ученых еще в X V I I I в. Их взгляды на увеличение населения стали называть мальтузианством, по имени автора этой теории Томаса Мальтуса (1760—1833). Английский экономист и священник Мальтус в своем труде Опыт о законе народонаселения (1798) доказывал, что численность населения увеличивается в геометрической прогрессии, а средства существования — в арифметической. Основная причина этого — высокая рождаемость, которая приводит к быстрому приросту населения и перекрывает рост производства, в частности продуктов питания. Чтобы тенденция к увеличению народонаселения не прогрессировала и не привела к демографическому взрыву, Мальтус предложил регулировать рождаемость путем уменьшения количества детей в семьях, независимо от объективных условий, которые имеет данная семья, чтобы прокормить и воспитать ребенка. Идею Мальтуса подхватили в обновленном виде представители неомальтузианства, которые, в свою очередь, предложили каждой семье иметь не больше одного-двух детей и тем самым обеспечить только биологическое воспроизводство населения. Демографическую проблему пытаются решить и теории пределов роста, нового гуманизма, органического роста и т. п. Согласно этим теориям, решение демографической проблемы состоит в переходе человечества к двух- и трехдетным семьям по принципу новый человек — только на смену умершему, в сохранении более или менее одинаковых уровней рождаемости детей во всех регионах планеты и пр. Данные теории преимущественно настаивают на биологических методах решения демографической проблемы. Однако при этом необходимо учитывать со циально-экономические, политические, национальные и другие условия. Ведь население — это объект и субъект отношений, производитель и потребитель материальных и духовных благ. Понятно, что качественные и количественные характеристики населения должны в той или иной мере приниматься во внимание при разработке перспектив развития любого государства, региона или всего человечества. Историческое развитие населения — это вовлечение миллионов людей в создание культурных ценностей, привлечение внимания к ним. Восстановление населения — это не только биологическое воспроизводство, но и процесс воспитания, образования, формирования мировоззрения нового поколе ЧАСТЬ 111. Социальная философия ния, развития его творческого потенциала. Необходимо четкое осознание того, что демографическую проблему, как и другие глобальные проблемы, человечество может решить общими усилиями. ВЫВОДЫ 1. Природа является необходимым условием материальной жизни общества, в частности физической и духовной жизни человека, источником ресурсов, которые используются в производстве. В тоже время она является и средой существования общества. Единство общества и природы обусловлено процессом материального производства. 2. Процесс взаимодействия природы и общества вступил в новую фазу своего развития, которая, наряду с расширением и ускорением взаимосвязи между природой и обществом, характеризуется наличием противоречий между ними и появлением значительных экологических проблем. Это требует коренных изменений в характере и методах влияния общества на природу. 3. Сложной и острой проблемой системы природа — общество является демографическая проблема. Экология человека, обеспечение условий для воссоздания генетически, физически и духовно здорового человека — задача чрезвычайно важная, не менее важная, чем обеспечение условий для сохранения окружающей среды. Контрольные вопросы 1. Что такое природа в широком и узком понимании слова 2. Чем отличаются понятия природа, планета, Вселенная, действительность, бытие 3. Что такое литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера 4. В чем состоит особенность философского подхода в отличие от естественнонаучного изучения природы 5. В чем проявляется единство и связь между природой и обществом 6. В чем состоит разница между законами природы и законами общества 7. Что такое техносфера, антропосфера, социосфера? РАЗДЕЛ 10. Природа как основа человеческого бытия 8. В чем суть идеи ноосферы В.И. Вернадского 9. Какие взаимоотношения существуют между обществом и природой 10. Определите важнейшие этапы во взаимоотношениях между обществом и природой. 11. Назовите основные направления влияния природы на общество и общества на природу. 12. Что такое экология 13. В чем суть концепции географического детерминизма 14. Что такое геополитика 15. Что означает понятие народонаселение 16. Что представляют собой мальтузианство и неомальтузианство РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Вернадский В.И. Несколько слово ноосфере // Русский кос мизм: Антология философской мысли. МС Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Кн. 1—2. МВ поисках равновесия. Экология в системе социальных и политических приоритетов. М, 1992. 4. Дювинье П, Тант М Биосфера и место в ней человека. М, 1978. 5. Кутырев В.А. Современное социальное познание. М, 1988. 6. Моисеев Ы.Н. Человек во Вселенной и на Земле // Вопросы философии. 1990. № 6. С. 32-42. 7. ТойнбиАДж. Постижение истории. М, 1991. 8. Хайдеггер М Время картины мира // Время и бытие. М, 1993. 9. Чижевский Л.А. Колыбель жизни и пульсы Вселенной // Русский космизм: Антология философской мысли. МС Швебс Г.И. Идея ноосферы и социальная экология // Вопросы философии. 1991. № 7. С. 36-42. Раздел 11 ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ОБЩЕСТВА В предыдущем разделе речь шла о природе, о взаимодействии природы и общества. Как уже отмечалось, природа является необходимым условием жизни общества, в том числе физического и духовного существования человека. Однако хорошо известно, что человек не может существовать не только вне природы, но и вне общества. Ведь, как заметил еще Аристотель, вне общества может жить только гений или сумасшедший. Поэтому естественно, что одно из важнейших мест среди философских проблем занимает проблема человеческого общества, или просто общества. Чтобы раскрыть его сущность с позиций социально-философ ского анализа, необходимо последовательно ответить наследующие вопросы что такое общество и каковы основные подходы к его пониманию что представляет собой общество как саморазвивающаяся система что включает структура социума и как осуществляется его развитие Целью данного раздела и является поиск ответов на эти вопросы. § 1. Основные подходы к пониманию общества Человеческое общество — одно из самых сложных среди известных науке явлений действительности. Тайны возникновения общества, законов его развития, смены одного общества другим волновали мыслителей всех времени народов Термин общество — понятие многозначное. Его можно рассматривать как в широком, таки в узком смыслах. В узком смысле он имеет следующие три значения 1) общество как совокупность общественных отношений Известно, что общественные отношения — это то специфическое, что отличает социальные образования от других систем материального мира. И каждое общество является непросто совокупностью людей, а представляет собой единую систему социальных отношений, целостный социальный организм, который развивается определенным образом, независимо от других социальных организмов 2) общество как определенный этап человеческой истории (первобытное общество, индустриальное, информационное и др 3) отдельное, конкретное общество, являющееся самостоятельным субъектом истории (российское общество, украинское общество, американское и др. Общество в широком смысле — это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей, основой которой является человеческий труд, общественное производство Иными словами, это человечество в целом, те. вся совокупность общественных организмов, которые существовали и существуют на нашей планете. Проблемы общества изучает множество наук социология, история, археология, история государства и права и многие другие, каждая из которых имеет свой аспект изучения общества. Есть такой аспект и у философии. Социальная философия при изучении общества акцентирует внимание насущности и закономерностях его развития, на целях, движущих силах, содержании и направленности исторического процесса. Социологию прежде всего интересует социальная структура общества, те. способ организации и связи элементов общества в единый организм, история изучает развитие материальной и духовной жизни общества в различные исторические периоды и т. д. Наряду с понятием общество существуют и такие понятия, как общность, народ, нация, государство. Хотя эти понятия достаточно близки и на уровне обыденного сознания часто употребляются как синонимы, их необходимо различать. Термин общность употребляется для обозначения совокупности людей, связанных общим происхождением, языком, культурой, судьбой. К наиболее важным общностям относятся семья, род, племя, народность, нация. Социальная философия под понятием общество понимает продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп людей, объединенных не на ос ЧАСТЬ III. Социальная философия нове общности, а на основе совместных интересов и договора. Понятие общество шире понятия общность, поэтому не всякая общность является обществом, но любое общество обладает чертами общности. Понятие народ обозначает общность людей, связанных, прежде всего, происхождением, языком, культурой и, как правило, определенной территорией. Под понятием нация имеют ввиду форму организации жизни одного народа (или нескольких близких, связанных единой государственностью, экономическими, политическими и духовными отношениями людей. Государство же представляет собой продукт исторического развития человеческого общества, форму организации жизни народов и наций, основанную на праве и законе. Все рассмотренные понятия, как это видно изданных определений, тесно связаны между собой и взаимно пересекаются. Итак, когда же возникло общество и что оно представляет собой Установлено, что общества на нашей планете не существовало изначально. Оно имеет свою историю возникновения и развития. Первыми известными науке социальными организмами были племена первобытности, затем рабовладельческие государственные образования Древнего Востока, созданные людьми в конце IV тысячелетия до нашей эры в плодородных долинах рек Нила (Египет, Тигра и Евфрата (Месопотамия, Инда и Ганга Индия, Хуанхэ и Янцзы (Китай. Отсюда можно сделать вывод, что переход человечества от общинной формы существования к обществу произошел более 5 тысяч лет тому назад. Существует множество точек зрения на общество и причины его возникновения. Можно предположить, что различных интерпретаций общества столько же, сколько существует направлений в истории философской мысли (схема 11.1). Все их рассмотреть достаточно сложно, однако упрощенно их можно объединить в несколько теоретических концепций (моделей. Одной из первых концепций понимания общества и источников его развития является религиозно-мифологическая модель, возникшая в эпоху рабовладельчества. Общество, как и отдельный человек, через призму данной модели рассматривалось в системе общего мирового (божественного) порядка — Космоса Бога, выступающего источником и первоосновой всего сущего. РАЗДЕЛ 11. Философский анализ общества Схема ПЛ. Теоретические модели понимания общества Стихийная реализация исторической необходимости порождала и поддерживала у людей уверенность в существовании судьбы, в божественной предопределенности существующих отношений, порядков, а также всех происходящих изменений. Поэтому божественный (космический) первоисточник существования общества и действующих в нем законов и моральных норм — основная тема древних мифов. Историки и философы античности также рассматривали общество не как особое образование, развивающееся по собственным законам, а как компонент космического бытия. Отсюда проистекает религиозно-мифологический характер их взглядов. Если религиозно-мифологическая концепция возникла на почве античной философии, то теологическая концепция зародилась в недрах схоластической философии Средневековья. Античная философия, при всем различии взглядов ее представителей на общество, носила космологический характер, поскольку тем единством, в которое включалось все сущее, в том числе и общество, была природа (Космос. Средневековое же мышление тео- центрично: реальностью, определяющей все сущее, в том числе и общественную жизнь, для него являлась не природа, а Бог. В наиболее полном виде эта концепция получила развитие в учении Аврелия Августина (354—430), а позднее Фомы Аквинского (1225—1274). Августин считал, что вся история определяется божественной волей, а все пороки общества объясняются первородным грехом Адама и Евы. Развивая эти идеи, Фома Аквин- ский утверждал, что неравенство людей является вечным принципом общественной жизни, а разделение на сословия установлено Богом. В Новое время значительное распространение получила натуралистическая концепция общественной жизни, ее представителями были Исаак Ньютон, Рене Декарт, Шарль Луи Монтескье, Джон Локк и другие, хотя первые натуралистические идеи можно обнаружить еще в творчестве древнегреческих философов. Так, например Демокрит высказывал мысль о том, что вся общественная жизнь имеет природное происхождение, а Аристотель выдвинул идею о естественном происхождении социального расслоения людей. В чем же суть данного подхода Натурализм (от лат natura — природа) как философский принцип рассматривает социальные явления исключительно как действие природных сил физических, географических, биологических и т. п. В соответствии сданным принципом тип общества и характер его развития определяются климатическими условиями и географической средой географическая школа — Лев Мечников, Василий Ключевский и др, биологическими, расовыми, генетическими особенностями людей социальный дарвинизм Томас Мальтус, Людвиг Гумплович, Вильям Самнер; расово-антропологическая школа Жозеф Артур де Гобино и др, космическими процессами и ритмами солнечного излучения (Александр Чижевский, Лев Гумилев). Таким образом, натурализм высшие формы бытия сводит к низшим, а человека — к уровню всего лишь природного существа. Главный недостаток данной концепции состоит в игнорировании качественного своеобразия человека, в принижении человеческой активности, вот рицании человеческой свободы. Другой недостаток натуралистического подхода к обществу состоит в понимании человека как социального атома, а общества — как механического агрегата индивидов-атомов, поглощенных лишь своими собственными интересами. Таким образом, на РАЗДЕЛ 11. Философский анализ общества турализм излишне материалистически трактует сущность человека, выделяя в ней лишь природную субстанцию. Вследствие этого человеческие связи приобретают исключительно природный характер, игнорируются их социальная и духовная составляющие. В отличие от натуралистической концепции идеалистическая модель изолирует человека от природы, превращает духовную сферу общественной жизни в самодовлеющую субстанцию. Такое идеалистическое понимание истории возникает в результате абсолютизации духовного фактора в человеческом бытии и находит свое выражение в принципе Идеи правят миром. Вершиной объективно-идеалистической модели понимания общества являются воззрения Георга Гегеля (1770—1831), который высказал ряд гениальных догадок о закономерностях развития общества. Согласно Гегелю, история движется вперед не как стихийный процесс. Она слагается из действий отдельных людей, каждый из которых стремится реализовать свои способности, взаимоисключающие интересы, эгоистические цели. Однако в результате действий людей, преследующих свои цели, возникает нечто новое, отличающееся от их первоначальных замыслов. В этому Гегеля и заключается хитрость исторического разума, саморазвитие и самопознание которого и представляют собой собственно исторический процесс. Таким образом, если сточки зрения натурализма развитие общества определяете действием законов природы, тов идеализме функцию творческого начала выполняет мировой разум объективный идеализм)>ничем неограниченная человеческая активность, прежде всего духовно-волевая (субъективный идеализм. Недостатки натуралистической и идеалистической моделей пытались преодолеть создатели диалектико-материалистической концепции развития общества, немецкие философы и социологи Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895). В чем суть социальной концепции марксизма Сточки зрения марксизма, опирающегося на работы Чарльза Дарвина и Льюиса Моргана процесс формирования общества начался с выделения человека из животного мира при формировании у предков человека социально-побудительных мотивов поведения. Благодаря этому, кроме естественного отбора, в силу вступили социальный отбор. В процессе такого двойного отбора выживали и оказывались перспективными те древнейшие общности людей, ЧАСТЬ III, Социальная философия которые в своей жизнедеятельности подчинялись определенным социально значимым требованиям, например сплоченности, взаимопомощи, заботе о судьбе потомства и др. Так постепенно в процессе исторического развития человек, образно говоря, становился на рельсы социальных законов, сходя с колеи биологических закономерностей. Социализация человека осуществлялась прежде всего в процессе труда, навыки которого постоянно совершенствовались, передавались от поколения к поколению, образуя тем самым вещественно фиксируемую культурную традицию. Труд, стимулируя людей к совместной деятельности, обусловил возникновение и развитие разнообразных видов общения, появление членораздельной речи, образование производственных отношений. Таким образом, труд и возникшие на его основе производственные отношения являются главными материальными силами, которые привели к собственно человеческой форме существования — обществу. К. Маркс анализируя закономерности развития уже сформировавшегося общества, значительно расширил сферу действия материализма и распространил ее на область общественных отношений. Этот подход в дальнейшем стал называться материалистическим пониманием истории. Согласно данному подходу, система производственных отношений составляет в обществе первооснову — базис, на котором строятся все иные отношения людей — правовые, политические, идеологические и пр. Формирование социальной теории марксизма происходило в условиях революционного подъема, охватившего в середине X I X в. Западную Европу. Очевидно, поэтому такое большое внимание в марксизме уделяется борьбе между антагонистическими классами, которую он понимает как важнейшую движущую силу общественного развития. Многие исследователи данного учения обращали внимание и на другие его слабые места постулат о диктатуре пролетариата, абсолютизацию экономического фактора в жизни общества, а также роли общества в жизни отдельного человека, что впоследствии послужило предпосылкой формирования тоталитарных режимов в странах, которые на практике попытались воплотить в жизнь теорию Маркса. Теперь несколько слово современных подходах к обществу. Все современные социально-философские и социологические концепции человека и общества так или иначе рассматривают его РАЗДЕЛ 11. Философский анализ общества как совокупность социальных взаимосвязей и взаимодействий людей в процессе удовлетворения их потребностей. Например, одна из наиболее известных концепций общества, созданная Максом Вебером (1864—1920), имеет название интерпретации социального действия Главной идеей веберовской концепции, да и всей его социологии является обоснование возможности максимально рационального поведения, проявляющегося во всех сферах человеческих взаимоотношений. В соответствии с этой концепцией социальное действие обретает содержание, которым оно не обладало в природе. Для понимания этого смысла необходима соответствующая интерпретация. В этом и заключается главная идея Вебера всегда и везде, вовсе эпохи природу общества необходимо понимать как толкование смысла социальных действий людей. Следует добавить, что под социальным действием понимается нелюбое действие, а действие, субъективный смысл которого относится к поведению других людей. Исходя из такого подхода, нельзя считать действие социальным, если оно является чисто подражательным, аффективным или ориентируется на ка кое-либо природное явление. Еще одна из известных современных концепций человека и общества — так называемая концепция методологического индивидуализма сложившаяся на основе идей марксизма, тейярдизма, неофрейдизма и социобиолог^изма, рассматривает общество как продукт индивидуального взаимодействия. По мнению Карла Поппера (1902—1994), автора данной концепции, каждое коллективное явление мы должны рассматривать как результат действий, взаимодействий, целей, надежд и мыслей отдельных людей и как результат созданных и охраняемых ими традиций. Согласно этому пониманию, социальная сущность индивида запрограммирована не только обществом, но и космо-природно-товарно-со- циальным бытием, поскольку человек является космо-природ- но-товарно-социальным существом. Здесь потенциальная духовность космоса реализуется человеком в различных объединениях. Интересные новаторские идеи в подходе к обществу содержат и другие современные философские концепции герменевтика, феноменология, аналитическая философия, постмодернизм и др. Итак. Понятие общество можно рассматривать в широком и узком значениях. Предметом исследования социальной философии является общество в широком понимании слова, иными слова ЧАСТЬ III. Социальная философия ми, — это человечество в целом, вся совокупность общественных организмов, которые существовали и существуют на нашей планете. В настоящее время есть несколько концепций, в которых обосновано происхождение и раскрывается сущность общества. Среди них наиболее влиятельными являются диалектико-мате- риалистическая концепция (К. Маркс, Ф. Энгельс), концепция интерпретации социального действия (М. Вебер концепция методологического индивидуализма (К. Поппер) и ряд других. § 2. Общество как саморазвивающаяся система Идея о том, что общество представляет собой систему, источник развития которой находится в ней самой, в настоящее время является общепризнанной и не требует особой аргументации. Поэтому мы рассмотрим следующие проблемы в чем состоит специфика социальной системы по отношению к другим системам объективной реальности какова структура социальной системы каковы законы развития общества. Итак, в чем же состоит отличие социальной системы от систем, действующих в природе Эти отличия состоят в следующем 1) общество, в отличие от природы, представляет собой систему не только материальных, но и духовных отношений, складывающихся между людьми в процессе их совместной деятельности 2) центральным элементом любой социальной системы является человек, обладающий сознанием, поступающий в соответствии со своими желаниями и стремящийся к определенным целям, что придает развитию общества значительную степень неопределенности, а следовательно, и непредсказуемости 3) сам человек является сложной системой и существует как система в системе. Другие элементы общества также являются системными формами и образуют определенные автономные системы (государство, экономика, политика, право и т. д 4) развитие общества подчиняется как всеобщим законам, таки специфическим социальным законам, действующим только в социальной среде 5) социальная система представляет собой согласованность элементов ив тоже время их несогласованность, наличие гармоничных тенденций и конфликтного взаимодействия. Таким РАЗДЕЛ 11. Философский анализ общества образом, общество — это живая, противоречивая, саморазвивающаяся система. Итак, общество, являясь подсистемой объективной реальности, существенно отличается от других, природных сиетем, как биологических, таки физических Социальная система представляет собой сложнейшую из известных систем объективной реальности, которая охватывает совокупность социальных объектов и субъектов, их свойств и отношений, образующих целостный социальный организм Всякая социальная система как целостный организм характеризуется такими признаками, как самодеятельность, самоорганизация, саморазвитие. В социальной философии в зависимости от уровня сложности и организации выделяют, как правило пять уровней социальных систем Первый фундаментальный уровень организации общества — человечество в целом, осознающее свои интересы как единая цивилизация второй государство или группа взаимосвязанных государств третий социальные институты, обеспечивающие функционирование общественных отношений четвертый классы, социальные группы (общности, слои, страты, а также другие виды объединений людей пятый уровень отдельная личность, которую также можно рассматривать как социальную систему. \ / Вторая проблема, выделенная нами, прЪдполагает раскрытие структуры социальной системы. Что же представляет собой социальная структура общества Социальная структура общества — это исторически сложившаяся форма организации общества, представляющая собой определенную форму устойчивых связей, отношений, возникших на их основе социальных групп и институтов, которые обеспечивают целостность общества, сохранность его свойств при воздействии на него различных внутренних и внешних факторов. Структура общества включает в себя множество разнообразных элементов. Основными среди них являются 1) субъекты общества (человек, люди и их объединения 2) взаимоотношения и связи между людьми 3) социальные институты 4) деятельность (схема 11.2). Характеризуя субъект общества — первый элемент его структуры, необходимо отметить, что каждый человек включен в определенное сообщество или социальную группу (или несколько ЧАСТЬ III. Социальная философия Схема 11.2. Социальная структура общества групп. В процессе совместной жизнедеятельности людей в обществе формируется устойчивая структура социальных'общно стей, включающая в себя такие группы, как семья, род, племя, нации, классы, сословия, касты и т. д. Впрочем, в зависимости от цели исследования социальные группы и сообщества могут дифференцироваться и по другим признакам. Например, по социаль но-демографическим (мужчины, женщины, дети, молодежь, пенсионеры территориальным (жители города, жители села породу занятий (рабочие, служащие, учащиеся, творческая интеллигенция отношению к собственности (предприниматели, наемные рабочие, а также по уровню доходов, уровню образованности и т. д. Глубоко раскрыть сущность общества позволяет второй элемент его структуры — |