Главная страница
Навигация по странице:

  • Алексеев П.В., Панин А.В.

  • Гегель Г Наука логики Соч. В х т. М, 1970. 5. Данилъян О.Г.

  • Князева Е.Н., Курдюмов СП.

  • Пригожий И, Стенгерс И Порядок из хаоса. М, 1986. 14. Шинкарук В.И.

  • Агностицизм Давида Юма.

  • Агностицизм Эрнста Маха и Рихарда Авенариуса.

  • Агностицизм отдельных течений современной философии. К примеру конвенционализм

  • Данильян_Тараненко_Философия. Учебник москва эксмо 2005


    Скачать 7.94 Mb.
    НазваниеУчебник москва эксмо 2005
    АнкорДанильян_Тараненко_Философия.pdf
    Дата20.09.2017
    Размер7.94 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаДанильян_Тараненко_Философия.pdf
    ТипУчебник
    #8855
    страница18 из 33
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   33
    Барт (1886—1968) и немецко-американский христианский теолог Мауль Тиллих (1886—1965). Их креационистская доктрина исходит из признания того, что в основе развития мира находится божественная субстанция, которая еоздала этот мир из какого-то доприродного строительного материала — материи. Поэтому мир не вечен, как Бог, он имеет начало и конец. Но это не означает, что созданный мир не имеет абсолютно ничего общего с Богом. Между ними существует определенное сходство, которое позволяет понять пути развития конечных, созданных предметов в негативная диалектика Известными представителями этой интерпретации диалектики были Теодор Адорно (1903—1969) и Жан-Поль Сартр (1905—1980). Т.Адоряо — немецкий философ, социолог, представитель Франкфуртской школы, автор многих работ по философии, в том числе Негативной диалектики
    (1966). Ж - П . Сартр — французский философ и писатель, представитель так называемого атеистического экзистенциализма. Ему принадлежит ряд работ по проблемам философии, в том числе работа Критика диалектического разума (1960). В его понимании диалектика возможна в двух формах — критической и догматической. Первая есть негативная диалектика Негативная диалектика Т. Адорно и Ж . - П . Сартра — это односторонняя, субъективная концепция, которая исходит из абсолютизации отрицания, всеобщего разрушения всего сущего, тотального критицизма, неприятия любого позитива, самоотрицания и потому не выходит за пределы метафизики. Негативная диалектика — это, в сущности, аятидиалектика.
    РАЗДЕЛ 7.
    Философия развития Особое место среди альтернатив диалектики занимает синергетика. В конце х годов XX в. немецкий философ Ганс Хакен ввел в научный оборот понятие синергетика Для становления синергетики как области знания важное значение имели проведенные эксперименты ученых Бориса Белоусова
    и Андрея Жаботинского, Опираясь на них, бельгийская школа, возглавляемая Ильей При-

    гожиным, создала первую нелинейную модель синергетики химических процессов, основанную на идеях неравновесности термодинамики. Синергетика (от греч synergein — общий, согласованно действующий) — это направление межотраслевых исследований, объект которых — процессы самоорганизации в открытых системах физической, химической, биологической, экологической и другой природы. В таких системах, являющихся далекими от термодинамической равновесности, за счет потока энергии и вещества из внешней среды создается и поддерживается неравновесность. Благодаря этому взаимодействуют элементы и подсистемы, что ведет к их согласованному, кооперативному поведению и к созданию новых устойчивых структур и самоорганизации. Выдвинутая концепция самоорганизации явилась естественнонаучным уточнением принципа самодвижения и саморазвития материи. В отличие от классической механики, которая рассматривает материю как застывшую, малоподвижную массу, приводимую в движение внешней силой, в синергетике обнаруживается, что при определенных условиях и системы неорганической природы способны к самоорганизации. Если равновесная термодинамика признает эволюцию лишь в сторону увеличения энтропии системы (те. хаоса, дезорганизации, то синергетика впервые раскрыла механизм возникновения порядка через флуктуации те. отклонения системы от некоего среднего состояния Флуктуации усиливаются за счет неравновесности, расшатывают предшествующую структуру и приводят к новой. Так из беспорядка возникает порядок. Для самоорганизующихся процессов характерны диалектически противоречивые тенденции неустойчивость и устойчивость, дезорганизация и организация, беспорядок и порядок. По мере проявления общих принципов самоорганизации становится возможным создание более адекватных моделей синергетики, кото-
    ЧАСТЬ II. Бытие, сознание, познание
    рые имеют нелинейный характер, поскольку учитывают и качественные изменения. Синергетика уточняет представление о динамическом характере реальных структур и систем и связанных сними процессов развития, раскрывает возрастание упорядоченности и иерархической сложности систем, которые самооргани­
    зуются на каждом этапе эволюции материи. Ее результаты имеют большое значение для установления связей между живой и неживой материей, а также для раскрытия процессов возникновения жизни на Земле. Синергетика все более уверенно прокладывает путь в методологию гуманитарных наук, в частности в философию. Все больше в философию входят такие экзотические понятия, как неравновесность, нестабильность, бифуркация, фазовые переходы, нелинейность, малые влияния, аттракторы и др. Синергетика пытается предстать как новое мировоззрение, мировосприятие, которое коренным образом изменяет понимание необходимого (закономерного, определенного) и случайного в самих основах построения мира. По-новому определяются причины и формы развития неживой материи и исторических процессов в экономической, политико-социальной, военной и других сферах жизнедеятельности общества. Формируется новое понимание случайности как самостоятельного фактора биологической и социальной эволюции, признается роль случая в процессах самоорганизации. Один из основателей синергетического мировосприятия Илья
    Пригожин пишет Детерминизм, который воспринимался как неминуемое следствие рациональной модели динамики, сводится нынче к свойству, которое обнаруживается лишь в отдельных случаях. Итак, речь идет — не более и не менее — об изменении парадигмы общественных наук, об отказе от прежнего понимания и признания детерминизма и, возможно, об открытии новых видов детерминизма, а в философии еще и о переосмыслении материалистической диалектики. Некоторые исследователи считают, что новая парадигма в методологии общественных наук кроме всего прочего, возможно, будет поглощать диалектику как отдельный метод синергетики и то лишь в определенных сферах) или вообще заменит ее принципиально новыми подходами к действительности. Дело в том, что синергетика иначе, чем диалектика, в особенности в ее материалистической модификации, решает проблемы онтоло-
    РАЗДЕЛ 7.
    Философия развития Схема 7.10.
    Соотношение диалектики и синергетики гии и гносеологии. Если для приверженцев материалистической модификации и диалектика, и теория познания, и логика являются одними тем же, а универсум тоже существует по диалектическим законам, то для синергетического мировосприятия эти постулаты не являются доказательными, да и диалектического единства онтологии и гносеологии пока что не наблюдается. Схематическое представление об отличии между диалектикой и си
    ЧАСТЬ II. Бытие, сознание, познание
    нергетикой в понимании развития видно из сравнения (схема
    7.10). Конечно, эти сравнения условны. Многие из приведенных в схеме позиций можно было бы дополнить. Дискуссионным является и разнесение тех или иных положений диалектики и синергетики по характеристикам динамических процессов (развития. Да и сами характеристики спорные. Но все же благодаря наглядности и структурированности такое сравнение имеет определенную познавательную ценность, дает возможность увидеть существенные отличия между диалектикой и синергетикой. Синергетика развеяла великое множество мифов, стереотипов. Во-первых, становится очевидным, что сложноорганизован- ным социоприродным системам нельзя навязывать пути развития. Необходимо знать, как содействовать раскрытию их собственных тенденций развития, как выводить системы на эти пути. Важно осознать законы сосуществования природы и человечества, их коэволюции. Во-вторых, синергетика свидетельствует о том, что любая сложноорганизованная система имеет, как правило, не единственный (отдельный, а множество собственных, соответствующих ее природе путей развития. Отсутствие четкой определенности, наличие альтернатив уменьшают основания для позиции пессимизма эсхатологического содержания. Возрастает надежда на возможность выбора путей дальнейшего развития, в частности таких, которые устраивали бы человека и одновременно небыли бы разрушительными для природы. В-третьих, синергетика демонстрирует, что хаос может выступать механизмом самоорганизации и самопостроения структур, избавления от избыточного, механизмом выхода на относительно простые структуры — аттракторы эволюции. Итак, проблема развития является одной из центральных в философии, осмысление которой позволяет человеку лучше понять окружающий мир, свое место в нем. За всю историю существования человечества лучшие умы выработали довольно много концепций процесса развития. Наиболее разработанной концепцией является диалектика. Наряду с диалектикой существуют и другие концепции развития. Учение о развитии — одно из главных в философии. Это обусловлено тем, что в данном учении глубоко и обоснованно раскрывается содержание всеобщих связей, общие закономерности изменений, происходящих в мире,
    РАЗДЕЛ 7.
    Философия развития источники, механизмы и направленность процессов развития, иные универсальные связи бытия. Все это составляет основу формирования мировоззрения и диалектического метода мышления. В условиях кризиса, охватившего постсоциалистические страны, в нашей литературе возникла тенденция пренебрежительного отношения к диалектике, попытка найти именно в ней причины кризиса, поскольку она была главной методологией тоталитарного режима. Активно ведутся поиски какой-то новой исторической формы диалектики вместо классической. Что можно сказать поэтому поводу Очевидно, дело не в самой материалистической диалектике, а в том, как она использовалась, в ее схематизации, монополизации, те. в той заидеологизированной форме, которую она обрела. Что, кстати, совсем не отрицает достижений отечественной философии. Наверное, более правильно ставить вопрос о необходимости нового видения материалистической диалектики, нового ее прочтения, переосмысления ее принципов, законов и категорий с учетом науки и практики о творческом развитии самой материалистической диалектики. ВЫВОДЫ
    1. Диалектика является наиболее разработанной и признанной концепцией философии развития. Как общая теория развития явлений дает ключ к пониманию их сущности, отражает реальные процессы в природе, обществе и мышлении такими, какими они являются в действительности.
    2. Диалектика подходит к изучению предметов и явлений сточки зрения их возникновения, движения и развития, а потому ориентирует на конкретное, разностороннее изучение объективных процессов.
    3. Наряду с диалектикой существуют метафизическая концепция развития, софистика, эклектика, экзистенциальная диалектика, синергетика и целый ряд других. Отдельные философские школы отвергают диалектику как схоластику. Это означает, что она требует дальнейшего осмысления и исследования.
    Контрольные вопросы
    1. Что означает термин диалектика Как изменялось содержание этого понятия в процессе исторического развития философии
    2. В чем различие исторических форм диалектики
    3. Правомерно ли говорить, что материалистическая диалектика — это исправленная и улучшенная диалектика Гегеля? Определите их общие черты и принципиальные отличия.
    4. Что такое объективная диалектика и где она себя проявляет
    5. В каких формах существует субъективная диалектика Что такое материалистическая диалектика
    6. Что представляет собой диалектика как метод
    7. Что такое принцип Назовите основные принципы диалектики.
    8. Что такое связь, закон, закономерность
    9. Какие наиболее важные стороны действительности отражены в категории закон
    10. Какие бывают законы
    11. Каковы особенности законов диалектики
    12. Дайте характеристику понятий развитие, прогресс, регресс.
    13. В чем суть закона диалектической противоречивости
    14. В чем состоят особенности закона взаимного перехода количественных изменений в качественные
    15. Раскройте сущность диалектического отрицания.
    16. Всякое ли понятие есть категория Аргументируйте свой ответ.
    17. Каковы особенности философских категорий по сравнению с категориями конкретных наук
    18. Что такое формализм Как он проявляется в науке, искусстве, философии
    19. Какие основные черты причинно-следственных связей
    20. Назовите характерные особенности реальной и формальной возможности.
    21. Раскройте суть альтернативных концепций диалектики.
    22. Что отличает диалектику от метафизики, эклектики, софистики
    23. Чем определяется догматизм в мышлении
    24. В чем суть диалектического мышления Назовите его основные принципы.

    25. Какова роль диалектики в познавательной и практической деятельности людей
    26. Раскройте сущностные черты синергетики. РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
    1. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. М,
    1991.
    2. Аристотель Метафизика Соч. В х т. М, 1976. Т. 1.
    3. Бородкин В.В. Проблемы отрицания и развития. М, 1991.
    4. Гегель Г Наука логики Соч. В х т. М, 1970.
    5. Данилъян О.Г. Социальные противоречия. Сущность, типология, формы проявления. Харьков, 1997.
    6. Данилъян О.Г. Развитие взглядов на общество и его противоречия в истории философской мысли. Харьков, 1997.
    7. История диалектики. Немецкая классическая философия. М,
    1978.
    8. Категории диалектики, их развитие и функции. Киев, 1980.
    9. Князева Е.Н., Курдюмов СП. Синергетика как новое мировидение Вопросы философии. 1992. № 12.
    10. Путай В. СО разработке теории материалистической диалектики // Философские науки. 1990. № 2.
    11. Мануйлов Е.Н. Диалектика, ее принципы, законы, категории и их методологическое значение для деятельности военных кадров. Харьков, 1991.
    12. Материалистическая диалектика. В 5-ти т. М, 1981.
    13. Пригожий И, Стенгерс И Порядок из хаоса. М, 1986.
    14. Шинкарук В.И. Философия и современные исторические реалии // Философская и социологическая мысль. 1992. № 4.
    Раздел 8 СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В предыдущем разделе была раскрыта сущность человеческого сознания. Как вытекает из ее анализа, сознание есть нечто иное, как знание о мире, природе, обществе, человеке, в конце концов, о самом себе. Знания — это основа сознания, способ его существования. Но тогда возникает ряд вопросов. Что такое знание Что может знать человеко мире, в котором живет, и как он может влиять на мир В чем состоит познавательно-практическое отношение человека к внешнему окружению Это непростые вопросы. От их решения зависят жизненные ориентации человека его ценности и позиции. В конце концов, вся жизнь человека зависит от деятельности, основанной на знаниях. Решение этих проблем — одна из специфических задач философии. Другие научные дисциплины изучением особенностей процесса познания не занимаются. Теория познания — это как раз тот раздел философии, который отвечает на поставленные вопросы. Цель раздела выяснить, в чем состоят сущность и смысл познания.
    § 1. Сущность и структура познания Философов всегда волновала проблема познавательного отношения человека к действительности. Они стремились понять каковы закономерности познавательной деятельности человека каковы его возможности и способности каковы предпосылки, средства и формы познания каковы условия и критерии его истинности и достоверности Но главным в философии были остается вопрос об отношении знания о мире к собственно миру,
    РАЗДЕЛ 8. Сущность и структура познавательного процесса Схема 8.1. Исторические формы агностицизма способно ли наше сознание (мышление, ощущения, представления) давать адекватное отражение действительности На этот вопрос существовали в прошлом и существуют сегодня различные ответы. Например, своеобразную точку зрения защищало такое философское направление, как агностицизм. Понятие агностицизма было введено английским естествоиспытателем Томасом Тексли. Агностицизм (от греча незнание, познание) — это философское учение, которое ставит под сомнение возможность достоверного познания сущности действительности. В тоже время ошибочным является представление об агностицизме как обучении, отрицающем познаваемость мира вообще. Агностики считали, что познание возможно лишь как знание о явлениях или о собственных чувствах. Главным признаком агностицизма является отрицание познаваемости именно сущности действительности, которая скрыта, по их мнению, за видимостью. В истории философии выделяют следующие формы агностицизма (схема 8.1):
    1. Скептицизм древнегреческих философов (Пиррон, Энесидем, Секст Эмпирики др Они утверждали истинность или ошибоч-
    ЧАСТЬ II. Бытие, сознание, познание
    ность почти всех положений в одинаковой мере может быть доказана или опровергнута. Однозначно уверенно сказать, что человечество приобретает достоверные знания, нельзя. Скептицизм не отрицает возможности существования знаний, он лишь подчеркивает их видимость и вероятность, субъективность.
    2. Агностицизм Давида Юма. Английский философ Нового времени утверждал, что наши знания мы получаем из опыта. А в опыте имеем дело только с ощущениями. Поэтому, кроме них, мы ничего знать не можем. Таким образом, концепции Д. Юма присуще сомнение относительно реальности как объекта научного исследования.
    3. Агностицизм Иммануила Канта В отличие от Юма, немецкий философ признавал существование материальных вещей вне нашего сознания, но считал, что их сущность как бы замкнута в своей скорлупе. Она скрыта от нас и познать ее невозможно. Для выражения этой мысли Кант ввел понятие вещи в себе. Поэт
    Таллер позицию Канта выразил так Природы внутреннюю суть Познать бессилен род людской. Он счастлив, если видит путь К знакомству с внешней скорлупой.
    4. Агностицизм Эрнста Маха и Рихарда Авенариуса. Они являются основателями направления в философии, получившего название эмпириокритицизм В центре этой философии стояло понятие опыта. Но опыт эмпириокритицизм рассматривал не как отражение объективного мира, а как внутреннее содержание сознания, человеческих переживаний, возникающих независимо от воздействия внешнего мира — как поток ощущений, очищенных от субстанции причинности и вообще от объективной реальности. На этой основе эмпириокритицизм отрицает достоверность человеческих знаний, способность науки познавать объективную истину.
    5. Агностицизм отдельных течений современной философии. К примеру конвенционализм считает, что теории и понятия являются не отражением объективного мира, а следствием произвольного соглашения, конвенций между учеными, которые заключаются по принципу удобства и экономии мышления. Элементы конвенционализма присущи неопозитивизму, прагматизму, операционализму.
    РАЗДЕЛ 8. Сущность и структура познавательного процесса То, что агностицизм просуществовал более двух тысяч лет, — неслучайность. В его основе лежат разные причины, которые называют корнями агностицизма. К ним относят сложность и противоречивость процесса познания ограниченность чувственного познания, возможность в нем ошибок и иллюзий сложность логического познания историческую ограниченность и неполноту знаний и т. п. В тоже время принципиальную возможность познания сущности вещей признает большинство других философских направлений, принадлежащих как к материализму, таки к идеализму. Например, современный материализм выступает против агностицизма в любых его формах и последовательно отстаивает принцип познаваемости мира. Свое утверждение о том, что человек может достоверно познавать мир, материализм выводит изданных науки социально-исторической практики. А факт, что человек способен целенаправленно действовать в окружающем мире, достигать желаемых результатов, опираясь на определенные знания, свидетельствует о достоверности этих знаний и как итого возможности познавания мира. Проблему познавательно-практического отношения человека к окружающему миру изучает гносеология (от греч gnosis — знание, познание logos — понятие, учение, или теория познания. Теория познания (гносеология) — это область философии, которая изучает природу познания, закономерности познавательной деятельности человека, условия, способы и формы познания, отношение знания к действительности, а также условия и критерии его истинности В последнее время этот раздел философии довольно часто называют эпистемологией (от греч epistema — знание,
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   33


    написать администратору сайта