Главная страница
Навигация по странице:

  • Данильян Олег Геннадиевич

  • E-mail: recepiion@eksmo-sale.ru Мелкооптовая торговля книгами «Эксмо» » товарами «Эксмо-канц»

  • Данильян_Тараненко_Философия. Учебник москва эксмо 2005


    Скачать 7.94 Mb.
    НазваниеУчебник москва эксмо 2005
    АнкорДанильян_Тараненко_Философия.pdf
    Дата20.09.2017
    Размер7.94 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаДанильян_Тараненко_Философия.pdf
    ТипУчебник
    #8855
    страница33 из 33
    1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   33
    tome — сечение) — деление целого на две части. ДОГМА (греч dogma — точка зрения, учение, постановление) — положение, принимаемое за непреложную истину, признаваемое бесспорным без доказательства, без учета конкретных условий. ДОГМАТИЗМ (греч dogma — точка зрения, учение, постановление) — метод мышления, опирающийся на догмы, при котором анализ и оценка теоретических и практических проблем и положений осуществляются без учета конкретной реальности, условий, места и времени.
    Словарь Это одностороннее отношение к истине, признание в ней абсолютного момента при одновременном игнорировании ее относительности. ДОКТРИНА (лат doctrina) — учение, научная или философская теория, руководящий теоретический или политический принцип. ДРУГОЙ — то, что не есть Яте. иное, представленное, однако, в отношении ко мне и для меня. В философии XX в. понятие Другого связано с проблемами интерсубъективности, коммуникации и диалога. ДУАЛИЗМ (лат dualis — двойной) — философское учение, противоположное монизму, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал духа и материи, идеального и материального. ДУХ (лат spiritus — буквально дуновение, дыхание, запах) — в широком смысле слова понятие, которое тождественно идеальному, сознанию, в отличие от материального начала в узком смысле слова однозначно с понятием мышления. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА — совокупность форм общественного сознания, способов создания и использования духовных ценностей, форм коммуникации людей. ДУХОВНОЕ ОБЩЕНИЕ деятельность людей по обмену и распространению знаний, по обмену чувствами, эмоциями, идеалами, волевыми стремлениями и т. п, те. образование и воспитание в широком смысле слова. ДУХОВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО- понятие, характеризующее производство идей, знаний, представлений, художественных ценностей, необходимых в общественной жизни. ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ нормативная распорядительно-оце­
    ночная сторона явлений общественного сознания, которая выражается через соответствующие формы. Они служат нормативной формой ориентации человека в социальной и природной реальности. Особое место здесь занимает культура, которую можно рассматривать как ценность интегрального порядка, поскольку она объединяет материальные, социально-политические и духовные ценности и сама является способом реализации творческого потенциала человека. ЕЕ ДИН И Ч НО Е — философская категория, отображающая неповторимое в предмете, явлении, то, что присуще только данному предмету, явлению. ЕСТЕСТВЕННАЯ ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА - это гео- и биосфера, тете материальные системы, которые возникли и существуют вне
    Словарь и независимо от человека, но вместе стем могут стечением времени стать объектом его деятельности. ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ- знания об окружающем мире в виде логических понятий, суждений, теорий, построенных на фактах, а не на вере или домыслах. Ж ЖИЗНЬ существенный признак биологической и общественной форм движения материи Важнейшими ее свойствами являются раздражимость, развитие, способность размножаться, — в основе которых лежат процессы самообновления, связанные с поддержанием живой системой своей целостной организации путем обмена с окружающей средой веществом, энергией и информацией ЖИЗНЕННЫЙ МИР понятие в поздней феноменологии Э.
    Гуссерля, фиксирующее значимый для человека мир первоначальных допредикативных истин, очевидностей, конституируемых в деятельности трансцендентальной субъектности. ЗАБЛУЖДЕНИЕ — стихийное искажение знаний, обусловленное в данный момент ограниченностью общественно-исторической практики. ЗАКОН — это объективная, существенная, необходимая, устойчивая, всеобщая связь материальных и духовных явлений, которая определяет характер и направление их движения и развития. ЗАКОН ВЗАИМНОГО ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИК А ЧЕС Т ВЕН Н Ы ХИ З МЕНЕ НИ Й — этот закон выражает такую взаимосвязь количественных и качественных сторон предмета, в силу которых непрерывные количественные изменения, достигнув меры, вызывают скачкообразные качественные изменения, которые, в свою очередь, определяют характер дальнейших качественных изменений. ЗАКОН ОТ Р И Ц АИ Я ОТРИЦАНИЯ этот закон показывает, что развитие имеет поступательный характер, происходит прогрессивно и спиралевидно, путем отрицания старого качества новым с удержанием всего характерного и существенного из старого и с относительным повторением его на более высокой ступени. ЗАКОН ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ ПРОТИВОРЕЧИВОСТИ- всеобщий закон диалектики, в силу которого всем вещам, явлениям, процессам присущи внутренние противоречия, противоположные стороны и тенденции, которые находятся в состоянии взаимосвязи и взаи-
    Словарь
    моотрицания; диалектическая противоречивость дает внутренний импульс развитию, приводит к обострению противоречий, которые разрешаются на определенном этапе путем исчезновения старого и возникновения нового. ЗАКОНОМЕРНОСТЬ более широкое, чем закон, понятие. Если закон проявляет себя строго в конкретных условиях, то закономерность проявляется как взаимосвязь ряда законов. ЗНАК материальный чувственно воспринимаемый предмет (явление, событие, который в процессе общения людей выступает в качестве обозначения, указания, представителя какого-либо другого предмета, свойства, отношения и используется для приобретения, сохранения, преобразования, передачи информации. ЗНАНИЕ проверенный общественно-исторической практикой и подтвержденный логикой результат процесса познания действительности, адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. И ИДЕАЛ (греч idea — идея) — образец совершенства, вырабатываемый мышлением человека в процессе общественной практики вследствие критического отношения к действительности в соответствии с определенными общественными интересами. ИДЕАЛИЗМ (греч idea — идея) — философское направление, противоположное материализму в решении основного вопроса философии. Идеализм исходит из первичности духовного, нематериального и вторичности материального. ИДЕАЛЬНОЕ (греч idea — понятие) — характеристика онтологического статуса сознания, согласно которой сознание не воспроизводит действительность в виде копий, а фиксирует ее через выявление существенных, необходимых связей и через доведение параметров любого сущего к предельно возможному измерению. ИДЕОЛОГИЯ (греч idea — понятие + logos — учение) — составляющая теоретического уровня духовной жизни общества, которая имеет практическую направленность, призвана создавать программы социальных действий и организовывать их реализацию. Идеология разрабатывается теоретиками-идеологами, общественными и политическими деятелями, существует в виде концепций, программ, призывов, лозунгов и др. ИДЕЯ (греч idea — идея) — форма духовно-познавательного отражения определенных закономерных связей и отношений внешнего мира, направленная на его преобразование. По своему логическому построению идея является формой мышления, разновидностью по н я -
    Словарь
    тия, содержание которого своеобразно объединяет в себе как объективное знание об окружающей действительности, таки субъективную цель, направленную на ее преобразование ИЗМЕНЕНИЕ существенный признак движения и развития, процесс возникновения отличий, исчезновение одних и появление других сторон (свойств, связей, отношений) в любом объекте, переход объекта от одного состояния в другое. ИММАНЕНТНЫЙ (лат immanens — свойственный, присущий) — внутренне присущий какому-либо предмету, явлению, проистекающий из его природы. ИМПЕРАТИВ (лат imperativus — повелительный) — безусловное требование, повеление категорический императив — в этике Канта — всеобщий обязательный нравственный закон, которому все люди, независимо от происхождения, социального положения и т. д, должны подчиняться. ИНДЕТЕРМИНИЗМ (греч in — не и cleterminare — определять) — отрицание причинной обусловленности явлений в мире. ИНДИВИД отдельно взятый представитель человеческого рода, с присущими ему неповторимыми индивидуальными качествами. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ- духовный мир конкретной личности, совокупность ее мыслей, чувств, направленности воли, интересов, привычек, отражающих особенности индивидуального бытия. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ (лат individuum — неделимое, лицо) — неповторимое своеобразие свойств, способностей, особенностей и опыта личности, отличающих данного индивида от многих других. ИНИЦИАТИВА (лат initiare — начинать) — форма проявления общественной и политической активности человека самодеятельное участие человека в различных сферах общественной жизни, в которой он самостоятельно берет на себя решение какой-либо задачи и выступает ее активным проводником в жизнь. ИНСТИНКТ (лат instinctus — побуждение) — многоступенчатый комплекс поведенческих актов организма, созданный в результате продолжительной эволюции и направленный на обеспечение жизненных функций, самого существования каждого существа и видав целом. ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫЙ (от лат institulum - устройство, установление) — определенная совокупность учреждений, соответствующих социальной структуре общества совокупность социальных норм и культурных образцов, определяющих устойчивые формы социального поведения и действия система поведения в соответствии с этими нормами.
    Словарь ИНТЕЛЛИГИБЕЛЬНЫЙ (лат intelligibilis — постигаемый, мыслимый) — 1) сверхчувственный, постигаемый только разумом и недоступный чувственному познанию 2) вымышленный, нереальный, сверхъестественный. И Н ТЕ Н Ц ИОНА ЛЬ НОС Т Ь (лат intentio — стремление) — свойство человеческого сознания быть всегда направленным на какой-либо предмет. ИНТЕРЕС целенаправленное отношение человека (социальной группы) к определенному объекту его потребности. Интерес зависит от условий бытия человека, отражает необходимость для его жизни определенных предметов окружающего мира. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ (лат interpretatio — посредничество) — истолкование, разъяснение смысла, значения чего-либо. И Н ТЕР СУБЪЕКТИВНОСТЬ (лат inter — между и subjectum — субъект) — один из терминов феноменологии, означающий процесс и результат взаимодействия субъектов через интенциональности, открывающие человеку мир другого Я. ИНТУИТИВИЗМ (лат intueri — внимательно смотреть) — разновидность иррационализма, усматривает в интуиции единственно достоверное средство познания. ИНТУИЦИЯ (лат intueri — внимательно смотреть) — способность прямого постижения истины без обоснования с помощью доказательств. ИНФОРМАЦИЯ (лат information — разъяснение, изложение) — некоторые сведения, совокупность каких-либо данных, знаний. Информация является одним из основных понятий кибернетики. ИРРАЦИОНАЛИЗМ философское учение, которое настаивает на ограниченности познавательных возможностей разума, мышления и признает основным способом познания интуицию, чувство, инстинкт. ИСКУССТВЕННАЯ ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА - это не только предметы неживой природы, которые созданы человеком ив первой природе несуществующие, но и живые организмы растения, животные, выведенные или созданные человеком благодаря искусственному отбору или генной инженерии. ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ- образное название области исследований, представляющее собой совокупность разнообразных методов, приемов и средств анализа процессов мышления с целью конструирования технических систем, способных выполнять действия, которые по традиции считались исключительно прерогативой человеческого мозга.
    Словарь ИСКУССТВО специфическая эстетичная форма общественного сознания, в которой действительность отражается в художественных образах. ИСТИНА адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от человека и его познания. К КАРТИНАМИ Р А — одна из форм мировоззренческого отражения объективной реальности в общественном сознании, которая является наглядным образом освоенной в практике действительности, компонент мировоззрения. КАТЕГОРИЧНЫЙ ИМПЕРАТИВ- сформулированный Имма­
    нуилом Кантом моральный закон, который гласит осуществляй поступки только согласно такой максиме (правилу, руководствуясь которой ты в тоже время можешь пожелать, чтобы она была постоянным всеобщим моральным законом (те. чтобы все другие могли также ею руководствоваться. КАТЕГОРИЯ (греч kalegoria — высказывание, признак) — наиболее общие, основные понятия той или другой науки, которые отражают существенные свойства и отношения предметов и явлений и имеют достаточно большую степень общности. КАУЗАЛЬНЫЙ (лат causalis) — причинно-обусловленный. КАЧЕСТВО — выражает свойственную вещам специфическую определенность, которая тождественна сих бытием и отличает их от других вещей в определенной системе связей. КВ И Е Т ИЗ М (франц quielisme, от лат quietus — спокойный) — пассивное, безучастное отношение к реальности. КИБЕРНЕТИКА (греч kybernetike — искусство управления) — наука об общих чертах процессов и систем управления в технических устройствах, живых организмах и человеческих организациях. КОЛИЧЕСТВО это такая определенность, в которой выражаются отличия однокачественных вещей или общность разнокачественных вещей, явлений. КОНВЕНЦИОНАЛЬНЫЙ (лат conventionalis — соответствующий договору, условию) — условный, принятый, соответствующий установившимся традициям. КОНКРЕТНОЕ (лат concretus — сгущенное) — философская категория, выражающая вещь или систему взаимосвязанных вещей в совокупности всех своих сторон и связей, которая отражается как чувст-
    Словарь
    венно-конкретное (на эмпирическом этапе) или как мысленно-кон­
    кретное (на теоретическом этапе. КОНКРЕТНОСТЬ ИСТИНЫ свойство истины, выражающее зависимость знаний от связей и взаимодействий, присущих тем или другим явлениям, от условий, места и времени, в которых они существуют и развиваются. КОНСЕНСУС (лат consensus — согласие, единодушие) — согласованное, единодушное принятие решения. КОНЦЕПЦИЯ (лат conceptio — понимание, система) — система взглядов нате или иные явления, процессы способ понимания, толкования каких-либо явлений, событий основная идея любой теории. КОНФЛИКТ (лат conflictus — столкновение) — столкновение противоположных интересов, взглядов серьезное разногласие, спор. КОНФОРМИЗМ (лат conformis — подобный) — приспособленчество, отсутствие собственной позиции, некритическое следование общим мнениям. КОРД О ЦЕНТР ИЗ М — (греч korclis — сердце) — философия сердца, мировоззренческо-методологическая позиция и направление в философии, в соответствии с которым сущностью человека и источником его мыслей и познания является сердце, а не разум. КОРРЕЛЯЦИЯ (лат correlatio) — соотношение, соответствие, взаимосвязь предметов, явлений или понятий. КОСМОПОЛИТИЗМ (греч kosmopolites) — идеология мирового гражданства. КОСМОЛОГИ З М (греч kosmos — мир, Вселенная и logos — учение) — учение ранней греческой философии о сущности природы, космоса, мира в целом. Космос рассматривается как беспрерывно изменяющееся целое, в котором неизменное и самотождественное, превращаясь, проявляется в разнообразных формах. КРЕАЦИОНИЗМ (лат creatio — создание) — религиозно-идеали­
    стическое учение, объясняющее происхождение и многообразность мира «Божиим творением. КРИТЕРИЙ (греч kriterion) — признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация, мера оценки. КРИТИКА (греч kritike — искусство суждения) — способ духовной деятельности, основная задача которого состоит в том, чтобы дать целостную оценку явления, раскрывая его противоречия, сильные и слабые стороны различают негативную и конструктивную критику. КУЛЬТУРА (лат cultura — обработка, воспитание, образование, развитие) — совокупность практических, материальных и духовных достижений общества, специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленных в продуктах материальной и духовной деятельности, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. Л ЛЕВИАФАН (соб. др.-евр.) — библейское чудовище, символизирующее государство в одноименном трактате Т. Гоббса. ЛЕГАЛЬНЫЙ (лат legalis — законный закон) — законный, разрешаемый законом. ЛИЧНОСТЬ) человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности (лицо в широком смысле слова 2) стойкая система социально значимых черт, которые характеризируют индивида как члена того или другого общества или сообщества. ЛОГОС (греч logos — слово, понятие, разум, закон) — в древнегреческой философии — всеобщий закон, основа мира, его порядок и гармония. ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ- направление в философии позитивизма, который основывается на толковании задачи проблем современной формальной логики.
    ЛЬВОВСКО-ВАРШАВСКАЯ ШКОЛА- группа польских философов, логиков, которые работали в период между Первой и Второй мировыми войнами во Львове, Варшаве, Кракове, особенно активно действовала в х годах XX в. По своим философским взглядам близка к неопозитивизму. (Представители В. Лип и нс ь кий, О. Оль- жич.) м МАЛЬТУЗИАНСТВО — социологическая доктрина, базирующаяся на системе взглядов на закономерности воспроизведения народонаселения названа по имени английского экономиста и священника Томаса Мальтуса, который утверждал, что возрастание народонаселения происходит в геометрической прогрессии, а увеличение средств существования — в арифметической, вследствие чего возникает абсолютное перенаселение. МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ уровень общественного сознания, субъектами которого выступают человеческие сообщества, составляющие большинство населения. МАТЕРИАЛИЗМ (лат materialis — вещевой) — философское направление, противоположное идеализму в решении основного вопро-
    Словарь
    са философии. Материализм исходит из первичности материи и вторичности духовного, идеального. МАТЕРИАЛЬНОЕ характеристика бытия, указывающая на его объективно-реальное, те. независимое от сознания, существование. Материальное противоположно идеальному. МАТЕРИАЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО- понятие, которое характеризует специфически человеческий тип обмена с природой процесс активного преобразования людьми природы с целью создания необходимых материальных условий для своего существования. МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ ценностное значение естественных объектов и предметов, те. средств труда и вещей непосредственного использования. МАТЕРИЯ (лат materia — вещество) — философская категория для обозначения объективной реальности все тов объективной реальности, что влияет тем или иным образом на человека, вызывая ощущения. МЕНТАЛЬНОСТЬ (лат mentalis — умственный, духовный, от mens — разум) — особенности умственной деятельности определенного человека, народа, нации устойчивая настроенность внутреннего мира людей, сплачивающая их в социальные и исторические общности, совокупность и предрасположенность индивидов к определенному типу мышления и действия. МЕРА — определенный количественный интервал, в пределах которого предмет сохраняет свое качество. Мера — это количественные границы существования предмета. МЕТАФИЗИКА способ мышления и метод познания, который рассматривает предметы и явления вне их внутренней связи и развития, без постижения внутренних противоречий как источника самодвижения, непрерывности и скачкообразности развития в их органическом единстве. МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ- сверхчувственная реальность предельных оснований бытия. МЕТОД (греч methodos — путь исследования) — способ организации практического и теоретического освоения действительности, обусловленный закономерностями соответствующего объекта. МЕТОДИКА совокупность, последовательность, порядок использования различных приемов и методов в исследовании своеобразный тактический план, который определяет средства и последовательность решения конкретной научной или практической задачи. МЕТОДОЛОГИЯ (греч methodos — путь исследования и logos — наука) — система исходных, основоположных принципов, определяющих способ подхода к анализу и оценке явлений, характер отношения к ним, направленность познавательной и практической деятельности. МЕХАНИСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ - философское течение, подменяющее философию выводами естественных наук, сведение высших форм движения материи к механическими физико-хими­
    ческим взаимодействиям. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПЛЮРАЛИЗМ (греч methodos - путь, pluralis — много) — установка современной неклассической философии (и науки, которая отличается признанием зависимости методов познания от свойств, особенностей и задач субъекта, ei о концептуальных ориентации и ракурсов подхода к действительности методологический плюрализм допускает возможность оправданного использования разнообразных методов, которые могут объединяться между собой на основе дополнительности. МИРОВОЗЗРЕНИЕ совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих наиболее общее видение, понимание мира, места в нем человека, его историческое происхождение и назначение. МИСТИКА (греч mystikos — таинственный) — религиозно-идеа­
    листический взгляд на действительность, основу которого составляет вера в сверхъестественные силы. МИФ (греч mythos — сказание) — способ воспроизведения, осознания естественных и общественных явлений, состоящий в одухотворении и персонификации природных сил, наделении их человеческими по характеру, но фантастически видоизмененными свойствами. МИФОЛОГИЯ (греч mythos — сказание и logos — учение) — учение о легендах, сказаниях, рассказах о действиях (поступках) богов и героев, в которых отражалось первичное представление о мире. МОДЕЛИРОВАНИЕ косвенный, опосредованный метод научного исследования объектов познания (непосредственное изучение которых по определенной причине невозможно, осложнено или нецелесообразно) путем исследования их моделей МОНАДА (греч monados — единица, единое) — в ряде философских систем простейшее, неделимое единство, первоначало, основа явления МОНИЗМ (греч monos — один, единственный) — противоположный дуализму и плюрализму философский принцип объяснения разнообразия мира как проявления единого начала — материи или сознания. Материалисты началом, основой мира считают материю Идеалисты единым началом всех явлений считают дух, идею и т. д. МОРАЛЬ (лат moralii — моральный) — форма общественного сознания, общественный институт, выполняющий функцию регулирова-
    Словарь
    ния поведения человека в обществе, во всех без исключения сферах общественной жизни. МОТИВ (лат moveo — приводить в движение, толкать) — внутреннее субъективно-личное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его осуществлении. МУДРОСТЬ внетеоретическая форма мировоззренческого осмысления действительности и решения практических вопросов на основе соединения богатого жизненного опыта и разума. МЫСЛЬ результат рационального воспроизведения и преобразования (через анализ и синтез, отождествление и различение, дифференциацию и интеграцию и т. п) познавательных образов объектов, широкое использование их признаков, что позволяет выявлять общее в частичном, абстрактное в конкретном, важное в случайном. МЫШЛЕНИЕ высшая форма активного отражения объективной реальности, состоящая в целенаправленном, опосредствованном и обобщенном познании субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений, в творческом создании новых идей, в прогнозировании явлений и действий. н НАБЛЮДЕНИЕ начальный этап эмпирического исследования, состоящий в целенаправленном восприятии предметов и явлений действительности для получения непосредственных чувственных данных об объекте познания. НАДСТРОЙКА совокупность общественных идей и теорий, идеологических отношений и соответствующих им учреждений, которые возникают на основе данного экономического базиса. НАРОД — общность людей, связанных прежде всего происхождением, языком, культурой и, как правило, определенной территорией. НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ совокупность людей, проживающих в определенной стране, части мира или на Земле в целом. НАТУРФИЛОСОФИЯ (лат natura — природа) — система умозрительных и временами фантастических представлений, рассказов о природе, которая разрабатывалась в теоретических системах преимущественно в эпоху неразвитого научного природоведения. НАУКА — форма человеческих знаний, составная духовной культуры общества система понятий о явлениях и законах действительности особая сфера целенаправленной человеческой деятельности, которая включает ученых сих знаниями и способностями, научные учреждения и имеет целью исследования на основе определенных
    Словарь методов познания объективных законов развития природы, общества и мышления для предвидения и преобразования действительности в интересах общества.
    НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ- коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства. НАЦИЯ историческая общность людей, складывающаяся на единой территории вовремя формирования постоянных экономических связей, языка, культуры, характера (менталитета. НЕ АНТАГОНИСТИЧЕСКИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ- противоречия между субъектами, коренные свойства (интересы) которых совпадают в главном, существенном. НЕБЫТИЕ отрицание бытия относительно существования отдельного предмета — граница, за которой данный предмет еще несу ществует или уже не существует. НЕОБХОДИМОСТЬ философская категория, отражающая внутренние, устойчивые, существенные связи предметов и явлений и определяющая их закономерное изменение и развитие. Существует в природе и обществе в форме объективных законов. Непознанные законы проявляются как слепая необходимость. НЕОБХОДИМЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ- такие противоречия, которые невозможно устранить без ущерба для предмета (явления. Они неотделимы от предмета (явления. НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО обобщенная характеристика философских идей, развившихся на базе теоретического наследия Гегеля. Было достаточно распространено в Западной Европе, США и России вначале в. Идеал неогегельянства — целостное, рационали­
    стически-умозрительное мировоззрение, объединяющее диалектическим образом мышление и созерцание, Бога и человека. НЕОКАНТИАНСТВО обобщенная характеристика философских идей, развитых в конце начале XX в. в Западной Европе и России в русле теоретического наследия И. Канта. Преодолевает дуализм кантовской философии (за счет отказа от идеи объективного существования вещей в себе) и усиления субъективно-идеалистиче­
    ского априоризма в теории познания, этике, философии права и психологии. НЕОПОЗИТИВИЗМ одно из основных направлений философии XX в, одна из современных форм позитивизма. Неопозитивизм лишает философию ее предмета, считая, что знание о действительности дается лишь в повседневном или конкретно-научном мышлении, а философия возможна, в основном, только как деятельность по анализу языка, в которой выражаются результаты этих видов мышления.
    НЕОСНОВНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ- противоречия, которые существуют необязательно на всем этапе развития предмета явления) и не играют решающей роли для существования предмета явления. НЕ ОТО МИ З М — философское направление в католицизме, исходящее изучения Фомы Аквинского и являющееся современным этапом в развитии томизма. С 1879 г. неотомизм получил официальное признание Ватикана и является официальной доктриной Римской католической церкви. НЕ О ФРЕЙДИЗМ направление в современной философии и психологии. Исходным положением неофрейдизма является так называемый принцип социального или культурного детерминизма, который, в отличие от биологизма Фрейда, исходит от личности. Центр тяготения психоанализа переносится из внутрипсихических процессов на межличностные отношения. НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ — выражают взаимоотношения предметов, их свойств без промежуточных звеньев. НЕСУЩЕСТВЕННЫЕ СВЯЗИ — временные, нестойкие, неопре­
    деляющие для данного предмета или явления связи и отношения. НИГИЛИЗМ (лат. nihil — ничто) — принцип, который характери- зирует отношение человека к моральным ценностям общества и означает отрицание общих для всех моральных норм, принципов и идеалов, непризнание любых общественных авторитетов. НОМИНАЛИЗМ (лат nomina — название, имя) — направление в средневековой философии, которое считало понятия лишь именами. В противоположность реализму, номиналисты утверждали, что реально существуют лишь отдельные вещи сих индивидуальными качествами. НООСФЕРА (греч noos — ум) — сфера взаимодействия природы и общества, в границах которой разумная человеческая деятельность становится главным определяющим фактором развития. Этот термин впервые ввели в научный оборот вначале в. французские философы Пьер Тейяр де Шарден и Эжен Леруа. Наш соотечественник В.И. Вернадский создал учение о ноосфере как о высшем этапе развития биосферы. НОРМА в философии, социологии — общепризнанное правило, образец поведения или действия. НОУМЕН (греч поитепоп — познаваемое разумом) — понятие, впервые введенное Платоном. В философии И. Канта употребляется для обозначения непознаваемых сущностей, вещей — в — себе. НРАВСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ совокупность исторически сложившихся и развивающихся взглядов, представлений, идей, прин-
    Словарь ц и по в , убеждений и основанных на них норм поведения людей, которые отражают всю совокупность общественных отношений и регулируют эти отношения. О ОБОБЩЕНИЕ логическое действие, в процессе которого осуществляется переход от единичного к особому и общему или менее общего к более общему. ОБРАЗ — в философии — результат отображения объекта в сознании человека (субьекта). ОБЩЕЕ философская категория, отображающая то, что повторяется в предметах, явлениях, то, что присуще не одному, а многим предметами явлениям. ОБЩЕСТВЕННАЯ ИДЕОЛОГИЯ- система взглядов, идей, теорий, принципов, которые отражают общественное бытие сквозь призму интересов, идеалов, целей социальных групп, классов, нации, общества в целом. ОБЩЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ- совокупность взглядов, установок, чувств, привычек, норм поведения социальной группы, класса, нации, народа, которые формируются под прямым влиянием условий жизни. ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ философская категория, отражающая материальную сторону жизни общества, систему материальных отношений, которые определяют в результате общественное сознание. ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО- производство людьми своей общественной жизни, воспроизведение общества, человека во всем богатстве его индивидуальности, способ существования и развития человечества. ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ философская категория, отражающая духовную сторону жизни общества, систему идей, теорий, взглядов, чувств, которые стихийно вырабатываются социальными группами, классами, нациями под влиянием их обыденной жизни. ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС- поступательное развитие общества в целом и отдельных его сторон, которое осуществляется от менее развитых форм к более развитым. ОБЩЕСТВО отделенная от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей. ОБЩИЕ ЗАКОНЫ законы, которые относятся ко всем явлениям одной или нескольких сфер действительности или форм движения материи.
    Словарь ОБЫДЕННОЕ СОЗНАНИЕ совокупность знаний в зля до в , чувств, которые стихийно вырабатываются социальными группами, классами, нациями под влиянием их обыденного бытия. ОБЪЕКТ (лат objection — предмет) — тона что направлена познавательная и преобразовательная деятельность человека (субъекта. ОБЪЕКТИВНАЯ ДИАЛЕКТИКА (лат objectum — предмет) - диалектика объективного мира, природы и общества. ОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ (лат objectum — предмет) - бытие вне сознания наиболее общее определение материального мира. ОБЪЕКТИВНОЕ (лат objectum — предмет) — характеристика природной и социальной действительности как таковой, существующей вне и независимо от сознания субъекта. ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ разновидность идеализма, представители которого признают духовное первоначало вне и независимо от материального (абсолютная идея, мировой разум и т. п. ОДНО Ш ГОС КОСТНОЕ РАЗВИТИЕ- переход объекта из качественного состояния одной степени сложности в другое качественное состояние такой же степени сложности. ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА — часть природы, с которой взаимодействует общество на данном этапе своего развития. ОНТОЛОГИЯ (греч ontos — сущее logos — учение) — отдельная область философского знания, исследующая сущность бытия мира, основы всего сущего материю, движение, развитие, пространство, время и т. п. ОН ТОЛ О Г ИЗ М (греч ontos — сущее logos — учение) — учение философии Древней Греции о бытии как едином и неделимом, которое базируется на рационалистическом подходе к природе мышления. ОПОСРЕДСТВОВАННЫЕ СВЯЗИ- связи, выражающие отношения предметов или явлений через одно или несколько промежуточных звеньев, те. через посредничество других предметов и явлений. ОПЫТ) форма познания объективной действительности способ чувственно-предметной деятельности в науке, когда явления изучаются с помощью целесообразно избранных или искусственно созданных условий, обеспечивающих протекание в чистом виде тех процессов, наблюдение за которыми необходимо для установления закономерных связей между явлениями 2) единство знаний и умений, выступающих как результат взаимодействия человека и мира и передаваемых от поколения к поколению. ОРГАНИЗМ (лат organismus) — любое существо в узком понимании — целостная система, способная поддерживать самостоятельное существование благодаря приспособительному взаимодействию сок ружающей средой.
    ОСОБЕННОЕ философская категория, отражающая отличие специфических свойств явлений данного вида от явлений другого вида Особенное по отношению к единичному выступает как общее, а по отношению к более широкому общему — как единичное. Особенное является переходной степенью от единичного к общему и всеобщему. ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА неполное, ограниченное знание об объекте, которое в процессе дальнейшего познания изменяется, уточняется и углубляется. ОТРАЖЕНИЕ всеобщее свойство материи, состоящее в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта. ОТРИЦАНИЕ философская категория, выражающая определенный тип отношений между двумя последовательными стадиями, состояниями развивающегося объекта. Это отмирание старого, того, что уже отжило, того, что не отвечает изменившимся условиям. ОТРИЦАНИЕ ОТРИЦАНИЯ это не одно, а целый ряд отрицаний. Новое отрицается еще более новым, те. каждый акт отрицания является отрицанием предшествующего отрицания. ОЧЕЛОВЕЧЕННАЯ ПРИРОДА часть природы, измененная человеком в процессе общественно-исторической практики, привлеченная к системе общественных связей, ставшая полем практической и объектом духовной деятельности обвдественного человека. ОЩУЩЕНИЕ отражение в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений, оказывающих непосредственное влияние на органы ощущений. п ПАМЯТЬ психический процесс, состоящий в закреплении, сохранении и воспроизведении в мозге индивида его минувшего опыта. ПАНТЕИЗМ (греч pan — все и theos — бог) — философское учение, отождествляющее Бога и мир. Пантеизм существовал в двух формах натуралистический пантеизм, который наделял природу качествами живого, божественными свойствами и растворял Бога в природе, и мистический пантеизм — все в Боге, те. растворял природу в Боге. ПАРАДИГМА (греч paradeigma — пример, образец) — исходная концептуальная схема, модель постановки и решения проблем, доминирующих на протяжении определенного исторического периода в научном сообществе. Изменение парадигм является научной революцией. ПЕРСОНАЛИЗМ (лат persona — личность) — религиозно-идеали­
    стическое течение в современной философии, которое рассматривает личность как первичную реальность и высшую духовную ценность, а
    Словарь мир — как проявление творческой активности верховной личности — Бога. ПЛЕМЯ тип этнического сообщества и социальной организации людей доклассового общества. Отличительной особенностью племени является существование кровнородственных связей между его членами. ПЛЮРАЛИЗМ (лат pluralis — разнообразный) — философская концепция, в соответствии с которой основу мира составляют несколько или целое множество независимых и не сводимых друг к другу начал. ПОВОД — понятие для обозначения события, выступающего побудительным толчком, последней каплей для действия причины. ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ активные психические процессы, которые, не будучи в определенный момент центром смысловой деятельности сознания, влияют на ход сознательных процессов. ПОЗИТИВИЗМ (лат positivus — положительный) — направление философии, представителями которого все настоящие (положительные, отсюда и название) знания считаются результатом конкретных наук позитивизм отрицает философию как науку со специфической для нее теоретической и мировоззренческой проблематикой. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ) ЦЕННОСТИ- ценностное значение процесса и результатов познавательной деятельности человека, прежде всего знаний во всем их многообразии. ПОЗНАНИЕ высшая форма отражения объективной действительности. Это процесс обогащения человека новым знанием. ПОКОЙ состояние материальных тел, находящихся в определенной стабильности, равновесии. Любой покой относителен, тогда как любое движение носит абсолютный характер. Покой имеет место лишь по отношению к теми ли иным материальным объектам, ноне ко всей материи покой относителен лишь к отдельному виду движения, ноне ко всем видам движения, которые присущи данному объекту. ПОЛЕ в философии особый вид материи, связывающий частицы вещества, передающий действие одной частицы другой гравитационные, ядерные, электромагнитные поля. Полене имеет массы покоя. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - уровень и характер политических взглядов, знаний и убеждений граждан, умение применить их в процессе общественно-политической деятельности, а также содержание и качество социальных ценностей, традиций и норм, регулирующих политические отношения.
    ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ- система организаций, учреждений, институтов, с помощью которых классы, нации, социальные группы и иные социальные сообщества осуществляют свои коренные интересы, прежде всего и главным образом экономические. Основными элементами политической организации общества являются государство, политические партии, массовые общественные организации и т. п. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА- система государственных и негосударственных социальных институтов, которые осуществляют определенные политические функции. Основу политической системы составляет государство. ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ- совокупность взглядов на политическую организацию общества, государственное устройство, социальные отношения, отношения между классами, нациями, государствами, вопросы войны и мира. ПОНЯТИЕ формам ы ш лени я , в которой выражаются повторяющиеся свойства, связи и стороны предмета. ПОСТ ПОЗИТИВИЗМ течение в современной философии, сложившееся в е годы XX в. как попытка преодолеть некоторые наиболее одиозные недостатки неопозитивизма. ПОТРЕБНОСТИ полное или частичное отсутствие чего-либо необходимого для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом внутренний побудительный фактор активности. ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ совокупность идей, взглядов, теорий, норм, представлений, чувств, отражающих отношения людей к действующему праву, законности, правопорядоку, их оценку сточки зрения интересов того или иного класса (или общества в целом) и побуждающих их к определенным действиям. ПРАГМАТИЗМ (греч pragma — действие, деятельность, дело) — направление современной философии, согласно которому ценность понятий, суждений и других знаний об объектах, их свойствах и т. п. определяется практическими последствиями для человека действий, основывающихся на этих знаниях. ПРАКТИКА (греч praktikos — деятельный) — материальная, чув­
    ственно-предметная, целенаправленная деятельность человека, основное содержание которой состоит в освоении и преобразовании естественных и социальных объектов. Практика составляет всеобщую основу, движущую силу развития человеческого общества и познания. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ воспроизведение в сознании чувствен­
    но-наглядного образа предмета или явления объективной реальности,
    которые в данный момент не воспринимаются, но воспринимались раньше. ПРИНЦИП (лат principium — начало, основа) — 1) основание, из которого следует выходить и которым необходимо руководствоваться в научном познании или практической деятельности 2) внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, нормам поведения и деятельности. ПРИРОДА) в широком значении — все сущее, весь мир в многообразии его форм 2) в узком значении — объект науки, а точнее — совокупный объект природоведения. ПРИЧИНА это философская категория для обозначения явления, процесса, которое обуславливает, вызывает другое явление, процесс. ПРОГРЕССИВНОЕ РАЗВИТИЕ переход объекта из качественного состояния низшей степени сложности в другое качественное состояние более высокой степени сложности. ПРОПОРЦИЯ (лат proportio — соразмерность) — закономерное соотношение частей предметов или явлений между собой и целым. ПРОСВЕЩЕНИЕ- идейное движение X V I I - X V H I вв., которое ставило целью распространение образования и культуры среди народных масс, возможность решения на этом основании сложных общественных проблем, установление новых общественных отношений. ПРОСТРАНСТВО одна из основных объективных форм существования материи. Понятие пространства характеризует расположение материальных объектов относительно друг друга, выражает протяженность тел, их сосуществование. ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ одновременно существующие в предметах и явлениях стороны или тенденции, присущие объекту как системе, взаимно предусматривающие ив тоже время исключающие, отрицающие друг друга. ПРОТИВОРЕЧИЕ это активное взаимоотношение, взаимодействие противоположностей, их единство и противодействие. ПСИХИКА (греч psyche — душа) — способ отражения миражи вым существом (животным, человеком) в форме субъективного образа и практических действий. ПСИХОАНАЛИЗ метод психотерапии и психологическое учение, которое ставит в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации. Был разработан в конце XIX — вначале в.
    Зигмундом Фрейдом. От психоанализа как конкретной теории и метода психотерапии следует отличать фрейдизм, поднимающий положения психоанализа к рангу философо-антропологических принципов.
    РАЗВИТИЕ высший тип движения, при котором происходит необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов от одного качественного состояния к другому, от старого к новому. РАЗДРАЖИМОСТЬ простейшая форма биологического отражения, присущая всем организмами служащая средством их ориентирования, приспособления к окружающей среде. РАЗУМ — способность понимания и осмысления. В ряде философских течений — высшее начало и сущность (панлогизм), основа познания и поведения людей (рационализм. РАССУДОК (статичное, формальное мышление) — исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит, как правило, в пределах неизменной схемы, заданного шаблона, жесткого стандарта. РАЦИОНАЛИЗМ (лат ratio — разум, рассудок) — направление в теории познания, которое признает разум основой познания и поведения людей. Рационализм противостоит как иррационализму, таки сенсуализму. РЕАЛИЗМ СРЕДНЕВЕКОВЫЙ направление в средневековой философии, утверждавшее, что общие понятия имеют реальное существование и предшествуют существованию единичных вещей. РЕАЛЬНАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ такая возможность, которая при соответствующих конкретно-исторических условиях может превратиться в действительность. РЕВОЛЮЦИЯ (лат revolutio — переворот) — глубокие качественные изменения в развитии тех или иных явлений природы, общества и познания. РЕГРЕССИВНОЕ РАЗВИТИЕ (лат regressus — обратное движение) — переход объекта из качественного состояния высшей степени сложности в другое качественное состояние низшей степени сложности. РЕД У К Ц ИОН ИЗ М (лат reductio — возвращение, сведение) — принцип, утверждающий возможность сведения высших явлений к низшим. РЕЛИГИЯ (лат religio — святыня, предмет культа) — форма общественного сознания, которая по своей сути выражает не только веру человека в существование сверхъестественного Начала, являющегося источником всего сущего, но и выступает средством общения с ним, вхождения в его мир.
    РЕЛЯТИВИЗМ (лат relativus — относительный) — признание относительности, условности и субъективности познания, одностороннее отношение к истине, абсолютизация момента относительности наших знаний. РЕФЛЕКСИЯ (лат reflexio — обращение назад) — уникальная способность человеческого сознания (и мысли) в процессе восприятия действительности воспринимать и себя самого вследствие этого человеческое сознание возникает вместе стем и как самосознание, как мысль о мысли, как знание о самом знании. РЕФОРМАЦИЯ (лат reformatio — преобразование) — широкое антифеодальное и антикатолическое общественно-политическое и идеологическое движение, которое в XVI—XVII вв. охватило большинство стран Западной и Центральной Европы и отразило потребности приспособления религии к задачам утверждения новых отношений, к новому индустриальному обществу. РИТУАЛ (лат riius — священный обряд) — исторически определенная или специально установленная норма поведения, в которой форма выполнения действия строго канонизирована, лишена непосредственной общественной целесообразности и имеет лишь символическое значение. РОД — группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (родительской или материнской, большей частью осознающих себя потомками общего предка и носящих общее родовое имя. С САМОДВИЖЕНИЕ имманентное, внутренне необходимое, самопроизвольное движение материи, которое осуществляется вследствие присущих ему противоречий. СВОБОДА И НЕОБХОДИМОСТЬ- философские категории, выражающие взаимоотношения между деятельностью людей и объективными законами природы и общества. СВОЙСТВО сторона предмета, обуславливающая его отличие или сходство с другими предметами. СВЯЗЬ такое соотношение, при котором те или иные изменения одного явления, процесса обязательно сопровождаются теми или иными изменениями другого явления, процесса. СЕМИОТИКА (греч semeion — знак, признак) — наука, которая исследует способы передачи информации, свойства знаков и знаковых систем в человеческом обществе, природе ив самом человеке.
    Словарь СЕНСУАЛИЗМ (лат sensus — восприятие, чувство) — направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой достоверного познания. СИНЕРГЕТИКА (греч synergeticos — общий, согласованно действующий) — одна из альтернативных диалектике теория развития, научное направление, изучающее связи между элементами структуры подсистемами, которые образуются в открытых системах благодаря интенсивному обмену веществом и энергией с окружающей средой в неравновесных условиях. СИНКРЕТИЗМ (греч synkretismos — соединение, объединение) неделимость, которая характеризует неразвитое состояние тех или иных явлений 2) смешение, неорганическое слияние разнородных элементов, например, разнообразных культов и религиозных систем. В философии это разновидность эклектики. СИСТЕМА (греч systema — целое, составленное из частей, соединение) — философская категория для обозначения целостной совокупности элементов, в которой все элементы настолько тесно связаны между собой, что выступают по отношению к окружающим условиями другим системам как единое целое. СКАЧОК — момент перехода предмета в другое качество, перерыв постепенности, изменение состава или структуры или одновременно одного и другого. СЛЕДСТВИЕ философская категория для обозначения явления, процесса, обусловленного другими явлениями, процессами. СЛУЧАЙНОСТЬ философская категория, отражающая те процессы действительности, которые возникают в результате действия несущественных, побочных или внешних для данного процесса причина потому отличаются необязательностью и неопределенностью, те. они могут состояться, а могут и не состояться, причем в разных случайных формах. СЛУЧАЙНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ- те противоречия, без которых предмет (явление) может существовать без ущерба для себя. СМЫСЛ особое содержание, которым человек наделяет проявления своей жизнедеятельности, предметы и явления объективного мира в процессе его духовно-практического освоения и вследствие чего придает им определенное значение в системе человеческой культуры, в иерархии общественных ценностей. СМЫСЛ ЖИЗНИ понятие, которое характеризует признание, назначение, задачу любого человека всесторонне развивать все свои способности, сделать свой личный вклад в историю, в прогресс человечества, его культуру.
    СОДЕРЖАНИЕ- философская категория, которая означает совокупность элементов (частей, сторон, процессов и т. п, образующих данный предмет. СОЗНАНИЕ одно из основных понятий философии, психологии и социологии, означающее высший уровень отражения объективной действительности, присущий лишь человеку. Это продукт общест­
    венно-исторического развития, функциональное свойство мозга, идеальное отражение действительности, регулятор целенаправленной деятельности человека. СОФИСТИКА (греч sophistike — раздумывание) — философское течение, которое сознательно применяет в споре или в процессе доказательства неправильные аргументы, так называемые софизмы, те. всякие ухищрения. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА- совокупность классов, общественных прослоек и групп, система их взаимоотношений. СОЦИОЛОГИЯ (лат societas — общество и logos — наука) — наука о закономерностях возникновения и развития социальных образований (разных по сложности социальных систем, форм общности, институтов, социальных процессов. СОЦ ИО СФЕРА околоземное пространство, которое охватывает человечество и изменяемую им природную среду. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ это законы, выражающие связи и отношения, характерные для определенного круга однотипных явлений. СТАТИСТИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ законы, которые могут применяться только к совокупности объектов и их свойств. СТРУКТУРА (лат structura — порядок, построение, расположение) — философская категория для обозначения относительно стойких связей элементов целого, система отношений элементов в границах данного целого. СТРУКТУРАЛИЗМ — научное направление в гуманитарном знании, возникшее в е годы XX в. и получившее позднее разнообразные философские и идеологические интерпретации. Возникновение структурализма как конкретно-научного направления связано с переходом ряда гуманитарных наук от преимущественно описатель­
    но-эмпирического к абстрактно-теоретическому уровню исследования основу этого перехода составило использование и применение структурного метода. Основателем структурализма считается Клод
    Леви-Стросс. СТРУКТУРНО- ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ - один из принципов системного исследования социальных явлений и процессов как структурно расчлененной целостности, в которой каждый элемент структуры имеет определенное функциональное назначение. СУБСТАНЦИЯ (лат substantia — сущность, то, что лежит в основе) — философская категория для обозначения конечной основы всего разнообразия явлений природы и истории нечто относительно устойчивое, существующее само по себе и независящее ни отчего другого. СУБЪЕКТ (лат subjectus — тот, что находится снизу, лежит в основе) — активно действующий, тот, который владеет сознанием и волей, индивид или социальная группа. СУБЪЕКТИВНАЯ ДИАЛЕКТИКА- отражение объективной диалектики в человеческом сознании диалектическая логика. СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ- разновидность идеализма, представители которого не предполагают иной реальности вне нашего сознания и независимо от него. СУЖДЕНИЕ форма мышления, которая связывает несколько понятий и благодаря этому отражает отношения между предметами и их свойствами. СУЩЕСТВЕННЫЕ СВЯЗИ — это связи, выражающие устойчивое в предметах и явлениях, без чего они не могут существовать. СУЩНОСТЬ философская категория для обозначения внутренней, относительно скрытой и устойчивой стороны объективной действительности, которая определяет природу предмета, процесса и присущие им закономерности развития. СХОЛАСТИКА (греч scholastikos — школьный, ученый) — тип религиозной (средневековой) философии, которая характеризуется принципиальным подчинением теологии, объединением догматических предпосылок с рационалистической методикой. С Ц ИЕН Т ИЗ МИ АН ТИС Ц ИЕН Т ИЗ М (лат scientia - наука) - противоположные мировоззренческие позиции, связанные с абсолютизацией положительных (сциентизм) или отрицательных (антисци­
    ентизм) аспектов влияния естественных наук на развитие культуры. т ТВОРЧЕСТВО продуктивная деятельность человека, порождающая что-то качественно новое, чего никогда раньше не было. ТЕ Й ЯРД ИЗ М — направление современной философии, которое основал известный французский теолог, палеонтолог Пьер Тейяр де
    Шарден. Концепция тейярдизма претендует на роль нового мировоззрения, которое призвано спасти человечество от духовного кризиса.
    Словарь ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ опосредствованное, систематизированное отражение общественного бытия, законов его возникновения, функционирования и развития. Это система идей, взглядов, которая сознательно вырабатывается учеными, идеологами под влиянием ив ходе общественно-исторической практики. ТЕОРИЯ (греч theoria — рассмотрение, исследование) — в широком понимании — особая сфера человеческой деятельности и ее результатов, включающая в себя совокупность идей, взглядов, концепций, учений, представлений об объективной действительности, противостоящая практике как предметно-чувственной деятельности и вместе стем находящаяся с ней в органическом единстве. В узком понимании форма возможных научных знаний, которые дают целостное представление о закономерностях и сущностных характеристиках объектов. ТЕОРИЯ ИЕРОГЛИФОВ гносеологическая концепция, в соответствии с которой ощущения являются не образами предметов и явлений объективного мира, а условными знаками, символами, иероглифами. Такой подход к познанию объективной реальности в результате приводит к агностицизму. ТЕОРИЯ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ- физическая теория пространства и времени, одна из фундаментальных физических теорий XX в. Исходные идеи этой теории — признание относительности перемещения и независимости метрического пространства и времени от физических процессов. ТЕХНОЛОГИЯ (греч techne — искусство, мастерство и logos — наука) — совокупность методов, которые применяются в процессе изготовления продукции. ТОЖДЕСТВЕННОСТЬ отношение вещи самой к себе и к другим вещам, сторонами которой являются совпадающие друг с другом свойства, силы, тенденции. У УБЕЖДЕНИЕ устойчивая психологическая установка, незыблемая убежденность в правоте своих идеалов, принципов, идей, взглядов, которые, как бы завладев всей сущностью человека, подчиняют себе его чувства, совесть, волю и поступки. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ формам ы ш лени я , которая характеризуется тем, что из нескольких суждений выводится новое сркдение, которое опосредствованно отражает свойства и отношения вещей.
    ф ФАКТ (лат factum — сделанное, осуществленное) — соответствующее действительности событие, явление, процесс, который имеет место в объективной действительности и является объектом исследования. ФАКТ НАУКИ — отражение фактов действительности, всесторонне проверенных, достоверность которых доказана. Они осознаются и фиксируются в терминах языка науки в виде эмпирических суждений. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ (греч phainomenon — то, что является и logos — наука) — философское учение, согласно которому возможно познание лишь феноменов (того, что является, а не сущности вещей. ФИЛОСОФИЯ (греч philos — любовь и sophia — мудрость) — система наиболее общих теоретических взглядов на мир, место в нем человека, выяснение разнообразных форм отношения человека к миру. ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ направление в философии, возникшее в х годах XIX в. как проявление иррационализма и нигилизма. Приверженцы данного направления отстаивают взгляд на мир как целостный организм (А. Шопенгауер, Ф. Ниц шеи др. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ раздел философии, занимающийся выяснением смысла, закономерностей, основных направлений исторического процесса, раскрывающий методы его познания. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ- в широком понимании- философское учение о сущности человека в узком — основанное М.
    Шелером и X. Плеснером направление в западноевропейской философии XX в, которое объединяет в себе элементы философии жизни, феноменологию, прагматизм, экзистенциализм, структурализм и т. п. в решении проблем человека как особого рода сущего, осмыслении человеческой природы и человеческого бытия, способов человеческого существования. ФИЗИКА ЛИ З Модна из концепций неопозитивизма, в соответствии с которой истинность положений любой науки зависит от возможности перевести ее на язык физики. ФОРМА (лат forma — внешний вид) — философская категория, которая обозначает способ внешнего проявления содержания, а также способ связи элементов содержания. ФОРМАЛЬНАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ- такая возможность, которая, в принципе, не противоречит законам развития природы и общества, хотя условий для ее реализации нет и практически быть немо жет.
    Словарь ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА леворадикальное направление в немецкой философии, которое возникло вначале х годов XX в. в Франкфуртском институте социальных исследований вариант не­
    омарксизма. (Представители М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фромм, Ю. Хабермас.) ФРЕЙДИЗМ общее обозначение разнообразных школ и течений, стремящихся применить психологическое учение 3. Фрейда для объяснения явлений культуры, процессов творчества и общества в целом. В основе учения Фрейда лежит исследование бессознательных психических процессов.
    X ХОЛИЗМ (греч hobs — весь, целый) — направление в современной философии, рассматривающее целостность мира как следствие творческой эволюции, которая направляется нематериальными непознанным фактором целостности. ХО ЛОНОМ НИ Й (греч hobs — весь, целый) — философский подход к любому предмету, явлению, процессу как к составной части единого мирового целого. ХРИСТИАНСКИЙ АНТРОПОЦЕНТРИЗМ- философские взгляды, которые опираются научение Иисуса Христа, согласно которому человек является центром и высшей целью мира. ц ЦЕЛОЕ философская категория для обозначения предмета, состоящего из частиц. ЦЕЛЬ идеальный, заведомо определенный результат человеческой деятельности, направленный на преобразование действительности в соответствии с осознанной человеком потребностью. ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ целая система установок нате или иные ценности, в свете которых индивид (группа) воспринимает ситуацию и выбирает соответствующий способ действий. ч ЧАСТИЦА философская категория для обозначения составных элементов целого. ЧЕЛОВЕК живое существо, которое имеет определенные потребности, удовлетворяет их в процессе производства благодаря обще
    Словарь ни ю и способности осознанно, целеустремленно преобразовывать мири самого себя. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО) совокупность людей, живущих на Земле
    2) историческая общность людей, которая создается входе формирования общности экономических и иных связей между разными странами, народами мира. ЧУВСТВЕННОСТЬ способность организмов отражать отдельные свойства вещей в виде ощущений. ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ непосредственное отражение в сознании человека внешних сторон, свойств предметов и явлений объективного мира с помощью органов чувств. ЧУВСТВО — особый вид эмоциональных переживаний, который носит четко выраженный предметный характер и отличается относительной устойчивостью. э ЭВОЛЮЦИЯ (лат evolutio — разворачивание) — развитие, при котором медленные, постепенные количественные изменения преобладают над качественными изменениями. ЭВТАНАЗИЯ гречей доброе и thanatos — смерть) — намеренное ускорение смерти или умерщвление неизлечимого больного с целью прекращения его страданий. Вопрос о допустимости эвтаназии остается открытым. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (лат exsistentia — существование) — ирра- ционалистическое направление в философии, возникшее в XX в. как попытка создания нового мировоззрения. Своим предметом считает человеческое существование в целом сего бессознательными, эмо­
    ционально-чувственными и рациональными проявлениями в их отношении со свободой и смертью. ЭКЛЕКТИКА (греч eklektikos — выбирающий) — механическое объединение водном учении разнородных, органически несовместимых элементов, которые заимствуются из противоположных концепций. ЭКОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ (греч oikos — дом, помещение и
    logos — учение, наука) — область науки, изучающая отношения между человеческим обществом и окружающей средой. ЭЛЕМЕНТ (лат elementum — стихия, начальное вещество) — философская категория для обозначения частей целого, которые находятся между собой во взаимосвязи.
    ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ЧАСТИЦЫ материальные объекты, харак- теризирующиеся с экспериментальной точки зрения невозможностью выделения из них объектов более глубокого структурного уровня, которые имели бы автономное существование. ЭМОЦИИ (франц emotion — волнение, от лат emoveo — трогаю, волную) — субъективные реакции человека и животных на влияние внутренних и внешних раздражителей, которые проявляются в виде удовлетворения или недовольства, радости, страха и т. п. ЭМПИРИЗМ (греч empeiria — опыт) — направление в теории познания, признающее чувственное исследование источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено или как описание этого исследования, или сведено к нему. ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ субъективно-идеалистическое направление в философии, разновидность позитивизма. Возник в х годах XIX в. Основные положения эмпириокритицизма сформулировали Эрнст Махи Рихард Авенариус. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ (греч empeiria - опыт) - комплекс представлений, взглядов, которые формируются в процессе повседневной деятельности людей, а также многовековой опыт трудовой деятельности, который передается из поколения в поколение. ЭНЕРГЕТИЗМ идеалистическая философская концепция, представители которой сводят все явления природы к видоизменениям энергии, лишенной материальной основы. Наиболее полно сформулировал концепцию энергетизма немецкий физик, химики философ В.Ф. Оствальд, который и является ее основателем. ЭСХАТОЛОГИЯ (греч eschatos — последний, конечный и logos — наука) — религиозно-философское учение оконечности судеб мира и человека. Различают индивидуальную эсхатологию, те. учение о загробной жизни единичной человеческой души, и всемирную эсхатологию, те. учение о смысле космоса и историй и их конце. ЭСТЕТИКА философская наука, которая изучает два взаимосвязанных круга явлений сферу эстетичного как специфического проявления ценностного отношения человека к миру и сферу художественной деятельности людей.
    ЭТАТИЗМ (франц etat— государство) — направление общественной мысли, рассматривающей государство как высший результат и цель общественного развития. ЭТИКА (греч ethika — обычай, нрав, характер) — философская наука о морали, о нравственности, о сущности, законах возникновения и историческом развитии морали, о ее роли в общественной жизни.
    Словарь ЭТИКЕТ (франц etiquette — ярлык, этикетка) — составная внешней культуры общества, совокупность правил поведения, которые касаются внешнего проявления отношения к людям (формы обращения и приветствия, поведение в общественных местах, манеры и одежда и т. п. Я ЯВЛЕНИЕ философская категория для обозначения в предмете, процессе того, что непосредственно обнаруживается, возникает перед нами. Явление представляет собой внешнюю более изменчивую и подвижную сторону предмета, процесса. ЯЗЫК система знаков, которая служит средством человеческого общения, мышления и выражения. С помощью языка осуществляется познание мира, в языке объективируется самосознание личности.

    Данильян Олег Геннадиевич
    Тараненко Владимир Максимович ФИЛОСОФИЯ Учебник Ответственный редактор И. Федосова Научный редактор В. Листовская Художественный редактор П. Ильин Технический редактор О. Куликова Компьютерная верстка С. Птицына Корректор Е. Борисова ООО Издательство «Эксмо»
    127299, Москва, ул. Клары Цеткин, д. 18, корп. 5. Тел По вопросам размещения рекламы в книгах издательства «Эксмо» обращаться в рекламный отдел. Тел. 411-68-74. Оптовая торговля книгами «Эксмо» и товарами «Эксмо-канц»: ООО «ТД «Эксмо». 142700, Московская обл, Ленинский р-н, г. Видное, Белокаменное ш д. Тел./факс: (095) 378-84-74, 378-82-61,745-89-16, многоканальный тел. 411 -50-74.
    E-mail:
    recepiion@eksmo-sale.ru Мелкооптовая торговля книгами «Эксмо» » товарами «Эксмо-канц»:
    117192, Москва, Мичуринский пр-т, д. 12/1. Тел./факс: (095)411-50-76.
    127254, Москва, ул. Добролюбова, д. 2. Тел (095) 745-89-15, 780-58-34.
    www.eksmo-kanc.ru
    e-mail:
    kanc@eksmo-sale.ru Полный ассортимент продукции издательства «Эксмо» в Москве в сети магазинов Новый книжный Центральный магазин — Москва, Сухаревская пл, 12 м. «Сухаревская»,ТЦ Садовая галерея. Тел. 937-85-81. Москва, ул. Ярцевская, 25 (м. Молодежная, ТЦ Трамплин, Тел, 710-72-32. Москва, ул. Декабристов, 12 (м. Отрадное, ТЦ Золотой Вавилон. Тел. 745-85-94. Москва, ул. Профсоюзная, 61 (м. Калужская, ТЦ Калужский. Тел. 727-43-16. Информация о других магазинах Новый книжный потел. В Санкт-Петербурге в сети магазинов Буквоед Книжный супермаркет на Загородном, д. 35. Тел. (812) 312-67-34 и Магазин на Невском, д. 13. Тел. (812) 310-22-44. Полный ассортимент книг издательства «Эксмо»: В Санкт-Петербурге: ООО C3KO, пр-т Обуховской Обороны, д. Е. Тел. отдела реализации (812) 265-44-80/81/82/83. В Нижнем Новгороде ООО Т Д «Эксмо НН», ул. Маршала Воронова, д. 3. Тел. (8312) 72-36-70. В Казани ООО «НКП Казань, ул. Фрезерная, д. 5. Тел. (8432) 70-40-45/46. В Киеве ООО ДЦ «Эксмо-Украина», ул. Луговая, д. 9. Тел. (044) 531-42-54, факс 419-97-49; e-mail:
    sale@eksmo.com.ua Подписано в печать 25.02.2005. Формат 60x90 1
    /16. Гарнитура Тайме. Печать офсетная. Бум. тип. Усл. печ. л. 32,0. . Тираж 3 ООО экз. Заказ № 417. Отпечатано в полном соответствии с качеством предоставленных диапозитивов в ОАО "Тульская типография.
    300600, г. Тула, пр. Ленина .
    1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   33


    написать администратору сайта