Данильян_Тараненко_Философия. Учебник москва эксмо 2005
Скачать 7.94 Mb.
|
— объективность связи Речь идет не о юридических законах, которые сегодня принимаются, а завтра — отменяются. Если говорить о законах сохранения энергии и вещества или о законе всемирного тяготения, то было бы бессмыслицей утверждать, что мы сможем отменить или сознательно затормозить их действие. Значит, существенным признаком закона будет то, что он отражает объективное состояние вещей, объективную связь между вещами, предметами, явлениями — существенность связи Существенная связь — это такая связь, которая определяет существование вещи, ее движение и развитие. Скажем, периодический закон элементов выражает существенную связь между атомным весом, зарядом атомного ядра и химическими свойствами элементов — необходимость связи Необходимая связь — это такая связь, которая с необходимостью проявляется в определенных условиях. Например, известный в физике закон зависимости сопротивления проводника от состава проводника, его длины и площади поперечного сечения с необходимостью обнаружива- РАЗДЕЛ 7. Философия развития ется в каждом случае прохождения электрического тока в проводнике, поскольку он обусловлен природой вещества, из которого сделан проводник, присущими ему объективными характеристиками — устойчивость связи Устойчивая связь — это связь, которая надежно сохраняется. Она имеет место на протяжении всего существования соответствующей формы движения материи (определенной стадии ее развития) или мышления и будет существовать до тех пор, пока существуют эти явления и предметы — всеобщность связи Всеобщность связи проявляется в том, что ей подчинены многие или даже все предметы, явления, процессы объективного мира. Рассмотренные признаки закона позволяют дать ему логическое определение Закон — это объективная, существенная, необходимая, устойчивая, всеобщая связь материальных и духовных явлений, которая определяет характер и направление их движения и развития. Следует принять во внимание, что в научной литературе кроме понятия закон, употребляется и понятие закономерность. Это — не тождественные понятия. Они являются однопорядковыми, так как в них отражены необходимые, объективные, всеобщие связи, существующие в объективной действительности. Но закономерность является более широким понятием, чем закон. Если закон проявляет себя жестко, неотвратимо в конкретных условиях, то закономерность проявляется как взаимосвязь, взаимодействие ряда законов. Так, при анализе общественных явлений можно говорить о конкретных проявлениях закона стоимости или закона соответствия производительных сил определенному уровню развития производственных отношений, а можно — и о поступательном развитии общества как объективной закономерности. Приведенное выше определение касается всех законов. Но законы бывают разные. Они классифицируются на основные и неосновные, динамические и статические, природы и общества, специфические, общие и всеобщие. Диалектику как учение о законах бытия интересуют всеобщие (универсальные) законы, поскольку они, во-первых, присущи всем сферам деятельности, те. действуют в природе, обществе и познании во-вторых, раскрывают глубинные основы движения и развития, а именно — после ЧАСТЬ П. Бытие, сознание, познание довательно отвечают на важнейшие вопросы почему, каким образом, в каком направлении происходит развитие Диалектика как учение о всеобщих законах бытия исходит из того, что объективный мир пребывает в постоянном движении, изменении и развитии. Это положение диалектики фиксируется во втором ее принципе — принципе развития Однако видеть развитие и признавать его существование недостаточно. Необходимо разобраться в самом понятии развитие. Что же такое развитие Как это понятие трактуется в философии Определить понятие развитие возможно путем его соотнесения с другими уже известными понятиями — изменение и движение. Изменение — это переход предметов, явлений из одного состояния в другое. Оно противоположно устойчивости и носит направленный характер — прогрессивный или регрессивный. Прогресс — это постепенный переход от низших форм организации материи к высшим, от простого к сложному. Процесс, происходящий в обратном направлении, называют регрессом. Понятие движение применительно к материи диалектика определяет как изменение вообще, те. оно охватывает все процессы, происходящие в мире, независимо от их содержания. Движение по своему объему значительно более широкое понятие, нежели развитие, но развитие по конкретному содержанию глубже, нежели движение. Развитие от феномена движения можно отличить, выделив такие черты а) направленность во времени — от прошлого через настоящее к будущему б) необратимость процесса, те. реальные предметы, явления, которые изменяются, неповторимы в своих индивидуальных чертах в) появление в процессе развития нового, те. не существовавшего ранее г) закономерный характер развития, подчиненность его определенным законам. Таким образом развитие представляет собой определенную форму изменения вообще, особый вид движения, которому присущи закономерные, направленные, необратимые, качественные изменения материальных объектов. Поверхностное ознакомление с развитием может породить представление о том, что оно имеет однонаправленный характер РАЗДЕЛ 7. Философия развития и является триумфальным движением вперед. На самом деле это не так. Чтобы убедиться в этом, достаточно соотнести понятия развитие и прогресс, которые нередко отождествляют. Как уже указывалось, развитие приводит к возникновению нового — того, чего не было ранее. Но возникает "вопрос всегда ли новое является более совершенным, чем старое Оказывается, нет. В х годах XX в. в Германии возник фашизм как новое явление общественной жизни. Был ли это прогресс в жизни общества Безусловно, нет. Итак, не все новое является прогрессивным. Отсюда вывод новое может превосходить старое по уровню развития, и наоборот, оно может быть шагом назад враз витии. Поэтому в процессе развития следует различать две тенденции — прогрессивную и регрессивную. К примеру, в таких сложных материальных системах, как общество, элементы прогресса и регресса идут рядом. В эпоху трансформации общества это в особенности дает о себе знать. Итак, развитие носит сложный, диалектически противоречивый характер. Диалектическая концепция развития обращает большое внимание наследующие моменты Во-первых, источником развития являются внутренние противоречия предметов, явлений, процессов Это означает, что всем без исключения явлениям действительности свойственны внутренние противоположности, отношения между которыми называют противоречиями. Противоположности внутри каждого предмета, явления, процесса находятся F единстве ив противодействии. Это противодействие является источником развития. Оно происходит всюду ив неживой, ив живой природе, ив общественной жизни, ив сфере сознания. Потому что ч действует всеобщий закон бытия — закон диалектической противоречивости. Во-вторых, формой развития является взаимное преобразование количественных и качественных изменений Анализ процессов, которые происходят в природе, обществе и мышлении, позволяет сделать вывод о том, что каждому предмету, явлению, процессу присущи количественная и качественная определенность, которые находятся в неразрывной связи и постоянном изменении. Суть этих изменений проявляется в том, что постепенные количественные изменения накапливаются, увеличивая меру предмета, и приводят к изменению его качественного состояния. Это происходит в форме скачка, прерывания поступательности враз витии. Тут действует всеобщий закон бытия — закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. В-третьих, в процессе развития неизбежно присутствует момент преемственности Вследствие этого постоянное накопление богатства предыдущих степеней развития придает ему поступательный характер. Тем не менее именно эта поступательность противоречива, поскольку развитие включает в себя фазы цикличности, происходит как бы возвращение к старому, и развитие приобретает спиралевидную форму. Это проявляется всеобщий закон бытия — закон отрицания отрицания. § 3. Общие законы развития Центральное место в системе законов диалектики занимает закон диалектической противоречивости Для выяснения существенных моментов закона необходимо рассмотреть основные его категории. Начнем с понятия противоположности Противоположность — философская категория, отражающая стороны, свойства, тенденции, процессы в предметах и явлениях, которые взаимообусловливают и взаимоисключают друг друга (ассимиляция — диссимиляция, изменчивость — наследственность, производство — потребление, добро — зло и пр. Между противоположностями существует два вида отношений отношение единства и отношение противодействия. В классической формулировав закона используется термин борьба, который упрощает суть закона, поскольку данный термин в большей степени относится к обществу) Что представляет собой отношение единства Во-первых, единство противоположностей — это их нераздельность. Каждая противоположность является условием существования другой. Отдельное их существование невозможно (если исчезает одна из противоположностей, перестает существовать и другая. Во-вто рых, единство противоположностей имеет смысл в том случае, если они взаимообусловливают и взаимопроникают одна в другую. Любая из противодоложностей имеет потребность в том, чего у нее нет, но есть в другой. Они вступают во взаимодействие. Оказывая взаимное влияние, противоположности взаимопрони кают одна в другую. Это означает, что противоположности несу ществуют как разнородные, разделенные в пространстве, а любая РАЗДЕЛ 7. Философия развития из них содержит в себе другую (например, учебный процесс предусматривает наличие преподавателя и студентов. Что же представляет собой отношение противодействия борьбы) противоположностей Находясь во взаимообусловленности и развитии, противоположности неравнодушны одна к другой, они взаимно влияют одна на другую. Между ними идет противодействие, противоборство. Его суть состоит в том, чтобы разорвать единство. Любая из противоположностей выталкивает из себя другую, стремится освободиться от нее. Таким образом, противоборство противоположностей имеет место тогда, когда противоположности взаимоотрицают, взаимоотталкивают, взаи моисключают одна другую. Единство противоположностей выражает устойчивость предмета и является относительным, преходящим. Противодействие противоположностей абсолютно, оно не прекращается. Отношение, которое характеризуется единством противоположностей и вместе стем является постоянным противодействием между ними, называется противоречием Противоречия присущи всем явлениями процессам действительности и выступают движущей силой, источником изменения и развития. Именно поэтому противоречие является центральной категорией которая раскрывает суть закона диалектической противоречивости. Противоречие — это не только отношение противоположностей, но и процесс их развертывания. В связи с этим, основываясь на идеях Гегеля, различают такие ступени (фазы) развертывания противоречия тождество, различие, противоположность, противоречие и основание (те. разрешение противоречия. Понятие тождество означает начальную ступень развертывания противоречия. Это отношение одинаковости, подобное вещи, явления, стороны самой себе или другим вещам, явлениям, сторонам. А различие — это отношение неодинаковости, несовпадения с собой, с другими вещами, явлениями, сторонами. Возникновение противоречия происходит как раздвоение единого, как самодифференциация единого на противоположности. В момент раздвоения одновременно в том же самом отношении возникают и единство противоположностей, и их противодействие. Входе становления противоречия противодействие противоположностей все более выходит на передний план и становится внутренним, глубинным источником развития. В самом противоречии противоположности играют различную роль. Ведущей стороной противоречия является более динамичная, импульсивная противоположность. Противодействие противоположностей приводит в итоге к новому качественному состоянию. Новые, возникающие явления имеют новые, присущие им противоречия, которые являются движущей силой их развития. Для более глубокого проникновения в процесс развития противоречий необходимо, помимо этапов (фаз, ступеней) их развертывания, выделять их состояния Под состоянием предмет но-материального, зрелого противоречия понимают способ функционирования, специфику проявления «единства-и-проти- водействия» его противоположностей, которая определяет особенности и интенсивность их развития, характер разрешения данного противоречия. В развитии противоречия можно выделить также этапы, или состояния, которые являются характеристикой уже развернутого, зрелого противоречия. Такой подход к этапам развития противоречий применительно к социальным системам позволяет определить следующие их состояния гармонию, дисгармонию, конфликт. Важно отметить, что противоречия есть в любой развивающейся системе от начала и до последнего момента ее существования. Меняются лишь состояния, количественные параметры, характер взаимодействия противоположностей, их роль в системе. Противоречия в окружающем нас мире многогранны их принято классифицировать по различным основаниям. Одной из самых распространенных является следующая классификация (схема 7.3): 1) по форме проявления — внутренние и внешние 2) пороли в развитии — основные и неосновные 3) по характеру возникновения — необходимые и случайные 4) по типу в обществе — антагонистические и неантагонисти ческие. Виды противоречий подробно описаны в учебной литературе, поэтому нет необходимости давать их развернутую характеристику. Подводя итог вышесказанному, отметим, что закон диалектической противоречивости — это закон, в силу которого всем вещам, системам, явлениями процессам присущи внутренние противоречия, противоположные стороны и тенденции. Взаимодей- РАЗДЕЛ 7. Философия развития Схема 7.3. Классификация противоречий ствие, борьба между ними выступает источником изменения и развития, ведет к нарастанию противоречий, которые разрешаются на определенном этапе путем исчезновения старого и возникновения нового. Чем же определяется центральное положение этого закона во всей системе диалектики Во-первых, этот закон раскрывает источник всякого движения и развития, те. дает ответ на самое важные и существенные вопросы теории развития. Во-вторых, этот закон является основой всех остальных законов и категорий диалектики, в каждом из которых мы находим противоположности, связанные отношением единства и противодействия. В-третьих, закон диалектической противоречивости определяет главное содержание диалектического метода познания, требуя раздваивать в мышлении единое и изучать его противоположности, объединяя их анализ с дальнейшим синтезом. В отличие от закона диалектической противоречивости, который раскрывает источник развития закон взаимного перехода ко ЧАСТЬ II. Бытие, сознание, познание Схема 7.4. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений личествеииых и качественных изменений раскрывает механизм процесса развития, показывает, как ив каких формах он реализуется (схема 7.4). Чтобы выяснить специфику этого закона, его проявление и действие, следует раскрыть содержание его основных понятий, благодаря которым он реализуется качество, количество, мера, скачок. РАЗДЕЛ 7. Философия развития Качество выражает свойственную вещам специфическую определенность, которая тождественна сих бытием и отличает их от других вещей в определенной системе связей. Качество вещей органически связано сих конечностью, ведь с исчезновением данного качества исчезает и сама вещь как таковая, она превращается в другую. Наряду с качеством, все вещи, процессы, явления имеют и количественную определенность. Они обязательно имеют какие-то размер, объем, массу и пр Количество — это объективная определенность качественно однородных явлений, которые характеризуют их величину, продолжительность существования и интенсивность развития в целом или отдельных его сторон. Итак, мы выяснили, что вещи и явления имеют качественные и количественные особенности. Но может сложиться впечатление, что между этими сторонами вещей и явлений нет тесной связи, что они независимы одно от другого. Но это не так. Качество и количество находятся в диалектической взаимосвязи нет количества, которое бы не выражало собой определенного качества, и вместе стем нет качества без количества. Вдобавок данному качеству всегда отвечает не какое-нибудь, а определенное количество. Мы никогда, например, не видели стола, который имел бы длину, равную длине моста через Днепр. Тяжело себе также представить человека, у которого длина ног была бы 5 м. Таким образом, всякое качество имеет количественный предел, называемый в философии мерой Мера — это такое единство количества и качества, при котором определенное качество связано только с определенным количеством. Мера — это' и определенный интервал количественных характеристик или изменений, в пределах которого может существовать надлежащее качество. Изменение количества в пределах меры не приводит к изменению качества, однако при переходе меры предмет перестает быть тем, чем он есть. Можно привести много фактов такого взаимодействия количественных и качественных изменений. Например, если телу придать скорость 1000, 2000, 7910 метров в секунду, то оно упадет на землю. Если же скорость тела увеличить всего на одну единицу и довести ее до 7911 метров в секунду, то тело оторвется от Земли и станет ее спутником. Значит, количественные изменения коренным образом не влияют на качество, если они происходят в пределах меры. Но если эти изменения выходят за пределы ЧАСТЬ II. Бытие, сознание, познание меры, возникает новое качество, имеющее свою количественную определенность и свою меру. Положение о взаимообусловленности количественных и качественных изменений имеет всеобщее значение. Оно справедливо по отношению ко всем предметами явлениям окружающей действительности, те. имеет силу диалектического закона. Его формулируют таким образом. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений выражает такую взаимосвязь количественных и качественных сторон предмета, в силу которой количественные изменения, выходя за пределы меры, обязательно влекут за собой коренные качественные изменения, которые, в свою очередь, приводят к новым количественным показателям. В соответствии с этим законом развитие происходит как единство двух, отличных одна от другой, но взаимосвязанных стадий — непрерывности и прерывистости. Непрерывность враз витии — это стадия медленных, незаметных количественных изменений. Прерывистость в развитии называют скачком Скачок — это момент, форма, способ преобразования одного качества в другое, это перерыв в постепенности, непрерывности количественных изменений. Скачок — это возникновение жизни на Земле, выделение человека из мира животных, замена одного общественного строя другим, выдающиеся научные и технические открытия. Любой скачок характеризует переходный момент в развитии. По своей природе он всегда противоречив, так как свидетельствует и о рождении нового, и о сопротивлении старого. Формы скачков разнообразны и зависят от природы развивающегося явления, а также от конкретных условий, в которых осуществляется его качественное преобразование. Скачки различаются 1) по продолжительности преобразования (быстрые, медленные 2) по форме преобразования (одноактные, многоактные); 3) по глубине преобразования (частичные, полные 4) по направлению преобразования (прогрессивные, регрессивные, ненаправленные. При рассмотрении скачков важны такие термины, как эволюция, революция, реформа. Понятие эволюция используется в широком и узком значениях. В широком значении «эво- РАЗДЕЛ 7, Философия развития люция» — это весь процесс постепенного развития, который включает не только количественные, но и качественные изменения, в том числе и революции. В узком значении под понятием эволюция понимают период, предшествующий революции, ее подготовке. Понятие революция используется для характеристики общественных явлений. Это качественный скачок, который разрушает общество в самой его основе, а не преобразует медленно, постепенно. Реформа — это изменение какой-то важной стороны жизни общества при сохранении основ ее экономического и государственного порядка. Таким образом закон взаимного перехода количественных изменений в качественные конкретизируется с помощью категорий качество, количество, мера, скачок, которые дают целостное представление о его содержании как общего закона развития. Данный закон раскрывает внутренний механизм перехода к новому качеству в любой сфере объективной действительности, отвечая на вопрос как, каким образом происходит развитие, движение и изменение всего сущего Если рассмотренные законы раскрывают источник развития и его механизм, то закон отрицания отрицания — общую тенденцию развития, его направленность (схема 7.5). Этот закон в определенной мере обобщает, синтезирует действие других законов диалектики. Что же представляет собой закон отрицания отрицания, какова его суть Сначала выясним содержание категории отрицание. Существуют две точки зрения метафизическая и диалектическая Метафизическое отрицание акцентирует основное внимание на исчезновении старого и практически игнорирует процессы сохранения и создания нового. Таким образом, метафизическое отрицание исходит из того, что отрицать означает отвергнуть, уничтожить. А диалектическое отрицание — это такой переход от старого качества к новому, при котором определенные стороны, элементы содержания и функции старого качества переходят в измененном виде в новое качество. Диалектическое отрицание — это неполное уничтожение предмета, а его преобразование в новый предмет с сохранением и изменением некоторых черт старого качества. Оно свидетельствуют о том, что между новыми старым существует связь. Диалектическое отрицание включает все бя три существенных момента ЧАСТЬ П. Бытие, сознание, познание Схема 7.5. Закон отрицания отрицания J) разрушение, преодоление старого 2) сохранение элементов старого (преемственность 3) конструирование, создание нового. Мы выяснили суть метафизического и диалектического понимания отрицания. Теперь рассмотрим, что же представляет собой двойное отрицание. Отрицание отрицания фиксирует тот факт, что процесс развития начинается с отрицания старого, которое в свою очередь РАЗДЕЛ 7. Философия развития через определенное время отрицается другим, новым. Но как происходит развитие По прямой (восходящей) или по кривой линии Этот вопрос имеет не риторическое, а существенное значение. Ведь если бы не было связи старого и нового в процессе развития, не было бы преемственности, старое уничтожалось бы полностью, развитие можно было бы графически изобразить как прямую (восходящую) линию, где новое отлично от старого, а старое не повторяется в новом. Однако на самом деле в новом сохраняется старое, его элементы повторяются в новом, хотя и на более высокой стадии. Повторение черт, элементов старого на более высокой основе и является особенностью закона, который мы рассматриваем. Из этого явствует другая особенность закона. Поскольку имеет место повторение старого на высшей основе, то обнаруживается, что развитие происходит не по прямой, а как бы по спирали, приближаясь с каждым циклом к старому (поскольку существует повторяемость) и отдаляясь от него (поскольку это новое. Почему неминуема эта повторяемость Дело в том, что отрицание находится в тесной связи с противоречием, оно обусловлено разрешением этого противоречия. Возьмем любой новый предмет, возникший с присущим ему противоречием. В процессе развития противоречия предмет превращается в свою противоположность. Однако на этом этапе отрицания происходит лишь частичное разрешение заложенного в начальном предмете противоречия. Эта неполнота разрешения противоречия заключает в себе условие дальнейшего собственного отрицания предмета. На смену первому отрицанию приходит второе и возникает новый предмет, третий, противоположный второму, который является отрицанием второго, те. отрицанием отрицания первого предмета. То противоречие, которое было присуще первому предмету на этапе второго отрицания, разрешается полностью. В результате двойного отрицания, с возвращением к начальному пункту, достигается более высокий уровень развития, происходит восстановление первоначальной, но обогащенной формы развития. Линия развития как будто образовывает круг витка спирали, но его начало не совпадает с концом. Развитие, таким образом, объединяет в себе черты постепенности и цикличности движения. ЧАСТЬ U. Быте, сознание, познание Это положение тоже имеет всеобщее значение. Оно справедливо по отношению ко всем предметами явлениям окружающей действительности, те. имеет силу диалектического закона. Его можно сформулировать таким образом. Закон отрицания отрицания — это закон, в силу которого процесс развития представляет собой бесконечную цепь диалектических отрицаний старого новым при сохранении и удержании (снятии) в новом всего характерного и жизненно важного из предыдущих этапов развития и имеет в целом поступательную, восходящую направленность. При этом в процессе развития на его высших ступенях происходит повторение некоторых черти сторон предшествующих ступеней, но уже на качественно новой основе, которая обусловливает восхождение не по прямой, не по замкнутому кругу, а по кривой, приближающейся к спирали. Спиралевидность движения выражает цикличность развития. Основные законы диалектики, характеризуя различные моменты единого процесса развития, действуют не порознь, а вне разрывном диалектическом единстве. Так, процесс перехода количественных изменений в качественные и наоборот вбирает в себя и противоречие, и диалектическое отрицание. Единство и противодействие противоречий включает в себя количествен но-качественные отношения и отрицание отрицания. Аналогично в процессе отрицания происходят раздвоение единого наста рое и новое, противодействие между ними, а также переход количественных изменений в качественные. Иначе говоря, единство материального мира предполагает всеобщность действия законов. Хотя следует иметь ввиду, что при одновременности действия законов диалектики каждый из них обладает относительной самостоятельностью, ибо выражает сущность развития в определенном аспекте (источник, механизм, направление. Итак, законы диалектики выражают наиболее существенные связи и отношения объективного мира. Действуя в единстве и взаимосвязи, они характеризуют сложный многогранный процесс развития объективной реальности. Глубокое знание механизма действия законов диалектики и умелое их использование спасают от заблуждений и ошибок, делают практическую деятельность людей целенаправленной и эффективной. РАЗДЕЛ 7. Философия развития § 4. Категории диалектики Чтобы точнее и глубже отражать объективную действительность, человек вырабатывает определенный арсенал логических средств мышления, определенный круг понятий Понятие — это мысль, в которой отражаются повторяющиеся свойства, связи и стороны предмета В языке понятие определяется словом. Например, слова студент, университет, аудитория и др. имеют определенную степень обобщения, абстрактности. Но есть понятия, в которых фиксируется непросто общее, а наиболее общее. Такие понятия являются результатом очень высокого уровня абстрагирования (отхода от конкретного. Вот приблизительный путь такого абстрагирования эта роза (имеет конкретную определенность — эта роза (здесь мы уже абстрагируемся от определения эта, слово роза фиксирует более общее, чем содержится в словосочетании эта роза. Далее прибавляем слово цветок, которое охватывает все цветы, какие есть в действительности. Таким образом мы мысленно отходим от конкретного разнообразия цветов, поскольку внимание концентрируется на том общем, что есть у всех цветов. Слово растение включает в себя весь растительный мири является более широкой абстракцией. Пойдем дальше путем абстрагирования (отхода от конкретного. На этом пути еще более общим будет понятие живое, которое включает в себя не только растительный мирно и животный. Понятие живое уже имеет очень высокий уровень абстрагирования. Такие понятия называют категориями (от греч. — утверждение, основа, общая оценка. Всякая наука, изучая определенные стороны действительности, обязательно приходит к формированию своего категориального аппарата. Математика связана с татами категориями, как число, дифференциал, интеграл и т. п. В арсенале биологии есть категории вид, наследственность, переменчивость и др. Однако, несмотря на определенную степень всеобщности, категории конкретных наук применяются лишь в отдельных сферах бытия и отражают связи и отношения, которые характерны для данных сфер. От категорий конкретных наук существенно отличаются категории диалектики. Это отличие состоит в том, что категории диалектики отражают непросто существенные свойства и связи класса явлений объективного мира, а наиболее общие свойства и связи, которые присущи всем материальным процес- ЧАСТЬ П. Бытие, сознание, познание сам. Итак категории диалектики — это предельно широкие формы идеального отражения объективного мира, которые служат исходными принципами познания и духовно-практического преобразования действительности. Категории диалектики можно разделить на два вида субстан- ционные и соотносительные. Первые — это те категории, которые употребляются в отдельности, безотносительно с другими. К таким относят категории бытие, материя, движение, развитие, пространство, время, противоречие и т. д. Они фиксируют определенные общие свойства объективной действительности, ноне дают непосредственного представления о связях этих категорий с другими. Что же касается категорий соотносительных, то они являются органически связанными одна с другой, в процессе познания предполагают одна другую уяснив одну, нельзя не учитывать другую. К таким категориям относятся единичное и общее явление и сущность форма и содержание часть и целое причина и следствие случайность и необходимость возможность и действительность. Рассмотрим эти категории более подробно. Единичное и общее Это философские категории, отражающие диалектическое единство и отличие между предметами и явлениями действительности. Так категория единичное отражает в предмете, явлении то, что присуще только данному предмету, явлению. Общее — это тождественность, которая объективно существует между предметами, вещами, явлениями в рамках конкретной качественной определенности Ни единичное, ни общее не имеют самостоятельного существования, они не существуют как таковые. Самостоятельно существуют отдельные предметы, явления, процессы. Как общее, таки единичное существует лишь в отдельном. Всякое отдельное является единством противоположностей. Одновременно оно и единичное, и общее. Всякое общее является частичкой, элементом, стороной отдельного, поскольку оно отражает последнее не полностью, не целиком, а односторонне — то, что есть тождественным в предметах. Единичное по своей сути есть проявление более богатое, нежели общее, являющееся абстрактным. Однако общее глубже раскрывает содержание, сущность предмета. Промежуточной категорией между единичными общим является понятие особенное Особенное — это то, что является общим в отношении к единичному и единичным по отношению к об РАЗДЕЛ 7, Философия развития |