Данильян_Тараненко_Философия. Учебник москва эксмо 2005
Скачать 7.94 Mb.
|
substantia — сущность. Под субстанцией понимали некую общую первичную основу всех вещей, которая является их последней сущностью. Если разные предметы и явления могут возникать и исчезать, то субстанция несотворима и неуничтожима, она толь РАЗДЕЛ 5. Бытие, материя как исходные понятия философии ко изменяет форму своего бытия, переходит из одного состояния в другое. Она — причина самой себя и основа всех изменений, наиболее фундаментальный и устойчивый пласт реальности. Философы старались решить и вопрос о количестве субстанций. Возникли учения, которые получили названия дуализм и монизм. Дуализм (от лат tlualis — двойственный) — это принцип философского объяснения сущности мира, который исходит из наличия в нем двух первооснов (субстанций) — духа и материи, идеального и материального. Учения, которые объясняют мир через одну субстанцию, называются монистическими. В системе монизма возможно построение идеалистической или материалистической картины мира, в зависимости оттого, что считается первоосновой — дух или материя. Что же такое материя Этимология слова материя происходит от латинского materia — вещество. Тем не менее содержание понятия материя в истории философии неоднократно изменялось, развивалось в соответствии с развитием естествознания и самой философии. Выделяют следующие этапы формирования представления о материи (схема 5.3). Первый этап охватывает эпоху античной философии В основе античных взглядов лежит представление о материи как о начальном материале, из которого состоят тела и предметы. Так, например, отмечая, что вода необходима растениям, животными людям, древнегреческий философ Фалес провозгласил основой всех вещей воду Гераклит видел основу в огне, порождающем Солнце, звезды и другие тела. Позднее Демокрит выдвинул идею о том, что все вещи состоят из простейших неделимых частиц — атомов. Итак, сточки зрения античных философов, материя — это то, из чего состоят все вещи. Обычно это были лишь догадки древних мудрецов и их материализм носил наивный характер, поскольку теоретические выводы были результатом созерцательного отношения к действительности, следствием отсутствия экспериментального изучения природы. Второй этап развития представлений о материи характерен для философии Нового времени (XVI—XVII вв.). Понятие материи в то время отождествлялось с физическим понятием вещество как сумма определенных неизменных свойств. Например, английские материалисты Ф. Бэкон, Т. Гоббс к их числу относили протяжность, непроницаемость, вес, форму и т. п. Иногда понятие материи вообще отождествлялось с одним, неким первичным свойством, например с протяжностью или массой Р. Де ЧАСТЬ П. Бытие, сознание, познание Схема 5.3. Эволюция понятия материи карт, И. Ньютон Такое определение не противоречило научной картине мира до конца XIX в. Сама форма материализма на этой основе получила название метафизического, или механистического, поскольку не только основывалась на теоретических данных физики, но и выступала мировоззренческой и методологической основой научных поисков. Метафизическое мировоззрение поколебали великие открытия, совершенные на рубеже XIX—XX вв. Открытие радиоактивности опровергло учение о непроницаемости атома, открытие электрона сняло тезис о его неделимости, открытием рентгенов РАЗДЕЛ 5. Бытие, материя как исходные понятия философии ского излучения была доказана возможность превращения вещества в поле. Была установлена изменчивость массы тел в зависимости от скорости. Все это настолько расходилось с обычными представлениями о свойствах физических тел, что некоторые естествоиспытатели растерялись. Они стали объяснять, например, радиоактивный распад атомов как исчезновение материи, превращение материи в энергию. В действительности материя не исчезала, устаревали представления о ней. Перед лицом новых научных открытий обнаружилась ошибочность попыток приписать материи в целом качества, которые присущи отдельным ее видам. Третий этап развития представлений о материи характерен для философии XX в Здесь на первое место в понимании материи был поставлен не естественнонаучный, а философский аспект. Это взгляд на материю как сущность — субстанцию, лежащую в основе внутреннего единства всего разнообразия явлений и предметов. Материю стали рассматривать как объективную реальность. Современное понятие материя имеет конкретное содержание и охватывает более узкий класс объектов по сравнению с категорией бытие. Общепринятым ее определением является следующее Материя — это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дается человеку в его ощущениях и которую он может и пытается познать, но при этом материя существует независимо от самого человека Из этого следует, что 1) материи в чистом виде, в форме некой «праматерии» несу ществует. Она охватывает бесчисленное множество различных объектов и систем природы, имеющих неисчерпаемое разнообразие свойств 2) в категории материя великое множество образований объективной реальности сведено к одному общему свойству — существовать независимо от человеческих ощущений и отражаться в человеческом сознании 3) философское толкование материи охватывает не только объекты, ранее познанные наукой, но и те, которые могут быть открыты в будущем. И хотя потенциальные объекты, возможно, будут иметь принципиально новые свойства, они все же останутся материальными, поскольку будут существовать реально, вне человеческих ощущений 4) все материальные процессы и явления познаются человеком или отражаются в его сознании на основе чувственного вое ЧАСТЬ II. Бытие, сознание, познание Схема 5.4. Структура материи приятия. При этом речь идет не только о вещах и явлениях, которые могут быть восприняты непосредственно ощущениями, но и о тех, для восприятия которых используются сложные современные приборы, усиливающие возможности человеческих органов восприятия. Материя как объективная реальность имеет великое множество свойств, присущих ее разнообразным видами состояниям. К таким свойствам относятся активность, движение (самодвижение, пространственно-временная форма существования, объективность, проницаемость, бесконечность, отражение, неисчерпаемость, познаваемость, структурность (расчлененность на качественно разные уровни организации, абсолютность (неунич- тожимость). О движении (активности) материи и ее пространст венно-временной форме существования речь пойдет в третьем параграфе раздела. Другие свойства мы будем рассматривать в следующих разделах. Сейчас же обратим внимание на такой существенный признак материи, как структурность (схема 5.4). РАЗДЕЛ 5. Бытие, материя как исходные понятия философии Структурность в организации материи состоит в том, что она всегда и везде определенным образом организована в материальные системы, те. такие целостные образования, связь между элементами которых является более или менее устойчивой и продолжительной, чем связь между любым из элементов окружающей среды. Выделяют такие основные типы материальных систем и соответствующие им структурные уровневые организации материи неживая материя, живая материя и общество. Каждый из этих уровней характеризуется в свою очередь собственным рядом уровней организации. Система неживой материи может быть представлена на таких уровнях а микромир (микроэлементарный уровень, для которого характерно взаимодействие полей и элементарных частиц. Это мир чрезвычайно малых объектов (от Ю до Ю- 8 см. Время существования этих частиц измеряется миллиардными долями секунды, а скорость движения приближается к скорости света б макромир Это мир объектов от Ю- 8 см до 10 24 см. Этим диапазоном охватываются атомы, молекулы, макротела, планеты и звезды, планетарные системы. Вверх от макромира, бесконечно далеко, за пределы доступности человеку простирается ме- гамир. Основные объекты изучения этой области природы — межзвездное пространство, галактика, метагалактики. Система живой материи известна пока только на Земле. Ее возникновение, как считает большинство исследователей-мате риалистов, — результат естественного и закономерного саморазвития материи. К уровню живой материи принадлежат все живые существа, имеющие способность к самоорганизации, развитию, сложным формам отражения, саморегуляции и размножению. В живой материи можно выделить доклеточный уровень (кислоты ДНК, РНК и белки, клеточные и многоклеточные организмы — растения, животные. Особые уровни образуют сверхорга- низмовые структуры, популяции, связанные между собой потомством. Взаимодействие биологических видов, популяций и окружающей среды создает биогеоценоза взаимодействие био геоценозов образует глобальную систему жизни — биосферу. В системе биосферы происходит взаимодействие литосферы, гидросферы и атмосферы, через последнюю осуществляется обмен между Землей и космосом. Соблюдение равновесия между ЧАСТЬ П. Бытие, сознание, познание всеми этими составляющими — условие сохранения жизни на нашей планете. На определенном этапе развития биосферы возник отдельный вид материальной системы — социально-организованная материя, или общество. Это высшая форма развития жизни, совокупность мыслящих и осознанно преобразующих действительность индивидуумов и объединений разного уровня. В свою очередь общество составляет много типов взаимопересекающихся систем человек, социальные образования (семья, различные группы, объединения, партии, нации, государства, материальная культура, созданная человеком, которая включает орудия труда и технику. Рассматривая структурность материи, следует также отметить, что ее состояние можно характеризовать сточки зрения прерывности и непрерывности. Материя прерывна, поскольку существует в виде множества отдельных структурных систем. Вместе стем она непрерывна, поскольку пространство между материальными структурными системами не является абсолютной пустотой, а содержит в себе материальные поля гравитационное, электромагнитное, ядерное и др. В связи с этим различают два вида материи вещество и поле. Эти качественно различные виды материи отличаются один от другого прежде всего массой покоя. Частички вещества имеют массу покоя, а электромагнитное и гравитационное поля ее не имеют. Вещество и поле различаются и по закономерностям движения. Изучение разных свойств и особенностей материи, ее форм и видов позволяет говорить о том, что в мире, кроме материи, которая постоянно изменяется, нет более ничего. А если это так, то можно сделать вывод о материальном единстве мира. Вопрос о единстве мира всегда привлекал к себе внимание. Если же учесть то, что рядом с материальными процессами существуют еще и духовные, то он получает особую остроту. Так в чем же тогда состоит их единство Ответ на этот вопрос дают современные материалистическая философия и естествознание. Они утверждают, что единство мира состоит в его материальности. Такой вывод основан на знаниях о всеобщих, универсальных свойствах материи и законах ее движения. В пользу материального единства мира говорят такие важные данные естествознания, как а) закон сохранения и преобразования энергии РАЗДЕЛ 5. Бытие, материя как исходные понятия философии б) периодический закон Менделеева в) эволюционное учение Дарвина г) учение о клетке д) современные научные достижения в области физики квантовой механики, релятивистской физики и пр, биологии законы генетики, явления фотосинтеза, данные о физиологии человека и т. п, космической науки и др. Материальное единство мира раскрывается также благодаря целостному подходу к изучению организма человека, взаимосвязи природы и общества, их развития в целом. Таковыми являются современные взгляды на проблему материи, на ее конкретные типы и виды, на материальное единство мира. Но для научного миропонимания большое значение имеет и правильное решение вопроса о таких атрибутивных свойствах материи, как движение, пространство и время. § 3. Способы и формы существования материи Неотъемлемой частью учения о материи является представление о движении. Его изучает множество наук. Задача любой из них состоит в том, чтобы выяснить закономерности конкретных форм движения. Но движение изучает и философия. В связи с этим возникает вопрос каковы задачи философии в освещении проблемы движения Таких задач несколько. 1. Обобщая все, чего достигли отдельные науки, философия стремится выяснить природу движения. Вопрос о природе движения всегда интересовал мыслителей разных времен. Например, известное выражение Гераклита: Все течет, все изменяется было нечем иным, как попыткой представить все, что есть в мире, находящимся в постоянном движении, изменении. Нов истории философии были случаи, когда философы не признавали движения. Это, например, Парменид, Зенон и др. Известна легенда о том, что один из учеников Зенона, желая опровергнуть своего учителя, начинал ходить передними этим как бы призывал Смотри, учитель, я двигаюсь движение возможно Подобное опровержение не могло убедить Зенона, он считал, что мы воспринимаем движение нашими чувствами, чувства всегда вводят в заблуждение. АС. Пушкин так описал эпизод опровержения в своем стихотворении Движение ЧАСТЬ II. Бытие, сознание, познание Движенья нет, сказал мудрец брадатый. Другой смолчали стал пред ним ходить. Сильнее бы не мог он возразить Хвалили все ответ замысловатый. Но, господа, забавный случай сей Другой примерна память мне приводит Ведь каждый день пред нами солнце ходит, Однако ж прав упрямый Галилей. В период развития такой науки, как механика, подавляющее большинство философов склонялось к мысли, что движение — это простое перемещение в пространстве. Развитие естествознания в конце XVIII — начале XIX в. дало возможность сформировать новые представления о движении, раскрыть его сложный характер, определить само понятие движения. Особое значение для понимания сути движения имели открытие закона сохранения и преобразования энергии, создание эволюционной теории, атак же теории клеточного строения организма. Благодаря философскому осмыслению данных естествознания был сделан вывод, что движение — это любое изменение явления или предмета оно охватывает все процессы, происходящие во Вселенной, начиная от простого перемещения тел и заканчивая мышлением. 2. Философия ставит задачу раскрыть источник движения. Это очень древняя проблема. Ответы на нее часто были далеки от истины. К примеру, метафизики источник движения видели в механических взаимодействиях внешнего порядка. Современный материализм утверждает, что источником всех конкретных форм движения являются внутренние противоречия, свойственные всем объектам, а также внешнее взаимодействие между ними. Движение материи, таким образом, не обусловлено чем-то сверхъестественным, а является самодвижением. Самодвижение — это следствие противоречия между устойчивостью и изменчивостью, сложными простым, старыми новым, прогрессивными регрессивным. Так, механическому движению присуще противоречие между изменчивым состоянием тела в пространстве и времени и связью различных состояний. В развитии живых организмов устойчивость обнаруживается в сохранении наследственных признаков, а изменяемость — в приспособлении организма к новым условиям среды. РАЗДЕЛ 5. Бытие, материя как исходные понятия философии швш Самодвижение присуще всем уровням строения материи — от механического, физического и химического к биологическому и социальному. На химическом, биологическом и более высоких уровнях спонтанность самодвижения находит свое выражение прежде всего в открытых и целостных системах, в которых происходит непросто самодвижение, а саморазвитие, те. самодвижение, которое сопровождается переходом к более высокой степени организации. 3. Философия раскрывает соотношение материи и движения, движения и покоя. Философский материализм утверждает, что движение и материя неразрывны. Мы никогда не наблюдали материальной системы, которая не находилась бы хоть в каком-то движении, а была бы в состоянии абсолютного покоя. Такая неподвижная система не взаимодействовала бы с окружающими предметами и явлениями, не могла бы обнаружить никаких своих свойств, те. она должна быть абсолютно незаметной. Поэтому полностью обоснованным является вывод о том, что движение — это неотъемлемая, атрибутивная характеристика материи, ее всеобщее и необходимое свойство. Материя не существует иначе, чем в движении, поэтому движение является способом существования материи. Оно, равно как и материя, не возникает и не исчезает бесследно, а лишь превращается из одной формы в другую. Еще Декарт (XVIII в) высказал мысль о том, что количество движения в мире постоянно, поскольку движение не возникает из ничего и ни во что не превращается. А Ф. Энгельс развил эту мысль движение постоянно не только в своем количестве, но ив своем качестве. Более позднее естествознание подтвердило высказанные утверждения научными данными, например, открытием закона сохранения и преобразования энергии. Ноне означает ли это, что философский материализм отвергает покой Нет, не означает Он признает существование покоя, но считает его относительным. Покой имеет место относительно тех или иных материальных объектов, а не всей материи. И вдобавок состояние покоя для любого тела является временным, быстротечным оно — лишь один из моментов существования объекта. Движение же неотделимо от всего существования тела в целом. Кроме того, равновесие, покой касается лишь отдельного вида, а не всех видов движения, присущих объекту. Любое тело находится в покое лишь в каком-то определенном отношении, а ЧАСТЬ II. Бытие, сознание, познание Схема 5.5. Классификация форм движения материи в других отношениях оно изменяется. Например, тело, лежащее на земле, находится в покое лишь относительно земной поверхности в самом же теле в это время происходят разнообразные физические, химические и прочие преобразования. 4. Философия рассматривает проблему качественного своеобразия и диалектического единства различных форм движения материи. Движение вообще — это абстракция, которой в действительности реально не существует реальное существование имеют конкретные формы движения, которые находятся в определенном соподчинении, а потому их можно классифицировать. В основу классификации движения положен тезис о том, что качественно разным видам материи соответствуют свои особые формы движения. Исходя из этого тезиса, выделяют следующие формы движения материи (схема 5.5): — механическое — это пространственное перемещение различных тел движение мельчайших частиц, движение больших тел, включая и космические объекты — физическое — охватывает электромагнетизм, гравитацию, теплоту, свет, звук, изменение агрегатного состояния веществ — химическое — включает разные химические реакции, процессы химического синтеза в неорганической и органической природе — биологическое — это разнообразные биологические процессы в живых организмах — социальное — охватывает общественные изменения, атак же процессы мышления. Хотя каждая форма движения является относительно самостоятельной, все они связаны между собой. Более сложная форма движения возникает на основе предшествующих, более простых, является их синтезом, ноне сводится к ним как к простой сумме. Например, биологическая форма движения возникает на основе более простых физико-химических форм движения, включает их в себя как свое условие и является качественно новой формой движения в сравнении с предшествующими. Подобно этому и социальная форма движения — возникновение и развитие человеческого общества — включает в себя биологическую и все предшествующие формы движения как свое условие, ноне сводится к их сумме, а является качественно новой формой движения. Правильное понимание взаимоотношения между формами движения имеет большое значение для научного познания сложных объектов и процессов, которое характеризуется взаимодействием различных форм движения материи. На современном этапе развития науки приведенная выше классификация форм движения требует дополнений и уточнений. Развитие химии, физики, биологии, появление комплексных наук не позволяют говорить о едином понимании многообразия форм движения материи. Поэтому возникают новые классификации. Например, называются информационно-кибер нетическое движение, астрономическое, внутригалактическое движение, межгалактическое движение и т. п. Такими являются основные задачи философии в освещении проблемы движения материи. ЧАСТЬ II. Бытие, сознание, познание Следующей неотъемлемой частью учения о материи является учение о пространстве и времени. Что же такое пространство ив ре м я ' В каком соотношении они находятся с материей В истории философии можно выделить два подхода к решению этих вопросов. Первый принято называть субстанциональной концепцией здесь пространство и время понимаются как особые субстанции, которые существуют рядом с материальной и независимо от нее (Эпикур, Декарт, Ньютон Например, Ньютон считал, что есть абсолютное пространство, независимое от небесных тел, те. пустота. Вместе с абсолютным пространством существует абсолютное время. Такое понимание пространства и времени появилось в XVII в. и доминировало кв. Вторую концепцию называют реляционной Ее приверженцы Аристотель, Лейбниц, Гегель) считали, что пространство и время — не особые субстанционные сущности, а формы существования материальных объектов. Реляционная концепция в философском плане была воспринята и развита диалектическим материализмом, а в естественнонаучном плане — релятивистской физикой ив наше время наиболее полно отвечает уровню развития естествознания. В соответствии с реляционной концепцией пространство и время являются общими принципами организации любого объекта действительности. Дополняя друг друга, пространство и время функционируют как универсальные формы организации всего разнообразия бесконечного мира. Каждое материальное тело имеет объемные характеристики длину, ширину, высоту. Оно сосуществует также с окружающими его другими телами, занимает свое место в определенной, более глобальной системе. Само сосуществование и местонахождение предмета отображаются в понятии пространство. Итак пространство — это форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах. Однако в действительности каждое материальное образование является процессом, в нем происходят определенные изменения кроме того, одно явление приходит на смену другому Для характеристики именно этого аспекта материи в философии выработано понятие времени Время — это форма бытия материи, которая характеризует продолжительность существования, последовательность изменения состояний в развитии всех материальных систем Итак, время отображает процессуальность бытия. РАЗДЕЛ 5. Бытие, материя как исходные понятия философ Пространство и время имеют как общие, таки отличительные свойства К общим принадлежат объективность (независимость от сознания человека, всеобщность (нет и не может быть ни одного явления, которое существует или существовало бы вне пространства и времени вечность, бесконечность и относительность зависимость от скорости. Тем не менее при всей своей общности пространство и время имеют и отличительные свойства. Например, пространство характеризуется трехмерностью, время является одномерным пространство обратимо, а время проявляет себя как необратимое пространство равнозначно во всех направлениях, а время однонаправлено, те направлено от прошлого к будущему через настоящее. Время и пространство неотделимы от материи и одно от другого. Это хорошо иллюстрируется на примере теории относительности в современной физике. Пространственно-временные характеристики материальных объектов имеют четыре измерения три из них — пространственные, одновременное. В математических абстракциях существует и многомерное пространство. Тем не менее Вселенная состоит из большого количества миров, ив них могут быть качественно отличные формы движения материи, пространства и времени. Вместе стем в этих мирах могут отсутствовать условия для существования известных нам форм движения материи и связанных сними пространствен но-временных признаков. Пространство и время как объективные формы существования материи, подобно материи, не могут быть созданы или уничтожены. И потому мы говорим о том, что движущаяся материя вечна в пространстве и во времени, а мир, в котором мы живем, есть нечто иное, как материя, которая движется, вечна во времени и пространстве. ВЫВОДЫ 1. В самом широком смысле бытие является наиболее общим понятием обо всем, что существует, те. обо всем, что есть. Оно охватывает все существующее в бесконечном богатстве конкретных проявлений, иначе говоря, является онтологическим понятием. Бытие в этом понимании имеет свою реальную структуру. В наиболее широком проявлении оно подразделяется на объективную реальность, которая отражается категорией материя, и субъективную реальность — которая отражается категорией сознание. ЧАСТЬ П. Бытие, сознание, познание 2. В истории философии и естествознании развивались два аспекта, две точки зрения на понимание материи философский и естественнонаучный. Естественнонаучный аспект включает знания о физическом, структурном строении материи. Философский аспект — это взгляд на материю как сущность — субстанцию, лежащую в основе внутреннего единства всего разнообразия явлений и предметов. 3. В основу современного материалистического понимания движения положены три основных положения. В соответствии с первым движение является неотъемлемым, необходимыми существенным свойством, способом существования материи. В соответствии со вторым положением движение определяется как любое изменение, изменение вообще. В соответствии с третьим — подчеркивается, что движение представляет собой противоречия, а его источником, внутренним импульсом является взаимодействие противоположностей. 4. Пространство и время — это философские категории, отображающие основные формы существования материи. Про странственно-временные характеристики имеет любое явление бытия мира. Если пространство является наиболее общей формой постоянства, сохранения содержания объективной реальности, то время — это форма его развития, внутренняя мера его существования и самоуничтожения. Контрольные вопросы 1. Что такое онтология 2. Когда и почему в философии появилась проблема бытия 3. Какие философские концепции бытия вам известны 4. В чем состоит жизненный и философский смысл проблемы бытия 5. Какова судьба проблемы бытия в философии XX в 6. Какие формы имеет человеческое бытие 7. Что такое субстанция 8. Можно ли считать, что материя — это то, из чего состоят все вещи 9. Раскройте философское содержание понятий материя, пространство, время, движение. РАЗДЕЛ 5. Бытие, материя как исходные понятия философии 10. Почему прогрессивные, революционные научные открытия могут привести к кризису в науке 11. Почему движение — это неотъемлемое свойство материи 12. Можно ли считать движением наши мысли 13. Что такое энергетизм 14. Что такое пространство 15. Какие общие и отличительные свойства пространства и времени вам известны РЕКОМЕНДОВАННАЯ АИТЕРАТУРА 1. |