Данильян_Тараненко_Философия. Учебник москва эксмо 2005
Скачать 7.94 Mb.
|
го (1811—1848), ныне известные под общим названием Россия до Петра Великого. В западничестве можно выделить два направления. К первому примыкали В.Г. Белинский, АИ. Герцен (1812—1870), Н.П. Ога рев (1813-1877), Д.И. Писарев (1840-1868) и др. Нацеленность на социальные преобразования снискала этому направлению репутацию левого крыла. Правое крыло западников было, хотя и многочисленным, но зато и более умеренным, либеральным. Возглавлял движение профессор Московского университета Тимофей Николаевич Грановский (1813—1855). Вокруг него объединялись К.Д. Кавелин (1818-1885), В.П. Боткин (ок. 1811-1869), П.В. Анненков (1813—1887) и др. Западники активно выступали за европеизацию страны, за решительную ликвидацию феодально-крепостнических отношений и развитие общества по капиталистическому пути. В этом смысле они являлись как бы агентами Запада в русской культуре. Идеалами западников были гуманистические учения эпохи Возрождения и французского Просвещения, передовые идеи в творчестве Г. Гегеля и Л. Фейербаха. Они очень высоко оценива- РАЗДЕЛ 4, Русская философия традиции и особенности ли деятельность Петра Великого, считая его реформы прогрессивными. Представители западничества не отличались религиозностью, в философских и историософских построениях придерживались идей секуляризма. В центр мироздания они ставили индивидуальность, живое человеческое Я. История для них была синонимом прогресса, конечная цель которого — создание общества, способного обеспечить личности условия полной свободы, благосостояния и гармоничного развития. Движущей силой истории, по их мнению, являются не народные массы, а рационально мыслящие индивиды. Общественный прогресс будет наступать по мере гуманизации индивидуального сознания и всей системы общественных отношений. Для философии западников весьма характерно просветительство. Так, славянофильскому идеалу соборности западники противопоставляли веру в творческие возможности просвещенного разума, способного обуздать силы природы и истории. В целом западничество являлось российским вариантом европейского либерализма, а славянофильство — российским вариантом общеевропейского романтического консерватизма, резко ипритом справедливо критикующего европейскую философию за обоснование рационализма, индивидуализма и утилитаризма. При этом и славянофилы, и западники — патриоты, озабоченные путями и судьбами общественного развития, поэтому их нельзя представлять как враждебные партии. С них, — писал АИ. Герцен о славянофилах в Былом и думах, — начинается перелом русской мысли. Дамы были противниками их, но очень странными у нас была одна любовь...И мы, как Янус, смотрели в разные стороны, в то время как сердце билось одно. Теоретические споры между славянофилами и западниками были сняты народничеством Эта идеология и движение разночинной интеллигенции, объективно отражавшие антифеодальные интересы крестьянства. Соединяя радикальную буржуаз но-демократическую программу с идеями утопического социализма, народничество выступало одновременно и против пережитков крепостничества, и против буржуазного развития страны. Главными идеологами народничества были Петр Лаврович Лавров (1823—1900), Михаил Александрович Бакунин (1814—1876) и Петр Никитович Ткачев (1844-1885). По способу, каким народники на ЧАСТЬ I. Сущность философии и этапы ее развития § 3. Российская философия второй половины XIX—XX вв. Духовная культура России второй половины XIX—XX вв. обогатилась значительным количеством разнообразных философских направлений. В этот период сформировалась отечественная социология которая была представлена такими философами, как ПЛ. Лавров (1823—1900), Н.К. Михайловский (1842—1904), ПА. Сорокин (1889-1968). Петр Лаврович Лавров — один из первых в России последователей позитивизма. Он был сторонником практической философии. Человек, по его мнению, имеет право на собственный, субъективный нравственный идеал ив своих поступках он нравственно обязан следовать этому идеалу. Лаврову принадлежит идея критически мыслящей личности которая оказала сильное влияние на умы современников. В своем сочинении Историческое письмо Лавров развивает мысль об уплате долга народу и призывает к служению народу. Пропагандируемый им аграрный социализм носит ярко выраженный этический характер. Николай Константинович Михайловский — один из создателей субъективной социологии, основанной на производном от пози- мерены были достигнуть своей цели, их можно разделить натри направления народники-пропагандисты во главе с Лавровым на родники-анархисты, лидером которых был Бакунин, и народни ки-заговорщики, возглавляемые Ткачевым. Первые основным средством подготовки широких масс к социальной революции признавали пропаганду революционных идей среди народа. Вторые считали, что народ уже готов к революции и его необходимо поднимать на повсеместные бунты и восстания. Третьи все надежды возлагали на узкую заговорщическую организацию, которая должна совершить переворот, захватить власть в свои руки для того, чтобы освободить народ оттирании царей, помещиков и капиталистов и провести социальные преобразования в стране. В середине х годов XIX столетия народничество в силу ряда объективных причин распалось. Тем не менее влияние мировоззрения народников долгое время сказывалось на обществен но-политической жизни России. тивистских идей так называемом субъективном методе. В центре учения Михайловского лежит идея личности, индивидуальности, развитие которой является мерилом прогресса. Идеал Михайлов ского — всестороннее развитие, разнородность личности. Однако история до сих пор шла скорее по линии разнородности общества, его дифференциации и разделения труда, что приводило к однородности личности, неделимой по своему смыслу, к превращению ее в простой придаток общества и, следовательно, к возникновению антагонистического конфликта между личностью и обществом. Значительный вклад в социологию внес Питирим Александрович Сорокин — профессор Петроградского университета, который в 1922 г. был вынужден эмигрировать в США, заслуженный профессор Гарвардского университета. Обратимся лишь к одной из проблем, разработанных великим ученым. В книге Социальная мобильность П.А.Сорокин рассматривал понятия горизонтальной и вертикальной мобильности. Горизонтальная мобильность — фактическое перемещение в физическом пространстве, миграция. Вертикальная мобильность — изменение социального статуса, движение вверх и вниз по социальной лестнице. В разных типах общества это движение различно по виду и скорости. В каждом обществе существуют так называемые лифты, посредством которых осуществляется это движение. Классическими примерами таковых являются армия, школа, бюрократия, профессиональные и богословские организации. Они также необходимы социальному организму, как и органы контроля кровотока в сложном биологическом теле. Соро кин пришел к выводу, что мобильность способствует развитию умственной гибкости и разносторонности интеллекта вообще, нов свою очередь порождает скептицизм, цинизм, приводит к патологической изоляции, моральному падению. В XIX в. в России получила развитие философия персонализма от лат persona — личность. Одним из первых ее распространителей был профессор Киевского университета Алексей Александрович Козлов (1831—1900). В центре его философии находится понятие личности. Но это нереальная человеческая личность, а некая духовная субстанция, наделенная активностью, обладающая волей, самосознанием. Мир, по Козлову, — бесконечное множество духовных субстанций, непосредственно связанных с ЧАСТЬ I. Сущность философии и этапы ее развития центральной субстанцией — Богом. Последователями А.А.Козлова были СЛ. Асколъдов (1871-1945), Л.М. Лопатин (1855-1920) и др. Религиозный персонализм дополняется учением об интуитивизме Разрабатывал его Николай Онуфриевич Лосский (1870— 1965). Главная задача философии, по Лосскому, — построить теорию о мире как едином целом на основе прежде всего религиозного опыта. Центральный элемент мира — мистически понимаемая личность как сверхвременной субъект творчества. Познание начинается тогда, когда на объекты направляется серия «ин- тенциональных» (целевых) актов — осознание, внимание и т.д.; в зависимости от характера объекта он познается посредством различных видов интуиции интеллектуальной, чувственной или мистической. Основные черты русской философии, по Лосско му, — ее этический характер, религиозная реалистичность, синтетичность. Философия интуитивистского персонализма развивалась ив творчестве таких философов, как В.А. Кожевников (1850—1917), СЛ. Франк (1877-1950), Д.В. Болдырев (1885-1920), А.Ф. Лосев (1893—1988). Особую активность в этом плане проявлял Алексей Федорович Лосев. Его философия — это мир жизни, мудрости, простоты, эстетического изящества и необычайной филологической учености. Лосев всесторонне исследовал диалектический метод, основой которого считал логику противоречия, антино мий. Диалектика есть единственный метод, способный охватить живую действительность. Более того, диалектика есть просто ритм самой действительности. Только такой конкретный метод, как диалектика, и может быть методом подлинно философским, потому что сам соткан из противоречия, как и реальная жизнь. А.Ф. Лосев с позиции диалектики глубоко проанализировал миф как личностную форму бытия, показал, что диалектика мифа невозможна без социологии мифа. Он осмыслил логическую и феноменологическую структуру мифа, определил основные социальные типы мифологии. В итоге философ приходит к выводу о том, что мифологическое сознание — явление культуры, в слоях которой оно играет всеобъемлющую роль. Миф находится в самой гуще исторического процесса. А.Ф. Лосевым было издано около 500 работ, в том числе около 30 монографий. Самый значительный труд — восьмитомная История античной эстетики за которую он заслуженно полу РАЗДЕЛ 4. Русская философия традиции и особенности чил Государственную премию. Лосеву удалось создать весьма своеобразную философскую систему, достоинства которой изучены пока недостаточно. Заметное место в русском интуитивистском персонализме занимает творчество Семена Людвиговича Франка В своих работах Духовные основы общества, Снами Бог) философ обосновывает тезис о том, что все мы пребываем в бытии и постигаем его через переживание, те. непосредственно. Что касается русского мировоззрения, то оно основано исключительно на интуиции. Русский человек постигает окружающий мир всем своим духом, целостно. Систематическое понятийное мышление есть для него нечто второстепенное, уступающее силе интуиции. Франк подчеркивал, что философствование органично присуще русской художественной литературе, и это тоже отвечает специфике национального мышления. Литература в России — это преимущественно религиозно-эмоциональное восприятие и толкование жизни, свободное проникновение в бытие людей. Философ отмечал, что соборность выступает в обществе как объединяющее начало духовного характера. Общество — это единое духовное целое. В революциях же всегда преобладают смута и разрушение, и поэтому они не могут быть оправданы как метод усовершенствования общественной жизни. Целью жизни всех людей должно быть осуществление ими той полноты, гармонии и свободы, которые заложены в Боге. Философская мысль XIX в. включает в себя также и такое явление, как русский космизм. Он интересен тем, что в сочинениях ряда философов, ученых, мыслителей были глубоко проанализированы проблемы единства человека и космоса, космической природы человека и космического масштаба человеческой деятельности. В русском космизме, в свою очередь, представлены две тенденции. Одна — это космизм либо с примесью фантастики, либо опирающийся на теологию. Ярким представителем этой тенденции является Николай Федорович Федоров (1828—1903). В его известном труде Философия общего дела прослеживается связь человеческой жизни с жизнью космической. Он обосновывал связь между жизнью и разумом, человеком и космосом. Стремился восстановить утраченное понимание целостности бытия. Другая тенденция в русском космизме была тесно связана с прогрессом естествознания и развита естествоиспытателями. Наиболее полно она воплотилась в учении Владимира Ивановича Вернадского (1863—1945) о роли биосферы, и особенно ноосферы в истории Земли и Вселенной. В своем мировоззрении Вернадский стремился к органическому синтезу естествознания и обществознания. Он является одним из создателей антропокосмизма — мировоззренческой системы, представляющей в единстве природную (космическую) и человеческую (социально-гуманитар ную) стороны объективной реальности. В работе Живое вещество, Пространство и время в неживой и живой природе он сделал ряд серьезных обобщений, охватывающих ближний и дальний космос, земную кору, биосферу, жизнь человека и человечество. Именно Вернадский вводит в научный оборот понятие живое вещество, понимая под этим совокупность всех живых организмов Земли. Русский космизм представлен также творчеством Константина Эдуардовича Циолковского (1857—1935). В центре его интересов — проблемы смысла космоса в целом, места человека в космосе, конечности или бесконечности человеческого существования. Он провозглашал космический пантеизм, признавая наличие во Вселенной одной субстанции, единственной силы — материи в ее бесконечном разнообразии. В труде Будущее Земли и человечества он отмечал, что смерть человека есть лишь разрушение тела, сознания и памяти составляющие человека атомы бессмертны как элементарные живые существа, поэтому они, путешествуя в космосе, будут входить в состав других жизненных форм. Вселенная — единое материальное тело, по которому бесконечно путешествуют атомы — первобытные граждане, покинувшие распавшиеся смертные тела. Истинная жизнь для них начнется в мозгу высших, бессмертных существ космоса. Мыслитель первым увидел в космосе не только беспредельную физическую среду, вместилище материи и энергии, аи потенциально пригодное поприще для будущего творчества землян. Еще один замечательный русский ученый Александр Леонидович Чижевский (1897—1964) создал концепцию взаимодействия космоса и исторического развития на Земле, установил зависимость между циклами солнечной активности и явлениями биосферы Земли. Жизнь, — утверждал он, — явление более космическое, нежели земное. В работе Земное эхо солнечных бурь Чижевский связал некоторые формы жизнедеятельности и поведение людей с циклами солнечной активности ив частности, РАЗДЕЛ 4, Русская философия традиции и особенности Схема 4.5. Русская религиозная философия смертность и рождаемость на Земле, количество преступлений и несчастных случаев, распространение эпидемий. Работы Чижевского получили мировое признание. В мае 1939 гон был избран почетным президентом Международного конгресса по биологической физике и космической биологии. Тогда же его выдвинули на соискание Нобелевской премии как Леонардо да Винчи двадцатого века. Особое место в истории русской духовности занимает религиозная философия второй половины XIX и начала XX вв. (схема 4.5). В силу своеобразия, богатства своего содержания и значения она заслуживает отдельного рассмотрения. Основы русской религиозной философии заложил Владимир Сергеевич Соловьев (1853—1900) — выдающийся, истинно гениальный мыслитель России, поражающий многогранностью своих интересов. В его жилах билась кровь проповедника, публициста, оратора, литературного критика поэта, человека, преданного изысканным духовным интересам. ЧАСТЬ I. Сущность философии и этапы ее развития Первое представление о философской системе B.C. Соловье ва можно составить по его основным трудам Оправдание добра (1897); Теоретическая философия (1899); Три разговора (1900); Жизненная драма Платона (1898); Чтение о Богочело- вечестве» (1899); Смысл любви (1894). В этих работах B.C. Соловьев попытался создать целостную мировоззренческую систему, которая связала бы воедино вопросы религиозной и социальной жизни человека. Основой такого мировоззрения, по замыслу философа, должно стать христианство. Исходной и основной во всей философии B.C. Соловьева является идея положительного всеединства и мировой гармонии. Сущее содержит в себе, во-первых, благо как проявление воли, во-вторых, истину как проявление разума, в-третьих, красоту как проявление чувства. Из этого вытекает принцип Абсолютное осуществляет благо через истину в красоте. Эти три начала — благо, истина и красота — составляют нерасторжимое единство, предполагающее любовь, — силу, подрывающую корни эгоизма, всякой отдаленности. В представлении Соловьева мир иерархичен, в нем низшее и высшее органически взаимосвязаны. Он пронизан высшим божественным началом и предстает наделе как творение Божье, единство истины, добра и красоты. Бог — это некий космический разум, организующая сила мира. Однако, будучи создан своим Творцом, мир тем не менее не завершен, не застыл в своем движении. Он динамичен и непрерывно развивается, неся в себе активное внутреннее начало, или мировую душу. Эта душа представляет собой особого рода творящую энергию, она является носителем идей и принципа всеединства. Мировая душа познается двумя основными способами — научным знанием и религиозной верой. В обществе единство всех людей представлено в виде православной церкви. Она не только сближает людей, но и, преодолевая эгоизм и вражду между ними, активно способствует образованию царства Божьего на Земле, понимаемого как действительный нравственный порядок. Залогом установления такого всеединства является объединение католической и православной церквей. Идеи соловьевского всеединства развивали СИ. Трубецкой (1862—1905) и Е.Н. Трубецкой ( 1 8 6 3 - 1 9 2 0 ) , ПЛ. Флоренский ( 1 8 8 2 - 1 9 3 7 ) , СИ. Булгаков (1871-1944), Л.П. Карсавин РАЗДЕЛ 4. Русская философия традиции и особенности (1882-1952), СЛ. Франк (1877-1950). Крупными представителями этого направления являются также писатель Д. С. Мережков ский (1874—1948), богоискатель-«веховец» |