Главная страница

Данильян_Тараненко_Философия. Учебник москва эксмо 2005


Скачать 7.94 Mb.
НазваниеУчебник москва эксмо 2005
АнкорДанильян_Тараненко_Философия.pdf
Дата20.09.2017
Размер7.94 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаДанильян_Тараненко_Философия.pdf
ТипУчебник
#8855
страница7 из 33
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   33
§ 3. Позитивистская тенденция в современной мировой философии Ответом на реальные проблемы науки, обусловленные бурным ее развитием в XX встало возникновение такого направления в философии, как позитивизм (схема 3.4). Основные идеи позитивизма были сформулированы французским философом Огю-
сшом Коптом (J798—1857). Вся предшествующая традиционная философия (материализм и идеализм, по мнению Конта, с ее абстракциями (материя, духи при претензиями на самостоятельное исследование реальности не имеет права на существование. Всезнания о мире могут быть почерпнуты только из конкретных положительных наук (отсюда и название, которые опираются на непосредственный опыт человека. Конт допускал существование синтеза научного знания, за которым можно сохранить старое название философия. Предметом такой философии должно быть формирование и систематизация специаль­
но-научного знания. Подобные идеи развивали английские философы Дж. Стюарт

МЫЛЛЬ
(1806—1873), Герберт Спенсер
(1820-1903).
РАЗДЕЛ 3. Современная мировая философия Во второй половине XIX в. начался этап так называемого второго позитивизма, или эмпириокритицизма. Его творцами были профессор физики Венского университета Эрнст Max
(1838—1916) и швейцарский философ Рихард Авенариус
(1843—1896). В отличие от первого позитивизма, который рассматривал философию как синтезирующую науку, эмпириокритицизм сводил ее к теории познания и стремился построить теоретическую модель процесса познания. В центре этой философии стоит идеалистически истолкованное понятие опыта. Опыт рассматривается не как отражение объективного мира, а как внутренний мир сознания, человеческих переживаний, возникающих независимо от влияния внешнего мира, — как поток ощущений, очищенных от субстанции причинности и совершенно независимых от объективной реальности. Эмпириокритицизм стремился доказать, будто реально существуют лишь ощущения, а все иное — их комплексы. Для второго позитивизма пространство и время, закономерность суть субъективные формы упорядочения ощущений, полностью лишенные какого бы тони было объективного содержания. Субъект и объект эмпириокритицизмом определяются как элементы самого сознания. Он отрицает достоверность человеческих знаний, способность науки познавать объективную истину. Пределом науки становится чистое описание фактов чувственного восприятия, к которым приспосабливается мысль. Вначале в. возник и получил распространение новый вариант позитивистской философии — третий позитивизм, или неопозитивизм Это течение, в которое вошли различные логи­
ко-философские школы. Среди них логический позитивизм, логический негативизм, семантический позитивизм (логический анализ) и др. Рассмотрим их основные особенности.
1. Логический позитивизм (логический эмпиризм Был создан в
1922 г. Его представителями являются австрийский философ Мо-

риц Шлик (1882—1936), американский философ и логик Рудольф
Карнап (1891 — 1970), немецкий философ Ханс Рейхенбах (1891 —
1953), австрийский философ Людвиг Витгенштейн (1889—1951). Развивалось это течение в русле главной идейно-теоретиче­
ской направленности первых двух этапов позитивизма. Здесь тоже отрицается право философии быть самостоятельным учением, отвергаются и материализм, и идеализм. Но есть и отличие от позитивизма. Так, логический позитивизм сосредоточил внимание
ЧАСТЬ I, Сущность философии и этапы ее развития не на систематизации специально-научных знаний в философии, как это делал классический позитивизм XIX в, а на анализе языковых форм знания. Философия не является теорией, это аналитическая деятельность по прояснению языка и устранению неточностей в обозначениях, которые порождают метафизические предложения. Философ не столько дает знание, сколько занимается терапевтической деятельностью, устраняет мнимое знание. Очищению философии, по мнению неопозитивистов, служит разработанная ими процедура верификации (от лат.
verificare — подтверждать истину. Суть ее состоит в том, что каждое утверждение необходимо сопоставлять с фактами. Если при этом обнаружится принципиальная невозможность сопоставления какого-либо утверждения с фактическими данными, то его следует считать лишенным смысла «псевдоутверждением». Таким образом, функция философии — объяснение деятельности человека в языковом мире. Принцип верификации прежде всего был направлен против мировоззренческих основ философии. Однако изъятие мировоззренческих вопросов из философии и научного знания не оправдало надежд. Классические метафизические проблемы были важны не только для осмысления человеческой жизнедеятельности, природы человека, но и для рассмотрения гносеологических вопросов. Кроме того, оказалось невозможным формализовать язык науки до конца. Ведь в структуре научных теорий существуют метафизические высказывания, которые нельзя проверить. Все это послужило причиной краха принципа верификации.
2. Логический негативизм — вторая разновидность неопозитивизма. Главная его особенность состоит в переходе от принципа верификации к принципу фальсификации Основной представитель — английский философ и социолог Карл Поппер (1902—1994). Вот некоторые положения логического негативизма
— если чувственные факты опыта совпадают с утверждениями (выражениями) теории, то последние являются истинными
— если чувственные факты опыта противоречат утверждениям (выражениям) теории, то последние ошибочны. В этих положениях заложены позиции верификации, которые логический позитивизм не отрицает, но к ним прибавляет третью позицию
— если чувственные факты опыта, подтверждающие или отрицающие данные утверждения, отсутствуют, то такие утверждения следует считать не истинными и не ошибочными, а оправ
РАЗДЕЛ 3. Современная мировая философия данными. Это — позиция принципа фальсификации. Фальсификация (от лат falsificare — совершать ошибки) — это признание отсутствия фактов чувственного опыта, которые бы опровергали это утверждение при оправдании данного утверждения, те. лишении его как истинности, таки ошибочности. Отсутствие данных того или иного чувственного опыта еще не является ни доказательством, ни опровержением утверждения, выражения, теории
заключительным выводом принципа фальсификации, который предоставляет право суждению быть только оправданным, является указание на возможность появления фактов чувственного опыта, которые смогут данное утверждение или подтвердить, или опровергнуть — предоставить статус истинного или ошибочного. Оправданное утверждение как исполняющее обязанности истинного может быть научным термином, но только временно, до появления факта, который сможет или поднять его на высший уровень (до истины) или опустить на низший уровень (до ошибки.
3. Семантический позитивизм или лингвистический анализ — третья разновидность неопозитивизма. Его основными представителями были Бертран Рассел (1872—1970), Людвиг Витген­
штейн (1889—1951), Альфред Тарский (1902—1984). Это течение отказалось от жестких логических требований, считая, что объектом анализа может выступать естественный язык. Традиционные философские проблемы, по их мнению, могут быть представлены в виде дилемм, которые решаются путем лингвистического анализа и уточнения значений слов. В этом состоит суть данного философского течения. Несмотря на противоречивость взглядов представителей лингвистического анализа, основную задачу этой философии можно сформулировать так разработка семантической теории значения языковых выражений, которая является одновременно теорией понимания. Это течение оказало значительное влияние на современную логику и лингвистику.
4. Параллельно с семантическим позитивизмом в е годы XX в. возник критический рационализм Карла Поппера, в работах которого в ряде вопросов проявился отход от ортодоксального неопозитивизма опираясь на его идеи, возник постпозити­
визм, основными представителями которого были Имре Лакатос
(1922-1974), Томас Кун (1922-1996), Поль Фейерабенд ( 1 9 2 4 -
1994) и др. Главным положением постпозитивизма стало утвер-
ЧАСТЬ I. Сущность философии и этапы ее развития
ждение об определяющей роли науки в жизни общества. Оно объединяется со стремлением отделить науку как особую сферу рациональности от псевдонауки, в первую очередь от метафизики и идеологии. Представители этого направления пересмотрели исходные принципы неопозитивизма относительно методологии научного познания, радикально переосмыслили сам предмет изучения — им стали не отдельные высказывания, а наука как целостная, динамичная развивающаяся система. Поскольку научное знание является целостным по своей природе, его нельзя разбить на отдельные высказывания или независимые друг от друга уровни эмпирический и теоретический. Одной из форм позитивизма является методологическое направление, получившее название структурализма Он возник в европейской философии в середине XX в. и объединил ряд школ в социогуманитарном познании, связанных с выявлением структуры, те. совокупности отношений между элементами целого, сохраняющими свое постоянство входе разнообразных преобразований и изменений. В таком виде понятие структуры характеризует непросто устойчивый костяк какого-либо объекта, а совокупность правил, по которым из одного объекта можно получить второй, третий итак далее путем перестановки его элементов и некоторых симметричных превращений. Выявление структурных закономерностей отдельных объектов достигается путем выведения отличий между этими объектами как превращений друг в друга конкретных вариантов единого абстрактного инварианта. Главные представители структурализма — французский антропологи философ Клод Леей- Стросс (р. в 1908), философ и историк культуры Мишель Фуко (1926—1984), психоаналитик Жан
Лакан (1901—1981), литературовед Роман Барт (1915—1980), один из основателей философского направления постмодернизма Жак Деррида (р. в 1930). Основным источником разработки методологии философского структурализма была книга выдающегося швейцарского языковеда Фердинанда де Соссюра (1857—
1913) Курс общей лингвистики (издан в 1916 г. Именно де Сос- сюру принадлежит идея создания общей науки о знаках, которую он назвал семиологией. Философ считал, что язык является лишь частным случаем, который описывается теорией знаков. Такая позиция де Соссюра предполагала возможность использо-
РАЗДЕЛ 3, Современная мировая философия
вания методов структурной лингвистики вовремя исследования других знаковых систем. Именно эти особенности структурной методологии учел Клод
Леви-Стросс при исследовании семейно-родственных отношений, ритуалов, мифов, культурной и ментальной жизни первобытных племен. Мишель Фуко перенес средства структурного анализа в сферу истории идей. В своей наиболее известной работе Слова и вещи Фуко на примере трех наук — языковедения, биологии и политической экономии — рассмотрел изменения структур, которые лежат в основе знания на протяжении трех периодов истории европейской культуры Ренессанса, классики и современности. Роллан Барт использовал положения структурного анализа для осознания европейских социальных явлений. Любой из структуралистов стремился обнаружить бинарные оппозиции (природа — культура, животное — растительное, вареное — сырое и т. п, лежащие в основе глубинных структур человеческого разума, определить универсальную структуру человеческого бытия. Структурализм основан на убеждении в существовании единства всего сущего, универсальности его принципов. Говоря о структурализме, следует показать его положительные моменты и значение для науки. Это, во-первых, тщательная разработка механизмов коммуникаций во-вторых, опора на многомерность культурных образований. Тем не менее структурализм отказывается от активности субъекта как носителя культуры, недооценивает индивидуальность, абсолютизирует знако- во-языковую систему. Структурализм требует синтеза с другими науками.
§ 4. Современная религиозная философия Философские направления религиозной ориентации на Западе возникли в основном в русле христианского религиозно-тео­
логического комплекса или в непосредственной связи с ним. Наиболее концептуально устойчивыми и идеологически влиятельными в западном мире являются неотомизм, тейярдизм и персонализм.
Неотомизм — официальное философское учение католической церкви. Среди известнейших представителей неотомизма — бывший посол Франции в Ватикане Жак Маритен (1882—1973),
ЧАСТЬ I. Сущность философии и этапы ее развития Схема 3.5. Философия неотомизма французский академик Этьен Анри Жильсон (1884—1978), Густав
Веттер (1911), а также Король Войтыла (нынешний Папа Иоанн Павел II), который написал книгу Действующая личность. В отличие от всех других философских направлений Запада не­
отомизму присущ традиционализм, те. догматическая стабильность идей и теоретических постулатов он сознательно сопротивляется тенденциям обновления и не без гордости провозглашает себя философией, которая сохраняется в веках. Философии неотомизма присущи такие характерные особенности схема 3.5):
РАЗДЕЛ 3. Современная мировая философия
1. Идейным источником неотомизма является учение фило­
софа-схоластика XIII в. Фомы Аквинского. По-латыни имя Фома произносится как Томас, поэтому его учение — христианизированный аристотелизм — получило название «томизм». Современный томизм — это неотомизм. Он был возрожден энцикликой папы Льва XIII в 1879 г. В наше время разработкой и пропагандой неотомизма занимаются Академия св. Фомы в Ватикане, католический институт в Париже, Пуллахский институт близ Мюнхена, институт Нотр-Дам в США и др. Издаются журналы «Томист» и Божественный Фома.
2. Предмет философии неотомизма — бытие Бога. Эта религиозная философия противопоставила абсолютное, сверхъестественное бытие и бытие конкретных вещей. Бытие само по себе — это чистое бытие (Бог. Неотомизм провозгласил существование аналогии между Богом и его творением Творец противопоставлен миру, но его творение позволяет судить о нем. Бытие Бога доказывается на основании созданных им вещей. В основе теории бытия лежит идея креационизма (от лат creatio — создание, творение) — идея о возникновении органического и неорганического миров вследствие акта Божественного творения. Отсюда следует, что материя не вечна, она вторична. Вопрос о том, что есть бытие, решается таким образом быть — значит быть созданным Богом, быть — значит пребывать в Боге.
3. Центральным принципом неотомизма является принцип гармонии веры и разума. Он направленна то, чтобы примирить догматические основы христианской веры с требованиями мыслящего разума, согласовать недоказуемые положения религии с помощью рационально-логической силы знания и тем самым оправдать христианство перед лицом возрастающего авторитета науки и образования. Ведь вера без разума, уверяли неотомисты, превращается в слепое поклонение, суеверие (фидеизма разум без веры впадает в гордыню заносчивости (атеизм, скептицизм, научный рационализм. Однако вместо обещанной гармонии веры и ума неотомисты предложили вариант- подчинения разума вере, так как пропорция, в которой они соединяются, продиктована соображениями католического вероучения.
4. Цель философии неотомизма — рациональное обоснование бытия Бога. Все это было сделано еще Фомой Аквинским в
ЧАСТЬ 1. Сущность философии и этапы ее развития работах Сумма теологии и Сумма против язычников. В них содержатся пять обоснований бытия Бога а) если брать движение во всей его полноте, а не только как механическое движение, невозможно не прийти к признанию
«перводвигателя», те. Бога б) если все в мире имеет свою причину, то должна быть первопричина — Бог в) бесчисленное множество возможностей и случайностей в мире должно руководиться необходимой причиной, те. Богом г) для измерения степеней совершенства (красоты, блага, истинности) всего, что есть в мире, должно существовать мерило всех совершенств, те. Бог д) все существующее в мире имеет какую-то меру целесообразности, а значит, должна существовать первоначальная и главная цель — Бог. С целью убедить в истинности религиозных догматов неото­
мисты овладели современной научной терминологией, активно оперировали ею. Говоря о создании мира, они уверяли, что впер вый день творения Бог имел ввиду взаимопревращения позитро­
нов-электронов в потоки фотонов. Не отрицали неотомисты и эволюционную теорию Ч. Дарвина. В современной религиозной философии значительное место занимает тейярдизм.
Основатель его Пьер Temp де Шарден
(1881—1955) — выдающийся французский палеонтологи антрополог. За религиозное инакомыслие, вольное обращение с каноническим текстом Святого писания он был выслан из Франции и лишен права читать лекции, публиковать философско-теологи- ческие произведения. Но после смерти Тейяра, с х годов XX в, его взгляды широко использовались в модернистских концепциях различной ориентации. В своих работах Гимн Вселенной, Феномен человека Тей- ярде Шарден постарался согласовать религиозное мировоззрение с достижениями современной науки. Он считал, что современная наука существенным образом скорректировала средневековую конструкцию мироздания, доказала, что мир находится в постоянном движении и развитии. Поэтому необходимо коренным образом переосмыслить христианское миропонимание. Центральным методологическим принципом современного мышления французский теолог провозгласил эволюционизм Отказав
РАЗДЕЛ 3,
Современная мировая философия
nsss(v
,
шись от ветхозаветного мифа об одноактном сотворении Богом мира, Тейяр де Шарден выдвинул свою теорию космогенеза, где основными в развитии Вселенной выступают такие три этапа
«преджизнь» (физическая оболочка, жизнь (органическая оболочка) и мышление (схема 3.6). На этапе мышления появляется человек, который концентрирует в себе психическую энергию, создает ноосферу, персонализирует мир. Такая деятельность в итоге ведет к формированию «сверхжизни». На этом уровне возникает высшая форма развития мира — духовная оболочка. Руководят космическим процессом неестественные законы, изучаемые наукой, а сверхкосмический Бог, которого Тейяр де Шарден называл точкой Омега. В точке Омега подытоживается и накапливается в совершенстве и целостности большое количество сознания, которое постепенно превращается на Земле в нооге- нез. «Сверхжизнь», таким образом, знаменует состояние единения душ людей после завершения истории в космическом Христе. Точка Омега есть центр Вселенной и символизирует собой Христа, сопричастного ко Вселенной и одновременно трансцендентного к ней. Схема 3.6. Теория космогенеза Тейяра де Шардена
ЧАСТЬ I. Сущность философии и этапы ее развития
Тейяр де Шарден определил два вида энергии как силы, которая не только дала импульс эволюции, но и остается ее постоянным источником тангенциальная энергия — физическая сила, способная связывать однородные элементы без их усложнения, обеспечивать их единство без изменения. Тут действуют закон сохранения энергии и принцип энтропии радиальная энергия — духовная сила, которая распространяется на все элементы мира и целенаправляет их движение впереди вверх, те. обеспечивает поступательное развитие. Закон сохранения энергии и принцип энтропии не только не действуют, но и переходят в свою противоположность — духовная энергия не спадает, не рассеивается в процессе эволюции, а возрастает, накапливается, вплоть до концентрации в точке Омега.
Историософские взгляды Тейяра де Шардена отмечены гума- нистическо-христианско-либеральной направленностью. Человечество, в соответствии сего взглядами, движется входе истории путем универсализации связей между странами и народами к состоянию большой монады. Он верил в силу союза христианства и гуманизма, призванных сплотить всех людей планеты, выдвинул идею объединения науки и мистики как панацеи от всех бед современности. В целом концепция Пьера Тейяра де Шардена достаточно противоречива — это синтез научных прогнозов, утопизма, абстрактного гуманизма, мистицизма и традиционного теизма.
Тейярдизм довольно влиятелен среди левых католиков, пытающихся обосновать это учение как новое мировоззрение, которое, по их мнению, указывает пути объединения науки и религии. К современной религиозной философии относится и такое направление, как персонализм (от лат persona — личность. Основные положения персонализма таковы а) центральное понятие — персона, ноне просто как реальный человек-личность, а как первоэлемент бытия, духовная сущность, которой присущи активность, воля, самосознание истоки человеческой личности идут от Верховной личности, те. от Бога б) мир (природа) является совокупностью духовных личностей, наивысшая из которых — Бог все материальное есть следствие творческой активности личности всеобщее — есть творе-
РАЗДЕЛ 3. Современная мировая философия
ние Бога конкретные вещи — творение человека материальное имеет значение лишь в том случае, если включается в опыт личности в) процесс познания осуществляется индивидуальной личностью благодаря ее оценивающей способности (способность определять ценность объектов г) взаимоотношения личности и общества являются враждебными (антагонистическими снятие враждебности возможно через самосовершенствование личности и обновление общества. Общественный прогресс тоже сводится к духовному обновлению личности. То есть за преобразованием личности следует преобразование общества. Персонализм существует в двух вариантах американском и французском. Американский персонализм (с конца XIX ввоз ник как своеобразная реакция на деперсонализацию и дегуманизацию личности в условиях техногенного прогресса и бюрократизированного общества. Основателем учения был Борден Боун
(1847-1910). Развили его Джордж Хаусоп (1847-1916), Мэри
Ксшкинс (1863—1930), Вильям Хокинг (1873—1966); Ральф Флюэл-
линг (1871 — 1960), Эдгар Брайтмен (1884—1954). В отличие от американского (более абстрактного и академического учения, французский персонализм, возникший в е годы XX в, был намного ближе к жизни. Это философская доктрина, которая в осмыслении современного мира исходила из проблем тотального развития человека на основании примата (первенства) духовных ценностей. Французский персонализм обязан своим появлением группе интеллигентов, которые объединялись вокруг журнала «Эсприт» Дух. Возглавлял группу Эммануэль Мунье (1905—1950). Среди представителей персонализма — Поль-Луи Ландсберг (1901 —
1944), Габриэль Мадинье (1895-1958), Поль Рикер (род. в 1913),
Жан-Мари Доменак (род. в 1913). Основные положения французского персонализма таковы (схема 3.7): а) кризис человека является следствием кризиса цивилизации в целом кризис производства лишает человека саморазвития, недостатки системы распределения ведут к упадку морали, насаждение социальных стандартов гасит индивидуальное творчество, а засилье комфорта превращает борца в потребителя
ЧАСТЬ I. Сущность философии и этапы ее развития Схема 3.7. Онтология французского персонализма б) бытие человека имеет два измерения внешнее бытие — биологические, экономические и социально-политические проблемы человека, которыми занимаются конкретные науки внутреннее бытие — психологические, экономические и культурные проблемы человека, которые являются предметом антропологического знания в) индивид (отдельный человек) включается в общее (общественное) благодаря своему деятельному характеру. Деятельность характера — это практическая жизнедеятельность человека, которая проявляется в трудовой деятельности нет ничего человеческого, что не являлось бы практикой деятельность человека — это его вершина г) деятельный характер человека, как и его активное отношение к миру, формируется процессом вовлечения человека в такие виды движения, как экстериоризация (от лат extemus — внешний) — взаимодействие человека с внешней реальностью интериоризация (от лат internus — внутренний) — внутренняя сосредоточенность личности, ее обращение к глубинам собст-
РАЗДЕЛ 3. Современная мировая философия
1 Ш
венного Я, взаимодействие с собой преодоление — объединение стремлений личности к взаимодействию с внутренней сосредоточенностью, те, преодоление противопоставления себя и мира путем объединения взаимодействия и сосредоточенности д) внутренний мир человека — основной предмет философии и сердцевина не только человеческого существования, но и системы человек — мир. Он имеет такие три уровня во-первых, органическое и коллективное бессознательное (досознательное), содержанием которого является совокупность чувственных инстинктов, влечений, стремлений (соответствует фрейдистскому Оно во-вторых, сознание, содержанием которого является направленность человеческого индивидуального разума на реальный мири осознание реальности (соответствует фрейдистскому Я в-третьих, дух, содержанием которого является сверхсозна­
ние Я и самосознание Я. Это — пропасть личной трансцен- денции», где осуществляется преобразование реальности путем возрождения объективного в субъективном. На этом уровне существование осмысливается с позиций Добра и Зла, Блага и Греха, а также только здесь личное существование получает истинную свободу — направленность отдельной личности к Верховной личности (Богу. Подводя итог, выделим основные ориентации современной религиозной философии
1) поворот от теоцентризма к антропоцентризму, признание абсолютной ценности человека
2) попытка скорректировать религиозную философию и науку
3) опора теории познания на такие течения, как герменевтика, структурализм и др
4) признание важности сохранения гуманистической ориентации культуры
5) внимание к проблеме общественного развития
6) экуменическое сближение религий как средство смягчения драматичных разногласий современности.
ЧАСТЬ J, Сущность философии и этапы ее развития Схема 3.8. Предпосылки возникновения философии марксизма
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   33


написать администратору сайта