Главная страница

Данильян_Тараненко_Философия. Учебник москва эксмо 2005


Скачать 7.94 Mb.
НазваниеУчебник москва эксмо 2005
АнкорДанильян_Тараненко_Философия.pdf
Дата20.09.2017
Размер7.94 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаДанильян_Тараненко_Философия.pdf
ТипУчебник
#8855
страница3 из 33
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33
§ 1. Античная философия Философия зародилась практически одновременно в самых больших очагах древней цивилизации — Китае, Индии, Греции и Риме. Приблизительно тогда же она появилась в Древнем Вавилоне и Египте. Однако здесь философская мысль не достигла уровня, присущего более развитым рабовладельческим странам. Мы рассмотрим совокупность философских учений, развивавшихся в Древнегреческом (с конца VII в. дон. э. до начала VI в. н. э)
РАЗДЕЛ 2. История развития философской мысли ив Древнеримском (сов. дон. э. до начала VI в. н. э) обществах. Это так называемая античная философия (от лат antiguitas — древность, старина. Именно здесь вырабатывается стиль философствования и проблематика, определившие дальнейшее развитие философии на европейском континенте. Философия античного мира выросла из мифологии и эпоса греков, что отразилось на ее развитии. Основные характерные особенности этой философии таковы
— наличие в ней значительного количества мифологических и эпических образов
— присутствие элементов антропоморфизма (наделение предметов и явлений природы внешностью и физическими свойствами человека
— наивный пантеизм, те. отождествление богов с силами природы
— увязывание естественных процессов с моральной проблематикой и оценка их в категориях добра, зла, справедливости, блага и проч
— поиски первоначала всего сущего, что в более поздний период в новоевропейской философии возникнет как проблема субстанции. В развитии античной философии выделяют три основных этапа. Первый этап охватывает VII—V вв. дон. э. Его называют натурфилософским или ранней классикой В центре внимания философов этого этапа стояли проблемы физики (природы, Космоса, Вселенной. Второй этап охватывает V—IV вв. дон. э. и называют его периодом высокой классики В этот период происходит антропологический поворот в греческой философии — четко обозначается тема человека в системе других проблем. Третий этап в развитии античной философии (конец TV в. дон. э. — начало VI в. н. э) именуется поздней классикой или завершающим этапом античной философии. К нему, в свою очередь, относят периоды эллинистической философии (IV — I вв. дон. э, александрийской философии (I в. дон. э. — начало VI в. н. э, древнеримской философии (II—VI вв.). Для этого этапа характерно не столько выдвижение новых идей, сколько осмысление, уточнение, комментирование идей и учений, созданных мысли­
телями-предшественниками. Кроме того, если на двух первых эта-
ЧАСТЬ L Сущность философии и этапы ее развития пах развития понятие античной философии совпадает с понятием древнегреческой философии, тона третьем этапе к ним прибавились и философские достижения других, культурно родственных Греции регионов. Рассмотрим названные этапы развития античной философии более детально. Начинается античная философия с появления натурфилософских идей те. из философского осмысления природы. На греческом языке слово природа звучит как «фюзис», поэтому такую философию называли физической, а философов этого периода — физиками. Они интуитивно формировали субстанциональную модель мира с помощью выяснения первоосновы всего сущего как основы, сути. У истоков формирования натурфилософии стояла милетская школа (г. Милет, Малая Азия, VII в. дон. э. Основателем школы был Фалес (около 624—547 гг. дон. э, а его последователями —
Анаксимандр (610—546 гг. дон. э) и Анаксимен
(585—525 гг. дон. э. Основное внимание представители этого течения сосредоточили на поисках той первоосновы, из которой возникают все конкретные предметы и явления. Вещи являются чем-то временным, они возникают и исчезают, а их основа является вечной, существует всегда. Фалес усматривал такую первооснову вводе, Анакси­
мандр считал, что ею является неопределенное начало, которое он назвал «апейрон», Анаксимен принял за первооснову воздух схема 2.1). Выделение этих конкретных веществ в качестве первоосновы мира неслучайно. Именно вода своими наглядными преобразованиями в лед или пар наталкивает на мысль о возможности бесконечного количества метаморфоз, порождений из единой исходной (первой) формы целого множества качественно отличных форм. Воздух, в свою очередь, своим «всепроникновением» порождает представление о вещественной заполненности бытия, которое имеет способность сгущаться и «разрежаться», порождая таким образом все многообразие конкретных вещей в мире. Ведь вода, воздух и т. д. как первоосновы мира являются непросто обычными ощутимыми веществами, они одновременно являются видимым, вещественным принципом, законом возникновения, существования и исчезновения конкретно-жизнен­
ного разнообразия вещей окружающего мира.
РАЗДЕЛ 2. История развития философской мысли Схема 2,1. Античная философия ранняя классика Идея «апейрона» также не является отходом от вещественных представлений о первооснове мира, как иногда считают, поскольку эта идея является конкретно-чувственным представлением о первоначальном состоянии бытия — хаосе, смешении, еще неупорядоченном, догармоничном бытие. Деятели милетской школы высказывали продуктивные предположения ив других сферах проблем. Фалес, например, был выдающимся математиком и астрономом. И все же главное их достижение — разработка идеи о мироздании разработка, которая выявляет движение человеческой мысли от конкретного через абстрактное к углубленному осознанию реальности. Основные философские принципы милетской школы были развиты Гераклитом Эфесским (544—483 гг. дон. э. Он усматривал первооснову мира в огне. Все возникает из огня ив огонь превращается. Мир, единый из всего, — утверждал Гераклит, — не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно затухающим. В этих словах — идея о непостоянном, преходящем характере всего сущего. Гераклит — один из первых философов, заметивших, что одно и тоже является вместе стем и разным, противоположным. Он указывал, что существенное изменение — это преобразование в свою противоположность, что одна противоположность выявляет ценность другой, противоречивость сближает противоположности. Если исчезают противоречия, то исчезает движение, а если исчезает движение, то исче-
ЧАСТЬ I. Сущность философии и этапы ее развития
зает все. Постоянный ход развития Гераклит сравнивал стечением реки, в которую нельзя войти дважды. Движение — это жизнь. Вот почему Гераклита считают одним из основателей наивной диалектики. Гераклит первым начал размышлять над проблемами познания. Он подчеркивал трудности, которые возникают в процессе познания, неисчерпаемость предмета познания. Герак- литова философия считается вершиной интуитивно-диалектиче­
ского понимания мира и природы человека. Следующей известной философской школой, существовавшей в западной части Великой Греции, те. в Южной Италии, была школа пифагорейцев Ее основателем был Пифагор (ок.
580—500 гг. дои. э. Источником и первоосновой мира для Пифагора является не то или иное природное вещество, а количественное отношение — число. Оно владеет вещами, моральными и духовными качествами. Земной порядок должен соответствовать небесному Основой мира являются числа, которые и создают космический порядок. Единица — основа всего, линии создает двойка, поверхности — тройка, а тела — четверка. Числа выступают как самостоятельные сущности. Священной декадой является число 10, так как это подобие Вселенной с десятью небесными сферами и десятью светилами. В отличие от предшествующих философов, которые обращали внимание на качественную сторону вещей, Пифагор утверждал, что качество связано с количеством и сделал вывод число владеет вещами. Как конструктор новых понятий Пифагор считается первым, кто употребил понятия философ, философия. В VI в. дои. э. в южно-итальянском городе Элее возникает еще одна философская школа — элейская, последователей которой называют элеапшми. Если представители милетской школы брали за основу мира какую-либо материальную стихию (воду, огонь и др, тов элеатской философии впервые в качестве такой основы берется неконкретное не вещество, а начало, которое обозначается понятием бытие. Наиболее глубокие идеи этой философии были разработаны Парменидом (ок. 540—480 гг. дон. э) и Зеноном (ок. 490—430 гг. дон. э. Парменид разделял мирна истинный и неистинный. Истинным есть бытие, поскольку оно вечно и неизменно, всегда тождественно самому себе. Мир конкретных вещей есть неистинное бытие, ведь вещи постоянно изменяются, сегодня они отличны от вчерашних, а завтра и вовсе исчезают.
РАЗДЕЛ 2. История развития философской мысли Логическое обоснование выводов Парменида сделал Зенон. Развивая взгляды учителя, он подчеркивал, что логически невозможно представить множественность вещей и допущение движения — это приводит к противоречиям. В соответствии с принципами элейской школы Зенон разрывал чувственное и рациональное познание. Истинным признается только рациональное познание, а чувственное познание считается ограниченным, противоречивым. Наиболее известным изложением элейского отрицания движения и неизменности бытия являются апории логические затруднения) Зенона, которые доказывали если предположить существование движения, то возникают неразрешимые противоречия. Современником Зенона был Эмпедокл (ок. 490—430 гг. дон. э) — автор философских поэм, врач, инженер, философ. Он был основателем школы эволюционизма Эмпедокл принял в качестве первоосновы мира все четыре традиционные стихии землю, воду, воздух и огонь. Эти первоосновы у Эмпедокла не переводят одна в другую, они пассивны. А потому, по Эмпедоклу, источником Вселенной является борьба двух психических начал Любви и Ненависти. Любовь -- космическая причина единства и добра. Ненависть — причина разрозненности и зла. После Эмпедокла утверждается оригинальная философская школа ноологии, или концепция всемирного разума. Разработал ее Анаксагор (500—428 гг. дон. э. Вопреки своим предшественникам Анаксагор отвергал стихии как начала. Для него первичны все без исключения состояния вещества. Один из последних представителей элейской школы Мелисс (его акме
1
приходится наг. дон. э) доказывал бесконечность бытия в пространстве и времени, сформулировал закон сохранения бытия, суть которого выразил в формуле из ничего ничто не возникает. Значительным этапом в развитии античной философии была школа атомизма Идеи об атомистической природе мира развивали Левкипп (ок. 500—440 гг. дон. э) и Демокрит (ок. 460—370 гг. дон. э. Философское наследие Левкиппа и Демокрита сложно разделить (хотя существуют разные точки зрения на эту проблему, поэтому их учение, как правило, рассматривают вместе.
Левкипп и Демокрит, в отличие от представителей других фило-
1
Акме (греч акте — высшая степень чего-либо, вершина, цветущая сила) назывался период высшего творческого развития у мыслителей Древней Греции.
ЧАСТЬ I. Сущность философии и этапы ее развития
софских школ, признают бытие (атомы) и небытие (пустоту. Атом, по их мнению, — это наименьшая частичка бытия, она не­
делима, вечна и неизменна. Атомы отличаются по величине, форме, порядку расположения. Они свободно двигаются в пустоте, а столкнувшись, изменяют порядок движения. Причины движения атомисты не описывают. Атомы сами по себе бескачест­
венны. Из атомов состоит и душа. После смерти тела атомы души тоже распадаются, поэтому душа является смертной. На поверхности вещей находятся более легкие, летучие атомы. Они втягиваются нами придыхании, и благодаря органам чувств мы имеем определенные образы предметов и представления о них. Познание, по Демокриту, имеет два вида темный путь познания осуществляется с помощью чувств и дает человеку видимый мир предметов, образованных взаимодействием атомов в пустоте светлый путь познания осуществляется с помощью мышления и дает понимание атомов и пустоты, те. сути вещей и мира. К темному познанию относятся зрение, слух, обоняние, вкус, осязание когда они уже неспособны ни видеть весьма малое, ни слышать, ни воспринимать обонянием, осязанием или вкусом, а исследование должно перейти к более тонкому познанию, тогда на сцену выходит мышление (светлое познание) — наиболее тонкий познавательный орган. Результатом познавательного процесса для человека является истина — правильное знание о сути вещей и мира, а конечным следствием — мудрость. Мудрость как талант познания дает три плода — дар хорошо думать, дар хорошо говорить, дар хорошо действовать. Древнегреческая натурфилософия развивалась динамично, демонстрируя этим некоторые общие закономерности движения человеческого мышления — от простого к сложному, от конкретного к абстрактному, от недифференцированной проблематики к дифференцированной, от неосознанного к осознанному, выдвинув целый ряд продуктивных для европейской цивилизации идей и теорий. Период высокой классики античной философии берет свое начало во второй половине V в. дон. э. (схема 2.2). В этот период четко проявляется тяготение к теме человека в совокупности других философских проблем. Наиболее ярко эта тенденция находит проявление у софистов (от греч sophistes — мудрость, которые стали первыми платными учителями философии. Позднее софизмом стали называть философское направление, представите-
РАЗДЕЛ 2. История развития философской мысли Схема 2.2. Античная философия период высокой классики ли которого основное внимание уделяли не систематическому освоению учениками знаний, а использованию приобретенных знаний в дискуссиях. К наиболее выдающимся представителям софистов относятся Протагор (ок. 481—411 гг. дон. э Горгий
(ок. 483—375 гг. дон. э) и др. Исходный принцип софистов, сформулированный Протаго- ром, звучал так Человек — мера всех вещей. То, что приносит человеку удовлетворение, — хорошо, а то, что причиняет страдание, — плохо. В рамках теории познания многие из софистов стали релятивистами, полагали, что познание действительности невозможно. Так, Горгий считал, что в теории познания действуют три тезиса. Первый ничего не существует. Второй если что-то и существует, его невозможно познать. Третий если что-то и возможно познать, то эти знания невозможно передать и объяснить другому. Софисты не только учили риторике и философии, но занимались еще шматематикой, поэзией, музыкой, астрономией, исследованием языка. Софисты положили начало критическому отношению к традициям, обычаям, верованиям греков. Однако их учение содержало и опасные тенденции. Если человек сам творец своих обычаев, то каждый может претендовать на их создание. Творчество оборачивается своеволием. Подобные выводы изучения софистов делали как непосредственные ученики, таки последователи, отдаленные от них на целые века.
Огромное влияние на античную и мировую философию оказал Сократ (469—399 гг. дон. э. Он родился в бедной афинской семье, жили учился в Афинах, а потоми сам обучал в Афинах, где его слушали многочисленные ученики Платон, Антисфен,
Аристин, Эвклид из Мегары. Он активно подвергал критике софистов зато, что те учат мудрости заплату, утверждал, что существуют такие человеческие качества, которые у человека от бота и священны (это красота, мудрость и проч, поэтому непристойно, аморально торговать ими. Настоящие взгляды Сократа реконструировать очень сложно. Сократ никогда не считал себя мудрым (софос), а лишь философом, который любит мудрость. Одно из известных его выражений знаю, что ничего не знаю является, на самом деле, объяснением необходимости более глубокого познания самого себя. Важнейшей задачей Сократ считал воспитание людей, содержание которого видел в дискуссиях и беседах, а не в систематическом освоении каких-либо знаний. Сократ не оставил никаких рукописей. Его взгляды изложены в работах Платона, Аристотеля. Строение мира, физическая природа вещей, утверждал Сократ, непознаваемы, познать мы можем только себя самих. Это понимание предмета познания Сократ выразил формулой Познай самого себя. Основная задача познания не теоретическая, а практическая — искусство жить. Знание, по Сократу, есть мысль, понятие об общем. Центром философии Сократа стал человек, его отношение к семье, обществу, законами не в последнюю очередь — отношение к богам. В беседах и дискуссиях мудрец обращал внимание на познание сути добродетели. А основными добродетелями считал сдержанность (как подчинять страсти, мужество (как преодолевать опасности) и справедливость (как придерживаться божественных и человеческих законов. Эти добродетели человек получает путем познания и самопознания. В беседах, спорах и дискуссиях Сократа формировался философский метод, названный диалектикой (от греч dialektice — вести беседу, разговаривать. Цель метода — достижение истины с помощью выявления противоречий в утверждениях противника путем постановки правильно подобранных вопросов. Жизнь Сократа закончилось трагически. При очередной смене власти в Афинах философу предъявили обвинение в том, что он не признает богов, которых признает города вводит новые божества, чем развращает молодежь. Сократ был признан виновными осужден на смертную казнь. И хотя Сократ имел возможность избежать ее путем бегства или отказа от своего учения, он, напротив, принял вынесенный приговори выпил чашу с цикутой (ядом. Наиболее выдающимся из непосредственных учеников Сократа был Платон (428—347 гг. дон. э. Он происходил из афинского аристократического рода. Настоящее его имя — Аристокл, а Платон — прозвище (от греч platus — широкоплечий. Платон был основателем философской школы, называвшейся Академией. Это — первый известнейший философ, практически все произведения которого дошли до нашего времени. Свои труды он писал в форме диалога. Среди них Апология Сократа, Законы, Пир, Государство, «Федр», «Тимей» и др. В диалогах Платона изложена натурфилософия, учение о Космосе, теория познания и диалектика, рассматриваются проблемы человека и общества. Главное место в философии Платона занимает оригинальное учение об идеях. В соответствии с этим учением мир чувственных вещей не является миром действительно сущего чувственные вещи находятся в беспрерывном изменении, то возникают, то гибнут. Всему, что является в них действительно сущим, чувственные вещи обязаны своим бестелесным прообразам, которые Платон называл идеями. Таким образом, он создал учение объективного идеализма идеи существуют объективно, реально, независимо от всех ограничений пространства и времени. Они выступают как идеальный образ и идеальная схема создания вещей. Идеи — это совершенные, нематериальные вечные сущности, а вещи являются несовершенными, сотворенными материальными тенями идей. Один из первых переводчиков произведений Платона на русский язык поэт и философ Владимир Соловьев так образно изложил его учение Милый друг, иль тыне видишь, Что все видимое нами — Только отблеск, только тени От незримого глазами Милый друг, иль тыне слышишь, Что житейский шум трескучий — Только отклик искаженный Торжествующих созвучий
На идеалистической онтологии Платона основывается и его учение о государстве, человеке и познании. Он впервые создал концепцию совершенного (идеального) государства. В трактате Государство Платон стремился показать, каким должно быть совершенное устройство общества, а также воспитание людей в таком обществе. Анализируя общественную жизнь от древности до современного ему периода, Платон пришел к мысли о том, что материальные условия существования, стимулы и общение людей определяют степень свободы, необходимость объединения их узами дружбы или вражды. Все существующие на основе этого государства являются государствами негативного типа тимокра- тия, олигархия, демократия, тирания. Платон противопоставил им проект идеального государства, в котором власть принадлежит небольшой группе людей. Основным принципом устройства такого государства будет принцип справедливости. В соответствии с ним каждому гражданину отводится особая сфера деятельности и особое положение, которые обусловят их гармоничное объединение. Взяв за основу отличия между отдельными группами людей и присущие имморальные качества, Платон рассматривал эти отличия по аналогии с разделением хозяйственного труда. Всем гражданам должны быть присущи не только справедливость, но и сдерживающая мера, которая бы приводила к гармоническому сочетанию их положительные и отрицательные качества. Отдельным гражданам необходимо мужество и лишь небольшому количеству граждан — мудрость
(государственники-философы). Для Платона государство — это макромир, которому отвечает микромир в душе каждого отдельного человека. В душе, по Платону, есть три начала разумное, аффективное и неразумное (или алчное. Разумное должно властвовать, аффективное — обеспечивать защиту, алчное — повиноваться. В платоновском проекте — государственной утопии — первостепенное значение придавалось принципу нравственности, имеющему аскетическую окраску. Исходя из того, что материальные интересы отрицательно влияют на поведение людей и являются основной причиной упадка общества, Платон предложил как образец жизни людей в идеальном государстве определенный уклад жизни воинов-стражей, основанный на лишении их прав иметь собственное имущество. Общее достояние, отсутствие частной собственности, а также условий для ее возникновения, сохранения и приумножения — вот факторы, которые, по Платону, благоприятствуют созданию такого идеала. Поучению Платона, человек существует ради государства, а не государство существует для человека. Человек, его воля и счастье, морально-этическое совершенство отдаются в жертву государству. Цель государства — содействовать расцвету государства, его могущества. В гносеологии Платон отрицает чувственное познание и его формы. Сего точки зрения рациональное порождает чувственное. Он так классифицировал знания достоверные априорные знания даны человеку Богом близкие к достоверному знанию — это знание чисел и основанных на числах наук недостоверные знания — эмпирические знания, те. полученные на основании ощущений. В 367 году дон. э. слушателем Академии Платона становится семнадцатилетний Аристотель — один из величайших древнегреческих философов (384—322 гг. дон. э. Со временем он стал учителем сына македонского царя Филиппа Н — Александра, будущего выдающегося полководца. Аристотель оставил после себя огромное творческое наследие (150 научных работ и трактатов. Известнейшими его произведениями являются Метафизика учение о бытии, Органон (рассматриваются проблемы логики, психологический трактат О душе, этические произведения
«Эвдемова этика, Большая этика, политико-экономические труды Политика и Экономика. Основные положения философии Аристотеля наиболее полно изложены в работе Метафизика. При этом следует помнить, что во времена Аристотеля слова метафизика не было. Это понятие ввел систематизатор произведений Аристотеля Андроник Родосский, который, обработав рукописи Аристотеля, поочередно расположил после произведений по физике произведения по философии. Отсюда — то, что после физики, те. метафизика. Первейшая философская проблема в метафизике — это предмет философии. Аристотель считал, что философия должна изучать нематериальные, самостоятельные, наиболее общие причины развития материального и духовного миров и недвижимые сущности (законы. Физика изучает материальное, философия — одновременно и материальное, и идеальное. Изучение идеального — конечная цель философии. В этом плане философия становится теологией, поскольку идеальное есть Бог. Так Аристотель пришел к выводу,
что предмет философии шире, чем предмет теологии, а теология является составной частью философии. Аристотель был первым критиком теории идей Платона. С критическим отношением к учению Платона и связано известное выражение Аристотеля Платон мне друг, но истина дороже. Аристотель доказывает, что идеи — лишь копии вещей и не отличаются от них по смыслу. Критикуя идеализм Платона, философ вместе стем подвергал критике атомистический материализм. В процессе этой критики было выработано дуалистическое учение о бытии, согласно которому для существования мира необходимы два первоначала, материальное и идеальное. Материю Аристотель рассматривал как пассивное начало, которое имеет аморфное содержание и не может самостоятельно развиваться. Активное начало — это форма. Благодаря форме материя превращается во что-то определенное, в реальные вещи. По мнению Аристотеля, форма — первая сущность, а конечной формой всех форм является Бог. Бог — это первичный неподвижный двигатель природы и конечная причина мира. Проблематика человека в философии Аристотеля находит свое отражение в трактате О душе, который посвящен исследованию души, выяснению явлений восприятия и памяти человека. Душа — причина и начало человеческого тела. Все составные части души должны разрушаться также, как и тело, за исключением разума. Последний — часть души, которая не возникает и не может погибнуть. В душе Аристотель видел высочайшую деятельность человеческого тела, его действенность, или энтеле­
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33


написать администратору сайта