Данильян_Тараненко_Философия. Учебник москва эксмо 2005
Скачать 7.94 Mb.
|
хию (осуществление. В этом трактате Аристотель демонстрирует материалистический взгляд на независимость предмета от его восприятия, рассматривает работу памяти как воспроизведение представлений, которые уже существовали ранее. Условием воспоминаний он считал связь, с помощью которой с появлением предмета возникает представление об ином предмете. В гносеологии Аристотель подвергал критике скептицизм предшественников и утверждал возможность познания мира. Он определял явление и сущность как ступени приближения кисти не, рассматривал чувственное и рациональное познание. Но Аристотель противопоставлял рациональное чувственному. Разуму Аристотеля может существовать самостоятельно, независимо от РАЗДЕЛ 2. История развития философской мысли ощущений, как часть разумной души, присущей человеку и Богу. Чтобы как-то сгладить разрыв между чувственными рациональным, Аристотель различал пассивный разум, который отражает бытие, и активный разум, способный творить мир. Граница приближения человека к Богу зависит от соотношения в ней пассивного и активного разума. Этические нормы (как и гносеология) Аристотелем выведены из понятия души. Но этические нормы не даются нам от природы, человек приобретает их в процессе своей деятельности, в борьбе со своими недостатками. Этические нормы Аристотеля — аналогия золотой середины Конфуция. Мужество, например, Аристотель рассматривал как середину между трусостью и отвагой. Этические нормы у Аристотеля — это идеал, критерий всех форм человеческой деятельности. Философия Аристотеля не завершает ни древнегреческой, ни тем более античной философии. Но она завершает наиболее содержательный период в истории философии, который часто называют классикой философии Греции. Эта философия высоко ценилась еще в античный период, ибо сыграла определяющую роль в эпоху Средневековья, без нее невозможно представить европейскую философию Нового времени, также как и современную философскую культуру. Богатым на разнообразные школы были завершающий цикл античной философии (поздняя классика Остановимся на идеях авторитетнейших школ этого этапа (схема 2.3). Эпикуреизм Основателем школы был последователь Демок рита Эпикур (342—270 гг. дон. э. Основное его произведение — О природе. Эпикур учил, что главная цель философии — счастье человека, которое возможно через познание законов мира. Для достижения своей цели философия формирует и включает в себя три вида знания физику (учение о природе и ее законах, канонику (учение опознании, этику (учение о достижении человеком счастья. Все явления природы и Вселенной Эпикур объяснял различными соединениями бессмертных атомов, которые отличаются не только по форме и величине, как у Демокрита, но и повесу. Их прямолинейное движение сочетается со спонтанными, внутренне обусловленными отклонениями в сторону от прямой линии, которая закладывает основы свободы не только естественной, но и индивидуальной (человеческой, — становится возможным свободный выбор, независимый от предопреде- Схема 2.3. Античная философия поздняя классика ленности, те. появляется возможность выбора из нескольких жизненных вариантов, возможность избежать обреченности. В теории познания Эпикур, как и Демокрит, придерживался учения об эманации (истечении, те. считал, что образы-ко пии, отделяясь от предметов окружающего мира, воспринимаются органами чувств, вызывая ощущения-копии. Основные позиции этического учения Эпикура таковы человек есть чувственное существо, а потому его чувства выступают критерием нравственности, ведь всякое благо и зло — в ощущениях. Главная жизненная задача человека — достижение счастья и душевной невозмутимости (те. состояния атараксии). Эпикуреизм довольно активно влиял на сознание мыслителей своей эпохи. Наиболее известным из последователей Эпикура был древнеримский поэт и философ Тит Лукреций Кар (ок. 99—55 гг. дон. э. До нас дошла полностью его поэма О природе вещей, в которой он детально изложил свою философскую позицию. Лукреций считал, что основная цель философии — избавление человека от страха загробного наказания. Освободиться от этого человек может через познание природы, законов ее функционирования. Полученные знания нужны человеку для понимания сложных этических проблем. В особенности важным является понимание двух вопросов смертности души и невозможности богов повлиять на жизнедеятельность человека. Признавая существование богов, Лукреций отрицал их влияние на природу, так как природа состоит из наименьших частичек и возникает сама по себе. Наименьшие частицы природы вечны, никем не созданы и являются первоосновой мира. Душа также телесна. Она отличается от других физических тел, по мнению Лукреция, лишь формой атомов. Атомы души более мелкие, подвижные, гладкие и округлые. Жизнь и смерть встретиться не могут. Пока человек живет, смерть ему нестрашна, а если смерть настала, человека уже нет нет души — нет и ощущения страха. Скептицизм Как философская школа скептицизм (от греч. skeptikos — рассматривающий, критикующий) возник в VI—III вв. дон. э. Вершины достиг в учении Пиррона из Элиды (ок. 360—270 гг. дон. э Энесидема из Кносса (I в. дон. э Секста Эмпирика конец II — начало III в. н. э) и др. Специфика мировоззрения скептиков состоит в том, что они указывали на относительность человеческого познания, на его формальную недоказуемость. В основе всех суждений скептицизма находились три знаменитых вопроса стремя ответами 1) какими есть все вещи — Каждая вещь является не более такой, чем какой-либо иной, поэтому она не может быть названа ни прекрасной, ни безобразной противоположные суждения о вещи справедливы в одинаковой степени 2) как человек должен относиться к предметам мира — Зная, что противоположные суждения о предметах мира в равной степени достоверны, мудрый человек будет воздерживаться от любых суждений о предметах, а значит, и от принятия окончательных решений по поводу своего отношения к этим предметам 3) какую выгоду получает человек от своего отношения к предметам мира — Воздерживаясь от суждений об истинной сущности вещей ЧАСТЬ I. Сущность философии и этапы ее развития и от окончательного принятия решений по поводу своего отношения к этим вещам, мудрый человек относится к ним равнодушно и невозмутимо, тес позиции апатии и автаркии (самообладания, — только так достигается высшее блаженство. В этом — единственно возможная выгода от отношения человека к предметами явлениям мира. Стоицизм Основателем его был Зенон из Китиона (ок. 333— 262 гг. дон. э, который находился на Кипре. Школа получила название от слова стоя — названия портика — открытой галереи, которая поддерживается колоннадой. Там, в этом приюте, учил своих приверженцев Зенон Китионский. Духовными наследниками Зенона были Клеанф (331—233 гг. дон. э) и Xpucunn (ок. 281—205/208 гг. дон. э) Последний систематизировал учение стоиков в так называемой Старшей Стое, где он оказался наиболее плодотворным мыслителем. Ученики Хрисиппа распространили стоицизм в Риме. Среди римских стоиков наиболее известны Сенека (ок. 4 г. дон. э г. н. э Эпиктет (ок. 50-138), Марк Аврелий (121-180). Стоицизм — философская школа в основном этической направленности. Она, как и предшествующие школы, призывала человека к жизненной мудрости и самообладанию, нос позиции совсем иного понимания бытия и человека. Стоики считали, что весь мир — это единое тело, насквозь пронизанное активным началом, которым является Бог. А Бог — это творческий огонь, телесное дыхание («пневма»), жизненное тепло, разлитое в теле природы. Творческий огонь обеспечивает обусловленность всех явлений мира. Каждое событие — необходимое звено незыблемой цепи постоянных преобразований. В этом — необходимость всех вещей и явлений, которую не может нарушить никакая сила. Значит, благодаря творческому огню в мире властвует фатум — неумолимый закон судьбы. Судьба является предначертанной. Поэтому человеку не следует сопротивляться фатуму. Судьба ведет того, кто добровольно и безусловно ей подчиняется, и тянет силой того, кто неразумно и безрассудно ей сопротивляется. Отсюда следует, что человек должен сознательно, разумно познавать свое место в мироустройстве он должен постичь, какое поведение отвечает его собственной природе и естественному взаимоотношению с другими существами. Неоплатонизм Основные творцы неоплатонизма Плотин (205—270), Порфирий (232 или 233 г. — начало IV в Ямвлих (ок. 280 — ок. 330), Прокл (410—485). Философским источником не РАЗДЕЛ 2. История развития философской мысли оплатонизма является учение Платона о первичности мира идей и вторичности материального мира. Оно было истолковано в духе мистицизма. Концепция возникновения и развития мира у неоп латоников очень сложная. Творцом выступает сверхчувственное абстрактное Единое, которое путем эманации (влияния) выделяет из себя мировой разум (мир идей, мировую (божественную) Душу и чувственный материальный мир. Индивидуальная (земная) душа, которая охвачена небытием (материей, телом) есть частица мировой Души. Они взаимосвязаны. Земная душа стремится быть максимально подобной мировой. Гармония между ними определяется поступками и деятельностью человека. Чем больше человек руководствуется принципами добра, тем ближе он к божественной Душе. Поэтому смысл жизни человека — повседневное духовное самосовершенствование. Душа, как считают неоплатоники, должна все время очищаться от земного. Очищение достигается отречением от земных потребностей и интересов, постоянными раздумьями о высочайших Божественных истинах. Вершина очищения есть состояние транса, когда душа человека сливается с мировой Душой. В 529 г. император Юстиниан издал указ о закрытии философских школ в Афинах. Это было свидетельством того, что античная философия завершила свое существование, но она навеки осталась источником философской мысли. Таким образом, в античной философии были поставлены и частично разрешены основные философские проблемы возникновения мира и человека, первоосновы всего сущего, соотношение двухосновных форм бытия — материальной и идеальной, смысла жизни, смерти и бессмертия. Результаты исследований античных мыслителей существенно повлияли на дальнейшее развитие философской мысли во всем мире. § 2. Философия средневековой Европы Следующим этапом в развитии философской мысли является средневековая философия. Средние века охватывают огромный, тысячелетний период истории (V—XV вв.). В Западной Европе условным началом этого периода принято считать год краха Римской империи (476 г. Для Средневековья в социально-экономи ческом плане характерно господство феодального уклада, видео логическом — утверждение христианства в качестве господ ЧАСТЬ I. Сущность философии и этапы ее развития Схема 2.4. Этапы развития средневековой философии ствующей религии, пронизывающей все сферы общества, жизни и сознания. Поэтому неудивительно, что философия этой эпохи существенно зависит от религиозного мировоззрения. В своей основе она теоцентрична, те. фактором, определяющим все сущее, здесь явилась не природа или Вселенная, а Бог, его воля. Мир воспринимался как двойное бытие подлинный (божественный, небесный) и неподлинный (земной, грешный) мир. Это деление проходит через всю средневековую философию. Начинается становление философии Средних веков периодом так называемой апологетики (схема 2.4). В условиях, когда христианство составляло преследуемое меньшинство Римской империи, когда новое учение запрещали и подавляли, представители апологетики (от греч apologia — защита) обращались к римским императорам или к широким массам с посланиями в защиту христиан. В этих обращениях апологеты рассматривали и разрабатывали важные мировоззренческие идеи, такие, как понимание сущности Бога, характер и содержание божественного творения, природа и сущность веры, соотношение веры и знания. РАЗДЕЛ 2. История развития философской мысли С самого начала апологетика разделилась на два направления в вопросе об отношении к предшествующей языческой (античной) мудрости позитивное и негативное. Приверженцы позитивного отношения — Юстин Мученик (ок. 100—165), Афинагор (II в Климент Александрийский (150—215), Ориген (185—254) — считали, что греческие философы шли по пути истины, ноне смогли постичь ее, так как она еще не явила себя в лице Иисуса Христа. Поэтому античную философию необходимо использовать, подчиняя ее теологии, поскольку христианское мировоззрение более истинно, чем предшествующее. Сторонники негативного отношения к античной философии, среди которых наиболее выдающимся представителем был Квинт Тертуллиан (окне только осуждали античную философию, но и считали, что греко-римская культура вообще испортила и изувечила человека, подавила его естественные наклонности, сформировала в его сознании целый мир искусственных ценностей. Среди таких ценностей, по мнению Тертуллиана, — и слишком утонченная бесплодная наука, и изнеженное искусство, и крайне распущенная мораль, и аморальная религия. Единственный выход из создавшегося положения состоит в упрощении и возвращении к естественному — христианскому состоянию. Мудрствования ученых и философов на этом путине только излишни, но и вредны. Достигнуть цели возможно через аскезу, самопознание и, самое главное, через веру в Иисуса Христа. Изменения в общественном положении христианства не могли не отразиться на характере идеологии отпала необходимость защищаться и обосновывать свое право на жизнь, пришло время указывать путь и вести разрушающийся мир к спасению. На смену активности апологетов пришла деятельность отцов церкви, начался этап патристики (от лат pater — отец. Одним из наиболее известных ее представителей считается Аврелий Августин, или в отечественной традиции Августин Блаженный (354—430). В своих работах Ограде Божием», Исповедь, О Троице Ав густин разработал философское учение о свободе воли и доказывал, что человек как своеобразный микрокосм объединяет в себе природу материальных тел — растений и животных, разумную душу и свободную волю. Душа нематериальна, бессмертна, свободна в своих решениях. Волевым характеристикам человеческой души философ отдавал предпочтение перед рациональными. Отсюда выводилось неопровержимое первенство веры перед разумом вера предшествует пониманию) и утверждался безоговорочный авторитет церкви как последней инстанции в утверждении любой истины. Ведь свобода воли, по Августину, не абсолютна. Она ограничена божественным изначальным решением, которым Бог одних избрал для спасения и наслаждения в будущей жизни, а других обрек на вечные пытки (в этом суть христианского учения о божественном предопределении. Подобным же образом Авгу стин разграничил науку и мудрость. Наука подчинена мудрости, ибо она учит лишь умению пользоваться вещами, в то время как мудрость ориентирует на познание божественных дели духовных объектов. Августин дал принципиально новое, линейное толкование времени в отличие от циклического его толкования, присущего античному мировоззрению. Понятие о времени как движении от прошлого к будущему, а не как постоянном повторении того, что уже когда-то было, стало основой формирования исторического сознания. Но для Августина история — это короткий промежуток между двумя «вечностями»: созданием мира Богом и тысячелетним Царством Божиим на Земле. Такое понимание времени было характерным для всей средневековой культуры. Существенную роль в утверждении христианского мировоззрения сыграли Иероним Сшридонский (340—420), который перевел Библию на латынь римский писатель V в Марциол Капелла, выдвинувший идею семи свободных искусств, среди которых основой всех знаний выступают три — грамматика, риторика и диалектика Апиций Манлий Северин Боэций (480—524), произведения которого О музыке, О святой Троице, О католической вере, Утешение философское довольно органически объединяли греческую философию с христианским мировоззрением Флавий Маги Касиодр (477—570), который в своем имении на юге Италии основал школу, где начались систематические переводы и переписывание книги текстов, важных для христианского образования. В период раннего Средневековья жил еще один интересный философ и богослов Иоанн Скот Эриугена (ок. 810—877). В своем известном произведении О разделении природы он доказывал, что все бытие делится на четыре природы первая — природа не созданная, но способная сама создавать — Бог вторая — природа созданная и сама способная создавать — совокупность первоформ (в платоновском понимании) и действующих причин РАЗДЕЛ 2. История развития философской мысли третья — природа созданная и неспособная создавать — мир чувственных вещей. Существование мира вещей Эриугена связывал с грехопадением человека, которое привело к тому, что этот мир отошел от Бога. В конечном итоге (на основе искупления, чувственный мир возвратится к Богу, и это состояние бытия характеризует, считал Эриугена, четвертую природу — Бога как конечную цель всего, как субстанцию, к которой все возвращается. Исследуя понятия природы, Эриугена отмечал, что бытие включает и явления, не принадлежащие к метафизическому Божественному миру. Например, грех. Грех не создается Богом. Но тогда следует делать вывод, что Бог не является началом, сущностью и концом всего сущего. Однако такая точка зрения противоречила христианскому вероучению и потому главную работу Эриугены — О разделении природы — в 1225 г. папа Гоиорий Ш приказал сжечь. Взгляды Августина Блаженного и его последователей стали основой средневековой философии, которая получила название схоластики. Что это за философия Самое слово схоластика происходит от греческого schole — школа. Дело в том, что на рубеже V—VI вв. зародилась система средневекового образования. Некоторые из первых монастырских и приходских школ стали ведущими центрами средневековой культуры и образования, теоретических исследований своего времени. В этих школах впервые начали преподавать философию. Она и получила название схоластики. В более позднее время так стали именовать всю средневековую философию. В развитии западноевропейской средневековой схоластики выделяют два периода 1) ранняя схоластика (IX—XII вв.); 2) зрелая, классическая схоластика (XII—XV вв.). В первый период развития схоластики все учения были связаны преимущественно с интерпретацией Августином Блаженным неоплатонизма. Выдающимся представителем схоластики этого времени был Ансельм, который в 1093 г. занял должность архиепископа Кентерберийского в Англии. Я верую, чтобы понимать, а не стремлюсь понимать, чтобы верить, — так Ансельм сформулировал свое кредо в сфере познания. Воплощая его в своих рассуждениях, он создал знаменитое онтологическое доказательство бытия Бога. Суть его такова. Верующий человек имеет самоочевидное понятие о Господе, существе совершенном. Но для полного совершенства признак бытия является необходимым. Отсюда следует, что Бог реально существует. Уже современники архиепископа Кентерберийского подвергали сомнению такую аргументацию, поскольку она увязывала существование ясного понятия о вещи с реальным существованием этой вещи. Разве ненастоящие предметы являются основанием для создания понятий о них Разве, например, появятся в вашем кармане деньги благодаря одной только мысли о них Тем не менее такие контраргументы едва ли имели значение для Ансельма: он считал свой вывод результатом веры и Божественного откровения, а его логическое обоснование — легкодоступной формой демонстрации истины. Вторым известным представителем ранней схоластики был компьенский каноник Иоанн Росцелин (1050—1120). В центре его философии находился догмат о триединстве Бога — один из основных в христианском вероучении. Смысл его состоит в том, что Бог един в трех лицах Отец, Сын и Дух Святой. Триединая сущность ликов Бога, утверждал Росцелин, такая же реальная, как и сами ипостаси. Его учение, отвергающее реальное существование общего, имело тенденцию отрицать реальность Божественного единства, а потому было опасным для основной догмы христианства. В 1092 г. Церковный Собор в Суасоне обвинил Росцелина в ереси («тритеизме» — троебожии) и заставил отказаться от своего учения. В определенный период на позициях Росцелина стоял его ученик Пьер Абеляр (1079—1142). Он был известен в Европе как прекрасный мастер диспута. В своих работах Да и нет, Переписка с Элоизой» и др. он обращался к разуму как ведущему инструменту и критерию в поисках истины, как средству популяризации христианского учения. Но попытка рациональной защиты христианского учения закономерно приводила его к критическому анализу этого учения, что открывало путь к освобождению философии из-под контроля теологии. Поэтому учение Абеляра было также осуждено как еретическое. Классическая схоластика основывается на приспособленном к потребностям христианской догмата™ аристотелизме. Система тизатором классической схоластики был Фома Акеинский (1225—1274). Свою теологически-философскую систему он изложил в многочисленных работах (последнее ватиканское издание его произведений составляет 28 томов, известнейшими среди которых являются Сумма против язычников (1264), Сумма теологии (1274). В этих произведениях Аквинский разработал свою систему «окатоличенного» аристотелизма — |