Главная страница
Навигация по странице:

  • начала XXI в. Итак цель этого раздела — описать историю русской философской мысли от Киевской Руси до исследований современных отечественных философов.

  • первое восточнославянское государство, в котором в границах духовной культуры осуществлялось становление отечественной философской мысли Но определить более

  • Данильян_Тараненко_Философия. Учебник москва эксмо 2005


    Скачать 7.94 Mb.
    НазваниеУчебник москва эксмо 2005
    АнкорДанильян_Тараненко_Философия.pdf
    Дата20.09.2017
    Размер7.94 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаДанильян_Тараненко_Философия.pdf
    ТипУчебник
    #8855
    страница8 из 33
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   33
    § 5. Марксистская философия классический и современный этапы Марксизм — философская, экономическая и социально-по­
    литическая доктрина, которая за последние полтора столетия своего существования так или иначе повлияла на судьбы человечества. Его творцы — Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс
    (1820—1895); время создания — е годы XIX в. Объективными факторами возникновения марксистской философии были следующие (схема 3.8):
    1. Социально-экономические и политические предпосылки. К ним следует отнести а) утверждение капитализма как социального строя благодаря промышленной революции в Европе на рубеже XVIII—XIX вв.
    РАЗДЕЛ 3. Современная мировая философ Неизбежным следствием этого была, с одной стороны, крупная машинная индустрия, ас другой — появление промышленного пролетариата б) выход пролетариата на политическую арену. Эксплуатация капиталистами наемных работников привела к росту недовольства состоянием дел, к забастовкам, выступлениям против экономического положения в) потребность рабочего класса в научной теории. Такой теорией и стал марксизм. Он возник в виде системы идей, принципов, теорий, которые пытались дать ответы на философские вопросы может ли быть общество справедливым каковы перспективы развития общества и др. Итак, марксистская философия возникла как ответ на запрос новой исторической эпохи.
    2. Естественнонаучные предпосылки Особое место здесь принадлежит трем большим открытиям. Это а) закон сохранения и преобразования энергии. Согласно этому закону определенное количество движения водной его форме (механической, тепловой и пр) превращается в равное ему количество движения в какой-либо другой форме. Закон стал научной основой философских выводов о несотворимости и не­
    уничтожимое™ материи и движения б) клеточная структура живого, растений и животных. Это позволило сделать философский вывод о единстве всех живых организмов и о том, что основой этого единства является клетка в) создание эволюционной теории. В философском аспекте эта теория аргументировала идею непрерывности эволюции органического мира, закономерности возникновения человека как высшего творения природы. Успехи природоведения, крупные открытия предоставили Марксу и Энгельсу определенный материал для философских обобщений, для создания нового мировоззрения.
    3. Теоретические источники Главными, непосредственными и самыми важными были такие источники а) немецкая классическая философия (в особенности работы Г. Гегеля и Л. Фейербаха). Карл Маркс и Фридрих Энгельс критически восприняли и применили на новых основаниях гегелевское учение о диалектике, а именно — как теорию развития и философский метод. По-новому трактовали они также философские идеи Фейербаха, в частности, его антропологический материализм
    ЧАСТЬ I. Сущность философии и этапы ее развития б) английская политическая экономия. Карл Маркс, переработав достижения прогрессивных буржуазных экономистов Адама Смита и Давида Рикардо, обосновал закономерности развития капитализма в) французский утопический социализм. У социалистов-уто­
    пистов Сен-Симона, Фурье и др. Маркс и Энгельс восприняли идеи социализма. Свои философские взгляды Карл Маркс и Фридрих Энгельс изложили в таких научных работах Маркс — К критике гегелевской философии права (1843), Тезисы о Фейербахе» (1845), К критике политической экономии (1859), Капитал (1867,
    1885, 1894); Энгельс — Положение рабочего класса в Англии
    (1845), Происхождение семьи, частной собственности и государства (1884), «Анти-Дюринг» (1878), Диалектика природы
    (1882), Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии (1886). Маркс и Энгельс — Святое семейство (1856), Манифест Коммунистической партии (1848). В чем же состояла новизна философских взглядов Маркса и
    Энгельса? Выделим следующие моменты. Философская часть марксизма основана на соединении материализма с диалектикой, на так называемом диалектическом материализме. Это одно из достояний марксизма. Известно, что диалектические закономерности были сформулированы Гегелем. Тем не менее Гегель считал, что они являются законами развития идей, понятий. Он лишь угадал в диалектике понятий диалектику вещей. В противоположность Гегелю, Маркс и Энгельс открыли диалектику вещей и показали, что диалектика понятий является отображением в сознании человека диалектики объективного мира. Особое место в философии марксизма заняла проблема человека. Понимание человека в домарксистской материалистической философии сводилось к тому, что человек — частица природы, активное, сознательное существо, которое имеет право на свободу и требует гуманного отношения к себе (французский материализм XVIII в. и учение Л. Фейербаха). Маркс и Энгельс стали рассматривать человека не только как продукт природы, но и как социальный феномен. Причем акцент делался на его социальных характеристиках. Развитие общества в марксизме стало трактоваться с материалистических позиций. Предшествующая философия усматривала
    РАЗДЕЛ 3. Современная мировая философия источник развития общества в идеях. Философия марксизма перенесла акцент на экономическую жизнь общества, прежде всего на сферу материального производства. Проводилась мысль, что в основе общественного развития лежит способ производства материальных благ. Прошлое и будущее человечества в этой философии предстало как последовательный процесс изменения способов производства. Вот почему философию марксизма называют также историческим материализмом. Красной нитью через весь марксизм проходит идея уничтожения частной собственности. Частная собственность, по Марксу, является источником всех социальных бед, и потому именно ее нужно ликвидировать. На этой основе Маркс создал концепцию разумного государства и разумного общества (коммунизма, в котором все люди будут иметь равные права, одинаковые социальные возможности для самореализации. Единственным средством уничтожения частной собственности и образования нового социального порядка Маркс считал социалистическую революцию. Важное место в философии марксизма занимает проблема практики. Она трактуется как материальная, предметно-чувст­
    венная, целенаправленная деятельность человека, благодаря которой изменяется естественный и общественный мир, в том числе и сам человек. Высшим уровнем практики Маркс и Энгельс считали революционное изменение общественных отношений. Революционная практика пролетариата и широких народных масс была тем рычагом, с помощью которого эта философская теория могла реализоваться. Важной характеристикой марксистской философии является ее атеизм. В этом учении религия критикуется с использованием достижений науки и предшествующей философии, особенно французских просветителей XVIII в. и учения Людвига Фейер­
    баха. Особое влияние марксистская философия оказала на деятелей русского революционного движения, прежде всего на Владимира Ленина (1870—1924) — основателя большевизма. Вследствие исторических реалий, сложившихся в царской Российской империи в октябре 1917 г, Ленин и его соратники попытались реализовать идеи марксизма. Однако реальная практика социализма, в частности диктатура пролетариата, оказались совсем не такими,
    какими они представлялись их творцам. В результате социалистического строительства образовалось не общество социальной справедливости и равенства, как предусматривали основоположники марксизма, а общество с тоталитарным режимом во главе с кучкой избранных правителей, которые считали себя верными продолжателями дела марксизма-ленинизма». Практическое воплощение марксизма в России положило начало летнему построению коммунистического рая на земле. Этот процесс расколол мирна две враждующие, противоположные общественно-политические системы. Марксистское учение стало официальным философским учением, а сама марксистская философия превратилась из отрасли культуры в идеологический катехизис социализма и коммунизма. Философские системы, отличные от марксистских, объявлялись ошибочными, ненаучными, а их приверженцы — врагами народа и существующей государственной системы. Западне принял основополагающих идей марксизма. Кроме России, марксизм нигде не превратился нив большевизм, нив сталинизм. На Западе эволюция марксизма была совсем иной, из него выросла европейская социал-демократия. Заметим марксизм никогда не был на Западе государственной идеологией, а осваивался как важная составная часть широкой и разветвленной социально-критической традиции. Не имея возможности показать все разнообразие западной марксистской философии XX в, рассмотрим известнейшее ее направление — неомарксизм. Это совокупность марксистских и промарксистских течений, которые характеризуются критическим отношением к капитализму, реальному социализму и его
    «марксистско-ленинской» идеологии. Неомарксизм делится на два основных направления «диалектико-гуманистический» и
    «сциентистский». Основателями первого считаются Дьёрдь Лукач

    (1885—1971) и Антонио Грамши
    (1891—1937). Они и их последователи считали традиционный марксизм недостаточно человечным, поэтому стремились поставить в центр марксистской философии человека как субъект исторического действия. Вместе стем неомарксизм часто использовал идеи немарксистской философии, которые породили в рамках «диалектико-гуманистиче- ского» направления спектр разных течений. Основными среди них являются
    а Франкфуртская школа К ней относились Герберт Маркузе
    (1898—1979), Теодор Адорно (1903—1969), Юрген Хабермас (род. в
    1929 г. Используя отдельные положения марксизма для критики современного высокоразвитого индустриального общества, они в тоже время выступали с леворадикальной критикой социализма. Популярность Франкфуртской школы возросла на Западе с развитием движения новых левых, которое занималось социальной критикой западной культуры в среде интеллигенции б фрейдомарксизм. Это течение обрело популярность в е годы XX в. Фрейдомарксисты Вильгельм Райх (1897—
    1957), Эрих Фромм (1897—1980) и др. стремились соединить проблематику фрейдизма с социальной проблематикой марксизма. Они исследовали деформации психической структуры личности и искали пути их преодоления в экзистенциалистский марксизм Возник во Франции в е годы под влиянием работ Жана-Поля Сартра
    (1905—1980) и Мориса Мерло-Понти (1908—1961). Основная проблематика данной теории — это реабилитация гуманистической концепции молодого Маркса с помощью экзистенцио- нального понимания сущности человека, неогегельянской диалектики, элементов феноменологии и философии жизни г феноменологический марксизм Возник в Италии и США. Его основоположником считают Альфреда Шютца (1899—1959), идеи которого стали отправными для разнообразных концепций этой школы. Современные варианты феноменологического марксизма характерны отрицанием объективного существования социальных структур отождествлением структур взаимодействия с представлениями о них взаимодействующих индивидов отказом от объективного исследования социальных явлений ради понимания, сочувственного описания и т. д. д Будапештская школа марксизма Ее представители ориентировались на положения ранней работы Дьёрдя Лукача История и классовое сознание, в которой философскую позицию марксизма автор усматривает не в классовой борьбе, а в акцентировании человеческих проблем под углом зрения человеческого существования, те. прочитывает марксизм в экзистенциаль­
    но-гуманистическом толковании философия марксизма не столько противопоставляет себя диалектико-идеалистической философии Гегеля, сколько развивается и распространяется на
    ЧАСТЬ I. Сущность философии и этапы ее развития
    субъективно-социальную сферу диалектика чистого материального мира (как мира минеральной и органической природы) безучастия человека лишена смысла, ибо в таком мире отсутствуют основоположные элементы диалектики — субъект и объект, которые при взаимодействии обеспечивают единство теории и практики как сути и цели диалектики человеческого мира. Здесь содержится открытое возражение Энгельсовой Диалектике природы е югославская группа «Праксис». Вначале х годов XX в. в хорватской столице Загребе выходил журнал «Праксис», вокруг которого группировались марксисты во главе с редактором Гайо Петровичем Участники группы провозгласили, что марксизм нельзя считать научной философией. Претензии марксизма на научность трактовались как позитивистская деформация. Не признавались диалектика природы и теория отражения, вместо этого утверждалась активно-творческая функция сознания. Отрицалась определяющая роль материального базиса общества по отношению к идеям, политике, культуре. И, наконец, провозглашались принципиальная несовместимость и противоречие детерминизма и свободы. Представители второго сциентистского направления неомар­
    ксизма также считают марксистское учение об обществе недостаточно научным. Они апеллируют прежде всего к экономическим работам зрелого Маркса, материалистической гносеологии и анализу классов. Итак, неомарксизм характеризуется разнообразием течений, концепций, идей, которые во многом отличаются от теоретических положений первоначального марксизма. В целом марксизм требует не апологетов и разрушителей, а настоящей критики и развития. Обновленный и освобожденный от догматов и ошибок, он может и должен рядом с другими философскими школами и направлениями, искать и находить ответы на вопросы, возникшие перед человечеством вначале в. ВЫВОДЫ
    1. XX век — это такое время и пространство, которое трансформировало через различные философские направления философский опыт прошлого в новых, очень противоречивых, дина
    РАЗДЕЛ 3. Современная мировая философия
    мичыых социально-политических условиях и дало свои, иногда полярные ответы на вечные мировоззренческие вопросы, прежде всего на проблему мира и человека.
    2. Существенной характеристикой современной западной философии является ее разнообразие, которое проявляется как в мировоззренческой ориентации, таки в методологических установках. Контрольные вопросы
    1. Назовите основные тенденции неклассической философии конца XIX в.
    2. Какие факторы влияют на эволюцию современной западной философии
    3. Назовите направления философии XX в, связанные с защитой и обновлением классических философских традиций.
    4. Что такое сциентизм и антисциентизм?
    5. Что такое иррационализм
    6. Какие исторические формы имеет позитивизм
    7. В чем состоит сходство и своеобразие философских взглядов логических позитивистов и постпозитивистов?
    8. Как связано развитие новых научных представлений о мире с философией XX в
    9. Что такое принцип верификации
    10. Какая разница между фрейдизмом и неофрейдизмом?
    11. Каково содержание философской категории «экзистенция»?
    12. Является ли экзистенциональная философия гуманистической
    13. В чем суть эволюции религиозной философии XX в
    14. Каковы основные задачи философии в современный период
    15. Каковы типичные черты основных философских направлений и школ XX в
    16. Определите основные черты марксистской философии.
    17. Есть ли отличие теоретико-философских взглядов Маркса и
    Энгельса от их идеологического и политического толкования Если есть, тов чем оно состоит
    18. Какие черты присущи материалистическому пониманию истории
    ЧАСТЬ I, Сущность философии и этапы ее развития
    19. В чем был прав Маркс ив чем ошибался, критикуя капитализм
    20. Что такое неомарксизм? РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
    1. Западная философия XX века. М, 1994.
    2. История современной зарубежной философии компаративистский подход. СПб., 1997.
    3. Камю А Бунтующий человек. М, 1990.
    4. Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М, 1990.
    5. Маритен Ж Философ в мире. МС. Самосознание европейской культуры XX века. М, 1991.
    7. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм // Сумерки богов. М, 1984.
    8. Современная западная философия Словарь. М, 1991.
    9. Современные философские науки знания, реальность, ценность в трудах мыслителей Запада Хрестоматия / Сост. А.А. Печен- кин. М, 1991.
    10. Фрейд 3. Психология бессознательного. МС Фромм Э Бегство от свободы. М, 1994.
    12. Фуко М Слова и вещи. СПб., 1994. С. 54-80.
    13. Хабермас 10. Понятие индивидуальности // Вопросы философии. 1989. № 2.
    14. Хайдеггер М Разговор на проселочной дороге. М, 1991.
    15. Хюбшер А Мыслители нашего времени Справочник по философии Запада XX века. М, 1994.
    16. Шопенгауэр А Свобода воли и нравственность. МС Ясперс К Смысли назначение истории. МС Раздел 4 РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ ТРАДИЦИИ ИО СО Б Е Н НОС Т И Философия России — органичная часть всемирной философии Проблемы которые она рассматривает, тесно связаны с постановкой и теоретическим решением проблем мировой философии Вместе стем история философии России свидетельствует о самобытных подходах и путях решения этих проблем, опирающихся на национальные культурные традиции Не зная, как развивалась философская мысль в России невозможно в полной мере понять историю русского народа, особенности формирования его духовного мира, его культуры и традиций. Ряд ученых в развитии и становлении философии в России выделяют три периода первый — становление и развитие философской мысли в Киевской Руси второй — философия эпохи Просветительства третий — период русской философии конца
    XIX — начала XX столетия Соглашаясь с такой периодизацией, наверное, следует дополнить ее четвертыми пятым периодами. Четвертый период — с х годов XX в. до конца годов XX в. — философия советского периода, а также философия российской диаспоры за рубежом Пятый период — формирование современной русской философии конца XX — начала XXI в. Итак цель этого раздела — описать историю русской философской мысли от Киевской Руси до исследований современных отечественных философов.
    § 1. Философская мысль Киевской Руси Киевская Русь — первое восточнославянское государство, в котором в границах духовной культуры осуществлялось становление отечественной философской мысли Но определить более
    ЧАСТЬ I. Сущность философии и этапы ее развития или менее точно момент возникновения философии как таковой, конечно, никто не может, так как становление философии — это длительный процесс накопления обобщенных знаний об окружающем мире. Можно лишь суверенностью сказать, что в истории отечественной культуры принципиальное значение имел процесс христианизации Киевской Руси (988 г. Следствием победы христианства было проникновение античных и средневековых философских идейна Русь через Византийскую империю и соседнюю Болгарию. Это время и является началом развития философской мысли в Древней Руси. Второй важной предпосылкой возникновения, распространения и развития философских идей в Киевской Руси являлась письменность. Историки считают, что письменность на Руси появляется сразу же после создания славянской азбуки Кириллом и Мефодием тес начала X в, а получает развитие и распространение с середины X в. Об этом свидетельствуют, например, тексты договоров, заключенных князьями Олегом и Игорем в 907, 911,
    944 гг. Они составлялись на греческом языке, сразу же переводились и писались по-русски. Важным этапом в зарождении философской мысли в Киевской Руси является формирование литературно-письменного языка, когда после введения христианства начинается массовый перевод богословских книг. В древнерусской литературе XI—XII столетий можно выделить такие направления переводная литература, общая для всех славянских народов, и оригинальная литература. Переводились прежде всего библейские тексты, произведения отцов церкви и богослужебная литература, необходимая для практического функционирования новой идеологии. Библия переводилась по частям. В XIII—XIV вв. был переведен Новый Завет и несколько книг Старого Завета. Полный же перевод Библии был осуществлен лишь в конце XV столетия. Первое место среди переведенных в Древней Руси произведений занимает труд Иоанна Дамаскина Источник знаний, в том числе славянским просветителем Иоанном Болгарским (864—927). Он перевел с греческого труд Иоанна Дамаскина, написал несколько своих произведений и составил славянский Шести- днев», те. толкование библейского рассказа о шести днях творения мира (по Библии.
    РАЗДЕЛ 4. Русская философия традиции и особенности Широкое распространение в Древней Руси получили сборники высказываний и афоризмов древнегреческих и римских философов. Одним из них был сборник Пчела, в котором были помещены отрывки из философских произведений Платона, Аристотеля, Сократа, Пифагора, Демокрита, Эпикура, Анаксагора и других мыслителей. Благодаря таким произведениям, как Повесть о царевиче Иосафе» и Повесть об Акире премудром, Древняя Русь познакомилась также с философской мыслью средневекового Востока. В XJ—XII столетиях появляются и оригинальные произведения древнерусских авторов. Среди них на первое место по фило- софско-мировоззренческому значению следует поместить Слово о Законе и Благодати, написанное русским митрополитом Илларионом В формировании мировоззренческих идей большое значение имели и такие произведения, как Послание к Фоме
    Климента Смолятича (середина XII в, Слово о терпении и любви Феодосия Печерского
    (ок. 1036—1074), Златоуст и «Тор­
    жественник», а также Притча о человеческой душе и теле Кирилла Туровского
    (ок. 1130—1182), Слово и Моление Даниила
    Заточника (конец XII — нач. XIII в. В основе почти всех русских летописей, рассказывающих об истории Древней Руси, лежит летопись Повесть временных лет. Нельзя не вспомнить также и сочинение Слово о полку Игореве» (1187). Это выдающийся литературный памятник времен Киевской Руси, но, кроме того, и источник философских взглядов этапа становления государственности восточных славян. Мыслители, писатели, публицисты былине только среди лиц духовного звания, хотя они и преобладали в средневековый период. Значительным культурным деятелем Киевской Руси среди мирян, без сомнения, являлся князь Киевский Владимир Мономах
    (1053—1125), автор Поучения — одного из немногих текстов, в котором представлен этический кодекс поведения мирян. Мы перечислили основные памятники письменной культуры Киевской Руси, но далеко не все. До нас дошли всего 424 рукописи XI—XIII столетий. А общее количество рукописных книг времен Киевской Руси по подсчетам специалистов может составлять от 31,5 до 130—140 тысяч томов. Эти работы позволяют говорить об особенностях, составляющих основу философской культуры Киевской Руси (схема 4.1). Какие же это особенности
    ЧАСТЬ I. Сущность философии и этапы ее развития Схема 4. J. Особенности философской культуры Киевской Руси
    Во-первых, для философской культуры Киевской Руси характерен синкретизм те. нерасчлененность. Это означает, что в культуре Древней Русине существовало еще разделения между сферами духовной деятельности человека. Любое из произведений той эпохи для нас является одновременно памятником и истории, и литературы, и философии.
    Во-вторых, для философской мысли той эпохи характерно многообразие подходов к решению тех или иных проблем. Она развивается не как монолог, жестко определенный рамками православной догмы, а как полифония (многоголосие) различных позиций.
    В-третьих, для философской мысли того периода характерна
    теистичность, те. развитие под эгидой церкви, церковного мировоззрения. Однако, будучи теистичной, она не была теологич- ной. Как это понимать Дело в том, что древнерусские книжники были более не теологами, не религиозными проповедниками, а политиками. Их беспокоили, прежде всего, социально-политические и этические проблемы. Вместе стем их работы создавались под большим
    РАЗДЕЛ 4, Русская философия традиции и особенности влиянием религиозной идеологии. Поэтому философская культура того периода теистична, ноне теологична.
    В-четвертых, для философской культуры Киевской Руси характерна этизацш — рассмотрение любых проблем с позиции этики через конфликт сил добра и зла.
    В-пятых, для философской мысли периода становления характерна историософичность. То есть центральной проблемой философской мысли Киевской Руси была проблема создания представлений о человеческой истории. Какие же философские вопросы волновали киевских книжников Древние русичи старались ответить на вопрос что есть философия Их волновал комплекс проблем, который затрагивал мироздание. Они стремились выяснить глубинные источники человеческой истории, найти ответ на вопрос Откуда пошла земля Русская Их привлекали загадки человеческого бытия. Напряженный поиск ответов на эти и подобные им вопросы составлял содержание философской мысли Киевской Руси. Итак, можно утверждать, что уже в эпоху развития Киевской Руси были заложены основы философского мышления, сформулированы некоторые понятия и категории философии. Усвоены и творчески приспособлены к древнерусской действительности элементы византийской, а через нее греческой и восточной философской культуры. Дальнейший распад Киевского государства, междоусобицы, перенесение посредством обмана в 1169 г. епископом Федором митропольной кафедры в город Владимир отрицательно повлияли на развитие духовной культуры и философской мысли на Руси. Однако впереди у Руси были еще большие беды — тата­
    ро-монгольское иго, остановившее ее развитие на сотни лет. Итак, завершая рассмотрение этого вопроса, можно сделать следующие выводы.
    1. Древнерусский народ вместе с другими народами Европы стоял у колыбели европейской цивилизации. Киевская Русь была одной из наследниц и хранительниц идейного богатства античного мира.
    2. Главными источниками распространения образованности и философии в Древней Руси, как ив Западной Европе, были мо-
    ЧАСТЬ 1. Сущность философии и этапы ее развития
    настыри, в которых учили грамоте, переписывали и сохраняли рукописи. Из стен монастырей вышли видные представители древнерусской философской мысли.
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   33


    написать администратору сайта