Главная страница

Данильян_Тараненко_Философия. Учебник москва эксмо 2005


Скачать 7.94 Mb.
НазваниеУчебник москва эксмо 2005
АнкорДанильян_Тараненко_Философия.pdf
Дата20.09.2017
Размер7.94 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаДанильян_Тараненко_Философия.pdf
ТипУчебник
#8855
страница19 из 33
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   33
logos — понятие, учение, однако будет более правильно понимать эпистемологию либо как теорию знания, либо как исследование только научного знания. Современная гносеология источником познания, сферой, откуда оно получает свое содержание, считает существующую независимо от сознания объективную реальность. Познание реальности — это процесс творческого отражения ее в сознании человека. Принцип отражения выражает сущность материалистического понимания процесса познания. Знание по своей природе — это результат отражения в языковой форме закономерных связей объективного мира. В современной философии термин знание употребляется в трех значениях

1) как возможность, навыки что-либо осуществить
2) как любая познавательно-значимая информация
3) как гносеологическая форма отношения человека к действительности, существующая наряду с практическим отношением. Рассматривая процесс познания (отражения) в целом как системное образование, следует выделить следующие его элементы
1) субъект познания — это тот, кто действует, влияет на объект. Человек не является субъектом сам по себе. Он становится и осознает себя субъектом только в процессе предметной деятельности и общения. Под субъектом следует понимать человека — исходный пункт жизненной и познавательной активности, который получает знания, формулирует теории и концепции, сохраняет и исторически передает их новым поколениям
2) объект познания — это фрагмент (часть) объективной реальности (социальной, природной, правовой и т. д, который включен в человеческую деятельность и познание. Объективная реальность существует независимо от человека, субъекта. Тем не менее в качестве объекта она находится в единстве, во взаимосвязи с субъектом. Объектом познания выступают не только явления природы и общества, но и сам человек, отношения между людьми, а также сознание, память, воля, чувства, духовная деятельность вообще, во всей полифонии ее проявлений. Таким образом, объект познания — это то, что привлечено субъектом из объективной взаимосвязи природы и общества это тона что направлена человеческая деятельность.
3) посредники познания — это средства познания как материального характера (орудия труда, приборы, инструменты, ЭВМ и т. п, таки идеального (понятия, категории, художественные образы, нравственные нормы, научные теории, концепции и т. п. Теория познания рассматривает субъект и объект в диалектической взаимосвязи, взаимодействии, единстве, в котором социально активной стороной является субъект познания. Активная роль субъекта проявляется в следующем в избирательном его отношении к предметному миру в целенаправленности процесса познания в непрерывной поисковой и корректирующей работе рецепторов, нервов и мозга. Результатом любого познания является образ Образ — это идеальное обобщение сущностных отношений объекта. Характерные особенности образа — сходство, адекватность оригиналу.
РАЗДЕЛ 8. Сущность и структура познавательного процесса Образ фиксируется в знаках Знак — это уже материальный носитель информации. Его функциями являются сохранение и передача информации. Знаки и на их основе искусственный язык могут существовать только на базе обычного языка. Относительная самостоятельность знака создает дополнительные возможности для абстрактного мышления, а также для использования компьютерной техники. Итак, мы определили, что познание — активный процесс. Это порождает новый вопрос что заставляет субъекта интересоваться новыми, ранее неизвестными ему вещами и явлениями, изучать их Философы считают, что главной движущей силой познания является общественно-практическая деятельность, или практика. Что же такое практика Что связывает ее с познанием Практика — это материальная чувственно-предметная целе-
полагающая деятельность человека, направленная на смену и приспособление естественной и социальной среды к потребностям общества Понятие практика охватывает не столько чувствен­
но-предметную деятельность отдельного человека, сколько совокупную деятельность, опыт всего человечества в его историческом развитии. Практика является основой всего человеческого бытия, согласовывает и определяет все формы деятельности.
Общественно-историческая практика человечества включает в себя великое множество форм и видов. Важнейшие виды практической деятельности следующие
1) материально-производственная деятельность людей. Она связана с созданием материальных, жизненно необходимых благ. Без материального производства не был бы возможен обмен веществ между человеком и природой, а значит, не была бы возможной и сама человеческая жизнь. Люди, прежде чем заниматься политикой, наукой, искусством и др, в первую очередь должны есть, пить, иметь жилье, одеваться. Но для этого они должны зарабатывать непосредственные материальные средства для жизни
2) общественно-политическая практика. Она включает в себя деятельность государства и его органов, общественных организаций и учреждений, практику идеологической работы, те. работу творческих сил, средств массовой информации и т. п. Эта практика регулирует отношения между государствами, нациями и социальными группами внутри государства. В современных услови-
ЧАСТЬ II. Бытие, сознание, познание
ях общественно-политическая практика приобретает первоочередное значение. Это объясняется демократизацией всей общественной жизни, включением в активную жизнь широких масс людей, плюрализмом мнений, наличием большого количества разных неформальных организаций
3) научно-экспериментальная деятельность. Это особый вид практики. Современная наука невозможна без использования различных приборов, реактивов, измерительных стендов, полигонов, ЭВМ. Особенностью этого вида практики является то, что она имеет дело с материальным элементом науки и ставит себе целью не производство новых материальных ценностей, а накопление новых знаний. Научно-экспериментальная практика является своеобразным связующим звеном между теоретической и практической деятельностью. Таким образом, общественная практика охватывает все стороны жизни общества материальную, общественно-политиче­
скую, научно-экспериментальную. Практика существует в единстве с познанием. Они связаны настолько тесно, что в известном смысле их можно рассматривать как две стороны единого процесса. Практика — это матери­
ально-предметная деятельность, а познание — идеально-образ­
ная деятельность. Однако не следует отождествлять практику и познание. По способу и результату деятельности практика и познание выступают как противоположности. Практика — это производство материальных вещей, преобразование общественных отношений самого человека, а познание — это производство идей, знаний, моральных норм и т. д. По отношению к познанию практика выполняет такие функции (схема 8.2): а) практика является исходным пунктом познания. Из практически активного отношения человека к миру формируется сознание человека. Оно заставляет сосредоточить познавательную деятельность на действительности, которая требует своего преобразования и поэтому является практически важной б) практика является движущей силой развития познания. Она ставит перед познанием определенную цель и требует ее решения. Изначальных потребностей общественной практики выросли все науки. Например, даже такая, казалась бы, абстрактная наука, как астрономия, и та появилась как ответ на потребности земледелия и мореплавания. Из необходимости строительства
РАЗДЕЛ 8. Сущность и структура познавательного процесса Схема 8.2. Роль практики в познании различных сооружений, развития ремесел и земледелия зародилась и развилась механика. Потребность влечении вызвала возникновение медицины, анатомии, физиологии и др. В наше время, как никогда, общие потребности практики, производства движут вперед научное познание намного быстрее, чем десятки университетов. Этот факт, разумеется, не принижает роли теоретического исследования. Он лишь подчеркивает, каким могучим стимулом для научного познания являются практические потребности общества на его исторических путях развития в) практика служит основой познания, поскольку она объединяет жизнь людей, является определяющим способом их отношения к миру. Познание формируется на основе предмет­
но-практической деятельности общества по преобразованию природы и вначале выступает одним из моментов этой деятельности. Но познание непросто имеет своей основой практику — оно именно является активным, действенным процессом идеального освоения действительности. Практика выступает как единая основа познания еще и потому, что только она дает возможность раскрыть наиболее полно объективную природу вещей. Благодаря предметно-материаль­
ной деятельности человек вмешивается в объективный естественный процесс и, изменяя окружающий мир, открывает новые
ЧАСТЬ II. Бытие, сознание, познание процессы и явления, которые могут становиться объектами дальнейшего познания. Практика выступает основой познания еще и потому, что уровень ее развития прямо и непосредственно определяет уровень развития приборов и технических средств познания. А от их применения зависят темпы познания и глубина отражения мира г) практика служит критерием истинности познания. Она является средством разделения истинных и ошибочных положений. Этот критерий не может находиться в самой теоретической схеме предмета, он находится извне, вне теории — в практике. На основе практики доказывается объективность содержания знания. Только те результаты познания, которые прошли проверку практикой, могут претендовать на объективную значимость. К практике как критерию истины необходимо подходить диалектически. Этот критерий истины и абсолютен, и относителен. Абсолютность практики состоит в том, что только она в конечном счете дает возможность распознать истинность или неистин­
ность наших знаний, отличить действительность от видимости, раскрывая таким образом познаваемость мира. Относительность практики как критерия истины связана с ее историческим характером. На каждом этапе исторического развития практика немо жет полностью, во всех деталях подтвердить или опровергнуть существующие знания. Она может подтвердить истинность лишь главного содержания теорий или представлений. Всегда существуют такие теоретические положения, которые не могут быть ни доказаны, ни отвергнуты практикой в свое время. Можно сказать, что практика как критерий истины ограничена своим собственным историческим уровнем, который определяет ее возможности в вынесении приговора знаниям д) практика выступает конечной целью познания. Познание происходит не ради него самого, а для удовлетворения каких-то практических потребностей. Человечество осуществляет великий подвиг познания, отдавая ему значительную часть средств существования, именно ради своего существования, удовлетворения практических потребностей. На каждом этапе развития человечества передним встают новые практические задачи, решать которые возможно лишь с помощью дальнейшего развития познания. К сказанному следует добавить, что практика порождает познавательные способности людей, создает социальную среду, которая способствует получению знаний, их накоплению, обес-
РАЗДЕЛ 8. Сущность и структура познавательного процесса
печивает передачу их новым поколениям. Итак, практика сначала и до конца обуславливает познание, придает ему общественный характер. Таким образом, выяснив основные элементы процесса познания, мы можем дать следующее его определение. Познание — это процесс целенаправленного, активного отражения объективного мира в сознании людей, обусловленный общественно-историче­
ской практикой человечества. Теперь необходимо выяснить, как осуществляется процесс познания, какова его диалектика.
§ 2. Диалектика познания. Проблема истины Как было сказано выше, познание, которое развивается на единой основе практики, представляет собой сложный, противоречивый процесс отражения действительности в идеальных образах. Но образы могут отличаться по характеру и глубине отражения объекта. Это связано стем, что объект познания имеет как бы две стороны внешнюю, открытую нами внутреннюю, которая скрыта от нас. Первая — это явление, вторая — его сущность. Задача познающего субъекта — непросто изучить явление, но и раскрыть его сущность, открыть законы, для того чтобы поставить их на службу человеческой практике. Как же движется познающий субъект от явления к сущности Сложность объекта познания требует создания соответствующей полиструктурной системы познания. Различают чувственное и рациональное познание Чувственное познание является начальными вообще предпосылкой познания. Оно возникает при непосредственном взаимодействии субъекта и объекта и имеет три формы ощущение, восприятие и представление. Ощущение — это отражение с помощью пяти органов чувств отдельных свойств, определенных сторон вещей слух воспринимает звуки глазу человека открывается пространство, расстояние в окружающем мире вкусовой анализатор дает возможность познавать вкусовые качества обонятельный — информирует о запахах прикосновение помогает определять плотность, температуру, жесткость, форму. Ярким подтверждением действия органов чувств в формировании субъективных образов может быть описание природы в художественных произведениях. В них природа суще-
ЧАСТЬ II. Бытие, сознание, познание
ствует как видимая, слышимая, как непосредственно воспринятый чувственный мир. На основе ощущений формируется более сложная форма познания — восприятие Восприятие — это синтетический комплекс различного рода ощущений, который дает возможность непосредственного создания единого образа предмета, получения информации об объекте в его целостности. Восприятие имеет избирательный характер. Восприятие тех или иных свойств объекта зависит от потребностей и интересов субъекта. Системность, качество восприятия формируются в процессе практики. Многократное восприятие вещи может удерживаться в сознании индивида и при ее отсутствии. Это уже будет более высокая степень чувственного познания — представление Представление — обобщенный образ объекта, воспринятого ранее. Спецификой представления является то, что, во-первых, оно может познавать объекты, которые не существуют в реальности, а являются плодом нашей фантазии, во-вторых, представление, как правило, воссоздает обобщающие черты предмета, те. формы чувственного познания воссоздают объект в наглядно-образной форме. Теперь еще раз обратимся к художественной литературе. У французского писателя Ф. Вольтера есть повесть «Микроме- гас. В ней автор приводит диалог жителей двух планет. Представитель Сириуса заявляет, что существа его планеты владеют семьюдесятью двумя чувствами и ощущают недостаток в них. А житель Сатурна на это отвечает, что они имеют тысячу чувств, но их тоже не хватает. У землян, естественно возникает вопрос если бы органов чувству нас было не пять, а больше, наши познавательные возможности были бы более широкими Ответы могут быть различные. Однако следует помнить, что чувства отражают то, что лежит на поверхности явлений. Они не в состоянии проникнуть в их суть. Вот здесь и приходит на помощь качественно новый уровень отражения действительности, который получил название рационального познания или мышления Формы рационального познания — понятие, суждение, умозаключение — дают возможность проследить закономерности в развития природы и общества. Исходной формой рационального познания являются понятия Понятие — форма мысли, в которой обобщены внутренние,
РАЗДЕЛ 8. Сущность и структура познавательного процесса существенные признаки предмета или процесса. В понятии фиксируются закономерные связи и отношения, в нем должны содержаться общие и особые признаки предмета. Понятие предмета дает возможность выделить те качества, которые невозможно воссоздать с помощью наглядного образа. В языке понятия обозначаются словом или термином. Понятия служат исходной формой абстрактного мышления. Но мышление не существует в форме отдельных, изолированных понятий. Чтобы выразить связь и взаимозависимость явлений, понятия должны быть связаны между собой. Такая связь создает другую форму абстрактного мышления — суждения Суждение — это такая логическая форма мышления, в которой утверждается или отрицается что-либо относительно объекта познания. Словесной формой выражения суждения является предложение. По объему различают суждения единичные, в которых раскрывается взаимосвязь между отдельными предметами особые, в которых утверждается или отрицается наличие свойств в определенной группе предметов общие, в которых выделяются (сравниваются) типичные закономерности взаимосвязей между процессами во Вселенной или отдельных ее сферах. Объединение нескольких суждений создает третью форму абстрактного мышления — умозаключение Умозаключение — это такой логический процесс, входе которого из нескольких суждений на основе закономерных, существенных и необходимых связей выводится новое суждение, имеющее своим содержанием новое знание о действительности. По характеру умозаключение может быть индуктивного и дедуктивного плана. Индуктивным будет такое умозаключение, в котором процесс познания идет от единичного к общему, а дедуктивным — если на основе знаний всей сущности предмета делаются выводы об отдельных его сторонах. Познавательная роль умозаключения особенно велика при изучении явлений, недоступных непосредственному наблюдению. Таким образом, процесс познания основан на совокупности чувственных и рациональных форм. Абсолютизация одних и недооценка других форм приводит в конечном итоге к логической ошибке. В философии наблюдаются два направления такой абсолютизации — сенсуализм и рационализм Представители сенсуализма делают акцент на том, что всезнания, которыми владеет человечество, выведены из чувственного опыта что ощущение
ЧАСТЬ II. Бытие, сознание, познание является единой цепью, соединяющей человека с внешним миром. Рациональные формы познания сенсуалисты считают спекулятивными, надуманными, не отвечающими истине. А рационализм утверждает только на основе рационального мышления возможно познать сущность процессов и явлений чувственные формы познания — лишь предпосылка возникновения знаний на ранних стадиях цивилизации. Ограниченность сенсуализма и рационализма относительно познания, в общем-то, очевидна. Рациональное и чувственное — это диалектически взаимосвязанные стороны одного познавательного процесса, которые лишь в единстве могут давать адекватную картину действительности. Каждый момент чувственного отражения в познании опосредован мышлением. В свою очередь, рациональное познание приобретает свое содержание из чувственных данных, которые обеспечивают постоянную связь мышления с конкретными предметами и явлениями действительности. Ив мышлении человек не может абсолютно обходиться без наглядности, поскольку без этого невозможны проекция наших знаний на действительность и результативное осуществление предметно-практической деятельности. Как известно, в процессе познания наряду с рациональными операциями и процедурами принимают участие и нерациональные. Попробуем выяснить их суть. Для достижения своих целей людям приходится решать определенные задачи. Одни могут быть решены с помощью рациональных приемов, для решения других необходимо создание нестандартных, новых правили приемов. Именно здесь необходимо творчество Творчество представляет собой механизм приспособления человека в нескончаемо разнообразном и изменчивом мире, что обеспечивает его выживание и развитие. При этом речь идет не только о внешнем, объективном, но и о внутреннем, субъективном, мире человека, который не может быть охвачен рациональностью. Он постигает огромное, но все же конечное число правил, норм и стандартов. Поэтому творчество не противоположно рациональности, а служит ее естественными необходимым дополнением. Одним из наиболее важных механизмов творчества является интуиция Интуиция — это особая форма скачка от незнания к знанию, перерыв постепенности движения мысли, переплетение логического и психического механизмов мышления человека,
РАЗДЕЛ 8. Сущность и структура познавательного процесса скачок от исходных данных к результату. Основными чертами интуиции являются внезапность и неосознанность процесса мышления. Однако ничего таинственного в интуиции нет. Интуиция не является особой, третьей формой мышления, а представляет собой внутренний момент чувственного и логического в познании. Ее основными предпосылками выступают наличие у человека опыта деятельности в определенной сфере обладание богатым фактическим материалом возникновение проблемной ситуации развитость у человека способностей к творческому мышлению наличие одаренности, таланта в определенной области. Сложное соединение, единство уровней отражения действительности создает такие высшие формы познания, как гипотеза и теория Гипотеза — это научно обоснованное предположение о существовании явлений, о внутренней структуре или функциях явлений, о причинах возникновения и развития явлений, достоверность которых на современном этапе производства и науки не может быть проверена и доказана. Примерами гипотез могут быть предположения о происхождении жизни на Земле, о возникновении Солнечной системы и др Теория — это наиболее адекватная форма научного познания, система достоверных, глубоких и конкретных знаний о действительности, которая имеет строгую логическую структуру и дает целостное, синтетическое представление о закономерностях и существенных характеристиках объекта. Таковой являются современная теория атомного ядра, теория относительности в физике, теория наследственности в биологии. Таким образом, познание в своем диалектическом развитии проходит длинный путь от простых ощущений к сложным научным теориям. Диалектический процесс углубления человеческих знаний от явления к сущности, от сущности первого порядка к сущности второго порядка и т. д. является общим законом познания. Высший уровень познания — логическое, теоретическое познание. Успешное использование результатов познания в практической деятельности возможно только в том случае, если полученное знание является достоверным, те. истинным. Значит, вопрос об истине — один из важнейших в теории познания. Что же такое истина
ЧАСТЬ Н. Бытие, сознание, познание Прежде чем раскрыть эту проблему, приведем такой факт. В Третьяковской галерее есть картина русского художника ММ. Ге Что есть истина. Ее сюжет взят из христианской мифологии. Живописец показал сцену допроса Иисуса Христа наместником римского императора в Иудее Понтием Пилатом. Он спрашивает у Христа, стоящего передним Что есть истина Лицо Пилата выражает иронию. Задавая этот вопрос, он как бы говорит Не верю, что ты дашь ответ На этот вопрос еще никто не мог ответить На него вообще ответа нет В самом деле, понимание истины в истории философии было неоднозначным. Платон, например, понимал под истиной определенные неизменные качества идеальных объектов, Аристотель — соответствие наших знаний объективной реальности, Кант видел истину в априорных формах бытия, Гегель — в процессе достижения абсолютной идеи через рациональные формы познания, Юм сводил истину к ощущениям субъекта и практически ее отрицал. В современных философских концепциях тоже нет единого понимания истины. Современный материализм подходит к проблеме истины сточки зрения отражения объективной реальности в человеческом сознании Истина — это адекватное отражение объекта в сознании субъекта, которое воссоздает объект таким, каким он существует независимо от сознания субъекта Материалистическая теория познания конкретизирует традиционную концепцию истины через диалектическую взаимосвязь понятий объективная истина, субъективная истина, абсолютная истина, относительная истина, конкретность истины (схема 8.3). Объективная истина — это содержание человеческих знаний о действительности, независящее ни от субъекта, ни от человека, ни от человечества. Она существует потому, что объективным является материальный мир, который в ней отражается, а отражение предполагает схожесть с оригиналом. Поэтому в познании существует такой момент, который не зависит от нашего сознания, а целиком обусловлен влиянием на него внешнего мира. Это независимое от нас содержание наших знаний и есть объективная истина. Но истинное знание всегда является знанием определенного субъекта — индивида, социальной группы, всего человечества. Субъект познания, его познавательные возможности обусловлены определенным уровнем развития общества и его практики, ограниченного опытом человечества на данное время. Значит, в
РАЗДЕЛ 8. Сущность и структура познавательного процесса Схема 8.3. Учение об истине (основные понятия) процессе познания момент субъективности истины необходимо учитывать. Субъективная деятельность служит формой проявления и формой развития самого объективного содержания. Истина как процесс является объективной по содержанию, но субъективной по своей форме. Истину нельзя понимать как готовое знание, неизменное и данное рази навсегда. Истина, по выражению Гегеля, не является отчеканенной монетой, она не дается в готовом виде, и ее нельзя в таком виде положить в карман. Истина является бесконечным процессом приближения к объекту, который сам находится враз витии. В этом плане любое знание, зафиксированное на томили ином конкретно-историческом уровне, будет неполным, неточным, в определенной мере односторонним, те. на каждом кон­
кретно-историческом уровне развития познания мы имеем дело лишь с относительной истиной Относительная истина — это такое знание, которое в принципе правильно, но неполно отражает
ЧАСТЬ Н. Бытие, сознание, познание действительность, не дает ее всестороннего, исчерпывающею образа. Абсолютная истина — это полное, точное, исчерпывающее отражение объекта в сознании субъекта в широком понимании — абсолютное знание обо всем мире. В этом значении абсолютная истина является границей, к которой стремится научное познание, никогда ее не достигая. В узком понимании абсолютная истина означает полное и точное знание отдельных моментов действительности, ив этом значении она является элементом достигнутого знания. Следует отметить, что нет и быть не может отдельно абсолютной истины и отдельно относительной. Существует одна истина — объективная по смыслу, которая выступает диалектическим единством абсолютного и относительного, те. является истиной абсолютной, но относительно определенных границ. Абсолютное и относительное — это два необходимых момента объективной истины. Рассмотрим это положение подробнее. Для этого используем схему (8.4). Как мы отмечали, целью познания субъектом объекта является постижение абсолютной истины. Условно на схеме она показана между линиями-лучами, соединяющими субъект познания (S) с объектом (О. Процесс познания абсолютной истины — это не мгновенное действие, а сложный, исторически бесконечный процесс. Он никогда не завершится. Поэтому в символе О стоит знак бесконечности. Бесконечное приближение субъекта к познанию абсолютной истины происходит путем последовательного накопления определенных исторически-конкретных доз знания. Эти дозы на схеме показаны в виде треугольников. Любой из них является условно относительной истиной. Центральную часть треуюльника занимает истина абсолютная. Итак, в каждой истине, не считаясь с ее относительностью, есть элемент абсолютной истины. Другая часть треугольника — это знание в чем-то неточное, неполное. Постепенно эта часть уменьшается. Как целое состоит из своих частей, таки абсолютная истина состоит из истин, относительных в бесконечном процессе развития познания. Непонимание сути абсолютной и относительной истины на практике приводит к догматизму и релятивизму. Догматическое мышление пытается то или иное учение, положение воспринимать как законченную и вечную истину, как догму, принимаемую
РАЗДЕЛ 8. Сущность и структура познавательного процесса Схема 8.4. Соотношение абсолютного и относительного в истине без учета конкретных условий, при которых сам объект существенно изменяется. Релятивизм как течение философии впадает в другую крайность — абсолютизирует относительность знаний, отрицает моменты абсолютно истинного в них и на этом основании отрицает объективную истину и познаваемость мира. Из анализа абсолютной и относительной истины вытекает учение о конкретности истины Конкретная истина — это истина, в который правильно отражена сущность определенных явлений и тех конкретных условий, в которых эти явления развиваются. Если понятие объективная истина подчеркивает основную ее черту как верное отражение действительности, а понятие относительная и абсолютная истина — сам процесс ее познания, то понятие конкретность истины свидетельствует о возможности практического использования полученных знаний. Современный материализм исходит из того, что абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Это означает, что необходимо учитывать границы применения результатов познания и уточнять их. Незнание или игнорирование этих пределов превращает наши знания в ошибочные. Ошибочное содержание — это такое содержание человеческого знания, в котором действительность воссоздается неадекватно и которое обусловлено историческим уровнем развития субъекта и его местом в обществе. Ошибочность содержания — это не специальное искажение действительности в представлениях субъекта, существование его обусловлено закономерностями развития как самого познания, таки практики. Что же служит критерием истины Как уже отмечалось выше, одним из важнейших критериев является практика. Однако практика — далеко не единственный критерий истинности знаний. Среди других критериев истинности знаний (которые в итоге также основываются на практике) можно назвать подтверждение фактами, соответствие принципам научной теории, корректность и точность использования терминологии, логическая и концептуальная непротиворечивость и некоторые другие. Таким образом, истина является субъективным образом объективного мира, она служит единством абсолютного и относительного, объективного и субъективного. Познание по своей природе, характеру и целям неограниченно и может давать объективное и точное отражение мира. Но истина всегда конкретна, те. исторически обусловлена, и имеет определенные границы применения. Именно поэтому по своему конкретному содержанию и имеющимся достижениям она является ограниченной, относительной. Процесс познания истины — постоянная борьба за преодоление ограниченности человеческих возможностей в достижении истины. ВЫВОДЫ Современная теория познания основана на таких принципах
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   33


написать администратору сайта