Тема 2. Древние и современные концепции коммуникации. Тема древние и современные концепции коммуникации
Скачать 285.48 Kb.
|
ТЕМА 2. ДРЕВНИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ КОММУНИКАЦИИ 1. Античная культура о коммуникации Софисты- первые греческие учителя, которые учили искусству убеждать, красиво говорить, правильно аргументировать свои мысли, а главное — искусству опровергать суждения противной стороны. Именно благодаря деятельности софистов возникла риторика как искусство речи. Наибольший вклад в ее развитие внес софист Горгий (V—IV вв. до н.э.). «Нет ничего устойчивого в мире и, следовательно, нет абсолютной истины и все относительно, только слово абсолютно». Слово рассматривалось как носитель убеждения, верования и внушения, невзирая на его истинность или ложность. Сократ (469—399 до н.э.) положил начало моральной философии. В центре его внимания стояла проблема человека и его сущности. Человек у Сократа прежде всего существо моральное. В своих дискуссиях философ вырабатывает так называемый сократический метод диалектики. Составной частью его диалектики является метод майэвтики (буквально «повивальное искусство») — искусство, помогающее знанию, которое уже имеется в разуме человека, проявиться в ходе диалога. Платон (427—347 до н.э.) как и Сократ, противопоставляет этику риторике. Согласно Платону, риторика есть всего лишь угодничество, лесть, подхалимаж. У Сократа и Платона сама философская рефлексия выступила в форме диалога, т.е. интеллектуального общения людей, самостоятельно и по-разному мыслящих. Аристотель (384—322 до н.э.) как и его учитель Платон, был твердо убежден, что исследовать истину, культивировать знания — это задача философии, а задача риторики — убеждать или, точнее, выяснять средства и методы эффективного убеждения. Аристотель создал трактат «Риторика», рассмотрел разные виды речи — поэзию и прозу. Цицерон (106-43 до н.э.) продолжил греческую традицию платоновской Академии и школы Аристотеля (Ликей). Он создал не только латинский литературный язык, но и латинскую философскую терминологию. Во взглядах Цицерона на риторику нет жесткого противопоставления этики риторике. По его мнению, предмет риторики может быть понят и как инструмент получения знания с помощью речи (педагогика). 2. Проблема коммуникации в христианской и новоевропейской культуре Огромный шаг на пути решения проблемы личности и человеческих отношений был сделан с возникновением и распространением христианства. Христианство дало мощный импульс развитию самосознания личности. Это было связано: 1), с признанием равенства всех людей перед Богом; 2) поведение каждого человека зависит от него самого, ибо Бог наделил человека свободой воли; 3) христианство определило особое место человека в мире; 4) христианство провозгласило важнейший принцип человеческих отношений - "возлюби ближнего как самого себя". Но христианство наложило и определенные ограничения на развитие человеческой индивидуальности и на характер взаимоотношений. Высшая ценность была признана за общением человека с Богом, а не с себе подобными. В области теории и практики ораторского искусства Средневековье немного добавило к наследию античности. Труды теоретиков (Исидор Севильский, Юлий Руфиний, Георгий Херовоск и др.) в основном были связаны с систематизацией уже имеющихся знаний, упорядочением терминологии риторики и организацией текста. На смену античной риторике приходит гомилетика - искусство произнесения проповеди. Начиная с Возрождения риторика теряет свою опору в гомилетике и ищет ее в практике художественной речи. В центре внимания новой культуры уже не Бог, а Человек. В эпоху Просвещения все более широкое признание завоевывает такое понимание сущности человека и человеческих отношений, которое основано на вере в природную доброту и разумность человека (свобода, равенство ,братство) Это время отмечено развитием педагогики, этики, эстетики, психологии, изучающей психологические механизмы, управляющие взаимоотношениями человека с себе подобными, а не с Богом. |