тема 3. Дисциплины Философская онтология Тема Философское учение о бытии
Скачать 19.97 Kb.
|
Раздел дисциплины: Философская онтология Тема 3. Философское учение о бытии Что такое бытие?" – центральный вопрос классических философских систем. Ответ на него определяет то, каким образом будут интерпретироваться другие философские проблемы: сознания, познания, истины, природы человека, смысла его жизни и места в истории. С вопроса о бытии и его основаниях в VI в. до н.э. начали свои рассуждения первые греческие философы, они искали новые, нс мифологические основания природного и человеческого мира. Второй важнейшей проблемой философии, осознанной и сформулированной несколько позже, является проблема человеческого бытия. Без ответа на вопрос о бытии вообще, человек не может постичь собственную природу. Верно и обратное суждение: без знания себя человек не в состоянии адекватно познать внешнюю реальность. Взаимосвязь вопросов о бытии и о человеке была осознана с самого начала существования философского знания и первоначально отразилась в представлении греков о соразмерности микро- и макрокосмоса. Позже, в эпоху Возрождения, философы предложили сходную идею взаимосвязи внешнего и внутреннего, придав ей мистический оттенок. Современная западная философская мысль все более склоняется к идее необходимости связи внешнего познания – познания объективного мира и самопознания – постижения субъективной реальности. Единство ино- и самопознания формирует гармоничную личность и соразмеряет разные культурные миры: науку, философию, религию, искусство. Таким образом, с одной стороны, вопросы о бытии и человеке составляют два полюса философского знания, а с другой – незримо присутствуют в любой философской проблеме. Философские вопросы, связанные с бытием человека, мы будем обсуждать в 4-й, 5-й, 7-й и 8-й темах. Сейчас подробнее остановимся на философской проблеме бытия. Вопрос о бытии обсуждается в онтологии – философском учении о бытии. Бытие – самая широкая философская категория, она означает реальность, действительность, все то, что существует тем или иным способом. Но философская категория бытия предполагает не только описание того, что есть в наличии во Вселенной, но и выяснение природы этого наличествующего. Философия проясняет вопрос об абсолютном, несомненном бытии, оставляя все преходящее и временное на периферии рассуждений. Например, одним из фундаментальных философских вопросов является вопрос о соотношении бытия и небытия. Сосуществуют ли бытие и небытие на равных, представляя две стороны реальности, или же бытие есть, а небытия нет? Что такое небытие? Как небытие соотносится с хаосом и с ничто? В некоторых современных философских учениях акценты в интерпретации взаимоотношений бытия и небытия меняются принципиально. Ведущую роль играет уже не бытие, а небытие. В других теориях утверждается необходимость равноправного сосуществования бытия и небытия. Таким образом, в современной философии, в отличие от классической, утверждается, что бытие без небытия невозможно. Итак, бытие – общая характеристика мироздания, с этим согласны все философы. Однако наполнение этой категории конкретным содержанием сопровождается многочисленными спорами. В учении о бытии решается ряд принципиальных философских вопросов: един или множественен мир, изменчив он или неизменен, подчиняется ли изменение каким-то законам и т.п. В зависимости от ответов на них формируются различные философские позиции: монизм и плюрализм, материализм и идеализм, детерминизм и индетерминизм (см. 1.5, 3.6) Одним словом, философские вопросы о бытии (и небытии) по-прежнему открыты, они относятся к разряду вечных, на которые каждая эпоха дает свой ответ. Первые греческие натурфилософы стремились выявить предельные основы бытия – первоначала мира. Первоначалами в античной натурфилософии выступали стихии: огонь, вода, воздух. Но, размышляя об основах бытия, греческие философы не имели в виду физические огонь, воду или воздух: первоначала носили умопостигаемый характер, они обозначали принцип, а не физическое состояние. Например, огонь и характеристика "огненный" выражали подвижность, легкость, изменчивость. Поскольку философский язык в то время только создавался, греческим философам приходилось "изобретать" слова, для того чтобы обозначить новые идеи и смыслы. Чтобы указать на природность, естественность и натуральность основ бытия, первые философы использовали привычные для них названия стихий. Помимо натуральности, вторым важным свойством первоначал была безличность; т.е. мир, по мысли греков, возникал не по воле богов, а в силу естественных законов взаимодействия безличных стихий. Космос в представлении античных философов предстает упорядоченным и гармоничным и, что еще важнее, он соразмерен человеку. Античный мудрец не чувствовал никаких конфликтов человека с миром, мир логичен, необходим, разумен, и потому его можно постичь с помощью разума. Поиск умопостигаемого, неизменного и вечного бытия продолжили элеаты. Бытие элеатов едино и неизменно, абсолютно и тождественно самому себе, не возникает и не уничтожается; оно – вся возможная полнота совершенств. Представитель школы элеатов Парменид так сформулировал основной тезис своих размышлений: бытие есть, а небытия нет. Для доказательства этого положения Парменид поставил знак равенства между бытием и мыслью о нем и первым сформулировал принцип тождества бытия и мышления. Он прозвучал так: "Одно и то же есть мысль и то, о чем эта мысль существует". То есть что невозможно помыслить без противоречий, то не существует. Основываясь на этом положении, другой представитель элеатов – Зенон – сформулировал свои знаменитые апории, показывающие невозможность непротиворечивой мысли о движении. Наиболее известными являются апории "Ахилл и черепаха" и "Летящая стрела". Рассуждал Зенон так. Черепаха и Ахилл – один из лучших бегунов Древней Греции – находятся в точке А. Черепаха начинает двигаться чуть раньше Ахилла. За некое время Т черепаха проходит расстояние и оказывается в точке В. В этот момент начинает двигаться Ахилл. Однако к тому времени, как он окажется в точке В, черепаха проползет какое-то расстояние и доберется до точки С; за то время, пока человек доберется до точки С, черепаха вновь уйдет вперед и т.д. Иными словами, как бы ни был быстр Ахилл, ему всегда понадобится некоторое время, чтобы достичь точки, где до этого была черепаха. И как бы медленно ни двигалась черепаха, она всегда пройдет еще некоторое расстояние за то время, пока Ахилл достигнет точки, где она только что была. Таким образом, делает вывод Зенон, Ахилл никогда не догонит черепаху, поскольку об этом невозможно мыслить без противоречий. Если бытие и мысль о нем одно и то же, а движение невозможно мыслить непротиворечиво, – то значит, никакого движения не существует. В апории "Летящая стрела" Зенон рассматривает соотношение движения и покоя. В каждый конкретный момент времени стрела находится в какой-то конкретной точке пространства, т.е. покоится; тем не менее наши чувства свидетельствуют о том, что стрела движется. Следовательно, наша мысль вступает в противоречие с чувствами; но поскольку бытием является мысль, то свидетельства чувств следует отбросить. Таким образом, резюмирует Зенон, движение невозможно. Доказательства Зенона сводились к двум основным тезисам: логически невозможно мыслить множественность вещей; мысль о существовании движения приводит к противоречию. Невозможность непротиворечиво мыслить движение привела элеатов к выводу об иллюзорности множественности и изменчивости мира, а значит – небытия и хаоса. Во Вселенной элеатов небытию нет места, потому что его невозможно вывести логически. Бытие есть, небытия нет – еще один знаменитый тезис элеатов. Первым раскритиковал элеатов Аристотель. По его мнению, Зенон, во-первых, смешивает актуальную и потенциальную бесконечность, а во-вторых, даже если пространство и время бесконечно делимы, это не означает, что они существуют отдельно друг от друга. Платон, использовав идеи Парменида о неизменности бытия, с одной стороны, и Гераклита об абсолютной изменчивости бытия, с другой стороны, создал собственную систему. Подлинным бытием, как утверждал Платон, являются идеи, или эйдосы, им противостоит мир небытия, т.е. материи. Между бытием и небытием балансирует мир чувственных вещей, его бытие неподлинно, это лишь бытие по мнению, а не по истине. Эйдосы упорядочены в строгую иерархию, на вершине которой располагается идея Блага, она объединяет три другие идеи: Истину, Добро и Красоту. В отличие от элеатов, Платон не исключает движения, но связывает его только с миром чувственных вещей, бытие которых неподлинно; истинное же бытие, или идеи, неподвижно и неизменно. Уже в античности появляются противники теории единого бытия: к ним относятся софисты и киники. Эти философы настаивали на том, что человек самодостаточен и не нуждается в идее единого и неизменного бытия. Абсолютное бытие тяготит и принуждает человека. По мысли софистов и киников, человек должен жить только в согласии с самим собой, без оглядок на абсолютное бытие, волю богов или общепринятые истины (см. 2.1). Средневековые философы адаптировали идеи античности к своим проблемам. В средневековой философии истинным бытием предстает Бог, а мир и человек – только его творения. Человек – образ и подобие Бога, поэтому несет в себе частичку истинного бытия. Схоластика предлагает сложные концепции бытия, состоящего из многочисленных уровней и форм: актуального и потенциального, необходимого и случайного, возможного и действительного (см. 2.2). В философии эпохи Возрождения бытие совпадает уже не с Богом, а с природой, однако Бог присутствует в каждой части природы. В философии Нового времени категория бытия уточняется с помощью нового понятия – субстанция. Субстанция означает первооснову всего существующего, то, посредством чего все вещи, предметы, явления и события существуют. Но сама субстанция ни в чем не нуждается, она – причина самой себя и всех вещей. Субстанция обладает атрибутами, или неотъемлемыми свойствами, и проявляется через множество модусов – конкретных воплощений. Впервые развернутое понятие субстанции появляется в философии Б. Спинозы, который поставил знак равенства между Богом, природой и субстанцией. Под субстанцией понимается то, что существует само по себе и не нуждается в чем-то другом, что стало бы ее причиной. Субстанция – причина самой себя. В таком понимании субстанция – само естество, природа, а не что-то сверхъестественное. Другой философ Нового времени Дж. Беркли доказывает, что материя не может быть субстанцией, так как нигде в опыте люди с ней не сталкиваются: в опыте человек имеет дело только с ощущениями. Субстанция не существует ни в духе, ни в каком-либо другом месте, поэтому она не существует нигде. Лишь дух, непрерывность и наличность которого мы непосредственно переживаем, является субстанцией. Таким образом, субъективный идеалист Дж. Беркли вступает в теоретический конфликт с Б. Спинозой. Р. Декарт разрешает этот спор и утверждает существование сразу двух субстанций: протяженной (материальной) и мыслящей (духовной). Обе они равноправны и независимы друг от друга. В философии Просвещения бытие отождествляется с материей, которая, в свою очередь, понимается как вещество. Философы-материалисты этой эпохи считали, что существует только вещество. Вещество находится в трехмерном пустом пространстве, как в большом ящике, и подчинено законам механики. В XVII-XVIII вв. философы размышляют об объективном природном бытии и упускают из виду субъективное невещественное бытие человека (см. 2.3). Реабилитация понятия человеческого бытия происходит в немецкой классической философии. И. Кант придал вопросу о природе человека статус философского. Он сформулировал проблему границ человеческого разума, который не может разрешить всех проблем и познать все существующее. По мнению философа, не имеет смысла спрашивать о бытии самом по себе (о "вещи-в-себе"): бытие следует рассматривать только по отношению к субъекту. Именно субъект устанавливает законы мира и с помощью своих способностей упорядочивает хаос реальности. Другой представитель немецкой классической философии Г. Гегель считает бытие необходимым этапом развития мышления, а субстанцией и первоосновой мира называет Абсолютную идею. Бытие – исходная точка движения духа. Следующим этапом развития духа является небытие. Единство бытия и небытия задает категорию становления. Г. Гегель определяет бытие при помощи отрицательных характеристик: неопределенное, лишенное качеств, неустойчивое и т.п. (см. 2.4). Марксистская философия отождествила бытие с материей, или с объективной реальностью, которая существует вне и независимо от сознания. Сознание, с одной стороны, является атрибутом материи, а с другой – противопоставляется ей как субъективная реальность. Бытие в марксистской философии – то, что можно воспринять с помощью органов чувств (см. 2.5). В конце XIX – начале XX в. классическое представление о бытии меняется до неузнаваемости. Теперь бытие понимается не как разум или природа, а как бесконечно изменчивая иррациональная жизнь. Такую трактовку бытия предложили представители философии жизни: Ф. Ницше, А. Бергсон, В. Дильтей, О. Шпенглер (см. 2.5). Логическим продолжением философии жизни в середине XX в. стал экзистенциализм. Вопрос о бытии в трактовке экзистенциалистов – это вопрос о смысле. Человек вопрошает о смысле, сталкиваясь с абсурдностью и неразумностью жизни. По мнению экзистенциалистов, подлинностью обладает не любое бытие, а только осознанное. Развернутая концепция бытия предложена М. Хайдеггером. Немецкий философ проясняет и по-своему интерпретирует исходные посылки античных философов. По мысли М. Хайдеггера, европейская философия затемнила смысл категории бытия, подменив его понятием сущего. Сущее – это бытие, искаженное разумом человека, говорит М. Хайдеггер, но подлинное бытие не нуждается в познании и отличается от того, что человек знает под видом сущего. Основу подлинного бытия можно увидеть и "услышать" в языке; по словам М. Хайдеггера, язык есть "дом бытия" (см. 2.7). Постмодернизм отрицает идею единого бытия. Согласно постмодернистам, эта философская фикция отнимает смысл и ценность у реального мира, а у человека – свободу. В постмодернизме реальность представляет собой вселенную умножающихся смыслов, каждый из которых ценен сам по себе, без дополнительных обоснований, и не имеет никаких преимуществ перед другими. Человек в такой вселенной становится интерпретатором прежних смыслов и создателем новых, одним из которых является его собственная жизнь. В последние годы в связи с развитием компьютерных технологий в философии обсуждается проблема виртуального бытия или виртуальной реальности. Что это такое, как существует, можно ли считать виртуальную реальность подлинной или это фикция ума – все эти вопросы сейчас чрезвычайно актуальны, а ответы на них позволят современным философам сформулировать новую концепцию бытия. Итак, в философском учении о бытии решается целый ряд принципиальных вопросов, в зависимости от ответов на которые формируются различные философские позиции: монизм и плюрализм, материализм и идеализм, детерминизм и индетерминизм. Конкретизация проблемы бытия осуществляется с помощью следующих тем: един или множествен мир, изменчивой или неизменен, подчиняется ли изменение каким-то законам или осуществляется произвольно и т.п. Проблема бытия то выходит на первый план философских размышлений, то на время уходит в тень, растворяясь в гносеологических, антропологических или аксиологических проблемах, однако вновь и вновь воспроизводится на иной основе и в новой интерпретации. |