Философия, круг её проблем и роль в обществе. Тема 1. Философия, круг её проблем и роль в обществе. Тема Философия, круг её проблем и роль в обществе
Скачать 69.6 Kb.
|
Тема 1. Философия, круг её проблем и роль в обществе Значение философии в современном мире заключается в том, что она заставляет нас осознать существование многих вопросов всего сущего во всей полноте содержания и смысла. Философия – это наука о всеобщих законах развития природы общества, мышления и общественного сознания, а также учение об общих принципах бытия и познания, об отношениях человека к миру. Из этого определения мы видим, что философия определяется и как наука, и как учение, и как форма общественного сознания, а также как мировоззрения и способ постижения мира. Дословный смысл понятия «философия» означает «любовь к мудрости». Предметом философии является изучение смысла реальности для общества и человека. Главное в предмете философии – это философская рефлексия, это значит, что философия рассматривает мир через призму субъект-объектных отношений, то есть отношений человека к миру, обществу, другим людям. Философия ищет в мире его онтологические, методологические, нравственные, эстетические основания. Сам характер философских проблем таков, что простое, однозначное, окончательное их разрешение невозможно. Философские решения всегда гипотетичны. Философские вопросы – это прежде всего мировоззренческие вопросы, ответ на которые философы ищут не в преданиях предков (миф), не в вере в авторитет (религия), а в доводах и умозаключениях разума. Философское знание во многом совпадает с научным (а именно в требовании к обоснованности и доказательности выдвигаемых положений). Но есть и различие. Научное знание безразлично к смыслам, целям, ценностям и интересам человека. Напротив, философское знание – ценностное знание, то есть знание о месте и роли человека в мире. Философская истина объективна, но переживается и понимается каждым по-своему, в соответствии с личным жизненным и моральным опытом. Всякая философия является мировоззрением, то есть совокупностью наиболее общих взглядов на мир и место человека в нём. Однако это вовсе не означает, что всякое мировоззрение является также философией. Понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Мировоззрение и философия есть результат отражения мира, но глубина отражения может быть различной. Основные цели и задачи философии заключаются в следующем. 1. Исследование наиболее общих вопросов бытия . При этом сама проблема бытия понимается в универсальном смысле. Бытие и небытие; бытие материальное и идеальное; бытие природы, общества и человека. Философское учение о бытии получило название онтологии (от греч. ontos – сущее, logos – учение). 2. Анализ наиболее общих вопросов познания . Познаваем или не познаваем мир; каковы возможности, методы и цели познания; в чём заключается сущность самого познания и что есть истина; каков субъект и объект познания. При этом философии не интересны конкретные методы познания (физические, химические, биологические, математические и т.д.), хотя она, в большинстве случаев, не игнорирует их. Философское учение о познании получило название гносеологии (от греч. gnosis – знание, познание, logos – учение). 3. Изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества. Формально эта проблема, конечно, находит своё место в учении о бытии. Но поскольку именно общество оказывает основное влияние на развитие личности, формирует социальные качества человека, постольку эту проблему следует выделить в отдельный раздел. Раздел философии, который изучает общественную жизнь, называется социальной философией. 4. Исследование наиболее общих и существенных проблем человека . Этот раздел также представляется одним из важнейших для философии, поскольку именно человек является исходным и конечным пунктом философствования. Философия человека называется философской антропологией. 5. Эпистемология (философия науки) – изучает особенности, сущность, значение научного знания и познания, его основания и предпосылки, а также принципы и методы, формы и цели научного познания. 6. Этика – учение о морали и нравственности, добре и зле, о добродетели и справедливости, о долге и счастье. 7. Эстетика – учение о прекрасном во всех его проявлениях. Итак, философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира. Философия, прежде всего, всегда оформляется в виде теории, формулирующей свои категории и их систему, закономерности, методы и принципы исследования. Специфика философской теории заключается в том, что её законы, категории и принципы исследования носят всеобщий характер . Суть философии составляет изучение мира в целом. Основные проблемы философии и её структура Из целей и задач философии следует её структура. В современной философской науке она такова: 1. онтология – учение о бытии; 2. гносеология (теория познания) – учение о знании, об источниках, способах, сущности, границах, видах, методах познания; 3. этика – учение о морали и нравственности, добре и зле, о добродетели и справедливости, о долге и счастье; 4. эстетика – учение о прекрасном во всех его проявлениях; 5. философская антропология – учение о человеке; 6. социальная философия – учение о сущности, структуре общества в целом, о наиболее общих законах существования и развития общества; 7. эпистемология (философия науки) – изучает особенности, сущность, значение научного знания и познания, его основания и предпосылки, а также принципы и методы, формы и цели научного познания. Функции философии: 1) мировоззренческая – связана с понятийно-абстрактным объяснением мира. Большинство частных наук рассматривают явления действительности объективно, т.е. безотносительно к человеку и человечеству. В познании своих объектов они стремятся прийти к знанию, максимально очищенному от субъективного, личностного, от человеческих ценностей и желаний. Философия в свою очередь ставит в центр своего рассмотрения отношение человека к миру, стремится понять любое явление в его отношении к человеку, его ценностям, устремлениям; 2) методологическая – заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе. Каждая из наук стремится выработать истинные и эффективные методы деятельности в своей сфере (например, физика – в области физических явлений, биология – в области живой природы и т.д.). Поскольку главная сфера философии – всеобщее, то методам, которые она вырабатывает, также присуща всеобщность. Это означает, что методические ориентации, предлагаемые философией, применимы к любому объекту действительности и необходимы как для его глубокого, истинного познания, так и для надёжной, эффективной деятельности; 3) прогностическая – формулирует гипотезы о развитии материи и сознания, человека и мира; 4) критическая – основана на принципе сомнения, играет антидогматическую роль. Философия, будучи целостным самосознанием науки, культуры, а также благодаря своей способности обозревать объекты целостно и всесторонне, выполняет важную работу исторического напоминания, схватывания духа и смысла эпохи, упреждающего выдвижение перед обществом назревающих глубинных проблем. 5) аксиологическая – заключается в том, что философия подходит к исследованию бытия с точки зрения самых различных ценностей (этических, эстетических, социальных и т.д.); 6) социальная – способствует объяснению и пониманию сущности социального бытия и его материальному и духовному совершенствованию; 7) духовно-гуманистическая – заключается в жизнеутверждающей роли философии, способствующей выработке у индивида общечеловеческих ценностей и идеалов. Философия стремится защитить человека от потери высокого смысла своего существования, от неблагодарности ко всему, что обеспечивает ему жизнь. Основной вопрос философии – это вопрос об отношении мышления к бытию, сознания к материи. Он имеет две стороны: − Что является первичным, исходным, начальным – материя (бытие) или сознание (мышление)? − Способно ли человеческое мышление познать мир? Таким образом, основной вопрос философии раскрывает онтологическое и гносеологическое отношение материи к сознанию и становится центром философской проблематики. Данный вопрос отражает реальное ядро предмета философского исследования. В зависимости от решения первой стороны основного вопроса философии учёные разделились на два больших лагеря: материалистов и идеалистов. Сторонники материалистической философии считают: первичным, исходным является материя, природа; а мышление, дух – вторичны, производны от материи. Приверженцы идеалистической философии утверждают, что первичное сознание, мышление; материя – это продукт, производное, следствие сознания, мышления. Мировоззрение и его историко-культурный характер. Мировоззрение можно охарактеризовать как совокупность взглядов на мир и место человека в нём, на отношение мира к человеку и человека к миру. Это результат отражения мира. Это обобщённая система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на своё собственное место в нём. Это понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества. Это совокупность обобщённых научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентаций, верований, убеждений и идеалов людей. Философия составляет теоретическую основу мировоззрения. Философия как мировоззрение есть результат отражения мира. Философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, теоретически оформленного, системного и рационального. Философия открывает рациональный смысл и всеобщие закономерности существования и развития мира и человека. Это самый поздний в историческом плане вид мировоззрения, возникший после мифа и религии. Философия формировалась и развивалась на основе противоречия между мифологическим мировоззрением и элементами преднауки. Осмысление процессов и явлений окружающего мира вело к возникновению в структуре мировоззрения элементов философского знания, а рост естественнонаучной информации приводил к формированию научных идей. История развития философии свидетельствует о неразрывной связи философии и науки. Эмоционально-образный и логико-рассудочный уровень мировоззрения. Первый уровень мировоззрения – мироощущение или миросозерцание (здесь фиксируются отдельные внешние явления, а не их сущностная основа). На уровне мироощущения и миропредставления создаётся целостная картина, схватывается взаимосвязь процессов и явлений, их различия и сходства. Это эмоционально-образный уровень мировоззрения. Второй уровень мировоззрения – уровень рационального мышления. На нём формируется философское мировоззрение. Оно характеризуется понятийным отражением, абстрактным мышлением и теоретическим познанием, способно вскрыть закономерности и сущность явлений и процессов. Это логико-рассудочный уровень мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия. Миф – это попытка ответить на вопросы возникновения мира и обосновать наличие естественного порядка. В мифе человек ещё не выделяет себя из природы. Его мышление конкретно образно, а не абстрактно и понятийно. Мифологическое сознание синкретично: в нём всё находится в единстве и нерасчленённости – правда и вымысел, субъект и объект, человек и природа. В мифе человек не выделяет себя из мира, кроме того, он очеловечивает мир и природу, пытается объяснить их происхождение и существование по аналогии с самим собой. Несмотря на это, миф представляет собой важнейшую предпосылку философии как качественно более высокого уровня осмысления действительности. Переход от мифа к философии происходил под влиянием целого ряда факторов (социальных, экономических и духовных). Основные причины перехода от мифа к философии: 1. развитие от бронзового века к железному; 2. развитие аграрного и ремесленного производства; 3. разложение первобытно-общинного строя и возникновение государственно-правовых отношений; 4. появление разделения труда и товарно-денежных отношений; 5. накопление знания и его использование в практической жизни людей, а также развитие человеческого мировоззрения. Мифологическое мировоззрение основано на художественном представлении мира, социальных процессов и человека в обществе. Одна из особенностей мифа, отличающей его от науки, заключается в том, что миф объясняет «всё», для него нет неопознанного и неизвестного. Религия – вера в сверхъестественные силы, управляющие миром. Религия имеет общие с философским идеализмом черты и гносеологические корни: отрыв понятий, представлений от природы, олицетворение и одухотворение сил природы. Несмотря на сходство религии и мифа, религиозному сознанию присущ ряд характерных отличительных качеств: 1. жесткость и нерефлексивность религиозной догматики. Религиозные вероучения рассматриваются как данные свыше священные смыслы, связывающие человека с Богом, поэтому вероучительные тексты считаются священными, содержащими абсолютную истину, не подлежащую сомнению и пересмотру. Критическое отношение к ним или даже сомнение рассматриваются приверженцами религии как кощунство. 2. главенствующая роль веры и превосходство её над разумом в религиозном сознании. Вся система средств религиозного воздействия на человека направлена на развитие у него глубокой веры в истины Священного писания. Доводы разума, логика, факты действительности имеют в лучшем случае подчинённое значение. В отличие от мифа, религия не смешивает земное и сверхъестественное, но разводит их на два противоположных полюса. Творческая всемогущая сила – Бог – стоит над природой и вне природы. Все религии, и западные, и восточные, объединяют следующие факты: а) в центре любого религиозного мировоззрения стоит поиск высших ценностей, истинного пути жизни; б) и высшие ценности, и ведущий к ним жизненный путь переносятся в трансцендентальную, потустороннюю область – не в земную, а в «вечную» жизнь. Все дела, поступки и помыслы человека оцениваются, одобряются или порицаются по высшему, абсолютному, критерию. От философии религия отличается, прежде всего, тем, что, как и миф, объясняет процессы и явления окружающего мира наличием сверхъестественного. Философия, в отличие от мифа и религии, строится на принципах доказательности и обоснования. Философия соответствует определённым критериям научности, а именно: − объективности; − рациональности; − доказательности; − эссенциалистской направленности, т.е. нацеленности на воспроизведение сущности, закономерностей объекта; − системность и упорядоченность знания по осознанным принципам. Научная философия требует строго обоснованных утверждений, но характер их обоснования иной, чем у конкретных наук. Выдвигая новые положения, философия опирается не на факты непосредственно, а на обобщение этих фактов конкретными науками. Иными словами, она осуществляет вторичное обобщение опыта. При этом в роли философских фактов выступают теоретические обобщения (законы, понятия, положения) конкретных наук. Фактологическое обоснование положений дополняется в научной философии их логическим обоснованием с использованием методов формальной и диалектической логики, а также специфически философских методов категориального анализа, чьи основы заложили такие мыслители, как Сократ, Аристотель, Гегель и др. Все отмеченные критерии научности применимы к философскому знанию. Особенно это относится к онтологии, гносеологии и методологии научного познания. Можно сделать вывод, что философия входит в состав научной сферы знания, по крайней мере, частично, и поэтому философия – это наука, вид научного знания. Её предметная специфика состоит в предельной обобщённости информации с точки зрения основного вопроса мировоззрения. |