Главная страница

Тема Групповая психотерапия. Групповая динамика


Скачать 0.78 Mb.
НазваниеТема Групповая психотерапия. Групповая динамика
Дата02.03.2023
Размер0.78 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла2023-02-03-11-10-50-701500-lections-vvedgrouppsy.pdf
ТипЛекция
#965672
страница2 из 3
1   2   3
Тема 3. Методы групповой психотерапии
Методические указания по изучению темы «Методы групповой психотерапии»:
1. Обратите внимание, какие методы групповой психотерапии являются основными, какие - вспомогательными.
2. Обратите внимание на существующее разделение методов групповой психотерапии на вербальные и невербальные.
3. Обратите внимание на особенности и составляющие каждого метода групповой психотерапии.
4. Обратите внимание на обязанности группового психотерапевта в соответствии с основными этическими требованиями.
5. Обратите внимание на главные компоненты в обучении и подготовке группового психотерапевта.
Контрольные вопросы для повторения и самостоятельной подготовки:
1. Что такое групповая дискуссия и какие ее виды могут встречаться в групповой психотерапии?
2. Выделите основные содержательные моменты групповой дискуссии.
3. Дайте краткую характеристику методу групповой психотерапии
«психодрама»?
4. Что такое ролевая и идентификационная обратная связь в психодраме?
5. Назовите основные задачи психогимнастики.
6. Перечислите, какие существуют темы для проективного рисунка как метода групповой психотерапии.
7. Дайте краткую характеристику методу групповой психотерапии
«музыкотерапия».
8. Какие обязательства групповой психотерапевт берет на себя согласно этическим требованиям психотерапии?
9. Что такое конфиденциальность и ее границы?
10. Каковы основные задачи наблюдения за опытными групповыми психотерапевтами при подготовке начинающего ведущего группы?
11. Что такое супервизорство в групповой психотерапии?
12. Что такое «личный опыт групповой работы» и в чем его основные задачи?

24
Лекция 5. Основные методы групповой психотерапии: групповая
дискуссия, психодрама, психогимнастика, проективный рисунок,
музыкотерапия.
Часть 1. Групповая дискуссия
К основным методам групповой психотерапии традиционно относят групповую дискуссию, психодраму, психогимнастику, проективный рисунок и музыкотерапию.
1. Групповая дискуссия (вербальный метод):
­ интеракционная ориентация (анализ групповой динамики),
­ биографическая ориентация (анализ биографии индивида),
­ тематическая ориентация (анализ темы).
2. Психодрама (вербальный метод).
3. Психогимнастика
(невербальный
метод)
– основное средство взаимодействия – двигательная активность, мимика.
4. Проективный рисунок (невербальный метод).
5. Музыкотерапия (невербальный метод).
Каждый из указанных методов может использоваться в психотерапии и как самостоятельный метод.
Все методы групповой психотерапии условно подразделяют на основные и вспомогательные, вербальные и невербальные. Основным методом групповой психотерапии является групповая дискуссия, остальные рассматриваются в качестве
вспомогательных.
Деление на вербальные и невербальные методы основано на преобладающем виде коммуникации.
К вербальным методам относят: групповую дискуссию и психодраму,
К невербальным — психогимнастику, проективный рисунок и музыкотерапию.
Групповая дискуссия - основной метод психотерапии.
Выделяют три основных типа ориентации групповой дискуссии:
1. биографическая,
2. тематическая и
3. интеракционная.
Ведущая - интеракционная ориентация, поскольку именно она обеспечивает
обратную связь.
Интеракционная ориентация направлена на анализ особенностей межличностного взаимодействия в группе и ситуаций, возникающих в ходе группового процесса.

25
Биографическая ориентация представляет собой обсуждение истории жизни пациента, отдельных эпизодов и событий его биографии, его проблем, конфликтов, отношений, установок, особенностей поведения на протяжении жизни.
Тематическая ориентация концентрирует внимание группы на актуальных для большинства участников группы темах. Однако на практике в процессе одного сеанса, как правило, можно наблюдать неоднократное изменение ориентации групповой динамики.
Основные содержательные моменты групповой дискуссии:
1. знакомство членов группы;
2. обсуждение ожиданий пациентов, их страхов и опасений, их переживаний в связи с началом работы группы и взаимодействия с другими ее участниками;
3. переживание и обсуждение группового напряжения, связанного с рассогласованием между ожиданиями пациентов и групповой реальностью, поведением психотерапевта и тем, что происходит в группе;
4. нарастание сопротивления и агрессии в отношении психотерапевта, соотнесение этих переживаний с прошлым жизненным опытом, вскрытие истинных чувств к психотерапевту, их осознание, понимание их причин и переработка, создание групповых норм в отношении психотерапевта;
5. вскрытие проблем, связанных с самостоятельностью, ответственностью и активностью, отношения к авторитетам;
6. формирование адекватного отношения к болезни и лечению;
7. выработка психотерапевтических групповых норм и групповой культуры, принятие ее участниками группы;
8. доминирование интеракционной проблематики, анализ групповой динамики с выходом на проблематику отдельных пациентов — собственно «рабочая фаза» групповой психотерапии, в ходе которой решаются ее основные задачи, обсуждение результатов лечения, подведение итогов.
Часть 2. Психодрама
Психодрама - метод групповой психотерапии, представляющий собой ролевую игру, в ходе которой создаются необходимые условия для спонтанного выражения эмоций, связанных со значимой проблематикой пациента.
Психодрама как лечебный психотерапевтический метод была создана и разработана
Я. Морено на основе опыта его театрального эксперимента, «спонтанного театра», изначальная цель которого не была связана с психотерапией и заключалась в развитии и реализации творческого потенциала человека, его творчества в «театре жизни».
Я. Морено исходил из того, что человек обладает естественной способностью к игре и, используя различные роли, получает возможность экспериментировать с реалистичными и нереалистичными жизненными ролями, творчески работая над собственными проблемами и конфликтами. В ходе разыгрывания ситуаций возникают

26 спонтанность, креативность, эмоциональная связь между участниками ситуации. Все это создает основу для переосмысления собственных проблем и конфликтов, выработки более глубокого и адекватного самопонимания, преодоления неконструктивных поведенческих стереотипов и способов эмоционального реагирования, формирование нового, адекватного поведения и новых способов эмоционального реагирования.
Классическая процедура психодрамы предполагает наличие следующих участников: протагонист, терапевт, помощники терапевта, зрители. Протагонист - это пациент, представляющий свои проблемы, терапевт - организатор ролевой игры, помогающий пациенту исследовать свои проблемы. Функции терапевта заключаются в организации психодраматического действия, пространства, создании атмосферы доверия, стимулировании участников к спонтанности, подготовки протагониста и всей группы к ролевой игре («разогрев»), выявлении проблем и переживаний пациента, комментировании, включении по ходу дела вспомогательных персонажей, организации обсуждения, эмоционального обмена, анализа и интерпретации происходящего.
Помощники терапевта - котерапевт и пациенты, исполняющие в психодраме вспомогательные роли и усиливающие функции терапевта. Эта категория участников также обозначается как «вспомогательные Я». «Вспомогательные Я» могут олицетворять значимых для протагониста людей или части его собственного Я.
Выделяют несколько основных функций «вспомогательных Я»: сыграть роль, которая необходима протагонисту для реализации замысла, помочь понять, как протагонист воспринимает отношения с другими персонажами действия; сделать видимыми неосознаваемые протагонистом отношения; направлять протагониста в решении проблем и конфликтов;
Зрители - это остальные члены группы, не принимающие непосредственного участия в психодраматическом действии, но обсуждающие ситуацию после ее завершения. Важно иметь в виду, что это обсуждение касается не только протагониста, но и всех участников группы, тех переживаний, мыслей, воспоминаний и ассоциаций, которые возникли у них по ходу действия относительно самих себя.
Еще одним участником психодрамы является сцена - жизненное пространство, место, где разворачивается психодраматическое действие.
Процесс психодрамы включает три основные фазы:
1. инициальную или подготовительную (фаза «разогрева»),
2. собственно психодраматическое действие;
3. обсуждение (предоставление протагонисту обратной связи и эмоциональный обмен).
В начальной фазе происходит выбор протагониста, получение информации о протагонисте и ситуации, предварительное обсуждение проблемы и самой ситуации с протагонистом, подготовка протагониста и других участников, организация пространства и самого психодраматического действия.
Вторая фаза - собственно разыгрывание ролевой ситуации. В ходе его пациент может осознать свои истинные чувства, отношения, установки проблемы и конфликты.

27
Облегчить эти процессы также помогает целый ряд приемов - «зеркало», «двойники»,
«другие Я», монолог, диалог, «построение будущего», «проба реальности» и др.
Третья фаза - фаза обсуждения - является завершающей. На этой фазе группа (и вспомогательные персонажи и зрители) предоставляет протагонисту обратную связь двух видов: ролевую и идентификационную.
Ролевая обратная связь - это обратная связь «из роли».
Ее предоставляют участники, которые играли вспомогательные роли, они говорят о своих переживаниях и состояниях, которые возникали в процессе психодрамы, то есть о том, что они чувствовали, будучи в роли значимых для протагониста людей. Такая ролевая обратная связь помогает протагонисту понять, что чувствуют окружающие его люди, как они воспринимают и как реагируют на его поведение, что им нравится, а что не нравится, что вызывает напряжение, раздражение, агрессию и другие эмоции, какие ответные действия им хотелось бы совершить.
Идентификационная обратная связь предполагает, что в процессе наблюдения за психодраматическим действием участники группы, не принимавшие в нем непосредственно участия, не оставались пассивными наблюдателями, а активно переживали происходящее. Поэтому ведущий стимулирует участников группы зрителей говорить о своих впечатлениях, собственных переживаниях, ассоциациях, мыслях, воспоминаниях, которые возникали у них во время разыгрывания ролевой ситуации.
Психодрама чаще всего естественным образом входит в процесс групповой дискуссии, например, пациент на групповой дискуссии рассказывает о своих семейных конфликтах и связанных с этим собственных переживаниях и проблемах. Следует отметить, что истинная суть этих конфликтов, как правило, пациентом не осознается и является трудновербализуемой. В таком случае пациенту можно предложить разыграть эту ситуацию психодраматически, выбрав из участников группы вспомогательных персонажей, которые будут играть членов его семьи - участников конфликта. Иногда в процессе разыгрывания ролевой ситуации вскрываются новые аспекты, например, связь этого семейного конфликта с отношениями, которые были у пациента в его родительской семье. Тогда по ходу дела психодрама может быть перенесена в прошлое, то есть пациент сможет разыграть какую-либо вспомнившуюся ему в связи с этим ситуацию в своей родительской семье.
Часть 3. Психогимнастика
Психогимнастика - невербальный метод групповой психотерапии, в основе которого лежит использование двигательной экспрессии.
­ предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний и проблем с помощью движения, мимики, пантомимы.
­ позволяет пациентам проявлять себя и общаться без помощи слов.

28
­ включает три части: подготовительную, пантомимическую и заключительную, которые имеют относительно самостоятельные задачи и собственные методические приемы.
Задачи:
1. уменьшение напряжения у участников группы,
2. снятие страхов и запретов, развитие внимания и чувствительности,
3. сокращение эмоциональной дистанции между участниками группы,
4. развитие способности выражать свои чувства, эмоциональные состояния, проблемы,
5. понимать невербальное поведение других людей.
Упражнения: передача ритма, движения или предмета по кругу и пр.
Уменьшению напряжения у участников группы могут способствовать такие упражнения, как
­ подвижные игры,
­ двигательные импровизации.
Для преодоления эмоциональной дистанции между участниками группы используются упражнения, предполагающие непосредственный физический контакт, парное взаимодействие, уменьшение пространственной дистанции, различные двигательные упражнения, выполняемые в круге: «встреча на мосту», «передача чувства по кругу», успокоить обиженного, войти в круг или выйти из него, обратить на себя внимание группы и пр.
На развитие способности самовыражения на невербальном уровне и понимания невербального поведения других людей направлены такие упражнения, как «разговор через толстое стекло», различные модификации упражнения «зеркало», изображение тех или иных эмоциональных состояний, распознавание по невербальному поведению эмоционального состояния других людей и пр.
Все перечисленные упражнения составляют подготовительную часть.
Пантомимическая часть психогимнастики является наиболее важной и занимает большую часть психогимнастического занятия. Пациентам предлагаются темы, которые они разыгрывают без помощи слов. Темы могут быть предложены и психотерапевтом, и самими участниками группы. Содержание тем для пантомимы не ограничено и может быть ориентировано как на проблемы отдельного пациента, так и на проблемы всех членов группы одновременно и группы в целом, то есть касаться межличностного взаимодействия в группе.
Чаще всего в пантомимической части используются следующие задания:
1. разыгрывание ситуаций, связанных с какими-либо эмоциональными трудностями, характерными для многих людей (ситуации просьбы, обвинения, требования, ссоры, опоздания и т. д.),

29 2. темы, относящиеся к проблемам конкретных пациентов (какой я есть, каким хотел бы быть, каким кажусь окружающим, я и моя семья, я среди людей, моя болезнь и пр.);
3. темы, отражающие общечеловеческие проблемы и конфликты, которые могут быть представлены в символическом виде (преодоление трудностей,
«запретный плод», болезнь, здоровье, счастье, тревога и пр.),
4. темы, связанные с межличностным взаимодействием в группе (отношения с членами группы, групповой портрет или скульптура, воображаемые или даже фантастические ситуации, в которые попадает группа, и пр.).
После выполнения каждого пантомимического задания группа обсуждает увиденное.
Прежде всего, идет эмоциональный обмен, то есть рассказ о собственных переживаниях, возникших в процессе того, как пациенты выполняли задания или наблюдали за невербальным поведением других людей, обмен собственными ассоциациями, воспоминаниями, опытом;
Заключительная часть психогимнастики должна способствовать снятию напряжения, которое могло возникнуть в ходе пантомимы или последующего обсуждения, и сильных эмоций.
Часть 4. Проективный рисунок
Проективный рисунок - получение дополнительной информации о проблемах отдельных пациентов или группы в целом.
Этот метод способствует выявлению и осознанию трудновербализуемых проблем и переживаний пациентов.
Занятие строится обычно следующим образом: каждый пациент получает лист бумаги, цветные карандаши и рисует на заданную тему. Для проективного рисунка качество не имеет существенного значения. Темы, предлагаемые для рисования, могут быть самыми разнообразными и касаться как индивидуальных проблем отдельных пациентов, так и общегрупповых проблем.
Темы для рисунка обычно охватывают три основные сферы:
1. прошлое, настоящее и будущее пациентов (какой я есть, каким хотел бы быть, каким кажусь окружающим, я среди людей, моя семья, моя работа, мое самое приятное или неприятное воспоминание и др.);
2. общие понятия, отражающие определенные ценности и явления (любовь, ненависть, болезнь, страх, здоровье, зависимость, ответственность и др.);
3. отношения в группе (я глазами группы, мое положение в группе, наша группа и пр.).
Используются также свободные темы (каждый член группы рисует то, что он хочет) или совместное рисование (вся группа на одном большом листе бумаги рисует, например, портрет группы). На рисование обычно отводится 30 мин. После этого группа переходит к обсуждению рисунков каждого пациента

30
Обсуждение проективного рисунка, как правило, начинается с высказываний членов группы о том, как им кажется, что хотел изобразить автор рисунка и какие чувства этот рисунок вызывает; они также говорят о том, как понимают его замысел, то, что он хотел выразить. затем автор рисунка говорит о собственном замысле и своем понимании.
Особый интерес представляет расхождение в понимании и интерпретации членов группы и рисовавшего, которые могут быть обусловлены как наличием в рисунке элементов, смысл которых автором не осознается, так и проекциями проблем других участников группы.
При интерпретации проективного рисунка обращается внимание на содержание рисунка, способы выражения, цвет, форму, композицию, размеры, повторяющиеся в рисунках конкретного пациента специфические особенности.
В проективном рисунке находят отражение непосредственное восприятие пациентом той или иной ситуации, различные переживания, часто неосознаваемые и невербализуемые. Например, пациент, который говорит, что он глава семьи и удовлетворен своим положением в семье, выполняя рисунок на тему «Моя семья», рисует яркие и крупные фигуры жены и детей в центре листа и самого себя, лежащего на кровати, при этом самого себя он рисует черным цветом и помещает свою крошечную фигурку в нижнем углу листа. В дальнейшем оказалось, что рисунок гораздо более точно отражает ситуацию и, что самое главное, истинные переживания пациента в связи со своим положением в семье.
1   2   3


написать администратору сайта