Главная страница

Конспект занятия по зарубежной литературе Айвенго. айвенго. Тема и проблематика


Скачать 22.81 Kb.
НазваниеТема и проблематика
АнкорКонспект занятия по зарубежной литературе Айвенго
Дата01.11.2022
Размер22.81 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаайвенго.docx
ТипДокументы
#766230

Тема и проблематика

Тема романа связана с современностью, как всегда в исторических романах Вальтера Скотта. Он описывает истоки и становление британской наци, соединившей в себе культуру саксов и завоевавших их норманнов. Идея Скотта состоит в том, что эти две враждующие народности, которым сужено соединиться в одну, должны научиться вести диалог и обрести взаимопонимание. Здесь писатель взирает на происходящее, как пророк, знающий будущее.

Проблемы, которые поднимаются в историческом романе 19 в., актуальны и в наши дни, недаром история Айвенго любима многими поколениями молодых людей. Любовь, ненависть, обман, справедливость – всё это необходимо для становления человека, обретающего жизненный опыт сразу из двух источников: из истории о взаимоотношениях вымышленных героев и из истории целого народа. Кроме того, в романе поднимаются проблемы, волнующие Скотта как историка. Одна из них – это проблема традиций в жизни человека или народа. Каждый герой оценивается автором с этой точки зрения. Его поступки во многом зависят от отношения к традициям: открыт ли он новому, имеет ли корни, или совсем лишён их, как странствующий рыцарь – храмовник (тамплиер) Бриан де Буагильбер?

2

Главным героем произведения является Уилфред Айвенго, представитель старинного рода и сын консервативного Седрика. Его отец ненавидит норманнов и уверен, что влюбленную в его сына воспитанницу, леди Ровену, нужно удачно выдать замуж за саксонского рыцаря. В этом кроется ключ к семейному конфликту и причина лишения сына наследства. Такое решение Седрик принял после принятия Айвенго присяги на верность английскому королю.

Айвенго и Ровена
Уилфред — пример типичного мужчины той эпохи. Герой молод, хорош собой, силен и храбр. Рыцарь владеет боевыми навыками и в ходе соревнований в Палестине становится триумфатором, победив Буагильбера. Автор уделяет внимание патриотическим чувствам главного героя, отмечая отсутствие расположенности к норманнам: Уилфред уверен, что они провоцируют простых людей, разжигая вражду и злость между ними.

В отношениях с дамами Айвенго ведет себя безупречно. Женские образы в произведении воплощают леди Ровена и Ревекка (Ребекка). Сердце рыцаря принадлежит первой девушке. Он сочиняет для нее поэмы, оставаясь деликатно прохладным по отношению к благосклонной к нему Ревекке. Для мужчины нет понятия вольности в этом вопросе. В отличие от короля, он неспособен на интриги и хранит верность избраннице, неподвластен соблазнам, критикует фривольных мужчин и держит себя скромно.

Как прогрессивный персонаж новаторского произведения, Айвенго видит перспективы в гармонии. Поэтому он выступает за воссоединение страны, приносит присягу королю и становится его спутником в крестовом походе. Из-за неожиданного решения отца мужчине приходится забыть о наследстве. С течением времени Седрик смягчается и становится более терпимым к поступку сына.

Главной мыслью автора было изображение рыцарства — как образа жизни, так и образа мыслей. Айвенго помогает нуждающимся и защищает страждущих, несмотря на риски. Честный и справедливый герой приходит на помощь Исааку, спасая состояние еврея, и защищает того от нападок Буагильбера. Уилфред является поборником религии христианства, поэтому многие поступки рыцаря продиктованы заповедями и верой.

«Рыцарь без страха и упрека» — таким описывает героя Вальтер Скотт, награждая своего подопечного положительными характеристиками. Ричард Львиное Сердце для Айвенго — не просто король, а образец, на который стоит равняться. В боях за Святую землю Уилфред обретает бесценный опыт, прощается с юношеской горячностью и в дальнейшем демонстрирует зрелость решений и поступков.

Полноценное описание образа главного героя невозможно без сравнения с антагонистами и протагонистами. Несмотря на ссору со своим отцом Седриком, Айвенго относится к родителю с уважением. Взгляды старика претят восприятию реальности, к которой склонен Уилфред, но традиции и родственные связи много значат для героя. Он не отличается злопамятством и почтительно общается с Седриком.

Айвенго и Ревекка
Ровена выступает в роли возлюбленной Уилфреда и верного понимающего друга. Ее сдержанной натуре противопоставлена темпераментность Ревекки. Молодая еврейка становится причиной схватки между Айвенго и Брианом де Буагильбером. На кону честь девушки. Скотт описал поединок таким образом, что становится ясно: Уилфред одержал победу не физическим началом, а стойкостью духа.

Автор позволил главному герою самостоятельно озвучивать жизненные принципы и главные ориентиры, которыми руководствуется Айвенго, принимая решения. Запоминающейся цитатой в романе стала реплика персонажа:

Чем больше препятствий и затруднений, тем больше славы впереди.

Хотя Вальтер Скотт при создании романа опирался на исторические источники, в роман вкрались некоторые неточности. Например, шут Вамба прикидывается францисканским монахом, чтобы попасть в замок Торквильстон, однако этот орден во времена действия романа основан еще не был. Также там есть упоминание кармелитского монастыря, но в действительности первая монашеская община кармелитов появилась почти на 40 лет позже.
3

Шотландия к началу XIX века, когда Вальтер Скотт принялся за сочинение исторических шотландских романов, была покоренной, завоеванной страной, которая уже 100 лет как входила в состав Соединенного Королевства. У Шотландии и Англии, двух стран-соседок, была длинная-длинная история распрей, войн, конфликтов, которая закончилась их воссоеди­нением, или, вернее, присоединением Шотландии. Поэтому Вальтер Скотт выбрал в качестве основного истори­ческого сюжета своих первых романов те эпохи, когда обострялся конфликт между шотландцами и англичанами. Когда существовала какая-то острая, резкая конфликтная ситуация между новыми силами и старыми силами, между лоялистами — теми, кто хотел объединения с Англией, — и теми, кто был против такого объединения.

Из этого местного конфликта Вальтер Скотт вывел один из принципов построения своих исторических романов. Согласно ему, исторический роман должен описывать некий конфликт — двух партий, двух религий, двух стран, но обязательно конфликт должен быть, потому что это переходная эпоха, в которой решается будущее. Вальтер Скотт показывает те историче­ские силы, которые сталки­ваются в определенный исторический момент, и то, что из этого получается.

Еврейская тема занимает в романе важное место. Преследования евреев для Вальтера Скотта были проявлением средневековой дикости и невежества. Он сам пишет в романе:

«…в те времена не было на земле, в воде и в воздухе ни одного живого суще­ства… которое подвергалось бы такому всеобщему непрерывному и безжалост­ному преследованию, как еврейское племя. По малейшему и абсолютно безрассудному требова­нию, так же как и по нелепейшему и совершенно неосно­ва­тельному обвинению, их личность и имущество подвергались ярости и гневу. Норманны, саксонцы, датчане, британцы, как бы враждебно ни относились они друг к другу, сходились на общем чувстве ненависти к евреям и считали прямой религиоз­ной обязанно­стью всячески унижать их, притеснять и грабить».

При этом нужно учитывать две вещи. Во-первых, речь идет, конечно, о рели­гиозном антисемитизме, а не об этническом, который сменил религиозный в конце XIX века и так ярко себя проявил в ходе ужасного ХХ века. Во-вторых, надо понимать, что Вальтер Скотт, безусловно, человек своего времени. Он хотя и с огромным сочувствием относится к гонимым и пре­сле­дуемым, тем не менее изображает своего героя — еврея Исаака, богатого ростов­щика, все-таки не полностью отходя от стереотипов и шаблонов начала XIX ве­ка и более ранней эпохи. Хотя он старается этого персонажа очеловечить.

Вальтер Скотт был человеком консервативных, умеренных взглядов, и он верил в то, что каждый острый конфликт неминуемо заканчивается при­мирением и синтезом. Так, скажем, Шотландия и Англия должны объеди­ниться и слиться воедино: разрыв и расхождение больше невозможны. Вальтер Скотт знает, что в конечном итоге история всегда кончается примирением и синтезом. Даже на уровне языка.

В самом начале он проницательно замечает, что тогда, в XII веке, языки — норманнский вариант французского и англосаксонский — сосуществовали в Англии, но они начинают смешиваться. И он обращает внимание на одну интересную особенность — чисто лингвистическое наблюдение. Он говорит: вот смотрите, английское слово swine, как и немецкое Schwein, «свинья», — это германские слова, это германская лексика. А «свинина» по-английски pork, совсем другой корень. Это слово пришло из норман­нского языка, из старо­французского. И в современном языке, уже в языке XIX века, они благопо­лучно сосуществуют — и германское слово, и рядом с ним слово латинского происхождения, пришедшее через французский язык. Так и нравы: есть англосаксонские, более грубые, есть норманнские, более изысканные. Они сливаются воедино.

Он представлял себе, что конфликт в конце концов приводит к единству. Так возникает единый английский язык из двух источников, и так возникает еди­ная английская нация из двух источников и единое государство. И поэтому у Вальтера Скотта в центре всего герои компромисса, герои, кото­рые способны и в острой конфликтной ситуации идти на компромисс. 

4

Исторический колорит эпохи создается в романе с помощью следующих приемов:

1. прямой исторический комментарий,

2. детали эпохи (интерьер, одежда, традиции),

3. присутствие исторических персонажей.

Давайте проведем работу с текстом и подберем цитаты, в которых воссоздается эпоха. В первую очередь мы обратим внимание на прямой исторический комментарий, который является главным приемом в исторической прозе. Мы уже сталкивались с этим приемом в произведениях Пушкина и Гоголя. Однако если у названных авторов прямой исторический комментарий был довольно сжатым, то в романе Вальтера Скотта мы видим подробное изложение событий, автор рисует нам историческую ситуацию, сложившуюся в Англии XII века. Итак, обратимся к тексту. Вот что сказано о феодальной раздробленности.

«...по времени же – описываемые в ней события относятся к концу царствования Ричарда I, когда возвращение короля из долгого плена казалось желанным, но уже невозможным событием отчаявшимся подданным, которые подвергались бесконечным притеснениям знати. Феодалы, получившие непомерную власть в царствование Стефана, но вынужденные подчиняться королевской власти благоразумного Генриха II, теперь снова бесчинствовали, как в прежние времена; пренебрегая слабыми попытками английского государственного совета ограничить их произвол, они укрепляли свои замки, увеличивали число вассалов, принуждали к повиновению и вассальной зависимости всю округу…»

Противостояние англосаксов и норманнов (коренных жителей и завоевателей):

«Завоевание Англии норманнским герцогом Вильгельмом значительно усилило тиранию феодалов и углубило страдания низших сословий. Четыре поколения не смогли смешать воедино враждебную кровь норманнов и англосаксов или примирить общностью языка и взаимными интересами ненавистные друг другу народности, из которых одна всё ещё упивалась победой, а другая страдала от последствий своего поражения... Почти все без исключения саксонские принцы и саксонская знать были либо истреблены, либо лишены своих владений; невелико было и число мелких саксонских собственников, за которыми сохранились земли их отцов. Короли непрестанно стремились законными и противозаконными мерами ослабить ту часть населения, которая испытывала врождённую ненависть к завоевателям. Все монархи норманнского происхождения оказывали явное предпочтение своим соплеменникам».

Положение простого народа:

«В ту пору английский народ находился в довольно печальном положении... Множество крестьян, доведённых до отчаяния притеснениями феодалов и беспощадным применением законов об охране лесов, объединялись в большие отряды, которые хозяйничали в лесах и пустошах, ничуть не боясь местных властей. В свою очередь, дворяне, разыгрывавшие роль самодержавных властелинов, собирали вокруг себя целые банды, мало чем отличавшиеся от разбойничьих шаек... Немудрено, что при таких тяжёлых условиях существования английский народ испытывал великие бедствия в настоящем и имел все основания опасаться ещё худших в будущем. В довершение всех зол по всей стране распространилась какая-то опасная заразная болезнь. Найдя для себя благоприятную почву в тяжёлых условиях жизни низших слоёв общества, она унесла множество жертв, а оставшиеся в живых нередко завидовали покойникам, избавленным от надвигавшихся бед».

Таким образом, в подробных, прямых исторических комментариях Вальтер Скотт описывает ситуацию, сложившуюся в Англии XII века. Именно на фоне этой ситуации разворачиваются главные события романа. Говоря об историческом романе, мы также отметили большую роль описания обстановки и одежды героев. Вальтер Скотт уделяет этому большое внимание, он подробнейшим образом описывает внешний вид своих героев. Приведем пример.

«Одежда его состояла из одной кожаной куртки, сшитой из дублёной шкуры какого-то зверя, мехом вверх; от времени мех так вытерся, что по немногим оставшимся клочкам невозможно было определить, какому животному он принадлежал. Это первобытное одеяние покрывало своего хозяина от шеи до колен и заменяло ему все части обычной одежды. Ворот был так широк, что куртка надевалась через голову, как наши рубашки или старинная кольчуга. Чтобы куртка плотнее прилегала к телу, её перетягивал широкий кожаный пояс с медной застёжкой. К поясу была привешена с одной стороны сумка, с другой – бараний рог с дудочкой. За поясом торчал длинный широкий нож с роговой рукояткой; такие ножи выделывались тут же, по соседству, и были известны уже тогда под названием шеффилдских. На ногах у этого человека были башмаки, похожие на сандалии, с ремнями из медвежьей кожи, а более тонкие и узкие ремни обвивали икры, оставляя колени обнажёнными, как принято у шотландцев».


написать администратору сайта