Главная страница
Навигация по странице:

  • Задание 2.

  • Непосредственное общение

  • Опосредованное

  • Непосредственное общение Опосредованное общение

  • Тема 6. Античность в исследованиях исторической психологии Задание 2.

  • Тема 7. Психическая жизнь Средневековья Задание 2.

  • историческая психология. Тема История и психология века взаимодействия Задание Ассоцианизм


    Скачать 77.46 Kb.
    НазваниеТема История и психология века взаимодействия Задание Ассоцианизм
    Дата14.07.2020
    Размер77.46 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаисторическая психология.docx
    ТипДокументы
    #134374
    страница2 из 4
    1   2   3   4
    Тема 5. От доистории к истории

    Задание 2.

    Общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп), характеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности, что является одним из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности.

    Непосредственное общение – это прямое естественное общение лицом к лицу, когда субъекты взаимодействия находятся рядом и происходит не только речевое общение, но и общение с помощью невербальных средств.

    Опосредованное или косвенное общение происходит в ситуациях, когда индивиды отдалены друг от друга временем или расстоянием, например, если субъекты разговаривают по телефону или пишут письма друг другу.

    Таблица 1. Социальные и культурные различия

    Непосредственное общение

    Опосредованное общение

    исторически первая форма общения людей друг с другом, оно осуществляется с помощью органов, данных человеку природой (голова, руки, голосовые связки и т. д.)

    взаимодействие при помощи дополнительных специальных средств и орудий (палка, след на земле и т.п.), письменности, телевидения, радио, телефона и более современных средств для организации общения и обмена информацией

    является наиболее полноценным видом взаимодействия, потому что индивиды получают максимальную информацию

    происходит в ситуациях, когда индивиды отдалены друг от друга временем или расстоянием

    может быть формальным и межличностным




    может также осуществляться между субъектами и одновременно между несколькими субъектами в группе

    протекает как в монологических, так и в диалогических формах

    является двусторонним и характеризуется полной и оперативной обратной связью

    обратная связь с партнером затруднена

    сильна речь, можно уловить интонацию, жесты, мимику, увидеть позу говорящего, другие вербальные и невербальные средства общения, возможен психологический контакт с собеседником

    нет полного психологического контакта, необходимо специально прогнозировать партнера по общению (аудитории)

    естественный контакт «лицом к лицу», при котором информация передается лично одним собеседником другому по принципу: «ты - мне, я - тебе»

    предполагает участие в процессе общения «посредника», через которого передается информация

    прямое массовое общение происходит на различных митингах, во всех больших социальных группах: толпе, публике, аудитории

    опосредованное массовое общение чаще всего носит односторонний характер и связано с массовой культурой и средствами массовой коммуникации


    Тема 6. Античность в исследованиях исторической психологии

    Задание 2.

    История научного познания коммуникации начинается с античности. Античные мыслители наряду с разумом-логосом почитали речь – «логос». Стимулом для этого послужило то, что политическая жизнь греков широко использовала риторику, красноречие и особым доверием народного собрания пользовались ораторы, владеющие силой устного слова. Регулятором общественной жизни служил «номос» – закон в виде письменного текста – дальний предок бюрократии.

    В рамках традиционного мифологического мировоззрения, проблема отношений человека к человеку, человеческого общения не выделялась как самостоятельная. Обращение к проблеме человека, человеческого бытия выводило на первый план вопросы межличностных отношений, которые стали предметом риторики и этики.

    Античная мысль сделала лишь первые шаги по пути осмысления человеческой коммуникации: уровень развития личности и реальных отношений между людьми был еще недостаточно высок, чтобы данная проблема приобрела серьезное значение в общественном сознании.

    Бурное развитие коммуникации в Древней Греции обусловливали 2 события:

    1. становление системы полисов;

    2. появление алфавита.

    Демократическая политическая система – основа развития системы разносторонней публичной коммуникации. Полис как форма организации жизни, коммуникации в стране. Первые способы и места коммуникации: Агора, храмы, театры, бани.

    Распространенной формой управления полисом были народные собрания, которые проводились до 40 раз в год и не имели четкого регламента. Эти собрания были, с одной стороны, способом для власти понять отношения к своим действиям, с другой – способствовали появлению «профессиональных политиков» - ораторов и демагогов.

    Участие в политической жизни было неотъемлемой частью жизни любого гражданина полиса. Поэтому довольно быстро была осознанна важность репутации для политической карьеры. Причем с самого начала беспокоились не только за хорошую собственную репутацию, но и за плохую репутацию противника. Появились так называемые сикофанты – профессиональные обвинители, которые сначала и вправду занимались обвинениями реальными, а позже стали просто искать кого и в чем можно обвинить. В ход шли шантаж, вымогательство, распускание слухов.

    Особое место занимало ораторское мастерство и софистика. Лучшие ораторы, как правило, были наиболее вероятными кандидатами в лидеры в политической борьбе. Аристотель много рассматривал язык, его разницу при обращении к разным аудиториям, методы убеждения. В коммуникации выделил: этос (природа и качество отправителя), логос (само сообщение и его свойства) и пафос (чувства и мысли аудитории). Демосфен считал эффективным использование в умеренных количествах разговорной речи при официальных сообщениях, равновесное сочетание эмоциональной и рациональной части в выступлении. Ораторство и логография (написание речей) считались престижными высокооплачиваемыми профессиями.

    Важной особенностью религиозной сферы было отсутствие жрецов. Все ритуалы делились на закрытые и массовые, последние служили средством сплочения вокруг царя или предводителя. Кроме того, важным местом коммуникации стали храмы – места общения во время массовых ритуалов, а также часто попросту стены, на которых вывешивались решения и постановления органов власти.

    Покровителем коммуникации в Древней Греции можно считать бога Гермеса – покровителя путешественников, торговцев, ораторов и лжецов.

    Противоположно Греции, в Риме никогда не существовало демократии. Внутренняя политическая борьба всегда проходила между сословиями – сначала патрициями (коренными жителями) и плебеями, затем между Римом и союзниками, Римом и провинциями империи. Единственным инструментом внутреннего сплочения служил внешний враг. Так как государственные интересы всегда были важнее личных, политическая составляющая жизни каждого жителя ставилась во главу угла.

    В течение существования Рима менялись формы правления, но всегда оставались в той или иной форме народное собрание и сенат. Благосклонность народного собрания была значительной политической силой, поэтому распространенными методами работы с ним стали угрозы, шантаж, прямой или косвенный подкуп. Косвенный выражался в устройстве гладиаторских боев, всевозможных празднеств и раздача еды перед выборами. Принцип «хлеба и зрелищ» работал даже во время доминанта – периода наивысшего господства власти императоров. В этот период от них часто наблюдались популистские действия – смягчение наказаний или снижение налогов.

    Эффективным политическим приемом было либо провозглашение себя защитником народных интересов, либо создание репутации удачливого полководца, к которому благосклонны боги (триумфальные шествия как метод демонстрации побед). Также использовалась «преемственность» от выдающихся правителей прошлого, провозглашение себя потомками великих династий.

    Появление PR агентов – люди, кот ведут первую избирательную кампанию, следят за конкурентами, используют все методы: слухи, обвинения, а также положительный образ кандидата в народные трибуны.

    «Предвыборные программы» доносились через надписи на стенах и ораторские выступления во время собраний или отдельно. Одной из первых форм донесения политических решений стали «проскрипции» диктатора Сулла (82 г. до н.э.), которые представляли собой публичные списки лиц, которых сенат признавал врагами империи и поимка, и убийство которых поощрялось.

    В 59 г. до н.э. появились первые римские «газеты» при Юлии Цезаре – вывешенные протоколы сенатских заседаний. То ли при нем, то ли при Октавиане – «Ежедневная ведомость римского народа», которая сначала содержала новости о войнах Рима, празднествах и других событиях, а позже стала желтой прессой с анекдотами и сплетнями. Активно распространялась в виде рукописных копий, в том числе и по провинциям.

    Ораторское мастерство, в отличие от Греции, в Риме считалось глубоко прикладным инструментарием, которым де факто должны обладать все политики. Как такового изучения науки не происходило, а только применение и адаптация практических способов, открытых греками.

    Религия носила глубоко утилитарный характер, т.е. выбиралась какая-то стороны жизни и создавались культы поклонения покровительствующим существам. Богиня коммуникации – Фама («молва»). Однако были более религиозные, чем греки, что выражалось в вере в приметы и знамения. Это отразилось и на политическом процессе – власти часто передавали толкования знамений жрецам и использовали это в качестве манипуляции общественным мнением.

    Статус жреца был, по сути, серьезным политическим весом. Существовало три категории жрецов: понтифики (хранители знаний и законов), авгуры (толкователи знамений), фециалы (ответственные за исполнение ритуалов).

    Так как Рим стал империей с широкой международной торговлей, распространены были слухи и авторитетные мнения купцов как показатели качества товара из той или иной страны (считалось, что специи хороши оттуда-то, такни оттуда-то и т.д.). В Риме впервые появились ярмарки, на которых привозились товары со всей империи.

    Широко использовали рекламные находки греков. В исторических документах также встречаются разновидности приемов глашатаев: штуки, игра слов, ссылка на авторитет, эпатаж.

    Существовала специальная стена для объявлений – альбум, а также человек, следящий за ее состоянием и выбеливающий, когда заполнится до конца. Появление афиш – детализированное сообщение о событии, в которых рассказано все.


    Тема 7. Психическая жизнь Средневековья

    Задание 2.

    Человеческий тип средневековья вырисо­вывается благодаря работам Хейзинга, Блока, Февра, Мандру, Дюби, Гоффа и других историков.

    Специфику средневекового характера видят прежде все­го в эмоциональной сфере. У современной цивилизации достаточно средств, чтобы нейтрализовать воздействие слишком сильных эмо­ций на течение социальной и политической жизни. Управ­ление и особенно стратегические решения должны нахо­диться под контролем государственного расчета. Напро­тив, в феодальной Европе был распространен тип необузданного и фантазирующего правителя. И, можно предположить, дело заключалось не только в импульсив­ности властителей, но и в отсутствии представительных органов управления, процедуры коллективных решений, политической культуры гражданского общества.

    Политика считалась личным, семейным, клановым предприятием, религиозным подвижничеством, рыцарской авантюрой, но никак не работой подотчетных населению служащих и его избранных представителей. «Как правило, нам трудно пред­ставить чрезвычайную душевную возбудимость человека средневековья, его безудержность и необузданность. Если обращаться лишь к официальным документам, т. е. к наи­более достоверным историческим источникам, чем такие документы по праву являются, этот отрезок истории сред­невековья может предстать в виде картины, которая не будет существенно отличаться от описаний политики ми­нистров и дипломатов XVIII столетия. Но в такой картине будет недоставать одного важного элемента: пронзитель­ных оттенков тех могучих страстей, которые обуревали в равной степени и государей, и их подданных. Без сомне­ния, тот или иной элемент страсти присущи современной политике, но, за исключением периодов переворотов и гражданских войн, непосредственные проявления стра­сти встречают ныне гораздо больше препятствий: слож­ный механизм общественной жизни сотнями способов удерживает страсть в жестких границах.

    Но в средневековой эмоциональности усматривается не только повышенная интенсивность, но и крайняя быс­трота смены состояний. Причем переходы происходят между полярными эмоциями: от восхищения к гневу, от подав­ленности к эйфории, от неуверенности к самодовольству.

    Указанную особенность психики историки ментальностей называют поляризованностью эмоциональной сферы.

    Элементом средневековой чувствительности была не­расчлененность интеллектуальной и эмоциональной сфер. Под этим понимается такое состояние мыслительной деятель­ности, когда знание аффективно окрашено. Всепроникающая эмоциональность обволакивала в средневековом со­знании самые абстрактные понятия. Отделить объектив­ные признаки чего-то отличного отношения к нему было трудно.

    Средневековый человек, как его рисуют исторические источники, предстает перед нами чрезвычайно чувстви­тельным. Слезы, рыдания, заламывания рук, обмороки часты как у женщин, так и у мужчин. Средневековый че­ловек любил яркие, контрастирующие цвета, его притя­гивали драматические, часто кровавые зрелища Эту черту можно назвать сверхчувствительностью (гиперсеизитивностью).

    Еще один факт, на который обратили внимание исто­рики ментальностей, состоит в том, что наиболее аффек­тивные виды восприятия — слух, осязание, обоняние — представлены в познании средневековья шире, чем в со­временном. Чувственная опора интеллектуальной деятель­ности наших дней — зрение. В средние же века люди в основном слушают, а не читают. Медики определяют бо­лезнь по звуку и запаху. Музыка оказывает на людей глу­бочайшее впечатление. Февр назвал указанную особен­ность строения восприятия визуальной отсталостью. Он считал, что люди средневековья и Возрождения еще не нашли достаточного применения для зрения в познава­тельной деятельности.

    На первый взгляд, Хейзинга трактует соотношение перцептивных модальностей в средние века иначе. «Основ­ная особенность культуры позднего средневековья — ее чрез­мерно визуальный характер. С этим тесно связано атрофирование мышления. Мыслят исключительно в зрительных пред­ставлениях. Все, что хотят выразить, вкладывают в зрительный образ».

    Но пишут Хейзинга и Февр о разных вещах. Хейзинга — о позднем увядающем средневеко­вье, о разложении его ученой культуры в бесконечных навязчивых визуализациях. Историки же «Анналов» претендуют на обобщение перцептивного опы­та средневековья в эпохальный тип восприятия. И хотя в культурной иерархии восприятий места разных перцептив­ных модальностей по периодам, странам, социальным сло­ям, разумеется, меняются, прикидка Февра в целом оста­ется верной: средневековье в сравнении с нашим веком — визуально отсталая эпоха.

    В сфере групповых отношений характерной особеннос­тью средневековой личности был конформизм по отноше­нию к своим и социальная агрессивность по отношению к чужим. Средневековую личность можно назвать корпоратив­ной.

    Корпоративная личность средне­вековья, как и политический человек античности, и люди родоплеменной архаики, — это один из типов поведе­ний, хотя и преобладающий. Он хорошо отражен в соци­альных нормах эпохи, является ее эмблемой. Воспитание, социальная память, традиция воспроизводят и передают именно этот тип. Другие человеческие образы затушевыва­ются и даже стираются. Но они, разумеется, есть. Любое общество знает не только безличных статистов, но и твор­цов с широким кругозором и неординарным поведением. Своей репутацией средневековый человек во многом обя­зан своеобразному складу учености, которая охотно обоб­щала и универсализировала, но мало интересовалась ин­дивидуальными чертами человека и потому «опускала» их.

    Редкий медиевист не отметит, насколько жизнь сред­невекового человека окрашена страхом. «Чувство неуверен­ности — вот что влияло на умы и души людей средневеко­вья и определяло их поведение. Неуверенность в матери­альной обеспеченности и неуверенность духовная; церковь видела спасение от этой неуверенности, как было показа­но, лишь в одном: в солидарности членов каждой обще­ственной группы, в предотвращении разрыва связей внут­ри этих групп вследствие возвышения или падения того или иного из них.

    Но средневековый страх, как и остальные феномены ментальности тех веков, многосложен. И это потому, что в жизни была не только пугающая изменчивость, но и не­зыблемый порядок. Вряд ли какая другая эпоха имела столь хорошо разработанную иерархию небесных и земных сил. Над этим трудились отцы церкви и теологи, королевские министры и правоведы. Средневековье известно не только необузданными страстями, но также ученой схоластикой и юридической казуистикой. Человек того времени видел в Боге творца незыблемого порядка, в котором ему, чело­веку, отводилось незыблемое место.

    Религиозный «страх господень» — синоним совести, а светское бесстрашие воспринимается как отсутствие мо­рали и даже как богоборчество и демонизм. Священное содрогание перед тайной божествен­ного могущества совсем не похоже на страхи перед демо­нами, наоборот, оно в родстве с уверенностью в неотвра­тимости воздаяния и спокойствием, граничащим с фата­лизмом («Все в руке божьей»).

    Страшную зыбкость мира питают скорее миф и ма­гия — такие же столпы средневекового мировосприя­тия, как и христианская вера. Ведь средние века, по Соло­вьеву, — это компромисс между христианством и языче­ством. Иначе говоря, компромисс (но и противоборство) между книжно-ученым и народным, серьезным и карна­вальным.

    1   2   3   4


    написать администратору сайта