историческая психология. Тема История и психология века взаимодействия Задание Ассоцианизм
Скачать 77.46 Kb.
|
Тема 8. Ментальность Нового времени и рационализм Задание 2. Период развития Европы с XVII в. и но настоящее время принято называть Новым временем. Термин «Новое время» зародился в эпоху Возрождения. Именно тогда в историко-философской идее было предложено разделить весь исторических путь человечества на три эпохи: древний мир, средние века и новое время. Гуманисты выделили особенную «новизну» новой ступени развития – расцвет светской культуры и науки в период Ренессанса. Если на предыдущих ступенях человеческой истории за основной критерий оценки использовали социально-экономический фактор, то к новому времени применили духовно-культурные характеристики. Новое время – это эпоха в истории, занимающая период между Средними веками и Новейшей историей. Она продолжалась три столетия – с XVI по XIX века. Началом новой истории послужили Великие географические открытия, окончанием – Первая мировая война.
Тема 9. Особенности мироощущения и специфика культуры эпохи Просвещения Задание 2. Русская психологическая мысль в XVIII в. развивалась под влиянием господствующего феодально-крепостнического строя. Все мыслители в своих трудах вели борьбу с государственной идеологией крепостничества и важнейшей задачей ставили изучение человека в гуманистическом, научном ключе, стремясь искоренить из недр общества всевозможные суеверия и предрассудки. В России, как справедливо замечает Б.Г. Ананьев, научная экспериментальная психология формировалась на базе философского материализма XIX в., крупнейшими представителями которого были А.И. Герцен, В.Г. Белинский. НА. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский. Начало материалистической традиции, которую продолжили русские революционеры–демократы XIX в., было положено в XVIII в. главным образом М.В. Ломоносовым и А.Н. Радищевым. Татищев в своих работах развивал идеи зависимости умственного развития ребенка от просвещения и обучения. Источником индивидуального ума он считал опыт других людей, который передается посредством, языка и письменности. Михайлов в своей книге «Наука о душе», ставшей первой в России книгой по психологии, систематизировал весь багаж психологических знаний, опираясь на эмпиризм Локка и описывая конкретные, поддающиеся опытному изучению явления человеческой психики -ощущения, волю, мысли как ассоциации представлений. М. В. Ломоносов выдвинул трехкомпонентную теорию цветового зрения, объясняющую ощущения с материалистической точки зрения как результат воздействия на органы чувств человека предметов внешней среды. А. Н. Радищев развивал идеи Ломоносова и выдвигал следующие идеи: Человек — это целостный организм, имеющий в совокупности различные, порой противоположные друг другу характеристики. Душа не рассматривается как совокупность чувств, мыслей и жизненных сил и, выполняя функции жизненно. Субъективно приобретенным феноменом человеческой психики являются страсти, которые и есть движущая сила мышления, и случайные необъективно происходящие внешние воздействия, т. е. случай. Страстью, побуждающей человека к действию, т. е. развитию своих мыслительных способностей, является стремление к славе. При этом страсть есть продукт и результат воспитания и, более того, является сублимацией физического наслаждения. Понимание Кондильяком мышления опирается на позиции материалистического сенсуализма, и не делается различия между мышлением и ощущением. Более того, мышление не только основывается на ощущении, но представляет собой разновидность самого ощущения. важных органов - мозга и нервов, не может быть самостоятельной, так как ее существование невозможно без этих органов. Индивидуальное сознание формируется благодаря ведущей роли языка и речи. Развитие способностей обусловлено не только воспитанием, но и влиянием природы. При этом каждый человек неограничен в своем совершенствовании. Воля обусловлена вниманием, которое является выражением мышления, и помогает человеку справляться со своими страстями. Душа как таковая не наделяется бессмертием, но ее способность к «мысленное» неразрушима, вечна. Важнейшей задачей является формирование правильных, добрых чувств и суждений, а также способности к волевому действию. Историческое значение теории Руссо заключается в том, что в ней впервые была произведена попытка с научной точки зрения объяснить психическую природу ребенка и дана первая в истории психологии возрастная периодизация психического развития. И хотя теория Руссо не учитывала многих факторов, влияющих на становление личности ребенка, она явилась основой для дальнейших разработок в области возрастной психологии. Укреплению материалистической традиции в научной психологии служили идеи Добролюбова, в которых с новой силой подчеркивалось положение о внешней и внутрителесной детерминации психических явлений. При рассмотрении различных вопросов, связанных с проблемой человека, Добролюбов опирался на новейшие данные естествознания. Весь окружающий мир находится в постоянном развитии, в непрерывном движении от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному. Венцом природы является человек с его способностью сознавать. Неотъемлемым свойством материи является сила. Для человеческого мозга такой силой является ощущение. Чернышевский наиболее близко подошел к пониманию социальной обусловленности психического развития. Большим достижением Чернышевского в анализе психики человека является различение им темперамента и характера. Он указывал, что темперамент обусловлен в большей мере наследственностью или природными факторами. В то же самое время, передаваясь по наследству, темперамент может подвергаться изменениям под влиянием обстоятельств жизни. Итак, психические явления всецело основаны на деятельности органов чувств, нервов и головного мозга, и единственным способом обнаружения их является объективное наблюдение за их внешними телесными проявлениями. Философско–психологические взгляды русских материалистов ХIХ в. — А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова и Н.Г. Чернышевского — оказали непосредственное влияние на передовых естествоиспытателей России — анатомов, физиологов, психиатров, которые оказались первыми создателями экспериментальной психологии в России Тема 10. Утопическое сознание в 20 веке Задание 2. Для начала есть смысл обратиться к культурно-историческим корням возникновения «рыночных ориентаций». Как известно, отношения обмена возникли почти одновременно с возникновением общения, где обмен товарами или деньгами — лишь одна из разновидностей того, что называют «человеческими отношениями». При этом сам обмен не может быть абсолютно эквивалентным: каждая из сторон, участвующих в обмене, получает свою определенную выгоду. Но часто бывает и так, что кто-то получает большую выгоду, а кто-то меньшую. В человеческом обществе отношения обмена существовали всегда, но отношения к обмену и продаже менялось исторически. Например, в раннем христианстве ростовщиков и торговцев осуждали и не пускали в храмы, а выражение «продать за 30 сребреников» стало символом презрения к рынку, где продаются даже святыни. Но уже в эпоху Реформации рыночные отношения почти обожествляются. Анализируя культурно-исторические корни изменения отношения к рыночным ценностям, Ионин пишет, что для протестантизма «именно мирская жизнь становится священной», «работник ощущает свою роль не как отчужденную по отношению к собственной личности, извне навязанную категорию, а как «призвание сверху» от Бога, и ее, этой роли, максимально усердное исполнение — как священный долг». Далее он отмечает, что «главная идея капитализма — это представления о профессиональном долге. Но коль скоро зарабатывание денег, рыночная ориентация становится главной общественной (и даже религиозной) ценностью, то получается, что сами по себе деньги перекрывают любую другую святыню. Из этого логически следует, что в каких-то ситуациях могут быть измерены в деньгах и личность, и совесть, и достоинство... Сам факт распространенности в цивилизованном обществе вопроса «Сколько ты стоишь?» — это реальность, с которой приходится считаться, если мы действительно хотим понять специфику данной культурно-исторической ситуации, а также понять, что движет большинством людей в их стремлении к счастью. Рассматривая различные типы ориентации, Фромм достаточно подробно анализирует именно «рыночную ориентацию». Общая схема его рассуждений примерно следующая. Полноценная личность находит в деятельности личностный смысл для себя, она как бы слитна с деятельностью, что позволяет ей выступать субъектом по отношению к своей работе и ко всей жизни. Неполноценная личность с «отчужденным характером» выполняет свою работу скорее по необходимости, она и ее деятельность разъединены, «отчуждены друг от друга». В итоге человек не может воплотить себя в своей деятельности и, как правило, страдает. А вот некоторые более конкретные характеристики «рыночной личности» по Фромму: «Рыночное понятие ценности, превосходство меновой стоимости над полезной привело к сходному понятию ценности в отношении людей и, в частности, в отношении человека к самому себе... Человек заботится не о своей жизни и счастье, а о том, чтобы стать ходким товаром... Поскольку человек не может жить, сомневаясь в своей идентичности, он должен при рыночной ориентации черпать чувство идентичности не в самом себе и в своих силах, а в мнении других о себе...» Фромм рассуждает и о том, какое влияние такая ориентация оказывает на современное образование: «...цель обучения состоит в том, чтобы накопить как можно больше информации, главным образом полезной для целей рынка. Студентам положено изучить столь многое, что у них едва ли остается время и силы думать. Не интерес к изучаемым предметам или к познанию и постижению как таковым, а знание того, что повышает меновую стоимость, — вот побудительный мотив получения более широкого образования» Но если согласиться с такими целями образования, то тогда следовало бы отказаться от взглядов многих ведущих философов, педагогов и психологов на сущность образования. Известный русский педагог Гессен считал, что «первая задача учителя — в классе, в аудитории, в лаборатории — это мыслить научно, применять метод как живое орудие мысли» и что «никакие книги не могут дать того, что может дать хорошая школа». Куда уж здесь до прагматически ориентированного, дозированного «рыночного» образования! Психолог Зинченко считает, что «школа должна учить мыслить, в том числе мыслить о смысле», и что только так можно постепенно преодолевать «технократическое мышление», для которого характерны отсутствие души, неспособность к рефлексии и взгляд на человека как на «обучаемый программируемый компонент системы, как на объект самых разнообразных манипуляций, а не как на личность». Но парадоксальность ситуации в том, что «рыночная личность» — это реальность, а красивые высказывания известных педагогов и философов — это скорее пожелания и декларации. Продолжая дальше характеризовать личность с «рыночной ориентацией», Фромм выделяет такую ее черту, как «изменчивость установок», и отмечает, что она как раз и «составляет единственное перманентное свойство такой ориентации». Далее Фромм пишет: «При этой ориентации развиваются те свойства, которые можно пустить на продажу. Доминирует не какая-то одна частная установка, а пустота, которую можно скорейшим образом наполнить желаемым свойством». Парадоксальность этой характеристики в том, что в зависимости от конъюнктуры «рынка личностей» человек может быстро сориентироваться и приобрести такие качества, как респектабельность, хорошее здоровье (или хотя бы его видимость), доброта, оптимистичность, эрудиция, патриотизм и т. п. Но, к сожалению, все это лишь до того момента, когда конъюнктура рынка опять изменится... Тема 11. Дифференциация видов и мезомир человека Задание 2. Психика - совокупность душевных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т.п.); специфический аспект жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей средой. Находится в единстве с соматическими (телесными) процессами и характеризуется активностью, целостностью, соотнесенностью с миром, развитием, саморегуляцией, коммуникативностью, адаптацией и т. д. Появляется на определенной ступени биологической эволюции. Высшая форма психики - сознание - присуща человеку. Психика - общее понятие, объединяющее многие субъективные явления, изучаемые психологией как наукой. Есть два различных философских понимания природы и проявления психики: материалистическое и идеалистическое. Согласно первому пониманию, психические явления представляют собой свойство высокоорганизованной живой материи самоуправления развитием и самопознания (рефлексия). Таблица 3. Психическая дифференциация животного и человека
|