Главная страница
Навигация по странице:

  • Тема 13. Язык и речь в истории Задание 2.

  • Тема 15. Память в истории Задание 2.

  • Тема 16. Мышление: от сверхчеловеческого к человеческому порядку Задание 2.

  • историческая психология. Тема История и психология века взаимодействия Задание Ассоцианизм


    Скачать 77.46 Kb.
    НазваниеТема История и психология века взаимодействия Задание Ассоцианизм
    Дата14.07.2020
    Размер77.46 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаисторическая психология.docx
    ТипДокументы
    #134374
    страница4 из 4
    1   2   3   4
    Тема 12. Культурная история тела

    Задание 2.

    Историческим отношениям телесности с культурой предшествуют биологические отношения телесных особей в эволюции. Затем можно выделить следующие этапы и культурные типы отношений: натуральная телесность как модель общества и мироздания (первобытность); образно-пластичная телесность (античность); духовное тело (средневековье); тело-машина (Новое время); синтезированные машинно-информационные артефакты XX века.

    Живое тело – собранное эволюцией сообщество органов, резервуар энергии, инструмент любой из активностей биологического индивида. Человеческое тело – представитель и одновременно заложник природы в индустриальной цивилизации: если погибнет природа, то погибнет и оно. Можно говорить о культуре тела, которая есть не только норма здоровья и физического совершенства, но и умение социального индивида ладить со своим естеством.

    Тело имеет психофизиологические полюса:

    а) видимое физическое обличие (корпоратуру) с качествами живого макропредмета, исходную точку отсчета и ориентир для разметки трехмерной среды, моторный образ всех механических перемещений;

    б) внутренние органы, сигнализирующие о себе различными импульсами "органического чувства" - источник и опыт энергии бессознательного, того, что ускользает от разметки в логике конечных предметов. Последствия телесного дуализма можно обнаружить и в разделении на непосредственное и опосредствованное.

    Человеческая соматика служит разным целям: для производства полезного эффекта с помощью орудий-артефактов или без них; для создания образов, знаков и представлений. Последнее направление использования соматики французский ученый Вараньяк назвал технологиями тела. Но, строго говоря, культура тела имеет место там, где тело самоценно, а не служит для чего-то или, по крайней мере, преобладает над другими целями и организует их. Это - игра (но со специальными задачами спорта и физкультуры), медицина (с акцентом на поддержание трудоспособности населения и сохранение его генетического фонда), практики развлечений и удовольствий (под надзором обычая или закона), сфера интимного контакта между полами (наименее доступная внешней норме).

    В современном обществе биологическая спонтанносгь не приветствуется, жизнь сдвинута к полюсу функциональных полезностей и машинного уподобления. Человеку трудно использовать "мудрость тела" и находить свою физическую самость (индивидуальное равновесие между организмом и социальной нормой); чтобы на время стряхнуть рационально-технический контроль над органикой, он прибегает к сверхвнушению, опьянению, зкстатическим развлечениям. Эти приемы усиления телесной активности далеко превосходят меру гармонии природного и культурного. Они имитируют ритуальный транс глубочайшей древности на другом конце исторического диапазона. Там - временная победа социальной нормы над всемогущим телом, здесь - временное освобождение от власти технической цивилизации.

    Тема 13. Язык и речь в истории

    Задание 2.

    Тема 14. Психологическая история образов, или восприятие в культуре

    Задание 2.

    Аналитическая психология — это одно из направлений неофрейдизма, основанное последователем З. Фрейда, швейцарским психиатром Карлом Густавом Юнгом.

    Структура психики, по мысли Юнга, представляет собой:

    • Эго, включающее все то, что человек вполне осознает. Эго ответственно за чувство преемственности, непрерывности опыта жизни.

    • Личное бессознательное, которое аналогично фрейдовскому бессознательному. Забытые и подавленные эмоции, мысли, воспоминания.

    • Коллективное бессознательное – наиболее противоречивая и оригинальная часть учения Юнга. В нем заключен опыт наших предков.

    В основном коллективное бессознательное проявляется в образах — архетипах, которые являются общими для всего человечества. 

    Архетипы — это врожденные тенденции внутри коллективного бессознательного, которые являются внутренними детерминан­тами психической жизни человека.

    Они направляют действия человека в определенное русло, в чем-то схожее с тем, каким образом вели себя в подобных ситуациях наши предки. Архетипы обнаружива­ют себя в сознании в виде эмоций и некоторых других психических явлений. Они обычно связаны с такими важнейшими моментами жизненного опыта, как рождение и смерть, основные стадии жизненного пути (детство, юность), а также с реакцией на смертельную опасность.

     Важнейшие архетипы в аналитической психологии:

    • Тень – скрытая сторона человека, то, что он никогда не покажет на публике. Это все подавленные и нереализованные желания, страхи, мечты. Однако, у этой стороны есть и плюсы, найдя гармонию со своей тенью можно не только перестать испытывать стыд, но и найти баланс в общении с другими людьми.

    • Маска (Персона) – то, что человек показывает, выходя в свет. Его социальный статус, роль и поведение с другими людьми. Маска, которую надевает каждый человек, когда надо показаться множеству людей.

    • Анима и Анимус – самое интересное для западного читателя. Анима – представление о себе, как о женщине. Анимус – как о мужчине. И если женщина воспринимает себя как женщину, то её Анимус соберёт все мужские представления и будет проецировать на мужчину. Но в глубине души мужчина — это женщина, а женщина – мужчина, что и пытается увидеть каждый в своём любимом человеке, в этом и заключается принцип влюбленности.

    • Самость – именно этот архетип объединяет сознательное и бессознательное, маскулинное и феминистическое. Руководитель, отделенных от Эго и других, совершенно отдельно образование психики.

    Тема 15. Память в истории

    Задание 2.

    Метод “Цицерона” – это метод запоминания, связанный с памятью на места.

    Тренировка памяти по методу Цицерона происходит на основе пространственного воображения.

    Суть метода Цицерона сводится к тому, чтобы

    • выбрать какое-то хорошо знакомое место или помещение;

    • выделить по порядку предметы (или места), причем важно сразу определиться с последовательностью и принять раз и навсегда один вариант обхода помещения или места, например, по часовой стрелке;

    • выбирать лучше яркие и хорошо запоминающиеся предметы, которые постоянно находятся в этом месте, например, шкаф. Если же предмет регулярно меняет свое месторасположение, то возможна путаница. Например, если вазу переставить на другое место, то, “считывая” информацию вы можете назвать ее не в том порядке;

    • нельзя использовать повторяющиеся предметы, т.к. может быть нарушена последовательность, когда будете вспоминать. Например, если у вас два одинаковых кресла в комнате, то выбрать лучше первое из них;

    • соединять предметы, выбранные вами в комнате, с запоминаемой информацией попарно (о том, как их соединять, мы расскажем позже).

    Обязательным условием является контрольное припоминание

    Тема 16. Мышление: от сверхчеловеческого к человеческому порядку

    Задание 2.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта