Главная страница
Навигация по странице:

  • Аль-Фараби: биография.

  • Тема: История Центральной Азий в произведениях Алишера Навой, Бобура, Бухарий, Биной, Абылгази Бахадирхана, Тошкандий, Огахий, Муниса План

  • Документ (10). Тема История изучения Согдийской письменности План Письменность, как фактор преемственности согдийской цивилизации


    Скачать 0.63 Mb.
    НазваниеТема История изучения Согдийской письменности План Письменность, как фактор преемственности согдийской цивилизации
    Дата15.05.2023
    Размер0.63 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДокумент (10).docx
    ТипЛитература
    #1133041
    страница4 из 5
    1   2   3   4   5
    раздел о музыке в «Книге знания».

    С теоретической точки зрения Ибн Сина, по средневековой традиции, относил музыку к математическим наукам. Он определял её как науку, изучающую звуки в их соотношениях и имеющую целью установление правил создания композиции. Исходя из учения Пифагора, он считал, что музыка подчинена числам и находится в тесной связи с ними.

    Ибн Сина первый в истории подводит под музыкальную историю солидную научную базу, рассматривая музыку с позиций не только математики, но и социологии, психологии, поэтики, этики и физиологии.

    Ибн Сина совместно с Аль-Фараби заложил основу науки о музыкальных инструментах, которая получила дальнейшее развитие в Европе в значительно более позднее время. Он дает подробную классификацию типов музыкальных инструментов, объясняет их строение. В шестом разделе «Книги знания» приводятся названия почти всех существующих инструментов с их описаниями. Труды Аль-Фараби и Ибн Сины по изучению музыкальных инструментов заложили основы инструментоведения как специальной области музыкальной науки.

    Великий учёный также является изобретателем распространенного в Средней Азии смычкового инструмента - гиджака.
    Аль-Фараби: биография. Философия восточного мыслителя Арабских ученых древности, которые оставили после себя великое научное и творческое наследие, чтут и в современном мире. Одним из таких великих ученых был Аль-Фараби. Биография его берет свое начало в городе Фараб (территория современного Казахстана) в 872 году. Жизнь великого философа Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммад ибн Тархан ибн Узлаг, известный всему миру как Аль-Фараби, прожил долгую жизнь, оставив после себя многочисленные труды по философии, математике, астрономии, музыке и естественным наукам. Современники называли этого великого человека вторым учителем, подразумевая, что первым был Аристотель. Биография Аль-Фараби дает очень скудную информацию, так как при жизни ученого никто не уделял этому внимания, а все имеющиеся данные были по крупицам собраны спустя пару веков после его смерти. Точно известно: Родился он в городе Фараб в 870 году (по некоторым данным в 872 г.).

    Довольно крупный город находился возле места, где Сырдарья и Арысь соединяются. Позже населенный пункт переименовали в Отрар, и сегодня его развалины можно увидеть на юге Казахстана в Отрарском районе. Отец будущего философа и ученого был уважаемым в городе военачальником из древнего тюркского рода. Еще будучи юношей, Абу Наср Аль-Фараби, биография которого умалчивает о его детских годах, чурался светских приемов и много времени проводил за изучением трудов Аристотеля и Платона. Некоторое время он жил в Бухаре, Самарканде и Шаше, где учился и работал одновременно. Закончить образование Аль-Фараби (биография рассказывает об этом более подробно) решил в Багдаде. В то время это была столица Арабского халифата и крупный культурный и научный центр. По пути в Багдад молодой ученый, уровень знаний которого на то время можно назвать энциклопедическими, посетил такие города, как Исфахан, Хамадан и Рею (современный Тегеран).

    Прибыв в столицу в 908 году, Аль-Фараби (биография не дает более точных данные) изучает логику, медицину, естествознание, греческий, но у каких именно учителей, неизвестно. Прожив в Багдаде до 932 года, он покинул его, став уже достаточно известным ученым. Жизнь в Дамаске и мировая известность Переезд стал толчком для дальнейшего развития философских и научных талантов ученого, но о его личной жизни того времени почти ничего не известно. Жизнь в Дамаске и мировая известность Переезд стал толчком для дальнейшего развития философских и научных талантов ученого, но о его личной жизни того времени почти ничего не известно. В 941 г. философ переезжает в Дамаск, где о нем никто ничего не знал. Первые годы в этом городе были достаточно трудными, так как ему приходилось работать в саду, а по ночам писать свои великие трактаты. В свое время Абу Насыр Аль-Фараби (биография не указывает точных дат) посещал Сирию, где у него был покровитель Сайф ад-Даула Али Хамдани, помогавший многим деятелям науки и искусства того времени. Известно, что в 949 году ученый был в Египте. Существует 2 версии того, как умер великий философ. В одних источниках говорится, что он скончался по естественным причинам в возрасте 80 лет, по другим – был ограблен и убит по пути в Аскалан. Такой была жизнь Абу Наср Аль-Фараби, краткая биография которого не передает во всей полноте его величия, чего не скажешь о его трудах.

    Научный подход к обучению Так уж был устроен ум Аль-Фараби (биография об этом не рассказывает), что мог охватить сразу несколько научных направлений для их изучения и развития. Он был сведущ во многих известных во время средневековья науках и во всех из них преуспел. Его деятельность началась с изучения трудов великих греческих мудрецов. Давая к ним комментарии, он старался довести их мысли простым языком до широкого круга людей. Иногда для этого ему приходилось излагать все это своими словами. Еще один научный метод, который применял Аль-Фараби – это анализ великих трактатов древности с подробным изложением их содержания. Определить это можно по рукописям, где арабский ученый оставлял свои записи, которые условно можно поделить на 3 типа:

    1. Пространный комментарий, в основе которого лежало высказывание древнего мудреца с подробным объяснением, что автор хотел этим сказать. Такая работа проводилась с каждой главой или разделом трактата.

    2. Средний комментарий, в котором брались только первые фразы оригинала, а все остальное являлось объяснением Аль-Фараби. Биография ученого не передает сути этой работы.

    3. Небольшим комментарием можно назвать изложение древних трудов от своего имени. При этом Аль-Фараби мог объединять сразу несколько произведений Аристотеля или Платона, чтобы донести до учеников смысл их философии. Изучение и комментарии к этим трудам не только способствовал продвижению их в широкие массы людей, но и направляли мысли арабского ученого на дальнейшее обдумывание этих философских вопросов.

    Вклад в развитие наук благодаря Аль-Фараби началось новое направление развития наук и искусств того времени. Известны его труды по таким дисциплинам, как философия, музыка, астрономия, математика, логика, естественные науки, филология и другие. Его научные труды повлияли на такие ученые средневековья, как ибн Сина, ибн Баджа, ибн Рушд и другие. На сегодняшний день известно порядка 130 работ ученого, также ему приписывают организацию и создание библиотеки в Отраре.

    Биография Аль-Фараби на русском языке указывает, что он смог изучить и прокомментировать почти все труды Аристотеля, а также таких мудрецов, как Птолемей (“Альмагест”), Александр Афродезийский (“О душе”) и Евклид (“Геометрия)”. Хотя древнегреческие трактаты повлияли на развитие философской и научной мысли Аль-Фараби, большая часть его произведений – это его умственные изыскания и практические опыты.

    Философские труды Аль-Фараби все научные работы арабского ученого можно разделить на несколько видов:

    Общефилософские работы, которые были посвящены законам мироздания, их свойствам и категориям. Труды, в которых рассматривались аспекты человеческой деятельности и способам познания мира. Трактаты о материи, изучении ее свойств, а также таких категорий, как время и пространство. К ним относятся работы по математике, геометрии и астрономии. Отдельные труды (биография Аль-Фараби это упоминает) посвящены видам и свойствам живой природы и ее законов. Сюда относятся работы о деятельности людей в биологии, физике, химии, медицине и оптике.

    Отдельное внимание ученый уделил изучению общественно политических строев, вопросам нравственности и воспитания, педагогике, государственному управлению и этике. За свои 80 лет жизни Аль-Фараби оставил великое наследие, которое во многом опережало свое время. Не перестали быть актуальными его работы и в наше время.

    Основа бытия по учению Аль-Фараби Великий ученый заложил основы новой философии, по которой все, что существует в мире, делится на 6 ступеней, связанных между собой причинно-следственными отношениями:

    Первая ступень – это первопричина появления всего сущего, зачем и кем все было задумано.

    Вторая – появление всего.

    Третья ступень – это деятельный и находящийся в развитии разум

    Четвертая - душа.

    Пятая ступень – это форма.

    Шестая – материя.

    Эти ступени лежат в основе всего, что окружает человека, и ученый разделяет их на 2 вида: Вещи и состояния, которые он называл “возможно сущими”, так как их природа не всегда вызвана необходимостью их существования. Вторые, наоборот, всегда существуют сами по себе и называются “необходимо сущими”.

    Первопричиной всего Аль-Фараби (краткая биография и знакомство с его работами указывают на это) называл Бога, так, как только ему присущи цельность и единственность, тогда как остальные ступени имеют множественность.

    Вторая причина – это возникновение планет и других небесных тел, которые по своей природе отличаются от земных форм. Третью ступень Аль-Фараби определил космическому разуму, который заботится о живой природе и стремится довести мир до совершенства.

    Последние 3 ступени связаны с нашим миром, и им ученый уделил самое пристальное внимание. Он отделил функции Бога от того, что происходит в материальном мире, тем самым ограничив его вмешательство в жизнь людей, дав им свободу воли. Он смог утвердить силу материи, наделив ее вечностью.

    Взаимосвязь формы и материи немало внимания ученый уделил взаимоотношениям формы и материи. Например, он дает трактовку формы как цельность структуры, а материи – как сущность и основание всех вещей. Именно он указал на то, что форма может существовать только благодаря наличию материи и не может находиться вне тела. Материя, в свою очередь, – это субстрат, который обязательно должен быть наполнен содержанием (формой). Об этом великий ученый пишет в своих работах “О материи и форме” и в “Трактате о взглядах жителей добродетельного города”.

    Бог Отношение к Богу у Аль-Фараби было, скорее, научное, чем религиозное. Многие последователи ученого, а далее религиозные арабские деятели, утверждали, что он был истинным мусульманином, чтившим традиции ислама. Но труды мудреца говорят о том, что он пытался познать Бога, а не слепо верить в него. Недаром ученый такого уровня был похоронен без участия в процессии духовенства. Слишком смелыми были высказывания Аль-Фараби о строении мира и всего сущего.

    Учение об идеальном городе-государстве Немало внимания ученый уделял таким аспектам жизни, как счастье, нравственность, война и государственная политика. Им он посвятил такие работы: “Трактат о достижении счастья”; “Пути счастья”; “Трактат о войне и мирной жизни”; “Трактат о взглядах жителей добродетельного города”; “Гражданская политика”; “Трактат об изучении общества”; “О добродетельных нравах”. Все они затрагивают такие важные во времена жестокого средневековья аспекты, как любовь к ближнему своему, безнравственность войн и естественное стремление людей к счастью.

    Если объединить эти работы, то можно сделать такой вывод из философии автора: люди должны жить в мире добра и справедливости, стремясь к духовному развитию и научному просвещению. Он придумал город, в котором управление находится под руководством мудрецов и философов, а его жители творят добро и осуждают зло. В противовес этому идеальному обществу автор описывает города, где правят зависть, стремление к богатству и бездуховности. Для своего времени это были довольно смелые политические и нравственные взгляды. О музыке Будучи талантливым во всем, Аль-Фараби (биография на казахском языке это подтверждает) уделил немало времени музыковедению. Так, он дал понятие музыкальных звуков, описал их природу и выяснил, из каких категорий и элементов строится любое музыкальное произведение.

    Учение о познании Одним из важных аспектов трудов ученого является изучение такой категории, как разум и форма познания. Он рассуждает о том, откуда произошли знания, об их связи с реальностью, о том, как человек познает действительность. Например, природу Аль-Фараби считал объектом для изучения, так как все знания люди получают извне, наблюдая за окружающим миром. Сравнивая различные свойства вещей и явлений, анализируя их, человек обретает понимание. Так образовались науки, благодаря которым люди стали глубже понимать окружающий мир. Он рассуждает о душевных силах человека, то есть об устройстве его психики, о том, как люди воспринимают запахи, различают цвета и ощущают различные эмоции.

    Это очень глубокие по своему содержанию работы, среди которых “Основа мудрости”, где автор рассматривает такие категории, как симпатии и антипатии, а также причины их возникновения. Логика, как форма познания Ученый много внимания уделял такой науке, как логика. Он считал ее особым свойством ума, наличие которого помогало человеку судить об истине и утверждать ее экспериментальным путем. Искусство логики по Аль-Фараби – это умение отделить ложные категории от истинных с помощью доказательств, что вовсе не было свойственно религиозным догматам и верованиям. Ученые Востока и других стран поддержали его работы «Введение в логику» и «Вводный трактат по логике». Логика – это инструмент, с помощью которого люди могут добывать знания об окружающей действительности. Так считал великий ученый. Память о великом ученом В наше время не только арабский, но и весь ученый мир чтит память о таком великом человеке. Ему посвящены улицы городов, даны имена университетам. В Алматы и Туркестане установлены памятники.

    Тема: История Центральной Азий в произведениях Алишера Навой, Бобура, Бухарий, Биной, Абылгази Бахадирхана, Тошкандий, Огахий, Муниса

    План:

    1. Историография историй Амира Темура и Темуридов

    2. Заҳириддин Мухаммед Бобур

    3. Огаҳий и Мунис

    Как известно, после смерти Тимура его держава распалась, и регион Центральной Азии и Среднего Востока попал под власть сына Тимура Шохруха. Сам Шохрух правил Хорасаном, и его столицей был Герат (в современном Афганистане), а Мавераннахром с 1411 (номинально ещё с 1409) по 1449 год правил его сын Мухаммад Тарагай, известный под именем Улугбека. Его правление-это также блестящая страница нашей истории. Улугбек прославился не своими немногочисленными военными походами, а покровительством науке и культуре. Кроме того, он сам был крупным учёным-астрономом, составленные под руководством которого "Зидж-и Гурагани" астрономические таблицы по своей точности превосходили все достижения дотелескопической астрономии (телескоп был изобретён в ХVII веке). Ему приписывается и историческое сочинение "История четырёх улусов". Его отношение к науке и просвещению видно из надписи, сделанной по его приказу на дверях бухарского медресе - «Стремление к знанию обязательно для каждого мусульманина и мусульманки». При нём в медресе широко изучались естественные науки, его соратниками были множество прославленных учёных - как Казы-Заде Руми, Али Кушчи и ряд других.

    Существует неверное мнение о противостоянии Улугбека и духовенства. Конечно, некоторые представители духовенства считали Улугбека слишком просвещённым и вольнодумным правителем.

    Но Улугбек никогда не был атеистом и врагом религии. Он хорошо разбирался в богословии и дискутировал на эти темы с представителями духовенства. Можно сказать лишь, что в отличие от своего отца приоритетное, внимание Улугбек уделял не богословию, а светской науке и культуре, никогда не порывая с исламом.

    По словам автора "Тарихи жахонгари" ("Истории завоевания мира") Давлатшах-и Самарканди (нач.XVI в.), в медресе Улугбека училось более 100 студентов. Среди них были А.Навои, А.Джами, Хусейн Байкара, Мутриби Самарканди, историк Саид Роким и другие люди, впоследствии ставшие знаменитыми. Автор «Абдулланаме» сообщает, что число студентов в медресе значительно увеличилось в ХVI веке.1

    В целом во второй половине ХV века происходит постепенный упадок власти Тимуридов и в результате этого тюркские племена под водительством Шейбани-хана одержали победу над ними. Замечательным историографическим памятником этой эпохи является, "Бабурнаме" - жизнеописание одного из последних Тимуридов, правившего сначала в Центральной Азии, а затем основавшего империю Великих Моголов в Индии. Так как Бабур сам написал это произведение, его ценность возрастает. По духу оно довольно объективно и достоверно.

    Из него мы многое узнаём о положении нашего региона в конце ХV-начале ХVI века как их видел весьма компетентный и образованный правитель той эпохи.

    Редчайший памятник культуры народов Средней Азии "Зафарнаме" является образцом историографии не только Средней Азии, но и всего Востока, поэтому он с давних пор привлекал и сейчас привлекает к себе внимание исследователей-востоковедов и благодаря оригинальности и достоверности собранных в ней фактических материалов занимает особое место среди источников указанной эпохи.2

    "Зафарнаме" делится на две части: введение (мукаддима), посвященное родословной Тимура, где в общих чертах излагается история тюркских племен и четырех улусов Чингисхана, о которых более подробно говорится в вышеуказанных нами сочинениях, таких, как Джами от-Тарих Рашид ад-Дина, Тарих-и джохангуши Джувейни и др., и основную часть - собственно историю Тимура.

    Из сообщений автора ясно, что идея этого исторического сочинения принадлежит сыну Шахруху Ибрахиму Султану, при дворе которого служил Шараф ад-Дин Али. Правитель задумал создать книгу о своем могущественном деде и в 822 (1419-1420 гг.) отдал распоряжение о сборе материалов о Тимуре. "В "Мукаддиме" этот процесс освещен довольно подробно. Собранные сведения сопоставляли с устными рассказами очевидцев, а затем Шараф ад-Диннну Али было предложено познакомиться с материалами и сказать свое мнение Ибрахиму Султану, после чего автор приступил к написанию книги".3

    Собранные источники автор делит на три группы: записи рассказов очевидцев, свидетельства знатоков тюркских и персидских источников. При написании работы все сведения о датах, местностях и географических названиях согласно приказу Ибрахима Султана тщательно проверялись и лишь после этого передавались Шарафад-Дину Али. По высочайшему повелению автор должен был написать книгу ярким, образным, понятным языком и в то же время он обязан был строго соблюдать документальность, не отступать от первоначальных источников и ничего не приукрашивать. Так была создана очень большая по объему официальная история Тимура.
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта