Главная страница

Документ (10). Тема История изучения Согдийской письменности План Письменность, как фактор преемственности согдийской цивилизации


Скачать 0.63 Mb.
НазваниеТема История изучения Согдийской письменности План Письменность, как фактор преемственности согдийской цивилизации
Дата15.05.2023
Размер0.63 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаДокумент (10).docx
ТипЛитература
#1133041
страница5 из 5
1   2   3   4   5

15 в. для Средней Азии является периодом ожесточенной борьбы двух мировоззрений; представителем одного из них, ориентированного на разумное соотношение религиозных установок и требований жизни, был внук Тимура –Улугбек, сорок лет правивший в бывшей столице Тимура Самарканде; представителем другого, был "его младший современник, дервиш из ордена Накшбандиев - Ходжа Ахрор, через два года после смерти Улугбека воспользовавшийся своим религиозным авторитетом для захвата политической власти и в течение сорока лет также правивший страной через подставных лиц из действительных или мнимых потомков Тимура"4

Среди научных дисциплин, которыми интересовался Улугбек, особое место принадлежало астрономии. Поэтому спустя четыре года после окончания строительства медресе, было начато строительство обсерватории, т.к. последняя мусульманская обсерватория, построенная в 1259 г. в Мергане по инициативе Насира ад-Дина Туси, уже в первой половине 14 в. лежала в развалинах.

Абу Тахир Хаджа Самарканди так описывает это событие: "Через четыре года после основания медресе, Мирзо Улугбек, посоветовавшись с Казы-Заде Руми, Мавляно Гиясаддином Джемшидом и Мавляно Муиддином Каши, воздвиг у подошвы Кухака, на берегу арыка Аб-и Рахмат здание обсерватории, вокруг которой построил высокие худжры, а у подошвы холма разбил прекрасный сад, где и проводил большую часть своего времени"5. Тоже и у Бабура: "У подошвы Кухака Мирза Улугбек воздвиг огромной высоты трехэтажное здание обсерватории для составления астрономических таблиц".

Как говорил Алишер Навои, "все сородичи Улугбека ушли в небытие. Кто о них вспоминает в наше время? Но Улугбек протянул руку к наукам и добился многого."

Главным результатом научной работы Улугбека и его соратников являются "Новые астрономические таблицы", завершенные в основном в 1437г., но работы над ними продолжались до последних дней жизни Улугбека.

Работа состоит из обширного введения (теории) и собственно таблиц. Первая часть посвящена истории летосчисления у различных восточных народов, а вторая - вопросам практической астрономии; третья - изложению теории планет и небольшая четвертая часть -астрологии.

Возникновению "Новых астрономических таблиц" предшествуют следующие события.

Первый во времени каталог звезд был составлен Гиппархом. Он содержит сведения о положении 1022 звезд и помещен в Птолемеевом Альмагесте. Эти каталоги имеют громадную научную ценность и являются прекрасным источником для изучения движения небесных тел.

"По существу, после Гиппарха, вторым астрономом, составившим фундаментальный каталог звезд, был Улугбек. Его каталог имеет гораздо большую ценность, ибо он основан на положении звезд, действительно определенных в Самаркандской обсерватории. Он представляет по существу второй серьезный каталог за 16 столетий. Только два астронома поняли до 15 в. важность звездных каталогов - Гиппарх и Улугбек".6

Со смертью Улугбека обсерватория прекратила свое существование. Её здание и инструменты были уничтожены и растащены по частям. Коллектив ученых вынужден был бежать из Самарканда в другие страны Востока. Еще в 15 - начале 17 вв. остов здания возвышался на холме Кухак.7 Усилиями Али-Кушчи, который после смерти Казы-Заде Руми в 1437 г. стал помощником Улугбека, в 1437 г. работа над Зиджом была в основном завершена, о чем выше сообщалось, хотя и продолжалась вплоть до 1449 г. Это объясняется необходимостью выполнения намеченной ранее астрономической школой Улугбека 30-летней научной программы. С согласия Улугбека дальнейшую работу по этой программе в 1437-1449 гг. ведет его ученик Али-Кушчи. Именно в этот период познания в области астрономии и математики впоследствии были признаны современниками.

Безвременная смерть его учителя вынудила Али-Кушчи эмигрировать в Турцию. Благодаря Али-Кушчи "Зидж-и Гурагони" и ряд других ценных рукописных книг оказались сохраненными и ныне стали достоянием мировой культуры.

Несмотря на то, что среднеазиатская историография эпохи Улугбека весьма богата, к сожалению многие труды самаркандской научной школы 15 в. до нас не дошли: часть из них утеряна, часть в свое время была уничтожена, лишь небольшая их часть является украшением немногих крупных библиотек мира. К ним относится труд Али-Кушчи "Трактат по арифметике".

Эта работа написана на таджикском языке и состоит из 3-х частей. Она посвящена истории математики Индии и охватывает отдельные проблемы средневековой астрономии.8 Хранится в Лондонской библиотеке, а также в ИВ АН РУз «Трактат по астрономии», в 1975 был издан в Ташкенте с переводом на узбекский язык. После переселения в Стамбул Али-Кушчи перевел с таджикского на арабский язык свой "Трактат по астрономии" и преподнес султану Турции Мухаммеду II. Им также была написана "Фатхия", которая хранится в библиотеках Софии, Парижа и Стамбула. Умер Али-Кушчи в 1474 г. в Стамбуле.

В начале XVII в. труды Улугбека и ученых самаркандской школы стали проникать и в Европу.

Первым исследователем Зиджа Улугбека был профессор Оксфордского (Англия) университета Джон Гриве (1602-1652 гг.) Гриве был крупным ученым - исследователем, знал много языков (латинский, арабский, фарси-дари). Он много путешествовал и 1630г. побывал в Стамбуле, где приобрел "Зидж-и Гурагони" и на ее основании в 1643 г. составил свой каталог звезд и одновременно в 1650 г. издал первую часть Зиджи Улугбека - хронологию.

Каталог звезд Улугбека впервые полностью был переведен востоковедом того же университета Томасом Хайдом и издан в 1665 г. в Оксфорде. Труд Томаса Хайда заложил основу для дальнейшего научного исследования "Зидж-и Гурагони" в Европе. Например, издание Яна Гевелия в 1690 г. "Вестник астрономии" также опирается на труд Томаса Хайда. Научный сотрудник астрономии Гринвич (Англия) Д. Флемсгид (1646-1715 гг.) подготовил к изданию новую редакцию "Зиджи" Улугбека. Книга была издана в 1725 г. после смерти ученого.

В 1767 г. был повторно переиздан труд Т.Хайда, а в 143 г. в третий раз его переиздал востоковед Ф. Бейли (1774-1844 гг.).

В 1839 г. французский востоковед Л.А. Седийо (1808-1876 ) издал сначала частично, а потом в 1847-1853 гг. - ее "Введение" с переводом на французский язык. Американский востоковед Э.Б. Нобл в 1917 г. в США издал ее под названием "Зижи жадиди султони".9

Улугбеку принадлежат составленные им астрономические таблицы, которые вместе с таблицами Насир ад-Дина ас-Туси были впервые изданы в 1652 г. в Лондоне. Вышеизложенное дает основание утверждать, что как ученый Мирзо Улугбек опередил свое время. Ученый Западной Европы познакомились с научным наследием Улугбека благодаря вышеназванным публикациям Дж. Гривса (164), Т.Хайда (1665), Я.Гевелия (1690), лишь в 17 в. К этому времени Самаркандская обсерватория уже исчезла с лица земли.10

Улугбек вошел в историю как просвещенный правитель, астроном и дипломат. Однако, мало кто знает, что Мирзо Улугбек (см. исследования известного узбекского востоковеда Бури Ахмедова) был достаточно эрудированным историком своего времени. Eго исторический труд "Тарих-и арбаъ-и улус" ("Турт улус тарихи"-"История 4-х улусов) занимает важное место в культурном наследии народов Средней Азии и Востока. К сожалению, этот труд полностью не сохранился, но отдельные части дошли до наших дней и хранятся сейчас: два экземпляра в Оксфордской и Боделеянской библиотеках Англии, третий экземпляр в библиотеке г. Банкинур (Индия) и четвертый экземпляр хранится в библиотеке Гарвардского университета (США). В "Истории 4-х улусов" сжато, но четко дается предыстория тюрко-монгольских племен и деятельности их легендарного правителя Угизхана, а затем излагаются основные исторические события, связанные с жизнью 4-х улусов империи Чингисхана после его смерти в 1227 г. Они занимали следующие ареалы: великий улус (Монголия и Северный Китай), улус Джучиев (тер. от. о. Балхаш до Среднего Поволжья и Западной Сибири), улус Чигатая (Семиречье, Кашгария, Мавераннахр и северные территории современного Афганистана) и наконец улус ильханцев (Иран, Ирак, Азербайджан).

В 15 в. в Средней Азии получила широкое развитие и историческая мысль. Здесь жили и творили историки: Хафиз-и Абру, Абдураззак Самарканди, Мирхонд, Хондамир, Исфизари, Давлат-шах и многие другие. Их труды являются ценнейшими источниками Среднеазиатской историографии 15 в. Например, в"Зубдатат таварих" ("Сливки летописей") Хафиза Абру исторические события доводятся до 1427 г. Его как бы непосредственно продолжил Абдураззак Самарканди (умер в 1482 г.), написавший "Матла ас-саадийн ва маджма ал-бахрайн" ("Место восхода двух счастливых созвездий и место слияния двух морей"), изложение, событий в котором завершается 1471 годом.

В этой книге описываются исторические события от рождения хулагида Абу Сайда до Абу Сайда тимурида, т.е. с 1304 по 1469 гт. Труды Мирхонда (ум. в 1498 г.) "Раузат ас-сафа" ("Сад чистоты") и его внука - Хондамира "Хабиб ас-сийяр" посвящены истории царствования султана Хусейна. Исфизари в 1491 г. написал историю Герата, а Давлат-шах-и Самарканди посвятил свой труд "Тазкират аш-шуара" Алишер Навои (1441-1501 гт). В "Тазкират аш-шуара" содержатся сведения более чем о ста поэтах.11

Говоря об историографии народов Средней Азии конца 14-15 вв., следует отметить, что остатки обсерватории и замечательные архитектурные памятники Самарканда и Бухары привлекали и привлекают внимание ученых всего мира.

Говоря об историографии народов Средней Азии конца XIV— XV вв., следует отметить, что остатки обсерватории и замечатель­ные архитектурные памятники Самарканда и Бухары привлекали и привлекают внимание ученых всего мира. В связи с этим, в историографическом плане нам хотелось бы ознакомить читате­лей с наиболее важными, на наш взгляд, историографическими трудами В. Л. Вяткина, В. В. Бартольда, Т. Н. Кары-Ниязова и др., посвященных эпохе Улугбека.

1 Хафиз Таныш ибн Мир Мухаммад Бухари.Абдулланаме, т.II, Т., 1969,1973

2 Макомот-и Мавлави Жомий. Рк. ИВ АН УзССР, № 1354,лл. 456, 46а-б.

3 Шарафиддин Али Йазди. Зафарнаме.-Ташкент. 1972.-С. 15. В последующем: Шарафиддин Али Йазди. Указ. соч.

4 Бартольд В.В.Улугбек и Ходжа Ахрар." Записки Восточного отделения Русск.археол.об-ва" Т.23.-СПб.1916.-С.7.

5 Aбу Тахир Ходжа. Самария. Перевод В.Л.Вяткина. СКСО на 19 г. –Самарканд, 199.-С170.

6 См.: Кары-Ниязов Т.Н. Указ.работы.-С.277-278

7 Кухак - название холма, где сейчас стоит обсерватория и монументальный памятник Улугбеку в г. Самарканде.

8 Кары-Ниязов Т.Н. Астрономическая школа Улугбека. -М. 1950.-С.95.

9 Ахмедов Бурибой.- Улугбек Эссе. -Ташкент, 1989-С.230-233.

10 Булатов М.С. Обсерватория Улугбека в Самарканде. Историко-астрономические исследования. – М., 1986, с. 200.

11 См.: История Узбекской ССР. –Ташкент, с. 101-102.
1   2   3   4   5


написать администратору сайта