иносказание. Тема литературный монтаж
Скачать 22.23 Kb.
|
Иносказание - средство поэтической выразительности. Символ, метафора, аллегория, гипербола и другие виды тропа. Иносказание в творчестве В. Маяковского, Б.Пастернака, А.Вознесенского и др. Литературный поэтический театр. Творческое наследие В.Яхонтова, А.Закушняка. ТЕМА 2.4. Литературный монтаж Литературный монтаж. Виды монтажа. Литмонтажные жанры. Моноспектакль. Литературная композиция. Развитие литературного поэтического театра на Таганке / «Пугачев» С.Есенина, «Антимиры» А.Вознесенского, БДТ им. Товстоногова «История лошади» по «Холстомеру» Л.Толстого/ и др. ТЕМА 2.5. Эффект отчуждения в структуре поэтического представления. Опыт драматургии. Б.Брехта. Природа эпического театра, «эффект отчуждения» как принцип отклон е- ния от привычного, видимого облика явлений и предметов, отказ от того, чтобы посредством и с- кусства создавать иллюзию действительности, смысл техники «эффекта отчуждения» - предельно активизировать зрителя, внушить ему аналитическую, критическую позицию по поводу видимого им на сцене. Отрицание интриги, ситуация в композиционной структуре Брехта. Использование им приемов конферанса. Зонги - песни откровения, интермедии в пьесах Брехта. ТЕМА 2.6. Литературная композиция по произведениям художественной прозы. Социально-эстетическая потребность в основе литературной композиции (актуальность). Актуальные проблемы общества и произведения литературы, наиболее полно раскрывающие вопросы времени. Задачи, тема, идея. Воздействие на зрителя. Знания аудитории, интеллектуальный уровень, возрастной состав. Основа драматургии - действие, действие построено на конфликтах, а конфликты проявляются в системе событий. Система событий в литературном произведении составляет сюжет. Части, дающие ощущение цельности, законченности композиции - драматургическая выстройка, литературной композиции - экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. ТЕМА 2.7. Принципы построения поэтических композиций. Основные принципы поэтических композиций при монтаже, методе художественного мышления, т.е. поиске глубоких идейно - философских связей между явлениями жизни: -исторический (хронологический) принцип; -пространственный принцип; -принцип автора; -ступенчатый метод; -концетрический метод; -метод контраста; -метод аналогии; -дедуктивный метод; -индуктивный метод. ТЕМА 2.8. Этапы работы над литературной основой монтажа. Тема, идея, сверхзадача будущего произведения. Событийно-действенный ряд. Актуальность проблемы. Реальные, основные ориентиры в работе с литературным монтажом. Композиционное построение литературного монтажа. Эпизоды. Внутренний, драматический конфликт, как выразитель темы. Кульминационная часть. Создание «закругленности» - финала. ТЕМА 2.9.Специфика создания поэтических композиций. Определение жанровой основы будущей литературной композиции. 11 Две разновидности поэтических композиций; «лирическая композиция» и «лирико – эпическая композиция». Основные признаки «лирической композиции»; предмет изображения-духовная жизнь человека, внутренний монолог, позиция автора, метод контраста, процесс «сомыслия». В основе «лирико - эпической композиции» лежат стихи, имеющие сюжетное построение. Автор подобной композиции, сравнивая и сопоставляя, различные, жизненные ситуации, выстраивает единую, сюжетную линию повествования. Единое условие составления любой разновидности поэтической композиции - создание его «архитектоники». Использование музыкального и песенного материала, как составной части единой сути. 12 РАЗДЕЛ II. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. КОНТРОЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Задания для самостоятельной работы студентов 1.Подготовить конспектов: Аристотель «Поэтика»; 2.Придумать сюжеты следующих видов: -драматический; -исторический; -поэтический. 3. Подготовить сценария с навыками сюжетостроения, организации конфликта, с о з д а - н и я и н т р и г и и к о л л и з и и , р а з р а б о т к е х а р а к т е р о в и характерности и т.п.; 4.Сценарная работа над воплощением композиции по произведениям художественной прозы с системой событий, частями, дающими ощущение цельности литературной композиции - экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. 5.Сценарная работа над воплощением композиции на основе литературно-художественного произведения, методом компиляции в соответствии с режиссерским замыслом, с системой событий, частями, дающими ощущение цельности литературной композиции - экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. 6.Написание сценариев на заданные преподавателем темы. Тематика рефератов 1.Основные формы драматургических произведений; 2.Виды и жанры драматургии; 3.Понятие действие – основа драматургического произведения; 4.Понятие драматический конфликт; 5.Природа драматического конфликта; 6.Суть конфликта в Античной драме. 7.Драматический конфликт в трагедиях Шекспира; 8.Композиция драмы, элементы композиции; 9.Аристотель о построении драмы, трагедии; 10.Тема, идея литературного произведения; 11.Понятие сюжета и его конструкция (событийный ряд); 12.распространенное толкование фабулы; 13.роль характеров в драматическом произведении; 14.Виды и жанры художественной литературы; 15.Понятие литературная композиция; 16.Литературные стили (классицизм, символизм, футуризм, сюрреализм, экзистенциализм ит.п.); 17.Понятия символ, метафора, аллегория, гипербола и другие виды троп; 18.Природа эпического театра Брехта; 19.Композиционное построение целостного произведения согласно закону «золотого сечения»; 20.Описание этапов работы над литературной основой монтажа; 21.Специфика создания прозаических композиций; 22.Специфика создания поэтических композиций. Содержание текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации Промежуточный зачет. Содержание аттестации: контрольная работа – « Литературные композиции. Формы и методы их построения»; Требования: студенты должны продемонстрировать: понимание основных творческих принципов организации материала в сценарии литературного представления; владение стилями речи: разговорным, письменным, официальным, фамильярным, научным, публицистическим, деловым, торжественным, просторечным, т.п. и использование их при создании сценария; понимание и владение следующей терминологией -символ, метафора, аллегория, гипербола и другие виды тропа; знание основных принципов поэтических композиций при монтаже; знание этапов работы над литературной основой монтажа. Итоговый зачет. Содержание аттестации: самостоятельная разработка сценария на заданную тему. Требования: студенты должны продемонстрировать: композиционную целостность и законченность; владение событийно–действенным анализом произведения; определение темы, идеи, жанра произведения и сверхзадачи исполнителя; композиционное построение и кульминация в композиции произведения; учет специфики создания сценария (композиции). 14 |