Лекция. Лекция 1 (1). Тема Логика как наука
Скачать 28.96 Kb.
|
Тема 1. Логика как наука Логика — наука с долгой и богатой историей, в которой различные исследователи выделяют ряд этапов (в основном, от двух до четырех). Все они не обходят вниманием таких представителей логики, как Аристотель, Ф. Бэкон, Г. Лейбниц, Б. Рассел и некоторых других наиболее ярких исследователей и мыслителей. Знания о закономерностях мышления возникли давно. Точно известно, например, что уже в V в. до нашей эры современники Сократа — софисты — ими не только успешно пользовались, но и обучали правилам ведения дискуссии других людей. Сам Сократ настаивал на необходимости ясности и непротиворечивости мысли. Однако считается, что именно Аристотель (384 – 322гг. до н. э.) открыл эпоху систематического изучения законов правильного мышления. В работах «Первая аналитика», «Вторая аналитика», «Топика», «Категории», «Об опровержении софистических аргументов» и некоторых других он создал систему знаний — «аналитику» (которую позже называли формальной, традиционной, дедуктивной логикой). Работы Аристотеля по логике в последствии были объединены в одной книге под названием «Органон» («Орудие знания»). Зенон из Китиона (ок.336 – 264гг. до н. э.) ввел в оборот понятие «логика», основал школу стоиков в Афинах (308 г. до н. э.). И хотя из его трудов (например, «Об учении», «О знаках», «О сущности», «О надлежащем» и других) сохранились только фрагменты, ученые считают, что он внес важный вклад в теорию мышления. Логику он ставил на первое место в своем учении, цель которого была вооружить людей способностью правильно судить о вещах и избавить их от заблуждений. Средневековье оставило неоднозначный след в развитии логики в силу безграничного влияния теологии, стремления все имеющиеся знания скорректировать в интересах церкви. И тем не менее, справедливо считается, что в развитии логики существенную роль сыграли такие мыслители, как Иоанн Дамаскин (ок.675 – 753),писавший в первой главе своей «Диалектики», что нет ничего более ценного, чем познание, ибо познание есть свет разумной души. Стоит назвать и других мыслителей Средних веков, оказавших влияние на развитие логики. Это Аль-Фараби (ок.872 – 951,полное имя: Абу Наср Мухаммед ибн Тархан), написавший «Трактат о взглядах жителей добродетельного города», Михаил Псёл (ок.1018 – 1078), автор работы «Всеобщая наука», И. Д. Скот (1265–1308), написавший «Комментарий» к учению Аристотеля и некоторые другие философы. В Новое время интерес к логике возрос в связи с ростом научного знания.Ф. Бэкон (1561–1626,основной труд — «Новый органон») заложил фундамент учения об индукции, цель — обнаружение причинных связей между явлениями окружающего мира посредством наблюдений и экспериментов. Г. Лейбниц (1646–1716)выдвинул идею о возможности представить доказательство как математическое вычисление, сформулировал четвертый закон логики, придавал большое значение абстрактному мышлению (в частности, в работе «Новые опыты о человеческом разуме»).Г. Гегель (1770–1831)привнес в логику стройное диалектическое учение (наиболее наглядно это отражено в трудах «Наука логики», «Энциклопедию философских наук»). Важной особенностью XIX в. стало усложнение научного знания, более четкое разграничение между различными науками и появление новых научных дисциплин, возрастал интерес к процессам, методам икритериям познания, характеристикам мышления человека, вопросам взаимозависимости знаний различных отраслей науки. Дж. С. Милль (1806–1873)в своей работе «Система логики» и некоторых других сформировал методы научной индукции на основании установления причинных связей. В этот период логикой серьезно заинтересовались многие математики.Д. Буль (1815–1864),написавший «Исследование законов мышления, на которых основываются математические теории логики и вероятностей», истолковал умозаключение как результат решения логических равенств. Г. Фреге (1848–1925)применил логику для исследования оснований математики, изложив свои взгляды в целом ряде работ, например, «Смысл и денотат», «Понятие и вещь», «Мысль: Логическое исследование», «Исчезновение понятий». С конца XIX в. получила развитие математическая логика в творчестве А. Н. Уайтхеда (1861–1947),в частности, в работах «Организация мышления», «Способы мышления»; Б. Рассела (1872–1970) — в работах «Человеческое познание», «Искусство мыслить»; А. Тарского (1902– 1983) — в работах «Введение в логику и методологию естественных наук», «Истина и доказательство» и др. Свой след в логике оставили русские ученые: братья Лихуды (Иоанникий Лихуд, 1633–1717, и Софроний Лихуд,1652–1730), выходцы из знатного греческого рода, получившие блестящее образование в Европе (в том числе, окончили Падуанский университет), приглашенные в Москву царем Федором Алексеевичем и патриархом Иоахимом для преподавательской работы, написали русские учебники по логике и риторике. В последующем логические знания развали русские ученые, мыслители: М. В. Ломоносов (1711–1765) — русский ученый-энциклопедист, который первым предложил деление суждений на общие и единичные, определил неправомерность некоторых модусов силлогизма, который считал логику первой после грамматики «предводительницей»; П. С. Порецкий (1846–1907), который развивал, прежде всего, математическую логику (в работах «Изложение основных начал математической логики в возможно более наглядной и общедоступной форме», «О способах решения логических равенств и об обратном способе математической логики» и др.); Н. А. Васильев (1880–1940), чье творчество (например, работа «Воображаемая логика») ученые оценивают как «опережение времени»: например, он выдвинул идеи, на которых выросла неклассическая логики, и другие. И сегодня многие отечественные и зарубежные ученые разрабатывают различные направления в логике, что вызвано усложнением знаний, самих мыслительных процессов, развитием методов непротиворечивых рассуждений, познания истины. Поэтому и сама логика постоянно развивается, в ней возникают новые направления, уточняются представления о ранее возникших формах. Выделяют, например, логику интуитивную, присущую всем размышляющим и принимающим решения людям. Она не строится по одним и тем же правилам, а использует в каждом случае (для каждого человека, для каждой ситуации и т. д.) разные способы построения логических форм, разрешения противоречий. Поэтому интуитивная логика не имеет ни научного статуса, ни большого интереса со стороны исследователей и тех, кто всерьез задумался о повышении эффективности своих размышлений, доказательств, решений. Тем не менее, именно этой неупорядоченной, нефиксированной и нечеткой системой не всегда осознанных приемов пользуется в своих рассуждениях большая часть человечества. В философии нередко встречается понятие «неформальная логика» (сходные смыслы несут в себе такие аспекты исследования сущности мышления, как «логический анализ языка», «логическая семантика» и некоторые другие). Ее цель — анализ разнообразных смысловых систем, выявление логических ошибок и их причин. Широко известно такое направление, как «диалектическая логика», которая помимо логических форм (само понятие «форма» может вызвать ощущение завершенности, неподвижности, однозначности) и незыблемых (наиболее простых) правил исследует динамику мысли, «перетекающие» друг в друга смысловые противоположности, соотношения между ними и т. д. Диалектическая логика в большей степени сосредоточена на «движении» мысли, на сложностях и неоднозначных проявлениях мыслительного процесса. Можно встретить в литературе и в практической деятельности информацию о развитии и результатах деятельности таких направлений, как логика предикатов, символическая, теоретическая, математическая логика и другие. Для одних ученых некоторые из этих понятий являются синонимами, другие усматривают и закрепляют за ними нечто особенное в изучении законов мышления. В каждом таком случае пытливому и заинтересованному читателю стоит разбираться самому и довольно подробно. Очевидно, что все эти направления логики тесно связаны между собой, имеют как много схожего, так и различное, специфику. Пожалуй, наиболее общее «логическое» содержание (логические формы закономерности, правила и др.), в той или иной степени отражающее сущность большей части направлений в логике, несет в себе формальная логика. Логика в юридической деятельности Знание логики — неотъемлемая часть юридического образования. Это обусловлено спецификой работы юриста, будь он судья, адвокат, юрисконсульт, ученый-правоведи т. д. Всем им приходится постоянно определять и классифицировать важные понятия, делать правильные выводы из сложных ситуаций, заниматься аргументацией — обоснованием и опровержением, обеспечивать точность и ясность высказываний, чтобы они однозначно трактовались и воспринимались людьми, принимать обоснованные решения. Умение пользоваться интеллектуальным (в широком смысле) и узкопрофессиональным потенциалом логически верно помогает правильно строить судебно-следственныеверсии, составлять четкие планы расследования преступлений, намечать системы оперативных действий, не допускать ошибок при написании официальных документов: протоколов осмотра места преступлений, решений и постановлений, экспертных заключений. Можно сказать, что логика способствует утверждению справедливости и законности. Опытные юристы, опираясь на знание законов логики, очень точно выявляли ошибки в рассуждениях стороны обвинения, подсудимого, адвоката и обращали на это внимание суда. Такие логические доводы могут иметь большое значение для принятия решений. В последнее время возник раздел логики — логика норм. Логика норм позволяет упростить решение многих вопросов права, достаточно точно находить противоречия в нормативных актах, выяснять, следует ли данная норма из других норм и не является ли ее включение в нормативный акт ненужным, делает ли вновь принятый нормативный документ излишним ранее принятый или просто дополняет его. Твердое знание положений логики, ее теоретической составляющей иумение эффективно применять на практике логические правила, методы, способы обоснования тезисов позволяют человеку избежать излишнего влияния эмоций, идеологического давления, личных интересов участников правовых отношений, помогают ему удержать от подобных ошибок коллег, партнеров, представителей власти, общественности, граждан, с которыми они общаются. Знание логики составляет необходимый элемент общей культуры судей. Их высокая логическая культура, умение стройно и убедительно излагать свои мысли является важным средством завоевания авторитета и уважения среди сослуживцев, руководства, специалистов различного профиля, общества. От умения судей строить умозаключения иисследовать доказательства, принимать решения во многом зависит эффективность правосудия, а значит, и авторитет государства, и качество общественных отношений, и благополучие общества, и эффективность социальной системы в целом. Объект и предмет логики Логика, как и любая другая наука, имеет свой объект и предмет, свои правила обосновывает фактами, выводит их из выявленных законов природы. Осмысление объекта и предмета науки (или другой области человеческого знания) связано с ясным пониманием субъектом самого процесса осмысления. Субъектом в познавательном процессе является, прежде всего, человек (индивид, группа, коллектив). Субъект (лат. subjectus — лежащий внизу, находящийся в основе, sub — под, jacio — бросаю, кладу в основание) — носитель предмет-но-практическойдеятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект. Например, субъектом можно считать всякого, кто изучает логику. Объект (objectum — предмет от лат.objicio — бросаю вперед, противопоставляю) — то, что противостоит субъекту и его предметнопрактической и познавательной деятельности, на что эта деятельность направлена. Объект (в познавательно-преобразовательном процессе) — это существующая независимо от сознания человека вещь (или идеальная конструкция), включенная в сферу отношений человека с миром. Объект науки — элемент реальности, обладающий очевидными границами, относительной автономностью существования, и проявляющий себя в окружающей среде. Предмет — категория, обозначающая некоторую целостность, выделенную из мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания, отражающая наиболее существенные свойства и признаки объекта. Объект логики (науки) — мышление человека — сложный, многогранный процесс, высшая форма познания мира. Одновременно мышление является объектом психологии, физиологии, генетики, кибернетики. Однако предмет у каждой из этих наук свой, отличный от других. Предмет логики (науки) — формы и средства мысли, законы правильного мышления и получения выводного знания, методы рассуждений и форму лирования истинных выводов, обобщений, рекомендаций, решений. Логика (от греч. λόγος — логос — слово, понятие, рассуждение, разум, мысль) — наука об общезначимых формах и средствах мысли (в том числе, закономерностях мышления, методах рассуждений), необходимых для рационального познания в любой области знания, непротиворечивых выводов, формулирования понятий, построения умозаключений, гипотез, версий, теорий. Говоря кратко, логику можно назвать наукой о формах, закономерностях и методах правильного мышления. Мышление, включая познание, представляет сложный процесс, в котором центральное место занимают знания. Цель любого субъекта заключается в обладании возможно большим объемом необходимых в его жизни и деятельности истинных знаний. Знания — сведения, информация, алгоритмы действий, полученные субъектом в ходе освоения действительности, переработанные им на основе личного опыта или общественной практики и используемые им в ходе своей познавательно-преобразовательной деятельности. В основе получения человеком знаний о мире лежит его способность чувственного отражения действительности, которое складывается из ощущений, восприятий, представлений. Ощущение — простейший процесс отражения отдельных свойств предметов и внутренних состояний организма, возникающих при непосредственном воздействии материальных раздражителей на органы чувств. Восприятие — процесс отражения предметов и явлений объективного мира в совокупности (целостности) их свойств в момент воздействия этих предметов на органы чувств. Представление — процесс наглядного и обобщенного отражения явлений, предметов или отдельных их свойств, которые в данный момент на органы чувств не воздействуют. Необходимым компонентом формирования и развития субъектом системы знаний (и одновременно специфически человеческой особенностью познавательно-преобразовательной деятельности) является абстрактное мышление, которое позволяет в многообразии проявлений воспринимаемого бытия выделить существенные, повторяющиеся, необходимые связи (законы), выявлять сущность процессов, предметов, явлений. Для мышления характерны обобщенность (способность выявить основное в воспринятом, изученном; выражать результаты в неком общем положении, отражающем это основное, существенное, придать этому существенному, зафиксированному в частных случаях общее значение) иопосредованность (возможность понять что либо существенное об объекте или предмете вне непосредственного контакта с ним, способность выразить одно через другое) знания. Формирование знаний «второго» уровня (выявление закономерностей, постижение сущности вещей) происходит в процессе рассуждения — форма теоретического познания, позволяющая получить новое (выводное) знание о предмете, явлении, процессе. Результативность рассуждений зависит от умения использовать определенные законы и правила, которые и изучает логика. Простые и сложные рассуждения протекают с непременным использованием форм абстрактного мышления (или логических форм), которые обычно делят на две основные группы: - в первой мысль фиксируется (как бы хранится) в неизменном виде — понятия, суждения, теории и некоторые другие, - во второй мысль развивается — умозаключения, гипотезы, версии, задачи, проблемы. Задание: В лекционных тетрадях оформить краткий конспект или структурно логическую схему. |