Главная страница
Навигация по странице:

  • Задачи педагогики

  • 2.Как возникла наука о воспитании

  • 3.Педагогические взгляды Я.А.Коменск ого.

  • Расскажите о педагогических взглядах К.Д.Ушинского.

  • Развитие педагогической мысли

  • Практическое задание 1. Тема. Периодизация дошкольного возраста


    Скачать 35.13 Kb.
    НазваниеТема. Периодизация дошкольного возраста
    Дата19.09.2022
    Размер35.13 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПрактическое задание 1.docx
    ТипДокументы
    #684849

    Практическое задание № 1

    1. Тема. Периодизация дошкольного возраста.

    Вопросы для обсуждения:             

    1. Предмет и задачи педагогики.

    Предметом педагогики выступает образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно - воспитательных учреждениях).
    Задачи педагогики:

    1. Определение и изучение закономерностей в областях воспитания и обучения, управления образовательными и воспитательными системами. Закономерности в педагогике рассматриваются как связи между специально созданными или объективно существующими условиями и достигнутыми результатами. В качестве результатов выступают обученность, воспитанность и развитость личности.
    2. Изучение и обобщение педагогического опыта. Эта задача предполагает, с одной стороны, теоретическое обоснование и научную интерпретацию передового педагогического опыта, выявление в инновационных авторских подходах того, что может быть перенесено в массовую педагогическую практику, а с другой стороны, тщательное исследование педагогических ошибок и причин возникновения негативных явлений в образовательном процессе.


    3. Прогнозирование дальнейшего развития образовательных систем. Теоретические модели предполагаемого развития образовательной инфраструктуры необходимы, в первую очередь, для управления политикой и экономикой образования, совершенствования педагогической деятельности.

    4. Разработка новых методов, средств и форм обучения и воспитания. Решение этой задачи во многом опирается на изучение новых открытий в смежных научных областях (психологии, физиологии, социологии и др.), а также определяется пониманием специфики современного социального заказа в области образования (например, сегодня от выпускника школы в большей степени требуется наличие творческих способностей, и, следовательно, педагогическая наука вынуждена более интенсивно разрабатывать способы решения этой задачи). 5. Внедрение результатов педагогических исследований в практику образования. Одним из путей решения этой задачи выступают научно-практические центры, лаборатории, объединения. Эффективность решения этой задачи во многом достигается привлечением педагогов - практиков к подготовке и проведению исследования и созданию нового педагогического продукта (технологии, методики, методического оснащения и пр.).

    2.Как возникла наука о воспитании?

    Развитие педагогики как науки обусловлено объективными потребностями общества в подготовке подрастающих поколений к жизни, т. е. в их воспитании. Само воспитание возникло вместе с появлением человеческого общества. Чем больше развивалось и усложнялось производство, чем больше накапливалось научных знаний, тем более важное значение приобретала специальная подготовка молодых поколений к жизни, тем острее становилась необходимость в их специально организованном воспитании. Воспитание, таким образом, превратилось в объективную потребность общества и стало важнейшей предпосылкой его развития.

    Поэтому воспитание неотделимо от развития общества и присуще ему с самого начала его возникновения. В этом смысле воспитание иной раз считают «общей и вечной категорией», подчеркивая, что как общественное явление, как специфическая деятельность по подготовке подрастающих поколений к жизни воспитание существует в обществе на всех этапах его развития.

    Дальнейшее развитие педагогическая мысль получила в эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.) в трудах таких известных ее деятелей, как итальянский гуманист Витторино да Фельтре (1378-1446), испанский философ и педагог Х. Вивес (1492-1540), нидерландский мыслитель Э. Роттердамский (1469-1536), французский писатель Ф. Рабле (1494-1553), французский философ М. Монтень (1533-1592) и др.

    3.Педагогические взгляды Я.А.Коменского.

    Одними из самых известных трудов Я.А.Коменского, которые составили наследие современной педагогики являются труды "Великая дидактика" (общая теория обучения) и "Материнская школа", учебники латинского языка "Открытая дверь к языкам" и "Мир чувственных вещей в картинках", книга "Школа - игра".

    Основными педагогическими идеями Я.А. Коменского являются всеобщее обучение, идеи дисциплины, дидактические принципы, классно - урочная система. Коменский считал, что воспитание нужно осуществлять в школе с помощью: общешкольного плана, классно - урочной организации, учёбы с 6 лет, проверки знаний, запрета пропускать уроки, учебников для каждого класса. Педагогическое творчество Яна Амоса Коменского является большим вкладом в мировую педагогическую науку, в развитии которой заинтересован каждый цивилизованный народ. Россия и её школы на протяжении трех столетий проявляли и проявляют живой интерес к наследию Коменского. Используя то лучшее, что было завещано великим педагогом и философом 17 века, они по мере возможности творчески преломляли его метод обучения согласно российским потребностям и условиям, не нарушая, однако, цельности выдвинутых Коменским принципов. Интерес к Коменскому всегда рождался в силу общественной потребности.

    Коменский был основоположником педагогики нового времени. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей рассмотрены все важнейшие педагогические проблемы.

    "Пансофия" - представляет попытку охватить в одной системе все человеческие знания таким образом, чтобы они составили одно логическое целое, в котором одно вытекает из другого, и знание было бы прочным, убедительным и всем доступным. Одинаковые знания всех обо всем должны стать средством всеобщего улучшения человечества, средством устранения споров и войн и осуществления международного сотрудничества.

    "Материнская школа" – данным трудом Коменский имел в виду помочь семьям, в частности матерям и няням, правильно, разумно поставить воспитание детей в преддошкольном и дошкольном возрасте. Коменский всё время стремился к тому, чтобы все дети получили правильное воспитание. Недаром в его системе образовательных учреждений материнская школа рассматривается как необходимая первая ступень образования и воспитания.

    "Открытая дверь к языкам" - энциклопедический учебник латинского языка, переведённый на 16 языков мира. "Мир чувственных вещей в картинках" - учебник латинского языка для начинающих, упрощённый вариант книги "Открытая дверь языков", первая успешная попытка создания учебной книги на основе психологических принципов. Здесь реализована идея развития внешних органов чувств как главного источника познания у детей; правила перехода от конкретного к отвлечённому, от целого к части и обратно, от простого к сложному.

    1. Расскажите о педагогических взглядах К.Д.Ушинского.

    Основная цель воспитания, согласно К.Д. Ушинскому, – воспитание совершенного человека, обладающего следующими качествами: гуманность, трудолюбие, образованность, патриотизм, религиозность.

    Согласно данной цели, необходимо:

    1. Осуществление гармоничного и всестороннего развития ребёнка.

    2. Основной упор в воспитании необходимо делать на нравственность, объединённую с религиозностью.

    3. Весь процесс воспитания должен быть проникнут разумным, религиозным и нравственным элементами.

    К.Д. Ушинский выделял следующие средства воспитания:

    • Непреднамеренные. К ним относятся семья, природа, народ и его язык.

    • Преднамеренные. Сюда К.Д. Ушинский относит детский сад, школу, то есть специально организованный и целенаправленный педагогический процесс.

    К. Д. Ушинский призывал отказаться от педагогики страха, которая несёт в себе различные наказания (физические или моральные). По его мнению, любое наказание, если в нем есть необходимость, должно носить предупреждающий характер (замечание, снижение отметки и т.п.).

    Основной нравственной силой воспитательного процесса является личность педагога. Именно педагог, наравне с семьёй, может оказывать на ребёнка необходимое воспитательное воздействия, подавать положительный пример.

    В своих работах К.Д. Ушинский выдвигал тезис о двуединстве воспитания и обучения, придавая главное значение воспитательным задачам.

    По мнению К.Д. Ушинского процесс обучения и воспитания детей в каждой стране должен иметь свои отличительные национальные черты. Это связано с тем, что каждый народ уникален и индивидуален. «Подчинение» процесса воспитания идеям и традициям другого народа принесёт только вред.

    Основной системы народности в воспитании является труд К.Д. Ушинского «О народности и общественном воспитании», где он осуществляет анализ различных систем воспитания, раскрывает их национальные особенности и зависимость от истории народа.

    По Ушинскому, каждый народ имеет свой особенный идеал человека и требует от воспитания воспроизводить его в отдельных личностях.

    Одно из важнейших мест в трактовке народности К.Д. Ушинским, занимает труд и его влияние на процесс воспитания личности. В своих работах, в частности в статье «Труд в его психическом и воспитательном значении», он рассказывает о великой воспитательной силе труда. Труд в понимании Ушинского бывает «свободный» и «несвободный». Только «свободный» труд делает человека счастливым, «несвободный» же превращает его в раба.

    Говоря о физическом и умственном труде, Ушинский считает необходимым их чередование. При этом умственный труд он считает очень тяжёлым для человека. Говоря о воспитании у детей привычки думать, он предъявляет высокие требования к педагогу и правильной организации педагогического процесса. Главная задача педагога - не в простой передаче знаний, а в приучении ребёнка к умственному труду.

    Задание:

    1. Выделите основные периоды развития педагогической мысли. Представьте данные в таблице. Подготовьте таблицу «Развитие педагогической мысли человечества» (имена, даты, основные работы, выдвинутые идеи)

    Основные периоды развития педагогической мысли

    Этапы

    Наименование этапов

    Первый этап

    народная педагогика в виде традиций, пословиц, поговорок, обрядов, песен, потешек, мифов, преданий и других фольклорных форм.

    Второй этап

    педагогические идеи в русле философских и религиознофилософских учений (Сократ, Платон, Аристотель, Квинтилиан, Конфуций, Авиценна, Иоанн Златоуст и др.).

    Третий этап

    формирование педагогических взглядов и теорий в рамках философско-педагогических произведений (Т. Мор, Т. Кампанелла, Ж.Ж. Руссо, Дж. Локк, И. Гербарт, Г. Спенсер, Р. Оуэн, Л.Н. Толстой, Н.А. Бердяев и др.).

    Четвёртый этап

    развитие педагогики как самостоятельной научной дисциплины (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев и др.).

    Пятый этап

    развитие экспериментальной педагогики (Дж.Дьюи, М.Монтессори, А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, В.А.Сухомлинский и др.).

    Шестой этап

    новаторская педагогика (В.Ф.Шаталов, Ш.А.Амонашвили, Е.Н.Ильин и др.).

    Современный этап

    развитие педагогики как интегративной науки.



    Развитие педагогической мысли

    Имена

    Даты

    Основные работы

    Идеи

    Демокрит

    460-370 до н. э




    Материалистическая концепция развития личности. Педагогические идеи:

    - необходимость семейного воспитания, где главное

    - учить следовать примеру родителей .

    - определяющее значение обучения и его направленности

    - важность в ходе обучения и воспитания убеждений, доводов, упражнений

    - необходимость сообразовывать воспитание с природой ребенка -«микрокосм»

    - высокое значение приучения ребенка к труду,

    • Сократ














    • 469 – 399 до н.э.












    «Диалоги», «Государство», «Закон».

    Метод вопросно-ответного обучения («сократический метод»). Педагогические принципы - отказ от принуждения и насилия, признание убеждения наиболее действенным способом в обучении и воспитании.


    • Платон








    • 427 – 347 до н.э.












    «Диалоги», «Государство», «Закон».

    Идея  соотношения государства и воспитания. Один из первых создателей теории дошкольного воспи­тания. Основал учебное заведение — Академию.


    • Аристотель




    384 – 322 до н.э.


    «Политика».

    Систематизировал все области знания своего времени. Создал свою возрастную периодизацию, обосновал необходимость разностороннего воспитания: физического, умственного и нравственного

    Марк Квинтилиан

    35-96

    «Образование оратора»

    3 ступени образования: подражание, наставление, упражнение. Нравственно-ориентированное образование.

    • Эразм Роттердамский



    • 1469 – 1536



    «О первоначальном воспитании детей».

    Заявил о необходимости сочетании античной и христианской традиций при выработке педагогических идеалов, выдвинул принцип активности воспитанника (врожденные способности могут быть реализованы лишь через напряженный труд). Определенным шагом вперед были его взгляды на женское образование.

    • Витторино де Фельтрэ












    1378 – 1446












    «Опыты», «О первоначальном воспитании детей»

    Наилучший путь воспитания - освоение классической греко-римской культуры. В качестве образца педагогических идей рассматривались идей Квинтилиана.


    • Франсуа Рабле



    1494 – 1553



    «Опыты», «О первоначальном воспитании детей»

    Гуманистическое воспитание, в центре которого - духовное и телесное развитие личности.

    Мишель Монтень


    1533 – 1592


    «Опыты».

    Рассматривал человека как высшую ценность. Гуманное отношение к детям. Осуждал гипертрофированное словесное обучение.


    Я.А. Коменский

    1592-1670

    «Великая дидактика».

    Основоположник научной педагогики. Впервые обосновал идею всеобщего обучения на родном языке, единой школы; разработал возрастную периодизацию, дал научное и теоретическое обоснование дидактических принципов и правил классно-урочной системы.


    Джон Локк

    1632-1704

    «Мысли о воспитании», «Об управлении разумом».

    Автор теории «чистой доски». Разработал концепцию воспитания джентльмена. Утверждал, что человеческие знания являются следствием внешнего чувственного опыта. Конечную цель воспитания видел в обеспечении здорового духа в здоровом теле. Был убежден в целесообразности социальной детерминации школ

    Ж.Ж. Руссо

    1712-1778

    «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми ».

    Центральный пункт педагогической программы Руссо - естественное воспитание. Главный педагогический труд - «Эмиль». В нем он выдвинул идею свободного воспитания. По Руссо на человека действуют три фактора: природа, люди, общество. Составной частью естественного воспитания является отрицательное воспитание.

    И.Ф. Гербарт

    1776-1841

    «Общая педагогика».

    Работал в сфере гимназического образования. Центральный тезис рассуждений - формирование нравственного человека. Воспитание должно создавать гармонию между волеизъявлением и выработкой многосторонних интересов. Пути достижения такой гармонии - управление, обучение и нравственное воспитание. Им определены три универсальных метода обучения - описательный, аналитический и синтетический.

    Ф.А.В Дистервег

    1790-1886

    «Руководство к образованию немецких учителей» .

    Работал в сфере народной массовой школы. Два взаимосвязанных принципа обучения и воспитания - природосообразность и культуросообразность. Создал дидактику развивающего обучения

    • В.Г. Белинский


    • 1811 – 1848


    «Идеи народного воспитания»

    Идеи народного воспитания, антропологический подход к человеку и воспитанию. Определил гуманистические и демократические подходы к воспитанию и образованию.

    А.И. Герцен






    1812 – 1870



    «Идеи народного воспитания»

    Развивал идею народного воспитания.

    Критиковал официозную школьную политику. Он подчеркивал, что важнейшей целью педагогических преобразований в России должно стать развитие у народа чести, права и гражданства.

    Н.А. Добролюбов

    1836 – 1861

    «Идеи народного воспитания»

    Добролюбов критиковал ущемления права на образование по сословному, религиозному и национальному признакам. Видел идеальное воспитание в удовлетворении «естественных стремлений» человека.



    Н.Г. Чернышевский




    • 1828 – 1889




    «Идеи народного воспитания»

    Вскрывал диалектическую взаимосвязь между политическим режимом, материальным достатком и образованием. Он руководствовался антропологическим подходом к человеку и воспитанию.

    Л.Н. Толстой



    1828-1910



    Идея «свободного воспитания».

    Идея «свободного воспитания». Утверждал, что воспитание есть, прежде всего, саморазвитие. В дидактических указаниях выдвинут принцип учета особенностей ребенка и его интересов.

    Н.И. Пирогов

    1810-1881

    «Свободное воспитание»

    Свободное воспитание. Идеи самопознания посредством воспитания и общечеловеческого воспитания, общечеловеческого образования. Идеал нравственного воспитания в христианской религии. Выделял два вида воспитания: общечеловеческое и специальное. Разработал проект школьной системы. Являлся сторонником женского образования.


    К.Д. Ушинский

    1824-1871

    «Педагогическая антропология».

    Основатель научной педагогики в России. Стержень его педагогической концепции - принцип народности. Процесс обучения должен строиться на основополагающих принципах: 1) сознательность и активность,2) наглядность, 3) последовательность, 4) доступность, 5) прочность. Ушинский разработал учение о двухуровневой дидактике: общей и частной. Двуединство обучения и воспитания.


    Д.Дьюи

    1859-1952

    Методы учения посредством делания, эксперементальная педагогика.

    Им был разработан метод учения посредством делания.

    Э.Торндайк

    1874-1949

    Методы учения посредством делания, эксперементальная педагогика

    Один из создателей экспериментальной педагогики. Он стремился к освобождению воспитания от умозрительности, и опереться на изучение ребенка и его поведения.

    П.П. Блонский

    1884-1941

    «Педагогика» (1992).

    Он стремился превратить педагогику в строго нормативную науку. Педагогика должна изучать причинно-следственные связи в воспитании и обучении. Согласно концепции трудовой школы Блонского предполагалось, что учащиеся должны приобретать знания не через отдельные учебные дисциплины, а посредством трудовой жизни и отношений людей, а также окружающего мира.

    С.Т Шацкий

    1778-1943

    Идеи творчества и самостоятельности в воспитании .

    Он считал, что главное влияние на ребенка имеют не генетические задатки, а социально-экономическая среда. Главными факторами деятельности ребенка в процессе воспитания и обучения Шацкий называл творчество и самостоятельность.

    Н.К.Крупская

    1869-1939

    Коммунистическое воспитание.

    Она провозглашала право всех граждан на образование независимо от расовой, национальной принадлежности и социального положения, равенство в образовании женщины и мужчины, школа на родном языке.

    Макаренко А.С

    1888-1939

    «Педагогическая поэма».

    Макаренко разработал стройную педагогическую систему, методологической основой которой является педагогическая логика, трактующая педагогику как «прежде всего практически целесообразную науку». Узловой пункт его теории - тезис параллельного действия, т.е. органического единства воспитания и жизни общества. Квинтэссенцией методики системы воспитания является идея воспитательного коллектива.

    В.А. Сухомлинский

    1918-1970

    «Формирование коммунистических убеждений молодого поколения», «Воспитание личности в советской школе».

    Идеи педагогического сотрудничества, гражданственности и человечности.


    написать администратору сайта