Главная страница
Навигация по странице:

  • Различные концепции истины. Истина и ее критерии.

  • Получается, истина не одна, а их несколько

  • Рационалистическая и эмпирическая традиция в философии.

  • 2. Вопрос о принципиальной познаваемости мира: познавательный оптимизм, скептицизм и агностицизм

  • Чувственное и рациональное познание.

  • философия. философ4. Тема Познание как философская проблема


    Скачать 352.72 Kb.
    НазваниеТема Познание как философская проблема
    Анкорфилософия
    Дата22.02.2022
    Размер352.72 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафилософ4.docx
    ТипДокументы
    #370394

    Тема 4. Познание как философская проблема.

    План

    1. Познание как философская проблема.

    Познанием называется усвоение чувственного содержания испытываемого, переживаемого, положения вещей, состояний, процессов с целью нахождения истины.

    С точки зрения философии познание бывает: чувственное; рациональное; житейское; научное; интуитивное; художественное и др.

    Человечество во все времена стремилось к приобретению новых знаний. Овладение тайнами бытия является выражением высших устремлений творческой активности разума, который составляет гордость человека и человечества. Знание образует сложную систему, выступающую в виде социальной памяти, богатства ее передаются от поколения к поколению, от народа к народу с помощью механизма социальной наследственности, культуры.
    Теория познания — специальное исследование познания, которое делится:

    — на критику познания, отталкивающуюся от существовавшего до сих пор типа познания, в котором она критически отказывает наличному знанию;

    — на теорию познания в узком смысле, предметом которой является этот тип познания. Проблемы, которые изучает теория познания:

    — природа познания;

    — возможности и границы познания;

    — отношение знания и реальности;

    — соотношение субъекта и объекта познания;

    предпосылки познавательного процесса;

    — условия достоверности знания;

    — критерии истинности знания;

    — формы и уровни познания и др.
    Теория познания с самого начала развивается во взаимодействии с наукой:
    — одни ученые изучают объективную реальность, а другие — саму реальность исследования: это жизненно необходимое разделение духовного производства;
    — одни находят знания, а другие — знания о знании, которые важны и для самой науки, и для практики, и для выработки целостного мировоззрения. Теория познания также называется гносеологией, или эпистемологией. Эти термины происходят из греческого языка:
    — gnosis — познавание, узнавание (познание, знание);

    — episteme — знание, умение, наука.
    В русском языке термин «познание» имеет два основных значения:

    — знание как данность, добытый факт;

    — процесс узнавания, добычи знания в первом смысле. Основной задачей гносеологии является исследование природы «готового» знания, а не методов его получения.

    Поскольку истина является объективной стороной знания, которая состоит в отношении с субъективной его стороной, постольку гносеология в своем развитии определяет предмет психологии знания.
    Теория познания должна:

    обосновывать всякое знание, в том числе естественно-научное и философское;

    — объяснять саму возможность такого знания, его сущность, содержание понятия истины, ее критерии. Теория познания:

    — исследует природу человеческого познания;

    — исследует формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах (мнения) к постижению их сущности (истинного знания);

    — рассматривает вопрос о путях достижения истины, о ее критериях;

    — исследует то, как человек впадает в заблуждения и каким образом преодолевает их.

    Основным вопросом для гносеологии был и остается вопрос о том, какой практический, жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе.



    1. Различные концепции истины. Истина и ее критерии.

    Истина – это правильное знание, которое было подтверждено практически (Краткий энциклопедический словарь философских терминов);

    — это адекватное отражение свойств объекта тем, кто познает мир; знание, которое соответствует предмету познания (Словарь по философии для студентов лечебного и педиатрического факультетов);

    — это «aetheia» или с греческого «нескрытность», что означает правильное отражение предметов и явлений окружающей действительности у того, кто познает;

    Определений понятия «истина» в философских словарях много. Они отражают специфику понимания истины с позиций определенного направления. Бытовое или общеизвестное понимание истины может отличаться от профильного философского.

    Понятие «истина» вводится в философии с целью достижения результата познания, который откроет, просветит или прольет свет на процесс, явление, событие. Но истина – это не только конечная цель человеческого познания, но и предмет исследования в философии.

    Истина тесно связана с сущностью философии как науки – она позволяет рассматривать сам процесс познания и добывания истины: какие трудности возникают на пути, противоположные суждения, как диалектическая основа истины, способы выработки знания в зависимости от пути познания истины и т.д. Истина в философии имеет много аспектов. Рассматривая истину с точки зрения логических, социологических, богословских и пр. проблем получаем разные точки зрения.


    Получается, истина не одна, а их несколько?

    Почти что так. Истина – это не абсолют или всеобъемлющее понятие, несомненно, открывающее скрытые причины появления жизни, конечно цели человечества. По крайней мере, в философии, ведь религия провозглашает истины, ведущие праведников именно по таким путям. Они служат теми опорными точками познания и формирования мировоззрения у человека для становления его личности.

    Проблема истины в философии – это отражение процесса познания. Истина вводится, как регулирующий фактор. Это средство, а не цель, с помощью которого можно отделить «зерна от плевел» или истинное знание от ложного.

    Концепции истины в философии:

    Классическая: истина – это соответствие теории и действительности.

    Когерентная: истина – это согласованность, последовательность знаний.

    Прагматическая: истина – это практически полезное знание.

    Конвенциональная: истина – это высшая точка соглашения.

    Критерии истины в философии

    Исходя из концепций истины в философии, сформировались критерии истины, определяющие и, одновременно, характеризующие это понятие.

    Критерии истины:

    Классическая: выделяют чувственный опыт, ясность истины.

    Когерентная: обращают внимание на согласованность истины с общей системой знаний.

    Прагматическая: эффективность истины с точки зрения практического применения.

    Конвенциональная: всеобщее согласование истин.

    ОТНОСИТЕЛЬНАЯ И АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА В ФИЛОСОФИИ

    Истина, как постоянный процесс поиска, перехода знаний от неполного до полноценного связана с абсолютной и относительной истиной.

    Абсолютная истина – это достоверное и исчерпывающие знание (о природе, человек или обществе) или знание, которое невозможно опровергнуть (Земля круглая).

    Относительная истина – это неполное знание, которое соответствует лишь одному уровню развития понятия и имеет способы получения этого знания. Относительная истина относится к процессу познания мира, как постоянному переходу от истины к истине до достижения абсолюта.

    К примеру:

    Релятивизм (относительность знания) признает лишь относительную истину, так как в его концепции всякая истина относительна;

    Догматизм же наоборот считает, что истина не может зависит от переменных условий, так как она всегда конкретна, абсолютна и неизменна.

    1. Рационалистическая и эмпирическая традиция в философии.

    2. Философия Нового времени сделала многое для развития теории познания (гносеологии). Главными стали идеи:

    — философского научного метода\

    — методологии познания человеком внешнего мира;

    — связи внешнего и внутреннего опыта. Основной задачей было получение достоверного знания, которое было бы основанием всей получаемой системы знаний.
    Для решения поставленной задачи было создано два основных гносеологических направления: эмпиризм; рационализм.
    Родоначальником эмпирического метода познания был Фрэнсис Бэкон (1561–1626), придававший большое значение опытным наукам, наблюдению и эксперименту. Источником знаний и критерием их истинности он считал опыт, но при этом не отрицая роли разума в познании.
    Разум, по мнению Бэкона, должен:

    — перерабатывать данные чувственного познания и опыта;

    находить коренные причинные связи, явления;

    — раскрывать законы природы.

    Он выделял единство чувственного и рационального моментов в познании, критиковал узких эмпириков, недооценивающих роль разума в познании, а также рационалистов, игнорирующих чувственное познание и считающих разум источником и критерием истинности.

    2. Вопрос о принципиальной познаваемости мира: познавательный оптимизм, скептицизм и агностицизм



    1. Чувственное и рациональное познание.

    Познание имеет две стороны: чувственную и рациональную, между которыми существует сложное взаимодействие1. Чувственное познание – это отражение действительности в чувственных образах, рациональное – в понятиях, суждениях, умозаключениях.

    Основные формы чувственного познания:

    1. Ощущение - это отражение свойств, признаков, сторон отдельных материальных предметов, вещей, явлений (зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные: цвет, свет, звук, запах, вкус и др.).

    2. Восприятие - это целостный образ предмета, объекта, воздействующего на органы чувств. Этот образ возникает в результате одновременной, взаимосогласованной работы нескольких органов чувств.

    3. Представление - это образы предметов, восстановленные благодаря сохранившимся в нашем мозге следам, но при отсутствии самих предметов.

    Каковы особенности чувственного познания? Все чувственное познание носит непосредственный характер. Чувственные образы возникают постольку, поскольку предмет непосредственно воздействует на наши органы чувств и нервную систему. Чувственное познание – это ворота, через которые человек устанавливает контакт с внешним миром. С позиции диалектического материализма формы чувственного познания – это субъективные образы объективного мира. То есть их содержание объективно, так как определяется внешними воздействиями, а не сознанием субъекта.

    А что значит: «субъективный образ?». Это значит, что форма наших ощущений зависит от того, как устроена наша нервная система. Мы, например, не воспринимаем радио и магнитных волн, а некоторые животные их воспринимают. Орел зорче человека, видит дальше, но человек замечает, видит во много раз больше, чем орел. Собака обладает более тонким обонянием, но она не различает и 1/1000 тех запахов, которые различает человек. Субъективность образа состоит в том, что при взаимодействии двух видов материи ощущение зависит от того, как оно отражается в нервной системе человека (воздействие внешнее преобразуется нервной системой). Например, сладость сахара, соленость соли по отношению к языку, а не к воде, запах розы по отношению к обонянию.


    написать администратору сайта