Главная страница
Навигация по странице:

  • Цивилизация

  • Культурология 3 неделя семинар. Семинар 3. Тема практического занятия 3 Культура и цивилизация взаимосвязь и отличие


    Скачать 20.93 Kb.
    НазваниеТема практического занятия 3 Культура и цивилизация взаимосвязь и отличие
    АнкорКультурология 3 неделя семинар
    Дата12.03.2022
    Размер20.93 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСеминар 3.docx
    ТипДокументы
    #393269

    КУЛЬТУРОЛОГИЯ

    Тема практического занятия №3: Культура и цивилизация: взаимосвязь и отличие
    Задания:

    1. Понятие цивилизации.


    Цивилизация (от лат. civilis – государственный, гражданский) — это определенная стадия развития человеческого общества, которая отражает достижение некоторого уровня социальности. Уровень социальности выражается в способности создавать культурные ценности, обеспечивать саморегуляцию посредством социальных норм, жить в относительной независимости от природы и ряде других признаков.


    1. Культура и цивилизация: взаимосвязь и отличие.


    Главное отличие

    Основное различие между культурой и цивилизацией состоит в том, что культура — это набор верований и обычаев, практикуемых группой людей в обществе, тогда как цивилизация — это сложная совокупность культур и норм.

    Культура против цивилизации

    Культура — это рулевое колесо, считающееся сознанием общества. Цивилизация — это движущая сила, называемая телом сообщества. Культура — это практикуемые верования и обычаи людей. Цивилизация — это комплекс многих культур. Культура видна в нашем окружении, в том, что мы едим, как мы отмечаем наше мероприятие, в нашем стиле одежды, в нашем поведении с людьми, этикетах и ​​манерах. Цивилизация проявляется в зданиях, технологиях и социальном расслоении.

    Культуре нельзя научить; это всегда практикуется. Нация может стать цивилизованной, получив образование и знания. Культура — это лестница успеха, которую мы достигаем и можем оставаться. Цивилизация — это способ добиться успеха. Культура — это внутреннее существо человека, способствующее развитию нравственных и духовных ценностей. Цивилизация — это изображение внешнего состояния общества. Культура независима, тогда как существование цивилизации зависит от культуры.

    Культура видна в нашем образе жизни и жизни. Цивилизация оказывает незначительное влияние на образ жизни. Культура — это особенность каждого народа. Напротив, не каждая нация цивилизована. В культуре нет прогресса, но старая культура может быть более точной, чем нынешняя. Цивилизация — это постоянно развивающийся атрибут нации.


    1. Формирование мировой цивилизации


    Сегодня мы живем в условиях развертывания глобализа- ционных процессов, связывающих мир в единое целое. В этих условиях встает вопрос о правомерности и возможности формирования единой мировой цивилизации.

    Среди множества ключевых понятий, обозначающих характер и особенности развития современного мира, «глобализация» занимает особое место. Этот термин обозначает специфическое явление, которое выполняет в современном обществе роль системообразующего фактора, связывающего социум в единое целое в мировом масштабе. В целом под глобализацией (как фактором современного развития и процессом) понимается совокупность разнообразных явлений, влияющих на создание целостного, взаимосвязанного социального мира.

    Примером глобализации в политическом плане является создание и функционирование наднациональных международных и региональных организаций, не лишающих суверенности отдельные государства, но объединяющее их для достижения совместных целей в какой-либо одной либо в нескольких областях (ООН, ЮНЕСКО, СНГ, ИНТЕРПОЛ, ЕВРОСОЮЗ, ЕВРОПАРЛАМЕНТ, НАТО и др.) В экономическом плане примерами такого рода союзов являются транснациональные (ТНК) и международные компании (МНК) с обслуживающими их звеньями типа транснациональных банков (ТНБ).

    Следует обратить внимание на то, что политические и экономические процессы, входящие в структуру глобализации как особого феномена современной цивилизации, проявились не сегодня и даже не вчера. Они составляют суть тенденций общественного развития, наиболее ярко развернувшегося вместе с началом эпохи Нового времени. Межгосударственные объединения, союзы политического и экономического характера именно в конце XVIII века стали набирать обороты, создавая особую техногенную цивилизацию, развитие которой не могло уместиться в узких рамках одного национального государства или отдельного региона.
    Это развитие тесно связало весь мир в единую технологическую цепь, в которой природа как основной поставщик предметов труда с трудом стала выдерживать «бурю и натиск» современной цивилизации. Техногенные катастрофы, глобальные эпидемии, нерациональное распределение в мировом масштабе продуктов питания, нехватка чистой питьевой воды и чистого воздуха — эти экологические проблемы приобрели поистине глобальный характер, став еще одним, негативным, параметром глобализации.



    1. Основные идеи современной цивилизационной теории


    Различия в понимании сущности цивилизации становятся понятнее в ходе знакомства с основными идеями ученых-основателей современных цивилизационных теорий.

    Теория культурно-исторических типов Я. Данилевского 

    В теории культурно-исторических типов цивилизация рассматривается как обозначение отдельных культурно-исторических типов, народы которых внесли позитивный вклад в историю (кроме германо-романского типа культуры — это египетский, ассиро-вавилонский, китайский, индийский, персидский, еврейский, греческий, римский, арабский культурно-исторические типы). В истории существовали и такие племена, которые, не создав своей культуры, выполняли разрушительную роль, способствуя крушению культур, которые находились в кризисном состоянии (гунны, монголы, тюрки). Третья группа населения земного шара — это племена, которые по разным причинам задержались в своем развитии и не создали своей культуры, оставшись на уровне «этнографического материала», который развитые цивилизации используют для своего развития.

    Каждая цивилизации базируется на определенном архетипе, а чтобы культурно-исторический тип получил развитие, необходимо, чтобы народ имел политическую независимость.

    Теория локальных цивилизаций О. Шпенглера 

    Основные идеи теории локальных цивилизаций созвучны взглядам, развивавшимся Н. Данилевским. В ней цивилизация рассматривается как «высшая» культура, которых в истории было всего 8 — египетская, вавилонская, индийская, китайская, греко- римская, арабская, мексиканская, западная (возникает в X в.). В истории нет единого линейного культурного процесса, и каждая культура есть явление совершенно уникальное и неповторимое, проходящее в своем развитии, как человеческий организм, несколько стадий — детство, юность, зрелость, старость. Цивилизация — это последняя стадия, свидетельствующая о приближении гибели культуры.

    Теория развития цивилизаций А. Тойнби 

    В основе теории развития цивилизаций идея возникновения и развития цивилизаций в виде ответа на глобальные вызовы своего времени. Механизм рождения и развития цивилизации связан с ответом на вызовы, которые постоянно бросает народам природное и социальное окружение (суровый климат, частые землетрясения или наводнения, войны, культурная экспансия и т.д.). Творческое меньшинство должно успешно ответить на вызов, решив проблему. Тойнби выделяет 26 цивилизаций, из которых в XX в. осталось существовать только 10 цивилизаций и 8 из них находятся под угрозой ассимиляции с западной культурой. Несмотря на своеобразие каждой цивилизации существует единая логика их развития — прогресс духовности и религии.

    Теория социокультурных суперсистем П. Сорокина 

    В рамках этой теории цивилизация рассматривается как социокультурная общность, в которой доминирующая культура и ее ценности выступают в виде ядра, а по периферии от него располагаются инородные культурные образования со своей социальной организацией. Таким образом, цивилизация представляет собой не монолитное образование, а сложную социокультурную систему, развитие которой определяется как культурным ядром, так и процессами, происходящими на периферии. П. Сорокин полагал, что продукты цивилизаций и их базовые ценностные установки переходят в более поздние культурные системы. Это реальная жизнь цивилизаций, на основе обобщения истории которой можно построить определенную типологию. В ней в качестве основных, по мнению П.Сорокина, можно выделить 3 типа социокультурных суперсистем:

    1 — чувственный (sensate), в котором преобладает эмпирически-чувственное восприятие и оценка действительности преимущественно с утилитарной и гедонистической точки зрения (примеры — поздняя античная культура периода упадка, современная П.Сорокину культура XX в.);

    2 — идеационалъный тип (ideational), где преобладают сверхчувственные, духовные ценности, поклонение некоему Абсолюту, Богу или Идее (пример — позднее Средневековье);
    3 — идеалистический тип (idealistic), представляющий синтез первых двух, где чувство уравновешивается интеллектом, вера — наукой, эмпирическое восприятие — интуицией (примеры — античная культура периода расцвета, Возрождение).


    написать администратору сайта