Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Предыстория государства и права.

  • Тема 1. Тема Предмет и методология курса. Предыстория государства и права


    Скачать 310.2 Kb.
    НазваниеТема Предмет и методология курса. Предыстория государства и права
    Анкор53252352353352
    Дата04.05.2023
    Размер310.2 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаТема 1.pdf
    ТипДокументы
    #1107700

    Тема 1. Предмет и методология курса.
    Предыстория государства и права
    1. Предмет и методология курса.
    2. Предыстория государства и права.
    1. Предмет и методология курса
    Предметом изучения в данной дисциплине является эволюция государства и права с древнейших времен до их современного состояния.
    При этом история государства рассматривается не с точки зрения событийной политической жизни, а с точки зрения изменения внутренней государственной структуры, организации государственной власти и управления. С этой позиции изучение истории государства включает в себя познание отдельных институтов государственной власти, механизмов их взаимодействия, методов реализации государственной власти, функционирование государственной системы в целом. История права предполагает изучение отдельных отраслей, институтов и норм права.
    Научно-историческое познание данных явлений требует выявления определенных закономерностей их эволюции. Для этих целей могут быть использованы различные методы, как общенаучные, так и специальные.
    К общим научным методам познания можно отнести исторический метод, который предполагает рассмотрение социальных явлений в их динамике, процессе становления, расцвета и упадка; метод логического
    анализа, позволяющий отвлекаться от конкретных исторических форм того или иного явления и выявлять наиболее развитую (завершенную) его форму, что способствует лучшему пониманию его юридической природы; метод
    классификации, который позволяет проводить систематизацию и распределение явлений по определенным группам.
    К специальным методам относятся: метод конкретно-исторического
    анализа, который предполагает рассмотрение государственных и правовых институтов в контексте определенной исторической эпохи, в многообразии связей с другими социальными и культурными явлениями; сравнительно-
    исторический метод, позволяющий выявить общие и особенные черты, определить индивидуальное в истории государственно-правовых институтов;
    хронологический метод, который предполагает изучение фактов и событий государственно-правовой истории в строгой временной последовательности
    и может способствовать выявлению генетических связей между различными явлениями; синхронистический метод, который предполагает изучение явлений государства и права разных стран, взятых для одного исторического периода или момента, что позволяет установить их взаимосвязи и закономерности, определяющие их существование; системно-структурный метод, позволяющий рассмотреть явления государства и права как обособленные целостные системы, выявить их структуру, внутренние связи и закономерности развития (разновидностью метода является структурно- функциональный анализ, направленный на выявление механизмов функционирования системы);
    формально-юридический метод, предполагающий изучение государственных и правовых явлений с помощью юридических конструкций, особых юридических терминов и формальной логики. В рамках истории государства и права возможно также применение
    статистического метода, основанного на исследовании количественных характеристик того или иного процесса (обычно применяется при изучении массовых явлений).
    Речь в курсе будет идти не обо всех государствах, существовавших в истории, но лишь о тех, которые оказали наибольшее воздействие на ход эволюции государства и права. Поэтому главная задача заключается в том, чтобы показать основные тенденции этого развития в мире. В курсе используется традиционная периодизация, основанная на выделении культурно-исторических эпох: Древний мир, Средние века, Новое и
    Новейшее время. Их датировки достаточно условны. Переход от Древности к
    Средневековью датируется V в. н.э. и связан с падением Западной Римской империи, концом античной цивилизации и государственности. Переход от
    Средневековья к Новому времени приходится на эпоху Возрождения XV–
    XVI вв. и связан с образованием централизованных абсолютистских государств в Европе. Переход от Нового времени к Новейшему падает на начало XX вв. и связывается с созданием современных национальных государств. В значительной мере такая периодизация привязана к европейской истории и европейскому мышлению. Только с большими оговорками она может быть применена к истории восточных государств, где многие древние традиции государства и права сохранились вплоть до современности.

    2. Предыстория государства и права.
    Исторически государство возникает сравнительно поздно. Самые древние государства в мире складываются в IV–III вв. до н.э. (государства
    Древнего Египта и Двуречья). Образованию государства предшествует длительный период первобытности, для которого характерна родовая организация общества. Под родом можно понимать такую форму общности людей, которая возникает в первобытных общинах и основана на кровной связи. Род может иметь две формы: мужскую и женскую, соответственно
    патриархат и матриархат. Они различаются ведением счета родства по мужской или по женской линии и разным распределением ролей между мужчинами и женщинами в хозяйственно-бытовой жизни. На практике в истории разных народов наблюдаются также смешанные типы родовой организации, которые предполагают как наличие патриархальных черт, так и присутствие черт матриархата. Рост численности родового коллектива приводит к появлению новых форм общностей, основанных на кровных связях. Роды соединяются во фратрии (греч. «братства») – объединения близкородственных родов, а фратрии – в племена. Возможно также складывание на их основе союзов племен. Родоплеменная организация характеризуется двумя основными признаками: наличием потестарной власти и использованием мононорм. Потестарная власть (от лат. potestas –
    «сила, могущество») – власть, основанная на личном авторитете и не имеющая политического характера. Это власть, которая распространяется на членов родового сообщества, равных между собой. Между ними отсутствует деление на управляющих и управляемых, они совместно участвуют в ведении хозяйства и без всякого принуждения. Обычно такая власть принадлежит вождям родов, фратрий, племен либо советам старейшин. Что касается мононорм, то это правила, регулирующие поведение членов родового коллектива. В них религиозные и нравственные предписания, принятые обычаи представлены в неразрывном единстве. Мононормы не разделяют прав и обязанностей лица, они слиты вместе. Характерным примером мононормы являются разнообразные табу – запреты на совершение тех или иных действий. В частности, это запреты в сфере брачных отношений. Так, обычаи экзогамии предполагают вступление в брачную связь вне своей родовой группы и запрет на такую связь внутри ее.
    Экзогамия была направлена на преодоление кровосмешения внутри рода и его негативных последствий. Многие исследователи считают, что возникновение древнейшего права предшествовало возникновению
    государства. Они связывают его с необходимостью регулировать конфликты внутри племени, на межродовом уровне, как право примирения. В частности, известный принцип талиона (от лат. talionis – «возмездие») появляется как реакция племени на распространение кровной мести. Поначалу месть носит неупорядоченный характер. За убийство одного члена рода его сородичи могут уничтожить многих родственников убийцы, а то и весь его род. Но племя не заинтересовано в гибели своих членов, поэтому межродовой конфликт пытаются решить путем переговоров. В результате вводится ограничение кровной мести – принцип талиона, предполагающий равное воздаяние за совершенное преступление. Наказание по данному принципу должно в точности соответствовать причиненному вреду («око за око, зуб за зуб»). Теперь при совершении убийства родичи жертвы могут требовать смерти только одного члена из рода убийцы. Дальнейшее регулирование межродовых отношений приводит к изживанию и данного принципа.
    Кровная месть заменяется выплатой штрафа – композиции за причиненный ущерб (в том числе и за убийство).
    На определенном этапе родовая организация общества начинает распадаться и уступает место территориальной организации. Переходу к ней способствуют разные факторы: рост и миграции населения; ведение войн между племенами и подчинение одних племен другими; совершенствование хозяйственного уклада, позволившего отдельным семьям существовать вне родовых рамок. Одновременно с процессом установления территориальных связей идет процесс складывания социальной иерархии. На смену прежним отношениям равенства приходят отношения господства и подчинения.
    Прежнее родовое сообщество начинает делиться на тех, кто управляет, и тех, кем управляют. Возникает аппарат власти, стоящий над общиной. Общество, таким образом, идет по пути образования государства. Исследователи полагают, что промежуточной формой между родоплеменным строем и государством является протогосударство. Речь идет обычно об объединении нескольких общин (прежних родов или племен), существующих на одной территории и подчиненных одному вождю (отсюда и английское название протогосударства – chiefdom).
    В отличие от государства власть в протогосударстве еще нестабильна, она редко носит наследственный характер. Обладание ею зависит от исхода борьбы между общинными группами, поэтому характерной является не фигура выборного вождя, а узурпатора власти. Административный аппарат в протогосударстве еще недостаточно разветвлен и многофункционален. Из
    протого-сударства неизбежно формируется государственная структура. Как правило, государства и крупнее, и населеннее протогосударств. Впрочем, в
    Древности, в отличие от Средневековья, государства обычно складываются на небольших пространствах, в рамках города и прилегающей к нему сельской округи. Государствообразование идет через создание городов- государств, поэтому в западной науке даже появился особый термин
    «городская революция» для обозначения данного процесса. Объединение общин развивается по пути централизации власти, создания особой администрации, не зависящей от населения. В результате складываются три уровня административной иерархии:
    1) центральная, полностью оторванная от прежних структур власти;
    2) региональная, унаследовавшая структуры протогосударства;
    3) низовая, совпадающая с прежней общинной и представленная органами самоуправления.
    Администрация в возникшем государстве становится многофункциональной. Она приобретает помимо собственно управленческих функций также функции суда и полицейского надзора. Начинает собирать налоги, идущие на содержание властных структур и обеспечение их работы, а также вводит в жизнь и следит за применением норм права.


    написать администратору сайта