Главная страница
Навигация по странице:

  • - почему, по мнению Хайдеггера, философия не совпадает ни с наукой, ни с мировоззренческой проповедью

  • -что означает выражение «философия есть философствование» как это связано с природой человека

  • -как соотносятся между собой понятия «мир» и «целое»

  • - в чем заключается специфика метафизических понятий

  • -какое определение метафизического мышления предлагает автор

  • -о каких «двух корзинах вопросов» говорится в статье

  • -какова общая черта философских вопросов

  • -какова позиция мыслителей Просвещения в отношении философии - как понимает автор задачи философии

  • -какое определение философии дает автор

  • -какова связь философии и предназначения человека

  • -в чем заключается специфика философских проблем, по мнению автора

  • -что такое «трансцендирующее усилие»

  • -какова природа «чистых состояний» или «идеалов» Платон:-как сам Сократ понимает причины смертного приговора

  • семинар по философии 1. Тема Предмет и специфика философии. Учебное пособие


    Скачать 29.23 Kb.
    НазваниеТема Предмет и специфика философии. Учебное пособие
    Дата18.04.2023
    Размер29.23 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файласеминар по философии 1.docx
    ТипУчебное пособие
    #1072199

    Тема 1. Предмет и специфика философии.

    Учебное пособие:

    Бакеева Е.В. Введение в онтологию: образы мира в европейской философии. Екатеринбург, Изд-во Уральского ун-та, 2014. Введение.

    Вопросы к семинару:

    1. Проблема предмета философии.

    Онтологию, философское учение о бытии (греч. «онтос» — сущее, то, что есть; «логос» — слово, знание, учение), традиционно рассматривают как один из разделов (возможно, наиболее важный) системы философского знания. Такое понимание онтологии, однако, всегда — явно или неявно — опирается на следующую установку: есть некий предмет философии, в рамках которого выделяются отдельные предметные области, одна из которых — область бытия. Однако сформулированная таким образом установка сразу же обнаруживает свою сомнительность, связанную с тем, что бытие невозможно выделить в какую-то область, отграничить от чего-то другого и т. д. О чем бы мы ни говорили, мы всегда уже опираемся на некую «исходную понятность бытия». Иными словами, по отношению к бытию мы всегда «внутри», не будучи в состоянии взглянуть на него «снаружи» и тем самым сделать бытие предметом. Что бы мы ни выделили в качестве предмета (того, что находится перед нами, предстоит нашему взгляду), бытие всегда выступает условием такого выделения, т. е. того, что делает любой предмет возможным.

    Иными словами, если мы хотим понять, «о чем» онтология, нам необходимо искать это «о чем» не в мире внешних нам предметов, не в области «объективной реальности», но в самом вопросе о бытии, постольку поскольку он является нашим собственным переживанием. Это переживание и есть тот самый «фон», на котором становится возможным выделение чего бы то ни было в качестве «существующего». Основным содержанием этого переживания всегда выступает ощущение полноты и совершенства — в противоположность неполноте и ограниченности любого предмета, т. е. того, о чем мы можем сказать: «Это есть (нечто)». Вопрос о бытии, таким образом, это вопрос о том, что ощущается (как условие, основа, исток всего существующего, включая и нас самих), но никогда не может стать для нас предметом, быть представленным нашему взгляду.

    Проблема предмета философии – вопрос, связанный с конкретизацией и точной формулировкой предмета, которые оказываются невозможными вследствие многосторонности учения и большого количества изучаемых философией объектов. Говоря о предмете той или иной научной дисциплины, обычно определяют сферу изучаемых явлений, характер решаемых задач, особенности используемых методов. Определить предмет науки - это значит сформулировать некоторое множество нормативов, которые задают границы данной научной области. Вопрос о предмете философии в общей постановке представляет собой проявление осознанных или неосознанных сциентистских установок, так как ставится и обсуждается явно по аналогии с наукой. 

    Предмет философии, как проблема. Предмет – та сторона и аспекты объекта, которые исследуются а рамках конкретной познавательной ситуации. Объект – все то, наа что направлена мысль познающего субъекта. Предмет должен быть недоступен. Философия не статична, предмет возобновляется со своим субъектом. Предмет философии не «что?», а «как?». Двунаправленность мысли, внимание на мир и на себя одновременно. Мысль берется вместе с ее основанием и условиями. Предмет философии безграничен не только по объему - он охватывает все без исключения, но и по своей проблемной интенсивности. Это не только проблема абсолютного, но и абсолютная проблема. Человеческое бытие-в-мире, взятое в его предельных, универсально-всеобщих формах, составляет обобщенный предмет философии, который конкретизируется в форме отдельных философских доктрин "по горизонтали" в культурной эпохе и по "вертикали" в истории философии. Понимание предмета философии обусловлено типом культурно-исторической практики: - от природы к мифу (этап зарождения философии); - от мифа к логосу (античная философия). Философия античности и средневековья предлагает логико-космическое толкование своего предмета. По Аристотелю, философия ищет знание ради него самого; - от логоса к тео (средневековье). Философия - служанка теологии; - от бога к науке (эпоха Возрождения и Нового времени). Философия служанка науки и техники. Начиная с эпохи Возрождения предметом философии провозглашается рефлексия человека и человечества на свою культуру. Френсис Бэкон делит философию на естественную теологию, естественную философию и учение о человеке. Рене Декарту принадлежит метафорическое сравнение всей философии с деревом, корни которого - метафизика, ствол - физика, а ветви, исходящие из этого ствола, все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике; - от науки к искусству (постклассический иррационализм XIX в.); - от искусства к технике (техницизм и технократизм XX в.); - от техники к новым формам жизни (модерн и постмодернизм). Рассмотрение вопроса о предмете и Функциях философии связано с выяснением отношения философии и частных наук в историческом аспекте и предполагает определенную оценку концепции "распочкования предмета философии" и концепции "предметного самоопределения философии".

    1. Отношение «философия – общество», его противоречивый характер.

    Под обществом в философии понимают способ организации совместного бытия людей.

    Общество – особая подсистема объективной реальности, специфическая, социальная форма движения материи. Своеобразие этой подсистемы бытия состоит, прежде всего, в том, что историю общества делают люди. В живой природе, например, в лучшем случае происходит лишь приспособление организмов к природным условиям, общество не приспосабливает в ходе преобразующей практической деятельности вещества природы и ее процессы для удовлетворения своих потребностей. Деятельность, таким образом, есть способ существования социального, ибо всякое изменение социального, т.е. его движение, реализуется через деятельность.

    Философский анализ общества имеет своей целью на основе исследования конкретно-исторических обществ или их состояний построение идеальной модели общества с использованием целой системы философских категорий. В рамках марксистской концепции к ним относятся категории деятельности, производства, общественных отношений, базиса и надстройки, общественно-экономической формации и т.д. В рамках феноменологической модели-категории интеракция, агент, социальная связь, социальное знание и т.д.

    Таким образом, в философском понятии общество представляет собой совокупность людей, связанных системой общественных отношений, складывающихся на основе всего многообразия социально значимых видов деятельности.

    Первый шаг на этом пути связан с ответом на вопрос: что такое общество с философской точки зрения? Речь идет не о каком-то конкретном сообществе, некогда существовавшем в прошлом (в истории) или существующем ныне, а об «обществе вообще» («обществе как таковом»). «Общество вообще» есть абстрактное (теоретическое) понятие. «Общества вообще» фактически не существовало и не существует. В действительности существовали и существуют вполне конкретные общества. За ними могут скрываться различные исторические формы общества - древние племена, греческие полисы, азиатские монархии, феодальные, средневековые и современные общества. Когда под обществом подразумевают конкретную организацию или группу людей, то обычно указывают на их формальные признаки.

         Универсальная абстракция типа «общество вообще» бедна по содержанию. Из нее нельзя логическим путем извлечь какие-то конкретные признаки различных «обществ», когда-либо существовавших в истории. Тем не менее, подобные абстракции необходимы. Они являются основаниями, благодаря которым удается сравнивать самые различные общества, существовавшие в разных исторических эпохах, или различные сообщества людей, существующих в современном мире. Другими словами, философское понятие общества играет роль своего рода условий (ориентиров) познания любого конкретного общества, какого-либо социального явления, свойства или отношения.  

         Даже самые абстрактные философские понятия обретают смысл в соотнесении с нефилософскими тпредставлениями обыденного повседневного сознания. Мы используем слово «общество» совершенно свободно, не осознавая проблематичности его смысла и не боясь ошибиться; общество для нас - это все другие люди, как те, с кем мы непосредственно  общаемся в нашей жизни от рождения до смерти, так и те, о существовании  которых мы не знаем. Мы живем в  обществе, и оно (наряду с природой) составляет среду и условие нашей  жизни. Если для человека все «другие» люди - это общество, то и он сам для других - также «часть общества», принадлежит к обществу. В большинстве языков слова, характеризующие общество и общественную жизнь, этимологически восходят к словам, обозначающим то, что характеризует не изолированного единичного человека, а является «общим»  для некой совокупности, множества  индивидов, принадлежит им всем и  объединяет их.

         Общество не существует и даже не может мыслиться  без образующих индивидов. Но любое общество - это не просто люди и отнюдь не только люди. Это люди, жившие в нашей стране и на Земле двести лет назад, тогда как российское общество и мировое сообщество продолжают существовать. Это не только «большие» общества, такие как человечество, народы и государства, но и «малые». Общества характеризуют непрерывностью их существования, отличной от длительности жизни людей, и эта непрерывность существования не связана с жизнью и смертью входящих в их состав индивидов. Гибель и разложение обществ - это не физическая смерть составляющих их индивидов. Когда историки пишут об исчезнувших цивилизациях и ныне уже не существующих народах, они не имеют в виду, что некогда жившие в них люди не оставили после себя потомства, а фиксируют прерывность исторического существования конкретных обществ. Это означает, что общество не сводимо к совокупности (к множеству) составляющих его индивидов и обладает особым отличным от индивидуальной жизни людей надындивидуальным способом бытия.

         Своеобразие общественной реальности в ее внешней определенности может быть зафиксировано в соотнесении с другими видами реальности. Каждый человек и все поколения людей, рождаясь, застают уже существующее общество в качестве данных им предпосылок, условий и  среды собственной жизни. В этом смысле общество - это объективная реальность, то есть существующая независимо не только от представлений тех или иных индивидов, но и от их индивидуального бытия. Оттого, что кто-то усомнится в объективном существовании общества, оно не перестанет существовать.

         В характеристике «общества» индивиды (люди) не могут быть оставлены без внимания и что ими (их существованием в конкретной исторической и индивидуальной определенности) можно пренебречь. Правда, в истории социальной философии общество понималось и понимается по-разному. Под ним подразумевали и систему законодательства и форм правления, и нормативный социальный порядок, и совокупность ценностей, и совокупность общественных отношений и семиотических или коммуникативных систем. Обсуждая модели общества, исследователи порой считали возможным отвлечься от существования индивидов (с присущими им конкретными историческими, индивидуальными и тому подобными свойствами). Однако они вправе были абстрагироваться от существования именно данных индивидов, но не от существования людей вообще, образующих общество. Стремление философа в своем анализе общества пренебречь свойствами индивидов оправдано и допустимо лишь в определенных границах, за пределами которых оно утрачивает свою правомерность. Общество - это объективная реальность в том смысле, что оно существует независимо от каждого индивида и его сознания, но оно отнюдь не существует обособленно и независимо от существования всех людей. В той мере, в какой общество существует только благодаря живым людям, по способу своего бытия оно остается реальностью субъективной, хотя для каждого отдельного человека оно предстает как реальность объективная, существующая независимо от него. Отвлечение от конкретных качеств живых людей является лишь исследовательским приемом, фиксирующим различные измерения или аспекты общественной жизни с целью их изучения. Такие приемы составляют промежуточные шаги в познании общества. Они необходимы на пути к теоретическому осмыслению социальной реальности в ее многомерности и целостности.

    1. Личностный смысл философии как любви к мудрости. Знание и мудрость.

    Личностный смысл философии. Философия - способность и насущность человека стать полностью ответственным - за свое бытие и за свою мысль - перед всеми людьми, перед самим собой. В этом смысле философия личностна, вневременна (не имеет исторического восхождения, прогресса), а каждая ее форма есть суверенизация личностной актуализации бесконечно-возможного бытия и мышления. Личностный смысл - субъективно воспринимаемая значимость для индивида тех или иных предметов. Личностное осмысление знания предохраняет от слепой веры в авторитеты, позволяет занять свою позицию. Философия начинается там, где рождается сомнение, ощущается рефлексия. Т.е. каждый, который считает себя философом, не должен слепо следовать за чужими учениями, но усомневаться в них. Философия рождается от лица, автора. Философская культура в какой-то мере способна предохранить от бездумного следования за чужими ошибками. Личностный смысл порождается бытием человека, жизнью. Каждый индивид вкладывает в свой личностный смысл значимость тех или иных моментов жизни. Личностная установка для субъекта философствования означает непосредственно индивидуальную, глубоко личную захваченность человека самим этим процессом, трезвость самооценки, скептицизм, неуязвимость перед сиюминутным. Философское познание опирается на внутреннюю субстанцию человека. Каждому возрасту человека соответствует определенная философия. Ребенок является реалистом: он также убежден в существовании груш и яблок, как и в своем собственном. Юноша, обуреваемый внутренними страстями, забегая со своими чувствами вперед, превращается в идеалиста. Напротив, у мужчины - все основания стать скептиком: он хорошо делает, когда сомневается. Старик будет всегда тяготеть к мистицизму. Он видит, как много вещей зависит от случая: неразумное удается, разумное идет прахом, счастье и несчастье неожиданно уравновешивают друг друга.

    Литература:

    М. Хайдеггер Основные понятия метафизики.Гл.1. – Вопросы философии, 1989,

    № 9

    М. К. Мамардашвили. Философия – это сознание вслух. – Как я понимаю философию. М.,1992, с.57-63. Там же: Философия и свобода. с. 365- 374.

    И. Берлин. Назначение философии. – Вопросы философии, 1999, № 5, с. 91-98.

    Платон. Апология Сократа. – Платон. Сочинения. М.,1990, Т.1.

    Литература к докладам:

    М.Хайдеггер.Основные понятия метафизики. Глава 2.

    2. Х.Ортега-и-Гассет. Что такое философия? М.,1991. – Главы 3,4,5.

    3. К.Ясперс. Введение в философию. Минск, 2000.

    4.Г.Риккерт.О понятии философии. – Хрестоматия по философии.3-е изд. М.,2009, с. 148-162.

    5. В.Эрн. Природа философского сомнения. – Хрестоматия по философии. 3-е изд. М.,2009, с. 236-247.

    Вопросы по текстам:

    М. Хайдеггер:


    - почему, по мнению Хайдеггера, философия не совпадает ни с наукой, ни с мировоззренческой проповедью?

    По мнению Мартина Хайдеггера , философия не совпадает ни с наукой , ни с мировоззренческой проповедью тем , что она выглядит научным обоснованием и мировоззрением , будучи чем то другим .

    Эта двоякость возникает в том, что не удается снабдить научным и опытным познанием, — и вместе с тем эта «никогда-не-достаточность» научных познаний в решающий момент всегда оказывается избытком. С другой стороны, философия требует — так поначалу кажется — применять свои познания как бы на практике, претворяя их в фактическую жизнь. Но всегда же и оказывается, что эти нравственные усилия остаются вне философствования.

    Тогда рождаются те двуполые образования, которые без мозга, костей и крови влачат литературное существование. Возникает нечто вроде научного трактата с довеском или вставками морализирующих наставлений, или появляется более или менее добротная проповедь с применением научных выражений и форм мысли. То и другое может выглядеть чем-то вроде философии, ничуть не будучи ею.


    -что означает выражение «философия есть философствование»? как это связано с природой человека?

    философствование — это ностальгия, тяга повсюду быть дома. Во-вторых, мы отметили характерную двусмысленность философствования. Из всего этого извлечем то одно, что философия есть нечто самостоятельное. Мы не можем ее брать ни как одну из наук, ни, с другой стороны, как нечто такое, что мы просто обнаруживаем, когда, скажем, обследуем науки, проясняя их основания. Или по-другому философия есть философствование, т.е. размышление человека о смысле его жизни.


    -как соотносятся между собой понятия «мир» и «целое»?

    Это «в целом» и его целое мы называем миром. Мы существуем, и пока мы существуем, мы всегда ожидаем чего-то. Нас всегда зовет Нечто как целое. Это «в целом» есть мир. — Мы спрашиваем: что это такое — мир!


    - в чем заключается специфика метафизических понятий?

    основные понятия метафизики, основоположения лингвистики — всё это предполагает интерес, но в основе — всё-таки именно некое индифферентное ожидание чего-то, что мы сможем более или менее основательно принять к сведению. Заявляем: это не так. Дело идет по существу и с необходимостью о готовности. Эта принципиальная позиция, возможно, — а поначалу неизбежно, — обретается в метаниях и на ощупь, но как раз в этой необеспеченности ее специфическая жизненность и сила, в которой мы нуждаемся, чтобы вообще здесь что-то понять. 


    -какое определение метафизического мышления предлагает автор?

    Метафизическая мысль есть мышление охватывающими понятиями в этом двояком значении: мысль, нацеленная на целое и захватывающая экзистенцию.

    И.Берлин:


    -о каких «двух корзинах вопросов» говорится в статье?

    История систематического человеческого познания –это в основном не прекращающееся усилие сформулировать все возникающие перед нами вопросы таким образом, чтобы ответы на них оказались внутри одной из двух больших корзин: эмпирической, где ответы на вопросы основываются, в конце концов, на данных наблюдения, и формальной, где ответы на вопросы зависят от чистых вычислений, не искаженных фактическим знанием. Такое разделение является чрезвычайно упрощенной формулировкой: эмпирические и формальные элементы не могут быть разведены с легкостью, но здесь содержится достаточно истины, чтобы не впасть в серьезное заблуждение. Различие между этими двумя основными источниками человеческого знания было осознано сразу же, как только люди стали размышлять о процессе своего

    мышления.

    Они отличаются от вопросов в другой корзине тем, что вопросы этого типа не содержат в себе указателей на пути, на которых должны быть найдены ответы. Вопросы из другой корзины обычно содержат такие указатели –встроенную технику для поиска ответа на них. Вопросы же о времени, существовании других людей и так далее приводят спрашивающего в растерянность, и раздражают практичных людей именно потому, что не видно, чтобы эти вопросы вели к сколько-нибудь ясному или полезному знанию. Таким образом, между двумя первыми корзинами, эмпирической и формальной, находится по крайней мере еще одна промежуточная корзина, где собираются все те вопросы, которые не соответствуют первым двум. У этих вопросов самая разнообразная природа. Некоторые из них представляются вопросами о фактах, другие о ценностях; некоторые —о словах и особых символах; другие –о методах, нужных ученым, артистам, критикам, простым людям в их ординарной жизни. Есть и другие вопросы, как то: об отношениях между различными областями знания, о предпосылках мышления, о природе и цели морали и политики.


    -какова общая черта философских вопросов?

    Единственная общая черта, которая, как кажется, принадлежит всем этим вопросам, заключается в том, что ответ на них не может быть найден ни посредством наблюдения или вычисления, ни посредством индуктивных или дедуктивных методов, что и приводит к критически важному выводу –те, кто спрашивает их, обнаруживают себя в западне с самого начала, ибо они не знают, где искать ответы: здесь нет словарей, энциклопедий, конспектов, специалистов, установившихся принципов, на которые можно было бы ссылаться с уверенностью, что они обладают несомненным авторитетом или знанием дела. Такие вопросы обычно зовутся философскими. Большинство людей относятся к ним или с пренебрежением или с благоговением или с подозрением –в зависимости от темперамента.


    -какова позиция мыслителей Просвещения в отношении философии?


    - как понимает автор задачи философии?

    Задача философии, часто трудная и болезненная, заключается в извлечении и прояснении категорий и моделей, в терминах которых люди мыслят (т.е., как они употребляют слова, образы и другие символы), в раскрытии того, что есть неясного и противоречивого в них, в обнаружении конфликтов между ними, которые не позволяют сформулировать более адекватные способы организации, описания и объяснения человеческого опыта (ибо всякое описание и объяснение использует какие-то модели, в чьих терминах дается описание и объяснение). И затем, на еще более "высоком" уровне, философия рассматривает природу самой познавательной деятельности (теория познания, философская логика, лингвистический анализ) и освещает скрытые модели, оперирующие в этой вторичной, философской, деятельности как таковой.

    М.К.Мамардашвили:

    «Философия – это сознание вслух»:


    -какое определение философии дает автор?

    Автор считает, что философия - это словесное выражение всего накопленного человеком опыта: «То есть как бы человек пережил что-то, испытал, но просто слов не знал, что это может так называться, и что можно, более того, пользуясь этими словами, пойти еще дальше в переживании и понимании своего опыта.» По мнению М. Мамардашвили философия также является подтверждением человеческого сознания: «…философия не преследует никаких целей, помимо высказывания вслух того, от чего отказаться нельзя. Это просто умение отдать себе отчет в очевидности – в свидетельстве собственного сознания.»


    -какова связь философии и предназначения человека?

    Автор также определяет философию, как мышление о предметах, когда они рассматриваются под углом зрения конечной цели и мироздания, а связь с предназначением человека состоит в том, что конечный смысл мироздания или конечный смысл истории является частью человеческого предназначения, при этом человеческое предназначение состоит в том, чтобы стать «Человеком». «Человек» не просто тот, кто был создан природой и эволюцией, а тот, кто непрерывно создается в истории, с участием его индивидуальных усилий. То есть «Человек» есть такое существо, возникновение которого непрерывно возобновляется. С каждым индивидуумом и в каждом индивидууме.


    -в чем заключается специфика философских проблем, по мнению автора?

    Как я поняла, по мнению автора специфика философских проблем в том, что они не решаемы, так как «…в этом мироздании живет существо, которое не создано, а создается. Непрерывно, снова и снова. Да и мир не завершен, не готов.», также из-за этой непрерывности философия, подобно поэзии понимается каждым по-своему, даже для автора произведений есть в них нечто, не знаемое им. «Бытие произведений и есть попытка интерпретировать их и понять, подставляя в виде вариаций текста наши же собственные состояния, которые есть тогда форма жизни произведения. Например, можно сказать так: то, что я думаю о Гамлете, есть способ существования Гамлета.» Если говорить совсем просто, то каждый воспринимает какие-либо произведения под углом своего жизненного опыта, и нельзя утверждать, что он не прав.

    «Философия и свобода»:


    -что такое «трансцендирующее усилие»?

    Трансцендирующее усилие – возможность достижения такого состояния, при котором человек воспринимает мир как бы от третьего лица, вне времени и вне пространства. При этом он может объективно и правильно понять мир, вне зависимости от своих собственных субъективных суждений и установок.


    -какова природа «чистых состояний» или «идеалов»?

    Платон:


    -как сам Сократ понимает причины смертного приговора?

    Сократ считает, что причина смертного приговора, который ему могут выдвинуть, в том, что люди не понимают, что он один из немногих, если не сказать единственный, кто подлинно занимается искусством государственного управления. Он сравнивает себя с врачом, обвинителей с поваром, а судий с детьми: «Подумай сам, как защищаться такому человеку перед таким судом, если обвинитель заявит: «Дети, этот человек и вам самим причинил много зла, и портит младенцев, пуская в ход нож и раскаленное 522 железо, изнуряет вас, душит и одурманивает, назначая горькие-прегорькие лекарства, морит голодом и томит жаждой — не то что я, который закармливает вас всевозможными лакомствами!» Что, по-твоему, мог бы ответить врач, застигнутый такою бедой? Ведь если бы он ответил правду: «Все это делалось ради вашего 568 здоровья, дети»,— представляешь себе, какой крик подняли бы эти судьи?»»

    -в чем заключается предназначение философа, по мнению Сократа

    Как я поняла, Сократ видит предназначение философа, как и его, в том, чтобы искать истину «Равнодушный к тому, что ценит большинство людей,— к почестям и наградам,— я ищу только истину и стараюсь действительно стать как можно лучше, чтобы так жить, а когда придет смерть, так умереть.» Так же он призывает и каждого человека жить так, чтобы их душа предстала перед судьёй как можно более здравой.


    написать администратору сайта