Тема 2-1. Тема Предмет, задачи и методологические основы дидактики
Скачать 0.58 Mb.
|
5. Современные дидакты. Константин Дмитриевич Ушинский (2 марта 1824 – 22 декабря 1870) "Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях" Константина Ушинского называют основоположником русской научной педагогики. И этот выдающийся ученый достоин такого определения, как никто иной. Ушинский один из первых решил уделять первостепенное внимание именно задачам нравственного просвещения и воспитания обучающихся. Представление о нравственном обучении как о чем-то «естественно» и «само собой разумеющемся» было им решительно отвергнуто. Еще одной идеей Ушинского, за которую стоит горячо поблагодарить педагога, является идея важности сохранения национальной культуры и самобытности. Для XIX века языком преподавания оставался французский, в семьях и в свете говорили на нем. Да что уж там, сама Татьяна Ларина очень плохо изъяснялась по-русски! Статья Константина Дмитриевича «О необходимости сделать русские школы русскими» до сих пор остается образцом педагогических воззваний. Будучи преподавателем как для детей, так и для учителей, Ушинский остался в истории как педагог-публицист. Отличительная особенность его работа – это не только обращение к вопросам воспитания и образования, но и горячая любовь к детям и родному народу, которая в значительной степени способствовала возрождению или даже пробуждению интереса к педагогике в России. Лев Семенович Выготский (17 ноября 1896 – 11 июня 1934) "Необходимо именно выдвижение на первый план моментов психологического развития ребенка, признать ведущую роль в развитии ребенка за развитием его социального поведения, его личности...". Имя Льва Выготского знакомо всем педагогам, психологам, культурологам и лингвистам вне зависимости от уровня образования и места рождения. Этот известный русский психолог связал две отрасли науки – психологию и педагогику, на десятилетия опередив свое время. В процессе исследований, которые привели к появлению двух новых направлений: педологии и коррекционной педагогики, ученый пришел к необходимости научного подхода к вопросам процессов развития ребенка и воспитания. По мнению ученого, педагог должен строить свою работу с опорой на научные достижения и обязательно – на психологическую науку. Лев Семенович сам не является автором конкретных методик развития или воспитания, в его книгах по культурно-исторической теории, которая легла в основу большинства современных дошкольных практик, вы не найдете конкретных рекомендаций. Но его концепции организации обучения и акцент на самовоспитании и саморазвитии стали знаковыми. Ведь ученый пришел к выводу, что воспитание – это не приспособление ребенка к среде, а процесс формирования личности, смотрящей вперед – за границы этой среды. Ведь только личная деятельность ребенка может стать основой воспитания, но никак не навязанная извне. Антон Семенович Макаренко (1 марта 1888 – 1 апреля 1939) "В общем, педагогика есть самая диалектическая, подвижная, самая сложная и разнообразная наука. Вот это утверждение является основным символом моей педагогической веры". В чем было новаторство Макаренко? В яркой и четкой идее интегративности образования. Личность не является таковой от рождения, это качество – «опыт быть личностью», как утверждал Макаренко, надо воспитывать, и воспитывать в коллективе. Каждый человек – каждый элемент образовательной системы – должен иметь свои права и стоять на активной позиции. Ученика надо в первую очередь уважать как Человека. Существующие стереотипы, в которых утверждалось, что есть явления, которые маркируются как правильные, и есть те, что можно назвать неверными, были им отвергнуты. Педагогика – это не наука, где существуют догмы. По мнению многих исследователей, именно Антон Семенович стал самой яркой звездой педагогического небосклона прошлого века, предвосхитив основы современного гуманистического Василий Александрович Сухомлинский (28 сентября 1918 – 2 сентября 1970) "В каждом учителе должна сиять и никогда не угасать маленькая искорка ребенка". Василий Сухомлинский запомнится педагогам и психологам как создатель оригинальной педагогической системы, где ребенок был, есть и остается высшей ценностью. И именно личность ребенка должна быть тем ориентиром, на который направлены все процессы образования и воспитания. Сухомлинский описывал процесс обучения как «радостный труд», а потому делал акцент на слово учителя, художественный стиль изложения и акцент на формирование мировоззрения учащихся, предлагал сочинять сказки вместе с детьми. В одном из писем Сухомлинский писал: «Я показываю, как воспитать Счастливого Человека, как достичь того, чтобы в нашем обществе не было ни одной человеческой личности с пустой душой... не может быть счастливым человек, если у него нет ничего святого за душой, если он ни во что не верит. Первая святыня, которую, по моему мнению, нужно утверждать в душе ребенка, – это вера в человека, можно сказать, благоговение, удивление перед человеком, перед его стойкостью, богатством. Отсюда – сердечная чуткость, деликатность, чуткость к человеку. Отсюда – уважение к самому себе». Симон Львович Соловейчик (1 октября 1930 – 18 октября 1996) "Воспитание детей – старейшее из человеческих дел, оно ни на один день не моложе человечества; оттого оно кажется несложной работой: все справляются, и мы справимся. В действительности взгляд этот обманчив... и это сложнейшее из дел". «Педагогика для всех» – это не только название книги-бестселлера, автором которой является советский журналист, публицист и теоретик педагогики Симон Соловейчик, но и главная его идея. Педагогика – это не то, что происходит в школе и к чему причастны только учителя. Педагогика – это нечто большее, выходящее за пределы стен, семьи и класса. Ведь вам знакома фраза «педагоги-новаторы»? Именно вокруг, или даже лучше сказать, вместе с ним, сформировалось сообщество педагогов нового времени, которые позже выпустят знаменитый Манифест новой демократической школы. Суть манифеста – в сотрудничестве ученика и учителя. Педагогика в понимании Соловейчика означает науку об искусстве воспитания или просто воспитание. Автору принадлежит афоризм: «Детей не надо воспитывать – с детьми нужно дружить». Дело в том, что Симон Львович был убежден: воспитание и образование – это процесс двусторонний и дети могут очень многому нас научить. 6. Задачи современной дидактики, общая теория обучения и специальные методики преподавания отдельных дисциплин. Задачи дидактики Именно дидактика является одной из наиболее разработанной научной отрасли педагогики. Одновременно она является и теоретической наукой, и нормативно-прикладной. Но на всех этапах исторического развития дидактики ее задачей было и остается до сих пор то, чтобы определить содержание образования поколений новых, а также найти все новые способы вооружения потомков умениями, знаниями и навыками и раскрыть закономерности данного процесса. Именно поэтому дидактика определяется как теория обучения и образования. Но всем известно, что процесс обучения всегда неразрывно связан с воспитанием не только нравственным, но и умственным. И, учитывая этот фактор, есть прочные основания для определения дидактики как теорию обучения и образования, а также и воспитания. К этому, в первую очередь, относится формирование мировоззрения обучающихся. Дидактика выполняет ряд важнейших задач: 1. Изучает общие закономерности обучения, а также формулирует принципы и правила обучения на их основе. 2. Определяет задачи обучения. 3. Разрабатывает вопросы о методах и формах обучения, а также организации обучения. Таким образом, можно сказать, что дидактика отвечает на вопрос «как обучать». Примером этой задачи может служить внедрение в педагогическую практику различных технологий обучения. 4. Определяет содержание обучения и разрабатывает учебные программы, образовательные стандарты и учебно-методические комплексы. Таким образом, можно сказать, дидактика отвечает на вопрос «чему обучать». 5. изучает различные вопросы, которые связаны с методологией исследования проблем обучения. 6. формулирует общие основные принципы применения и создания средств обучения, которые играют главную роль в образовательном процессе. Таким образом, можно сказать, что дидактика отвечает на вопрос «с помощью чего обучать». 7. обобщает и анализирует передовой педагогический опыт, а также изучает инновации и новации в самом процессе обучения. Общая теория обучения - это и есть дидактика, а специальные методики преподавания отдельных дисциплин – это все частные методики, которые изучаются в колледже. О каждой из них Вы можете сказать пару слов сами. Для чего изучается, что из себя представляет и для чего ими должен овладеть будущий учитель начальных классов. 7. Теория познания окружающего мира (гносеология) – философская основа дидактики. Гносеология (от греч. gno-sis — знание, logos — слово, понятие), эпистемолог и я (от греч. episteme — знание) — раздел философии, исследующий природу человеческого познания, его источники и предпосылки, отношение знания к предмету познания, условия достоверности и истинности знания. Познание – это процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности – человек – исследует человека, т.е. самого себя. В отличие от сознания, которое является единством ощущений, желаний, переживаний, результатом отражения материального мира и сопряжено с материей; познание означает процесс приобретения знаний и соотносится с практикой. Познание осуществляется на основе практической деятельности человека и выступает способом духовного освоения действительности. Теория познания (гносеология) - это раздел философии, в котором изучаются такие проблемы как природа познания, его возможности и границы, отношение знания и реальности, субъекта и объекта познания, исследуются всеобщие предпосылки познавательного процесса, условия достоверности знания, критерии его истинности, формы и уровни познания и ряд других проблем. 8. Сущность и виды познания. Познание – совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Как и все другие виды деятельности, познание имеет свою структуру: субъект – тот, кто совершает действия, направленные на получение знаний. Например, вы читаете эту статью, чтобы узнать, что представляет собой познание. В данном случае вы являетесь субъектом познавательной деятельности; объект – то, что изучается. То, на что направлена деятельность субъекта. Используя выше упомянутый пример, можно сказать, что объектом вашей познавательной деятельности является понятие «познание»; мотивы – простым языком это то, зачем мы что-то делаем. В данном контексте различают практические и теоретические мотивы. Виды познания Принято различать 7 видов познания: Обыденное предполагает ежедневное приобретение элементарной информации об устройстве мира. Можно назвать это получением житейского опыта: проживание и осмысление. В результате индивид понимает, как нужно делать и как не стоит, что для него хорошо и что плохо, овладевает представлениями и выстраивает причинно-следственные связи, которые в перспективе делают его жизнь лучше. Данный вид познания доступен и взрослым, и детям. Ребенок, играя в песочнице, узнает, что если высыпать кому-то песок на голову, то его за это не похвалят – еще и накажут. Домохозяйка, случайно добавившая лишнюю щепотку соли в блюдо, приходит к неожиданному выводу, что так еда становится намного вкуснее. Научное познание опирается на логику, изучая причинно-следственные связи. Ученые выдвигают гипотезы (что это?), которые в процессе исследования подтверждают или опровергают. Также этот вид называют рациональным, то есть опирающимся на здравый смысл и объективность. Мифологическое – это когда-то было неотъемлемой частью первобытного общества. Древние люди не несли ни за что никакой ответственности, скидывая ее на силы природы. Например, если сорвавшись со скалы погибал человек, то это не потому, что последний был неосторожен и не рассчитал свои физические силы, а потому что его забрало одно из божественных существ, которых в то время было придумано множество. Надо отметить, что в современном мире мифологическое познание также существует. Его придерживаются в основном те, кто далек от науки либо те, кто в силу своих психологических особенностей не хочет отвечать за свои действия и мистифицирует жизненные события (особенно негативные). Религиозное – направлено на изучение отношений с богом. Интересно, что последний здесь играет роль и субъекта, и объекта. Религиозное сознание воспринимает действительность как божий промысел, нацеленный на хорошие мысли, поступки и находится в ожидании обратной связи свыше. Художественное познание и творчество – это способ отражения реальности через символы и образы. Оно безгранично, не поддается анализу и доказательности. Является продуктом мыслительной деятельности, основанной на представлениях творца. Например, футуристические картины, как отражение внутреннего мира художника, содержат нелогичные, необъяснимые образы, которые нельзя подвергнуть научному исследованию, однако, они имеют полное право быть. Философское познание занимается определением роли человека, поиском смысла жизни через призму категорий добра и зла. Философия пытается изучить суть человеческого бытия, ответить на «вечные» вопросы, касающиеся существования. Кто мы такие, зачем живем, для чего создан мир, что есть истина и т.п. Самопознание – исследование собственных состояний: настроения, мыслей, мыслей и поступков. Это анализ своей личности, приводящий к осознанию своих потребностей, целей и мотивов, что помогает человеку быть уверенным в себе и своих силах, не зависеть от толпы и её стереотипов. |