Главная страница
Навигация по странице:

  • Лексическая работа.

  • Урок 4. Есть ли место милосердию в столкновении сильной личности с посредственностью Анализ повести «Княжна Мэри»

  • Урок по Лермонтову. Урок. Тема Роман Герой нашего времени


    Скачать 149.16 Kb.
    НазваниеТема Роман Герой нашего времени
    АнкорУрок по Лермонтову
    Дата06.04.2022
    Размер149.16 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаУрок.docx
    ТипДокументы
    #447311
    страница3 из 5
    1   2   3   4   5
    1   2   3   4   5

    Вывод: Вся манера поведения Печорина рисует человека подавленного, ничего не ждущего от жизни. Встреча Печорина с Максимом Максимычем подчеркивает пропасть между ними — между простым человеком и дворянином. Помимо того, что Печорину больно вспоминать о смерти Бэлы, они настолько разные, что говорить не о чем.

    Финал этой повести многое объясняет в старом штабс-капитане. Повествователь прямо говорит о заблуждениях Максима Максимыча, его ограниченности, о его непонимании характера Печорина.

    - Можно ли говорить о высокомерии Печорина по отношению к М.М? Говорить о высокомерии Печорина нельзя, ведь он как мог сгладил ситуацию: взял за руку, дружески обнял, произнося слова: «Всякому своя дорога...»

    Максим Максимыч не увидел, как Печорин побледнел, когда услышал предложение вспомнить «житье-бытье в крепости», — это означало, что Печорину больно вспоминать о Бэле, ее смерти. Не понял Максим Максимыч и того, что реакция Печорина не объясняется их социальным различием.

    - Почему Печорин не желает вместе с М.М. вспоминать былое? Нежелание Печорина вспоминать минувшее с его точки зрения: одинокий, тоскующий, озлобленный несчастьями, он хочет только одного — чтобы его оставили в покое, не терзали воспоминаниями, надеждами. Конечно, он помнит все и страдает от того, что стал виновником смерти человека.

    Диалог показывает, что изменилось в Печорине после отъезда из крепости: усилилось его равнодушие к жизни, он стал более замкнут. Одиночество героя становится трагичным.

    - Печорин бежит от М.М? Не от Максима Максимыча бежит Печорин, — он бежит от своих невеселых мыслей, даже прошлое кажется ему недостойным внимания. Некогда он писал, что его дневник со временем будет для него «драгоценным воспоминанием», а в настоящем он безразличен к участи своих записей. А ведь в них запечатлен мир его чувств и сокровенных мыслей, исканий, отражены горестные радостные минуты прожитого; в них рассказ о невозвратимых днях, когда он был полон надежды найти достойное место в жизни. И все это прошлое перечеркнуто, да и настоящее мало радует, а будущее бесперспективно. Таковы итоги жизни личности одаренной, незаурядной.

    Повесть пронизана настроением грусти: уехал в неизвестность Печорин, уехал странствующий офицер, ставший свидетелем невеселой встречи, остался один Максим Максимыч со своей обидой и болью. Это настроение подчеркнуто последними строками рассказчика о Максиме Максимыче.

    Следует сообщить, что в Тамань Лермонтов приехал в сентябре 1837 года. Он задержался в этом «скверном городишке», ожидая корабль, на котором собирался отправиться в Геленджик, и провел несколько дней в полуразвалившейся хате старой казачки Царицихи. Испугавшись, она ошибочно приняла поручика за агента царской тайной полиции, который якобы хочет обнаружить контрабандистов. По соседству жила молодая татарка, женщина редкой красоты, муж которой был связан с контрабандистами. Встретил Лермонтов и слепого мальчика по имени Яшка, который позднее служил звонарем в местной церкви и рассказывал проезжающим, как он общался с поэтом и прислуживал ему. Итак, Тамань… Что же собой представлял городок, через который предстояло ехать Лермонтову? Заштатный город Тамань находился у самого западного края Кубани. В глубокой древности здесь был большой древнегреческий город Гермонасса, а в X–XI вв. город Тмутаракань. С XV в. Полуостров находился под властью Турции, построившей здесь крепость Таман, что в переводе означает болото.

    Во времена Лермонтова из Тамани шел почтовый тракт не Екатеринодар, ныне Краснодар, а оттуда на Ставрополь, центр Северного Кавказа. Тамань входила в черту военной черноморской береговой линии: близ Тамани находилась небольшая крепость Фанагория, построенная в 1792 г. А.В.Суворовым. В 1820 г. через Тамань проезжал Пушкин.

    В Тамани поэт встретился с казачкою, принявшей его за тайного агента, желавшего раскрыть контрабандистов. Этот эпизод послужил поэту темою для повести “Тамань”.

    Если первые две повести по жанру — путевые записки (повествователь отмел: «Я пишу не повесть, а путевые записки»), то следующие две повести — это дневник Печорина.

    - Так что же собой представляет дневник? Дневник – это записи личного характера, в которых человек, зная, что они не станут известны другим, может излагать не только внешние события, но и внутренние, сокрытые от всех движения своей души. Печорин был уверен, что пишет “ этот журнал… для себя”, поэтому столь открыт в их описании.

    Перед нами первая повесть в дневнике героя – “Тамань”, из которой мы узнаём о приключениях Печорина в этом “скверном городишке”. В этой повести перед нами ранний этап жизни героя. Здесь он говорит о себе сам. На все события и героев мы смотрим его глазами.

    Дневник — это записи личного характера, в которых человек, зная, что они не станут известны другим, может излагать не только внешние события, но и внутренние, сокрытые от всех движения своей души. Печорин был уверен, что он пишет «этот журнал... для себя», поэтому столь открыт в их описании.

    Итак, перед нами первая повесть в дневнике героя — «Тамань», из которой мы узнаем о приключениях Печорина в этом «скверном городишке». В этой повести перед нами ранний этап жизни героя. Здесь он говорит о себе сам. На все события и героев мы смотрим его глазами.

    Лексическая работа.

    Контрабандист — тайный провоз товаров.

    Ирония — тонкая, скрытая насмешка.

    Диссонанс — то, что вносит разлад, вступает в противоречие с человеком, несогласованность.

    Равнодушие — безразличие, безучастность к людям.

    Беседа но вопросам:

    – Тамань – “скверный городишко”, где Печорин чуть не умер с голоду и где его хотели утопить. С какой целью здесь появляется Печорин? Печорин – офицер – едет в действующий отряд по “казённой надобности”.

    - Какие черты характера Печорина выявляются в повести «Тамань»? В каких сценах они проявляются особенно ярко? (Решительность, смелость, интерес к людям, умение сострадать. Эти качества проявляются в сценах:

    а) Первая встреча со слепым мальчиком выявляет интерес Печорина к человеку. Ему важно понять тайну мальчика, и он начинает следить за ним.

    б) Наблюдение за девушкой и первый разговор с нею заставляет его сделать вывод: «Странное существо!.. никогда подобной женщины не видывал».

    в) Сцена «очаровывания» Печорина ундиной выдает в нем «юношескую страсть»: «В глазах у меня потемнело, голова закружилась…» Активное начало заставляет Печорина идти на свидание, назначенное девушкой ночью.

    г) Наблюдение за встречей слепого и Янко вызывает в герое грусть, выявляет его способность сострадать горю. (Чтение со слов: «Между тем моя ундина вскочила в лодку...» до слов: «...и как камень едва не пошел ко дну!»)]

    - Почему в начале повести Печорин так желает приблизиться к обитателям «нечистого» места и почему это сближение невозможно? Чем закончилась эта попытка? (Печорин — деятельная натура. Здесь так же, как в «Бэле», проявляется стремление героя приблизиться к первоначальным истокам бытия, миру, полному опасностей, миру контрабандистов.

    Но Печорин с его глубоким умом лучше, чем кто-либо другой понимает невозможность обретения в среде «честных контрабандистов» той полноты жизни, красоты и счастья, которых так жаждет его мечущаяся душа. И пусть во всем ему потом откроется своя прозаическая сторона, реальные жизненные противоречия, — и для героя, и для автора реальный мир контрабандистов сохранит в себе не получивший развития, но живущий в нем прообраз вольной, исполненной «тревог и битв» человеческой жизни.)

    - Не забываем о том, что перед нами дневник Печорина, который демонстрирует его умение рассказать об увиденном и прочувствованном. Все охватывает его острый взгляд и слух. Печорин чувствует красоту природы, умеет рассказать о ней языком художника. Таким образом, герой раскрывается перед читателями как талантливый человек. (Проверка индивидуального задания — сообщение на тему «Какова роль пейзажа в повести ,,Тамань”?» (по карточке 35).

    - Почему активность героя приносит несчастье людям? С каким чувством герой произносит слова: «Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих...»? (Потому что его активность направлена на себя, она не имеет высокой цели, ему просто любопытно. Герой ищет настоящего действия, но находит его подобие, игру. Он досадует на себя за то, что, вторгаясь в жизнь людей, не приносит им радости, он чужой в этом мире.)

    Печорину жаль обманутого мальчика. Он понимает, что спугнул «честных контрабандистов», жизнь их теперь изменится. Наблюдал за плачущим мальчиком, он понимает, что также одинок. Впервые на протяжении всей повести у него возникает ощущение единства чувств, переживаний, судеб.

    Однако и слепой мальчик — не идеальный персонаж, а зараженный пороками маленький себялюбец. Ведь именно он обокрал Печорина.

    «Романтический «русалочный» мотив трансформируется Лермонтовым, эпизод с ундиной обнаруживает внутреннюю слабость героя, чуждого естественному миру, его неспособность к простой, полной опасностей жизни. Интеллектуальный, цивилизованный герой вдруг теряет свои несомненные преимущества перед простыми людьми, не допускается в их среду. Он лишь может завидовать отваге, ловкости простых людей и горько сожалеть о неотвратимой гибели естественного мира...

    В «Бэле» герой играет душами простых людей, в «Тамани» он сам становится игрушкой в их руках» .

    Вывод: И тем не менее Печорин в столкновении с контрабандистами показывает себя как человек действия. Это не комнатный романтик-мечтатель и не Гамлет, чья воля парализована сомнениями и рефлексией. Он решителен и смел, но активность его оказывается беспредметной. У него нет возможности предаться деятельности крупной, совершать поступки, о которых вспоминал бы будущий историк и для которых Печорин чувствует в себе силы. Недаром он говорит: «Честолюбие у меня подавлено обстоятельствами». Поэтому он растрачивает себя, ввязываясь в чужие дела, вмешиваясь в чужие судьбы, вторгаясь в чужую жизнь и расстраивая чужое счастье.

    События «Тамани» помогают понять характер Печорина, показывают, сколько сложного и необъяснимого содержится в его душе, как в жизни переплетаются причины поступков и их следствия. Печорин не мог предположить, что, следя за контрабандистами из любопытства, он повлиял на судьбы этих людей.

    Лермонтов предстает в «Тамани» мастером слова. По воспоминаниям Д. В. Григоровича, в повести «…не найдешь слова, которое можно было бы выбросить или вставить; вся она от начала до конца звучит одним гармоническим аккордом; какой чудный язык, как легко, кажется, написано! Но загляните в первую рукопись: она вся перемарана, полна вставок, отметок на отдельных бумажках, наклеенных облатками в разных местах».





    6 этап: Проверка уровня усвоения знаний и умений





    Обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям

    Откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий уч-ся в рамках изученной темы

    Тест по литературе «Максим Максимыч»

    1. От чьего лица ведется повествование в главе «Максим Максимыч»?

    1) Максима Максимыча 2) автора3) Печорина 4) стороннего наблюдателя, который явился свидетелем происходящих событий

    2. Где происходят события, описанные в данной главе?

    1) во Владикавказе 2) в приграничной крепости 3) в Санкт-Петербурге 4) в Екатеринограде

    3. Узнайте героя по описанию. «В его улыбке было что-то детское. Его кожа имела какую-то женскую нежность; белокурые волосы … обрисовывали его бледный, благородный лоб, на котором … можно было заметить следы морщин …».

    1) Максим Максимыч 2) автор 3) Григорий Александрович Печорин 4) лакей

    4. Какая особенность внешности героя особенно поразила автора?

    1) тонкие пальцы 2) светлые волосы и чёрные усы и брови 3) вздёрнутый нос 4) никогда не смеющиеся глаза

    5. Узнайте героя по описанию: «...пот градом катился с лица его; мокрые клочки седых волос, вырвавшись из-под шапки, приклеились ко лбу его; колени его дрожали...».

    1) Григорий Александрович Печорин 2) извозчик 3) Максим Максимыч 4) лакей

    6. Куда отправлялся Печорин?

    1) в Москву 2) в Афганистан 3) в Персию 4) в Индию

    7. Укажите ответ Печорина на вопрос Максима Максимыча: «...что поделывали?»

    1) работал 2) путешествовал 3) служил 4) скучал

    8. Укажите ответ Печорина на вопрос Максима Максимыча: «У меня остались ваши бумаги, Григорий Александрович... я их таскаю с собой... думал найти вас в Грузии, а вот где бог дал свидеться... Что мне с ними делать?..» - спросил Максим Максимыч.

    1) «Перешлите их ему по указанному адресу» 2) «Что хотите!» 3) «Сожгите» 4) «Наделайте патронов»

    9. О каких бумагах говорили Максим Максимыч и Печорин?

    1) о долговых векселях 2) о денежных ассигнациях 3) о личном дневнике 4) о записках барышень

    10. Кому принадлежат приведённые ниже слова? «Уж я всегда говорил, что нет проку в том, кто старых друзей забывает!..»

    1) Максиму Максимычу 2) автору 3) Печорину 4) хозяину гостиницы

    Ответы: 1-2 , 2-1 , 3-3 , 4-4 , 5-3 , 6- 3, 7-4 , 8-2 , 9-3 , 10 -1

    Тест по литературе «Тамань»

    1. Тамань – это:

    1) крепость в степи 2) приморский город 3) селение казаков на Кавказе 4) деревня под Екатериноградом

    2. В каком ряду названы герои только повести «Тамань»?

    1) Ундина, Печорин, Грушницкий 2) Ундина, Печорин, Янко 3) Печорин, Янко, Максим Максимыч 4) Печорин, слепой мальчик, Вера

    3. От чьего имени ведётся повествование о Печорине в повести «Тамань»?

    1) автора 2) ундины 3) самого героя 4) Максима Максимыча

    4. О ком идёт речь? «...не боится ни моря, ни ветров, ни тумана, ни береговых сторожей»

    1) о Печорине 2) о Янко 3) о девушке 4) о слепом мальчике

    5. Укажите, какой словесный портрет принадлежит девушке-ундине?

    1) «Необыкновенная гибкость её стана, особенное, ей только свойственное наклонение головы, длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив её слегка загорелой кожи на шее и плечах и особенно правильный нос...». 2) «...она была хороша: высокая, тоненькая, глаза чёрные, как у горной серны, так и заглядывали нам в душу». 3) «У нее такие бархатные глаза ...; нижние и верхние ресницы так длинны, что лучи солнца не отражаются в её зрачках». 4) «...женщина, в соломенной шляпке, окутанная чёрной шалью, ... шляпка закрывала её лицо».

    6. Укажите верное лексическое значение слова «ундина».

    1) ведьма 2) фея 3) нимфа 4) русалка

    7. Что ответила девушка на вопрос Печорина? «Скажи-ка мне, красавица, что ты делала сегодня на кровле?»

    1) «Смотрела на небо». 2) «Смотрела, откуда ветер дует». 3) «Разговаривала с облаками». 4) «Пела песню».

    8. Что предприняла девушка после того, как Печорин пригрозил рассказать об их делах коменданту?

    1) эти слова остались не замеченными ею 2) решила утопить Печорина 3) решила застрелить Печорина 4) решила задушить Печорина

    9. Узнайте героя по описанию: «Человек в татарской шапке, но стрижен он был по-казацки, и за ременным поясом его торчал большой нож».

    1) Янко 2) слепой мальчик 3) урядник 4) десятник

    10. Чем закончилась история, связанная с вмешательством Печорина в жизнь «честных контрабандистов»?

    1) Девушку и Янко осудили за незаконную торговлю. 2) Янко испугался наказания и сбежал, бросив и девушку, и слепого мальчика, и старуху. 3) Ундина и Янко уплыли, оставив слепого и старуху на произвол судьбы. 4) После приезда Печорина жизнь жителей этого городка, включая ундину, Янко, слепого мальчика и старуху, не изменилась.

    Ответы: 1-2, 2-2, 3-3, 4-2, 5-1, 6-4, 7-2, 8-2, 9-1, 10-3





    7 этап: Домашнее задание





    Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

    Читать «Княжна Мери»





    8 этап: Рефлексия. Итог урока





    Обеспечить самоанализ учащимися их деятельности на уроке и полученных новых знаний по теме урока. Научить соотносить собственный результат с поставленной целью.

    Оценить работу учащихся

    Индивидуальная

    «Рисунок по шаблону»

    1-й вариант: Выбор смайлика из предложенных вариантов

    2-й вариант: Я ….. своей работой на уроке. Мне удалось….. у меня не получилось…. Я хочу….





    Урок 4. Есть ли место милосердию в столкновении сильной личности с посредственностью? Анализ повести «Княжна Мэри»





    Технология изучения темы. 1 этап: Организационный





    Задачи

    Учебное задание

    Обеспечить организационное начало урока, психологически подготовить и эмоционально настроить учащихся на работу



    2 этап: Целеполагание и мотивация





    Мотивировать к изучению темы, стимулировать желание изучать тему







    3 этап: Проверка домашнего задания. Актуализация





    Выявить пробелы в знаниях уч-ся

    Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы

    Актуализировать знания учащихся по содержанию повести

    Тест по литературе «Княжна Мери»»

    1. Действия повести происходят:

    1) в Пятигорске 2) во Владикавказе 3) в Тамани 4) в приграничной крепости

    2. От чьего лица ведется повествование о Печорине в главе «Княжна Мери»?

    1) Максима Максимыча 2) Грушницкого 3) автора 4) самого героя

    3. В каком ряду названы герои только повести «Княжна Мери»?

    1) Печорин, Грушницкий, Мери, Янко, Азамат 2) Печорин, Мери, Вера, Максим Максимыч, Грушницкий 3) Печорин, Мери, Вернер, Грушницкий, Вера 4) Печорин, Мери, Вера, Бела, доктор Вернер

    4. Узнайте героя по описанию: «Он хорошо сложен, смугл и черноволос; ему на вид можно дать двадцать пять лет, хотя ему едва ли двадцать один год».

    1) Грушницкий 2) доктор Вернер 3) Печорин 4) Раевич

    5. Укажите, какой словесный портрет принадлежит княжне Мери?

    1) «Необыкновенная гибкость её стана, особенное, ей только свойственное наклонение головы, длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив её слегка загорелой кожи на шее и плечах и особенно правильный нос...». 2) «...она была хороша: высокая, тоненькая, глаза чёрные, как у горной серны, так и заглядывали нам в душу». 3) «У неё такие бархатные глаза...; нижние и верхние ресницы так длинны, что лучи солнца не отражаются в её зрачках». 4) «...женщина, в соломенной шляпке, окутанная чёрной шалью, ...шляпка закрывала её лицо».

    6. Кому из героев произведения принадлежит приведённое высказывание? «Мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями, потому что я к дружбе не способен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае — труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать; да притом у меня есть лакеи и деньги!»

    1) Вернеру 2) Печорину 3) Грушницкому 4) драгунскому капитану

    7. Укажите, о ком Печорин сказал, что он «человек замечательный по многим причинам».

    1) о Грушницком 2) о Вернере 3) о муже Веры 4) о Раевиче

    8. Укажите причину дуэли между Печориным и Грушницким.

    1) Печорин хотел доказать юнкеру свое право на ухаживания за княжной Мери. 2) Печорин нелестно отозвался о Грушницком, и тот оскорбился. 3) Грушницкий распускал неприличные слухи о княжне Мери. 4) Печорин хотел доказать Грушницкому, что он стреляет лучше его.

    9. Какую книгу читал Печорин перед дуэлью?

    1) Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» 2) А. Дюма «Королева Марго» 3) Вальтер Скотт «Шотландские пуритане» 4) Габриэль Гарсия Маркес «Сто лет одиночества»

    10. Продолжите слова Веры, обращённые Печорину: « Я бы тебя должна ненавидеть: с тех пор, как мы знаем друг друга, ты ничего мне не дал, кроме...»

    1) любви 2) страдания 3) веры 4) счастья

    11. Кто был единственной женщиной в мире, которую Печорин не в силах был бы обмануть?

    1) Мери 2) Вера 3) Бэла 4) мать Печорина

    12. Перед кем раскрыл свою душу Печорин, произнося слова: «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его»?

    1) перед княжной Мери 2) перед Верой 3) перед доктором Вернером 4) перед самим собой

    13. Печорин признавался, что давно уже живёт не сердцем, а головою. Какие вопросы задавал себе герой перед возможной смертью от пули нечестного Грушницкого?

    1) «Зачем я жил? для какой цели я родился?» 2) «Я иногда себя презираю... не оттого ли я презираю и других?» 3) «Отчего я так дорожу ею [свободою]? что мне в ней?.. куда я себя готовлю? чего я жду от будущего?..» 4) «Что, если когда-нибудь эти записки попадут на глаза женщине?»

    14. В повести «Княжна Мери» Печорин неоднократно ведет разговор с самим собой, давая оценку собственным поступкам и мыслям. Как называется форма развернутого высказывания героя, обращенного к себе или к другим персонажам?

    1) диалог 2) монолог 3) реплика 4) ремарка

    15. Какие качества личности присущи действующим лицам повести? Укажите неверное утверждение.

    1) Грушницкий: «Производить эффект — их наслаждение; они нравятся романтическим провинциалкам до безумия». 2) Вернер: «Он изучал все живые струны сердца человеческого, как изучают жилы трупа, но никогда не умел он воспользоваться своим знанием». 3) Печорин: «…необходимое лицо пятого акта; невольно … разыгрывал жалкую роль палача или предателя». 4) Драгунский капитан: «Его цель — сделаться героем романа. Он так часто старался уверить других в том, что он существо, не созданное для мира, обречённое каким-то тайным страданиям, что он сам почти в этом уверился».

    Ответы: 1-1, 2-4, 3-3, 4-1, 5-3, 6-2, 7-2, 8-3, 9-3, 10-2, 11-2, 12-3, 13-1, 14-2, 15-4





    4 этап: Первичное усвоение материала





    Обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение уч-ся изучаемого материала. Продолжить знакомство с личностью М. Горького и его творчеством.

    Лексическая работа:

    инертность — бездеятельность

    рефлексия — размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.

    В привычном окружении, в цивилизованном обществе Печорин демонстрирует всю силу своих способностей. Здесь он господствующее лицо, здесь ему понятно и доступно любое тайное желание, и он легко предсказывает события и последовательно осуществляет свои планы. Ему все удается, и сама судьба, казалось бы, помогает ему. Печорин заставляет каждого человека приоткрыть лицо, сбросить маску, обнажить душу. Но и сам он вынужден искать новые нравственные нормы, потому что старые не удовлетворяют его. Раскрывая собственную душу, Печорин приближается к отрицанию эгоистической позиции, этого исходного принципа своего поведения.

    В повести «Княжна Мери» Печорин показан во взаимоотношениях с представителями светского, то есть своего круга. Система образов в повести выстроена так, что способствует раскрытию характера главного героя: по одну сторону от него — Грушницкий и Мери, в отношениях с которыми раскрывается внешняя сторона жизни героя, по другую — Вернер и Вера, из отношений с которыми мы узнаем о подлинном Печорине, о лучшей части его души. Повесть представляет собой 16 записей, точно датированных: с 11 мая по 16 июня.

    Почему же он не становится счастливым? Кто побеждает в поединке: Печорин или «водяное общество»?





    5 этап: Осознание и осмысление учебного материала. Практическое применение знаний и умений





    Показать мастерство Лермонтова в создании образов рассказа; выявить особенности композиции произведения; развивать навыки анализа текста. Обеспечить повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания, установление уч-ся внутрипредметных и межпредметных знаний.

    Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала

    Беседа по вопросам:

    - Одинаков ли Печорин в обществе и наедине с собой? (Уже первая запись свидетельствует о противоречивом характере Печорина. Герой говорит о виде из своего окна в манере, которой мы не могли в нем предполагать — возвышенно, оптимистично: «Весело жить в такой земле!..» Цитирует стихотворение Пушкина: «Тучи». Но вдруг словно спохватывается: «Однако пора». Пора выйти из своего уединения и посмотреть, что за люди здесь, на водах – Печорина всегда тянет к людям, но только появляются люди, возникает тон насмешливый, пренебрежительный, высокомерный. Это общество он воспринимает вполне реалистически. (Чтение описания светского общества.)

    - Почему люди, за которыми он наблюдает, вызывают в нем иронию? (Для этих людей главным является не внутренний мир человека, а его внешность, чувства женщин скоротечны и неглубоки. Печорин обращает внимание на то, что у этих людей есть лорнеты, но не потому, что у них плохое зрение. Эта «говорящая» деталь наполнена смыслом: лорнет придает их взглядам неестественность, исключающую духовный контакт. Для Печорина же важно заглянуть человеку в глаза.)

    - Но почему же сам Печорин наводит на Мери лорнет? (В этом сказывается парадоксальность поведения героя: с одной стороны, он критически относится к этим людям, с другой — начинает сам жить по законам этого общества. Такое поведение героя говорит о его игре в любовь, недаром он замечает: «3авязкать! Об развязке этой комедии мы похлопочем». В отсутствие настоящего дела появляется хоть какая-то возможность действовать. Игра стала его сутью, его защитной маской.)

    Работа по группам

    1. Печорин и Грушницкий

    - Какую характеристику дает Печорин Грушницкому? Почему Печорин столь непримирим в своем восприятии этого человека? Почему он высказывает предположение о том, что они «столкнутся на узкой дороге, и одному... несдобровать»? (Печорину неприятна манера Грушницкого произносить «готовые пышные фразы... производить эффект...». Но разве сам он не способен на это? Вспомним разговор с Мери по дороге к провалу. Оказывается, есть у героев и общее. Видимо, разница в том, что Печорин, произнося «готовые пышные фразы», способен и на искренность (последняя встреча с княжной), а Грушницкий не способен. Печорин отказывает ему в поэзии («ни на грош поэзии»). Здесь речь не идет об интересе к стихам, здесь имеется в виду «возвышенное, глубоко воздействующее на чувства и воображение» слово. Вот на такое слово и не способен Грушницкий. Перед читателем обыкновенный юноша, которого не трудно понять, как понял его и Печорин.)

    - Что в поведении Грушницкого толкнуло Печорина к жестокому решению? (Поведение Грушницкого не только безобидное и смешное. Под маской будто бы разочарованного в каких-то заветных стремлениях героя скрывается мелкая и себялюбивая душа, эгоистическая и злобная, до краёв наполненная самодовольством. Он не останавливается перед тем, чтобы опорочить Мери в глазах «водяного общества». Лермонтов последовательно срывает с Грушницкого все маски, пока в нем не остается ничего, кроме жестокой натуры. В Грушницком победили злоба и ненависть. Его последние слова говорят о полном моральном падении. В устах Грушницкого фраза «Я вас зарежу ночью из-за угла» — не простая угроза. Его эгоизм вполне согласуется с полной потерей нравственного облика. Презрение, о котором он говорит, исходит не из высокой нравственной нормы, а из опустошенной души, в которой ненависть стала единственным искренним и подлинным чувством. Так в ходе печоринского нравственного эксперимента выявляется действительное содержание личности Грушницкого. Чтение со слов: «Грушницкий стоял, опустив голову на грудь, смущенный и мрачный» до слов: «Грушницкого на площадке не было».)

    - Было ли убийство Грушницкого неизбежным для Печорина? (До последнего момента Печорин давал Грушницкому шанс, готов был простить приятелю его мстительность, распускаемые в городе слухи, простить и свой умышленно не заряженный противниками пистолет, и пулю Грушницкого, только что выпущенную в него, фактически безоружного, и наглое ожидание Грушницким холостого выстрела. Все это доказывает, что Печорин не сухой эгоист, занятый собой, что он желает поверить в человека, убедиться, что тот не способен на подлость.)

    - Что можно сказать о чувствах Печорина до, во время и после дуэли? Что говорит о его готовности к смерти?

    (Чтение фрагментов записи 16 июня со слов: «Что ж? умереть так умереть: потеря для мира небольшая…» со слов: «Смешно и досадно!») (Печорин трезво готовится к дуэли: с Вернером, своим секундантом, разговаривает спокойно, насмешливо. Он холоден и умен. Наедине же с собой становится естественным и любящим жизнь человеком. Все, что он видит по дороге к месту дуэли, радует его, и он не стыдится в этом признаться.

    Во время дуэли Печорин ведет себя как человек мужественный. Внешне он спокоен. Только пощупав пульс, Вернер заметил в нем признаки волнения. Детали описания природы, которые записал в дневнике Печорин, также выдают его переживания: «...там внизу казалось темно и холодно, как в гробе; мшистые зубцы скал... ожидали своей добычи».)

    - Испытывает ли Печорин торжество победителя? (Комедия обернулась трагедией. Печорину тяжело: «У меня на сердце был камень. Солнце казалось мне тускло, лучи его меня не грели... Вид человека был мне тягостен: я хотел быть один...»)

    Вывод: Грушницкий — своеобразная карикатура на Печорина: он отличается большим сходством с ним, но одновременно является его полной противоположностью. То, что в Печорине трагично, в Грушницком - смешно. У Грушницкого все отрицательные свойства Печорина — эгоизм, отсутствие простоты, любование собой. При этом ни одного положительного качества Печорина. Если Печорин находится в постоянном конфликте с обществом, то Грушницкий — в полной гармонии с ним. Печорин не находит себе достойной деятельности, Грушницкий — стремится к показной деятельности (возможно, он один из тех, кто прибыл на Кавказ за наградами).

    Дуэль Печорина с Грушницким — это попытка Печорина убить в себе мелкую сторону собственной души.

    2. Печорин и Вернер

    - В чем сходство Печорина и Вернера? Какая черта их сближает? В чем их отличия? (Героев сближают большие интеллектуальные запросы — «мы часто сходились вместе и толковали вдвоем об отвлеченных предметах», знание «всех живых струн» человеческого сердца.

    Доктор Вернер — эгоист сознательный, принципиальный. Ему уже не преодолеть самостоятельно выработанной позиции. Он и не стремится к более высокой нравственности, поскольку не видит реальной возможности для ее осуществления. Естественное нравственное чувство в нем не исчезло, и в этом он сродни Печорину, но Вернер — созерцатель, скептик. Он лишен внутренней активности Печорина. Если Печорин деятелен, если он знает, что только в деятельности можно обрести истину, то Вернер склонен к спекулятивному логическому философствованию. Отсюда проистекает у Вернера та болезнь личной ответственности, которую подмечает в нём Печорин. Вот почему герои расстаются холодно.

    Прощание с Вернером — момент драматический для Печорина, он подтверждает его скептические замечания об эгоистической подоплеке всякой дружбы).

    - Почему, «читая в душе друг друга», они не становятся друзьями? Что привело к отчуждению их?

    - Какую роль играет Вернер в поединке Печорина с обществом?

    3. Печорин и Мери

    - Почему Печорин затевает интригу с Мери? (Печорин не всегда может разобраться в своих чувствах. Размышляя о своем отношении к Мери, он спрашивает: «Из чего я хлопочу? ...это не та беспокойная потребность любви, которая нас мучит в первые годы молодости», не «следствие того скверного, но непобедимого чувства, которое заставляет нас уничтожать сладкие заблуждения ближнего» и не зависть к Грушницкому.

    Вот, оказывается, в чем причина: «...есть необъяснимое наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души!..»

    «Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую все… я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы». Он не считается с простыми истинами, что нужно думать о других людях, нельзя приносить им страдания. Ведь если все начнут нарушать нравственные законы, станет возможна любая жестокость. Печорин слишком любит себя, чтобы отказаться от удовольствия мучить других.

    На протяжении романа мы видим, как подчиняются его воле Бэла, Максим Максимыч, Грушницкий, Мери и Вера.)

    - Какие действия Печорина вызывают ненависть Мери к нему? (Если вначале Мери равнодушно встречает появление Печорина на водах и даже удивлена его дерзостью, то в конце романа она ненавидит Печорина. Однако это другая, нежели у Грушницкого, ненависть. Это оскорбленное светлое чувство любви, пробуждённое Печориным в душе Мери, своеобразное проявление женской, человеческой гордости.)

    - Как изменилась Мери, полюбив Печорина? Как изменяется отношение Печорина к Мери на протяжении повести? (Печорин наблюдал и отмечал в своем дневнике, как идет в княжне непрерывная борьба естественного чувства с социальными предрассудками. Вот она приняла участие в Грушницком: «Легче птички она к нему подскочила, нагнулась, подняла стакан... потом ужасно покраснела, оглянулась на галерею и, убедившись, что маменька ничего не видала, кажется, тотчас же успокоилась». Первое побуждение — естественное, человечное, второе — уже след воспитания. Печорин замечает, как вянут в ней естественные страсти, как развивается кокетство и жеманство. До того момента, когда Мери влюбилась в Печорина, в ней преобладала светская «воспитанность», которая не выливалась в эгоистическую норму поведения, поскольку она не прошла еще через муки сердца. Но затем естественные, природные чувства берут верх. Она искренне полюбила Печорина, и здесь уже нет жеманства и притворства. Даже Печорин, наблюдая за ней, восклицает: «Куда девалась ее живость, ее кокетство, ее дерзкая мина, презрительная улыбка, рассеянный взгляд?..»

    Пройдя испытания любовью к Печорину, она уже не то покорное маменьке существо, а человек внутренне самостоятельный.)

    - Почему он отказывается жениться на ней? Почему пытается убедить ее, что она не может его любить? (Анализ фрагмента «Последний разговор с Мери»). (В этой сцене Печорин не играет. У него появились чувства, естественные для человека в этой ситуации —жалость, сострадание Но он хочет быть честным с Мери, поэтому прямо объясняет, что смеялся над ней и она за это должна презирать его. При этом самому Печорину нелегко: «Это становилось невыносимо: еще минута, и я бы упал к ногам ее».)

    4. Печорин и Вера

    - Почему при воспоминании о Вере сердце Печорина билось сильнее обычного? Чем она не похожа на Мери? (В любви Веры к Печорину есть та жертвенность, которой нет у княжны. Нежность Веры не зависит от каких бы то ни было условий, она срослась с ее душой. Чуткость сердца позволила Вере понять до конца Печорина со всеми его пороками и скорбью.

    Чувство Печорина к Вере исключительно сильно, искренно. Это настоящая любовь всей его жизни. «Ужасная грусть» теснит его сердце в момент появления Веры на водах, «давно забытый трепет» пробегает по жилам от ее голоса, болезненно сжимается сердце при виде ее фигуры — все это свидетельство истинного чувства, а не игры в любовь.

    И все же для Веры он тоже ничем не жертвует, как и для других женщин. Напротив, разжигает в ней ревность, волочась за Мери. Но есть и разница: в своей любви к Вере он не только насыщает свою страстную потребность сердца в любви, не только берет, он и отдает часть самого себя. В особенности это качество Печорина проступает в эпизоде безумной, отчаянной погони на бешено скачущем коне за безвозвратно уехавшей Верой.)

    - Чем объяснить порыв отчаяния Печорина после отъезда Веры? (Женщина стала ему «дороже всего на свете». Он мечтает увезти Веру, жениться на ней, забыв предсказание старухи, пожертвовать своей свободой.) О каких сторонах личности героя говорит этот порыв? (Об искренности и способности на глубокие чувства.)

    - Как Лермонтов помогает читателям понять силу чувств героя в этот кульминационный момент? (Печорин не может быть счастлив и не может никому дать счастье. В этом его трагедия. В дневнике он пишет: «Если б в эту минуту кто-нибудь меня увидел, он бы с презрением отвернулся». Здесь Лермонтов использует деталь для раскрытия внутреннего мира героя: как только в его душе просыпается подлинное чувство, он оглядывается, не увидел ли кто этого. Он действительно убивает лучшую половину своей души или прячет ее так глубоко, чтобы никто не увидел. Далее он начинает убеждать себя в том, «что гнаться за погибшим счастьем бесполезно и безрассудно». Замечает: «Мне, однако, приятно, что я могу плакать».

    Начинается самоанализ и самообман. Мысли приходят в обычный порядок, и он делает страшный вывод о том, что в слезах его повинен пустой желудок и что благодаря слезам, скачке и ночной прогулке он будет хорошо спать ночью и действительно «заснул сном Наполеона». Здесь мы опять наблюдаем двойственность Печорина.





    6 этап: Проверка уровня усвоения знаний и умений





    Обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям

    Откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий уч-ся в рамках изученной темы

    Конфликт повести.

    — Почему журнал Печорина начинается с пейзажа?

    — Как меняется интонация повествования, когда автор переходит к описанию "водяного общества"?

    — Почему возникает конфликт Печорина с "водяным обществом"?

    — Почему против Печорина составилась "враждебная шайка"?

    — Характеристика "водяного общества" (пестрота состава, занятия и интересы, отсутствие подлинной духовности, пустота и фальшь).

    Художественные приемы (представление дворянского общества, отношение к нему Лермонтова).

    Каким мы видим Печорина? Как он говорит?

    Печорин умеет рассказать так, что "животики надорвешь от смеха", тонко и убийственно иронизирует, чего лишен Грушницкий, который умоляет "не подшучивать" над ним.

    Но с этого момента Печорин начинает подшучивать особенно язвительно.

    Речь Печорина афористична: "усталость тела победит тревогу ума", "женщины любят только тех, которых не знают". Лаконизм речи усилен поэтической выразительностью.

    Грушницкому недоступно истинно романтическое ощущение жизни.

    Печорин любит природу (добрый, умиротворенный), а стоит спуститься на бульвар, как становится иным: недоброжелательным, отчаянным и злым. Люди для него — скучный спектакль.

    Печорин чуток к слову: "бегали слезы" Мэри — чувствительность ее натуры, неопытная, доверчивая душа.

    Печорин и Вера умные, проницательные люди, искушенные в психологии. В дневнике Печорина встречаются имена философов, писателей, что показывает его образованность, эрудицию.

    Деятельный по натуре, Печорин лучшие силы души и ума тратит по пустякам. Как дорого платит Печорин, спасая себя от скуки.

    Сам Печорин иронизирует над собой. С горьким скептицизмом он говорит о бессмысленности существования. Изнуряющее чувство пустоты толкает на любые столкновения с жизнью, на любую авантюру. Трагедия Печорина — это трагедия деятельного человека, у которого нет дела. "Я иногда презираю себя…"

    Он говорит Мэри: "Я вас не люблю", — появление в ее доме для того, чтобы вызвать "презрение". Это единственное, что ей поможет.

    Его интересует более острая интрига: заговор Грушницкого и его компании.

    "Развязка" происходит на вершине скалы. Грушницкий намерен стрелять в безоружного.


    написать администратору сайта