Урок по Лермонтову. Урок. Тема Роман Герой нашего времени
Скачать 149.16 Kb.
|
История создания романа. (Начало работы — 1838 год, под впечатлением от поездки на Кавказ. «Бэла» и «Тамань» опубликованы в виде отдельных повестей. Изначально не задумывался как роман (сборник повестей). Но в 1840 году «Герой нашего времени» увидел свет. Повести, вошедшие в него, связаны единой композицией и сюжетом. Главная проблема романа — личность и время.) Первый в русской литературе психологический роман.(Последовательность событий, сюжетное повествование специально изменены. Цель автора — раскрыть характер Печорина.) Хронология событий. («Тамань» (Печорин останавливается там по пути из Петербурга на Кавказ) — «Княжна Мери» (Печорин приезжает на воды, живет в Пятигорске и Кисловодске, убивает на дуэли Грушницкого) — «Бэла» (выслан в крепость после дуэли под начальство Максима Максимовича) — «Фаталист» (приезжает в казачью станицу, знакомится с Вуличем) — «Максим Максимыч» (после нескольких лет в Петербурге Печорин выходит в отставку, едет в Персию. В пути, во Владикавказе, встречается с Максимом Максимычем и странствующим офицером). Возвращаясь из Персии, Печорин умирает. Об этом — в предисловии к «Журналу Печорина».) Способы раскрытия психологически сложного образа главного героя. (Смена рассказчика: а) Максим Максимыч (человек иной эпохи и мироощущения; понять Печорина не в состоянии; читатель заинтересован, но делать выводы о характере Печорина, только со слов Максима Максимыча не может); б) проезжий офицер, от лица которого идет повествование (человек одного круга с Печориным. Через внешность пытается угадать характер героя. Этим суждениям доверяем); в) сам Печорин в «Журнале Печорина» с предисловием автора: характер Печорина — в заглавии книги. «История души человеческой, следствие наблюдений ума зрелого над самим собою».) Композиции романа («Кольцевая» композиция подчеркивает обреченность героя.) | | | ||||||||||||||||||||||
7 этап: Домашнее задание | | | ||||||||||||||||||||||
Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Перечитать часть «Бэла». Уч. | | | |||||||||||||||||||||
8 этап: Рефлексия. Итог урока | | | ||||||||||||||||||||||
Обеспечить самоанализ учащимися их деятельности на уроке и полученных новых знаний по теме урока. Научить соотносить собственный результат с поставленной целью. Оценить работу учащихся | Индивидуальная «Рисунок по шаблону» 1-й вариант: Выбор смайлика из предложенных вариантов 2-й вариант: Я ….. своей работой на уроке. Мне удалось….. у меня не получилось…. Я хочу…. | | | |||||||||||||||||||||
Урок 2. Виновен ли Печорин в гибели Бэлы? Аналитическое чтение повести «Бэла» | | | ||||||||||||||||||||||
Технология изучения темы. 1 этап: Организационный | | | ||||||||||||||||||||||
Задачи | Учебное задание | |||||||||||||||||||||||
Обеспечить организационное начало урока, психологически подготовить и эмоционально настроить учащихся на работу | | |||||||||||||||||||||||
2 этап: Целеполагание и мотивация | | | ||||||||||||||||||||||
Мотивировать к изучению темы, стимулировать желание изучать тему | | | | |||||||||||||||||||||
3 этап: Проверка домашнего задания. Актуализация | | | ||||||||||||||||||||||
Выявить пробелы в знаниях уч-ся Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы Актуализировать знания учащихся об особенностях романа «Герой нашего времени» | - Как вы понимаете смысл названия произведения М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»? «Наше время» – это чьё? (Это время героев, автора-повествователя, самого Лермонтова.) - «Герой нашего времени» - первый в русской прозе «личный» (по терминологии, принятой во французской литературе) или «аналитический» роман: его идейным и сюжетным центром служит не внешняя биография (жизнь и приключения), а именно личность человека – его душевная и умственная жизнь. А душа в христианском понимании бессмертна, она вне времени. Печорин – личность, воплотившая характерные черты общественного сознания людей 30-х годов: интенсивность нравственно-философских поисков, исключительную силу воли, аналитический ум, незаурядные человеческие способности. - Какую задачу ставил перед собой Лермонтов, когда писал «Героя нашего времени»? (Роман был задуман как художественное исследование внутреннего мира человека, его души. Об этом сказал сам Лермонтов в «Предисловии» к «Журналу Печорина»: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдения ума зрелого над самим собою…») - Мы уже не раз отмечали необычность композиции. В чём она? (Все элементы композиции лермонтовского романа строго подчинены основной идейно-художественной задаче, которую поставил перед собой автор: написать «историю души человеческой», написать социально-психологический роман. В центре композиции находится главный герой романа Печорин, которого автор и называет – не без горькой иронии – «героем нашего времени». Все другие персонажи, представляя и сами по себе художественную и историко-познавательную ценность, объясняют вместе с тем так или иначе личность главного героя. Читатель невольно сопоставляет его с этими людьми и, сопоставляя, всё по-новому оценивает его и всё глубже постигает.) - Случайно ли отказался Лермонтов от хронологического принципа в расположении повестей, вошедших в роман, от порядка их первоначальной публикации? (Белинский писал: «Части этого романа расположены сообразно с внутренней необходимостью». А далее он пояснил: «Несмотря на его эпизодическую отрывочность, его нельзя читать не в том порядке, в каком расположил его сам автор: иначе вы прочтёте две превосходные повести и несколько превосходных рассказов, но романа не будете знать».) - С чем связана смена рассказчиков? (В романе три повествователя: Максим Максимыч, странствующий офицер и сам Печорин. Ю.М. Лотман пишет: «Таким образом характер Печорина раскрывается перед читателем постепенно, как бы отражаясь во многих зеркалах, причём ни одно из отражений, взятое отдельно, не даёт исчерпывающей характеристики Печорина. Лишь совокупность этих спорящих между собой голосов создаёт сложный и противоречивый характер героя».) - Как испытывает автор своего героя? (Автор испытывает своего героя, проводя его через испытания, связанные с опасностью и любовью.) - Каковы же персонажи первой главы? Основные ее герои следующие: рассказчик, Максим Максимыч – штабс-капитан, Печорин, Бэла - княжна, Казбич - разбойник, Азамат - сын князя. | | | |||||||||||||||||||||
4 этап: Первичное усвоение материала | | | ||||||||||||||||||||||
Обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение уч-ся изучаемого материала. Продолжить знакомство с романом. Акцентировать внимание учащихся на деталях части «Бела» | «Бэла» Лермонтова: краткое содержание. На одной из горных дорог Кавказа сходятся пути рассказчика, едущего из Тифлиса, и штабс-капитана Максима Максимыча. Новый знакомец – человек пятидесяти лет или около того, хорошо знает местность и отлично знаком с языком и традициями горцев. Рассказчик сразу понимает, что перед ним тот, кто давно живет на Кавказе и прекрасно понимает особенности этого края. Вечером на привале Максим Максимыч вспоминает о своей службе в крепости близ Терека. Там с его другом, Печориным Григорием Александровичем, произошла увлекательная история. Образ Печорина впервые предстает перед читателем именно в главе «Бэла» Лермонтова. Краткое содержание рассказа Бэла | | | |||||||||||||||||||||
5 этап: Осознание и осмысление учебного материала. Практическое применение знаний и умений | | | ||||||||||||||||||||||
Показать мастерство Горького в создании образов рассказа; выявить особенности композиции произведения; развивать навыки анализа текста. Обеспечить повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания, установление уч-ся внутрипредметных и межпредметных знаний. Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала | Первая глава, с которой мы знакомимся, - «Бэла». В ней Печорин показан среди горцев. - От чьего лица ведётся повествование? (Сначала – от лица русского офицера, приехавшего на Кавказ. Это первый повествователь. Затем – от лица Максима Максимыча – героя-рассказчика). - В чем особенность композиции этой части романа? (Печорин предстает перед читателем в рассказе Максима Максимыча, в его восприятии.) - Но о Печорине мы узнаем далеко не сразу. Каждую главу, кроме самой последней, Лермонтов будет открывать ПЕЙЗАЖЕМ. Прочитаем его. - Многие писатели первой половины 19 века, представители романтизма, утверждали, что европейский разочарованный герой может излечиться от скуки и скепсиса через общение с «естественными людьми», через любовь к прекрасной горянке, через любование нетронутой природой. - Романтический или реалистический пейзаж видим мы? Докажите свою точку зрения. (Реалистический Этот пейзаж яркий, другие –грустные, но главное –ТОЧНЫЕ). - Путешественники остановились на ночлег в дымной сакле. Для русского человека, оказавшегося на Кавказе, не только природа, но и жизнь горцев будет выглядеть экзотично. Расскажите о жизни и быте горцев. Как относятся наши герои к увиденному? (Офицеру- повествователю – жалко, М.М. осуждает: «Преглупый народ!») - Мы прочитали уже страниц 5 главы, а ни Бэлы, ни Печорина до сих пор не видим. Ход повествования нетороплив. Это была ЭКСПОЗИЦИЯ. Но вскоре всё меняется. Начинается ЗАВЯЗКА: мы узнаем о Печорине. Прочитаем первый портрет героя. Что мы узнаём из этого отрывка? (Возраст – 25,ему кто-то велел остаться в крепости, ЭПИТЕТЫ с суффиксами оценки, СТРАННОСТЬ, ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ) - Каким предстает Печорин в рассказе Максима Максимыча? (Чтение фрагмента от слов: «Раз, осенью, пришел транспорт...» до слов: «...богатый человек: сколько у него было дорогих вещиц».) - Как М.М. относится к Печорину? Как мы понимаем это? (Суффиксы оценки, предлагает свою дружбу) - Что мы узнаем о Максиме Максимыче? (Чтение фрагментов: «3а нею шел ее хозяин, покуривая из маленькой кабардинской трубочки...» и «Надо вам сказать, что у меня нет семейства...») - Проведите наблюдения по тексту повести и скажите, можно ли доверять мнению Максима Максимыча о Печорине? Едва ли можно утверждать, что Максим Максимыч понимает Печорина: он не понимает того, что человек не всегда стремится обнажить свои чувства, не понимает причин «несчастного характера» героя. Считает, что причина этого – избалованность в детстве. Для него Печорин только «странен».) - Далее мы узнаём о событиях повести и знакомимся с такими героями, как Казбич и Азамат. Основные черты образа Печорина помогает раскрыть система образов романа, каждый из которых по-своему оттеняет различные грани характера героя. Расскажите об этих героях (портрет, характер). - Какую роль в жизни этих героев сыграл Печорин? (сломал их жизни) - Какой вывод о характере главного героя мы можем сделать? (Печорин - человек, повинующийся своим мимолетным желаниям и страстям. Он совершенно равнодушен к людям, не считается с общепринятой моралью. Люди для него - объект эгоистических “экспериментов”). - Печорин хочет выкрасть Бэлу. Почему он хочет сделать это? Он влюблён? «И точно, она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу» Бэла понравилась Печорину, он привык получать то, что ему нравится. Печорин вырвал Бэлу из родной среды, лишил дома, отца, брата, сумел сделать так, Бэла влюбилась в него. Но девушка быстро наскучила ему, он мучает ее своей холодностью и вот-вот бросит ее. - Какова роль Максима Максимыча в истории с похищением Бэлы? (Он хотел доказать Печорину, что черкешенки красивы, показав Бэлу; затем пересказал подслушанный разговор Азамата и Казбича — чего не мог себе простить потом, — а услышав о ее похищении, не смог противостоять Печорину: «Ну, что прикажете отвечать на это? Я стал в тупик...») - Любил ли Печорин Бэлу? Рассчитывал ли Печорин на столь трагический конец? Как он реагирует на происшедшее? (Печорин НЕ УМЕЕТ любить. Настоящая любовь диктует человеку заботу о том, кого он любит, волнение за него, желание принести радость. А Печорин ЗАНЯТ СОБОЙ! Ему хочется более насыщенной жизни. «Когда я увидел Бэлу в своем доме, когда в первый раз, держа ее на коленях, целовал ее черные локоны, я, глупец, подумал, что она ангел, посланный мне сострадательной судьбою... Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой. Если вы хотите, я ее еще люблю, я ей благодарен за несколько минут довольно сладких, я за нее отдам жизнь, - только мне с нею скучно...») - Почему попытка найти любовь не удалась? Можно ли было предвидеть трагическую развязку по тому, как складывались отношения между Белой и Печориным в начале событий? (Когда Печорин задумал украсть Бэлу, он стал искусно играть на самых чувствительных струнах души ее брата Азамата, мечтавшего о коне Казбича. Печорин помог Азамату украсть коня. Так конь уравнивается с человеком, что само по себе безнравственно и предопределяет трагическую развязку. Кстати, кличка коня Карагез — «черный глаз» также не случайна: в описании Бэлы подчеркивалась деталь: «глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу». Как видим, параллель «человек — животное» очевидна.) - Считал ли Печорин в истории с Бэлой себя виноватым? (нет) - Когда Бэла умирает, Лермонтов пишет: «Я вывел Печорина вон и зкомнаты, и мы пошли на крепостной вал; долго мы ходили взад и вперед рядом, не говоря ни слова, загнув руки на спину; его лицо ничего не выражало особенного, и мне стало досадно: я бы на его месте умер с горя. Наконец онсел на землю, в тени, и начал что-то чертить палочкой на песке. Я, знаете, больше для приличия хотел утешить его, начал говорить; он поднял голову и засмеялся... У меня мороз пробежал по коже от этого смеха…» - Какова реакция Печорина на смерть Бэлы и почему она так удивила Максима Максимыча? (Чтение фрагментов: «Он слушал ее молча...», «Он сделался бледен...», «...его лицо ничего не выражало особенного...» Максим Максимыч не понимает внутреннего состояния Печорина, он видит только внешние изменения, что Печорин «...был долго нездоров, исхудал, бедняжка...».) - Через 3 месяца Печорина перевели в другой полк, и с М.М. они расстались. С каким чувством рассказывал М.М. о Печорине? Кем стал для него Печорин? В первой части романа мы видим Печорина глазами Максима Максимыча, простого пехотного офицера, не очень грамотного и явно не разбирающегося в психологии человека, назвавшего прибывшего к нему в крепость молодого офицера “странным”. Максим Максимыч искренне привязан к Печорину, но духовно глубоко ему чужд. Их разделяет не только разница социального положения и возраст. Они - люди принципиально различных типов сознания и дети разных эпох. Для штабс-капитана, старого кавказца, его молодой приятель - явление чужеродное, странное и необъяснимое. - Почему Максим Максимыч и Печорин при их взаимной искренней симпатии не понимают и так никогда не поймут друг друга? Максим Максимыч весь обращен к другому человеку, весь раскрыт ему навстречу. - В какой момент Максим Максимыч начинает употреблять местоимение «мы» по отношению к себе и Печорину и о чем это свидетельствует? (Несмотря на то, что в истории с Бэлой у Печорина и Максима Максимыча нет точек соприкосновения, в момент спасения Бэлы они были объединены одним делом, одинаково переживали. Вот причина того, почему Максим Максимыч говорит «мы». Это очень важно для понимания характера Печорина, который оказывается человеком, способным на самоотверженные поступки, способным испытывать чувства, свойственные Максиму Максимычу.) - Как характеризует героя самохарактеристика в этой повести? (Чтение со слов: «Послушайте, Максим Максимыч... у меня несчастный характер...» Читая самохарактеристику, мы начинаем понимать, что Печорин страдает от своего характера: «если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив». Такое объяснение, однако, все же не снимает обвинений с героя, и Печорин это понимает.) - Какие черты характера Максима Максимыча проявляются в истории с Бэлой? (доброта, благородство, человечность, но и «неопытность во всем, что выходило за тесный кругозор его понятий», то есть ограниченность.) - Почему повесть заканчивается ироническим замечанием повествователя о Максиме Максимыче? («Сознайтесь, однако ж, что Максим Максимыч — человек, достойный уважения?..») (Это ироническое замечание связано с ограниченностью героя, не понявшего Печорина, его трагедии. Максим Максимыч не понял и слов повествователя о скучающей молодежи. Это еще и намек на то, что в дальнейшем Максим Максимыч будет героем следующей повести, названной его именем.) - Кто же такая Бэла? Характеристика Бэлы во многом определяется ее происхождением: она черкешенка и дочь князя. Ее искренность, открытость и дикость объясняются национальными особенностями горцев. Бэла близка к природе, обладает внутренней гордостью и стремлением к свободе. Оказавшись в плену, она замыкается и отвергает подарки. Но постепенно в ней просыпается любовь, которой она отдается всецело, не раздумывая и не сомневаясь. Но как только Печорин к ней остывает, Бэла готова сама уйти: «Я не раба его. Я княжеская дочь!» Таким образом, характеристика Бэлы говорит о ней как о жертве разных культурно-исторических общностей. Принадлежность героини к горцам определила ее смерть от рук Казбича, который руководствовался законами предков. Бэла и Печорин Как уже было отмечено выше, не дает однозначной оценки своим героям Лермонтов. «Герой нашего времени» (герои первой главы нами уже рассмотрены) – роман, отразивший многие противоречия человеческого характера. Писатель изображает двух персонажей, совершенно противоположных по своему происхождению и взглядам. История любви героев построена на противоречиях. Сначала читатель видит страсть Печорина и равнодушие, которое воплощает Бэла. Характеристика героев постепенно меняется на противоположную: в девушке разгораются чувства, а Печорин остывает. Противоречивость героев приводит их любовь в трагедии. Вывод Повесть Лермонтова «Бэла» знакомит читателя с главным героем и раскрывает одну из основных черт его характера. Печорин предстает жаждущим новых ощущений, стремящимся обрести свое место в жизни, но непонимающим, чего ищет, и неспособным нести ответственность за свои поступки | | | |||||||||||||||||||||
6 этап: Проверка уровня усвоения знаний и умений | | | ||||||||||||||||||||||
Обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям Откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий уч-ся в рамках изученной темы | Выводы: 1. Печорин не способен к дружбе, ему присущ эгоизм, он ни к кому не имеет настоящей привязанности; каждую влекущую к себе жизненную ситуацию он стремится довести до конфликта. 2. Бэлу Печорин насильно вырывает из ее естественной среды и своим эгоизмом приводит ее к смерти. 3. Его душа не способна сочувствовать другой душе, настраиваться в унисон с настроением других. Свободный от дружбы, которая стесняет своими нравственными следами и связями, Печорин отталкивает простодушную доброту Максима Максимыча. Тест по литературе «Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени. «Бэла»» для 9 класса 1. В каком ряду названы герои только повести «Бэла»? 1) Печорин, Максим Максимыч, Вернер 2) Печорин, Бэла, Грушницкий 3) Печорин, Максим Максимыч, княжна Мери 4) Печорин, Максим Максимыч, Азамат 2. Действия повести «Бэла» происходят: 1) в Пятигорске 2) в Крыму 3) на Кавказе 4) в Персии 3. Узнайте героя по описанию. «На нём был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка. Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказским солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твердой походке и бодрому виду». 1) Максим Максимыч 2) Печорин 3) Грушницкий 4) Азамат 4. В каком звании служил Максим Максимыч? 1) полковник 2) штабс-капитан 3) ротмистр 4) поручик 5. Узнайте героя по описанию. «Он был такой тоненький, беленький, на нём мундир был такой новенький, что я тотчас догадался, что он на Кавказе у нас недавно». 1) Грушницкий 2) Доктор Вернер 3) Печорин 4) Максим Максимыч 6. Какого цвета были волосы Печорина? 1) чёрные 2) светлые 3) русые 4) рыжие 7. Узнай героя по описанию. «А уж какой был головорез, проворный на что хочешь: шапку ли поднять на всем скаку, из ружья ли стрелять. Одно было в нем нехорошо: ужасно падок был на деньги». 1) Азамат 2) Казбич 3) отец Бэлы 4) Грушницкий 8. Узнайте героя по описанию. «...высокая, тоненькая, глаза чёрные, как у горной серны, так и заглядывали нам в душу». 1) княжна Мери 2) Бэла 3) Вера 4) Ундина 9. Как называется приём, используемый в приведённом ниже отрывке? «Славное место эта долина! Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар, жёлтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безыменной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряною нитью и сверкает, как змея своею чешуею». 1) портрет 2) интерьер 3) пейзаж 4) деталь 10. Укажите, кому принадлежат следующие слова: «Если б у меня был табун в тысячу кобыл, то отдал бы тебе весь за твоего Карагеза» 1) Печорину 2) Максиму Максимычу 3) Азамату 4) Казбичу 11. От чьего имени идёт повествование о Печорине в повести «Бэла»? 1) автора 2) Максима Максимыча 3) Печорина 4) Бэлы 12. Почему любовь Печорина к Бэле не могла сложиться счастливо? Выберите неверный ответ. 1) Бэла не любила Печорина 2) Любовь «дикарки» для Печорина «немногим лучше любви знатной барыни». 3) Печорин не способен по-настоящему любить, не способен жертвовать собой ради кого-то. 4) Печорину с Бэлой со временем стало так же скучно, как и со многими другими. 13. Укажите вариант, в котором содержится полный ответ на вопрос: «Как Максим Максимыч относится к Печорину?» 1) Герой осуждает Печорина за отношение к Бэле. 2) Штабс-капитан не понимает многих поступков своего приятеля. 3) Максим Максимыч искренне привязан к Печорину, однако не понимает мотивов его поступков, особенностей характера. 4) Максим Максимыч симпатизирует Печорину. 14. В данной повести нет авторского отношения к Печорину. Почему? 1) Автор в этой повести предлагает читателям сделать собственные выводы о герое. 2) М.Ю. Лермонтов считает, что достаточно мнения Максима Максимыча. 3) Главное в этой повести не мнение о Печорине, а события, произошедшие с ним. 4) Отношение Максима Максимыча к Печорину – это и есть авторское отношение. 15. В чем состоит основная идея повести «Бэла»? Выберите неверный ответ. 1) В этой повести читатель знакомится с Печориным. 2) В повести «Бэла» мы узнаем о воспитании, образовании и социальном положении Печорина. 3) Повесть «Бэла» является экспозицией образа Печорина. 4) В данной повести читатель имеет возможность узнать причины многих поступков Печорина. Ответы: 1-4, 2-3, 3-1, 4-2, 5-3, 6-3, 7-1, 8-2, 9-3, 10-3, 11-2, 12-1, 13-3, 14-1, 15-4 | | | |||||||||||||||||||||
7 этап: Домашнее задание | | | ||||||||||||||||||||||
Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Домашнее задание: как раскрывается образ Печорина в главе «Максим Максимыч», «Тамань». Индивидуальное задание: Образ Максим Максимыча Словарная работа: Психологизм — углубленное изображение психологических и душевных переживаний. Индивидуализм — нравственный принцип, ставящий интересы отдельной личности выше интересов общества. | | | |||||||||||||||||||||
8 этап: Рефлексия. Итог урока | | | ||||||||||||||||||||||
Обеспечить самоанализ учащимися их деятельности на уроке и полученных новых знаний по теме урока. Научить соотносить собственный результат с поставленной целью. Оценить работу учащихся | Индивидуальная «Рисунок по шаблону» 1-й вариант: Выбор смайлика из предложенных вариантов 2-й вариант: Я ….. своей работой на уроке. Мне удалось….. у меня не получилось…. Я хочу…. | | | |||||||||||||||||||||
Урок 3. Почему Печорину нет дела «до радостей и бедствий человеческих»? Проблемный анализ повестей «Максим Максимыч» и «Тамань» | | | ||||||||||||||||||||||
Технология изучения темы. 1 этап: Организационный | | | ||||||||||||||||||||||
Задачи | Учебное задание | |||||||||||||||||||||||
Обеспечить организационное начало урока, психологически подготовить и эмоционально настроить учащихся на работу | | |||||||||||||||||||||||
2 этап: Целеполагание и мотивация | | | ||||||||||||||||||||||
Мотивировать к изучению темы, стимулировать желание изучать тему | Неужели я не тот же? М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» Вы видите человека с сильной волею, отважного, не бледнеющего никакой опасности, напрашивающегося на бури и тревоги... В.Г. Белинский | | | |||||||||||||||||||||
3 этап: Проверка домашнего задания. Актуализация | | | ||||||||||||||||||||||
Выявить пробелы в знаниях уч-ся Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы Актуализировать знания учащихся о сюжете повестей «Максим Максимыч» и «Тамань» | Словарная работа: Психологизм — углубленное изображение психологических и душевных переживаний. Индивидуализм — нравственный принцип, ставящий интересы отдельной личности выше интересов общества. - Почему повесть "Максим Максимыч" следует после повести "Бэла", а не завершает роман? | | | |||||||||||||||||||||
4 этап: Первичное усвоение материала | | | ||||||||||||||||||||||
Обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение уч-ся изучаемого материала. Продолжить знакомство с творчеством М. Лермонтова | Итак, повествование о главном герое открывает Максим Максимыч. Мы видели, что он многое не понимает в характере Печорина, видит только внешнюю сторону событий, поэтому и для читателей Печорин скрыт, загадочен. Характеристики, которые дает Печорину Максим Максимыч, свидетельствуют не только о наивности и чистоте его души, но и об ограниченности ума и неспособности понять сложную внутреннюю жизнь Печорина. Но уже в первой повести появляется другой рассказчик, тот, который сообщает читателю о своих кавказских впечатлениях. “Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России. Я там чуть-чуть не умер с голода, да еще вдобавок меня хотели утопить”, – этими словами Лермонтов начал свою небольшую повесть. Лермонтов посетил Тамань в сентябре 1837 г., где ему пришлось задержаться на несколько дней в ожидании почтового судна, на котором он должен был отправиться в Геленджик. Наблюдение поэта и легли в основу повести “Тамань”, которую В.Г.Белинский справедливо назвал “жемчужиной” русской прозы. “…мы подъехали к небольшой хате на самом берегу моря. Полный месяц светил на камышовую крышу и белые станы моего нового жилища; на дворе, обведенном оградой из булыжника, стояла, избочась, другая лачужка, менее и древнее первой. Берег обрывом спускался к морю почти у самых стен ее, и внизу с беспрерывным ропотом плескались темно-синие волны”. Так описаны Лермонтовым место и дом, в котором поэт жил в Тамани. | | | |||||||||||||||||||||
5 этап: Осознание и осмысление учебного материала. Практическое применение знаний и умений | | | ||||||||||||||||||||||
Показать мастерство Лермонтов в создании образов рассказа; выявить особенности композиции произведения; развивать навыки анализа текста. Обеспечить повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания, установление уч-ся внутрипредметных и межпредметных знаний. Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала | - Что мы узнали о нем из повести «Бэла»? (Не так много: он едет из Тифлиса, путешествует по Кавказу «с год», его чемодан набит путевыми записками о Грузии, видимо, он писатель, потому что очень заинтересовался «историйками» Максима Максимыча. Однако на вопрос Максима Максимыча о роде его занятий он не дает конкретного ответа. Это создает завесу тайны. Информация о повествователе пропущена, читатель никогда о нем ничего не узнает.) - Кто является рассказчиком повести «Максим Максимыч»? (Продолжает повествование условный автор, «публикатор» дневника Печорина.) - С чем связана смена рассказчиков? (Ю.М. Лотман пишет: «Таким образом характер Печорина раскрывается перед читателем постепенно, как бы отражаясь во многих зеркалах, причем ни одно из этих отражений, взятое отдельно, не дает исчерпывающей характеристики Печорина. Лишь совокупность этих спорящих между собой голосов создает сложный и противоречивый характер героя».) - Коротко перескажите сюжет повести. - Что более всего поражает наблюдающего за Печориным? (Внешность вся соткана из противоречий — чтение описания со слов: «Он был среднего роста» до слов: «...которые особенно нравятся женщинам».) - Какова роль портрета Печорина? (Портрет психологический. Он объясняет характер героя, его противоречия, свидетельствует об усталости и холодности Печорина, о нерастраченных силах героя. Наблюдения убеждали рассказчика в богатстве и сложности характера этого человека. В этой погруженности в мир своих мыслей, подавленности духа Печорина — ключ к пониманию его отчужденности при встрече с Максимом Максимычем.) - Почему Печорин не остался с Максимом Максимычем? Ведь он никуда не торопился и, только узнав, что тот хочет продолжения беседы, спешно собрался в дорогу? - Почему Печорин не захотел вспоминать прошлое? Работа с таблицей
|